Что такое самообладание. Выдержка и самообладание

Выдержка и самообладание - это неотъемлемые составляющие успеха в любой сфере деятельности. Если человек не умеет управлять своими эмоциями, ему будет сложно достичь значимых результатов в жизни. Самообладание - это такая характерная особенность личности, которая позволяет ему преодолевать преграды и препоны на пути к собственной цели. Если бы люди научились больше доверять самим себе, они охотнее строили бы планы и увереннее смотрели в будущее. Данная статья раскрывает сущность самообладания, позволяет увидеть, из чего оно состоит и как следует его развивать.

Определение понятия

Самообладание - это личностная черта, которая развивается вследствие плодотворной работы над собой. Никто не рождается настолько сильным и рациональным, чтобы уметь сразу побеждать в себе собственные эмоции. Однако этому можно и нужно учиться.

Самообладание - это в какой-то степени условие видения собственных перспектив. Кто настолько не уверен в себе, что не может определить индивидуальные ценности и мечты, тот не способен управлять своим эмоциональным состоянием.

Умение быть честным

Почему искренность здесь крайне важна? Как это ни странно, имеет значение, насколько человек может быть открытым как перед самим собой, так и перед окружающими людьми. Наиболее важно научиться не обманывать себя, не пытаться оправдываться в каких-то сложных ситуациях. Тот, кто честен с самим собой, обладает большой выдержкой и здравым умом. Искренность хороша и для формирования самообладания. Ведь если мы осознаем все, что с нами происходит, значит, становится уже гораздо проще работать со своими чувствами, развивать сильные стороны. В данном случае самообладание - это такая же важная вещь, как и способность признавать собственные ошибки.

Ответственный подход

Чувство надежности так же важно для становления личности, как знание правил этикета и поведения в определенной ситуации. Ответственность как раз и формируется из внутреннего видения, что все будет хорошо. Немногие, к сожалению, способны почувствовать в себе такую силу. Когда человек берет на себя ответственность за все, что с ним происходит, то в случае неудачи он не ищет виноватых, не пытается переложить на кого-то свои задачи, требующие решения.

Ответственность подразумевает под собой осознанное намерение предпринимать активные шаги для достижения конкретного результата. Самообладание помогает личности справиться с волнением, взять себя в руки, преодолеть какие-то страхи, сомнения. Большинство людей в нужный момент, взяв волю в кулак, действуют, несмотря на любые трудности.

Твердость характера

Больших успехов добивается не тот, кто очень удачлив, а терпеливый и настойчивый. Умение действовать, проходя через поражения и тревоги, стоит большого труда. Самообладание - это в психологии воспитание соответствующих качеств характера, необходимых для самореализации. Умение быть настойчивым, целеустремленным рождается изнутри и приходит к человеку в нужный момент. То есть тогда, когда он чувствует в себе потребность проявить твердость, контролировать ситуацию.

Терять самообладание - это всегда очень неприятно и чревато многими последствиями. Прежде всего, личность утрачивает контакт с собой, возможность управлять собственными эмоциями. Над характером нужно ежедневно трудиться, чтобы достичь конкретных результатов. Пробуйте не убегать от возникающих проблем, а решать их. Для того чтобы упростить себе задачу, можно разбить одну большую трудность на несколько мелких составляющих.

Желание преодолевать трудности

К сожалению, не у каждого человека возникает такая потребность. Некоторые из нас, оказавшись в сложной или незнакомой ситуации, теряются, не знают, как поступить. Вместо решительного шага личность вдруг начинает предпринимать набор хаотичных, не связанных друг с другом действий. Такое поведение называется уходом от реальности, когда проблема остается нерешенной на протяжении довольно длительного времени. Многие люди выбирают такую линию поведения, предпочитая конструктивному подходу бегство от сложностей. Конечно, гораздо проще оказывается плыть по течению, чем ставить перед собой реальные задачи и пытаться их решать.

Желание преодолевать трудности продиктовано зрелостью личности, созреванием ее мотивационной сферы. Когда человек четко знает, зачем ему необходимо то или иное достижение, как правило, лишних вопросов и не возникает. В состоянии готовности приходят силы для действий. Такое понятие, как "самообладание", обязательным образом соотносится с намерением идти до конца, быть верным своим желаниям.

Гибкость ума

В жизни часто меняются внешние условия. И это совершенно естественно. Пока мы настраиваемся на одну волну, ситуация может резко измениться. Большинство людей в таком случае теряются, у них пропадают силы и мотивация для действий, некоторые открыто сдают свои позиции. Только способен идти сквозь значимые препятствия и не жалеть о сделанном выборе. Самообладание помогает не остановиться на полпути, а завершить начатое дело. Как его вырастить в себе? Нужно очень упорно трудиться, быть готовым к тому, что будет больно и трудно. Не стоит также воспринимать конкретную ситуацию как неизменную. Поймите, что всякая проблема решаема.

Необходимо научиться принимать происходящие события в качестве уроков жизни и относиться к ним позитивно. Не корите себя за совершенные в прошлом ошибки, в этом нет никакого смысла. Смотрите вперед для того, чтобы отыскать в будущем значимую цель, к которой захотелось бы приблизиться.

Обдуманное действие

Каждый знает, что правильные решения принимаются не в горячке, не под влиянием сильных эмоций, а на холодную голову. Не стоит торопиться при заключении важной сделки. Необходимо максимально включить свою рассудительность и тщательно проанализировать имеющиеся детали. Будьте справедливы к самим себе, постарайтесь адекватно оценить собственные перспективы. Для этого подумайте: что вам мешает в каких-то случаях чувствовать себя более спокойным и целеустремленным?

Самообладание - это когда вместо того, чтобы предпринимать кучу ненужных действий, вы выбираете и совершаете только одно, но зато такое, которое будет полезно как вам самим, так и окружающим. Люди на самом деле быстро привыкают к тому, что кто-то жертвует своим временем или ценностями ради их блага, но не всегда готовы в ответ поступать подобным образом.

Уверенность в себе

За какое бы дело человек ни брался, ему всегда необходимо чувствовать в себе дополнительные силы для осуществления своего намерения. Иначе он откажется от задуманного еще на этапе выстраивания намерения. Неуверенные люди часто сомневаются в своих способностях, критично относятся к собственным мыслям и задумкам. Они нуждаются в помощи, в том, чтобы кто-то более сильный повел их за собой, заставил поверить в то, что всякое достижение не приходит само по себе, а является результатом систематических действий.

Потерять самообладание - значит утратить чувство уверенности в том, что трудная ситуация разрешится благоприятно. Без веры в собственные перспективы невозможно полноценно жить и гармонично взаимодействовать с окружающими.

Таким образом, самообладание выполняет функцию защитной реакции личности, позволяет ей самостоятельно осознать, какое решение для нее станет выгодным и полезным.

Каждый человек, который понимает, что может развить в себе любую способность, имеет собственный список будущих качеств. Если в вашем списке нет самообладания, возможно данная статья поможет вам не только осознать важность этой способности, но и поможет в ее развитии.

Хотя самообладание всегда считалось истинно мужским качеством, полезно его развивать и женщинам. Женщина, потерявшая самообладание, вызывает сострадание и даже любовь, мужчина же теряет всякое уважение. Иногда потеря самообладания является манипуляцией, это уж смотря, какие глубинные мотивы. И тем не менее женщинам стоит развивать в себе это качество хотя бы потому, что частая потеря самообладания чревата огромными проблемами со . Можно все объяснить холерическим и продолжать убивать себя, но есть варианты получше.

Нервный срыв - это бомба замедленного действия, поэтому давайте разберемся чего это будет вам стоить. Стоит оговориться, что хотя потеря самообладания вовсе не означает нервный срыв, частая потеря себя расшатывает психику настолько, что с каждым новым разом вы становитесь ближе именно к нервному срыву, а потом будете его испытывать каждый раз. По поводу и без повода.

Самообладание и его потеря

Самообладание - это способность человека сохранять внутреннее спокойствие, не предавать свои внутренние в самых сложных эмоциональных и критических ситуациях. Потерять самообладание - значит поддаться эмоциям, обнажить оголенный нерв и предать свое внутреннее «я». Если ставить вопрос о том, зачем сохранять самообладание, ответом будет перечисление негативных моментов, которые следуют за его потерей:

  • Чувство вины или стыда
  • Потеря мужественности, если вы мужчина
  • Нервный срыв, истерика
  • Чем ниже уровень раздражающего фактора, тем сильнее неудомение людей, ставших свидетелями нервного срыва
  • Потеря самообладания может выражаться в полнейшем ступоре. Человек внешне выглядит спокойным. Это самый опасный вид нервного срыва
  • Разрыв отношений с человеком, поврежденная вещь, сжигание всех мостов на работе и общественной жизни, моральное падение в лице свидетелей срыва
  • При частом повторении возможен инфаркт, либо расшатывание нервной системы

Потеря самообладания, как правило, не происходит за короткое время. Это долгий процесс накопления действий раздражающих факторов. Человек, культивирующий в себе самообладание, обладает способностью растворять в себе первые признаки первого раздражителя. Для того, чтобы научиться растворять в себе раздражитель, необходимо для начала его распознать. Беда многих людей в том, что у них в процессе дня копится много отрицательных ситуаций, которые они уже даже не замечают - они автоматом зачисляются на ваш отрицательный эмоциональный счет.

Потерявшие самообладание описывают это чувство в виде красной пелены перед глазами. Происходит полная потеря контроля над всем телом, сознание как бы наблюдает за телом со стороны. В человеке чувство вины и стыда смешивается с недоумением, он не понимает, что произошло. Осознание приходит позже.

Есть ли минусы в развитом самообладании? Безусловно, если вы так и не поняли, что это такое и считаете, что нельзя же долго терпеть что-либо. Самообладание - это постоянное обнуление раздражителей с тем, чтобы они не накопились. Никто не советует вам терпеть унижения и издевательства, просто нервный срыв - худший способ вести диалог и решать проблемы. Да и просто раздражение в любом диалоге не позволяет вам следить даже за ходом беседы. Потеряв самообладание, вы даже можете выиграть битву, но не войну. С вами больше никто дел иметь не будет.

Плюсы развития самообладания

Развив в себе самообладание, вы не только будете контролировать свои эмоции, но и контролировать эмоции близких вам людей, внушать им уверенность и не давать потерять лицо. Люди очень ценят подобное качество.

Несмотря на то, что все мы любим быть эмоциональными, существует огромное количество ситуаций, где необходимо руководствоваться холодным расчетом и иметь твердую руку. Эмоциям должно быть свое время. То, что люди больше обращают внимание на сверхэмоциональных людей, не значит, что они их ценят.

Вы получаете власть над другими людьми. В любой сложной эмоциональной ситуации, когда многие подвержены панике, люди инстинктивно смотрят вокруг и отмечают самого спокойного человека. Эволюция говорит им - иди за ним, он знает, что делать. Даже когда человек просто растерян, он отметит ваше спокойствие и послушает вас.

Человек, развивший в себе самообладание, способен планировать свои действия в сложной ситуации. В то время, когда другие теряют лица, этот человек отдает отчет каждому действию и знает, какие шаги и слова будут следующими. Он остается собой в любой ситуации.

Как развить свое самообладание

Медитация

Всегда и везде эта . Но что сделать, если она и правда универсальна, когда речь идет о любых эмоциях. Она позволит вам распознавать, понимать и ощущать свои эмоции. Вы наконец сможете удивиться: «О, я испытываю благодарность. Какое приятное чувство, никогда не обращал внимание». С отрицательными эмоциями намного сложнее, но, уделив 20 минут в день, вы впоследствии экономите огромное количество денег и времени. В конце-концов, вы просто удивитесь тому, что способны испытать несколько десятков эмоций за одну минуту и как это вредит ясному разуму.

Релаксация

Если для вас на первых порах сложно ни о чем не думать и сидеть с закрытыми глазами, просто ляжьте, включите любимую музыку и полежите. Двух раз по 10 минут в день хватит для приведения эмоций в норму.

Полюбите людей

Больше половины раздражителей возникают от того, что вас злят и раздражают люди. Можно провести всю свою жизнь в попытке их перевоспитать, а можно находить в каждом человеке лучшее и интересоваться им искренне. Посмотрите на человека, который вас всегда раздражает и задайте простой вопрос «Почему?». Получив ответ, задайте тот же вопрос еще четыре раза. Удивительно, но скорее всего в итоге вы выясните, что причина вашего раздражения на этого человека в вас самих, в чем-то, что легко устранить, если постоянно напоминать себе тот самый последний ответ. Вас раздражает не ваш непутевый родственник, а то, что вы не можете помочь ему стать на ноги. Родственником вашим он все равно будет и любите вы его искренне, дело в том, что вы не знаете, как ему помочь. Возможно, вы даже никогда не задумывались об этом, он вас просто раздражал тем, что не сумел устроиться в жизни. Докопайтесь до истинной, а не поверхностной причины раздражения.

Игнорируйте внешние раздражители

Телефонный звонок вас раздражает не потому что отвлекает от работы, а потому что вам надо ответить. Вы на автомате поднимаете трубку, просто потому что вам кто-то позвонил. Во многих случаях этот звонок не изменит вашу жизнь. Если раздражает, не берите трубку, перезвоните человеку, когда поймете, что вам это нужно.

Так же стоит поступать и со многими другими раздражителями, если наконец подумать о том, что на них можно не реагировать или минимизировать их воздействие. Наушники помогут сосредоточиться на чтении (музыка без слов), чтение раздражающих новостей перестает вас удивительным образом раздражать, когда вы перестаете их читать.

Обнуление раздражителя

Как уже было сказано, главная причина потери самообладания в том, что раздражители копятся и существует определенный порог, преступив который вы получаете нервный срыв. Поэтому если с самого утра произошло неприятное для вашей нервной системы событие, не игнорируйте его (оно уже проникло внутрь), а работайте с ним. Не решайте важные вопросы, когда вы чем-то . Подумайте над тем, чтобы избавиться от раздражения и только после этого идите дальше.

Оттяните время реакции

При возникновении раздражителя, не реагируйте на автомате. Особенно это важно во время . Сосчитайте до десяти или сделайте пару глубоких вдохов и выдохов. Мгновенно реагируют на раздражители только низшие микроорганизмы.

Всегда помните о том, что потеря самообладания - однозначное зло. Если вы занимаетесь , все это не имеет смысла, если вы не умеете контролировать свои чувства и не следите за эмоциями. Саморазвитие - это прежде всего душевное равновесие, и именно в этом состоянии можно добиться больших успехов во всех начинаниях.

Оставляйте свои комментарии и приводите примеры того, как потеря самообладания может разрушить жизнь.

Научитесь адекватно воспринимать себя. Самообладание невозможно без уверенности в себе; это две стороны одной медали. Принятие себя повышает самооценку, а также помогает укрепить уверенность в себе и развивать самообладание.

Поверьте в себя. Представление о себе влияет на ваши действия и способность к самообладанию. Вы должны поверить в себя, чтобы развивать уверенность в своих силах. Нужно считать, что вы – позитивный человек, с которым интересно поговорить. Также необходимо совершать поступки, которые укрепят вашу уверенность в себе.

  • Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах. Если обращать внимание на свои положительные качества, то вы сможете укрепить уверенность в своих силах и сохранять самообладание в социальных ситуациях, благодаря чему окружающие также начнут принимать вас и ваши качества.

    • Составьте список своих достижений. Вы получили высший балл за контрольную работу? Умеете хорошо плавать и выигрывали соревнования?
    • Подумайте о том, как ваши сильные стороны могут положительно сказаться на самообладании.
  • Поверьте, что все получится. В какой бы ситуации вы не оказались, ваше представление о ней всегда влияет на конечный результат (в лучшую или худшую сторону). Люди, которые ожидают неприятных событий, оказывают аналогичное воздействие на исход ситуации. Например, если вы боитесь сказать глупость или сделать ошибку на собрании, то начинаете нервничать и можете запутаться в собственных словах. Следовательно, вы сами создаете нежелательное последствие.

    • Вместо представления возможных последствий или худшего сценария сосредоточьтесь на том, чего вы хотите от ситуации. Замените мысли вроде "О нет, надеюсь, что я не скажу глупость" на сознательный положительный настрой "Я буду говорить четко и уверенно. Я сохраню уверенность в себе и самообладание. Я справлюсь". Такие положительные мысли помогут вам избавиться от нервозности и повысят вероятность желаемого исхода.
  • Заручитесь социальной поддержкой. Надежные взаимоотношения придают сил и повышают вашу уверенность в себе. Благодаря людям вы сможете почувствовать связь с ними, принадлежность к группе и принять себя.

    • Если вы подавлены или не уверены в себе, то поговорите об этом с другом или родственником. Весьма вероятно, что они помогут вам поверить в себя и поднять настроение. Поддержка со стороны всегда поможет вам в трудной ситуации и повысит уверенность в своих силах.
    • Оцените свои отношения с окружающими и подумайте, насколько люди поддерживают вас. Мы черпаем позитив и ощущаем поддержку в трудных ситуациях от самых близких людей. Если они вас подводят или занижают вашу самооценку, то такие отношения не помогут вам укрепить уверенность в себе. Постарайтесь отстраниться от пагубных отношений и уделяйте все внимание тем людям, которые поддерживают в трудную минуту.
  • Умение быть терпеливым с окружающими (особенно с близкими) считается человеческим достоинством, к которому надо стремиться.

    Выдержка и самообладание - это умение и привычка контролировать свое поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях. А. С. Макаренко писал: «Большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно… Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли». Выдержанный человек умеет сдерживать чувства, владеет своим настроением, не допускает импульсивных действий. Даже в трудных условиях он не теряет присутствия духа, сохраняет хладнокровие, умеет взять себя в руки.

    Выдержанный человек вынослив и терпелив как по отношению к кратковременным раздражителям (например, резкая боль), так и к продолжительно действующим (ноющая боль, скучная работа, томительное ожидание). Он умеет в случае нужды переносить невзгоды и лишения, причиняющие ему физические страдания, сдерживать, когда это надо, свои потребности (голод, жажду, потребность в отдыхе и т. д.).

    Воля - проявление психической активности по достижению поставленной цели. Воля осуществляет сознательное регулирование поведения в условиях постоянного баланса между интересами человека (его жизненными целями) и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, а также моральными, социальными нормами. Можно сказать, что воля - это инструмент, используемый мотивациями высшего порядка, в процессе интеллектуального планирования и реализации жизненных целей человека.

    Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций - ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие этих процессов от низших к высшим указывает на приобретение человеком волевого контроля над ними.

    Задачей воли является управление поведением человека, сознательная саморегуляция его активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
    Главная психологическая функция воли - усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию выступает сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком.

    Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется посредством преднамеренных умственных усилий. Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Однако предварительно нужно осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

    Можно выделить следующие этапы формирования воли , или волевых актов:

    • осознание конкретной потребности;
    • осознание возможностей удовлетворения определенной потребности;
    • проявление мотивов деятельности (мотив - это побудительная сила);
    • борьба мотивов деятельности на пути выбора решений;
    • выбор конкретного решения;
    • определение плана реализации выбранного решения, включающего перечень методов, средств и способов;
    • выполнение и контроль определенной деятельности;
    • оценка полученных результатов деятельности.

    При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, чтобы уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта и произвести выбор между ними. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в следующих направлениях:

    • преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
    • обретение человеком контроля над своим поведением;
    • выработка волевых качеств личности.

    В каждом из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокий уровень. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции, а затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних комплексов мышц и активизацию других. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных волевых качеств к вторичным и далее к третичным.

    Выработка волевых качеств проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

    Исходя из этого волевой акт всегда включает в себя борьбу разнонаправленных мотиваций, интеллектуальную оценку этих мотиваций с точки зрения их соответствия моральным и социальным нормам. Волевые сигналы, вообще говоря, могут тормозить поведение, «рекомендованное» положительными эмоциями, например, если это поведение противоречит моральным и социальным нормам и ценностям, хотя и приятно для субъекта, так как удовлетворяет некоторые мотивации. Типичный пример - борьба человека с вредными привычками - от табакокурения до употребления наркотиков и алкоголя и т.п.

    Волевые акты проявляются при осуществлении поведения, связанного с преодолением отрицательных эмоций в случаях ощущения боли, усталости, реальной опасности для жизни. Интеллектуально сформированные цели требуют от человека действий, неизбежно влекущих отрицательные эмоции, в таких ситуациях, как необходимость перенесения операции или неприятного лечения, общения с неприятным партнером и т.д. Волевой акт при этом является инструментом мышления, позволяющим сознательно преодолеть барьер отрицательных эмоций.

    Так как волевые действия личности в основном проходят на сознательном уровне, эти действия определяются не только врожденными, но и в очень сильной степени - осознанно развитыми чертами характера человека. Процесс волевого управления поведением характеризуется двумя группами волевых качеств. Первая группа - сила воли, настойчивость, выдержка. Сила воли — это максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Говоря о силе воли, мы имеем в виду оценку усилий человека по совершению неприятных для него действий, например внешних действий, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий по преодолению трудных для понимания или просто неинтересных для него лично мест в процессе обучения.

    Настойчивость — способность к длительным усилиям по преодолению трудностей в процессе достижения цели в отличие от силы воли не обязательно связана с преодолением «запредельных» трудностей. Настойчивый человек способен просто длительное время не забывать отслеживать продвижение к цели и делать при этом хотя и небольшие, но необходимые шаги в заранее заданном им самим направлении.

    Выдержка , непосредственно связанная с настойчивостью, определяется как умение исключать из сферы внимания действия, чувства и мысли, мешающие продвижению к данной цели. Данное качество напрямую связано со способностью к упорядочению мышления, умением планировать, организованностью и умением вовремя переключать внимание с одних дел на другие.

    Ярким примером настойчивости к себе, или самовоспитания, является «комплекс добродетелей», составленный выдающимся американским просветителем и государственным деятелем Б. Франклином.

    Воздержание: нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.

    Молчание: нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

    Порядок: следует держать все свои веши на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.

    Решительность: нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

    Трудолюбие: нельзя терять время попусту; нужно всегда быть занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.

    Искренность: нельзя обманывать; надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.

    Справедливость: нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

    Умеренность: следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.

    Чистота: нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

    Спокойствие: не следует волноваться по пустякам.

    Скромность и т.д.

    Вторая группа волевых качеств тесно связана со свойствами характера. В эту группу входят такие качества воли или свойства характера, как решительность, самообладание, уверенность в себе.

    Решительность — способность человека без колебаний, быстро, уверенно, без бесконечных пересмотров совершать выбор линии поведения и так же четко осуществлять принятые решения. Естественно, что решительность полезна только при условии способности человека правильно оценивать ситуацию и, следовательно, правильно формулировать цели и задачи поведения, а решительные, но неправильные действия по последствиям намного хуже, чем проявление нерешительности.

    Самообладание и уверенность в себе — качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления отвлекающих обстоятельств, даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.

    В случае получения неудовлетворительных результатов осуществляется сознательная коррекция (изменение) ранее выбранных потребностей, влечений. Человек вновь формирует и проявляет волевые акты, изменяя содержание последующих этапов своей деятельности для удовлетворения конкретной потребности.

    Формирование воли - процесс длительный, и он начинается в раннем детстве.

    Весь склад личности влияет на проявление и развитие способностей, в то же время способности и их осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления в поведении и деятельности человека.

    Исключительное увлечение чем-то одним при определенных условиях может привести к отрицательным результатам - одностороннему и даже ограниченному развитию личности. В то же время, если вовремя осознать важность знаний, можно путем самообразования восполнить пробелы и достигнуть высокого культурного уровня. Важно не только поддерживать проявляющуюся склонность и создавать соответствующие условия для развития способностей, но и влиять на формирование активного отношения к жизни, знаниям, своим обязанностям. Когда индивид ощущает тяготение к какой-то деятельности и начинает сознавать свои способности, он при определенных условиях переживает чувство ответственности перед обществом, коллективом и больше требует от себя. Наоборот, без формирования трудолюбия образуется ложное сознание того, что при больших способностях незачем трудиться, напрягать силы, что все придет само собой. Если у человека сформированы положительные черты характера, если он осознал свои способности и их значение для собственного развития, то он преодолеет неблагоприятные условия и реализует свои планы, овладеет той профессией, к которой чувствует тяготение и для которой у него имеются предпосылки.

    Развитие воли

    А теперь - подробнее о развитии воли , что выражается следующими дифференцирующими признаками:

    • изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);
    • индивид преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли);
    • индивид достигает все большей длительности волевого усилия (нарастает выносливость воли);
    • нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки);
    • индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;
    • цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.

    Итак, выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

    К волевым качествам относятся:

    Целеустремленность - волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целыо обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

    Решительность - волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность — может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

    Смелость - это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

    Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

    Инициативность - это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

    Настойчивость - волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

    Самостоятельность - волевое свойство личности, проявляющееся в умении но собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

    Выдержкой , или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество - импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

    Дисциплинированность - это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

    А теперь можно представить себе образ волевою человека, обладающего такими качествами как целеустремленность, настойчивость, терпеливость, выдержанность, самообладание, решительность, исполнительность. дисциплинированность, твердость воли, стойкость воли, осторожность, разумный азарт, смелость, храбрость, отвага, мужество и ею противоположность - состояние безволия, проявляющееся в таких качествах, как упрямство, податливость, внушаемость. нерешительность, трусость, боязливость, удаль.

    А как волевые качества личности формируются и развиваются?

    Прежде чем отвечать на данный вопрос, переформулируем его следующим образом: как развивается воля человека в целом и, вместе с ней, его отдельные волевые качества?

    Наблюдения за поведением детей показывают, что первые отчетливые признаки проявления волевого поведения у них можно обнаружить между вторым и третьим годом жизни. Это означает, что именно в этот период у детей уже есть воля, и они могут ее демонстрировать. Но остается без ответа вопрос о том. когда соответствующие качества личности только начинают формироваться у ребенка: ведь до годовалого возраста их определенно нет, а между двумя и тремя годами они уже существуют и проявляются. Ответить на данный вопрос однозначно и убедительно, опираясь на точно установленные факты, не представляется возможным по причине указанных выше трудностей в психологическом изучении воли. Однако можно предполагать, что начало формирования воли относится к времени, когда у ребенка появляются первые настойчивые действия, направленные на преодоление препятствий, подкрепляемые со стороны наблюдающих за детьми взрослых людей. Такое обычно происходит между первым и вторым годами жизни ребенка. Строго говоря, эти наиболее ранние по времени своего появления действия ребенка еще нельзя назвать полностью волевыми. Они могут представлять собой чисто механическое повторение ребенком некоторых поначалу не вполне удачных действий. Однако они входят и в состав самостоятельно осуществляемых человеком собственно волевых действий, так как всякое такое действие при его невыполнении или неудачном выполнении человек обязательно повторяет. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становятся уже не внешними (поощрение или поддержка со стороны окружающих людей), а внутренними (удовольствие, получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели), мы уже имеем дело с волевым действием. Признаком того, что у ребенка начинает развиваться собственная воля и появляется связанное с ней удовольствие в связи с успешным преодолением препятствия, является самостоятельное повторение ребенком действий, оказавшихся не вполне удачными для достижения цели. Такое поведение можно наблюдать у некоторых детей, начиная примерное 6-8 мес. Например, младенец пытается достать какой-либо предмет или игрушку. Это ему не сразу удается, но он настойчиво повторяет соответствующее действие до тех пор, пока оно не приведет к успеху, и после этого испытывает явное удовольствие.

    Первые наблюдаемые у детей признаки волевого поведения, относящиеся к второму-третьему году жизни, свидетельствуют о том, что у детей сформировались так называемые первичные волевые качества. Речь в данном случае идет, например, о таких качествах, как упорство и упрямство, т.е. характеризующих сравнительно невысокий уровень волевого развития человека. О начале формирования вторичных волевых качеств личности можно, вероятно, говорить лишь с того времени, когда волевое поведение ребенка приобретает разумный и сознательный характер. Обычно это происходит в период жизни от 5 до 6 лет или раньше, в преддошкольном возрасте. У многих детей в это время в доступных для них видах деятельности - играх, а также, отчасти, в общении, в учебе и труде, начинают проявляться настойчивость, целеустремленность, ответственность, т.е. собственно вторичные волевые качества личности.

    Воля человека активно продолжает развиваться дальше в течение детства. Особенно важным в этом отношении является подростковый период, так как для многих подростков сила воли становится одним из самых ценных качеств личности и почти все дети этого возраста начинают целенаправленно и активно развивать свою волю.

    К концу подростковою и началу юношеского возраста основные волевые качества личности можно считать сформировавшимися. Практически это означает следующее:

    • если к этому возрасту воля человека оказалась развитой, то он может ее самостоятельно проявлять во всех делах, за которые берется:
    • если воля у человека отсутствует, то с этим недостатком после данного возраста уже трудно бороться;
    • подростки, которые имеют волю, обычно начинают с этого возраста в личностном плане развиваться быстрее подростков, которые выросли безвольными.

    За пределами юношеского возраста, т.е. после 25-30 лет, воля, по-видимому, у человека уже не развивается. Если к данному возрасту человек уже стал волевым, то таким он, скорее всего, и останется. если к этому возрасту он оказался безвольным, то, скорее всего, останется таким в дальнейшем.

    Сказанное, однако, не означает, что воля человека после указанного возраста и по мере его психологического развития (оно, несомненно, продолжается) совершенно не изменяется. Те перемены волевого характера, которые могут происходить, а иногда действительно происходят после 25-30 лет, проявляются в том, что волевое поведение человека приобретает все более разумный, сознательный и взвешенный характер. Прежде чем приложить к чему-либо волевые усилия, человек размышляет, взвешивает свои шансы, решает для себя, стоит ли делать то, что требует от него волевых усилий, или не стоит, и, если после долгих размышлений он приходит к выводу, что это делать стоит, лишь тогда начинает проявлять свою волю. Иными словами, воля человека по мере его психологического развития перестает быть слепой, неразумной силой и становится сознательным подспорьем к его разуму.

    Резюмируем: в воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает, что если есть воля - есть человек, нет воли - нет человека, сколько воли - столько и человека.

    Действительную природу воли позволяет раскрыть представление И.П. Павлова о человеке как системе, единственной«по высочайшему саморегулированию». Это представление реализовано в идее о регулирующей функции психики, раскрытой во многих фундаментальных трудах основоположников советской психологии. Его конкретизации способствовали многолетние исследования В.И. Селиванова и его сотрудников, концепция осознанной саморегуляции деятельности, разрабатываемая О.А. Конопкиным и др.

    Имеющиеся данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям. В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

    Собственно волевые действия не могут быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного, дифференцирующего для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным с точки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств. В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, - одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

    Если «Я» телесное сильнее духа по интенсивности своих потребностей, и в волевом конфликте тело побеждает дух, то дух проявляет свою немощь своими болезнями. Что значит «тело победою дух»? Это значит, что человек не способен реализовать свои притязания на соответствующее социальное положение и благосостояние, поскольку сиюминутные телесные желания не дают ему возможности сосредоточиться на достижении социальных целей.

    Воля как проявление конфликта между духом и телом - это только одна форма борьбы мотивов внутри человека.

    Следует отметить, что отсутствие конфликта с преобладанием «Я» телесного мы наблюдаем там, где социальные и духовные мотивы менее развиты, чем телесные, как, например, у биологического лидера или просто у неразвитой личности.

    Восточная традиция формирует внутренние взаимоотношения телесных, социальных и духовных мотивов как содружество только в том случае, если все три вида «Я» гармонически развиты и имеют опыт взаимного обогащения. Древние восточные культуры давно осознали значение космического разума. Представления о космичности разума, его функции самосовершенствования религии восточных культур - буддизм и индуизм - отражали в представлениях об Абсолюте и необычайно развитой, многообразной практике физического, интеллектуального и духовною самосовершенствования. В чем состоит способ проявления воли как содружества трех базовых мотивов личности? Это содружество соответствует формуле: «Если сознание говорит: «Это нужно», тело отвечает: «Я с удовольствием это сделаю».

    Работа разума - это всегда творческий процесс, и она проявляется только в творческой оценке ситуации, постановке цели, поиске путей реализации этой цели. Иными словами, разум в человеческом сознании проявляется только тогда, когда необходимо разрешить простые или сложные проблемные задачи или ситуации. Однако огромное количество умственных действий человек осуществляет с помощью так называемых стереотипов, автоматических установок и т.д. Во всех этих проявлениях психической деятельности разум не участвует. Если провести такой эксперимент, в ходе которого вы в течение суток фиксируете проявления как творчества, так и автоматизма при решении своих повседневных проблем, задавшись целью подсчитать, сколько времени вашего бодрствования занимает разумная деятельность, а сколько - автоматическая, то вы получите соотношение вашего интеллектуального потенциала и имеющихся у вас стереотипов, т.е. коэффициент степени разумности вашего бытия.

    Таким образом, воля - это деятельное продолжение разума, сознания.

    В жизни личности огромную роль играет позиция, ею занимаемая. Активная или пассивная?

    Пассивная - чем меньше воля, тем сильнее происходит вовлечение в стихию окружающего, невозможность выйти за ее пределы и из своего круга, тем меньше право личного выбора, тем ниже энергетический уровень индивидуума, его поля, тем он слабее сам и сильнее зависит от внешних факторов.

    Активная - это шанс, и чем выше активность и воля, тем выше градации, тем больше энергии, больше вариабельность выбора и возможностей, тем и больше корригирующих факторов (ограничивающих, проверяющих и контролирующих).

    Самообладание

    Одними из важнейших и основополагающих черт для личности, стремящейся стать лидером, являются умение справляться с внешним выражением эмоций, оставаться хладнокровным в экстремальной ситуации, не реагировать на раздражители и сохранять внутреннее спокойствие. Вот одни из немногих составляющих, входящих в понятие ‘самообладание’.

    Прекрасное и точное определение самообладания как лидерского качества дал Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И.Герцена, заслуженный деятель науки РФ:

    «Самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность, т. е. те волевые качества, которые связаны с подавлением отрицательных эмоций, вызывающих нежелательные для человека побуждения. Самообладание связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения, с самоограничением эмоционального реагирования и зависит от соотношения между аффектом и интеллектом».

    Самообладание – это уверенный взгляд и твердая рука

    Самообладание – это устойчивость в любой ситуации

    Самообладание – это быстрый расчет и точная реакция

    Самообладание – это контроль не только над своими, но и над чужими эмоциями

    Самообладание – это терпение, толерантность и такт

    Преимущества самообладания

    Самообладание дает человеку возможность поступать не эмоционально, но рационально.

    Самообладание дает власть не только над собой, но и над другими.

    Самообладание способствует принятию правильных решений, особенно в экстремальных ситуациях.

    Самообладание помогает видеть мир через призму спокойствия и уверенности в себе.

    Самообладание выручает в случаях, о которых несдержанные люди потом сожалеют.

    Проявления самообладания в повседневной жизни

    Выдержка. Умение подавлять сильные влечения и желания, например, закурить, когда нельзя, или съесть то, что запрещают врачи.

    Сдержанность. Умение контролировать эмоциональные порывы. Особенно ярко выражается при возникновении конфликта.

    Смелость. Способность управлять своим поведением в ситуациях, когда возникает страх. естественная биологическая защитная реакция.

    Решительность. Отражается во времени, которое тратится на принятие решения как в экстремальной, так и в обычной ситуации.

    Как развить самообладание

    Для начала, давайте припомним, в каких случаях нам не помешало бы умение обладать собой. У каждого случаи могут быть свои. Мы возьмем для примера лишь некоторые:

    Гнев – способен овладеть нами, часто это происходит весьма неожиданно.

    Многое может нас расстроить, даже то, что является сущей мелочью.

    Страх – естественная биологическая защитная реакция, с ним не надо бороться, его надо побеждать.

    Жадность и азарт – пороки, искушению которых мы также можем иногда поддаваться.

    Все эти состояния, а также внутреннее беспокойство или спонтанное волнение почти всегда являются следствием чрезмерной реакции на тревожные сигналы.

    Игорь Добротворский – психолог, бизнес-тренер, консультант – предлагает несколько совершенно элементарных и посильных «средств первой помощи» для воспитания самообладания.

    ИГНОРИРУЙТЕ ВНЕШНИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ. Для тренировки можно выбрать телефонный звонок, когда он звонит не вовремя. Вы вовсе не обязаны поднимать трубку. Вы просто стараетесь перестать обращать на него внимание. Постепенно Вы сможете абстрагироваться и от других раздражителей, которые всегда выводили Вас из себя.

    СТАРАЙТЕСЬ ОТТЯНУТЬ ВРЕМЯ РЕАКЦИИ. Например, посчитайте до десяти, возможно реакция исчезнет вовсе. Это очень полезный навык в ситуации конфликта. За это время можно попытаться обдумать, к чему могут привести спонтанные действия, вызванные определенными раздражителями.

    РАССЛАБЛЯЙТЕСЬ. Чрезмерная усталость, напряженность, состояние стресса вызывают в организме ряд химических реакций, которые могут отразиться на вашем поведении. Не только наше тело, но и психика нуждаются в отдыхе и релаксации. Мысленно создайте для себя какое-то место, в которое вы сможете «уходить», когда чувствуете , что перенапряжены. Это может быть комната с уютным креслом, либо пляж с пальмами и нежным прибоем, либо осенний парк, усыпанный желтыми листьями – всё, что приведет вас в состояние умиротворения и создаст комфорт. Найдите в себе тот центр, опорную точку, которая поможет пополнить запасы жизненной энергии.

    Несдержанность, неуравновешенность

    Самообладание (золотая середина)

    Черствость, безэмоциональность

    Самое первое и самое главное в жизни – это стараться владеть самим собою.

    — Вильгельм Гумбольдт —

    Власть над собой – самая высшая власть, порабощенность своими страстями – самое страшное рабство.

    — Сенека / Лев Толстой —

    Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собою.

    — Жан де Лафонтен —

    Способность к самообладанию – главное отличие между человеком и зверем.

    — Герберт Спенсер —

    Кто царствует внутри самого себя и управляет своими страстями, желаниями и опасениями, тот более чем царь.

    — Джон Мильтон –

    Волевые качества, характеризующие самообладание

    Изучение волевых качеств имеет огромное значение для многих видов деятельности: должны учитываться и социальные, и психологические, и психофизиологические факторы. Самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность. Оно связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения и с самоограничением эмоционального реагирования.

    Волевые качества характеризующие самообладаниеСамообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность, т. е. те волевые качества, которые связаны с подавлением отрицательных эмоций, вызывающих нежелательные для человека побуждения. Самообладание связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения, с самоограничением эмоционального реагирования и зависит от соотношения между аффектом и интеллектом.

    Выдержка

    В бытовом сознании это качество отражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Это понимание более конкретно и содержательно, чем научные определения этого качества, даваемые в различных публикациях.

    Выдержка понимается как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость. Выдержка также обнаруживается в подавлении желания съесть то, что запретили врачи, закурить, когда рядом курят другие, если принято решение бросить курить, и т. п. По сути в этом качестве проявляется тормозная функция воли.

    Выдержку нельзя смешивать с эмоциональной невозбудимостью, внутренней невозмутимостью, бесчувственностью.

    На первый взгляд может показаться, что к выдержке следует отнести и терпеливость. Однако это разные волевые проявления. Выдержка связана с подавлением спонтанно возникшей активности, с торможением действия. Терпеливость же, наоборот, связана с волевым поддержанием активности, с мобилизацией энергии для выполнения действия. Несдержанность свидетельствует об отсутствии у человека выдержки. Проявляется в агрессивном поведении.

    Смелость

    Как в быту, так и в психологии смелость определяется многими синонимичными понятиями: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, лихость, удаль, доблесть.

    К. К. Плaтoнoв родовым понятием считал бесстрашие и выделял три его формы: смелость, храбрость и отважность. Смелый человек, по мнению К. К. Плaтoнoва, тот, который выполняет задание, несмотря на то, что знает о его опасности. Храбрость связана с эмоциональным переживанием боевого возбуждения, упоения опасностью. Храброму опасность нравится. А отважным можно быть только достигая общественно значимой цели. Страх у отважного вытеснен чувством долга. Эти формы проявления смелости не относятся к личностным особенностям человека, а отражают его различные состояния и различную значимость целей для самого человека и для общества.

    Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Нравственная оценка смелых поступков зависит от их конкретного социального содержания. Они положительно оцениваются, когда направлены на осуществление справедливых и гуманных целей. В противном случае акты смелости могут быть проявлением отчаяния, бравады, показного фрондерства, анархистского бунтарства, нигилизма и авантюризма.

    Противоположна смелости трусость. Она рассматривается как отрицательное моральное качество, как проявление малодушия и характеризует поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами.

    Рассматривать любое проявление трусости как отрицательное в социальном аспекте, так же как любое проявление смелости - как подвиг, неправомерно. Страх как защитная биологическая реакция организма возникает при оценке человеком наличной или предстоящей ситуации как опасной для здоровья или престижа и является эмоциональным отражением необходимости избежать опасности (К. К. Плaтoнoв). Страх должен возникать у всякого нормального, разумного человека при объективно или субъективно опасной для него ситуации; поэтому бесстрашных, в истинном значении этого слова, людей нет. Совершенно прав был персонаж одной из отечественных кинокомедий, когда отказываясь, как разумный человек, лезть к тиграм в клетку, говорил: «Я не трус, но я боюсь».

    Смелый человек тот, который знает, что впереди есть опасность, и все-таки идет на нее.

    Смелость состоит не в бесстрашии как отсутствии страха, не в отсутствии боязни идти на риск, а в способности человека управлять своим поведением, несмотря на возникший страх. Чем меньшее дезорганизующее влияние будет оказывать страх на качество действий и деятельности человека, тем выше будет уровень проявляемой смелости. Поэтому мы определяем смелость как способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.

    Таким образом, смелость как волевое проявление состоит не в отсутствии страха, а в способности управлять собой, своими действиями и поступками при наличии страха.

    Решительность

    Говоря о решительности, надо сразу подчеркнуть, что она не синоним смелости, как об этом пишется во многих учебниках и словарях. Безусловно, в ряде волевых актов при наличии опасности они проявляются одновременно. И все же решительность и смелость - это два самостоятельных волевых качества.

    Решительность - это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т. е. в ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения.

    Решительность проявляется в двух ситуациях принятия решения: делать - не делать и готов - не готов (когда заведомо известно, что делать надо).

    Для того чтобы доказать, что время принятия решения в значимой ситуации является устойчивой личностной характеристикой, И. П. Петяйкин прокоррелировал этот показатель решительности при выполнении трех различных тестов и получил достоверные связи (на уровне значимости р = 0,05–0,01). Это значит, что если в одной ситуации какие-либо субъекты проявляют большую решительность, чем другие, то и в других ситуациях они будут действовать так же, т. е. тратить меньше времени на принятие решения. Подтверждением того, что решительность, определяемая по времени принятия решения, является постоянной характеристикой личности, служит обнаруженная И. П. Петяйкиным связь этого волевого качества с нейротизмом и типологическими особенностями свойств нервной системы, т. е. с природными задатками.

    Изучение соотношений между смелостью и решительностью (И. П. Петяйкин) не подтвердило бытующее мнение, что смелый всегда решителен. Это особенно отчетливо проявляется в спортивной деятельности, и не случайно в исследовании В. А. Иванникова и Е. В. Эйдемана именно спортсмены в своих представлениях провели различие между этими волевыми качествами.

    В неопасной ситуации связи решительности со смелостью нет: решительными могут быть и боязливые, а нерешительными - смелые.

    Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества)

    Волевые качества характеризующие самообладаниеРеальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения появляются синтетические (вторичные) качества личности, которые напрямую к волевым не отнесешь: самоотверженность, принципиальность, мужество и другие. Часто их называют морально-волевыми качествами личности .

    В нравственно-волевом поведении может проявляться сразу несколько волевых качеств. Иначе говоря, это поведение обусловлено не только нравственностью, но и сочетанием волевых качеств.

    Самостоятельность и инициативность. Самостоятельность - это желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. Частный случай проявления самостоятельности - инициативность (от лат. initiare - начинать). Она выражается в почине, т. е. в таких действиях отдельных людей или групп, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. Стремление к инициативе, ставшее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превращается в инициативность, предприимчивость. В моральном плане она характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за предлагаемое действие (недаром, имея в виду проявление человеком инициативности, говорят: «взял на себя смелость»). Поэтому инициативность, являющаяся, в принципе, мотивационным качеством, может рассматриваться и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе.

    Дисциплинированность и организованность. Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведенного порядка, выдержанность (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Следовательно, дисциплинированность имеет моральную окраску и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения. В проявлении дисциплинированности может быть выражен и интеллектуальный компонент, когда решение принимается рационально, на основе отработанных правил разрешения ситуации морального выбора. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность людей и функционирование социальных организаций. Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами. Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. В своей высшей форме развития дисциплинированность становится привычкой. Чрезмерно жесткая дисциплина приводит к ригидности поведения. Человек утрачивает творческую инициативу, а группа - необходимую гибкость поведения.

    Организованность. Ряд авторов рассматривают организованность как самостоятельное волевое качество. Н. Д. Левитов писал, что организованный человек умеет подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Такой человек, с его точки зрения, должен обладать выдержкой и самоконтролем, он не идет ни на какие соблазны, отвлекающие от дела. Организованность связана и с дисциплинированностью, с планированием своих действий и продумыванием того, какие средства нужны для достижения цели. Учитывая все это, можно считать удачным определение организованности, данное В. К. Калиным: он охарактеризовал ее как умение и способность личности к такому упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность деятельности. В процессе этого упорядочивания часто приходится неоднократно проявлять различные волевые качества.

    Старательность (усердие) и энергичность. Старательность - это стремление выполнить какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание человека выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т. п. С другой стороны, в старательности присутствует и волевой момент: человек сосредоточивается на работе, прилагает волевые усилия, преодолевает встречающиеся трудности.

    Принципиальность. Принципиальным (от лат. principium - основание, первоначало) считается человек, твердо (строго) и осознанно придерживающийся каких-то принципов, т. е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, и последовательно проводящий эти принципы, идеи в жизнь. Базой для такой твердости взглядов и убеждений может быть как уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного заведенного порядка, так и большая ригидность сформированных у человека социальных установок, нравственных принципов. Проявление принципиальности приобретает характер волевого поступка в том случае, когда отстаивание своих принципов грозит человеку какими-то осложнениями, неприятностями. Отступление в этом случае от своих убеждений ради корысти, получения выгоды, избегания неприятностей говорит о беспринципности человека. Выражением беспринципности является конформизм как разновидность приспособленчества.

    Таким образом, все перечисленные так называемые волевые качества служат по существу обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором трудно разграничить проявления, с одной стороны, различных волевых качеств, а с другой стороны, волевых и нравственных качеств. Это характеристики, синтезирующие и то и другое.

    Изложенное выше показывает, что вряд ли правомерно давать обобщенную характеристику силы воли человека (волевой - неволевой). Экспериментально доказано, что проявление одних волевых качеств не предполагает наличие других и не влечет за собой их проявления. Так, при сопоставлении проявлений терпеливости и настойчивости был сделан вывод, что эти качества могут находиться даже во взаимоисключающих отношениях.

    Изучение волевых качеств имеет огромное значение для многих видов деятельности. Необходимо строить прогноз об успешности волевого регулирования деятельности, исходя из специфики условий этой деятельности, предъявляющих требования к конкретным волевым проявлениям. Кроме того, необходимо учитывать степень сформированности у данного человека установок, имеющих общественную направленность. Не случайно в условиях командной борьбы тренеры заявляют в команду часто не самого сильного спортсмена, а «командника», более успешно выступающего за команду, чем в личных соревнованиях.

    Таким образом, решение проблемы силы воли связано с многоплановыми исследованиями: должны учитываться и социальные, и психологические, и психофизиологические факторы. Для разных волевых проявлений значимость этих факторов может быть различной. Настойчивость, например, больше всего определяется социальными факторами, устойчивостью мотивационной установки. В проявлении смелости в повседневной жизни большая роль принадлежит психофизиологическим факторам, в том числе типологическим особенностям свойств нервной системы. Только комплексный подход позволит прогнозировать проявление личностью волевых усилий в определенных ситуациях. Чем точнее будет прогнозироваться развитие волевой сферы человека, тем большей будет уверенность в надежности его деятельности.