Общие признаки папиллярных узоров. Способы фиксации и изъятия следов рук. §7.Описание огнестрельного оружия

Раздел трасологии, изучающий следы рук, традиционно называется дактилоскопией (от греч. daktilos — палец, skopeo — рассмотрение).

Дактилоскопия — отрасль криминалистической техники, изучающая строение кожных узоров на пальцах рук человека для использования их следов в целях отождествления, регистрации и розыска преступников.

Скульптор подчеркнул, что, развивая лицо композитора, он вдохновил посмертные маски и дагерротип Биссона. Он хотел напомнить себе, что музыкант все время боролся со своей болезнью, которую нужно было отпечатать на его лице. Шопен Новаковский - старик с выраженными морщинами и усталым взглядом. Бремя, которое несет художник, никоим образом не переводится в формирование бюста бюста. Автор сузил свой туловище до узкого, покрывая только лоскуты пальто, которые оказались в тонкой поддержке. В результате работа, видимая со стороны, кажется, левитирует над призматическим пьедесталом из гранита.

Она включает также пальмоскопию и плантоскопию, изучающие узоры ладоней рук и стоп ног человека. В последние годы начала формироваться криминалистическая дерматоглифика (наука, которая занимается изучением признаков узоров на коже ладонной стороны кистей и стоп человека), в которой дактилоскопия стала одной из основных частей. Рельеф кожного покрова неодинаков. На ладонях (ступнях ног) кроме валикообразных выступов, называемых папиллярными линиями и разделенных бороздками, есть флексорные (сгибательные) линии, морщины и складки (белые линии), а также поры. Наиболее значимы папиллярные линии и поры, имеющие различную форму и расположенные на разном расстоянии одна от другой и от краев папиллярных линий. Эти линии на ладонях и ногтевых фалангах пальцев обладают достаточно сложным и разнообразным строением (рис. 9.2).

В массивной скульптуре изображен композитор, завернутый в плащ, прижатый правой рукой к груди. На передней стороне Чопена худощавое и задумчивое лицо течет длинные пышные волосы. Полукрытые веки персонажа и жест, предлагающие защиту от холода, напоминают некоторые изображения Шопена, созданные Людвикой Нитховой, чей Густа Земла был учеником.

Работа выразительна, полна эмоций, типична для других произведений. Уругвайский памятник финансировался Министерством культуры и искусства и Фондом Яна Кобыланского. Автор, Ян Куч, еще раз со времени проекта в Душниках, столкнулся с задачей представить композитора. Планы по сооружению памятника относятся к началу восьмидесятых годов. Мария Здуняк из Академии музыки. Кароль Липиньски и преемник Войцех Дзедушицки, президент Общества Вроцлава.

1 — флексорные линии ладони;
2 — флексорные линии пальцев;
3 — мелкие складки кожи — морщины;
4 — папиллярные линии ногтевых фаланг пальцев;
5 — папиллярные линии средних и основных фаланг пальцев;
6, 7 — папиллярные линии отдельных участков ладони.

Рис. 9.2. Элементы рельефа кожи на ладонной поверхности кисти руки

В статуе изображен хорошо одетый композитор, сидящий на большом стуле. У музыканта полузакрытые веки и, похоже, что-то придумали. Хотя большинство зрителей не хватает определенной детали, пианисты не сомневаются: Шопен из памятника Кучи выполняет работу в воображении. Расположение рук, особенно настройка пальцев правой руки, характерно для ситуации, когда пианист вдали от инструмента делает невидимую клавиатуру на каждой поверхности, с которой сталкиваются его пальцы.

Руки Шопена из памятника Вроцлаву напоминают настоящие руки композитора. Поэтому, вероятно, Куч изучил актеры, сделанные Клезингер. Отзывы прессы о памятнике не были благоприятными. Реалистичное представление о силуэте композитора казалось анахроничным в современном метасимолярном мире. Однако предложение Куча не следует рассматривать более широко и признать его парадоксальным как проявление современности. Почти сегодня тенденция выражать все через дегуманизированный знак постепенно становится обычным явлением и обыденностью, что возвращение к традициям и реализму представляется как новый и откровенный акт.

Основные свойства папиллярного узора — это индивидуальность, устойчивость и восстанавливаемость.

Индивидуальность состоит в том, что каждый человек имеет рисунок узора, свойственный только ему. Это обусловлено особенностями анатомического строения и биологических функций кожи, а также генетическим своеобразием человека. Даже у однояйцовых близнецов совокупность деталей кожных узоров никогда не повторяется. Более чем за 100 лет в мировой практике дактилоскопирования не выявлено ни одного случая совпадения всех деталей кожного узора у разных людей. Детали не повторяются и на разных пальцах у одного человека.

Самая высокая статуя Фредерика Шопена была возведена в Шанхае. Инициаторами проекта были Марек Драуновски из Международной федерации Шопена в Варшаве и китайский предприниматель с польским гражданством Юй Цзянером. Открытие памятника сопровождалось необыкновенным музыкальным событием: концерт, который исполнялся на семидесятых фортепиано одновременно.

Работа выполнена так, чтобы напоминать кубически обработанную иву. С его короны появляется голова Шопена, поклонившаяся закрытыми глазами. Легко узнать, где вдохновляет китайский художник: ее проект представляет собой иллюзию, напоминающую один из снимков Шопена, высеченный Анджей Рене. В принципе, если бы была снята нижняя часть резни в Шанхае, можно было подумать, что это была расширенная работа польского скульптора. Статуя Лу Пин также имеет много общего с проектом Бронислава Кубицы. В лондонском памятнике вертикализм определяется оценочной картой в Шанхае - таинственной структурой кубоида.

Устойчивость означает, что папиллярные линии появляются на третьем-четвертом месяцах внутриутробного развития человека и сохраняются вплоть до полного гнилостного разложения кожи. С ростом организма изменяются только размерные характеристики, но не сами узоры.

Восстанавливаемость гарантирует полное возобновление узора в случае повреждения верхнего слоя кожи (эпидермиса). При глубокой травме дермы (собственно кожи) образуются шрамы или рубцы, которые даже увеличивают количество индивидуализирующих признаков.

Некоторые из них, как бы отделенные от структуры, были помещены вокруг основной части работы. В результате композиция напоминает мегалитическую структуру, особенно хорошо представленную в парковой среде. Элегантно одетый Шопен сидит на краю кресла перед сказочным сказочным инструментом с партитурой на столе. Перед вами молодая девушка, которая внимательно слушает игру мастера. Гибкие линии, преобладающие в композиции, отражают отделение, и эти ассоциации укрепляют взгляд на органическую структуру нереального инструмента.

Памятник стоял в Ботаническом саду, в непосредственной близости от концертных снарядов. Его открытие совпало с основанием Сингапурского общества Шопена. Невозможно перечислить все памятники и более интимные скульптуры, посвященные Фридерику Шопена. Власти и общины почти каждого польского города приняли в качестве почетного звания выставку даже скромного бюста композитора, в то время как в мире памятники Шопена были возведены по инициативе польских организаций.

Важной характеристикой кожного покрова является способность отображаться на тех предметах, которых касался человек. Образование отпечатков пальцев, ладоней, стоп происходит независимо от воли и желания человека, поскольку обусловлено физиологическими свойствами кожи: ее поверхность всегда покрыта потожировыми выделениями, которые и прилипают к следовоспринимающим поверхностям.

Много новых работ было создано в связи с празднованием Года Шопена. Другие работы были разработаны специально для юбилея. В полном выражении бюста самый яркий, даже радикальный элемент прижимается к груди рук. Отсутствие оружия создает впечатление, что ладони отделены от тела или вовсе не принадлежат композитору. Как и во многих других проектах епископа, руки - как отдельные сущности - выполняют символическую функцию: они являются выражением страданий и мольбы.

Почти трехметровая бронзовая скульптура изображает композитора на легком фоне, одетых в плащ. Скульптор - Юзеф Новак, который много лет живет и работает в Баварии. Интересно, что модель, из которой была сделана броска памятника, возникла из ствола тополя, который был обработан художником только с помощью топора и цепной пилы. Творческий процесс рассматривался общественностью как тип исполнения или действия-скульптуры.

К настоящему времени открыто около 30 аминокислот, присутствующих в потожировом веществе. Их набор для каждого человека индивидуален, а кроме того, их соотношения у конкретного индивида отличаются заметным своеобразием. Именно на этом и построена методика идентификации человека по аминокислотному составу его потожирового вещества. Более того, его биохимические исследования позволяют получить сведения о группе крови, половой принадлежности, некоторых заболеваниях организма, особенно связанных с иммунной системой, принимаемых лекарствах, наркотиках, привычной пище и др.

Как правило, после скульптуры разрушаются скульптурные модели. На этот раз, однако, деревянный прототип отправился в представительное здание Этюда, рядом с усадьбой в Желазове Воле. Среди прочих были спонсоры произведений Шопена. Галина и Мирослав Пеньковски, брак, который финансировал ранее обсуждавшийся монумент Шопена в Сингапуре.

Бюст Сташицы был разработан Славомиром Мишке. Скульптура в романтическом, выразительном стиле несет гранитный пьедестал с памятной надписью. Рядом с ним стояла скамейка с сиденьем в форме рояля. Скульптура, сочетающая лицо композитора с силуэтом летающей птицы, была спроектирована Кшиштофом Беднарским. Памятник очень впечатляет ночью, когда на него падают световые лучи синего света. Там была скамейка, край которой был сделан из бронзы, фигуры композитора. Автор, Адам Мияк, восхищается своими прохожими.

Папиллярные узоры ногтевых фаланг пальцев формируются тремя потоками папилляров: линиями центра, периферическими и базисными. Часть узора, в которой эти потоки соприкасаются, образует характерный участок, называемый дельтой, так как он похож на эту букву греческого алфавита (рис. 9.3).

Сопот украсит интересную, основанную на далеких, но точных ассоциациях - проект Владислава Луховского. Черный, конечно, воплощает Джорджа Санда, а белый - Фредерика Шопена. Автор проекта рассчитывает на его реализацию в пятидесяти разных странах. Скульптуры будут отличаться по размеру и материалу, из которого они будут сделаны.

Классификация папиллярного рисунка 11 Типы папиллярных рисунков 11 Характеристические детали папиллярного рисунка 13 Дактилоскопический идентификационный процесс 14 Автоматические системы идентификации отпечатков пальцев и отпечатков пальцев 15 Библиография.

Рис. 9.3. Потоки папиллярного узора на ногтевой фаланге пальца

Папиллярные узоры ногтевых фаланг пальцев подразделяются на типы и виды в зависимости от рисунка их центра. По этому основанию различают три типа узоров: дуговые, петлевые и завитковые (рис. 9.4).

Здесь мы говорим о преступлениях против человека. Изучаются принципы идентификации и способы применения судебной фотографии к потребностям органов уголовного преследования. повышение. идентифицируя людей и трупы после внешних признаков или после обломков кости. признание. Судебная методология изучает технические средства и тактические методы, используемые для расследования групп преступлений, которые представляют более высокую степень социальной опасности. экспертиза. Судебная техника касается технических средств, используемых органами уголовного преследования и экспертами для обнаружения.

Рис. 9.4. Типы папиллярных узоров пальцев рук

Наиболее распространены петлевые узоры: 65% общего количества. Завитковых узоров — около 30%, а дуговых — примерно 5%. Каждый тип узора имеет разновидности в зависимости от особенностей строения центральной части. Так, дуговые узоры могут быть простыми, шатровыми и др. (рис. 9.5).


Криминология имеет свой собственный объект исследования и конкретные методы исследования. методы и тактические процедуры, необходимые для обнаружения и расследования правонарушений и тех, кто их совершил. давая и беря взятки. Он разрабатывает методы расследования следов правонарушения: следы рук. имеет широкое значение. 3. Криминология разрабатывает тактические методы и процедуры для прослушивания лиц, участвующих в преступлении. Мы можем определить криминалистику как науку, которая развивает и использует технические средства. основанных на методах и средствах, характерных для групп правонарушений и категорий правонарушителей. голографии. злоупотребления государственной и частной собственностью. исследования на месте.

Петлевые узоры различают по направлению ножек петли и строению последней. По направлению ножек петлевые узоры делятся на радиальные (ножки петли обращены в сторону большого пальца) и ульнарные (ножки петли обращены в сторону мизинца). В зависимости от строения петли узоры бывают простыми, половинчатыми, изогнутыми, замкнутыми и др. (рис. 9.6).

Судебная тактика связана с изучением тактических методов, используемых для прослушивания лиц, участвующих в уголовном процессе, и процедур проведения определенных видов деятельности, характерных для органов уголовного преследования: составления и проверки версий. а также предотвращение антисоциальных фактов. Криминалистика защищает преступность деятельностью, организованной судебными органами. и иногда. фиксации и интерпретации следов и материальных средств доказательства.

Сначала судебный врач делал все, и полицейским было поручено небольшое количество обязанностей. Понятие следа в судебной экспертизе охватывает гораздо более широкую сферу, чем понятие преступления. Ссылка на химию. наркотики. Признано, что существует даже автономная научная трахеология. лифтинг и заглавные следы. из дробовика. В тактике, используемой судебной экспертизой для повиновения или обыска. Криминология использует результаты исследований физики в таких областях, как фото суда или лазерные эффекты, изучает всю активность открытия. 4.


Завитковые узоры бывают простыми — круговыми, овальными, спиралевидными (сложная спираль, двойная спираль); однородными и разнородными — и сложными (рис. 9.7(а), 9.7(б)).

Исследование трассировки является самой важной темой судебно-медицинских исследований. мы сначала используем судебные знания, чтобы выяснить, кто является автором преступления. показательны. Химия предоставляет необходимые средства для в связи с вкладом законодателей в развитие судебной экспертизы. Физическое соединение. фиксации и отслеживания. Эти две науки имеют автономию и объект собственных исследований, но они встречаются в общей области, а именно в деятельности по предупреждению преступности. то мы используем знания криминологии, чтобы выяснить причины, которые определяют условия, благоприятствующие или способствующие совершению действия. что некоторые факты не могут быть исследованы без помощи судебного врача.

Рис. 9.7(а). Простые завитковые узоры


Рис. 9.7(б). Сложные завитковые узоры

В дуговом узоре обычно отсутствует дельта, так как он образован всего двумя потоками. В петлевом узоре есть одна, а в завитковом две дельты и более. По этому признаку (количеству дельт) различать узоры проще всего.

Следы преступления - следы человека в ходе совершения определенных действий, предусмотренных уголовным законодательством. лекарства и другие органические и неорганические вещества, необходимые для обнаружения и доказательства преступной деятельности. Между двумя науками существуют особые отношения. транспортных средств. мы применяем знания общей психологии и судебной психологии, чтобы знать, как обращаться с каждым человеком, исследуемым в соответствии с его психической структурой. Когда мы начнем исследование дела. но с разных ракурсов.

Типы и виды папиллярных узоров, размеры папиллярных линий, степень их изогнутости, абрис флексорных и белых линий — это общие признаки.

Частными признаками папиллярного узора, используемыми для индивидуальной идентификации, служат отдельные особенности в строении каждой конкретной папиллярной линии, ее мелкие морфологические отличия детали. К ним относятся глазки, островки, крючки, мостики, обрывки, раздвоения (вилки), начало линий, шрамы, поры, разрывы, изгибы, утолщения, особенности дельт, точки, слияния папиллярных линий и их фрагменты (рис. 9.8).

Рис. 9.8. Детали строения папиллярного узора

Механизм образования следов рук и способы их обнаружения

Следы рук бывают поверхностными и объемными, видимыми, слабовидимыми и невидимыми, статическими и динамическими. Слабовидимые следы — это следы чистых рук, отобразившиеся на материале, не впитывающем потожировое вещество. Невидимые следы остаются на объектах, поверхность которых поглощает пот и жир (бумага, ткань, кожа, картон, фанера и т.п.).

В следственной и экспертной практике чаще других применяются следующие способы обнаружения следов рук:

1) визуальные;

2) физические;

3) химические.

К визуальным относится обнаружение следов при помощи лупы, при косонаправленном освещении и на просвет. Это наиболее оптимальные способы, позволяющие сохранить следы в их первоначальном состоянии.

Физические способы основаны на свойстве потожировых выделений удерживать прилипшие к ним частицы. Порошки, используемые для работы с маловидимыми (слабовидимыми) и невидимыми следами рук, должны быть мелкими, сухими и контрастными по цвету с той поверхностью, на которой выявляются следы. Наиболее распространены такие белые порошки, как окись цинка, алюминиевая пудра, канифоль. Черными являются порошки окисей меди и свинца, железа, восстановленного водородом, графита, сажи. Порошкам восстановленного железа придаются различные цветовые оттенки, им присваиваются названия самоцветных камней: топаз, рубин, сапфир.

На обследуемую поверхность порошки наносятся специальной кистью флейц, изготовленной из очень мягкого беличьего или колонкового волоса. Применяются также аэрозольные распылители дактилоскопических порошков. Порошки восстановленного железа наносятся с помощью магнитной кисти.

Обработка следов парами йода основана на свойстве адгезии его мельчайших частиц с потожировым веществом. Достоинство этого способа — следы можно подвергнуть неоднократной обработке, а недостатки — быстрое исчезновение следов, их переход в невидимое состояние. Пары йода образуются в йодных трубках, снабженных резиновой грушей, или в химической посуде, в которой подогревается кристаллический йод. Такое окуривание целесообразно использовать тогда, когда предстоит обнаружение невидимых следов рук на больших поверхностях. Яркое (желто-оранжевое) окрашивание следов позволяет установить их локализацию. Затем следы обрабатываются порошком восстановленного железа. Закрепляют следы, выявленные парами йода, посредством копирования на йодокрахмальные или йододикстриновые пленки. Если следы рук оставлены на многоцветной поверхности, их необходимо обработать люминесцирующими порошками, а затем осмотреть в ультрафиолетовых лучах. Люминесцирующие порошки приготавливаются из силицилового натрия, крахмала, сульфида цинка или кристаллической камфоры.

Химические способы обнаружения невидимых следов рук — это обработка следовоспринимающей поверхности веществами, вступающими в реакцию с потожировыми выделениями и окрашивающими следы. Обрабатывать химическими реактивами лучше те поверхности, которые впитывают их жидкую составляющую.

Химические реактивы, используемые для выявления следов рук, — это 1,5 — 2%-ный раствор нингидрина или аллоксана в ацетоне, а также спиртовой раствор азотнокислого серебра. Реактив нужно напылять на поверхность при помощи пульверизатора или в крайнем случае наносить ватным тампоном. Реакция окрашивания следов протекает небыстро. Для ее ускорения поверхность, пропитанную нингидрином, нужно подогреть, а пропитанную азотнокислым серебром — выставить на дневной свет.

Сравнительно свежие следы рук удается выявить физическими способами, а более старые — с применением химических реактивов.

Дактилоскопические исследования позволяют решить ряд задач, существенных для расследования :

— выявить из числа подозреваемых виновное лицо;

— установить личность преступника при помощи картотек;

— констатировать факт совершения нескольких преступлений одним субъектом;

— обнаружить некоторые важные обстоятельства расследуемого преступления;

— идентифицировать личность преступника.

Назначая дактилоскопическую экспертизу, требуется предоставить эксперту сравнительные материалы: дактилокарты или чистые листы бумаги, на которых зафиксированы ногтевые фаланги пальцев рук всех подозреваемых, а также объекты со следами рук (их копии), изъятые с места происшествия (рис. 9.9). Иногда необходимо представить эксперту еще и отпечатки ладоней (ступней ног), так как следы на месте происшествия могут быть оставлены и ладонями (босыми ногами).


Характеристика следов человека. Следы рук. При раскрытии и расследовании преступлений следы рук обнаруживаются и используются чаще, чем другие следы. Это объясняется тем, что при совершении многих преступлений невозможно избежать прикосновения к различным предметам. Кроме того, в силу специфических свойств следы рук легко остаются на месте происшествия и обычно без особых сложностей могут быть обнаружены и изъяты. Их криминалистическое значение определяется еще и тем, что они содержат признаки, по которым может быть непосредственно идентифицирован конкретный оставивший их человек. В отличие от этого при идентификации по следам других объектов (обуви, орудий взлома, транспортных средств) предстоит еще установить лицо, которое их использовало.

Следы рук отражают морфологические особенности ладонной поверхности (форма, размеры, рельеф, микрорельеф, взаимное расположение деталей узоров). Они состоят: 1) из флексорных (сгибательных) линий, образующихся от крупных складок кожи в местах сгиба фаланг пальцев и ладони; 2) белых линии от мелких складок кожи (морщин); 3) отображений папиллярных линий; 4) пор; 5) рубцов, шрамов. Флексорные и белые линии обычно имеют вспомогательное"идентификационное значение, однако различные микродетали – выступы, впадины по краям флексорных линий вполне пригодны и для обоснования вывода о тождестве конкретного лица.

Папиллярпые линии располагаются по всей ладонной поверхности. Они разделяются очень мелкими по ширине и глубине бороздками, изгибаются, образуя сложные построения и различной формы узоры. Наибольшую трасологическую ценность имеют папиллярные линии и узоры, расположенные на ногтевых фалангах пальцев рук. Их изучением в целях идентификации и криминалистической регистрации занимается специальный раздел трасологии, именуемый дактилоскопией (от греческого daktilos – палец и skopeo – смотрю, что в буквальном переводе означает пальцерассмотрение). Изучение ладонной поверхности носит название пальмоскопия (от латинского palma – ладонь и греческого skopeo – смотрю).

Направление дактилоскопии, занимающееся исследованием формы и расположения пор, именуется пороскопией (от греческого poros – отверстие и skopeo – смотрю). Изучением особенностей ребер (краев) линий и узоров занимается раздел дактилоскопии, именуемый эджескопией (от английского edge – край, граница и греческого skopeo – смотрю).

Папиллярные узоры обладают следующими основными свойствами: индивидуальностью, относительной устойчивостью, удобством для классификации, а потожировое вещество, находящееся на ладонной поверхности рук, прилипаемостью.. Эти свойства предопределяются анатомо-физиологическим строением кожи на ладонях рук, а также на подошвах ног, где также имеются папиллярные линии и узоры. Кожа состоит из наружного слоя – справа – сосочки (после удаления верхнего слоя) эпидермиса, (надкожицы) и внутреннего – дермы (собственно кожи). В верхней части дермы располагаются конусообразные возвышения-сосочки (от латинского papilla – сосок, отсюда и название «папиллярные» линии), между которыми проходят протоки потовых желез, заканчивающиеся порами. Над сосочковым слоем, повторяя его рисунок, уже в эпидермисе располагаются своеобразные возвышения в виде гребешков – папиллярных линий.

Индивидуальность, т.е. неповторимость папиллярных узоров означает, что среди всех живущих на земле людей нет кого-либо с одинаковыми пальцевыми узорами. Это доказано многолетними криминалистическими наблюдениями и математическими расчетами. Считается, что вероятность совпадения папиллярных узоров составляет 1:10010. Комбинации папиллярных линий неповторимы не только у разных людей, но и на пальцах одного человека. Даже у однояйцевых близнецов при возможном совпадении общих типов узоров их детали не совпадают. Индивидуальность папиллярных узоров выражается еще в неповторимости формы и расположения пор, а также и в неповторимой конфигурации их ребер (краев), которые могут иметь выпуклую, вогнутую и иную форму.

Относительная устойчивость (неизменяемость) папиллярных узоров обусловлена тем, что они остаются неизменными на протяжении всей жизни человека, начиная с его внутриутробного периода развития, и сохраняются некоторый период времени после его смерти.

Восстанавливаемость папиллярных узоров состоит в способности эпидермиса, т.е. надкожицы приобретать прежний вид после различных поверхностных повреждений (порезов, ожогов). В случае повреждений дермы, затрагивающих сосочковый слой, на коже образуются шрамы, рубцы, которые своим наличием еще более индивидуализируют след.

Прилипаемость, адгезивность (от латинского adhaesio – прилипание) потожирового вещества к различным поверхностям обусловлена качественным составом пота и жира. Находящееся на ладонной части руки потожировое вещество переходит на предмет, копируя папиллярные узоры и другие детали микрорельефа руки. В состав пота входят многие компоненты: хлор, натрий, калий, медь, аминокислоты, липиды и др. Пот выделяется через поры. Жировое вещество содержит жирные кислоты, глицерин, холестерин и т.д. и вырабатывается сальными железами, которых нет на ладонной поверхности. Жировое вещество попадает на ладонь с других частей тела (тыльной поверхности руки, лица, шеи и т.д.) и, смешиваясь с потом, обеспечивает впоследствии прилипаемость к следу частиц различных порошков, используемых при выявлении следов рук.

Основы классификации папиллярных узоров. Папиллярные узоры подразделяются на три основных типа: дуговые, петлевые, завитковые.

В дуговых узорах папиллярные линии расположены поперек подушечки пальца, изгибаются в средней его части в виде дуги, которая своей вершиной обращена в сторону кончика пальца. Это наиболее простые узоры и встречаются приблизительно у 5% людей.

Петлевые узоры образуются не менее, чем тремя потоками линий. Основной поток линий идет с одной стороны пальца, изгибается в виде петли и затем возвращается на ту же сторону. Изогнутая часть петли называется головкой, а нижние концы ее линий – ножкой. Нижний и верхний потоки линий охватывают центральную часть узора. В нижней части узора, где эти потоки расходятся, у петли образуется дельта*. Петлевые узоры имеют одну дельту. Они наиболее распространены и встречаются у около 65% людей. Петлевые узоры подразделяются на радиальные (если ножка петли расположена в сторону большого пальца) и ульнарные (при расположении ножки петли в сторону мизинца).

*Эта деталь узора получила свое название по сходству с буквой греческого алфавита – дельтой – А.

Завитковые узоры являются наиболее сложными по строению. Они встречаются приблизительно в 30% случаев. Центральная часть такого узора может иметь различную конфигурацию в виде элипса, завитка, петли, круга и т.п. Нижний и верхний потоки папиллярных линий охватывают полностью центральную часть и проходят с одного края пальца к другому, образуя две дельты (см. рис. 19).

Рис. 19. Типы узоров: дуговой, в левой части узора имеется рубец (2), петлевой (2), завитковый (3).

Классификация папиллярных линий позволила построить десяти-, пяти- и однопальцевую дактилоскопические системы регистрации лиц, совершивших преступления**. При идентификации лиц по их пальцевым следам учитывается: во-первых, совпадение общих признаков (тип узора, его разновидность, направление потоков линий, расположение центра и дельты); во-вторых, различные, множественные частные признаки (детали), к которым относятся: начало и конец линий, точки, «мостики», «крючки», обрывки и т.д. (см. рис. 20).

**Подробнее об этом см. гл. 16.

Виды пальцевых следов, их сохраняемость, методы и способы выявления и фиксации. Пальцевые следы подразделяются на объемные и поверхностные. Объемные следы возникают при прикосновении пальцев к пластическим поверхностям – пластилину, замазке, маслу, воску и т.п. Поверхностные следы-отслоения образуются при прикосновении руки к поверхности, покрытой слоем пыли, тонким слоем какого-либо порошкообразного вещества, либо к свежеокрашенной поверхности.

Поверхностные следы-наслоения формируются за счет потожирового вещества. Они бывают невидимыми (например, на бумаге), слабовидимыми (например, на стекле, кафеле такие следы можно обнаружить на просвет либо при косопадающем освещении). Видимые следы чаще всего бывают окрашенными, когда пальцы были запачканы какими-либо жирами, мелом, кровью и т.п. Качество и четкость следа зависят также от силы нажима и характера следовоспринимающей поверхности. При сильном нажиме отображения папиллярных линий смыкаются, детали и узор становятся трудноразличимыми и непригодными для идентификации. Наиболее качественные следы формируются на гладких, непористых, твердых предметах (фарфор, стекло, кафель, полированное дерево, пластмасса и т.п.).

Рис. 20. Частные признаки (детали) папиллярных линий; короткая линия и точки (1), перерыв (2), соединение линий (3), окончпние линий (4), глазок (5), разветвление линий (в), крючок (7), мостик (8), встречное положение пппппиярных линий (9), обрывок, особенности строения дельты (11)

Сохраняемость пальцевых следов. Относительно недолго сохраняются пальцевые следы на пористых материалах: картоне, газетной бумаге, фанере. В течение 1–2 дней, а иногда 10-12 часов потожировое вещество впитывается в такие материалы и расплывается в размытое, не имеющее каких-либо деталей пятно. Поэтому при поиске следов подобные предметы должны быть исследованы в первую очередь.