Политические оппоненты 1923 1924 таблица. Борьба за власть в партии между троцким и сталиным. За это время создаются

До сих пор не смолкают споры: почему в борьбе за власть победу одержал И. В. Сталин? План урока: Смерть Ленина Коммунистическая партия в 1920 -е гг. Внутрипартийная борьба за власть.

Смерть В. И. Ленина В своих последних письмах и статьях В. И. Ленин Возлагает надежды на административные методы борьбы с бюрократизмом, коррупцией (улучшение работы рабочекрестьянской инспекции, увеличение числа рабочих ЦК.) Указывает на главные направления развития страны, выражающиеся в росте цивилизованности, культуры; увеличение различных форм кооперации на добровольной основе. Пишет об опасности раскола партии. Ее единство и сохранение монополии на власть – основное условие движения к социализму.

Коммунистическая партия в 1920 -е гг. Военизированная организация Рост партийного аппарата Ужесточение партийной дисциплины Борьба с проявлением инакомыслия Привилегии для партийцев становятся системой Благополучие работников аппарата зависит от: 1. Занимаемой должности 2. Готовности неуклонно исполнять директивы вышестоящих органов Остается подозрительность к лицам дворянского происхождения, интеллигенции, духовенству, «мелкой буржуазии» Формируются группы по принципу личной преданности определенному лидеру партии. «Чистка» партии (1921 г.) – из партии исключено 25% состава. «Ленинский призыв» (1924 г.) в партию вступили 240 тыс. чел. В партию пришли и те, кто рассчитывал получить хорошую работу, сделать карьеру Решения принимаются узким кругом политической элиты. Назначение на должности утверждается партийным органом

Внутрипартийная борьба за власть Причины внутрипартийной борьбы -Личное соперничество политических лидеров за власть в партии и в стране. - Различие взглядов на пути развития СССР. - Отсутствие легальной оппозиции. Борьба между политическими лидерами Фазы внутрипартийной борьбы. Сталин, Каменев, Зиновьев против Троцкого (1923 -1925 гг.) Сталин, Бухарин и Рыков против Каменева и Зиновьева (1925 -1927 гг.). Исключение Каменева и Зиновьева из партии Сталин против Бухарина и Рыкова (1927 -1930 гг.). Удаление Бухарина и Рыкова с руководящих постов. Организация против Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова в 1935 -1938 гг. публичных политических процессов. Осуждены и расстреляны. Итог внутрипартийной борьбы – И. В. Сталин одержал решительную победу.

Лекция «Опыт и уроки НЭПа».

1.Кризис 1921 г., его последствия.

Сущность и основные принципы НЭПа.

Социально-экономическое развитие страны в период НЭПа (самостоятельно).

Борьба за власть в стране и партии в 20-е годы.

1. Формально в Гражданской войне победили большевики, однако ситуация в стране к окончанию войны была крайне тяжелой. Её можно охарактеризовать следующим образом:

Налицо был социально-экономический и политический кризис. Война привела к потере 18 млн. человек. Кроме того, имелось около 5 млн. инвалидов, масса беспризорников. Ущерб от войны составил 39 млрд. руб. или 25% национального богатства. Национальный доход упал с 11 млрд. руб. в 1917 году до 4 млрд. в 1920 г. Промышленное производство сократилось более чем в 7 раз, давая чуть более 13% от уровня 1913 года. Выплавка чугуна упала в 50 раз, стали – в 22 раза, производство ткани – в 19 раз, добыча нефти опустилась до уровня 1890 г.

Практически полностью стоял транспорт. Как следствие, нарастал дефицит (мыло, спички, соль, керосин). В стране в 1921 г. рубль обесценился в 228 тысяч раз, за третью неделю февраля в 1,073 млн. раз Фунт масла стоил 400 тыс. руб., сахара – 300 тыс., хлеба – 75 тыс. рублей.

Зарплата служащего составляла – 1,5-4млн. рублей. К 1922 г. денежная масса страны достигла нескольких сотен квадриллионов рублей.

В сельском хозяйстве посевные площади уменьшились на 30%, а валовая продукция – на 30%. В 1921 г. страну постиг страшный голод, которым было охвачено до 30 млн. человек. Для организации помощи создаются организации Центральная комиссия помощи голодающим - Помгол, Ара (American relief administration) От голода погибли как минимум 5 млн. человек.

В.И.Ленин писал: «Россия напоминает человека, которого избили до полусмерти: 7 лет колотили ее и тут дай бог с костылями двигаться».

Нарастали социальные трудности. Рабочие уходили из города в деревню, они занимались выделкой лаптей и т.д. Происходит деклассирование пролетариата, происходит постепенный подрыв союза рабочих и крестьян.

Одной из важнейших причин стал крах политики военного коммунизма. Это вынуждены были признать Ленин, Бухарин и другие лидеры партии. Именно эта политика привела к подрыву союза рабочих и крестьян. Крестьяне отказывались отдавать хлеб в долг. К 1920 г. началась «малая гражданская война». Её наиболее яркие проявления – восстания в Западной Сибири, движение в Поволжье, Тамбовское движение, Кронштадский мятеж.



Ленин определил ситуацию как тяжелый внутриполитический кризис. Лозунги восставших: «Свобода торговли!», «Власть Советам, а не партиям! «За Советы без коммунистов!»

Кризис дополнялся разногласиями в самой партии.

2. С весны 1921 г. поэтапно вводятся основные элементы НЭПа. Сначала эта политика рассматривалась как временное отступление. А затем – как стратегия построения социализма и коммунизма.

В марте 1921 г.(Х съезд РКП) принимается решение о замене продразверстки продналогом: сначала 20%, затем 10%, а с 1924 г. взимали деньгами в размере 5%. Разрешается товарообмен в рамках местного оборота. Но с осени 1921 г. торговля наконец-то была разрешена. Постепенно ликвидируются главки, создаются хозрасчетные организации, тресты и синдикаты. Проводится акционирование промышленности, разрешается частная собственность, а с 1925 г. – аренда земли. Создаются биржи, коммерческие банки, т.е. формируется биржевая инфраструктура.

НЭП представляет собой долговременную стратегию, нацеленную на восстановление хозяйства (уровень 1913 г. достигли в 1925 г.) и далее на построение социализма. Эта политика означала переход от состояния гражданской войны и гражданскому миру. Возрождение союза рабочих и крестьян на новой экономической основе. Она означала реабилитацию рынка и товарно-денежных отношений. Большевики допускали создание многоукладной экономики. К началу 20-х гг. имелось 5 основных укладов:

Патриархальный

Мелкотоварный

Частнохозяйственный капитализм

Государственный капитализм

Социализма

В рамках соревнования должен был победить социалистический уклад.

Важный элементов НЭПа стало кооперирование. Все эти меры рассматривались как уступка капитализму. Ленин подчеркивал, что «есть опасность реставрации капитализма», но она невелика, т.к. в руках государства находятся все основные командные высоты. В НЭПе наряду с реальностью были элементы утопизма. Большевики сохраняли веру в мировую революцию, продолжали верить в построение социализма. НЭП не означал ослабления репрессий.

Концепция НЭПа не допускала политического плюрализма.

4. Борьба за власть.

К 1921 г. РКП(б) осталась единственной партией. В 1917 г. в партии насчитывалось около 350 тыс. человек, к 1920 г. – 700 тыс., к 1925 г. – 1025 тыс., к 1934 г. – 1874 тыс. Количественный рост составил 6 раз.

К началу 30-х гг. большую часть партийцев составляли люди со стажем после 1917 или даже 1920 гг. Процент лицу с высшим образованием был менее 7. 60% коммунистов были приняты после смерти Ленина, 26% из них - самоучки. Иными словами, для этих людей, прошедших Гражданскую войну, было характерно обостренное классовое сознание, приверженность идеалам Гражданской войны, низкий уровень образования.

В 20-е гг. не раз проводились массовые призывы в партию. Размывался социальный состав партии, нарастали негативные тенденции. По мнению Троцкого, партия жила на 2 этажа: наверху решают, внизу исполняют. Партийный аппарат все более довлеет над выборными органами, заменяя их.

Меняется структура партийных органов.3 апреля 1922 г. создается должность генерального секретаря партии. Им стал И.В.Сталин. Однако при нем формируется номенклатура (перечень наиболее важных должностей). Эту работу проводил орграспредотдел во главе с Кагановичем. Сталин открыто заявил, что власть находится не у тех, кого выбирают, а у того, кто владеет аппаратом. С 1922 г. орграспредотдел произвел более 10 тысяч назначений на места. К 1922 г. в номенклатуру входило более 15 тыс. человек, к середине 20-х гг. – 25 тыс. человек.

Сталин утверждал, что главной задачей новых кадров является выполнение директив центра. Он высказывает мысль, что склоки в партии – это важное орудие воспитания. В 1922 г. Сталин определяет партию как орден меченосцев.

К 1927 г. в основном завершилось формирование сталинской номенклатуры. В течение 20-х годов партаппарат получает заметные привилегии.

Таким образом, в партии наблюдались следующие негативные процессы: разбухание аппарата, усиление привилегий, ослабление демократии, ухудшение качественного уровня. Ситуацию усугубила болезнь и смерть В.И.Ленина, появился ряд претендентов на власть. Это прежде всего И.В.Сталин, Л.Д.Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рыков, Томский.

Первым в борьбу вступил Троцкий. Он начал борьбу со Сталиным, Зиновьевым и Каменевым, образовавшими «тройку» в руководящих органах. В 1923-24 гг. прошли дискуссии по вопросам экономики и демократизации партийной жизни и в 1924 г. по вопросам истории Октября. В октябре 1923 г. Троцкий пишет письма в ЦК, где указывает на опасность перерождения в партии, на рост привилегий партаппарата и отрыв его от масс. Вслед поступило заявление 46-ти. В Заявлении говорилось об установлении в партии режима фракционной диктатуры, о подавлении любого инакомыслия под благовидным предлогом сохранения единства партии и о том, что самонадеянные узурпаторы не могут, как это доказал кризис, «свести концы с концами в экономической области». Октябрьский пленум ЦК и ЦКК РКП (б), однако, осудил это выступление.

5.12.1923 г. политбюро принимает решение компромиссного характера. Троцкий пишет серию статей «Новый курс», где развивает свои идеи. В конечном счете, на январском пленуме 1924 г. Троцкий был осужден за мелкобуржуазный уклон. В 1924 г. Троцкий выступает против Сталина на 13-м съезде партии. Он также навязал дискуссию партии по вопросу истории Октября. В итоге «тройка» добилась нового осуждения Троцкого, однако уже летом 1924 г. образуется новая фракция –«семерка» (7 руководителей против Троцкого). С 1925 года «тройка» распадается, образуется «новая оппозиция», начавшая борьбу против Сталина во главе с Зиновьевым и Каменевым. Они обвиняют Сталина в отказе от демократии, насаждении секретарского режима, в уступках кулаку и мелкобуржуазным элементам, требуют ускорения темпов наступления на капитализм. Они выступили против вождизма в партии, подвергли критике Бухарина за его лозунг «Обогащайтесь!», обращенный к крестьянам. На 14 съезде партии в декабре 1925 г. оппозиция была разгромлена. Летом 1926 г. впервые заявила о себе «Троцкистско-зиновьевская» оппозиция для борьбы со Сталиным. Они требовали диктатуры пролетариата, выдвигали идею первоначального

С самого начала, уже при жизни В.И. Ленина (вопреки утверждениям тех коммунистов, кто впоследствии, подобно Н.С. Хрущеву и М.С. Горбачеву, пытались переложить ответственность за «искажение идеи социализма» на одного И.В. Сталина), проявилось противоречие между относительно либеральным НЭПом в экономике и укреплением тоталитарного режима в политике . Показателями этого укрепления стали:

1. Происшедший в 1923 г. роспуск последних оставшихся оппозиционных партий эсеров и меньшевиков (после сфальсифицированного по указанию Ленина судебного процесса над эсерами 1922 г., положившего начало серии сфабрикованных судебных расправ над политическими противниками). Результатом стало окончательное утверждение однопартийной системы в «чистом» виде.

2. Принятая в 1921 г. на том же съезде партии, что и НЭП, по инициативе Ленина резолюция «О единстве партии», запрещавшая внутрипартийные фракции и усилившая централизацию власти в партии.

3. При формальной отмене красного террора по окончании Гражданской войны в 1922 г., усилилось проникновение органов госбезопасности (переименованных из ЧК в ГПУ) во все сферы жизни общества, вплоть до культуры и частной жизни граждан.

4. Усиление цензуры и гонений на инакомыслие, ярким примером которого еще при жизни Ленина стал «философский пароход» 1922 г. – первая высылка за границу группы ученых, профессоров за «крамольные» лекции и труды.

5. Утвержденное в 1921 г. все на том же Х съезде партии фактическое подчинение ей профсоюзов.

Все эти меры, заложившие фундамент тоталитарного режима, проводились по инициативе и под личным руководством В.И. Ленина.

На рубеже 1922/23 гг. признанный вождь партии и основатель Советского государства В.И. Ленин после перенесенного инсульта стал инвалидом и в январе 1924 года умер. Поскольку по существу вся власть в государстве сосредоточилась в руках партийной верхушки, еще накануне его смерти, с осени 1923 года в партии развернулась борьба за власть, в которой переплелись определенные идейные разногласия между ведущими лидерами партии и стремление каждого из них к личной власти. Вкратце хроника борьбы выглядела так:

1923–1924 – выступление левой оппозиции троцкистов под руководством Л.Д. Троцкого; их лозунги – свертывание НЭПа, мировая революция, бюрократизация экономики, индустриализация за счет крестьянства. Троцкистов поддержали наиболее радикальные круги партии, студенческая молодежь, часть рабочих. В борьбе с крайне амбициозным и проявлявшим явные диктаторские замашки Троцким другие соперничавшие между собой лидеры партии (Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин) объединились и одержали победу над ним, опираясь на партийный аппарат.


1925 – выступление «новой оппозиции» Г.Е. Зиновьева (помимо прочего, возглавлявшего Коминтерн) и Л.Б. Каменева под троцкистскими лозунгами. Победу одержал занимавший с 1922 г. пост генерального секретаря партии И.В. Сталин в союзе с Н.И. Бухариным. В 1926 г. прагматик Сталин официально снял лозунг мировой революция как несостоятельный.

1926–1927 – запоздалое объединение разбитых и лишенных постов в правительстве Троцкого, Зиновьева и Каменева, их окончательное поражение и исключение из партии. В дальнейшем почти все они поспешили официально «раскаяться», за исключением Троцкого, вскоре уехавшего за границу, сформировавшего там международный троцкистский 4-й Интернационал и в 1940 г. убитого в Мексике по личному заданию Сталина.

1928–1929 – выступление верхушечной правой оппозиции во главе с Н.И. Бухариным и А.И. Рыковым; лозунги – продолжение и развитие НЭПа. Оппозиция не имела серьезной поддержки в партии, ввиду непопулярности НЭПа среди большевиков. Потерпев поражение и лишившись высоких постов, члены оппозиции также публично «раскаялись».

Итогом борьбы за власть, подкрепленным унизительными публичными покаяниями лидеров оппозиций, стало утверждение в 1929 г. единоличной диктатуры И.В. Сталина , использовавшего тактические просчеты соперников и разбившего их поодиночке.

9.3. Коллективизация и индустриализация. Построение единой системы государственной плановой экономики (1929–1937).

1929 год , окрещенный самими коммунистами «годом великого перелома», ознаменовал поворот к ликвидации НЭПа и окончательному уничтожению частной собственности, одновременному проведению форсированной индустриализации страны (завершена в 1937 г.) и коллективизации сельского хозяйства (в основном завершена к 1933 г., окончательно к 1936).

Предпосылками такого поворота послужили:

1. Конечные цели коммунистов, для которых НЭП был временным маневром и с этой точки зрения выполнил свою задачу, как только было завершено послевоенное восстановление экономики.

2. Низкая товарность мелкокрестьянского сельского хозяйства, поскольку до революции основным поставщиком товарного хлеба были уничтоженные революцией помещичьи латифундии , в сочетании с низкими закупочными ценами коммунистического государства на хлеб, о чем говорилось выше. Следствием этого стали продовольственный кризис 1928 г. и введение карточек на хлеб в городах, просуществовавших до 1935 г.

3. Отсутствие иностранных инвестиций в экономику и кредитов (как следствие отказа коммунистов от уплаты царских долгов) и, с другой стороны, колониальных доходов (как следствие их интернациональной политики). В этих условиях основным реальным источником индустриального скачка стало ограбление деревни с целью перекачки средств в промышленность.

Зачем же коммунистам был необходим этот скачок, потребовавший невероятного напряжения сил страны и массового насилия над крестьянством? Ответ заключается в следующем:

4. Международная изоляция коммунистического режима и враждебность к нему со стороны практически всех стран мира, несмотря на формальное восстановление дипломатических и торговых отношений в 20-х годах. Такая обстановка явилась следствием всей политики коммунистов, и прежде всего работы агентуры Коминтерна во всех странах по пропаганде коммунистических идей. В сочетании с крахом надежд на мировую революцию этот фактор вынуждал коммунистов спешно вооружаться, что было невозможно без быстрого наращивания потенциала тяжелой промышленности. Именно поэтому интересы последней были поставлены на первое место, в ущерб производству товаров народного потребления.

Таким образом, средством для индустриального скачка в данной обстановке стала коллективизация сельского хозяйства, форсированно развернутая с осени 1929 года. Крестьянские хозяйства формально добровольно, а фактически принудительно объединялись в колхозы (коллективные хозяйства). При этом «кулаки» (к которым причисляли и многих «середняков», т.е. тех зажиточных крестьян, которые даже не пользовались наемной рабочей силой) выселялись с семьями в отдаленные районы Сибири и Крайнего Севера. Коллективизация проводилась скоростными темпами при поддержке беднейших слоев крестьянства, которым было нечего терять; области и районы соревновались, кто быстрее достигнет результатов.

Массовое сопротивление среднего крестьянства и «кулаков» (восстания, забой скота, поджоги колхозного имущества и убийства колхозных активистов), в котором приняли участие 700 тыс. крестьян, было подавлено террором ГПУ. В момент наибольшего обострения ситуации весной 1930 г. Сталин с целью политического маневра распорядился снизить темпы коллективизации и временно разрешил желающим выйти из колхозов, возложив в своей статье «Головокружение от успехов» всю вину за «перегибы» на местных работников. Однако после краткой передышки принудительный загон в колхозы был возобновлен.

Формально земля стала колхозной собственностью, фактически же государство изымало у колхозов все «излишки». По существу, это было повторение продразверстки в более удобной для коммунистов, централизованной форме.

Результатами коллективизации стали:

1. Получение государством огромных средств от продажи на экспорт сельхозпродукции для инвестирования их в форсированную индустриализацию. Пожалуй, этот результат был единственным позитивным .

2. Ограбление и уничтожение крестьянства как класса земельных собственников , фактическое сосредоточение всего сельского хозяйства в руках государства (на прокорм крестьянам оставили огороды) и беспощадное подавление сопротивления (3,5 млн. раскулаченных и высланных).

3. Как следствие – массовый голод 1933 г. в деревне, особенно на Украине (до 2 млн. умерших), и жестокие репрессии за попытки голодающих крестьян воровать с колхозных полей (т.н. «закон о 5 колосках»).

4. Фактическое прикрепление крестьян к земле, когда началось бегство от нищеты из колхозов в города, путем введения паспортной системы в 1934 г. с запрещением выдачи паспортов сельским жителям.

5. Как следствие перечисленного – резкое падение производительности труда в сельском хозяйстве, несмотря на его механизацию тракторами и комбайнами (проводившуюся централизованно государством).

В сочетании с общей централизацией экономики и введением планового начала в ней через посредство 5-летних планов, коллективизация позволила провести в 1928–1937 гг. ускоренную индустриализацию страны (одним из побочных источников средств стало и широкое использование дарового труда миллионов заключенных концлагерей). Она проводилась путем широкого строительства новых заводов с внедрением новых технологий. Энтузиазм рабочих, которым обещали скорый рай на земле и одним из проявлений которого стало стахановское движение «ударников» производства за перевыполнение планов, сочетался с резким ужесточением трудовой дисциплины. Каждая авария на производстве объявлялась «вредительством» и влекла за собой суровые репрессии. Символом этого стала сакраментальная фраза наркома путей сообщения Л. Кагановича: «Каждая авария имеет свое имя, отчество и фамилию».

Основными результатами индустриализации стали:

1. Мощный индустриальный скачок, рост промышленной продукции менее чем за 10 лет в 2,5 раза, в том числе в тяжелой промышленности – в 5 раз, и превращение СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную . С 5-го места в мире, которое занимала дореволюционная Россия по объемам промышленного производства (после США, Англии, Франции и Германии), СССР перешел на 2-е (после США).

2. Окончательное уничтожение частной собственности в промышленности (коммерсантов-«нэпманов» попросту задавили налогами) и сосредоточение ее целиком в руках государства, с переходом к сверхцентрализованной системе государственного планирования через Госплан путем составления 5-летних планов (пятилеток ) и с заменой местных органов управления хозяйством (совнархозов) на центральные общегосударственные (хозяйственные наркоматы, а впоследствии министерства). При этом в сферу директивного планирования были включены не только объем и ассортимент продукции во всех отраслях экономики, но и цены на товары. С уничтожением свободной торговли рубль перестал быть свободно конвертируемым, курс его устанавливался государством.

Следует признать, что индустриализация и коллективизация сопровождались крупными социальными достижениями коммунистов за тот же период, важнейшими из которых стали:

1) ликвидация безработицы к 1930 г. за счет перехода к плановой системе общегосударственной экономики;

2) ликвидация массовой неграмотности путем введения обязательного бесплатного образования (вначале, как и до революции с 1913 г. – начального, затем – 7-летнего и впоследствии – среднего);

3) бесплатное образование на всех уровнях;

4) бесплатное здравоохранение на всех уровнях.

Совокупность мероприятий коммунистов по ликвидации неграмотности, бесплатному образованию, расширению сети вузов и школ и постановке культуры и гуманитарных наук под жесткий идеологический контроль партии (в частности, деятели культуры были объединены в Союз писателей, Союз композиторов, Союз художников и т.п. с жесткой дисциплиной по образцу партийной) получила название «культурной революции».

Технологическая карта урока

Учебный предмет : История России.

Класс : 9.

Учитель : Соломатина Лариса Александровна.

УМК: История России . XX – начало XXI века». Данилов А.А., Косулина Л.Г. , 2012 г.

Тема урока:

Тип урока: проблемный.

Оборудование: ноутбук, выход в интернет, проектор, исторические документы, схема «Внутрипартийная борьба 1920-х гг.»

Цели: дать представления о противоречивости развития страны в 1920-1930 гг. XX в.; объяснить причины и сущность внутрипартийной борьбы 1920-х гг.; охарактеризовать политические процессы 1920-х гг.; рассказать об особенностях политической системы СССР в 1920-х гг., о роли коммунистической партии; выяснить предпосылки установления в стране культа личности Сталина; познакомить с датами основных исторических событий: 21 января 1924 г., декабрь 1925 г., июнь 1928 г., 1928-1932 гг.; рассказать о современных версиях и трактовках деятельности И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева; познакомить с понятиями и терминами: коррупция, «чистка» партии, троцкизм, бюрократия, партноменклатура .

Формировать УУД:

Метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знают понятия коррупция, «чистка» партии, троцкизм, бюрократия, партноменклатура;
  • умеют пользоваться понятиям;
  • знают и понимают ход исторических событий.

Личностные:

  • учатся оценивать чужие и свои поступки;
  • формулируют свою точку зрения на ход и итоги событий;
  • умеют делать выводы.

Метапредметные:

  • умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
  • умеют слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
  • умеют ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Межпредметные связи: Всеобщая история, литература, информатика.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Информационное обеспечение урока: Презентация «Борьба за власть в партии большевиков».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный этап

Приветствие учителя и определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Ответное приветствие

Готовность и уроку

Готовность класса к восприятию знаний, установление доброжелательной обстановки урока

Мотивационно-целевой этап

Создать условия для

возникновения у ученика внутренней

потребности включения в учебный процесс.

Учитель ставит проблемный вопрос: До сих пор не смолкают споры: почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин?

Слайд 1.

Объявляет план урока:

  1. Смерть Ленина
  2. Коммунистическая партия в 1920-е гг.
  3. Внутрипартийная борьба за власть.

Просит записать в тетрадь.

Записывают в тетрадь дату, план урока.

Умение выражать свои мысли и доводы в устной форме, на поставленный вопрос

Желание узнать версии о победе Сталина И.В. в борьбе за власть, и формирование личного отношения к данным событиям.

Актуализация знаний

М.П. Томский в марте 1922 г. Заявил: «нас упрекают за границей, что у нас режим одной партии…у нас много партий. Но в отличии от заграницы у нас одна партия власти, а остальные в тюрьме». Почему же этот факт радовал партийца? Что происходило в то время в рядах партии? В политическом развитии страны? Обсудим эти вопросы на уроке.

Беседа, высказывают свои мнения.

Уметь выражать свои мысли устно, слушать и слышать друг друга

Давать определение понятиям.

Уровень подготовки обучающихся к уроку.

Целеполагание (постановка учебной задачи)

Подведение обучающихся к постановке цели и задач урока.

В декабре 1922 г. Лидер партии большевиков В.И. Ленин тяжело заболел. До марта 1923 г. Он продиктовал ряд статей: «О кооперации», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше», «Как на преобразовать РАБКРИН», в которых пытался показать свое видение будущего социалистического общества. Отношение к этим работам неоднозначное. Что же предлагал лидер партии?

Изучите и прокомментируйте схему.

Изучают и дают комментарии к схеме.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Определение целей и задач урока

Практическая деятельность по изучению нового материала

1. Смерть Ленина . В январе 1924 г. В.И. Ленин умер. Его смерть и болезнь породили борьбу за власть в руководстве партии. Будучи тяжело больным В.И. Ленин написал в 1922 г. «Письмо к съезду» , в нем он давал оценку самым близким своим соратникам.

Слайд 3.

2. Коммунистическая партия в 1920 годы .

Международная обстановка в 1922 г. Изменилась после поражения коммунистического восстания в Германии и прихода к власти фашистов в Италии. Стало понятно, что СССР остается в одиночестве, в окружении враждебных стран. Перед партией встал вопрос: возможно ли построение социализма в одной стране и каким он будет? Дальнейшая стратегия и выбор пути развития зависит от обстановки в партии.

Предположите, какие последствия для страны могли иметь подобные явления в партии?

Слайд 4.

3. Внутрипартийная борьба за власть . Вы убедились, что изменения, произошедшие в партии, предполагали поиск единственного лидера, который мог бы сосредоточить власть в своих руках. После смерти Ленина начинается внутрипартийная война.

Проверка выполнения задания и составление схемы. Слайд 5.

Знакомство с документом, ответы на вопрос: «Кто и почему мог стать лидером в стране?», осмысливание полученной информации, ответы на поставленный вопрос, формулировка выводов.

Работают с текстом параграфа, дают характеристику коммунистической партии. (проверка выполненного задания и составление схемы).

Ответы на вопрос.

Работают с материалами параграфа и письменно

Отвечают на вопросы:

  1. Причины внутрипартийной борьбы.
  2. Ход и итоги внутрипартийной борьбы.

Составляют схему.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

Давать определение понятиям;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Усвоение нового материала, расширение словарного запаса,

приобретение навыка работы в сети.

Включение в систему знаний и повторение

Организация теста .

Выполнение теста.

Взаимопроверка.

Готовность к получению нового опыта;

Планирование своей работы,

Контроль своего процесса деятельности,

Определение уровня усвоения нового материала.

Получение первых результатов изучения темы.

Рефлексия, подведение итогов

Как вы думаете, почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин?

Оцените высказывание Г. Зиновьева на XIII съезде РКП(б) в 1924 г.

Учитель подводит итоги.

Учащиеся высказываются. Анализ проделанной работы на уроке.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Подведение итогов занятия, определение уровня успешности деятельности учащегося на занятии.

Домашнее задание

Конспект в тетради.

Подготовить сообщение о политических деятелях 1920 гг.

Воспринимают информацию учителя о домашнем задании.

Задают уточняющие вопросы.

Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

Борьба за власть в партии большевиков (схемы к уроку) Соломатина Л.А. МБОУ Анопинская СОШ

До сих пор не смолкают споры: почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин? П лан урока: Смерть Ленина Коммунистическая партия в 1920-е гг. Внутрипартийная борьба за власть.

Смерть В.И. Ленина В своих последних письмах и статьях В.И. Ленин Возлагает надежды на административные методы борьбы с бюрократизмом, коррупцией (улучшение работы рабочекрестьянской инспекции, увеличение числа рабочих ЦК.) Указывает на главные направления развития страны, выражающиеся в росте цивилизованности, культуры; увеличение различных форм кооперации на добровольной основе. Пишет об опасности раскола партии. Ее единство и сохранение монополии на власть – основное условие движения к социализму.

Коммунистическая партия в 1920-е гг. Военизированная организация Рост партийного аппарата Ужесточение партийной дисциплины Борьба с проявлением инакомыслия Привилегии для партийцев становятся системой Благополучие работников аппарата зависит от: Занимаемой должности Готовности неуклонно исполнять директивы вышестоящих органов Остается подозрительность к лицам дворянского происхождения, интеллигенции, духовенству, «мелкой буржуазии» Формируются группы по принципу личной преданности определенному лидеру партии. «Чистка» партии (1921 г.) – из партии исключено 25% состава. «Ленинский призыв» (1924 г.) в партию вступили 240 тыс. чел. В партию пришли и те, кто рассчитывал получить хорошую работу, сделать карьеру Решения принимаются узким кругом политической элиты. Назначение на должности утверждается партийным органом

Внутрипартийная борьба за власть Причины внутрипартийной борьбы Борьба между политическими лидерами -Личное соперничество политических лидеров за власть в партии и в стране. - Различие взглядов на пути развития СССР. - Отсутствие легальной оппозиции. Фазы внутрипартийной борьбы. Сталин, Каменев, Зиновьев против Троцкого (1923-1925 гг.) Сталин, Бухарин и Рыков против Каменева и Зиновьева (1925-1927 гг.). Исключение Каменева и Зиновьева из партии Сталин против Бухарина и Рыкова (1927-1930 гг.). Удаление Бухарина и Рыкова с руководящих постов. Организация против Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова в 1935-1938 гг. публичных политических процессов. Осуждены и расстреляны. Итог внутрипартийной борьбы – И.В. Сталин одержал решительную победу.


  • 6. Борьба России за выход к Балтийскому морю.
  • 7. Россия в эпоху "дворцовых переворотов".
  • 8. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
  • 9. Внутренняя и внешняя политика Павла.
  • 10. Александр I и его реформы.
  • 12. Россия в годы правления Николая I.
  • 13. Общественное движение в России в первой половине XIX века.
  • 14. Начало царствования Александра II. Отмена крепостного права.
  • 15. Реформы Александра II.
  • 16. Контрреформы Александра III.
  • 17. Общественное движение в России во второй половине XIX века.
  • 18. Россия на рубеже XIX-XX веков.
  • 19. Образование политических партий и их программы.
  • 20. Первая русская революция.
  • 21. Создание парламента в Российской империи.
  • 22. Третьеиюньская политическая система.
  • 23. П.А. Столыпин и его программа модернизации России.
  • 24. Россия в годы iww.
  • 25. Основные этапы и пути вхождения в состав Российского государства новых территорий и народов. Особенности управления Российской империей как многонациональным государством.
  • 26. Свержение самодержавия.
  • 27. Возникновение двоевластия в России. Кризисы Временного правительства.
  • 28. Конец двоевластия. Корниловский мятеж и его последствия.
  • 29. Захват власти большевиками. II съезд Советов.
  • 30. Установление большевистской власти в центре и на местах. Разгон Учредительного собрания.
  • 31. Формирование большевизма как государственной структуры. Новые органы власти и управления.
  • 32. Выход Советской России из Первой мировой войны.
  • 33. Гражданская война в Советской России.
  • 34. Политика "военного коммунизма". Чрезвычайные меры большевиков.
  • 35. Кризис большевистской власти в начале 1920-х гг.
  • 36. Новая экономическая политика.
  • 37. Образование и дальнейшее развитие ссср.
  • 38. Обострение борьбы за власть в руководстве большевистской партии в 1920-е гг.
  • 39. Установление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинскому режиму.
  • 40. Сталинский вариант модернизации советской экономики.
  • 41. Основные направления советской внешней политики в годы нэПа.
  • 42. Нарастание международное напряженности в 1930-е годы. Пакт Молотова-Риббентропа.
  • 43. Внешняя политика Советского государства в начале iiww.
  • 44. Начальный период Великой Отечественной войны.
  • 45. Разгром фашистской Германии.
  • 1943 Г.
  • 46. Ссср в составе антигитлеровской коалиции.
  • 48. Геополитические итоги iiww. Начало "холодной войны".
  • 49. Ссср в первое послевоенное десятилетие. Новая волна репрессий.
  • 50. Противоречивость внутренней и внешней политики н.С. Хрущева.
  • 51. Советская страна в 1964-1985 гг.
  • 52. Перестройка м.С. Горбачева.
  • 53. Распад ссср. Образование снг.
  • 54. Россия на современном этапе.
  • 38. Обострение борьбы за власть в руководстве большевистской партии в 1920-е гг.

    Кончина Ленина (21 января 1924) обострила борьбу за лидерство в РКП(б) и определение основных принципов внутренней и внешней политики советского государства. На первом этапе основная борьба развернулась меж­ду Троцким, претендовавшим на роль второго (наряду с Лениным) вождя партии, и И. В. Сталиным, занимавшим с апреля 1922 пост генерального секретаря ЦК РКП(б). Выступившие первоначально на стороне Сталина Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев в 1925 сами перешли в оппозицию к генераль­ному секретарю («новая оппозиция»), объявив выдвинутый им тезис о воз­можности построения социализма в одной, отдельно взятой стране изменой делу мировой революции. В 1926 произошло объединение Зиновьева и Ка­менева с Троцким на «левой» платформе (оценка политического курса Ста­лина и его сторонников как перерождения диктатуры пролетариата в бюрок­ратический режим, призывы к усилению давления на «классово чуждые» элементы в городе и деревне, прежде всего на «кулачество»). После органи­зации демонстраций 7 ноября 1927, в день 10-й годовщины Октябрьской революции, Троцкий, Зиновьев и Каменев были исключены из партии (в 1929 Троцкий был выслан в Алма-Ату, а затем - за границу). В 1928-29 сталин­ская группировка добилась победы и над сторонниками т. н. «правого укло­на» в партии (Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.), выступившими против чрезвычайных мер при проведении хлебозаготовок, эксплуатации крестьян­ства, грозившей разрывом между городом и деревней, и свёртывания НЭПа.

    Политический строй СССР в 30-х гг. XX в. Политический ре­жим, установившийся на рубеже 20 - 30-х гг. XX в. в СССР, мно­гими современными исследователями характеризуется как тота­литарный. Признаки тоталитаризма были сформулированы в за­падной политологии. К таковым обычно относят: 1) наличие един­ственной массовой партии с харизматическим лидером во главе; 2) существование официальной идеологии; 3) монополия госу­дарства на средства массовой информации; 4) полный контроль над вооруженными силами; 5) проведение политики массовых репрессий; 6) складывание системы централизованного руковод­ства экономикой. Все эти признаки можно обнаружить в полити­ческой жизни Советского государства 1930-х гг.

    Предпосылкой создания тоталитарной системы власти стало фор­мирование однопартийной системы в стране. В острейшей внутрипар­тийной борьбе, развернувшейся после ухода В.И. Ленина, победу одер­жал И. В. Сталин. Устранив с политической арены своих соперников (Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова), он установил режим единоличной диктатуры. Власть Сталина, которая основывалась на существовании мощного репрес­сивного аппарата и системе политико-идеологического контроля за обществом, вылилась в так называемый культ личности Сталина.

    1920-е – сращивание государственного и партийного государственного аппарата. Наиболее значительные решения в государстве принимались ЦК РКП(б).

    1921 – в ЦК входили 27 человек и 19 кандидатов. Политбюро – руководящий центр, с 1921: Зиновьев, Каменев, Ленин, Сталин, Троцкий + Бухарин, Калинин, Молотов – кандидаты.

    03.1921 – X съезд РКП (б) – резолюция о единстве партии. Она запрещала внутрипартийные группировки, партии, фракции, изложение коллективного мнения, противоречащего мнению большинства ЦК. Однако этот документ не избавил партию от внутренних конфликтов и борьбы. Происходили постоянные дискуссии (взаимодействие республик, вопросы о путях развития с/х и промышленности).

    09.1923 – пленум ЦК, Дзержинский предложил обязать каждого коммуниста передавать в распоряжение возглавляемого им ведомства ВЧК сведения о существовании фракций и уклонов. Дискуссия продолжалась в начале 10.1923 и закончилась только в середине 01.1924 в пользу мнения Дзержинского.

    На 13 партийной конференции (16.01.1924-18.01.1924) Троцкого и его сподвижников, выступавших против идеи Дзержинского, обвинили в антибольшевистском ревизионизме и антиленинском уклонизме.

    3.04.1922 – Сталин стал генеральным секретарем ЦК ВКП(б).

    Во время болезни Ленина, с 05.1922, обостряется внутрипартийная борьба за власть, за которой очень внимательно следил Ленин.

    21.01.1924 Ленин умер в Горках от кровоизлияния в мозг. Петроград был переименован в Ленинград, Симбирск – в Ульяновск, стали устанавливаться памятники Ленину, его именем назывались улицы. Председателем СНК стал Рыков.

    Смерть Ленина привела к обострению борьбы за власть. 13 съезд партии 23-31.05.1924 обсудил предложение Ленина о смещении Сталина с поста Генсека. Оно было отклонено съездом. Тогда Сталин сам написал заявление о своей отставке, которое также было отклонено. 10.1924 – статься Троцкого "Уроки Октября", выделил свою роль в революции, говорил, что революцию предали правые, критиковал Зиновьева и Каменева. Но позиция Троцкого была осуждена на январском пленуме ЦК 1924, после чего Троцкий был снят с постов председателя Реввоенсовета и наркома военмора. Это был первый этап борьбы за наследство Ленина.

    Вторым шагом в борьбе за ленинское наследство стала новая оппозиция. Сталин в ходе многочисленных дискуссий с Троцким сформулировал принцип возможности построения социализма в одной стране. Против этого тезиса выступила новая оппозиция во главе с Зиновьевым и Каменевым. 14 съезд партии 18-31.12.1925 проходил в бурной дискуссии между Сталиным и Зиновьевым и Каменевым, в ходе которой победил Сталин. Зиновьева отстранили от руководства Ленинградской партийной организацией, вместо него назначили Кирова.

    Третий шаг – Объединенная оппозиция. Она сложилась в 04.1926. Вошли Зиновьев, Каменев, Сокольников, Антонов-Овсеенко и др. Эти оппозиционеры создали подпольные организации, пытались внести раскол в партийные ряды.

    Оппозиционеры предлагали проводить индустриализацию за счет деревни. Приоритетной д.б. стать промышленность, а не с/х. Против выступили Бухарин, Сталин и Рыков. Из партии было исключено около 100 человек, Троцкого выслали из СССР.

    Четвертый шаг – Последняя оппозиция 1928-1929 гг. – Правая оппозиция. Возглавил Бухарин. Выступала против мнения Сталина о проведении коллективизации (обязательное вхождение крестьян в колхозы, запрет частной собственности, т.е. ограбление деревни). 04.1928 – пленум ЦК, Правая оппозиция высказала недовольство "начавшейся снова политикой принудительных изъятий излишков зерна и перегибов по отношению к крестьянству". На стороне Сталина выступили Куйбышев, Молотов, Ворошилов, на стороне Бухарина – Рыков, Томский. Завершением этой дискуссии стала 14 партийная конференция, 04.1929, после которой Бухарин был снят с поста главного редактора газеты "Правда" и отстранен от руководства Коминтерна. Рыков добровольно ушел с поста председателя СНК. 11.1929 – на пленуме ЦК Правая оппозиция выступила с самокритикой. В стране установился режим личной власти Сталина.