Становление древнерусского государства 9 12 век. Киевская Русь в IX - XII веках. Культура Киевской Руси

История как наука методология и теория исторической науки.

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

История – наука многоотраслевая , она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: · истории экономической; · политической; · социальной; · гражданской; · военной; · государства и права; · религии и т.д.

К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности

История подразделяется и по широте изучения объекта : · история мира в целом (всемирная или всеобщая история); · история континентов (например, история Азии и Африки); · история отдельных стран и народов или группы народов (история России). Существуют вспомогательные исторические дисциплины , имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом: · хронология – изучает системы отсчета времени; · палеография – рукописные памятники и старинное письмо; · дипломатика – исторические акты; · нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; · метрология – систему мер; · флаговедение – флаги; · геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; · сфрагистика – печати; · эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; · генеалогия – происхождение городов и фамилий; · топонимика – происхождение географических названий; · краеведение – историю местности, региона, края; · источниковедение – значительная вспомогательная историческая дисциплина, исследующая исторические источники; · историография – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Но в отличии от них история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны их взаимосвязи и взаимообусловленности.


Теория и методология исторической науки

Идеалистическое понимание истории – идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом

Материалистическое понимание истории – так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми
Существуют специально-исторические методы исследования : - хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности; - синхронный – предполагает одновременное изучение различных событий, происходящих в обществе; - дихронный – метод периодизации; - историческоемоделирование ; - статистический метод .
Принципы изучения исторических данных
1. Принцип историзма – всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.


2. Принцип объективности – этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.

3. Принцип социального подхода – предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.

4. Принцип альтернативности – определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.
Сущность, формы и функции исторического знания

История выполняет несколько социально значимых функций.

1. Познавательная – изучение исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Практически-политическая функция – история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

3. Мировоззренческая функция – история создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием.

4. Воспитательная функция – знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества.

Развитие русской государственности в 9-12 веках. Киевская Русь.

Сущ. несколько предпосылок для образования государства.. Соц.эконом.заключались в том что произошло отделение ремесла от других видов хоз. деятельности, произошел процесс формирования соц. групп. полит.- племенные союзы, стали заключать между собой временные политические союзы. внешне полит. наличие внешней опасности. Завершающий факт был связан с варягами. У них тоже происходило разложение. в 9 в. новгородцы и некоторые сев. племена попали под влияние варяг и стали платить им дань. Но в 859г новго-цы прогнали варяг и перестали платить им дань, но появился вопрос о том кому править, поэтому они обратились к варягам, чтобы те прислали кого-то для правления. Тогда к власти пришел Рюрик, после его смерти на правление пришел Олег. Существует летопись, созданная нем. учёными. Норманнская теория. у этой теории существуют, как сторон., так и против.. Прот. считают, что приход варяг-легенда, т.к. не известно кем были и откуда пришли первые князья, хотя археолог.раскопки показывают, что варяги все-таки существовали на Руси, но их колич. было не велико. Варяги положили начало первой династии на Руси
Политическое развитие Киевской Руси в 9-12в. В 862 году к власти пришел Рюрик, но после его смерти к Власти пришел Олег, обманом пытался захватить киев, ставший центром объединенного государства. В 991 олег подписал с Византией международный договор. А уже в 988 Владимир принял христианство. В 11в в киеве и новгороде прошли народные восстания, вызванные феодальной эксплуатацией. Но я.мудрый смог подавить восстание. Это поспособствовало созданию свода законов"правдаярослава". После смерти мудрого. Сыновья сначала удавалось согласовывать все. Но из-за того что отдельные области страны богатели, произошло раздробление.

Социально-экономический строй Древней Руси. Основной формой орг. Про-ва была феод.вотчина или отчина, т.е. владение, передаваемое по наследству. Население, занимавшееся сельскохоз. трудом назывались смердами , они жили как в крестьянских общинах, так и в вотчинах, жившие в вотчинах смерды лишались личной свободы. Помимо них в вотчинах жили закупы, рядовичи и холопы. Закупы - это те люди, которые брали у хозяина в долг, и работали на своего кредитора, пока не отработают долг. Рядовичи , заключали договор, по которому выполняли работу, а холопы , были на ряду с рабами, пополнялись за счет пленников. С углублением общественного труда на Руси росло число городов. Город был административным, торговым и ремесленным центром. Они образовались на месте феодальных замков, погостов на пересечении торговых путей.

3.Становление цивилизаций. Место России в мировой цивилизации.
Возникновение цивилизации является закономерным итогом развития человеческого общества после перехода к производящему хозяйству.Во-первых, земледелие способствовало оседлости «селения. Во-вторых, именно производящее хозяйство дало возможность получать достаточные урожаи для того, чтобы часть общества могла не заниматься постоянным физическим трудом для добывания пищи. Возникла возможность расширить сферу деятельности человеческого общества за пределы сельского хозяйства.

Появление первых цивилизации . До сих пор во многом спорной остается проблема самого первого очага зарождения цивилизации. Практически одновременно в нескольких районах земного шара, особенно благоприятных для земледелия, формируется несколько центров. В 4-м тыс. до н.э. появились два первых очага цивилизации: шумерский - в низовьях Тигра и Евфрата (Междуречье) и египетский - в долине Нила. В середине 3-го тыс. до н.э. в Индии и в начале 2-го тыс. до н.э. в Китае самостоятельно формируются цивилизации.

Славянофилы

Русской цивилизации присущи высокая духовность, базирующаяся на аскетическом мировоззрении, и коллективистское, общинное устройство социальной жизни. С точки зрения славянофилов, именно православие породило специфическую, социальную организацию - сельскую общину, «мир», который имеет в себе хозяйственное и нравственное значение. Славянофильство базируется на идеологии панславянизма. В основе их представления об особой судьбе России лежит идея об исключительности, особости славянства.

Евразийцы

Евразийцы, в отличие от славянофилов, настаивали на исключительности России и русского этноса. Эта исключительность, по их мнению, определялась синтетическим характером русского этноса. Россия представляет собой особый тип цивилизации, который отличается как от Запада, так и Востока. Этот особый тип цивилизации они называли евразийским.

В евразийской концепции цивилизационного процесса особое место отводилось географическому фактору (природной среде) - «месторазвитию» народа. Эта среда, по их мнению, определяет особенности различных стран и народов, их самосознание и судьбу. Россия занимает срединное пространство Азии и Европы,

Следует отметить, что каждая из концепций, определяющих место России в мировой цивилизации, базируется на определенных исторических фактах. Вместе с тем, в этих концепциях ясно просвечивает односторонняя идеологическая направленность.

Введение 2

1. Возникновение Древнерусского государства 3

2. Социально-экономический строй Киевской Руси 5

4. Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси 11

5. Внешняя политика киевских князей 13

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Введение

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

1. Возникновение Древнерусского государства

Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э. на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

2. Социально-экономический строй Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые.

Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.

Боярский совет, а сначала – совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с боярами, было моральной обязанностью князя.

Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор – «ряд».

Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки – родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну – боярство.

Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира – высший уголовный штраф). Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец – варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя.

Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство – монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество.

К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого духовенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века было более 400 церквей.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

Билет 1.1. Возникновение и развитие Древнерусского государства (XI - начало XII вв.)

Первые сведения о славянах. Восточные славяне проживали на значительных территориях от Карпат до Балтийского моря, вер­ховьев Оки и среднего течения Днепра. Они основывали большие поселения со свободной планировкой, занимались охотой и рыбо­ловством, земледелием, различными лесными промыслами, развито было кузнечное и литейное дело, разведение домашнего скота. Пред­шественники славян во времена Древней Греции и Скифии вели хлеб­ную торговлю с греческими городами-поселениями на черномор­ском побережье. В VII в. византийские хронисты отмечали бесчис­ленные нападения славян, которые заселили современные Балканы.

Расселение восточных славян. Согласно «Повести временных лет» монаха Нестора восточные славяне в IX в. были многочислен­ным народом с родоплеменной организацией. На территориях пле­менных союзов возникли города и поселения, игравшие важную роль в транзитной торговле между «севером» и «югом» - «путь из варяг в греки» (от Балтики до Константинополя), а также между «западом» и «востоком» - северное продолжение караванных путей от Каспий­ского моря в Западную Европу. Киев был центром полян, живших по среднему течению Днепра. Коростень - столица древлянского пле­мени. Смоленск и Гнездово были крупными центрами на террито­рии кривичей и полочан. Новгород у Ильмень-озера был столицей словен. На востоке осели вятичи (Москва-река и верховья Оки). Среди других известных племен - дреговичи, радимичи, северяне и на юге - бужане, волыняне, дулебы, тиверцы, уличи.

Жизнь славян. Уже в это время организация славян имела при­сущие государству черты: власть выборных старейшин и военных вождей-князей, вооруженные дружины и «заставы», организация тор­говли и военных походов на Черное море, Кавказ и Каспий, обеспе­чение порядка и безопасности на торговых путях и в центрах тор­говли. В IX в. на славянских землях было большое количество посе­лений с земляными валами, рвами и ограждениями из заостренных бревен. Варяги звали Русь «Гардарики» - страна городов.

Формирование Древнерусского государства. Приглашенные в 862 г. новгородцами для охраны торговых путей варяги во главе с князем Рюриком захватили власть в Новгороде. В последующие годы Рюрик подчинил себе Белоозеро и Изборск. После смерти Рюрика (879) новгородцев возглавил его родственник Олег. В 882 г. Олег захватил Киев и стал первым великим князем Киевской Руси.

Первые русские князья и развитие русского государства. Олег подчинил себе древлян, тиверцев и радимичей. Воевал с Хазарским каганатом и Византией. В историю вошли военные походы Олега на Царьград (Константинополь) в 907 и 911 гг., когда Киевская Русь заставила византийцев заплатить себе дань и подписала с импери­ей торговые договоры. Следующий великий князь Игорь (912-945) правил уже не так успешно. Два его похода на Византию потерпели поражение, а сам он был убит восставшими древлянами. Его жена, великая княгиня Ольга, проявила себя мудрой правительницей. При ней по всем землям (племенным территориям) были созданы погосты (места торговли и сбора дани), упорядочен сбор дани, она сама объезжала подвластные территории, где «давала суд и правду», посетила Константинополь и приняла христианство. Ее сын и на­следник Святослав за свое короткое правление (969-972) нанес по­ражение «хозяевам донских степей» печенегам, разгромил Хазар­ский каганат и воевал против Византии. После смерти Святосла­ва в Киевской Руси разразилась война между его сыновьями, победителем в которой стал Владимир (). Он продолжил ук­репление государства, подчинив своей власти ряд славянских племен. Важнейшим его шагом была государственно-религиозная реформа - принятие христианства (888-889). Благодаря этому Киевская Русь включилась в общеевропейскую культурную и политическую жизнь.

После смерти Владимира между его сыновьями вновь разрази­лась война. Победителем в ней оказался Ярослав, прозванный Муд­рым. () - период расцвета Киев­ской Руси. Его государство стало одним из сильнейших государств Европы; союза с ним, его покровительства и дружбы искали многие европейские государи. Ярослав породнился с королями Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, императорами Рима и Византии. Его дочь Анна стала королевой Франции. При Ярославе появился пер­вый свод законов - «».

Билет 2.1. Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная (XII - XIII вв.)

Киевская Русь была могучим и сильным государством. По тер­ритории ей не было равных в Европе со времен Карла Великого. Про­ходившие через нее торговые пути обеспечили ей экономическое процветание. Но уже после смерти Ярослава Мудрого, разделивше­го Русскую землю между сыновьями, вновь начались смуты, кото­рые привели к феодальной раздробленности.

Причины феодальной раздробленности на Руси. У нарас­тавшей на Руси феодальной раздробленности были политические и экономические причины. Самым важным в политической струк­туре Киевского государства было место киевского великого князя, фактического главы государства. Был принят порядок, по которо­му великокняжеский киевский престол занимал «старший в роде», а не старший сын умершего. Освободившийся удел доставался опять-таки не его старшему сыну, а следующему по возрасту среди кня­зей, потомков Рюрика. Князья тем самым не закреплялись в своих первоначальных уделах, а постепенно передвигались согласно «ле-ствичному праву» в более богатые земли. Эти переходы порождали всяческие интриги, ссоры, вызывали военные столкновения. Одни не хотели уходить с насиженных мест, другие, наоборот, рвались к чу­жим княжениям. Они часто заключали союзы с иноземцами: звали себе на помощь венгров, поляков, половцев. Князей становилось все боль­ше, городов и княжеских престолов не хватало на всех. Авторитет власти киевского князя постоянно падал. Даже лучшие из князей, понимавшие пагубность междоусобиц, ничего не могли противопо­ставить ходу событий. Если в середине XII в. на Русской земле на­считывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, споривших между собой, то накануне нашествия хана Батыя на Русь () их было уже около 50, а еще через век их стало 250.

Экономически процесс раздробленности поддерживался ростом производительности сельского хозяйства , возникновением новых го­родов, развитием ремесленничества, общим подъемом культуры. Сказывались и глобальные перемены: Киевская Русь процветала, пока шла активная торговля по «пути из варяг в греки». Ослабление Византийской империи и ее взятие крестоносцами (1204) поставили крест на этой важнейшей общерусской экономической деятельнос­ти. Это тоже способствовало раздробленности.

Русские феодальные земли. Киевское княжество осталось одним из самых крупных, хотя его значение существенно упало. Оно занимало Правобережье Днепра и бассейны его притоков - Тетерева, Ирпеня и Роси. Князья в Киеве менялись очень часто, а территория княжества постоянно уменьшалась. Накануне татаро-монголь­ского нашествия Киев оставался одним из самых крупных городов Руси. Черниговское и Северское княжества на протяжении почти полутора веков принадлежали потомкам Олега Святославича, внукаЯрослава Мудрого. Все это время черниговские князья удерживали власть и боролись за Киев, опираясь на своих соседей-половцев, с которыми дружили и роднились. Автор древнерусского произведе­ния - «Слова о полку Игореве» - гениально угадал страшную угро­зу, таящуюся в разобщенности русских земель, и призвал к едине­нию всех русских сил. Другими крупными самостоятельными кня­жествами и землями того времени были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Полоцкое , Смоленское, Муромо-Рязанское, Ве­ликий Новгород. Отсутствие сильной централизованной власти спо­собствовало экономическому подъему отдельных земель, развитию культуры и искусства. Территории соревновались друг с другом, ак­тивно развивались. Выросло число городов - в XIII веке их было уже больше 300. Развивались местные рынки, росло товарное про­изводство. Но вместе с тем раздробление Руси на несколько незави­симых друг от друга княжеств существенно ослабило военную мощь Русской земли, ее способность к отражению внешней агрессии.

Битлет 3.1. Культура Древней Руси (X - XIII вв.). Значение принятия христианства

Культура Киевской Руси стала высшим проявлением и выраже­нием славянской культуры того времени. Она развивалась вместе с государством под влиянием бурного роста ремесел, включения Киевской Руси в систему международных отношений , торговли. Именно она стала общим фундаментом культуры трех близких славянских народов - русских, украинцев и белорусов.

Культурные достижения Киевской Руси. Важным фактором культурного развития стало образование в эпоху Киевской Руси еди­ной древнерусской народности и возникновение единого русского литературного языка. В основе культуры Киевской Руси лежало язы­чество славян предшествующих эпох. Значительная часть этой куль­туры была сохранена в виде былин, сказов, обрядовых и лирических песен, традиций и обычаев народной жизни. Изначально славянская культура была открытой, она активно взаимодействовала и перени­мала многое из культур тех народов, с которыми Русь воевала, мири­лась и торговала.

Принятие христианства. Огромную роль в развитии общесла­вянской культуры сыграло принятие христианства. Православие по­зволило русским войти в круг цивилизованных народов своего вре­мени, наладить с ними культурное взаимодействие. Вместе с хрис­тианством на русскую землю пришли византийская письменность и искусство, создавались церковные школы. Ученики XIII в. нарядус молитвами изучали грамоту, «цифирь», коммерческое делопроиз­водство. Высшим учебным заведением русского средневековья был Киево-Печерский монастырь, готовивший церковных иерархов - игуменов, епископов, митрополитов. Они изучали богословие , гре­ческий язык, церковную литературу и «красноречие». С православием на Русь из Византии пришли каменное строительство, иконопись, настенная живопись, резьба по камню и деревянная скульптура.

Распространение письменности. С начала X в. на Руси рас­пространяется письменность. Благодаря болгарским миссионерам Кириллу и Мефодию появляется единый славянский алфавит - «ки­риллица», основанный на ряде восточно-славянских «азбук» более раннего периода. Население Киевской Руси было весьма образован­ным. Об этом свидетельствуют многочисленные находки берестя­ных грамот в Новгороде, Смоленске, Витебске и Пскове, летописи, жития святых, описания путешествий, религиозные и философские сочинения, дошедшие до нас. Таковы «Слово о законе и благодати» епископа Иллариона, «Хожение игумена Даниила в святые места», «Слово о полку Игореве» (1185) - выдающееся патриотическое ли­тературно-публицистическое сочинение. В XI в. на Руси появляются первые библиотеки при монастырях и княжеских дворах.

Развитие архитектуры. Выдающегося уровня достигла древ­нерусская архитектура. До нашего времени дошли многие построй­ки XII и более поздних веков - храмы, княжеские дворцы, боярские палаты и другие сооружения. Их отличают красота и гармоничность, оригинальность архитектурного замысла и оформления.

Развитие искусства. С принятием христианства претерпели изменения и другие виды искусства - живопись, скульптура, музы­ка. Принятые из суровой и аскетичной Византии образцы искусства были переработаны, приобрели новые, более жизнеутверждающие качества. Для украшения храмов, княжеских резиденций и боярских домов использовались фрески, мозаики. Совершенствовалось ста­рое искусство резьбы по дереву и камню. Развивалось ювелирное искусство, золотых и серебряных дел мастера создавали подлинные шедевры, украшавшие оклады икон и евангелий, наряды русских кра­савиц. В музыкальном искусстве характерной особенностью было исполнение различных былин, сказов и песен.

Военное дело, развитие ремесел. Русские кузнецы умели де­лать прочные кольчуги из нескольких слоев стальных колечек, кова­ные латы - «броню», широкую известность получили русские мечи и клинки (сабли). Делали и конские доспехи. Все это позволило сфор­мировать не только легковооруженную конницу, способную на равных бороться со степными воинами, но и тяжелую конницу, которой по силам было тягаться с рыцарской конницей европейцев. В допол­нение к лукам появились мощные самострелы. Совершенствовались воинская тактика и стратегия. Городские ремесленники производи­ли практически все необходимые предметы быта и культуры: дела­ли серебряные украшения и посуду, мебель и конскую упряжь, хо­зяйственные орудия, строили лодки и струги, избы и усадьбы, шили одежду. Рос уровень сельскохозяйственного производства, выращи­вались новые сорта огородных и садовых культур, заимствованные в Византии, у других соседей.

Быт Киевской Руси. На селе каждый крестьянин принимал уча­стие в жизни сельской общины - «мира», хорошо знал календарь, погодные приметы, продолжал исполнять многие языческие куль­ты и ритуалы. Он знал земледелие, уверенно ориентировался в лесу, охотился, ловко пользовался топором, умел строить, ухаживать за ско­том, готовить, владел военными навыками, мог защитить себя и от набегов степняков, и от несправедливости бояр, княжеских дру­жинников, богатых купцов и их слуг. Он был послушным христиа­нином и часто посещал церковь, умел читать. Ездил на рынок, где азартно торговался, продавая свои продукты и покупая нужные в хо­зяйстве вещи. Зимние вечера мужчины часто проводили за домаш­ними пирами с гостями, слушали и пели песни, рассказывали слу­чаи из жизни. Неслучайно былины того времени сохранили светлое и радостное мироощущение людей, воспринимавших жизнь как праз­дник, на котором было место князьям и богатырям, дружинникам и «честным христианам».

Билет 4.1. Борьба Руси против внешних вторжений в XIII в.

Киевская Русь и Степь. Юго-восточные славяне, а затем и Ки­евская Русь, постоянно подвергались набегам степных воинов и ко­чевых племен. Гунны и авары, булгары и угры (венгры), печенеги и половцы были постоянной угрозой оседлому славянскому населе­нию. Вместе с тем Киевская Русь вела со степняками торговлю, глав­ным предметом которой были лошади и крупный рогатый скот, че­рез степь приходили на Русь караваны с восточными товарами.

Поражение на реке Калке. В 1223 г. в Киев прибыл половец­кий хан Котян и сообщил, что в степи появились «народы незнае­мые», именуемые татарами, и попросил военной помощи. Почти во­семь суток объединенная русско-половецкая рать преследовала вра­гов и 31 мая 1223 г. столкнулась с основными силами монгольского полководца Субедей-богатура в районе реки Калки. Разгром русскихдружин был страшным: в бою и во время бегства погибло большин­ство князей и воинов; пленники тоже были перебиты; немногие уце­левшие смогли рассказать на Руси о своем поражении.

Поход монголов на Русь. Смерть Чингисхана (1227) не остано­вила военных устремлений монголов. В 1235 г. на курултае монголь­ских ханов было принято решение о продолжении похода на запад. Его возглавил внук Чингисхана Бату, а военным руководителем - Субедей. Общая численность монгольской армии составляла 60-120 тыс. всадников. В 1237 г. начались военные действия. Первой жер­твой монголов стала Рязань. После шестидневной осады город был взят и разграблен, большинство жителей было перебито или взято в полон. Та же судьба постигла Коломну, Москву. В феврале 1238 г. были взяты Владимир и другие города Владимиро-Суздальской Руси: Ростов, Суздаль, Ярославль, Кострома, Углич, Галич, Дмит­ров, Тверь. Войска великого князя Юрия Всеволодовича потерпели поражение в битве на реке Сити. Монголы фактически опустоши­ли Северо-Восточную Русь. В гг. они обрушились на юж­ную Русь, взяв Киев и другие города. Вскоре войска Бату и Субедея начали военные действия против Польши, Венгрии, Чехии и Молда­вии. Но сил для продолжения завоеваний монголам уже не хватало, и в 1242 г. Бату-хан вернулся в степные районы Нижней Волги.

Угроза Руси с Запада. Практически единственной территорией Руси, не подвергшейся монгольскому разорению, оставались Новго­род и союзный ему Псков. Но над этими русскими землями нависла угроза с запада. Немецкие военно-духовные ордены - Ливонский и Тевтонский - в это время вели активную колонизацию Прибалти­ки. К ним присоединилась и Дания. Подписанный в июне 1238 г. немецко-датский союзный договор предусматривал нападение дат­чан на Новгород. Летом 1240 г. в устье Невы высадились шведы.

Александр Невский. В это время новгородским князем был 19-летний АлександрЯрославич, сын Ярослава Всеволодовича. Алек­сандр проявил себя как талантливый военачальник . Он быстро со­брал свою дружину и новгородское ополчение и нанес высадившимся шведам сокрушительный удар. Вернувшись в Новгород, Александр вскоре узнал о военных действиях немецких рыцарей, занявших Изборск и Псков. При помощи владимиро-суздальской рати Алек­сандр в 1242 г. освободил Псков, а затем разгромил главные силы Ливонского ордена на льду Чудского озера. Северо-Западная Русь была освобождена.

Русь и Орда. Тем не менее, победы на западе не решали полно­стью вопроса о судьбе Руси. Став в 1252 г. великим князем Руси, Александр Невский повел единственно возможную в то время ли­нию на союзное подчинение Золотой Орде. Вооруженной силой он подавил разрозненное сопротивление русских городов татарским сборщикам дани. В 1263 г. ему удалось выполнить трудную дипло­матическую миссию. Он добился от ханов Золотой Орды передачи права сбора дани русским князьям. Великий князь сумел обеспечить безопасность страны и народа, уберег Русь от окончательного разорения, выиграл время, чтобы дать ей опра­виться от страшного разгрома гг. Он стал родоначальни­ком политики московских князей, направленной на «собирание Руси». Александр Невский умер в 1263 г. в возрасте 43 лет.

Билет 5.1. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV - XV вв. Противостояние Орде

Русь после Батыева нашествия. Печальное зрелище представ­ляла собой Русь после нашествия Батыя. Были разорены многие го­рода и села, жизнь в них едва теплилась. Если раньше князья воева­ли друг с другом, то теперь многие из них стремились попасть в хан­скую столицу Золотой Орды, чтобы деньгами и униженными просьбами выпросить себе ярлык на право княжения. Получившие ханскую милость часто сами приводили на Русь татарские отряды, чтобы укрепить свою власть. В этих условиях на первый план вы­двигалось искусство дипломатии - умение смиряться перед силой, вести интриги. Значительная часть русских земель (Киев, Смоленск, Полоцк, все южно-русские и западные земли) вошла в состав Вели­кого княжества Литовского. Граница между Русью и Литвой прохо­дила в двухстах километрах от Москвы.

Развитие Московского княжества. После смерти Александра Невского его младшему сыну Даниилу досталось захудалое владе­ние - Москва с прилегающими территориями. За почти восемьдесят лет правления Даниила и его сыновей Юрия и Ивана Калиты Моск­ва преобразилась. Выросло население; через Москву стали прохо­дить новые торговые пути; московские князья славились христиан­скими добродетелями, заботой о крестьянах и их хозяйствах; за счет покупок окрестных земель они постоянно увеличивали свои владе­ния, не стесняясь и хищнических действий: Даниил Александрович «обманом» отобрал у рязанского князя Коломну (1300), а его сын Юрий Данилович захватил Можайск (1303). Калита «прикупил» Углич, Галич и Белозерск с округами. Их преемники продолжали расширять территорию Московского княжества

Борьба московских князей за великое княжение. Рост силы и влияния Москвы уже в начале XIV в. позволил Юрию Даниловичу начать борьбу за великокняжеский престол Руси. Главными сопер­никами Москвы в этом были тверские князья. Юрий Данилович не­сколько лет провел в Орде, женился на сестре хана Узбека и добился своего, получив ярлык великого князя владимирского. По его же до­носу в 1318 г. в Орде казнили тверского князя Михаила Ярославича. Сын убитого -Дмитрий Михайлович - сумел повернуть Орду на свою сторону. Юрий Данилович был вызван в ханскую ставку и там убит. Такая же участь вскоре постигла и Дмитрия. Великим князем стал тверской князь - Александр Михайлович. Но Иван Калита, млад­ший брат Юрия Даниловича, сумел взять верх. В 1327 г. Тверь восстала против баскака Чол-хана. Во главе повстанцев встал Иван Калита. Наградой ему стала власть над Новгородом и Костромой. Иван Калита обладал большим политическим талантом. Он соот­носил свои действия с обстоятельствами, был хитрым и жесто­ким, его отличали терпение, дальновидность, целеустремленность. В Орде он проявлял «смиренную мудрость», привозил «многое злато и серебро» хану, ханшам и мурзам. Он умел навести поря­док и на родной земле. Дань для Орды свозилась в Москву к велико­му князю, который умело пользовался этими средствами. в Москву была перенесена резиденция митрополита всея Руси Феогноста. Благодаря этому Москва превратилась в духовно-религиозный центр Руси. , его сыновья Семен Иванович () и Иван Иванович (), во всем продолжали линию своего отца.

Дмитрий Донской и победа на Куликовом поле. Пять поколе­ний московских князей - от Даниила Александровича до Дмитрия Донского () - возвышали Москву, превращали ее в подлин­ного лидера Руси. бросила открытый вызов Золотой Орде. В 1378 г. воеводы Дмитрия разбили в битве на реке Воже большую армию мурзы Бегича, посланного Мамаем, реальным хо­зяином Золотой Орды, на непокорных русских.

Решающее столкновение произошло на Куликовом поле в верхо­вьях Дона в месте впадения в него реки Непрядвы 8 сентября 1380 года. В битве сошлись военные силы большей части Руси и Золотой Орды. Великий князь лично принимал участие в сражении и был тяжело ранен. Военное счастье в течение дня долго колебалось, но удар рус­ского засадного полка в тыл наступавшим войскам Мамая решил исход сражения. Разгром был полным. Мамай бежал в Крым и там был убит своими бывшими союзниками - итальянцами.

Куликовская битва - ключевое, переломное событие в истории Руси. Русь одержала первую большую победу над своими врагами. Московский князь превратился в национального героя. В стране на­чался подъем во всех сферах жизни. Прожив всего 39 лет, Дмитрий Донской передал по завещанию власть над всей Русью своему сыну Василию, не спрашивая разрешения золотоордынских ханов.

Билет 6.1. Московская Русь в эпоху Ивана Грозного

«Русское царство». В январе 1547 г. вся Москва была поражена огромным и торжественным праздником венчания на царство моло­дого великого князя всея Руси Ивана Васильевича IV . Царский титул делал Ивана IV фактически равным императору Священной Рим­ской империи, уравнивал с недавними повелителями Руси - золото-ордынским ханами, ставил выше европейских королей. Венчание на царство укрепляло и авторитет русской православной церкви: царь получал корону из рук ее главы.

Но после великолепных торжеств и женитьбы Ивана IV на од­ной из российских красавиц Анастасии Романовой разразилась че­реда страшных событий. В апреле 1547 г. в пожаре выгорела почти вся Москва. Восстал московский простой народ, обвинив в поджоге родственников царя. И хотя восстание было подавлено, юный царь понимал, что восстание вызвано глубоким недовольством людей. Так начался период реформ Ивана IV

Избранная рада и реформы 1550-х гг. Вокруг царя объеди­нилась Избранная рада - неформальный орган, состоявший из близ­ких друзей и родственников Ивана IV Там были как лица незнатно­го происхождения (дворянин Алексей Адашев и духовник Ивана IV Сильвестр), так и видные придворные (князья Андрей Курбский, Курлятев, Воротынский, Серебряный, митрополит Макарий). В те­чение 13 лет Избранная рада была правительством при царе, зани­маясь реформированием военных сил, судопроизводства, финансов. В феврале 1549 г. царь созвал Земский собор - полноценный сословно-представительный орган «всяких людей» Московского государ­ства. Соборы созывались по мере необходимости для решения воп­росов государственной важности (1565, 1584, 1589 и позже). Собор 1549 г. расширил права дворянства и ограничил своеволие князей и бояр, дал задание разработать и принять новый Судебник (ра­боты завершены в 1550 г.). Новый Судебник ограничил права на­местников, усиливались роль государственных судов и контроль со стороны царских чиновников, обязательным стало присутствие в суде земских старост и целовальников, представлявших служилыхи посадских людей, «черных» крестьян. В 1550 г. началась воен­ная реформа. Упорядочивалась военная служба дворян и стрель­цов, решались вопросы их содержания за счет выдаваемых земель и денег из казны. Была проведена новая перепись населения и вве­дены специальные налоги - «пищальные», «полонянные» и др. Цер­ковный Собор (1551) не позволил отобрать у церкви земельные вла­дения, но в будущем передача земель в монастыри без согласия царя запрещалась.

Реформы дали мощный толчок укреплению государства, его ар­мии, подняли дух народа. 1550-е гг. были годами небывалых успе­хов России. Присоединены Казанское и Астраханское царства, в со­став России вошли народы Поволжья - чуваши, башкиры, удмурты и др., началось освоение богатств Урала.

Опричнина. Иван Васильевич IV Грозный был сложной и не­заурядной личностью. Впечатлительный и образованный, болезнен­но самолюбивый и несдержанный, подозрительный - слишком много тайн закулисной политической борьбы он узнал в годы сво­его детства. В 1553 г. Иван IV, тяжело заболев, столкнулся с серьез­ным кризисом своей власти. Поведение бояр вызвало в нем сомне­ния в их личной преданности. Он стал бояться заговора против себя. Смерть сына-младенца Дмитрия (1554) и жены Анастасии (1560) окончательно убедили Ивана IV в «боярском заговоре». Он распус­тил Избранную раду, а ее активных деятелей выслал из Москвы. В стране начались массовые казни заподозренных «в измене». Мно­гие бояре и дворяне бежали за рубеж, в том числе один из героев взятия Казани князь Андрей Курбский (1564). Чтобы справиться с «изменой», Иван IV объявил о создании опричнины из числа осо­бо верных ему людей. Это была новая государственная реформа. Царь поделил страну на две части, опричные земли составили его собственный удел. Опричники образовали личную гвардию царя, они отрекались от родных и друзей, клялись в верности только царю. Опричному разгрому подверглись многие вотчины и города. В наи­большей степени пострадал Новгород (1569) - Иван IV обвинил новгородцев в желании перейти «на сторону Литвы» и уничтожил половину города, лишил его последних остатков былой вольности. Но в 1571 г. опричное войско не смогло защитить Москву от напа­дения крымских татар Девлет-Гирея. И тогда тяжесть репрессий обрушилась на опричников и их руководство.

Трагедия Ивана IV . Необузданность царя обернулась и его лич­ной трагедией. В 1581 г. во время ссоры он ударил тяжелым посохом в голову своего сына и наследника Ивана Ивановича. Молодой Иван умер через четыре дня. У Ивана Грозного остался один сын - не­далекий Федор. Хотя в 1583 г. у Ивана IV родился еще один сын -Дмитрий, дни династии оказались сочтены. Иван Грозный умер в 1584 г., царевич Дмитрий погиб в 1591 г., а царь Федор Иванович умер в 1598 г., не оставив наследника. Так прервалась династия Рю­риковичей на русском престоле. История России при Иване IV рас­падается на два периода - до 1560 г., когда Россия добивалась одно­го успеха за другим и стремительно развивалась, и после 1560 г., когда государство потерпело ряд серьезных поражений и неудач.

Билет 7.1. Основные направления внешней политики и расширение территории Российского государства в XV - XVI вв.

Присоединение Казани. В центре внешнеполитических про­блем правления Ивана IV были отношения с Казанским и Крым­ским ханствами, с разрозненными, но опасными кочевниками дон­ских степей - ногайцами (по имени хана Ногая). Казанские войска почти ежегодно совершали опустошительные набеги на русские зем­ли. Иван IV принял решение о начале войны: нужно было ликвиди­ровать очаг агрессии, посадить на ханский престол в Казани своего ставленника, установить контроль над волжским путем торговли со странами Востока. В 1552 г. 150-тысячная русская рать осадила Казань. После шести недель осады русские ворвались в город. Ка­занское ханство было включено в состав русского государства.

«Открытие» Сибири. Падение Казани имело еще одно важ­ное следствие. Уже через несколько лет с согласия Ивана Грозного на Урале закрепились купцы и промышленники Строгановы. Посту­павшие от них деньги, золото и пушнина составляли почти четверть доходов русской казны. Приглашенные Строгановыми для охраны земель отряды казаков под предводительством Ермака совершили поход в глубь Сибири, разбили в нескольких сражениях войска си­бирского хана Кучума и взяли его столицу Итиль. Эта победа откры­ла перед русскими перспективу мирного завоевания и освоения ог­ромных просторов Западной и Восточной Сибири, Якутии и Примо­рья. В 1584 г. к Ивану IV прибыла делегация сибирских казаков, положивших к его ногам еще одно огромное владение - Сибирь, тогда же включенную в состав Государства Российского.

Астрахань и Крым. В 1556 г. воеводы Ивана IV взяли Астра­хань. Астраханское ханство возникло, как и Казанское, при распадеЗолотой Орды. Через год русскому государю добровольно присягнул правитель Большой Ногайской Орды хан Исмаил. С просьбой принять их народы в состав России в Москву прибыли послы из Чувашии, Удмуртии и Башкирии . Нерешенной оставалась проблема Крыма. Крым­ские ханы неоднократно совершали набеги на юг России. В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей врасплох напал на русские земли и сжег Москву. В полон было уведено более 100 тыс. человек. Но завоевать Крымское ханство, находившееся под покровительством Оттоман­ской империи и отделенное от русской границы безжизненными про­странствами степей, в то время было практически невозможно.

Ливонская война. На западе оставалась нерешенной проблема, с которой столкнулся еще дед Ивана IV - Иван III . Россия не имела выхода к Балтийскому морю, ей были необходимы дипломатиче­ские, экономические, культурные отношения с Западной Европой. Препятствием к этому была цепь враждебных России государств - Швеции, Ливонского ордена, Польши и Оттоманской империи. Сла­бым звеном этой цепи был Ливонский орден: еще в 1503 г. орден обязался платить России дань, но свое обязательство не выполнял. Иван IV в 1558 г. начал войну против Ливонии. Русские войска выш­ли на побережье Балтийского моря, взяли Нарву и Дерпт (Юрьев), осадили Ревель и Ригу. В 1561 г. разбитый Ливонский орден прекра­тил существование, «отписав» захваченные русскими земли Дании, Швеции, Литве и Польше. В это время Иван IV и его дипломатия допустили серьезный просчет. Вместо того, чтобы искать почетно­го мира, Иван Грозный решил продолжить войну против новых про­тивников. Но военное счастье отвернулось от русских. Война затя­гивалась, царские войска терпели поражения. В поисках виновных Иван Грозный развернул в стране террор и создал опричнину для борь­бы с «изменниками». В 1581 г. войска польского короля Стефана Батория вторглись в Россию и осадили Псков. Героическая оборона Пскова спасла Россию от полного поражения. Иван IV предложил своим врагам мир ценой отказа от завоеванных в Ливонии и части исконных русских земель. В итоге всем побережьем Финского зали­ва овладела Швеция.

Отношения с Англией. Еще в ходе Ливонской войны Иван IV активно пытался найти себе союзников на Западе. Наиболее успеш­но развивались отношения с Англией. Царь предоставил англий­ским купцам многочисленные привилегии, пригласил в Россию боль­шую группу специалистов - геологов, врачей, специалистов по плавке металлов и чеканке монеты. Но развитие отношений прекратилось со смертью Ивана IV в 1584 г.

При Иване IV Россия небывало расширилась на восток и пре­вратилась в самое крупное государство мира по своей территории. В прошлом осталось золотоордынское иго, наследники Орды были «приведены под руку Москвы». Но установление политических, эко­номических и культурных контактов с Западом не удалось. Несмот­ря на огромное напряжение всех сил страны, «дверь» на запад так и не открылась. Россия осталась в кольце враждебных ей государств, а силы страны на долгие годы были подорваны внутренней поли­тикой самого Ивана IV

Билет 8.1. Культура и духовная жизнь Руси в XV - XVI вв.

В XVI веке происходит формирование русской (великорусской) народности и образование русского языка , отличающегося не толь­ко от белорусского и украинского, но и церковно-славянского, сохра­нившегося в письменности. Основой собственно русского языка ста­ли ростово-суздальский диалект и московский говор.

Образование и книжное дело. С формированием единого госу­дарства растет потребность в образованных людях. Стоглавый Со­бор 1551 г. наказывал священникам создавать в своих домах «училища, чтобы учить детей священников и дьяконов». Появились и светские учителя. Во второй половине XVI века созданы первые учебные по­собия по грамматике и арифметике. Росло количество рукописных книг, несмотря на их дороговизну (в 1600 г. одна рукописная книга на 135 листах была обменена «на самопал, да саблю, да на сукно черное, да на завесу простую»). С середины XVI в. в Москве появи­лось книгопечатание. Инициатором печатного дела был Иван IV . Пер­вая типография в Москве начала работу в 1551 г.; с 1563 г. печатани­ем книг «на Москве» занимался Иван Федоров. ­ва в развитии печатного дела неоценима. Он сам изготавливал все виды печатного оборудования, был талантливым автором, прекрас­ным художником-гравером и резчиком по дереву, редактировал и ис­правлял тексты. Продолжалось летописание. По желанию Ивана IV был создан Лицевой летописный свод - энциклопедия мировой и рус­ской истории. По инициативе митрополита Макария были изданы «Четьи минеи» - 12-томный свод для народного чтения по дням недели и месяцам. Духовник царя Ивана IV Сильвестр написал свет­скую книгу «Домострой», содержавшую жизненные правила русско­го православного человека, деловую этику своего времени. В 1556 г. вышло руководство для государственных писцов по измерению и опи­санию земельных участков с правилами вычисления различных по форме площадей. В 1581 г. в Кремле открылась первая в России аптека . Развивалось иконописное искусство. Выдающимся мастером-иконописцем и живописцем был Дионисий, монах Иосифо-Волоко-ламского монастыря.

Развитие архитектуры. Появилось кирпичное домостроение, развивалась архитектура. Шатровый стиль народной деревянной архитектуры проникает в каменное зодчество. Шатровые церкви XVI в. - характерные сооружения того времени. Венцом русско­го зодчества XVI в. стал храм Василия Блаженного на Красной пло­щади в Москве, построенный Бармой и Постником. Царем был создан Приказ каменных дел, ведавший строительством всех ка­менных сооружений. Россия имела опытных мастеров и строите­лей, способных решать сложные задачи. Так, мастер Иван Выродков в казанском походе за четыре недели поставил крепость Свияжск на Волге, а во время осады Казани руководил постройкой штурмо­вых башен.

    Возникновение древнерусского государства

    Общественный строй

    Госстрой

    Возникновение и развитие древнерусского права. Русская Правда - основной источник древнерусского права.

На семинаре: текст Русской Правды, найти статьи по вопросам к семинару, суметь прокомментировать,

Основной источник – «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерской лавры Нестора. Рассказывает события, связанные с созданием древнерусского государства. В 859 году Новгородские славяне и соседние племена были обложены данью варягами. Через год варяги были изгнаны, но внутри общества усилились распри; в 862 году те же племена обратились к Рюрику, Трувору и Синеусу. Братья приняли приглашение, навели порядок в Новгородской земле, а, в 882 году захватили земли среднего Приднестровья; согласно «Повести временных лет» государственность на Русь принесли варяги. Однако другие источники – раскопки, сочинения восточных авторов свидетельствуют, что процесс создания государства шел довольно медленно по пути «изнутри». Впоследствии происходит разложение первобытнообщинного строя, что связано было с совершенствованием орудий труда, с появлением возможности вести хозяйство небольшими семьями. Происходит отчуждение родовой знати от общин, ослабевают связи между членами общины, типичное явление – выход из родовой общины.

Эта классическая картина образования государственности, когда речь не идет о завоевании и внешних факторах. Возникновение русской государственности приходится на период 6-9 веков, когда происходит рост городов, возвеличивание роли Киева в силу экономического, географического положений – пересечение важных торговых путей. Появление городов ускоряет создание государственности.

В 6 веке город – центр племени. Именно в городах зарождается государственность – проводится вече, находится резиденция князя, собираются старейшины, находятся предметы религиозного культа. Естественно, город – торговый центр. Здесь происходит обогащение лиц, напрямую связанных с торговлей. Города, с развитием ремесел, становятся центрами ремесла.

Вскоре города превращаются в центры территориальных объединений. Города начинают подчинять себе территории сельских общин - волости, принуждают платить полюдье (мехами, высоко ценимыми) – возникает примитивная система налогообложения.

В 6-8 веках образуются органы власти союзов племен, именуемых Нестором «Племенными княжениями». Возникает иерархия между вождями. Вождь союза племен получает титул «князя князей». Как известно, на среднем Приднестровье с центром в Киеве в бассейне реки Рось формируется территория, получившая название «Русская Земля», которое постепенно переходит всему государству, где проживали славянские племена.

В 882 году после объединения Северо-Западных и Южных территорий слово Русь используется для обозначения государства в целом, а в узком смысле – для обозначения Киевской земли. По этимологии слова «Русь» - «Рось» у историков существует более 20 точек зрения.

Государство возникает как раннеклассовое государство в период появления различных социальных групп – знати, зажиточных горожан, свободных общинников. Территориальное деление, система налогов, публичная власть – признаки государственности на Руси.

Таким образом, в первобытнообщинном обществе выделяются 2 силы: власть старейшин и власть князя, конкурирующие между собой за власть.

В Среднем Приднестровье власть сильной была у князя полян, чему способствовали удачные походы на Византию. Поэтому киевские князья оказались вне конкуренции за власть.

В 60-е годы 9 века в Новгороде велась борьба между боярством и князьями. Отсюда вероятность приглашения одной из сторон варяжских князей.

В 9 веке и в Западных и в Южных частях имелся примитивный государственный механизм, своя территория.

На Северо-Западе государства было ускорено развитие государства из-за борьбы за власть. Рюрик должен быть помочь одной из противоборствующих сторон, но обстоятельства сложились так, что он сам смог захватить власть

Как считают исследователи – 3 варианта событий:

    Когда иноземцы находятся на более низком уровне развития – на этапе формирования государства, в то время как местное население располагает уже сложившимся государственным аппаратом. В этом случае завоеватели используют готовый госаппарат

    Иноземцы стоят на более высоком уровне развития, располагают сформировавшимся госаппаратом, а местное население только пытается создать собственные госорганы. Иноземцы, завоевав территорию, устанавливают свой госаппарат, привносят элементы государственности. Сопровождается колонизацией местного населения

    Обе стороны примерно находятся на одном уровне развития, в этом случае роль завоевателей ограничена.

Если говорить о норманнской теории – нужно говорить о 2 факторе. Отсутствует такой важный элемент, как колонизация. Поэтому считается, что государство возникло в результате развития общественных отношений. А Рюрик лишь захватил власть.

В 882 году дружина Олега пришла из Новгорода в Киев захватила власть обманом в Киеве. Новгородские и Киевские земли сложились в единое государство.

Новое государство русское было обширным. Необходимо создание системы управления. Древнерусское государство было привлекательно для иноземцев, мечтавших захватить территории. К тому же не было естественных преград по границы государства. За счет других племен – кривичей, муромов и пр. – расширяет государство. Присоединение новых земель сопровождалось созданием городов («города рубить»). Сопровождалось раздачей волостей «своим мужам».

Олег основал Чернигов, Переяславль, Любеч, Смоленск. Города, прежде всего, рассматривались как военные крепости. Нужно сказать, что во всех созданных городах наследники Олега назначали своих мужей, чтобы укрепить свой статус.

Возникает раннефеодальная монархия. Форма государственного единства – нельзя определить, скорее всего, это был примитивный комплекс разрозненных русских земель, создаваемых с военными целями и задачами. Государство носило тимократический характер – подчинение военным целям.

Общественный строй.

В Древней Руси сословный строй отсутствовал. Общественный строй менялся на протяжении всего существования Древнерусского государства. Соцдифференциация была выражена крайне слабо. Четкая грань прослеживалась между свободными и зависимыми. 1. Феодальная знать: князья, бояре, духовенство (высшие иерархии церкви, приходское духовенство, монашество). 2. Горожане (купцы, ремесленники); 3. Смерды, закупы, холопы.

На верхушке социальной лестницы были князья. Вскоре княжеские титулы могли получать только Рюриковичи. Возникает княжеский домен, они становятся собственниками воды, земель. Русская правда упоминает такие категории, как «люди князя», которые живут при княжеском дворе, «огнищане» - управляющие княжеским хозяйством, «тиуны» - ключники. Русская правда требует смерда, огнищанина, тиуна придавать суду князя.

Бояре и княжьи мужи в Русской правде называются «лучшими людьми». Бояре являются потомками князей и старейшин племен. Их богатство тесно связано с землей. Бояре со времен древнерусского государства руководят органами самоуправлениями, являются наместниками городов, кормленщиками.

Дружина князя – старшая и младшая. До середины 11 века дружинники жили при дворе князя, были в полной от него зависимости: князь содержал свою дружину. С середины 11 века дружина начинает оседать на землю – князь начинает их жаловать земли – они превращаются в местных князей, создавая аналогичную княжеской структуре на своей земле. Жизнь княжеских князей защищается высочайшим штрафом – 80 гривен. 1 гривна – 20 грамм серебра. То есть в Русской Правде происходит правовая защита княжеских людей.

Огнищане – выслужившиеся люди князя, за службу стали получать чины. А каждый чин предполагает пожалование землей. Появляется новая феодальная знать – бояре, возникающая в результате княжеских пожалований и самовольного захвата земель. Территория была громадной, неосвоенной – поэтому случаи захвата были частыми. Также князь предоставлял дружинникам собирать доходы с определенных территорий, передаваемых в управление дружинникам. Так появляются иммунитеты, которые не были связаны с правом собственности на землю. Постепенно связи между вассалом сеньором ослабевали, а иммунитет – земля – оставалась, фактически, присваивалась -> право управления -> право владения -> право собственности. Так шёл процесс формирования фонда боярских вотчин.

Первые уставы в 11 веке появляются у монастырей, которые превращаются в достаточно развитые хозяйственные центры. Укрепление монастыре й происходи с тем, что вступление в монастырь предполагало материальный душевой вклад – деньгами или имуществом.

Горожане. Можно говорить о разнообразии состава горожан. Посадская часть города, где жили ремесленники, ростовщики, духовенство, поденщики (чернорабочие). В административной – наиболее важные объекты города.

Купечество – большая роль. Поскольку древнерусское государство активно занималось торговлей. Поэтому Русская Правда устанавливает особый статус купцов – штраф за убийство 40 гривен. Местные, гости (торговали с иностранцами или другими городами).

Свободные общинники – субъекты права. Права были достаточно обширными: имели свой дом, участок земли, имущество.

Все смерды – сельское население – жили общинами, термин «крестьянин» начал использоваться только с 15 веке. Правоспособность, дееспособность, могли участвовать в суде. Призывались для участия в военных походах, могли голосовать на вече, призвать/изгнать князя.

Зависимые люди – прежде всего, закупы – феодально зависимые люди, взявшие в долг деньги, орудия труда. Время зависимости определяется временем отработки долга в хозяйстве кредитора. Закупы – ролейные (ролья – пашня; проживали в деревне), неролейные – в городах. Основание зависимости – договор займа. Положение закупа было крайне тяжелым. Ролейный закуп отвечал за сохранность орудий труда, сопровождал своего господина в походах. Неотработка долга – основание для превращения в холопы.

В 1113 году Владимир Мономах, приглашенный в Киев во время восстания против ростовщиков (многие свободные люди превращались в холопы, потому что были очень высокие проценты), принимает «Устав о закупах». Мономах был озабочен вопросом об облегчении закупов, поскольку закуп – это временно зависимый человек. Государство не было заинтересовано в росте холопов, потому что за свои действия холопы несли ответственность только перед господином. В Уставе содержатся нормы, дававшие право уйти на заработки. Закуп мог обращаться в Суд на обиды со стороны господина. Закуп не отвечал за орудия труда и скота, если его не было при этом. Установил 150% от суммы долга. Обратить в холопы можно было только, если закуп отклоняется злостно от уплаты налога. Таким образом, закуп – взявший в долг под залог личной свободы. Должен быть отрабатывать в хозяйстве господина, а долг отдавать из средств, полученных на стороне или в своем хозяйстве. Временно зависимый человек.

Холопы – объекты права, ограничены в правах. Источник – пленники, рождение от рабыни, женитьба на робе (женщине-холопке) без договора с её хозяином, самопродажа, несостоятельные должники, преступники, разбойники, поджигатели, не сумевшие заплатить штраф, вступление в ключники без разрешения господина. Человек, не сумевший заплатить штраф, становился холопом. Холопы характеризуются полным отсутствием правосубъектности. За преступления холопа отвечал его господин. Если сравнивать античных рабов, холопы на Руси имели дом, имущество, могли жениться; торговать с разрешения господина. Холоп не был субъектом процессуального права, через свободного человека мог давать показания на суде, рассказав показания ему. Институт холопства в России существовал до 18 века. Все эти годы правительство боролось, чтобы уменьшить источники холопства. Дифференциация холопства привела к тому, что появились большие холопы, которые были более богатыми, чем их господа. Когда холопы были посажены на землю, большая часть стала крестьянами.

Государственный строй Древней Руси.

Большинство исследователей считают раннефеодальным государством. Раннефеодальная монархия должны была уживаться с пережитками родового строя. Государтсво было относительно единым. Единство поддерживалось с целью военного единства. Местные князья сохраняли единство. Систему сюзеренитета-вассалитета называют характерной особенностью раннефеодальной монархией. Отношения менялись в силу усиления власти князя, в отдельные периоды усиливается власть местных князей. Усиление власти великого князя в 980-1015 годах – при князе Владимире назначает на престолы своих 12 сыновей. Все основные княжеские столы сосредоточились к 1015 году в руках одной династии, что впоследствии привело к междоусобицам.

Киевский князь возглавлял всю систему госорганов. Складывается институт княжеской феодальной монархии. Княжеская власть первоначально принадлежала княжескому роду. Долгое время существовала тенденция соправительства – когда правят представители какого-либо рода без раздела власти. Вскоре члены княжеского рода делят власть между собой территориально. Приобретение княжеской власти осуществляется либо по наследованию, либо по избранию. Наследование – с момента совершеннолетия; право у наследника – с момента рождения. Наследование по закону перевешивает наследование по завещанию (напр.: Ярослав Мудрый перед смертью передает престол Всеволоду, а не законному наследнику Изяславу; однако народ настоял на том, чтобы наследование произошло по закону – старшему сыну). Ещё один вид – избрание князя народом при отсутствии княжеского рода, или его пресечении. Избранный князь был обязан представиться населению.

Если говорить о функциях князя – в силу военного тимократического характера государства – основная функция – вопросы войны и мира. Также финансовая функция – сбор дани. Князь имел судебную функцию. В России до 1864 года суд не был отделен от администрации. Княжеским судом считался не только суд князя, но и суд княжеской дружины. Князь ведал военно добычей, торговыми и судебными пошлинами, штрафами за правонарушения. Князь был организатором внешней торговли. Сразу после сбора дани с апреля по ноябрь происходила торговля с Византией. Князь выступает как организатор торговых отношений. Первые торговые договоры Русь заключает с Византией. Договор 945 года устанавливает порядок торговли с Византией. Договор 941 года – порядок проживания купцов. В конце 10 – начале 11 веков усиливается власть, основная функция становится поддержание государственного единства. Также функция – подавление народных восстаний.

После крещения Руси 988 года крестьяне начинают заниматься церковными делами. Крестьяне вводят церковную десятину, в соответствии с которой 1/10 часть доходов государства идет на содержание церкви.

Законодательная деятельность князей – «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей», «Устав Мономаха». Интенсивное развитие внешнеполитической деятельности.

В этот период времени князь управляет государством как управлением своей вотчины. Княжеский двор – центр управления. Именно там – аппарат управления. Дальнейшая дифференциация управления княжеским двором. Различаются тиуны, управители, конюшие, даньщики, вирники (сборщики уголовного штрафа – виры). С 10 века такая система управления, когда отсутствует различие между управлением вотчиной и государством, получает название дворцово-вотчинной системой. Управление государством – есть продолжение управление доменов великого князя. Такая система управления существовала в России до образования приказов. К примеру, конюший, управлял не только делами князя, но и государства.

Монархическое и демократическое начала.

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

1. Возникновение Древнерусского государства

Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э. на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

2. Социально-экономический строй Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые.

Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.

Боярский совет, а сначала – совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с боярами, было моральной обязанностью князя.

Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор – «ряд».

Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки – родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну – боярство.

Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира – высший уголовный штраф). Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец – варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя.

Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве.