Особенности характерные для творческой личности. Сильные, но не тренированные. Скромные, но гордые

В настоящее время изучение творческой личности и ее связи с личностными чертами и особенностями представляется наиболее перспективным. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные ученые В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Р.М. Грановская, А.З. Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В. Кичук, Н.В. Кузьмина, А.Н. Лук, С.О. Сысоева, В.А. Цапок и другие.

Много таланта и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Исследователи Е. В Андриенко, М. А. Василик, Н. А. Ипполитова, О.А. Леонтович, И. А. Стернин выделили такие субъективные характеристики творческой личности, как "человеческие" препятствия общения, социально-культурные, статусно-позиционно-ролевые, психологические, когнитивные, барьеры отношений. Но наиболее существенное влияние в формировании данной проблемы внесли О. Кульчицкая, Я. Козелецкий представил свою особую Я-концепцию развития творческого пути и самой личности. Я. А. Пономарев выдел десять стадии творческого процесса и охарактеризовал их по значимости для личности.

Итак, в психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначимым, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни .

Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта .

Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание: В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.

Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности .

Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, "результатом которой есть созданные материальные и духовные ценности" . Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность – это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения – наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Н.В. Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал .

Также большое значение для понимания особенностей творческой личности имеет, особое формирование умственных действий. Ведь "творчество" не существует в чистом виде, реальная творческая деятельность включает в себя массу технических компонентов, "отработка" которых - одно из обязательных условий творческой деятельности. Углубление психологической характеристики мыслительного процесса состоит также в указании на то, что изменению "понятийных характеристик объектов" часто предшествуют изменения операциональных смыслов и эмоциональных оценок, что словесно формулируемые знания об объекте не обязательно носят характер понятий в строгом смысле слова. Развитие эмоциональных процессов у творческой личности тоже имеют свои особенности. Если вспомнить одну из классических схем творческого процесса - подготовка, созревание, вдохновение, проверка - и соотнести ее с имеющимися исследованиями по психологии мышления, то при всей условности схемы такое соотнесение позволяет констатировать, что первое и четвертое звено творческого процесса изучаются намного более интенсивно, чем второе и третье. Следовательно, в настоящее время именно им необходимо уделить особое внимание. Исследование "вдохновения" на лабораторных моделях и есть изучение условий возникновения и функций эмоциональной активации, эмоциональных оценок, возникающих по ходу решения мыслительных задач. Например, в работах по психологии научного творчества убедительно показывается, что деятельность ученого всегда опосредована категориальным строем науки, развивающейся по своим законам, независимым от индивида, но вместе с тем допускается известное противопоставление "субъективно-переживательного" и "объективно-деятельностного" плана, которое можно упрекнуть за эпифеноменолистическую трактовку "переживаний", т. е. функций эмоционально-аффективной сферы .

Ученые – исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности, как:

    смелость мысли, склонность к риску;

    фантазия;

    проблемное видение;

    умение мыслить;

    способность находить противоречие;

    умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;

    независимость;

    альтернативность;

    гибкость мышления;

    способность к самоуправлению .

О.Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности:

    возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;

    высокая трудоспособность;

    подчинение творчества духовной мотивации;

    стойкость, упертость;

    увлечение работой .

В.Моляко считает одним из основных качеств творческой личности, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самостоятельность в работе .

Итак, можно вынести следующие общие черты и особенности творческой личности, принятые многими исследователями данной проблемы:

Человек наделен свободой выбора. Он способен выбирать намерения и цели. Может проводить отбор мыслительных операций и действий, которые совершает. Благодаря этой свободе человек становится существом созидательным.

Человек-созидатель выступает главной причиной своего поведения. Он является системой относительно самоуправляемой; источник его действия содержится, прежде всего, в субъекте, а не в объекте. Это уникальная личность; экстенсивная мотивация или спонтанные мысли в значительной мере влияют на его решения и поступки, на то, что он делает и чего избегает.

Главной движущей силой является потребность (метапотребность) подтверждения своей ценности, называемая также губристической потребностью. Она удовлетворяется в основном благодаря осуществлению творческих и экспансивных трансгрессий, благодаря созданию новых форм или разрушению старых.

Человек является созидателем, настроенным на внутреннее и внешнее развитие. Именно трансгрессии позволяют формировать его личность и обогащать культуру. Развитие - главная цель человеческой личности. Без ориентации на рост человек, возможности которого ограничены, не имел бы шансов продержаться и не смог бы построить своего благосостояния и благополучия, то есть счастья.

Человек-созидатель имеет ограниченное сознание и самосознание. Эта предпосылка разрушает радикальное мнение о том, что является психическим, сознательным и одновременно радикальным мнением о бессознательности разума и характера (экстремальные психоаналитики).

Действия человека, особенно его мысли и действия, в большой мере влияют на то, какое место он занимает в масштабах добра и зла; под их влиянием он становится гуманным или негуманным.

С психологической точки зрения особый интерес представляет выделение в познавательном элементе трех категорий творческой личности:

К первой относятся суждения о мирах: материальном, общественном и символическом, являющихся интерсубъективными, то есть существующими объективно, независимо от воли человека. Здесь находятся не только общественные знания, приобретенные в процессе учебы. Личность, осуществляя творческие действия, формулирует также личные мнения на тему человеческого естества.

Соотносительные суждения (описательные и оценивающие) касаются отношений и связей, существующих между внешним миром и самим собой.

В познавательном элементе находятся также суждения о самом себе, называемые самознаниями, представлением самого себя, или концепцией Я. Из этих суждений формируется позитивный или негативный образ собственной личности.

Познавательный элемент личности обеспечивает ей ориентацию в мире, позволяет понять сложные связи "я - другие", дает знания о себе самом, необходим в процессе формирования общего мнения о действительности, а также играет значительную роль в защитных действиях личности.

Третьим элементом личности, называемым далее волей, является мотивационный элемент. Он приводит в движение мотивационный процесс и определяет его общее направление, поддерживает, прерывает или завершает мысли и действия, влияет на расходование энергии и время их продолжения. Источники такого типа действий в индивидуальной системе потребностей, являющихся самой важной частью третьего элемента личности. Активация потребностей путем стимулов, поступающих из среды, или путем внутренних факторов (последовательность мыслей) приводит в движение мотивационный процесс.

Я. Козелецкий классифицирует потребности творческих людей, принимая в качестве критерия пространство, в котором они функционируют. Согласно этому критерию он выделяет четыре их вида:

    Первая группа - жизненные потребности (основные, естественные), являющиеся врожденными, сформированными генетически. Их удовлетворение необходимо для поддержания существования индивидуума и рода Homo sapiens.

    Вторая группа представляет собой познавательные потребности, которые человек удовлетворяет в области науки, философии, литературы, музыки, изобразительного искусства, информатики (потребность в компетенции, информации, эстетические потребности).

    Третья группа проблем является более сложной. К ней относятся социальные проблемы, названные автором интерперсональными (например, потребность аффилиации, любви, братства, доминирования или власти над другими, потребность социальной безопасности). Эту группу потребностей можно удовлетворить во внешнем пространстве.

    К четвертой группе примыкают личные потребности, более других связанные с внутренним миром субъекта. Они в большей мере влияют на уникальность и неповторимость личности. Сюда автор относит такие потребности, как потребность индивидуальных достижений, потребность собственной ценности, потребность смысла жизни, или трансценденции .

Следующим составным элементом личности является эмоциональный элемент. Он очень сложен и охватывает постоянные нейрофизиологические и психические системы, генерирующие эмоциональные состояния и процессы, аффекты и настроения. Уникальным свойством эмоционального элемента является то, что он связан почти со всеми элементами личности. Оценочные суждения насыщены позитивными или негативными эмоциями. Эмоциональность относится к главным измерениям темперамента и невротичности. Эмоциональные структуры включаются в мотивационные процессы, поэтому эмоциональность "обслуживает" все остальные составные элементы творческой личности. Я. Козелецкий выделил еще один элемент личности - личный, понимаемый им как глубокая нейрофизиологическая, психическая и духовная структура, в которой находится экзистенциально-тождественное (личностное) содержание, касающееся данного лица .

Творчество субъекта, личности следует рассматривать, учитывая макросоциальные факторы: культурные, политические и экономические. Системные концепции творчества ломают "персонологическую" точку зрения, согласно которой творчество ограничивается человеческим существом - его познанием, психикой или личностью. В системном рассмотрении человек является частью более широкой системы, участвующей в создании творческого произведения .

Человек представлен в творчестве многоразмерно, поскольку он состоит из биологических, психологических и социальных структур, работает на сознательном и бессознательном уровнях благодаря познавательным, эмоциональным и волевым системам. Человек неповторим, живет одновременно во внешнем и внутреннем мире.

Подводя итоги данного параграфа, можно сделать вывод о том, что творческая личность - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности. Также мы выяснили такие основные особенности творческой личности, как: смелость мысли, склонность к риску, фантазия, проблемное видение, умение мыслить, способность находить противоречие, умение переносить знания и опыт в новую ситуацию, независимость, альтернативность, гибкость мышления, способность к самоуправлению, высокая трудоспособность, подчинение творчества духовной мотивации, стойкость, упертость, увлечение работой и возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы.

      Психологические особенности творческих подростков

Ранее я рассмотрела особенности самооценки подростков и творческих личностей. Настало время изучить особенности самооценки творческих подростков.

Психологи пытаются определить важнейшие черты творческой личности сравнивая свойства людей, известных творческими достижениями, со свойствами менее продуктивных людей. Оказалось, что творческие люди, независимо от возраста и направленности интересов, отличались от остальных развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, желанием работать самостоятельно и – одновременно – уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью. Возрастных различий по этим качествам ученые не нашли. Зато такие различия обнаружились в наборе качеств, которые психологи условно назвали «дисциплинированной эффективностью», включив сюда самоконтроль, потребность в достижении и чувство благополучия. Творческие взрослые получили по этой группе качеств более низкие, а творческие юноши более высокие показатели, чем их менее продуктивные сверстники. Почему?

Творческая активность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых), искать новые ассоциации и самобытные пути, а с другой – развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать. Положение подростка и взрослого в этом отношении различно. Юность психологически более активна, подвижна и склонна к увлечениям. Чтобы стать творчески продуктивным, подросток нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных, разбросанных сверстников. Напротив, взрослый, сложившийся человек невольно тяготеет к привычному, устойчивому, хорошо знакомому. Поэтому творческое начало проявляется у него в меньшей скованности организационными рамками, в способности к спонтанным, неожиданным даже для самого себя поступкам и ассоциациям. Кроме того, взрослый человек, уже показавший свой творческий потенциал, имеет объективно больше возможностей варьировать свое поведение, чем юноша – старшеклассник, от которого взрослые требуют, прежде всего, усвоения программного материала, воспринимая всякую эксцентричность и неожиданность с его стороны как вызов.

Потребность в творчестве возникает в том случае, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств, то есть сознание в этой ситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание в творчестве пассивно и лишь воспринимает творческий продукт, а бессознательное активно порождает творческий продукт. Отсюда творческий акт является слиянием логического и интуитивного уровней мышления.

Психическая жизнь личности – это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этом деятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со стороны сознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным. Отсюда деятельность – это жизнь сознания, механизм которого сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующего бессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием.

Влияние, которое искусство оказывает на человека, рассматривается психологами в трех теоретических концепциях: восприятие искусства, чувство, воображение или фантазия. Всякое искусство, по мнению Л. С. Выготского, основано на единстве чувства и фантазии. При восприятии произведений искусства возникает эстетическая реакция, которая получила условное название «катарсис» - духовное очищение и разрядка, происходящие в процессе сопереживания. При восприятии произведений искусства становятся личными, но не теряют и социального смысла.

Произведения искусства, являясь духовным продуктом, влияют на духовность человека, развивая его эмоционально-волевую сферу (чувства, волю) и познавательные процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображения). Искусство, по мнению многих исследователей, оказывает воздействие на деятельность человека, в каком бы направлении она не развивалась. Огромное значение имеют данные положения при формировании специалиста в области искусства.

В силу своей специфики занятия каким-либо видом искусства, в том числе и изобразительным или музыкальным, требуют особого подхода и специальной организации, а также, в связи с диалектическим началом, системности и непрерывности. Естественно, что их нельзя рассматривать без опоры на психологические особенности личности. Ее проявление в деятельности, общении и творчестве, на специфику личностных познавательных процессов, в том числе и интересующем нас подростковом возрасте.

Сложность и проблема изучения развития и формирования творческих способностей в подростковом возрасте обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих природу и проявление творческих способностей.

Исследователи данной проблемы определяют три основные группы, объединяющие эти факторы. Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Вторая объединяет в себя все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья группа - это зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности.

Решение данной проблемы имеет особое значение в отношении старшего школьного возраста, так как именно этот возраст является благоприятным периодом для развития творчества как устойчивой характеристики личности. Это обосновано рядом экспериментальных исследований, выявившим «всплеск» проявлений творческих способностей именно в старшем школьном возрасте. Именно в старших классах проблема развития творческих способностей стоит наиболее остро, так как само творчество включает в себя способность к самоизменению, самовыражению, яркой эмоциональной подвижности. Сталкивая личность подростка с множеством сложных, порой противоречивых жизненных ситуаций, ранний юношеский возраст стимулирует и активизирует проявление творческих способностей.

Главная особенность данного возраста - это осознание собственной индивидуальности непохожести, неповторимости. Для учащихся старших классов личностные качества становятся особой ценностью. Также важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Заметное развитие получают волевые черты характера и усиление индивидуальных различий между подростками. Если весьма значительная часть юношей характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то существует и другая часть подростков, которая проявляет подлинный интерес к творчеству и учебе. Старшеклассник может осознано ставить перед собой творческую или учебную задачу и выполнять её.

В развитии художественного или музыкального творчества подросток сталкивается с определенными трудностями. Творческая деятельность не должна носить массовый и всеобщий характер, но по-прежнему имеет огромное культивирующее значение, расширяет кругозор, углубляет чувства подростка.

При исследовании вопроса о формировании и развитие творческих способностей у современного подростка огромную роль играет социальная среда, в которой находится подросток. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводится 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5% -наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким творческим потенциалом.

Следующими важнейшими психологическими процессами, которые регулируют творческую деятельность, по мнению исследователей, являются мышление и восприятие.

К концу подросткового возраста ребенок уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и классифицировать высказывания, независимо от их содержания, по их логическому типу. Ж. Пиаже указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д.

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Как отмечают психологи - «Невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то раздражителей - одна из главных причин плохой успеваемости . Это же порождает и такие проблемы ранней юности, как пьянство, наркомания и безудержная погоня за удовольствиями.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Важнейшим компонентом творчества является интеллектуальный - преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующего на однозначное решение, снимающего проблему как таковую).

Значимость восприятия для творческого процесса подчеркивается и при рассмотрении восприятия в качестве источника получения и хранения информации. Для создания нового необходимо опираться на нечто известное, иметь в памяти достаточно обширный материал, чтобы свободно им оперировать. Например, у подростка в изобразительной деятельности восприятие носит зрительную установку. «Подросток становится все более зрителем, созерцающим мир со стороны, умственно испытывающим его как сложное явление, воспринимающим в этой сложности не столько уже многообразие и наличность вещей, сколь отношения между вещами, их изменения» . Меняется не только тип восприятия рисунка (он становится более детально проработанным), но и живописное восприятие. Живопись от открытых контрастных цветов переходит к более тонкой, сложной цветовой гамме.

Другой психологический процесс, тесно связанный с процессом творчества, - процесс воображения. Воображение присуще каждому человеку, но отличаются люди по его направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс в детстве и в раннем подростковом возрасте, постепенно он утрачивает свою яркость и силу. По мнению ряда авторов, это происходит за счет того, что в период обучения эта функция утрачивает свою значимость и не развивается, чтобы запомнить некое правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Подросток помещен в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с деятельностью ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, то есть включение воображения подростка в решение какой-то проблемы, задачи.

Например, в изобразительном искусстве подростку уже недостаточно иметь одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умение.

Кроме того, как отмечал Л. С. Выготский, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение .

Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт подростка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Развитие воображения не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания - оно крайне важно в подростковом возрасте для успешного разрешения жизненных конфликтов.

Значительная роль при развитии художественных и музыкальных способностей у подростков отводится регуляторным процессам, к ним относят чувства и эмоции, сферу самоконтроля и саморегуляции. Мотивы и потребность в творчестве, по мнению ряда авторов, формируются под влиянием доминирующих эмоций. К числу эмоций, наиболее часто доминирующих у творческих личностей, относят радость и агрессию. Так, Дж. Гетцельс и Ф. Джексон при исследовании высокотворческих детей отмечают большое количество агрессивных элементов в продуктах творчества. В перечне качеств основными являются два: оптимизм и стремление к доминированию.

Необходимым психологическим условием для развития художественных и музыкальных способностей является создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности и позитивной Я-концепции. Подростки, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей, поэтому педагогам необходимо оказать помощь в развитии у подростка позитивного представлении о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к ним, поощрения их деятельности. Кроме этого, в данном возрасте стабилизируются эмоциональные процессы, снижается напряженность эмоциональных состояний, что позволяет более позитивно воспринимать краски мира.

В процессе развития художественных и музыкальных способностей мы затрагиваем развитие личности подростка. Поэтому необходимо четко улавливать особенности каждого подростка, его образное мышление, художественное восприятие, тяготение к определенным видам изобразительной или музыкальной деятельности. Особенность творчества подростка связана очень тесно с производственным трудом. Синтез такого труда характерен для подросткового юношеского возраста, хотя и остается практически не изученным.

В данный возрастной период необходимо привлечь внимание подростка к творческому виду деятельности, различными формами и видами занятий, такими, как, проектирование, макетирование, конструирование, то есть все то, что направляет интерес и внимание на новую область, в которой может проявляться творческое воображение подростка.

Подводя итоги этого параграфа, можно сделать вывод о том, что сталкивая личность с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, переходный возраст стимулирует и актуализирует ее творческие потенции. Важнейший интеллектуальный компонент творчества – преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное и единственно верное решение, снимающее проблему как таковую). Подобный вид мышления нужен и важен не только подростку, но и человеку в любом возрасте и в любом деле.

Почему одни люди создают шедевры: картины, музыку, одежду, технические новинки, а другие способны только пользоваться этим? Откуда берется вдохновение и Изначально ли видно, что человек творческий или это качество можно постепенно развить? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы и разобраться в тайнах тех, кто умеет создавать.

Когда мы приходим на художественную выставку или посещаем театр, оперу, то можем с точностью ответить - вот образец творчества. Такие же примеры можно найти в библиотеке или кинотеатре. Романы, кинофильмы, поэзия - все это тоже образцы того, что может создать человек с нестандартным подходом. Однако работа для творческих людей, какой бы она ни была, всегда имеет один итог - появление на свет чего-то нового. Таким результатом являются и простые вещи, которые окружают нас в повседневной жизни: лампочка, компьютер, телевидение, мебель.

Творчество - это процесс, в ходе которого создаются материальные и духовные ценности. Конечно, конвейерное производство не является частью этого, но ведь каждая вещь когда-то была первой, уникальной, абсолютно новой. Вследствие этого можно сделать вывод: все окружающее нас - изначально было тем, что создал человек творческий в процессе своей работы.

Иногда в результате подобной деятельности автор получает продукт, изделие, которое никто, кроме него, не сможет повторить. Чаще всего это относится именно к духовным ценностям: картины, литература, музыка. Следовательно, можно сделать вывод, что для творчества необходимы не только особые условия, но и личностные качества создателя.

Описание процесса

По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть? Этими вопросами озадачился психолог из Британии в конце 20-го века - Грэм Уоллес. В итоге своей деятельности он выделил основные пункты творческого процесса:

  • подготовка;
  • инкубация;
  • озарение;
  • проверка.

Первый пункт - это один из самых длительных этапов. Он включает в себя весь период обучения. Человек, ранее не имевший никакого опыта в конкретной области, не может создать нечто уникальное и ценное. Для начала приходится учиться. Это может быть математика, письмо, рисование, конструирование. Весь предшествующий опыт становится основой. После чего появляется идея, цель или задача, которую необходимо решить, полагаясь на полученные ранее знания.

Второй пункт - это момент отрешения. Когда длительная работа или поиски не дают положительного результата, приходится все отбросить в сторону, забыть. Но это не означает, что наше сознание также обо всем забывает. Можно сказать, что идея остается жить и развиваться в глубинах нашей души или разума.

И вот однажды приходит озарение. Открываются все возможности творческих людей, и истина выходит наружу. К сожалению, не всегда можно достичь поставленной цели. Не каждая задача нам под силу. Последний пункт включает в себя диагностирование и анализ результата.

Характер творческого человека

Многие десятилетия ученые и обычные люди пытаются лучше понять не только сам процесс, но и изучить особые качества создателей. человека вызывает большой интерес. Как показывает опыт, обычно представители такого типа отличаются высокой активностью, экспрессивным поведением и вызывают противоречивые отзывы окружающих.

По сути, ни одна модель, разработанная психологами, не является точным шаблоном. Например, такая черта, как невротизм, зачастую присуща людям, создающим духовные ценности. Ученые, изобретатели отличаются устойчивой психикой, уравновешенностью.

Каждый человек, творческий или нет, является уникальным, что-то в нас перекликается, а что-то совершенно не совпадает.

Есть несколько черт характера, которые в большей степени присущи таким личностям:

    любознательность;

    уверенность в собственных силах;

    не слишком доброжелательное отношение к окружающим.

    Последнее вызвано, возможно, в силу того, что люди с думают иначе. Им кажется, что их не понимают, осуждают или не принимают такими, какие они есть.

    Основные отличия

    Если в списке ваших знакомых есть очень творческий человек, то вы обязательно это поймете. Такие личности часто витают в облаках. Они настоящие мечтатели, даже самая бредовая идея кажется для них реальностью. Кроме этого, они смотрят на мир как под микроскопом, подмечая детали в природе, архитектуре, поведении.

    Многие знаменитые люди, которые создавали шедевры, не имели привычного рабочего дня. Для них не существует условностей, и процесс творчества происходит в удобное время. Кто-то выбирает раннее утро, у кого-то потенциал просыпается только с заходом солнца. Такие люди не часто появляются на публике, большую часть времени они проводят в одиночестве. В спокойной и привычной атмосфере проще думается. При этом их желание к новому постоянно толкает на поиски.

    Это сильные, терпеливые и рискованные личности. Никакая неудача не способна сломить веру в успех.

    Современные исследования

    Раньше мнения ученых сходились на том, что человек либо рожден творческим, либо нет. Сегодня этот миф полностью развеян, и с уверенностью можно сказать, что развить в себе таланты доступно каждому. Причем в любой период своей жизни.

    Основные качества творческого человека при желании и настойчивости можно выработать и у себя. В единственном случае достичь положительного результата невозможно, это когда персона лично не желает вносить изменения в свою жизнь.

    Современные исследования привели к выводу, что интеллектуальные способности увеличиваются, если объединить логику и творческий подход. В первом случае к работе подключается левое полушарие, во втором - правое. Активируя как можно больше отделов мозга, можно достичь большего результата.

    Работа для творческой личности

    После окончания школы перед выпускниками встает вопрос: куда поступать? Каждый выбирает путь, который кажется ему более интересным и понятным, в конце которого видна цель или результат. К сожалению, реализовать потенциал, заложенный в нас, не всегда предоставляется возможным.

    Как вы думаете, какая больше всего подходит работа для творческих людей? Ответ простой: любая! Чем бы вы ни занимались: ведением домашнего хозяйства или проектированием космических станций - везде можно проявлять находчивость и изобретательность, создавать и удивлять.

    Единственное, что может действительно мешать этому процессу - это стороннее вмешательство. Многие руководители самостоятельно лишают своих сотрудников стремления к принятию самостоятельных решений.

    Хороший начальник будет поддерживать порывы к развитию и творчеству, конечно, если это не будет мешать основному процессу.

    Парадоксы

    Давайте подумаем, почему характер творческого человека так сложно поддается четкому анализу и структурированию. Скорее всего, это связано с рядом парадоксальных черт, которые присущи таким людям.

    Во-первых, все они интеллектуалы, отлично подкованные знаниями, при этом наивны как дети. Во-вторых, несмотря на отличную фантазию, они хорошо разбираются в устройстве этого мира и видят все четко. Открытость и коммуникативные качества - это лишь внешние проявления. Творчество очень часто прячется в глубинах личности. Такие люди много думают, ведут собственный монолог.

    Интересно, что создавая нечто новое, они, можно сказать, вносят некий диссонанс в сложившееся течение жизни. При этом все безумно консервативны, их привычки часто становятся важнее окружающих.

    Гений и творчество

    Если человек в результате своей деятельности создал нечто впечатляющее, то, что поразило окружающих, изменило представления о мире, то он завоевывает истинное признание. Таких людей называют гениями. Конечно, для них создание, креативность - это жизни.

    Но не всегда даже самые творческие люди достигают результатов, которые способны изменить мир. Но порой они и сами к этому не стремятся. Для них творчество - это прежде всего возможность быть счастливым в настоящее время, в том месте, где находятся.

    Не обязательно быть гением, чтобы проявить себя. Даже самые небольшие результаты смогут сделать лично вас более уверенным, позитивным и радостным.

    Выводы

    Творчество помогает людям открыть свою душу, выплеснуть чувства или же создать нечто новое. Развить в себе креативность может каждый, главное, чтобы было большое желание и позитивный настрой.

    Необходимо избавиться от условностей, взглянуть на мир другими глазами, возможно, попробовать себя в чем-то новом.

    Помните - творческий потенциал подобен мышцам. Его нужно регулярно стимулировать, качать, развивать. Необходимо ставить перед собой различные по масштабам цели и не сдаваться, если с первого раза ничего не вышло. Тогда в какой-то момент сами удивитесь, как кардинально изменилась жизнь, и вы начнете осознавать, что также внесли в мир нечто нужное и новое для людей.

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности - «Человека творческого».

Специфика творческой личности в эмоциональном плане изучается давно и на данный момент существуют две противоположные точки зрения: талант - это максимальная степень здоровья, талант - это болезнь.

Традиционно последнюю точку зрения связывают с именем Чезаре Ломброзо. Правда сам Ломброзо никогда не утверждал, что существует прямая зависимость между гениальностью и безумием, хотя и подбирал эмпирические примеры в пользу этой гипотезы: «Седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается у великих мыслителей... Кроме того, мыслителям, наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду».

Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Мюссе, Клейст, Сократ, Сенека, Гендель, По. ХХ век добавил в этот список множество имен, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса и Моррисона.

Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т. д. Вывод, к которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.

Гипотеза «гений и безумие» возрождается и в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений - это носитель рецессивного гена шизофрении. В гомозиготном состоянии ген проявляется в болезни. Например, сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. В этом списке - Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Эмерсон, Ницше, Спенсер, Джемс и др.

Но не присутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психических отклонений иллюзия восприятия: таланты на виду и все их личностные качества тоже. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше, а даже больше, чем среди «гениев»? Т. Саймонтон провел такой анализ и выявил, что среди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения (около 10%). Единственная проблема: кого считать гением, а кого не считать таковым?

Если исходить из вышеизложенной трактовки творчества как процесса, то гений - это человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции.

Как это ни удивительно, именно такое, согласующееся с современными представлениями о природе творчества, определение гениальности дал Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно».

Исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. То же относится и к детям с IQ выше 180 баллов.

Сама творческая активность, связанная с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения психической регуляции и поведения.

Креативы, по сравнению с некреативами, являются более отстраненными или сдержанными, они более интеллектуальны и способны к абстрактному мышлению, склонны к лидерству. Более серьезны, являются более практичными или свободно трактующими правила, более социально смелы, более чувствительны, обладают очень богатым воображением, они либеральны и открыты опыту и самодостаточны.

В более поздних исследованиях Гетцельна выявились различия между деятелями искусства и учеными.

Практически все исследователи отмечают существенные различия психологических портретов ученых и деятелей искусства. Р. Сноу отмечает большой прагматизм ученых и склонность к эмоциональным формам самовыражения у литераторов. Ученые и инженеры более сдержанны, менее социально смелы, более тактичны и менее чувствительны, чем деятели искусства.

Эти данные и легли в основу предположения, что креативное поведение можно расположить в пространстве двух факторов. Первый фактор включает изобразительное искусство, науку, инженерию, бизнес, видео- и фотодизайн. Второй фактор включает музыку, литературу и дизайн одежды.

Следовательно, существует четкое разделение личностных проявлений творческого поведения в искусстве и науке. Кроме того, деятельность бизнесмена более сходна с деятельностью ученого (по своим творческим проявлениям), затем с деятельностью художника, артиста, литератора и т.д.

Не менее важен и другой вывод: личностные проявления креативности распространяются на многие области человеческой активности. Как правило, творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях.

Главное же в том, что ученые и бизнесмены в среднем лучше контролируют свое поведение и менее эмоциональны и чувствительны, чем деятели искусства.

Вторым, важным в такой же степени, что и эмоциональная составляющая, отличием творческой личности является система мотивации.

Современная наука утверждает - мотивация, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в добывании не известной ранее информации. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций

Различные потребности отвечают разным диапазонам удаленности целей. Биологические потребности не могут быть отложены на сколько-нибудь продолжительное время. Удовлетворение социальных потребностей связано со сроком человеческой жизни. Достижение идеальных целей может быть отнесено и к отдаленному будущему. «Я всю жизнь работал над тем, - говорил Э.К. Циолковский, - что не давало мне ни хлеба, ни силы, потому что был уверен, что в будущем мои работы принесут людям горы хлеба и бездну могущества». Шкала удаленности целей получила отражение в объединенном сознании как «размер души», которая может быть и большой и мелкой. Человека называют малодушным, если он отказывается от достижения удаленной цели в пользу ближайшей, продиктованной, как правило, потребностями сохранения своего личного благополучия, социального статуса, общепринятой нормы. Самый лучший человек тот, говорил Л.Н. Толстой, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами. Самый худший сорт человека, который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности складывается все различие людей.

Для того, чтобы потребность трансформировалась в действие необходимо ее вооружить соответствующими способами и средствами. Отсутствие у субъекта такой потребности при достаточно сильных социальной и познавательной потребностях приводят к дилетантизму и некомпетентности, к различного рода неудачам в деятельности, обрекая человека на хроническое ощущение неполноценности.

Деятельность человека становится значительно продуктивнее, когда компетентность сочетается с истинным призванием и талантом. Но даже в том случае, если деятельность лишена новизны и творчества, высокий уровень профессионализма, точность и совершенство исполнения придают выполнению, казалось бы, рутинных операций особую привлекательность за счет удовлетворения потребности в вооруженности и тех положительных эмоций, которые возникают на ее основе.

Рост вооруженности субъекта обеспечивается различными путями. Во-первых, - это его обучение, практическое (а не умозрительное) овладение опытом, накопленным предшествующими поколениями, усвоение норм (в широком смысле) современной субъекту культуры. Во-вторых, - это поощрение, развитие, культивирование собственного творчества, как порождения новой, не существовавшей ранее информации о средствах и способах удовлетворения потребностей. Благодаря творческой деятельности субъекта происходит развитие самих норм, процесса возвышения потребностей, их расширение и обогащение.

Итак, потребности и производные от них трансформации - мотивы, интересы, убеждения, стремления, желания, ценностные ориентации - представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель. Их следует рассматривать как ядро личности, как самую существенную ее характеристику. В том случае, когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще всего хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим и т.д. Наоборот, при сочетании креативности с невысоким интеллектом человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения. Сочетание интеллекта и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности.

Творческие люди создают проблемы. Они наркоманы. Они немного сумасшедшие и они обычно одеваются очень смешно… ну или, по крайней мере, большинству из нас кажется, что смешно.

Творческие люди очень разные. Конечно, все люди разные, хотя многие из нас пытаются вписаться в определенные рамки.

Для многих креативных личностей сама фраза «вписываться в рамки» противоречит представлению о том, каким должен быть творческий человек. Большинство творческих людей не сумасшедшие. Они просто непонятые.

Конечно, некоторые из них буквально сходят с ума, но это лишь малая часть. Подавляющее большинство творческих просто не любит лгать по поводу того, каким человек является на самом деле.

1. Творческие люди видят мир иначе, чем остальные

В то же самое время творческие люди хотят делиться своим видением и интерпретацией с остальным миром. Для них мир полон множества значений, оттенков смысла и сложностей, также он наполнен возможностями, которых нет у обычного человека.

Творческие люди знают, что невозможное – возможно, потому что они понимают: ни в чем на свете нельзя быть уверенным.

Видя, что мир наполнен безграничными возможностями, они хотят оставить здесь свой след. Они хотят добавить свой мазок к прекраснейшему из произведений искусства – самой жизни.

Когда вы видите мир иначе, чем другие, то выделяетесь. Многие люди не любят тех, кто выделяется. Они почему-то боятся «белых ворон».

Другие просто предпочитают инертность и постоянство. Они боятся того, чего не знают, не любят неизвестности и связанных с этим недоразумений.

2. Зачастую они интроверты и стремятся к одиночеству

Нельзя сказать, что творческие личности не любят всех людей вокруг. Они просто проводят больше времени наедине с собой, потому что это позволяет им сфокусироваться на том, что им интересно. Они могут думать, мечтать, планировать и создавать что-то.

Творческие личности должны постоянно находиться в творческом процессе. В противном случае их креативный «зуд» будет просто нестерпимым. Да, они могут быть искренне преданы своим друзьям, но точно так же они носятся со своими идеями и продуктами творчества – порой это даже перерастает в одержимость

Кто станет их винить, с другой стороны? Когда у тебя есть работа – ты должен ее выполнять, быть продуктивным и укладываться в сроки. Время для социализации всегда найдется.

Причина, по которой творческие люди зачастую успешны в соревнованиях, не в том, что они умнее своих соперников. Все дело в том, что у них выше уровень рабочей этики.

Творческие личности привыкли прекрасно ориентироваться в проекте, привыкли к тому, что он буквально поглощает их. С этим сложно конкурировать.

3. Они не оценивают свои способности по тем меркам, по которым это делают другие

Они не всегда могут похвастать успехами в школе или на работе (на работе, которую большинство считает нормальной). Для них было бы лучше творить, чем учиться и работать. С другой стороны, а для кого нет?

Вся разница в том, что творческие люди буквально одержимы своим творчеством. Их страсть не спрятать.

Если вы творческая личность, практически наверняка вам сложно выполнять монотонную работу. Когда вы по натуре - творец – вы живете в радостном предвкушении, постоянно пытаясь открыть для себя и создать нечто новое, пробуя себя в различных сферах.

Творческие люди ходят в школу и потом на работу, как и остальные, но только потому, что они должны это делать. Они склонны соглашаться на неидеальную работу до тех пор, пока не найдут для себя что-то поинтереснее в плане саморазвития.

4. Они более эмоциональны

Для них жизнь громче и ярче, чем для большинства людей. Но это не потому, что творческие люди получают больше информации о мире, просто они уделяют ей больше внимания.

Творческие личности могут быть интровертными, но они проводят столько же времени, «блуждая в себе», как и во внешнем мире.

Они уделяют огромное внимание мелочам и позволяют этим мелким деталям оказывать на них куда более сильное внимание, чем на обычного (не столь творческого) человека.

Для них мир наполнен смыслом. Для многих из нас окружающая действительность имеет размытые очертания. Для творческих личностей мир – это все.

Конечно, иногда такие индивидуальности теряются в своих «путешествиях». Вообще быть творческой личностью это значит порой иметь проблемы с окружающей действительностью.

5. Они мечтатели

Люди не понимают мечтателей, ведь те всегда мечтают о переменах. О лучшем мире, о лучшей действительности, о лучшем будущем. Они могут представить себе невообразимое и часто верят, что способны сделать возможным невозможное.

Если вы любите, чтобы все лежало на своих местах – вас напугает тот беспорядок, который вечно сопровождает творческого человека. Жизнь творца определяется переменами. Особенно – переменами, которые он сам создает.

Люди всегда боялись и всегда будут бояться мечтателей. Мы предпочитаем останавливаться на достигнутом и быть «середнячками». Мы не любим «белых ворон» и мыслителей. Мы нация, которая делает все возможное для формирования устоявшегося среднего класса.

Достаточно весело будет провалить эту миссию.

Психологические особенности творческой личности

1.1 Психологические черты и особенности творческой личности

В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни .

Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта .

Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание: В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.

Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности .

Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, "результатом которой есть созданные материальные и духовные ценности" . Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Н.В.Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал .

Также большое значение для понимания особенностей творческой личности имеет, особое формирование умственных действий. Ведь "творчество" не существует в чистом виде, реальная творческая деятельность включает в себя массу технических компонентов, "отработка" которых -- одно из обязательных условий творческой деятельности. Углубление психологической характеристики мыслительного процесса состоит также в указании на то, что изменению "понятийных характеристик объектов" часто предшествуют изменения операциональных смыслов и эмоциональных оценок, что словесно формулируемые знания об объекте не обязательно носят характер понятий в строгом смысле слова . Я. А. Пономарев, внесший существенный вклад в разработку проблем психологии творческого мышления, рассматривает творчество как "механизм продуктивного развития", и заменяет его на такое понятие, как "базальное расширение надстроечно-базальной системы". В психологическом плане функционального развития это исследование тех новообразований, которые возникают в деятельности по ходу решения задачи. То есть, то включает в себя "бессознательное" или "неосознанное" заменено Пономаревым на термин "базальный компонент". Развитие эмоциональных процессов у творческой личности тоже имеют свои особенности. Если вспомнить одну из классических схем творческого процесса -- подготовка, созревание, вдохновение, проверка -- и соотнести ее с имеющимися исследованиями по психологии мышления, то при всей условности схемы такое соотнесение позволяет констатировать, что первое и четвертое звено творческого процесса изучаются намного более интенсивно, чем второе и третье. Следовательно, в настоящее время именно им необходимо уделить особое внимание. Исследование "вдохновения" на лабораторных моделях и есть изучение условий возникновения и функций эмоциональной активации, эмоциональных оценок, возникающих по ходу решения мыслительных задач. Например, в работах по психологии научного творчества убедительно показывается, что деятельность ученого всегда опосредована категориальным строем науки, развивающейся по своим законам, независимым от индивида, но вместе с тем допускается известное противопоставление "субъективно-переживательного" и "объективно-деятельностного" плана, которое можно упрекнуть за эпифеноменолистическую трактовку "переживаний", т. е. функций эмоционально-аффективной сферы .

Ученые - исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности, как:

ѕ смелость мысли, склонность к риску;

ѕ фантазия;

ѕ проблемное видение;

ѕ умение мыслить;

ѕ способность находить противоречие;

ѕ умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;

ѕ независимость;

ѕ альтернативность;

ѕ гибкость мышления;

ѕ способность к самоуправлению .

О.Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности:

ѕ возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;

ѕ высокая трудоспособность;

ѕ подчинение творчества духовной мотивации;

ѕ стойкость, упёртость;

ѕ увлечение работой .

В.Моляко считает одной из основных качеств творческой личности, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самостоятельность в работе .

Итак, можно вынести следующие общие черты и особенности творческой личности, принятые многими исследователями данной проблемы:

1. Человек наделен свободой выбора. Он способен выбирать намерения и цели. Может проводить отбор мыслительных операций и действий, которые совершает. Благодаря этой свободе человек становится существом созидательным.

2. Человек-созидатель выступает главной причиной своего поведения. Он является системой относительно самоуправляемой; источник его действия содержится, прежде всего, в субъекте, а не в объекте. Это уникальная личность; экстенсивная мотивация или спонтанные мысли в значительной мере влияют на его решения и поступки, на то, что он делает и чего избегает.

3. Главной движущей силой является потребность (метапотребность) подтверждения своей ценности, называемая также губристической потребностью. Она удовлетворяется в основном благодаря осуществлению творческих и экспансивных трансгрессий, благодаря созданию новых форм или разрушению старых.

4. Человек является созидателем, настроенным на внутреннее и внешнее развитие. Именно трансгрессии позволяют формировать его личность и обогащать культуру. Развитие -- главная цель человеческой личности. Без ориентации на рост человек, возможности которого ограничены, не имел бы шансов продержаться и не смог бы построить своего благосостояния и благополучия, т. е. счастья.

5. Человек-созидатель имеет ограниченное сознание и самосознание. Эта предпосылка разрушает радикальное мнение о том, что является психическим, сознательным и одновременно радикальным мнением о бессознательности разума и характера (экстремальные психоаналитики).

6. Действия человека, особенно его мысли и действия, в большой мере влияют на то, какое место он занимает в масштабах добра и зла; под их влиянием он становится гуманным или негуманным.

С психологической точки зрения особый интерес представляет выделение в познавательном элементе трех категорий творческой личности:

1. К первой относятся суждения о мирах: материальном, общественном и символическом, являющихся интерсубъективными, т. е. существующими объективно, независимо от воли человека. Здесь находятся не только общественные знания, приобретенные в процессе учебы. Личность, осуществляя творческие действия, формулирует также личные мнения на тему человеческого естества.

2. Соотносительные суждения (описательные и оценивающие) касаются отношений и связей, существующих между внешним миром и самим собой.

3. В познавательном элементе находятся также суждения о самом себе, называемые самознаниями, представлением самого себя, или концепцией Я. Из этих суждений формируется позитивный или негативный образ собственной личности.

Познавательный элемент личности обеспечивает ей ориентацию в мире, позволяет понять сложные связи "я -- другие", дает знания о себе самом, необходим в процессе формирования общего мнения о действительности, а также играет значительную роль в защитных действиях личности.

Третьим элементом личности, называемым далее волей, является мотивационный элемент. Он приводит в движение мотивационный процесс и определяет его общее направление, поддерживает, прерывает или завершает мысли и действия, влияет на расходование энергии и время их продолжения. Источники такого типа действий в индивидуальной системе потребностей, являющихся самой важной частью третьего элемента личности. Активация потребностей путем стимулов, поступающих из среды, или путем внутренних факторов (последовательность мыслей) приводит в движение мотивационный процесс.

Я. Козелецкий классифицирует потребности творческих людей, принимая в качестве критерия пространство, в котором они функционируют. Согласно этому критерию он выделяет четыре их вида:

o первый -- жизненные потребности (основные, естественные), являющиеся врожденными, сформированными генетически. Их удовлетворение необходимо для поддержания существования индивидуума и рода Homo sapiens.

o Вторая группа представляет собой познавательные потребности, которые человек удовлетворяет в области науки, философии, литературы, музыки, изобразительного искусства, информатики (потребность в компетенции, информации, эстетические потребности).

o Третья группа проблем является более сложной. К ней относятся социальные проблемы, названные автором интерперсональными (например, потребность аффилиации, любви, братства, доминирования или власти над другими, потребность социальной безопасности). Эту группу потребностей можно удовлетворить во внешнем пространстве.

o К последней группе принадлежат личные потребности, более других связанные с внутренним миром субъекта. Они в большей мере влияют на уникальность и неповторимость личности. Сюда автор относит такие потребности, как потребность индивидуальных достижений, потребность собственной ценности, потребность смысла жизни, или трансценденции .

Следующим составным элементом личности является эмоциональный элемент. Он очень сложен и охватывает постоянные нейрофизиологические и психические системы, генерирующие эмоциональные состояния и процессы, аффекты и настроения. Уникальным свойством эмоционального элемента является то, что он связан почти со всеми элементами личности. Оценочные суждения насыщены позитивными или негативными эмоциями. Эмоциональность относится к главным измерениям темперамента и невротичности. Эмоциональные структуры включаются в мотивационные процессы, поэтому эмоциональность "обслуживает" все остальные составные элементы творческой личности. Козелецкий выделил еще один элемент личности -- личный, понимаемый им как глубокая нейрофизиологическая, психическая и духовная структура, в которой находится экзистенциально-тождественное (личностное) содержание, касающееся данного лица .

Творчество субъекта, личности следует рассматривать, учитывая макросоциальные факторы: культурные, политические и экономические. Системные концепции творчества ломают "персонологическую" точку зрения, согласно которой творчество ограничивается человеческим существом -- его познанием, психикой или личностью. В системном рассмотрении человек является частью более широкой системы, участвующей в создании творческого произведения .

Человек представлен в творчестве многоразмерно, поскольку он состоит из биологических, психологических и социальных структур, работает на сознательном и бессознательном уровнях благодаря познавательным, эмоциональным и волевым системам. Человек неповторим, живет одновременно во внешнем и внутреннем мири.

Влияние дисфункциональной семьи на формирование личности подростка

Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет); период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей...

Личностные особенности студентов с различной творческой направленностью

Многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно...

Невротическое развитие личности

2.1 Описание метода Опросник «Невротические черты личности» (НЧЛ) содержит 119 пунктов - утверждений. Эти утверждения образуют 9 шкал (7 основных - личностных шкал и 2 контрольные шкалы)...

Творческая личность является предметом изучения многих психологических исследований. Пути ее формирования в младшем школьном и подростковом возрасте изучались многими авторами в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович...

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности

Ощущение -- это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие...

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности

Чувствительность -- это: 1) общая способность к ощущению; чувствительность появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды...

Персонализация риска. Управление рисками, связанными с воздействием эмоций

С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека, направленность его действий. Одни считали, что основным побудителем является стремление к удовольствию, другие-исполнение долга...

Психологические особенности женщины-руководителя

Разумеется, все эти приводящие обстоятельства затрудняют полноценное включение женщин в профессиональную деятельность. Попробуем обобщить те психологические черты, которые характеризуют современную женщину. Прежде всего...

Психологические особенности личности следователя

Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями. Для того, что бы быть следователем...

Психологические особенности творческой личности

В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку...

Психология розыскной деятельности

Под психологическими особенностями личности или личностными особенностями мы понимаем относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы реагирования и адаптивные механизмы поведения...

Творческая личность и информация

Культурный уровень современного человека определяется его информационной культурой. А информационная культура личности, как культура вообще, отражает активную творческую деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека...

Творческое мышление

Способностью к творческому мышлению, в какой - то мере обладает, каждый человек. Но, тем не менее, не каждого человека можно назвать творческой личностью. Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие...