Святой мученик трифон о помощи в работе. Иконография мученика Трифона. Молитва Трифону от порчи

В начале III века от Р.Х. во Фригии – одной из областей Малой Азии, в селении Кампсада, недалеко от города Апамеи в семье благочестивых крестьян родился сын, его назвали Трифон. Поскольку семья была простая, то образования Трифон не получил, с детства пас гусей, но зато удостоился по Божьей воле дара чудотворения: лечил молитвою душевнобольных, изгоняя из них причины таких болезней, исцелял от других недугов, творил по молитве ко Господу другие добрые благодеяния.

В одно лето на посевы селения, где жил Трифон, налетели полчища насекомых. Они истребляли урожай, и в Кампсаде мог наступить голод. Тогда маленький Трифон обратился к Богу с молитвой, и нашествие вредителей прекратилось.

В годы 238 по 244 в тех краях правил римский император Гордиан, у которого была молодая дочь – умница, красавица, но мучимая душевной болезнью. Тот, кто был повинен в недуге, однажды прокричал ее голосом, что изгнать его может лишь Трифон. Гордиан приказал разыскать юного чудотворца, а было Трифону тогда 16 лет, и привести его ко двору. Видя исцеление любимой дочери и не веря такой радости, император уговорил Трифона заставить демона явиться воочию, чтобы убедиться, что он вышел из нее.

Шесть дней святой Трифон молился в уединении, в строгом посте, а затем, придя во дворец, приказал злому духу явиться. У Дмитрия Ростовского в составленных им Четьях-Минеях, где дано жизнеописание всех святых, которые включены в церковный месяцеслов, дано весьма впечатляющее описание этого воплощения. По нему, это был черный пес – очень частое представление о темной силе, достаточно вспомнить, каким являлся Фаусту Мефистофель – с огненными глазами и «…главу влекий по земли», очевидно, святитель имел в виду, что голова его была низко опущена, к самой земле. Трифон спросил его, как он посмел завладеть человеческой душой, на что тот ответил, что не имеет власти над благочестивыми христианами, но может мучить тех, кто не имеет Духа Святого и творит дела отнюдь не добродетельные, а живет в безбожии, потакая лишь своим телесным прихотям. Услышав эти слова, многие из присутствующих в страхе за свою душу отреклись от языческой веры, уверовали во Христа и приняли Святое крещение, а Трифон молитвою своей прогнал духа тьмы, и тот исчез.

Император одарил Трифона щедрыми дарами, но тот по пути домой раздал все нищим и больным.

В 249 году в той же области вступил на трон император Декий. В отличие от Гордиана он был жестоким притеснителем христиан. Его епарху Аквилину поступил донос, что Трифон проповедует христианство, и многие через это оставляют идолопоклонство и принимают крещение. За Трифоном послали слуг, и он, узнав об этом, не стал скрываться, а сам отдал себя в их руки. Его привезли в Никею, к Аквилину, перед которым он снова открыто исповедовал Христову веру, и никакие угрозы не могли поколебать его.

После долгих и мучительных пыток его бросили в темницу, где он молился, пел псалмы, и Господь укреплял его дух. Его снова мучили, а он лишь молился о своих мучителях и повторял слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7; 60).

Однажды во время таких истязаний перед всеми явился Ангел с драгоценным венцом. Присутствующие при этом устрашились, но Аквилин лишь еще более разгневался и после очередных истязаний казнил святого Трифона. Однако перед кончиной великомученик произнес: «...Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков» и отошел к Богу, так что душа его отлетела к Богу раньше, чем он был обезглавлен.
Тело святого Трифона Апамейского взяли христиане и хотели похоронить его в Никее же, но некоторым было видение, в котором он пожелал, чтобы его останки перенесли на родину, в Кампсаду. Позже честные мощи святого Трифона перенесли в Константинополь, а еще позже – в Рим.

Сейчас в кафедральном соборе Святого Трифона в городе Которе в Черногории хранится глава святого мученика. Из Черногории часть мощей была привезена в 1803 году в Россию. В 1819 году эту святыню поместили в три ковчежца, а затем в икону Святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме Святого Трифона в Напрудном в Москве (см. подробно в разделе «Где находится икона святого»), который относится к церкви в честь Знамения Пресвятой Богородицы, и считается чудотворной, ибо от нее по сей день происходит множество чудес исцеления, исполняются другие просьбы прихожан и пр. Эта небольшая московская улица потому и зовется – Трифоновская. Местоположение же храма было избрано согласно одному московскому преданию, связанному с именем Иоанна Васильевича Грозного, правившего во второй половине XVI века.

В предании говорится, что во время охоты куда-то улетел любимый кречет царя. Царь был весьма огорчен и велел сокольничему Трифону Патрикееву под страхом казни найти птицу. Три дня искал сокольничий кречета, но все безуспешно. На третий день, усталый, он снова помолился своему небесному покровителю святому мученику Трифону Апамейскому и прилег отдохнуть под сосной. Задремал и в видении ему явился юноша на белом коне, который держал на руке того самого кречета. «Возьми кречета, – сказал юноша, – езжай с Богом к царю и не печалься». Сокольничий тут же проснулся и на другой сосне неподалеку увидел царскую птицу, которую благополучно отвез к царю, не забыв рассказать о случившемся с ним чуде. В благодарность за помощь на том месте, где все это произошло, сокольничий Патрикеев выстроил деревянную часовню во имя святого мученика Трифона, на этом месте потом – церковь, куда и была в 1819 году помещена чудотворная икона великомученика. Этот эпизод писатель А.К. Толстой позже включил в свой исторический роман «Князь Серебряный». Храм невелик, в советские времена его приделы были разрушены, осталась лишь центральная часть, но многие и многие приезжают сюда, чтобы помолиться и попросить о своем святого Трифона и поблагодарить его о помощи, с которой он всегда спешит ко всем, кто просит его о заступнической молитве ко Господу.

Значение иконы и чудеса по молитвам перед ней


В иконографии образа Святого Трифона, весьма почитаемого в православии в России, и особо – в Москве, есть разные списки. Самые древние византийские списки – юноша римского вида с крестом в руке, вьющиеся волосы, легкая бородка. В более поздних русских списках он изображен юношей на коне, примерно с XVIII века – это канонические поясные изображения, как часто изображают святых, но теперь на руке его – белый сокол-кречет – напоминание о найденном соколе. Но парящий над землей кречет – еще и зорко надзирает за тем, чтобы ничто дурное не проникало в нашу жизнь, охотится за негожим в ней.

В наши дни существует множество современных свидетельств о помощи святого мученика Трифона.

Вот несколько примеров, когда по молитвам к нему находились пропажи .

У женщины Натальи, казалось бы, безнадежно потерянные документы нашлись после ее молитв, обращенных к великомученику, там, где их никак не могло быть. С тех пор она всегда обращается к нему с просьбой, и ненаходимое находится, а она повторяет с радостью слова акафиста святому Трифону: «Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!»

У Лидии пропали ключи, а надо было срочно выезжать на дачу. Все обыскали, нигде ключей нет. Тогда она решила читать акафист святому Трифону, и на последнем, 13-м кондаке, ее мама вошла в комнату, звеня теми самыми ключами. Они оказались в женской сумочке, которая находилась на дне мешка с пустыми пакетами. Ну разве не чудо?

Еще одно свидетельство безымянное, но очень важное для тех, кто имеет домашних животных .

Потерялся кот, было ему всего 2,5 месяца. Прошло довольно много времени, хозяева думали, что его нет уже в живых. Но хозяйка молилась святому Трифону в уверенности, что он поможет, и с любовью – так и получилось, кот нашелся.

Еще у одной Натальи потерялась собака, которую подобрали на улице. Наталья гуляла вечером в парке, было уже темно. Она искала, звала – нет и нет. Тут она вспомнила о том, как нашелся царский кречет по молитвам к святому Трифону. Она начала молиться ему, искренне, со слезами, и тут из кустов рядом вышла ее собака.

Первого июля 2013 года у автора этой статьи случилась настоящая беда – по недосмотру из окна седьмого этажа выпала любимая кошка Киса. Сетку было ставить некогда, да и в бюджет эта трата пока не вписывалась. Когда дома никого не было – окна закрывались, когда я дома – косила все время взглядом на подоконник, гнала кошару прочь, чтобы «охотница» не сиганула в воздух за мухой или бабочкой. Кисе надо отдать должное – вела себя очень осмотрительно, провожала взглядом добычу в полете, била хвостом, хрипло мяукала, но вдогонку не пускалась. А тут…

…Я слишком увлеклась работой. Сидя за компьютером, услышала между делом, правда, какой-то глухой мяв, но решила, что это откуда-то со двора. Прошло часа два. Обычно к этому часу Киса появлялась с требованием положить что-нибудь вкусненькое в миску. Кошка не явилась ни сама, ни на зов. Обыскала я всю квартиру, которая весьма невелика – Кисы нигде не было. Свесившись с подоконника, глянула вниз – ни кошки, ни тельца не видно.

Решила подождать до вечера – кошки умеют прятаться в самые невозможные места. Ушла до вечера, оставив полную миску еды, в надежде, что, когда проголодается – выйдет. Вечером еда оказалась нетронутой, и вот тут я перепугалась и поняла, что все-таки она выпала или выпрыгнула из окна, но, судя по всему, не погибла – никаких следов смертельного падения не было. Впрочем, от этого было не легче: моя дорогая кисонька куда-то пропала. Живу я теперь одна, сын вырос, женился, друзья – тоже народ семейный, и Киса – моя, так сказать, компаньонка. А теперь ее нет. Вернуться самой ей вряд ли суждено – она не из двери выскочила, дорогу обратно не найдет, а на седьмой обратно не запрыгнешь.

С неделю я оплакивала потерю, потом смирилась, тем более один мой друг сказал: «Если это твоя кошка – найдешь, оставь все на волю Всевышнего».

Прошло недели три, и я получила задание написать материал про святого Трифона Апамейского. Пишу, а про себя думаю: «Святый Трифоне, помоги мне, если на то есть воля Божия, пусть Киса моя найдется». Думаю так, но, если честно, сильно уже ни на что не надеюсь: шутка ли – три недели прошло, я и по подвалам звала, и по кустам глядела.

И вот, 24 июля – даже даты врезались в память, выхожу под вечер в магазин, сворачиваю из подъезда и вижу – несется ко мне навстречу чудо мое четверолапое! Я ее подхватила, серую от пыли, исхудавшую и тут же поняла – это трудами Трифона Апамейского вернулась ко мне моя кошечка. Не сомневаюсь в этом ни минуты и по сей день. Видно, когда работала над текстом о нем, святой был совсем близко – и это ощущалось: как-то легко слова ложились, и время от времени обращалась к нему с этой просьбой.

И теперь, когда наступили осенние дожди, глядя на кошечку, я благодарю всякий раз святого Трифона за то, что он помог нам обеим, и теперь она тут, в тепле и сытости, а не в сыром и холодном подвале. Смотрю на нее, радуюсь и думаю снова и снова: «Дивен Бог во святых Своих!»

А вот пример с чудесным трудоустройством .

Храм Святого мученика Трифона в Напрудном
Муж женщины по имени Светлана решил поменять работу, но не знал, куда ему обратиться. Светлана нашла молитву святому Трифону Апамейскому и стала молиться за мужа. Прошло немного времени, как позвонил их друг и предложил мужу приличную работу, где он работает и теперь. А Светлана благодарит святого великомученика за помощь и говорит: «Это очередное чудо, явленное Богом через Его святых угодников!»
Я тоже нашла новую работу в прошлом году. Мой духовный отец служил за меня молебен мученику Трифону.

Помощь в жилищном вопросе .

У одной пожилой женщины, с которой рассказчица по имени Юлия ходила в один храм, была тяжелая ситуация с жильем. Бабушка стала ездить по всем храмам, где была икона Святого Трифона, заказывать молебны. И в скором времени дочь получила квартиру на… Трифоновской улице!

И таких примеров – счастливых исцелений, невероятного возвращения пропаж, помощи в устройстве на хорошую работу, что в наше время немаловажно, очень много. Мы видим, что Господь никогда не оставляет нас Своей помощью через Богоматерь-Заступницу и Его святых. Важно отпустить гордыню и обратиться к Нему через святого, для которого такая чудесная работа – а это его РАБОТА! – великая радость. А плата за помощь – невеликая, лишь сердечная благодарность, но она важна каждому, чей смысл существования и в мире дольнем, и в мире горнем – помогать людям, так же безвозмездно и щедро, как это делают святые наши и радуются, слыша восклицание: «Дивен Бог во своих святых!»

День памяти Святого мученика Трифона - 14 февраля - совпадает с так называемым днем святого Валентина (всех влюбленных). О маркетинговых технологиях, противостоящих православной традиции, размышляет профессор Московской духовной академии, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве митрофорный протоиерей Максим Козлов.

Отец Максим, сегодня даже в детских садах делают «валентинки». В чем, по вашему мнению, причина популярности этого «праздника»?

В советском прошлом было и нечто разумное, в частности, противостояние низкопоклонству перед Западом, которое в данном случае было бы уместно. В праздновании Валентинова дня нет ничего ни национального, ни религиозного, ни даже просто разумного.

В Русской Православной Церкви этот день весьма и весьма насыщен: с одной стороны - канун праздника Сретения Господня, который, если говорить о новациях, объявлен еще и Днем православной молодежи. Но главное, 14 февраля - это день памяти святого мученика Трифона, очень почитаемого церковными людьми, по крайней мере в Москве.

Я хорошо помню конец 70-х - 80-е гг. прошлого века, когда в этот день храм Знамения на Рижской, где находится чудотворная икона святого мученика Трифона, был местом паломничества всей православной Москвы - он не вмещал всех, кто собирался на богослужение. В этот день, как правило, литургию совершал приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

Но и помимо 14 февраля, дважды в неделю, в храме служился молебен с акафистом мученику Трифону. На этом богослужении всегда было множество людей, приезжавших со своими нуждами. Они совершали если не подвиг, то определенное усилие - добирались со всех концов Москвы, отрывались от работы - с теплой верой в этого святого.

Причины такого почитания понятны: мученик Трифон воспринимается Русской Православной Церковью (начиная с чудесного явления сокольнику Трифону) как святой, помогающий в чрезвычайных жизненных обстоятельствах, когда уже нет никакой рациональной надежды на выход. Подобные чудеса эпохи царя Иоанна Грозного находили живой отклик в душе русского народа. В этой связи можно вспомнить и преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, почитание которого тоже весьма распространилось в то время, и, конечно, святителя Филиппа.

Святому мученику Трифону за эти века молились тысячи людей, и сейчас многим известна его помощь. Мы можем со скепсисом относиться к спискам святых, помогающих в разных жизненных нуждах, но я знаю немало примеров, да и в моей жизни они тоже есть, когда мученик Трифон решал тот самый жилищный вопрос, который, как сказал писатель, испортил многих наших соотечественников; помогал в поиске работы, а также в других нуждах - как святой, как светлый ясный юноша, дивный пример угодника Божия.

Таким образом, речь идет не о заполнении пустого дня - происходит вытеснение своего, родного, духовного, исконного; предательство своего доброго в угоду не поймешь чего.

14 февраля Католическая Церковь празднует память раннехристианских святых Валентина Интерамнского и Валентина Римского, из скудных сведений о них известно, что это святые мученики, пострадавшие за веру. Откуда же взялась легенда о покровительстве влюбленным и, собственно, Валентинов день?

Католическая Церковь в лице своих иерархов неоднократно свидетельствовала, что не имеет никакого отношения к этому культу. Никогда в традициях западной католической церкви не было и не могло быть присвоения святому Валентину - епископу одного из итальянских городов и святому мученику - странной роли покровителя романтической влюбленности, а уж тем более беспорядочных сексуальных отношений.

Можно за что-то другое критиковать наших братьев-католиков, но подобного рода эксплуатацией собственного святого они никогда не занимались. Никаких своеобычных обрядов в связи с этим у католиков нет. У них есть другие непривычные для нас традиции, связанные, скажем, с Франциском Ассизским, молитвами за животных. К этим обычаям можно по-разному относиться, но никакого, повторю, условно говоря, чина освящения Валентина у католиков не существует.

Православная церковь также празднует память упомянутых святых, но в другой день.

Что касается происхождения праздника влюбленных, то в учебниках по маркетингу так называемый День святого Валентина (а лучше о нем говорить без слова «святой») приводится как один из первых примеров успеха коммерческой рекламы. На Западе существовала большая пауза между распродажами - рождественскими и пасхальными и предпасхальными, и идея этого праздника была раскручена исключительно ради стимуляции торговли. Так зачем же слепо руководствоваться коммерческим культом и идеей распродаж в нашей жизни? Поощрять уже китайских производителей и торговые сети в их погоне за коммерческой выгодой?

Отец Максим, но есть красивая легенда о том, что святой Валентин был казнен за венчание римских легионеров с их возлюбленными, несмотря на запрет императора.

Не знаю, как появилась эта легенда. В канонических житиях святых мучеников Валентина Интерамнского и Валентина Римского ничего подобного нет.

- И как бороться с такого рода вымыслами?

Бороться бессмысленно, мы никогда не сможем захватить коммерческое пространство, в котором действует большой бизнес. Но чем больше людей в нашей стране будут иметь хотя бы зачатки серьезного церковного мировоззрения, тем меньше будет зацепок у коммерческих культов.

Вы много лет были настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова. Что происходило 14 февраля в храме? Что можно сказать о нравственности и целомудрии современных студентов?

Когда я служил в храме при МГУ, то не наблюдал потока студентов в этот день, которые бы взыскивали специальных молитвословий к святому Валентину. Что касается целомудрия, то позиция Церкви, выступающей против беспорядочных отношений, известна со времен проповеди апостолов. И кто ее хочет слышать, тот слышит, а кто не слышит - тот будет поступать сообразно своим желаниям. Я на этот счет не питаю особенных иллюзий. Даже если мы скажем об этом еще 10 раз, даже по первому каналу - эти люди не начнут жить тихо и благообразно во всяком благочестии. Но лишний раз засвидетельствовать, что Церковь ко дню «святого» Валентина не имеет никакого отношения, - полезно, чтобы, по крайней мере, не создавалась иллюзия возможности усидеть на двух стульях: утром помолиться святому мученику Трифону, а вечером пойти в загул по поводу Валентинова дня.

- А что вы говорите молодежи, которая считает, что близкие отношения до свадьбы - это нормально?

На мой взгляд, довольно бессмысленно что-либо говорить по этому поводу при общей нецерковности мировоззрения. Нельзя фрагментарно инкорпорировать христианскую нравственность. Какой смысл объяснять человеку, что плохо воровать, если он не верит в жизнь вечную и в воздаяние? Что неправильно, скажем, расталкивать людей ногами и идти по головам, если он убежден, что без этого карьеру не сделать? Точно так же бесперспективно внушать мысль о том, что хороши христианские добродетели, и не нужно грешить против седьмой заповеди, если человек живет по принципу «возьми от жизни все», в особенности пока ты молодой. Надо проповедовать Евангелие, жизнь вечную и веру во Христа Воскресшего, а уже из этого следует христианская нравственность. На мой взгляд, нравственность нельзя сделать центром христианской проповеди.

То есть остается только молиться, чтобы Господь просветил молодых людей, которые считают, что можно сожительствовать до брака?

Безусловно, молиться, чтобы Господь просветил того, кто добивается противного убеждениям христианина. Человек должен поверить во Христа Воскресшего и в жизнь вечную, а потом сам, постепенно, с помощью Церкви, утверждая Евангелие, сделать какие-то выводы для себя.

Светские праздники мы воспринимаем по-разному: кто-то радуется возможности сделать ближним что-то приятное, остаться в общем русле праздника и посочувствовать торжествам, кто-то подмечает, как многие праздники стали настоящим коммерческим культом, поднимающим продажи крыс, запредельно дорогих роз и всевозможных сердечек. Кто-то ломает голову, пытаясь оградить детей от того, что спешат устроить в школах не разобравшиеся во всех заграничных праздниках учителя, принуждая детей чуть не с первого класса подыскивать себе возлюбленных для поздравлений, кто-то и не помнит этих светских дат.

В мире сегодня день святого Валентина, ставший, после процесса политкорректных замен просто Валентиновым днем. Такая популярность праздника для нас должна иметь одно ясное следствие, говорил американский священник о. Джон Бокман, видя то, во что вылился сегодня день св. Валентина, мы, православные, просто обязаны почитать его память, вспоминая о том, что он претерпел страдания за Христа и отдал жизнь свою за Него. Мы должны помнить его не как организатора свадеб и сводника, что, кстати, не находит подтверждения ни в одном житии обоих известных нам мучеников, а как мученика Христова. Моли Бога о нас, святый мучениче Валентине!

Но в нашем календаре сегодня совсем другая дата – день памяти святого, особенно любимого на Руси и известного своей скорой помощью и ответом на наши молитвы. Святой мученик Трифон.

Это его на многих иконах изображают с соколом, существует мнение, что именно он первоначально изображался на гербе Москвы.

Как происходит так, что святой, родившийся и умерший в далекой стране, где и название сейчас другое и сотни лет с тех пор прошли, оказывается столько почитаем?

Мученик Трифон, хоть и не получил образования и пас гусей, но был с детства известен многим Божиим даром: он исцелял людей и изгонял бесов. Он сумел помочь людям в самых будничных проблемах, например, как-то по его молитве поля очистились от насекомых-вредителей.

«Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана. В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 16 лет.

Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну. После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближенным.

В Четиих-Минеях Святителя Димитрия Ростовского (†1709) об этом повествуется так: “Святой же Трифон исполнен сый Духа Свята, и умными очесы на невидимаго духа смотряяй, рече: тебе глаголю, душе нечистый, во Имя Господа моего Иисуса Христа явись очевидно сущим зде, и покажи им скаредный и безстудный свой образ, и немощь свою исповеждь. И абие явися диавол пред всеми во образе пса черна, имущ очи аки огненны, главу влекий по земли…”. На вопрос святого Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, “кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит”.

Услышав это, многие из присутствовавших оставили идолопоклонство и уверовали во Христа. Щедро одаренный императором, святой Трифон вернулся на родину. Все полученные дары он раздал по дороге нищим.

Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: “Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя… Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие” (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: “Господи, не вмени им греха сего” (Деян. 7, 60).

Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.

Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: “…Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков”. Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава.

Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее - месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем - в Рим.

Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя - святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: “Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься”. Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику».

При жизни Трифон откликался на малейшие просьбы и беды. И теперь у Престола Божия он молится за нас. Иногда люди говорят – ну это же такая мелочь, такая житейская беда, ну как с ней обратиться к Богу с молитвой? Но Господь слышит все наши молитвы и знает о них еще до того, как мы сами начинаем молиться. И мученик Трифон помогает нам. Прихожане храма св. мч. Трифона могут часами рассказывать о тех чудесах, которые совершаются по молитве к святому. По молитве с верой. Ведь не вера от чудес, а чудеса происходят от веры, что Господь рядом, что он поможет.

Молятся мученику Трифону в устроении житейских дел, квартирных проблемах и сложностях со здоровьем.

“Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!”

Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии — Фригии (современная Турция), неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые и благочестивые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил. Но святой Трифон еще ребенком сподобился от Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил многие иные благодеяния.

Однажды жители родного села святого Трифона были спасены им от голода: силой своей детской молитвы святой заставил уйти вредных насекомых, истреблявших посевы. На основании этого чуда в Церкви установлен особый чин молитвенного обращения к святому Трифону, который совершается при нападении вредителей на посевы или насаждения.

Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244) . В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 17 лет.

Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну.

После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближенным.

В Четиих-Минеях Святителя Димитрия Ростовского (†1709) об этом повествуется так:

Когда свита Гордиана с юношей была еще в пути, с дочерью императора приключился последний судорожный припадок. Дьявол в девице заговорил снова.

Не могу! - надсадно стонал он, сотрясая юное тело. - Не могу больше здесь находиться, - сюда идет Трифон! На третий день он будет тут… Я ухожу!

И нечистый дух, вынужденный по воле Божией во второй раз сообщить то, о чем предпочел бы молчать, вышел из дочери императора. Очевидцы утверждали, что девица мгновенно просветлела лицом и разумом и с той поры к ней возвратились и грация и красота.

А Трифон, как и было объявлено супостатом, пришел во дворец на третий день, где его встретили весьма радостно и с почетом. Но сомнения у императора оставались: уж больно загадочной казалась вся эта история, не поддавалась она его трезвому и практичному уму. И Гордиан обратился к святому с такими словами:

Я вижу,- сказал он,- что Фортуна благосклонна к тебе, юноша. Моя дочь здорова! Она весела как прежде, и даже, к моему удивлению, пуще прежнего. Выходит, ты - чудотворец!

Это не я,- смиренно возразил Трифон,- но Бог мой, Господь…

Не торопись, юноша! - Гордиан предостерегающе поднял руку. - Ты не должен перебивать старших, а сейчас к тому же перед тобой император. Скажи, можешь ли ты выполнить одну мою просьбу, если она не противоречит твоей вере?

Да, император. Я слушаю тебя.

Прекрасно. - Гордиан улыбнулся, юношa вызывал у него симпатию.- Тогда покажи нам того духа, что посмел нарушить покой принцессы, войдя к ней в утробу. Я хочу увидеть его своими глазами и показать другим.

Зачем тебе это, император?

Чтобы ни у кого, - Гордиан обвел красноречивым взглядом собравшихся придворных, - ни у кого не осталось сомнений в том, что именно ты излечил мою дочь. Это в наших с тобой интересах, юноша,- добавил он тихо.

Будь по-твоему,- согласился Трифон.- Я исполню твою волю, но для этого мне нужно некоторое время.

Оно у тебя будет…

Через шесть дней уединения, проведенных в посте и молитвах, умноживший духовные силы Трифон предстал пред троном императора, объявив о своей готовности. Гордиан молча кивнул и снова улыбнулся, - на этот раз не так уверенно, как неделю назад, когда он решился на свою просьбу. Сердце подсказывало ему, что представление будет не из приятных.

Наутро, едва взошло солнце, император и его приближенные собрались на невиданное зрелище, и Трифон не обманул их ожиданий. Исполненный Святого Духа, он, созерцая невидимого для прочих духа злобы таким, как он есть, прямо приказал ему явиться перед собравшимися во плоти или, как сейчас говорят, материализоваться, что не совсем точно отражает действительность, ибо духи и без того материальны.

Тебе говорю, дух нечистый, во имя Господа моего Иисуса Христа, явись воочию перед нами, обнажив свою сущность в одном из твоих мерзких образов!

И вот как бы из ничего возник перед затихшей толпой жуткий черный пес с огненными глазами. Тяжелая голова его с высунутым языком влачилась по земле и, казалось, сам воздух вокруг сгустился и застыл, наполнившись смрадом. Воцарилось гробовое молчание. Теперь мог говорить только Трифон.

Кто послал тебя, демон, в это место,- спросил святой, - и как дерзнул ты войти в созданную по образу Божию девицу, сам будучи столь безобразен и немощен?

Я послан отцом моим, сатаной,- отвечал дьявол, - начальником всякого зла и его приспешником, пребывающим в аду. От него я и получил повеление мучить царскую дочь.

Кто же дал вам власть посягать на создание Божие? Растолкуй это всем подробно и внятно.

Трифон предлагал заглянуть вглубь, приоткрыв императору и его синклиту страшную тайну, о которой далеко не все люди знают, и дьяволу, принуждаемому силой Божией, пришлось сказать правду:

Мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Его Сына Христа. От этих людей мы со страхом бежим; и только когда нам бывает попущено, мы причиняем им искушения совне, испытывающие крепость их веры.

Иное дело с теми, кто в Бога не верует, - псу удалось приподнять свою голову и сверкнуть раскаленными угольями глаз в гущу толпы. - Послушные своим прихотям и страстям, они творят угодные нам дела - и тогда мы получаем полную над ними власть. Эти люди впадают в идолопоклонство, творя себе кумира. Гордятся собой, злословят, завидуют ближнему и занимаются всякого рода чародейством. Такими и подобными им по духу делами они опутывают себя сетями лжи и тем отчуждаются от Бога, своего Создателя. Они самовольно идут по нашему пути, а потому вместе с нами принимают вечные муки.

Черный пес замолчал все и сник, окаменев на месте. Вид его устрашал попрежнему, а поза выражала покорство. На этом памятное для присутствующих событие завершилось - Трифон отправил дьявола обратно в ад.

Невольное откровение духа тьмы, одно созерцание которого принудило бы содрогнуться самую мужественную душу, многих привело в тот день ко Христу, а верующие утвердились в истине и прославили Бога.

Щедро одарив святого, император с миром отпустил его домой, и Трифон, едва выйдя за ворота владений Гордиана, осчастливил множество нищих царскими подарками. По дороге он раздал все и налегке возвратился в отечество, продолжая вести там чистую и непорочную жизнь во служении Богу и ближним.

А потом, повзрослев, он начал странничать, на своем пути проповедуя и врачуя больных…

В 249 году на царский престол вступил император Деций (249-251). При поддержке римского сената Деций попытался укрепить административный аппарат Империи. Кроме того, он решил ужесточить государственный культ почитания “гения” императора, провозгласив его обязательным для всех подданных Рима. Остальные культы и религиозные общины были запрещены, а открытое исповедание или проповедь какой-либо иной религии были приравнены к государственным преступлениям (250-й год по Р. X.). Это привело к массовым репрессиям по отношению к последователям различных восточных культов. Особенно жестоко пострадали в это время члены христианских религиозных общин.

Сложно сказать, какое количество христиан погибло за этот период, но уходили из этой жизни они тысячами. Их убивали беспощадно, мучили без конца. Ангелы не успевали принимать их души…

Наместником Деция в Малой Азии был некто Аквилин . Ему донесли, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. За ним тотчас началась охота.

Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя… Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60).

Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках.

Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.

Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «…Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава.

Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее — месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствиимощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим.

Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в часовне рядом с собором святого Трифона .

Вид на собор Св. Трифона (1841)

Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви, в Напрудном. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы , у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику. Когда церковь была закрыта в 1931 году, икона вместе с частицами мощей была перенесена в Храм иконы знамения Божией Матери в Переяславской слободе . Другая икона с частицей мощей святого Трифона находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще .

Часть мощей мученика Трифона находится в Свято-Троицком Китаевском монастыре в Киеве.

При жизни Трифон откликался на малейшие просьбы и беды. И теперь у Престола Божия он молится за нас. Иногда люди говорят – ну это же такая мелочь, такая житейская беда, ну как с ней обратиться к Богу с молитвой? Но Господь слышит все наши молитвы и знает о них еще до того, как мы сами начинаем молиться. И мученик Трифон помогает нам. Прихожане храма св. мч. Трифона могут часами рассказывать о тех чудесах, которые совершаются по молитве к святому. По молитве с верой. Ведь не вера от чудес, а чудеса происходят от веры, что Господь рядом, что он поможет.

Святой Трифон почитался в Московской Руси как целитель, покровитель охотников и рыболовов .

Святой Трифон покровитель охотников и рыболовов

Тропарь, глас 4:
Мученик Твой Господи, Трифон, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси душы наша

Кондак, глас 8:
Творческою твердостию многобожие разрушил еси от конец всеславне, честен во Христе быв, и победив мучителей во Христе Спасителе, венец приял еси мученичества твоего, и дарования Божественных исцелений, яко непобедим.

14 февраля Церковь чтит память святого мученика Трифона, особенно любимого на Руси и известного своей скорой помощью ответом на наши молитвы.

Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии — Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада. Он жил в III веке. Родители привили ему любовь к Богу с раннего детства. Благодаря этому, оставаясь простым пастухом гусей, он очень рано получил от Бога благодать исцелять людей и животных, изгонять нечистых духов. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.

Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). Случилось так, что яростный бес вселился в дочь императора Гордиана. Никто ничем не мог ей помочь. Однажды бес закричал: «Только Трифон в силах меня изгнать!» Император тотчас послал искать повсюду Трифона. Его нашли, когда он мирно пас гусей. 17-летнего юношу привезли в Рим. Силой молитвы он изгнал беса и заставил его предстать перед жителями в виде отвратительного черного пса и признать, что, будучи орудием сатаны, отца всякого зла, ни он, ни его приспешники не имеют никакой власти над теми, кто знает и верует в Единого Бога, а получают власть лишь над теми, кто не верует в Бога и Сына Божия и живет, потакая собственным похотям. Благодарный император щедро одарил Трифона, а святой, возвращаясь домой, раздал подарки бедным. Там он снова в мире занялся своим делом, творя чудеса и прославляя Бога.

Помогая всем страждущим, Трифон призывал всех к вере в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.

В начале Дециевых гонений (250) префекту Востока Аквилину сообщили о святом как об опасном распространителе христианства. Трифон сам предал себя в руки посланных за ним воинов и радостно предстал перед судом в Никее, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, привязали к столбу и били три часа палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, привязали к коню и заставили бежать за ним босиком на морозе, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона, твердо храня свою веру.

Все пытки святой переносил с радостью, молясь о своих палачах и увещевая их обратиться к истинному Богу. Вдруг во время одной из пыток венец из цветов и драгоценных камней спустился с неба на его голову. Тогда Аквилин, беспомощный и посрамленный, приказал обезглавить Трифона за городскими стенами. Но еще до того как палач ударил смертоносным мечом, святой мученик предал душу Богу.

Никейские христиане поспешили почтить его бесценные останки, однако святой явился им и открыл, что ему надлежит вернуться на родину. Святой мученик Трифон был похоронен в Кампсаде и там за века сотворил множество чудес. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю - мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, держащего царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.