Объедание грех. Объядение. Методы борьбы с грехом

Что значит слово «чревоугодие»? Оно состоит из двух частей. Первая из них – «чрево». Это устаревшее книжное слово, которое обозначает то же самое, что и живот. А также его употребляют в переносном значении, в высокопарной речи, имея в виду внутреннюю часть чего-либо.

Вторая часть – «угодие» – это также устаревшее слово, которое употреблялось в просторечии и в данном случае обозначало выгодную, положительную сторону чего-нибудь, то, что способно приносить пользу. Что это – чревоугодие, какой это грех в православии и как ему противостоять? Данной теме посвящен предлагаемый обзор.

Понятие греха

Что значит грех чревоугодия? Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим сначала само понятие греха. Под ним чаще всего понимают помышление или действие, ассоциирующееся с отклонением от норм праведной жизни. Оно может быть и прямым, и косвенным. А также это нарушение религиозных заповедей, то есть наставлений и предписаний, данных Богом.

Реже о грехе говорят, когда нарушаются доминантные морально-этические правила, нормы и традиции, установившиеся в обществе. Противоположностью ему является добродетель, а в другом понимании – вера. При этом в православии выделяется восемь смертных грехов, за которыми следует потеря спасения души при отсутствии покаяния.

Одним из таких и является чревоугодие. Что значит оно в христианстве? Ответ на этот вопрос начнем с формулировки этого понятия.

Определение и виды

По своей сути чревоугодие – обжорство, сильное пристрастие человека, испытываемое к им обильной, вкусной, вредной еде. А также несоблюдение постов. Эта страсть – главная из восьми основных грехов. Еще ее называют «коренной». При этом имеется в виду не только прием пищи как таковой. Речь идет:

  • об объядении (объедении) ;
  • гортанобесии (страстном услаждении вкусом, гурманстве; употреблении в пост неразрешенных продуктов) ;
  • наркомании;
  • пьянстве;
  • курении;
  • тайноедении.

Нарушение второй заповеди

Поскольку чревоугодники превышают значение чувственных удовольствий, то, согласно мысли, изложенной апостолом Павлом в Послании к Филиппийцам, их богом является чрево. То есть они возводят его до уровня идола, кумира.

Таким образом, чревоугодие является своего рода идолопоклонством, и тем самым нарушается вторая заповедь Божья, призывающая не сотворить себе кумира. Противоположностью рассматриваемого греха является воздержание.

Изучая вопрос о том, что значит чревоугодие, рассмотрим подробнее его формы.

Разновидности

Среди них выделяются такие, как:

  1. Пристрастие к употреблению неоправданного с точки зрения физиологии, большого объема пищевых продуктов.
  2. Повышенное увлечение различными пищевыми изысками, то есть гурманство.
  3. Чрезмерная привязанность к определенной пище – сладкой, печеной, шоколаду, газированным напиткам.
  4. Стремление к частым застольям и пиршествам.
  5. Чрезмерное увлечение алкоголем, то есть пьянство.
  6. Нарушение правил поста.
  7. Тайноядение (например, употребление пищи в ночное время).

Рассуждая про чревоугодие, необходимо будет сказать о его вредных последствиях.

Возможный вред

Последствия описываемого греха могут отразиться и на физическом, и на духовном здоровье человека. Он является смертным, так как может явится причиной появления других страстей, например таких, как блуд и уныние.

Такая его разновидность, как пьянство, может потворствовать совершению различных преступлений, направленных против Бога, а также ближнего своего. Речь идет:

  • о лжи;
  • сквернословии;
  • святотатстве;
  • богохульстве;
  • раздорах;
  • вражде;
  • воровстве;
  • насилии;
  • грабеже;
  • разбое;
  • убийстве.

Не будучи успокоенной, страсть чревоугодия может низвести человека до ступени идолопоклонства, как об этом говорил апостол Павел. Пример подобного падения раскрывается Моисеем в Книге Второзаконие на примере Израиля. В ней говорится о том, что последний разжирел, отолстел, утучнел, он стал упрямым и забыл Бога, который создал его, презрев тем самым твердыню своего спасения.

Что касается физической составляющей, то здесь чревоугодие может привести к заметным расстройствам систем и органов, важных функций организма, к тяжелым болезням. Таким образом, в Священном Писании это один из самых вредоносных грехов, относящихся к плотским.

Библия о необходимости воздержания

В Книге Исход отмечается, что привязанность к сытной и вкусной пище сынов израильских сильно затмила их разум. Когда они однажды утратили возможность есть досыта, они не то что дерзнули возроптать, но и начали вздыхать о безбожной, рабской жизни в Египте, которая была сытой.

В Книге пророка Иезекииля чревоугодие ставится в один ряд с праздностью и гордостью. Иисус, сын Сирахов, отмечает, что от злоупотреблений яствами случаются рези в животе, бессонница и холера. В Евангелии от Луки Иисус Христос прямо указывает апостолам на необходимость воздержания от объедения и пьянства.

Как бороться с чревоугодием?

По этому поводу отцы церкви дают следующие советы. Они предлагают применять и духовные, и аскетические, и психологические средства. Так как любой грех преодолевается с помощью Бога, на первое место здесь выходят покаяние и молитва. Помимо этого необходимо постараться мобилизовать волю и смирение, а также самодисциплину и труд, угодный Богу.

Среди частных приемов можно выделить такие, как:

  1. Придерживаться насколько это возможно рационального питания. То есть употреблять простую пищу.
  2. Заканчивать трапезу еще до того, как наступило полное насыщение.
  3. Составлять режим питания и стараться следовать ему.
  4. Не участвовать в лишних застольях.
  5. Соблюдать посты, которые установлены церковью.
  6. Воздерживаться от употребления алкоголя.

Рассматривая, что значит чревоугодие, следует сказать и о таком методе борьбы с ним, как пост.

Воздействие иного мира

Считается, что пост способствует усилению влияния высших сил на человека. Он расшатывает его физическое благополучие, и человек становится более доступным воздействию иного мира, происходит его духовное наполнение. Целью поста не является гастрономическая составляющая. Она только средство, ведущее к правильной духовной жизни, в основе которой лежит молитва и таинства покаяния и причащения. Без молитвы пост превращается в простое соблюдение диеты.

Под ним нужно понимать не одно лишь воздержание в пище, а комплекс всех подвижнических средств, применяемых в сопротивлении страстям. Первая его ступень – это не употреблять определенный состав пищи, отказаться от ее обилия, не есть сладостей. Дальнейшие ступени имеют отношение к внутренним задачам, состоящим в воздержании от какой-либо скверны вообще.

Эта истина вытекает из подвижнического опыта. Поэтому одно без другого не может существовать. Нельзя ограничиваться только тем, что прекратить злиться, никого не обижать, никому не завидовать. При этом необходимо также не есть скоромного.

Перед великими праздниками церковью установлены четыре многодневных поста. Они помогают человеку, подготавливая его к обновлению в духовном плане, подобно тому, как сама природа обновляется четыре раза в год. Этот обычай зародился у древних христиан и способствует тому, чтобы можно было почувствовать величие праздника. Перед ним отступают даже естественные потребности человека в еде.

Заканчивая рассмотрение того, что значит чревоугодие, необходимо сказать о соблюдении разумности в борьбе с ним.

Не перегибать палку

Борясь с чревоугодием, нужно помнить о том, что, как и в любом деле, здесь важно соблюдать разумные пределы. Нельзя морить себя голодом и доводить до обморока. Особенно это касается детей, больных людей и беременных женщин. Нужно учитывать, что, как и любая страсть, чревоугодие имеет в своей основе естественные человеческие потребности.

Человек по природе своей нуждается в питье и пище. Употребляя их, мы не только поставляем питательные вещества в организм, но и благодарим за это Творца. При этом застолье – это еще и возможность общения с друзьями и близкими, оно объединят людей. Поэтому, борясь с описываемым грехом, не нужно перегибать палку.

Демон чревоугодия

Такое понятие существует в мифологии. Это Бегемот, рассматриваемый в качестве отрицательно окрашенного духовного существа, возбуждающего плотские желания. Особенно это касается чревоугодия. В работах различных авторов это существо имеет разные интерпретации. Приведем некоторые примеры:

  1. У Пьера де Ланкра, средневекового судьи-инквизитора (16-17-й в.), Бегемот является демоном, способным принимать вид любого из крупных животных, например слона. А также волка, лисицы, собаки, кота.
  2. Профессор права Жан Боден (16-й в.) в книге «Демономания» рассматривал его как адскую параллель египетского фараона, который преследовал евреев.
  3. Немецкий монах Генрих Крамер (15-16-й в.) в «Молоте ведьм» писал, что это демон, который вселяет в людей звериные наклонности.
  4. Немецкий оккультист Иоганн Вейер (16-й в.) считал, что он нападает на людей, применяя обольщение сладострастием, ощущаемым в области пупа и чресл. Может принимать образ женщины с целью введения в соблазн. Бегемот призывает людей к богохульству и сквернословию. Пребывая при дворе Сатаны, является главным хранителем кубка, возглавляет пиры и значится ночным сторожем в аду. Современными идолопоклонниками он почитается в качестве великого виночерпия. В соответствии со средневековыми свидетельствами он рассматривается как жестокий палач ада, перед которым трепещут грешники, услышав его трубу.
  5. На одной из миниатюр, относящихся к 15-му в., Бегемот восседает верхом на Левиафане. На груди у него имеется дополнительное лицо, что объясняется легендой, восходящей к средневековым бестиариям. Она гласит, что это мифическое существо происходит от расы, которая обитала в Индии и имела голову на груди, а не на плечах.

Слово «бегемот» произошло от «бехема», что на иврите во множественном числе обозначает «животное». Первоначально оно упоминалось в Библии, где описывало животное, о котором Бог поведал праведнику Иову. В Книге Иова Бегемот не имел отрицательной окраски и не являлся духовным мифическим существом. В Библии, переведенной на церковнославянский, указанное слово используется в значении «зверь».

Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души - этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей - восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи - чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело - инструмент души и органическая часть человеческой личности - стало субстратом страстей и похоти. Тело - рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии - духа, души и тела.

Тело - это злой друг и добрый враг. Без тела не формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений - как Иуда за тридцать сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело - коварный спутник души на тернистом пути к небесному царству, который то покорно следует за ней, то старается увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие - победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов - новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников - ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон - над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож - резать хлеб. В этом смысле чревоугодие - постоянное предательство своей молитвы.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие - это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие - постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение - стремление скрыть свой порок; раноядение - когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение - человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли - горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть - так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша - так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается - то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием - стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание - когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь - к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Многие называют эту пагубную страсть просто обжорством, привязанность к пище не особенно почитается в большинстве культур, в том числе и в православной. Тем не менее, речь идет не просто о привычке, но о пагубной страсти. Итак, чревоугодие – что это в православной традиции, рассмотрим далее.

В христианском учении существует концепция так называемых смертных грехов, которые представляют собой наиболее пагубные страсти. Речь идет, конечно, не о делах и помыслах, которые приводят к гибели физического тела (хотя и такое бывает возможным), но о таких страстях и наклонностях, которые приводят к гибели души. Ведь для христианина (да и для любого человека в целом) наиболее существенным делом является спасение собственной души, другие цели, по сути, отсутствуют.

  • взращивать собственную веру, то есть развивать собственное понимание и дух;
  • бороться со страстями, что означает фактически и борьбу с Сатаной и бесами;
  • заботиться о душе, осознавать ценность души и Спасения.

В частности, следует избегать различных греховных поступков, помыслов и поведения. Кстати говоря, православная концепция тут объективно глубже, ведь в католичестве концепция прегрешений на протяжении длительного времени развивалась более как инструмент социального управления, чем как духовная практика.

Чревоугодие как грех

Нужно сразу более подробно сказать, что такое чревоугодие и о каком именно проступке идет речь. Понимание его просто как переедания является довольно-таки узким, так как вообще большинство основных грехов включают в себя целую группу деяний, которые объединяются под одной категорией греховного помысла. И чревоугодие в этом варианте не является исключением, оно тоже включает в себя целую группу поступков, а если быть точнее, то определенное направление помыслов и дел.

Полезно знать! Как исповедоваться в и что это такое

Таким образом, определение этого греха включает в себя такие аспекты поведения, как:

  • алкоголизм и наслаждение различными одурманивающими препаратами;
  • зависимость от вкуса пищи, чрезмерное наслаждение вкусом, своеобразное почитание еды;
  • использование пищи не для того, чтобы подкрепить тело, но сугубо для удовольствия, когда телу поддержка не требуется.

Если подводить какой-то итог, то под этим грехом понимается болезненная страсть к получению удовольствия через тело, в частности, через принятие различных субстанций, будь то пища или питье. Нужно отметить разную степень выраженности подобной болезненности, но даже в малом развитии грех остается грехом.

Для современного человека трудно понять, почему намерение вкусно и сытно покушать является греховным. Тем более что умелые маркетологи пищевой промышленности так заманчиво пропагандируют наслаждение едой, а используемые пищевые добавки могут вызывать в буквальной степени зависимость от некоторых продуктов, которую многие даже не осознают. В связи с этим у многих верующих даже не появляется интереса, как победить чревоугодие: текущее положение дел кажется вполне нормальным.

Полезное видео: почему чревоугодие грех?

Болезни ума и тела

Когда человек поддается различным пагубным страстям, чаще всего речь идет об отсутствии контроля ума. Для православного такое поведение недопустимо, ведь верующему нужно всегда хранить бдительность, «ибо неведом час». Нужно непрестанно пребывать в борьбе со страстями и грехами, для того чтобы душа становилась чище.

На самом деле есть вполне элементарное объяснение, почему чревоугодие является одним из самых распространенных грехов современности. Ведь около миллиарда людей на планете страдают от ожирения.

Обратите внимание! Не менее миллиарда людей на Земле страдает от голода. В мире наблюдается явная дисгармония, которая создается грехами людей: если бы они контролировали собственные страсти, то с высокой вероятностью не было бы ни миллиарда болеющих ожирением, ни миллиарда страдальцев от недоедания.

Эти данные предоставляют ученые, и они известны сейчас практически каждому мало-мальски образованному человеку, а Википедия всегда может помочь разъяснить некоторые детали. Итак, по пунктам:

  • механизм насыщения изначально заложен в человеческом теле, он действует на гормональном уровне и создан для того, чтобы тело нормально функционировало и хотело есть, когда требуется ;
  • в природе людям, как правило, приходилось иметь ограниченное количество ресурсов;
  • в современном мире люди обладают практически неограниченным количеством пищевых ресурсов, то есть даже в относительно бедных странах и относительно бедные люди могут себе позволить существенное количество пищи, а если говорить о более-менее обеспеченных людях, то они вообще могут не отказывать себе ни в каких пищевых удовольствиях;
  • организм без вмешательства ума стремится обеспечить себе максимум ресурсов, дабы всегда знать, как справиться с возможным голодом, именно поэтому, кстати, некоторые животные, если давать им неограниченное количество пищи, могут есть практически до собственного крайнего предела;
  • если человек себя не контролирует, то тело продолжает потреблять больше, чем нужно для поддержания, отсюда возникает пагубная страсть, другие грехи и различные телесные и душевные недуги;
  • сюда прибавляется деятельность современной пищевой промышленности и пропаганды, где чревоугодники нередко всячески восхваляются, называются гурманами.

Соответственно, если человек позволяет действовать своему телесному началу бесконтрольно, а также поддается на пропаганду греха, то приобретает такую вредную привычку, как переедание сверх меры. Поэтому борьба с чревоугодием начинается именно в человеческом уме. Изначально следует понять, откуда возникает этот помысел и в чем его пагубность. Проделав добротно умственную работу, освободиться от греха намного легче.

Искоренение чревоугодия в православии

В православной традиции истязание и подчинение плоти является одним из компонентов духовной практики. Конечно, каждому следует выбирать такие методы в меру собственных возможностей, главное, понять суть. Для верующего борьба с «телесностью» представляет собой также и форму борьбы с грехом.

Верующий через свои собственные действия утверждает торжество духа над плотью, а не наоборот. Концепция весьма глубокая, так как в православии земной путь представляется чем-то наподобие подготовки к другому миру. Поэтому акцент делается именно на развитии души, а тело выступает только как инструмент, которым следует умело пользоваться и управлять, но, конечно, не позволять телу управлять собой.

Говоря о том, как справиться с этим пагубным пристрастием, православные святые и подвижники указывали чаще всего на два основных метода: молитва и пост. Методы действительно эффективные и универсальные.

В дополнение ко всему в некоторых житиях и других книгах есть возможность увидеть натуралистическое описание отвратительного беса чревоугодия, который являлся к некоторым монахам. Некоторые из тех, кого Господь спободобил на написание книг и создание проповедей, в своих трудах размышляют о пагубности чревоугодия и приводят различные аргументы. Из наиболее существенных отметим такие:

  • акцент на теле, что означает большую привязанность человека к телу, его удобству и комфорту;
  • развитие других грехов и пагубных привычек, как следствия – лень, блуд, развращенность, тяга к неге, отсутствие твердости духа, уныние, сладострастие и другие;
  • трудность в молитве и духовном делании: каждому, кто съел больше требуемого, элементарно труднее настроиться на нужный молитвенный лад, возвышать собственный дух.

Когда мы рассматриваем данный грех, нужно отметить, что это не только страсть к пище, но также и другие популярные недуги современности: алкоголь, курение и остальное.

Между всеми этими страстями есть общее свойство – устремленность затуманить разум принятием чего-либо, для того чтобы извлечь удовольствие или просто отрешиться. Как говорят святые и подвижники, эти способы отрешения открывают возможность для воздействия бесов, поэтому людям нужно знать, как справиться с пагубной страстью угождения чреву.

Как сказано ранее, начало борьбы ведется в уме, искоренение начинается в духовной ипостаси личности. Ведь тело всегда будет хотеть кушать и никогда не насытится, всегда будет хотеть удовольствий. Просто кто-то эти страсти попускает, а православный верующий обуздывает.

Обратите внимание! Иногда чревоугодие может не проявляться фактически, но располагаться полностью в уме. Например, модель, которая всячески худеет, может не есть ничего, но при этом умом всячески стремиться к пище, вожделеть чувство насыщения, считать еду высшим счастьем. Такие помыслы тоже являются чревоугодием.

Вконтакте

С Богом начнем! Начался Великий пост и поговорить о чревоугодии очень кстати, тем паче, что пост это первейшее утеснение чрева

Начнем с того, что вспомним один Библейский эпизод. Жили два брата. Иаков и Исав. Исав - старший, Иаков - младший, они были сыновьями Исаака праведного. И старший должен был наследовать благословение, суть в том, что от него должен был родиться Миссия - Спаситель и он должен был быть наследником всех священных обещани. Данных богом. Однажды Исав пришел с поля, голодный, и увидел, как брат его Иаков варит себе чечевичную похлебку, красивую, красную. Он сказал:

Красного этого хочу!

Тогда Иаков ему сказал:

Продай мне свое первородство, тогда я тебе отдам это.

Я сейчас умираю, зачем мне это первородство? Тогда Иаков говорит:

Поклянись!

И он поклялся, и продал первородство за чечевичную похлебку. Иаков дал ему похлебку, дал ему хлеба, тот наелся и пренебрег Исав своим первородством. И как говорит Писание, хотя он затем и плакал, просил, хотел изменить что-то в своей судьбе, но было уже поздно. За чревоугодие Исав навсегда потерял право родить Спасителя, потерял право стать благословением для всего человечества. Все это сделало его чревоугодие.

Действительно, чревоугодие у нас считается за что-то такое маловажное. Причем чревоугодие понимают совершенно неправильно, у нас говорят, что чревоугодием является обжорство, например, а вот если я гурманствую, то я и не чревоугодник.

Суть чревоугодия в том, что человек завидит от своего желудка в душевном смысле. Все зависят от желудка в обычной жизни. Господь нас создал такими, что на земле мы не можем не вкушать пищу. Но Господь нам создал чрево не для того, чтобы мы обжирались, или чтобы мы служили ему, а для того, чтобы оно просто помогало нам существовать, но не более того.

Благодаря первородному греху, что человек считает себя чем-то немаловажным, он начинает предаваться страсти чревоугодия.

Нам должно помнить, что все страсти между собой взаимосвязаны. Во первых причинно-следственными связями. И связаны еще по уровню. Есть более глубокие страсти, а есть более поверхостные страсти, которые вырастают из первых, как стебель из корешка. А самой первой является страсть ЭГОИЗМА. Когда человек считает себя чем-то немаловажным, и считает что он важнее всего на свете. Отсюда рождается желание наслаждения, из наслаждения, которое еще называется сластолюбием, одно из исчадий этой страсти является чревоугодие, которое в свою очередь усиливает самолюбие. Если человек хочет избавиться от пагубных, губящих душу страстей, он должен в первую очередь обуздывать свое чрево. Потому что из чревоугодия, как мы увидим дальше,(сейчас мы будем за основусматривать её по «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника, это базовая книга для нашей духовной жизни), мы должны понимать, что без обуздания чрева мы не сможем справиться с более глубокими страстями.

Более того, всем известна страсти, которые наиболее порицаются обществом, такие как алкоголизм, наркомания. Они являются проявлением и частным случаем попытки решения духовных и душевных проблем с помощью употребления неких продуктов в пищу, поэтому человек когда бросает наркотики, часто спивается. Или человек не пьет и начинает резко жиреть. Почему? Потому что он ту же проблему решает при помощи еды. Бывает часто семья, где муж алкоголик, а жена толстая. Потому что одна и та же страсть - чревоугодие проявляется в двух разных видах. Один человек при помощи питья её решает, а другой при помощи еды, а суть одна и таже, ничем не отличается.

Помните, что ап.Павел сказал, что те, у кого Бог - чрево - Царствия божия не наследует. Потому что человек, зацыкленный на решении своих проблем при помощи пищи, обречен на то, что после смерти он будет мучиться. Помните как богачь в притче о богаче и Лазаре, мучился языком. Огонь неутолимого желания оказался неутолимым, потому что еда недоступна душе. Можно душе поставить целую гору мяса на могилу, гору всяких продуктов (на радость местным бомжикам), но толку для души не будет никакого, потому что чревоугодие в душе только облизнется, а съесть ничего не может, таким образом, она обрекается на мучение неутлимых желаний, и обрекается на то, что не умея наслаждаться Богом, не умея в Нем находить решение всех внутренних своих желаний, душа такая обрекается на внутренние мучение, которое вытекает из неё самой.

Слово 14 святого Иоанна Лествичника. О любезном для всех (хорошо сказано) и лукавом владыке, чреве.

Почему нужно толковать (эту книгу)? Можно было бы прочитать и все, но на самом деле, святой Иоанн Лествичник собрал энциклопедию духовной жизни, причем настолько плотно её упаковал, что она нуждается в расшифровке. «Лествица» была комментируема непрерывно начиная примерно с IX века. Сохранилось множество различных комментариев именно потому, что будучи великолепным, точнейшим описанием духовных реальностей, она является очень плотным, алмазным таким изложением, поэтому она сравнима со Священным Писанием по плотности смысла в ней заложенном.

«Имея немерение говорить о чреве, если когда-нибудь, то теперь наиболее, предположил я любомудрствовать против себя самого; ибо чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти». То есть св. Лествичник говорит, что удивительное дело, если бы человек до конца полностью освободился от страсти чревоугодия до самой своей смерти. Это действительно проявление чуда Божия.

И здесь с чем мы сталкиваемся? С тем, что страсти страшны тем, что они очень близки к тому, что нам необходимо. Самые страшные виды зла, они почти хороши. Добрая вещь, но немножко не такая.

Не так страшны явные чудовищные виды зла, которые явно видны, потому что человек легко от них отходит, на самом деле. Куда более опасно то зло, которое корениться рядом, которое меня всегда сопровождает.

« Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопит: «Мало!», будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу!» С чего начинает Лествичник. Он как раз показывает, что есть чревоугодие по сути. Это свойство, душевное свойство, которое заставляет человеческое чрево постоянно разжигать в себе аппетит. Люди специально как-то заботятся о повышении аппетита, пытаются раскрутить себя, потому что они обуяны страстью чревоугодия. И здесь надо понимать, что когда чрево это говорит, речь идет не о самом чреве, а о душевном свойстве, когда человек привык свои духовные и душевные вопросы решать при помощи чрева, поэтому всегда мало...

« Чревругодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно произнекает другую. Заградил ли ты и эту, - иною прорывается, и одолевает тебя.» Лествичник говорит, что чревоугодие - как воду затыкаешь, а она с другой стороны льется, и так со всех сторон. Поэтому вроде уже не хочется, а оно прорывается с помощью приправ, сластей и т.д. « Уже наелся, но еще хочется сладенько. Такая вкусненькая штучка, что нельзя остановиться!». Или «Наелся, но еще за папу, за маму, за дедушку, а можно еще приправку подсыпать и это я съем» Да? Особенно чревоугодие хорошо проявляется в первые дни постов. «Столько добра осталось в холодильнике! Неужели оно пропадет?» - так говорит лукавое наше владыко - чрево-«Нельзя, чтобы добро пропадало». А бывает, что человек специально делает чтобы было вкусно, чтобы таким образом себя накормить. Чем хороши посты, что они ограничивают количество таких вещей, которые можно разнообразить. Если у вас не будетсливочного масла, яиц и мясных продуктов сложнее например подливу сделать. А ведь все эти подливы, которые человек делает, часто для того, чтобы лишний раз себя разжечь. Грех, как вы понимаете, не в пище, ав саморазжигании, в таком воспалении своего сердца. А между тем чревоугодие не такая уж безобидная страсть. Из-за чревоугодия рождается эгоизм. Усиливается самолюбие. Человек становится вспыльчивым, блудливым и многие другие страсти рождаются именно из этой бесовской страсти.

« Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом». Чревоугодие что заставляет делать? Не ориентироваться на реальные нужды нашего тела. Тело наше прекрасно знает, сколько ему реально нужно. Посмотрите на маленьких детей. Если бы не эта идиотская привычка наших родителей впихивать в нас что нужно и что не нужно, когда для многих мам главным счастьем в жизни являются съеденные лишних три тарелки с манной кашей для своего ребенка. То есть это безумие, ведь наши дети прекрасно знают, что им есть и чего им не есть. Когда кричат: «Мой ребенок недоедает, ужас какой», но мне неизвестен ни один ребенк, который бы умер от истощения, если бы ему не впихивать в рот еду. Неизвестен такой случай. И наши предки как-то обходились, когда детьми было некогда заниматься крестьянам и не умирали же от голода крестьянские дети. Впрочем, именно это впихивание зараждает принцип во-первых чревоугодия, когда человек ест не столько, сколько нужно, а столько, сколько мама сказала, а второе что пораждается - это привычка насилием добиваться чего-то хорошего. Которая разлагает душу. Касается в том числе и нас, если мы видим что наелись - хватит, не надо говорить что надо доесть все, что на тарелке. Таким образом пораждается страсть чревоугодия. А потом удивляемся почему ребенок вырос бессердечным эгоистом. А это причинно-следственная связь. Усиливая в человеке чревоугодие, мы усиливаем в нем самолюбие. Обеспечиваем, что он будет хамить своим родителям. Поэтому люди и страдают и телесными болезнями и душевными одновременно.

« Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева - виновник чистоты».

Действительно, когда человек объедается, его тянет поблудить. Для отцов церкви это было естественно, они говорили, что количество соков увеличивается и человек становиться похотливым. Даже физиологически понятно, вот смотрите - количество крови у нас в организме ограничено - не более пяти литров. И она распределяется неравномерно, когда человек много ест, где у него кровь? В желудке и в кишечнике. Что там рядом находиться, догадываетесь? Все наши половые железы там рядом находяться. Когда количество крови там увеличивается, увеличивается и активность желез, которые там работают. Когда человек меньше ест, у него лучше думается. Даже вот светский человек - Гете, когда писал «Фауста», он постился, хотя он был не христианином. Он понимал, что тогда кровь отойдет к голове. На самом деле, в замысле Бога, кровь должна больше омывать голову и сердце, потому что они наиболее пронизаны кровеносными сосудами, то есть предполагается, что умно - сердечная работа, она должна быть наиболее обеспечена. Мы так часто к себе относимся, немножко рационально, как будто душа у нас с телом не связана. Нет. Душа очень даже с телом связана и, объективности ради, мы об этом прекрасно знаем. Мы хотели бы, конечно, быть чистыми духами, но мы не такие, мы по другому спроектированы. Поэтому сказано - насыщение есть мать блуда. Человек, когда контролирует свой желудок и ест только столько, сколько необходимо, ему легче хранить телесную чистоту. Прямая взаимосвязь.

«Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость». Здесь обратная связь - даже льва можно укротить лаской, а вот тело становиться буйное, если его больше ласкать. Некоторые говорят: « в здоровом теле - здоровый дух». А как говорил Илья Мордешвилли: « Одно из двух». На самом деле, если ты будешь свое тело холить и лелеять, ты станешь тупым и глупым, в прямом смысле этого слова. Действительно, если ты разрешаешь своему телу все, что оно захочешь, то ты ничего великого в жизни не добьешься, даже по-земному. Я уж не говорю про небесное, что ты не добьешься ничего. Потому что ты распустишь свое тело и станешь плотским человеком. Здесь я сделаю небольшую ремарочку.

Библия говорит о трех видах людей: духовные, душевные и телесные.

Кто такие духовные люди? Те люди, которые покорны Святому Духу. В ком Святой Дух действует как властная сила. Такие люди называются еще святыми.

Есть люди душевные, которые считают, что главное душевные качества - чувство прекрасного, гармоничность, отношения с людьми, такие люди обладают душевной мудростью, про которую апостол Иаков говорит, что она бесовская, и Царство Божия они, конечно, наследовать не могут, но они имеют все же возможность прийти к Богу, раскаявшись в своих делах, потому что у них душа действует все таки. А есть люди плотские. Библия об этом говорит так: Бог посмотрел на допотопных людей, раскаялся, что сотворил их и сказал: « Не вечно Духу моему быть пренебрегаему людьми этими, потому что они суть плоть». То есть люди полностью превратились в плотских людей, живущих исключительно ради тела. Знаете может, есть такие сумасшедшие люди, которые говорят, что души у человека нет. Знаете отчего материализм раждается? От обжорства и блуда, в прямом смысле этого слова. Когда человек считает, что главное телесность, и главное, телесные отправления, а все остальное - ерунда, или помните, как говорили коммунисты - надстройка над базисом? Это говорит об юном складе ума, когда человек практически выпадает из числа людей. Он оживотнивается и ничего человеческого в нем не остается. Посмотрите например даже на памятники материалестического времени, помните, какие там были люди? Знаменитые « Рабочий и колхозница».Такого человека в реальности встретишь в темной подворотне... лучше подальше от такого «рабочего» или «колхозницы» спрятаться, да? J У фашистов - такой же идеал красоты. Люди абсолютно животного склада. Такого «гариллического», как хорошо сказал Солоневич. Человек гариллоподобный. И это связано с чем? С тем, что человек жил за счет чрева и подчревия. Он поработил всю свои духовные способности вот этому и в результате он превратился в плоть. Как в древности Господь их за это смыл с лица земли, так же Господь разрушил страны, которые были построены этими людьми. Разговоры «вдруг тело изнеможет», нужно отложить в сторону. Человек должен тело ставить на место. К телу нужно относиться как к ослу, которого конечно нужно кормить, но в меру.

« Жид радуется о своей субботе и о празднике: и монах-чревоугодник веселиться о субботе и о воскресном дне; во время поста считает сколько осталось до Пасхи; и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева расчитывает, какими снедями почтить праздник; а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться». Вот сейчас как раз пост и можно проверить - а рабы мы кого? Чрева или Бога? Вот с чем у нас мысли о Пасхе связывается? Если вы заметите, что у вас мысли: « А какие бы куличики достать получше, как пасху «по- царски» сделать, со сметаной. А мясо как лучше приготовить так или этак?» - и если вы об этом весь пост думаете - диагноз очевиден.

« Когда пришел странник, чревоугодник весь движется на любовь, подстрекаемый чревонеистовством; и думает, что случай сделать брату утешение, есть разрешение и для него. Пришествие других считает он за предлог, чтобы пить вино; и под видом того, чтобы скрыть добродетель, делается рабом страсти». Видите, какая ловушечка? Любовь проявляем, чтобы получше приготовить, такие яства готовит. В чем проявляется чревоугодие? Наложит ложечку ему, две себе. А потом говорит: «Ах обжора, всего меня объел». Любовь к гостям оказывается поводом для утоления этой страсти.

«Часто тщеславие враждует против объедения; и сии две страсти ссорятся между собой за бедного монаха, как за купленного раба. Объедение понуждает разрешать, а тщеславие показывать свою добродетель; но благоразумный монах избегает той и другой пучины, и умеет пользоваться удобным временем для отражения одной страсти другою». То есть при помощи тщеславия, он ограничивает себя в пище. Когда приходит друг, он накладывает ему еду, а себе нет.

«Если бывает разжение плоти, то нужно укрощать её воздержанием, во всякое время и на всяком месте. Когда же она утихнет, (чего впрочем не надеюсь дождаться прежде смерти), тогда может скрывать пред другими свое воздержание». Видите, какой принцип? Если у тебя буйствует плоть, надо заставлять себя воздерживаться. Буйствует плоть - Блудная похоть или тяга к вину, тяга к еде, надо себя ограничивать, не важно, кто к тебе придет и что тебе скажет - это безразлично. Тебе сейчас нужно именно с этим справиться. Здесь важный принцип: мы не боремся против всех страстей сразу. Сразу против всех страстей мы не можем бороться. Главное искушение дьявола знаете какое? Найти из всех страстей ту, которая меньше всего на тебя действует и заставить тебя с ней бороться всеми силами. Фишка в чем? С реальными страстями ты не борешься, а вот с той страстью ты борешься. Бывает например, есть люди, которые привыкли склоки устраивать. Дьявол им внушает: «главное быть правдолюбцем, смотри, сколько несправедливости вокруг!» Как хорошо сказал один писатель, дьявол заставляет человека бегать с огнетушителем во время наводнения... Наша задача - действовать против той страсти, которая сейчас больше всего нас борет. Понятно?

«Видел я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, ненаходившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее, на пиршествах. Если они имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимание на их благословение; а особенно, когда мы еще боремся с огнем плотской похоти».

Здесь Лествичник говорит ту вещь, которая на самом деле известна людям и сейчас. Лествичник говорит - не надо их слушаться. Если тебя тянет к пьянке, если тебя тянет к блуду, Лествичник говорит, что не надо слушаться даже такого благословения, потому что СПАСЕНИЕ ДУШИ важнее всего.

«Богопротивный Евагрий воображал, что он из премудрых премудрейший, как по красноречию, так и по высоте мыслей; но он обманывался, бедный, и оказался безумнейшим из безумных, как во многих своих мнениях, так и в следующем. Он говорит: «Когда душа наша желает различных снедей, тогда должно изнурять её хлебом и водою». Предписывать это то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы. И так скажем в опровержение сего правила: если душа желает различных снедей, то она ищет свойственного естеству своему; и потому противу хитрого нашего чрева должно и нам употребить благоразумную осторожность; и когда нет сильной плотской брани, и не предстоит случая к падению, то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую».

Итак, будем разбирать. Кто такой Евагрий? Евагрий - учитель монашества в конце 4 начале 5 века, но он впал в ересь, он не право учил о душах, он признавал предсуществование душ, что души существуют до тела, потом признавал возможность переселения душ, он неправо учил, что Бог якобы всех спасет. И он в частности неправо учил о спасении своей души, у него практические советы были ошибочны, поэтому Лествичник и говорит: - Смотрите, нельзя сразу требовать от себя многого, нельзя пытаться сразу же сломать себя целиком, сразу посадить себя на хлеб и воду. Здесь еще один важный принцип, который важно помнить. Мы считаем, что строгий - значит хороший. Это не значит. Если человек живет строгой жизнью, если человек мало ест и мало пьет, это хорошо но не достаточно. А может быть даже безразлично, а может быть даже и вредно. Например, если он мало ест/пьет, потому что считает пищу и питье творением демонов, как манихеи например считали, то он просто дьяволопоклонник, и лучше бы он ел и пил и каждый день под забором валялся, чем так считать, потому что он таким образом хулит Бога, давшего нам пищу. Строгость жизни на самом деле должна проявляться не только в строгости в к себе, но еще в умении получать духовные дары, т.е любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, вера, воздержание. Те самые о которых упоминает апостол Павел в послании Галатам.Если этих плодов нет, то строгость жизни бесполезна и бессмысленна. Обуздание чревоугодия - это средство для обуздания самолюбия. Поэтому Лествичник и говорит, что когда мы хотим пищи это нормально и когда мы хотим разнообразия это тоже нормально, это свойственно нашей природе. Мы природу обуздываем, сдерживаем, и то что она желает в этом греха нету, а то, что не надо этим желаниям потакать и «угождение плоти не превращать в похоти». Когда нет сильной брани, нет поводов к падению, то мы должны отсечь сначала утучняющую пищу, потом разжигающую а потом услаждающую. Вот это очень важный принцип. Вот обычная жизнь. У нас нет возможности в блуд впасть к счастью, нет возможности попасть в дурную компанию, где обопьемся, безобразия будем делать. Здесь надо ограничивать себя постепенно. Сначала с какой пищи начать? С утучняющей - жирной; высококалорийную пищу нужно откладывать первой; затем разжигающую - острою, а потом услаждающую, а потом уже сладкое. Вот как раз путь к постепенному обузданию владыки чрева. Человек видит, что у него чрево командует. И он начинает себя постепенно обуздывать.

«Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности, и чрез скорое переваривание пищи избавиться от разжения, как от бича». Очень мудрый подход, я даже думаю, что деетологи с этим бы согласились. Рыба, овощи, картошка, мясо в форме щей - много есть видов пищи, которые быстро и легко перевариваются. «Вникнем и усмотрим, что многие из яств, которые пучат живот, возбуждают и движения похоти».

«Посмеивайся ухищрению беса, который по вечери внушает тебе позднее принимать пищу; ибо в следующий же день, когда настанет девятый час, он понудит тебя отказаться от правила, установленного в предшествовавший день». Смотри, говорит Лествичник, не смей себя перетруждать правилом в смысле пищи. Очень часто бес внушает: « Давай ты попозже будешь кушать в следующий раз...». Когда он это говорит? Когда ты уже поел, вот поел и приходит такое желание-« как хорошо-то было бы...», а на следующий день голод сведет живот, ты поешь раньше. А тебя еще будет мучить совесть. У дьявола такая ловушка, чтобы заставить человеческую совесть мучится. Здесь сказано про девятый час, дело в том, что монахи на востоке действительно ели впервые в три часа дня. Но вот это уже климатический момент. Слово «завтрак» в Библии употребляется один только раз. (В 21 главе Иоанна). Потому что на самом деле почти никто не завтракает на Востоке из-за того, что жара начинается. Поэтому там пьют легкий напиток с утра, а потом едят уже часа в три дня. Это связано с климатом. Правило такое в России никогда не исполнялось, даже в монастырях монахи при северном климате они ели сразу после литургии, часов в 10, в 11. Это логично и правильно, потому что связано с нашими энергопотерями. По этой причине мера поста зависит от климатической широты, например на Чукотке постятся с мясом, только мясо едят вечером, потому что там больше ничего другого нет. Точно так же на Соловках едят рыбу весь Великий пост. Чем южнее, тем строже пост, потому что меньше энергопотери, и кстати говоря больше разжигание плоти, поэтому говорят «южный темперамент». Именно поэтому требуется больше обуздывать себя.

Нельзя зависеть от пищи. Гурманство не меньший грех... это тоже проявление чревоугодия. Можно зависеть от объема пищи, можно зависеть от её качества. Если у тебя, например, испортилось настроение, если ты съел картошку, а если съел «рафаэллу» -этот шматок свинины, оно у тебя улучшилось - вот это плохо.

Вопрос из зала: -Батюшка, скажите, вот если например богатый человек, он следит за своим столом, и легко переносит пост, если захочет поститься, а вот бабушке-пенсионерке это сложней, она не может себе позволить то, что она бы хотела. Ей психологически тяжелей.

Какой же вопрос?

Это как относится к чревоугодию(психология человека)?

Вы знаете, я вот по себе скажу. Мне пришлось жить с семьей в середине 90-х годов на 500р. в месяц. И мне не надо было каких-то изысков, я не думал о черной икре. Мне нужно было, чтобы картошка была если к ней лук будет - это шикарно, ну и хлеб, немножко сметаны... Вот и все. Я помню поступил в семинарию в одном из самых сытых годов XXвека в 91-м. Мы там картошку двумя утюгами жарили, вы врятли сможете кипятильником суп сварить, а вот я умею. В бидоне варили. Собираются семинаристы чай попить. А что к чаю есть? Сахар есть! Много ли человеку для счастья надо?

Дало не в том, много ли у человека пищи (денег вернее), а в том, как человек относится к этой пище.

«Одно воздержание прилично неповинным, а другое - повинным и кающимся. Для первых движения похоти в теле бывает знаком к восприятию особенного воздержания; а последние пребывают в нем даже до смерти; и до самой кончины не дают своему телу утешения, но борются с ним без примирения. Первые хотят сохранить всегда благоустройство ума; а последние душевным сетованием и истаяванием умилостивляют Бога». То есть разница какая? Человек впал в смертный грех, в блуд или в другой какой-то тяжёлый грех. И тогда он конечно в посте до смерти обуздывает себя. Другое дело, когда человек не впадал в смертные грехи, у него воздержание гораздо умереннее. Одно дело нерваная вещь, а другое дело заштопанная. Нерваная её еще нужно порвать, чтобы разошлась, а заштопанное может по месту разрыва пойти дальше. Поэтому разница есть. Поэтому и пост для впадавших в смертный грех это более важное средство, чем для не впадавших. Особенно касается грехов против плоти.

«Время веселия и утешения пищею для совершенного есть отложение попечения; для подвижника - время борьбы; а для страстного - праздник праздников и торжество торжеств».

Это значит, что когда человек совершенный он не замечает пришло время разговляться, не пришло. Он не обращает внимания. Я разговаривал со своими друзьями-монахами и нашел подтверждение своей мысли - почему великие святые мало ели? Потому что им было лень на это время тратить. Зачем на ерунду время тратить, когда есть такие удовольствия…вот например такая история: два монаха встретились вместе, решили попировать, их ученики приготовили бобовую кашу в качестве пирушки. Решили сначала помолиться перед едой. Один встал, прочитал Евангелие от Луки. Второй прочитал послание к Еврееям. Первый прочитал книги пророка Исаии наизусть. Другой прочитал 118 псалом. И пока они закончили наступил рассвет. Они довольные облобызались «как мы с тобой хорошо пообщались, помолились, покушали» и разошлись, а кашу пришлось доедать послушникам. Совершенные они просто не замечает. Потому что они обогащаются святым духом, это реальность, которая известна всем христианам, потому что когда человек находится в богообщении, молиться, ему не до еды потому что ему слишком хорошо. Вот это как раз та самая цель, к которой мы должны стремиться. Когда человек забывает о пище ради Создателя, ради красоты, которую Он дает, ради того наслаждения, которое дает Бог.. Для борющегося подвижника - это время борьбы. Вот смотрите например начинается праздник. И человек должен бороться со своим чревом, чтобы не объестся, не опиться не свалиться. Наконец для того, кто охвачен страстью, для него это праздник праздников и торжество торжеств. J

« В сердцах чревоугодников - сновидения о снедях и яствах; в сердцах же плачущих - сновидения о последнем суде и муках». Даже во сне эту пищу видят! Если же человек плачет о грехах своих, если он понимает, что оскорбил Бога, ему сниться Великий Суд и муки.

«Будь господин над своим чревом, прежде нежели оно тобою возобладает и тогда будешь принужден со стыдом воздерживаться. Впадшие в ров беззаконий, о которых я не хочу говорить, понимают, что я сказал; целомудренные же опытом сего не познали». Лучше сейчас обуздать чрево, чтобы в блуд не впасть. Потому что когда впадешь, узнаешь что это за ров. А кто этого не знает, кто целомудренный, тому это и не надо знать.

«Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне». Вот тут спрашивали как чрево укрощать. «Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне». Вот сели вы за хороший стол, да? И вспомнили: «А что будет обжорам?» и представили себе горящий вечный огонь.

«Повинуясь чреву, некоторые отрезали наконец сокровенные свои члены, и умерли двоякою смертию. Будем внимательны и мы увидим, что объядение есть единственная причина потоплений с ними случающихся.» Некоторые доходили до того, что из-за обжорства впадая в блуд, они кастрировали себя, такие примеры есть, до сих пор есть такая секта скопцов. И Лествичник о чем говорит, что погибали и в этой жизни и в будущем в вечный огонь попадают. Потому что по Господнему слову такие люди обречены вечному огню. Скопящий себя отлучается от Церкви, как противник создания Божия.

«Ум постника молится трезвенно; а ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний. Насыщение чрева иссушает источник слез; а чрево, иссушенное воздержанием, рождает слезные воды.» Часто спрашивают, почему во время молитвы нет покаяния. Какое покаяние, если ты объедаешься. Если ты сможешь ограничить свое чрево, ты сможешь со слезами плакать, то есть у тебя будет умиление в сердце. То есть ты сможешь сопереживать другому человеку. Действительно реальная вещь, проверенная. От обжорства человек теряет способность сопереживать другим людям. Даже в обычной жизни это так, тем более это касается покаяния во грехах своих. И молитва нормально не идет у человека который объедается, Поэтому преподобный Силуан Афонский говорил: «Какой признак что ты съел достаточно или много? Если ты после еды хочешь молиться, сохраняется желание к молитве, значит ты съел достаточно, если ты молиться не хочешь после еды, значит, ты объелся». Так что проверка - если вы благодарственные молитвы не читаете после еды, что у нас есть на совести? Чревоугодие!

«Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить духа блуда: тот подобен угашающему пожар маслом». Самый лучший способ затушить пожар - это залить его маслом или бензинчиком. Точно так же как объедаться и при этом бороться с блудом.

«Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце. Если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами». Как интересно. Человек который смирился пищей, ограничил свое чрево, он может быть смиренным, он понимает, что все под Богом ходим, он не возноситься, не думает о себе высоко. Человек объевшийся, разжиревший, на нем исполняется слово пророка, когда Бог говорит ко Израилю: «и ел Израиль и пил Израиль и разжирел и растолстел и повернулся задом к Сотворившему его.» Так и получается на самом деле.

«Испытывай себя в первый час дня(то есть в 7 часов утра), в полдень, за час до принятия пищи, и узнаешь таким образом пользу поста. Поутру помысл играет и скитается; когда же настал шестой час он немного ослабевает; а во время захождения солнца окончательно смиряется». Когда человек сыт, у него помыслы в разные стороны. А потом все меньше, меньше, меньше и таким образом и количество рассеянных помыслов уменьшается…

«Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей.» К вопросу о трепливости, когда язык не остановить.

«Всеми силами подвизайся против сего мучителя, и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет». Если потрудишься обуздать себя, Господь сильно помогает и очень быстро.

«Мехи (то есть кожанные мешки в которых воду носили) когда их размягчают, раздаются и вмещают большее количество жидкости; а оставленные в небрежении не принимают и прежней меры. Обременяющий чрево свое расширяет внутренности; а у того, кто подвизается против чрева, они стягиваются мало-помалу; стянутые же не будут принимать много пищи, и тогда, по нужде самого естества, будешь постником». Некоторые говорят: « Я привык много есть!» Уменьшай постепенно и будешь меньше есть.

«Жажда весьма часто жаждою же и утоляется; но голод прогнать голодом трудно и даже невозможно. Когда тело победит тебя, укрощай его трудами; если же ты по немощи не можешь этого, то борись с ним бдением. Когда глаза отяжелели, берись за рукоделие: но не касайся оного, когда сон не нападает; ибо не возможно работать вместе Богу и мамоне, т.е простирать мысль свою к Богу и на рукоделие.» Идет речь как бороться, во время поста или когда человека тянет на еду - нужно укрощать трудами, когда не можешь трудиться - бдением, не можешь бдением - рукоделием. Бдением называется не просто бессонница, а молитва ограничивающая сон. Бессонница добродетелью не является, сами понимаете. Потому что тогда святые были бы изобретателями кофе. Здесь есть важный момент, когда говориться о рукоделии и молитве. Их надо разделять. Есть время усиленной молитвы - правило, есть время рукоделия. Во время рукоделия тоже нужно молиться (например, Богородицу читать).

«Знай, что часто бес приседит желудку, и не дает человеку насытиться, хотя бы он съел все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле». Такой человек не насытиться никогда. Есть даже в медицине такое понятие - булимия. Голодный бывает не от недостатка пищи, а часто бывает от беса.

« Удивительное дело, что ум, будучи бестелесен, от тела оскверняется и омрачается, и что напротив невещественное от брения утончается и очищается.» Удивительное дело - борется с телом, а утончается ум, хотя он и невеществен. Такое удивительное дело, которое Господь сделал. И наоборот оскверняется от обжорства или от гурманства.

«Если ты обещался Христу идти узким и тесным путем, то утесняй чрево свое; ибо угождая ему и расширяя его, ты отвергаешь своих обетов.(идет речь о монахах, которые обещают постническое житие) Но внимай, и услышишь говорящего: пространен и широк путь чревоугодия, вводящий в пагубу блуда, и многие идут по нему, но узки врата и тесен путь воздержания, вводящий в жизнь чистоты, и немногие входят им (Мф.7,14)»

«Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объядение". Глава, потому что с него начинается -понимаете? - но далеко не заканчивается.

Все мы слышали о семи смертных грехах. Чтобы напомнить их, я перечислю оные: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и блуд. Список, что и говорить, совсем непрезентабельный. Многие скажут или спросят, а почему среди множества грехов именно эти выделены в особую категорию и являются самыми ужасными и непростительными?

И если кратко ответить на этот вопрос, то можно сказать, что это происходит потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном повторении этих грехов они приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души.

Это общая фраза. И смысл ее, возможно, понятен далеко не всем. Поэтому давайте сегодня остановимся на одном из грехов этого списка, рассмотрим его чуть подробнее и поймем, в чем же дело. И чем именно эти грехи отличны от иных.

А остановить ваше внимание я хочу на грехе чревоугодия. Все любим вкусно покушать? Тогда давайте разбираться в нашем пристрастии внимательнее.

Вы помните, когда впервые был совершен этот грех? Правильно! В райском саду, в Эдеме! Да, именно Адам и Ева вкусили запретный плод от дерева, плоды которого им запрещено было употреблять в пищу. А вот сумей они обуздать свое любопытство или, возможно, свой аппетит, могло ли быть всё иначе? Может быть, и сегодня всё человечество гуляло бы по райскому саду… Кто знает. Но как бы то ни было, грех чревоугодия был совершен в первые времена от создания мира.

И с тех пор он преследует нас, влечет, манит. И мы зачастую не можем отказать себе в удовольствии полакомиться чем-нибудь вкусненьким.

Но давайте прежде всего разберем, что же означает само понятие чревоугодия. Это обжорство, неумеренность в еде, пресыщение. Это своего рода безумие и одержимость на гастрономической основе.

А любое безумие и одержимость есть грех. Если пища становится вожделенной целью, непреодолимым желанием, то человек становится рабом своего желудка. И порой это рабство доводит человека практически до скотского состояния. Грузный, жирный, обрюзгший человек далеко не всем внушает симпатию и располагает к себе.

Святые отцы утверждали, что если человек не может обуздать свой желудок и подчиняется греху чревоугодия, то такого человека легко одолеют и другие пороки.

И этому легко найти подтверждения в книгах как Ветхого, так и Нового Заветов. Прочтем царя Соломона: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет их в рубище ». Пресыщающийся – значит объедающийся на современном русском языке. Также тот же царь Соломон велел: «И поставь преграду гортани своей, если ты алчен ».

А вот апостол Павел, ближайший последователь Христа и автор нескольких Посланий Нового Завета, писал: «Пища не приближает нас к Богу ».

А вот сейчас давайте вспомним еще один широкоизвестный библейский эпизод. Ветхозаветный. Жили два брата-близнеца Исав и Иаков. Это, как вы поняли, сыновья Исаака и внуки праведного Авраама. Исав был старшим и, следовательно, он должен был наследовать благословение отца по праву первородства. Так происходило всегда в ветхозаветные времена.

Однажды он пришел с поля, на котором работал. Он был очень уставший и неимоверно голодный. И заметил, что его младший брат варит чечевичную похлебку. Она была красивого красного цвета, источала неповторимый аромат, кипела на огне… Представьте, как это соблазнило уставшего, наработавшегося, голодного человека. И Исав попросил у брата поесть. Но Иаков был непрост. Он не стал по-братски делиться с Исавом едой, а взамен тарелки супа потребовал уступить ему право первородства.

Исав в состоянии абсолютного голода и усталости был согласен на всё. Что ему было первородство, если он чувствовал, что силы покидают его. Естественно, он согласился и получил порцию вожделенной похлебки.

Вы представляете? Променять первородство – а это значило, что от его рода должен прийти в мир Мессия – за тарелку супа!!!

Но дело было сделано. И чревоугодие сыграло с Исавом страшную шутку. Он навсегда лишился возможности быть прародителем Спасителя, он потерял право быть благословенным отцом для всего человечества… И виной всему – пресловутая тарелка чечевичной похлебки.

Вот что такое чревоугодие. Хотя многие из нас считают это пристрастие совсем не греховным или каким-то маловажным. «Я пробую, я дегустирую, я – гурман», – зачастую можно услышать в оправдание. Но как ни назовите свою страсть, она греховна. И от изменения названия суть оной не меняется.

«Желудок должен служить нам, а не мы – желудку»

Да, действительно, Господь создал нас такими, что мы не можем жить, не питаясь. Мы должны вкушать пищу как минимум 2-3 раза в день. Но! Вкушать, дабы существовать, работать, заниматься какой-то полезной деятельностью, а не для того, чтобы неустанно жевать, набивая до отказа свое чрево и становясь сонным, ленивым и нетрудоспособным. Говоря обобщенно, желудок должен служить нам, а не мы – желудку.

Опять-таки, кто-то, согласившись даже со всем вышесказанным, может противоречиво заметить, что обжорство, чревоугодие или гурманство – это самая маленькая и, возможно, самая безобидная из всех страстей. И опять-таки поспорю. Все страсти между собой связаны. Да, все. И представьте, причинно-следственными связями. Сомневаетесь? Давайте разберемся!

Начнем с начала. Первый грех – гордыня . А что это? Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. То есть, проще говоря, «я – самый лучший, мне нужно всёсамое лучшее. И побольше! Ведь я этого достоин!» А всё – это в том числе и пища, вкусная, богатая, обильная, которая только помогает тешить неуемное самолюбие.

Дальше. Зависть . Что это? Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. И конечно же, вкусняшек. «Как это – он ест кальмаров, а я должен давиться макаронами? Ничего подобного! Кальмаров желаю – и побольше!» Опять-таки, вытекает причинно-следственная связь с чревоугодием.

Следующий смертный грех – гнев . Ну, тут понятно. Один есть что-то вкусное, а ты не просто обзавидовался, но тебя это положение вещей выводит из равновесия. Мы негодуем, возмущаемся, поскольку, опять-таки, хотим получить того же и побольше.

Ну, про алчность и сладострастие я даже говорить не буду, связь их с чревоугодием на поверхности.

Вот так, не имея сил обуздать свой неуемный аппетит, мы вгоняем себя в состояние смертной греховности. Ежедневно, по несколько раз в течение суток.

Опять-таки вернусь к высказыванию апостола Павла: «У кого бог-чрево, тот Царствия Божиего не наследует ».

Хотите еще библейский пример? С удовольствием!

Притча о богаче и Лазаре. Сытый, прожорливый богач жил ни в чем себе не отказывая. А бедный Лазарь, сидя под его домом, питался какими-то крошками, да и те порой у него отбирали собаки. Скончался и богач, и Лазарь. Последний, вдоволь натерпевшись в мирской жизни, но оставшись порядочным человеком, очутился в раю. А богач, вдоволь получивший от мирской жизни, попал в ад. Потому что ежедневно грешил, утоляя исключительно физический голод, не задумываясь о своем душевном голоде. Финал вполне очевидный.

Эта страсть страшна еще и тем, что она, в общем-то, невидима. Очень много явного зла мы видим. Оттого и бороться с ним нам легко. Оно очевидно. Но скажите, разве кто-то, глядя на тарелку, полную еды, сопоставляет ее со злом? Никто, верно! А это существенная ошибка! Мы зачастую относимся к себе слишком рационально, обманывая сами себя, будто у нас душа с телом не связана. Но объективности ради следует признаться, что очень многие знают и понимают, что это не так. И об этом, кстати, есть подтверждение в Книге книг.

Библия говорит о трех видах людей: духовных, душевных и телесных.

Духовные – это те, которые покорны Святому Духу, в коих Дух действует как активизирующая сила. И таких людей мы называем святыми.

Душевные люди – это люди, наслаждающиеся гармонией, красотой, чувством прекрасного. Эти люди могут прийти к Богу, потому что у них есть душа, неиспачканная, незагубленная. И раскаяние в чем-то приблизит их к Богу.

А есть люди плотские. Вспомните Ветхий Завет: «Бог посмотрел на людей и сказал: не вечно Духу Моему быть пренебрегаему людьми этими, потому что они суть плоть ».

Да, есть люди, и были люди, живущие исключительно ради тела. Эти люди превращаются в неумное стадо животных, у которых притупляется разум, и на поверхгость выходят самые гадкие и низменные инстинкты.

И такими людьми управляет нехорошая сила, которая нашептывает: «Ну, посмотри, сколько в мире несправедливости и зла! А ты не воруешь, не убиваешь, не насилуешь! Ты просто кушаешь! Вот и кушай всласть!» И человек перестает противостоять искушению. Сначала искушению вкусно поесть, а потом…. А потом это может зайти слишком далеко.

И наша задача – бороться против этой страсти, сдерживать себя всеми возможными способами, противиться искушению, оставаться человеком!

Согласно Иоанну Лествичнику, первой нужно отвергать жирную, высококалорийную пищу. Затем – острую. И наконец, сладкую. Это и есть путь к постепенному обузданию чрева. Рыба, овощи, супы… есть много разнообразной легкоперевариваемой пищи, которая насыщает человека и помогают ему избежать острой гастрономической зависимости.

«Узки врата и тесен путь воздержания, вводящий в жизнь чистоты, и немногие входят им », – говорит в своем Евангелии апостол Матфей.

« Начальник бесов есть падший денница ; а глава страстей есть объядение » – вторит ему Иоанн Лествичник.

Глава, понимаете? С нее все и начинается. И страшно представить, чем может закончиться…

Скоро нам предстоит поститься. Грядет Филиппов, или Рождественский пост. И мне очень бы хотелось, чтобы многие преуспели этим постом перебороть в себе грех чревоугодия, обуздать свой желудок, лишиться гастрономического изыска и приблизиться к Богу. Ведь в этом и заключается суть поста.

Переборите себя, победите в непростой борьбе этот грех! И пусть молитва к Богу, ваша вера и желание приблизиться ко Творцу станут верными помощниками на этом гастрономическом поле боя. Я желаю вам победы и полного уничтожения своей зависимости от капризов чрева.

Да хранит вас Бог и спешествует на вашем правильно выбранном пути!

Вконтакте