Для чего нужно играть в шахматы. Шахматы учат важности планирования. Шахматы улучшают детское познание

День добрый, дорогой друг!

Полагаю, сомнения в том, развивают ли шахматы мозги и мышление, — вряд ли возникают у большинства людей. Вопрос скорее в другом: каким образом это происходит и какие аспекты мышления развиваются. Об этом и поговорим сегодня.

Немецкий философ Георг Клаус писал:

«Логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели по учебникам. Человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при других способах обучения»

Учебники и обучение тоже нужны. Однако интерес и эмоциональная активность ускоряют развитие.

Отдавая должное мудрости философа, отмечу, что развитие логики далеко не единственный аспект мышления, который развивается при занятиях шахматами. Я не философ, но позволю себе дополнить Клауса.

Навык обобщения

Уже на первых порах приобщения к шахматам, новичек быстро осознает, что одного желания недостаточно. Выясняется, что выигрывающие комбинации возникают не на пустом месте, а после тщательной подготовки .

Выбор решения требует самостоятельности в использовании уже имеющихся знаний.

Занятия с детьми 5-7 лет показывают, что уже через 4 месяца они находили типичные комбинации в позициях с различным расположением фигур.


То есть, не осознавая того, дети используют сравнительный и логический анализ. Появляется способность к обобщению и выделению главного, ключевого аспекта ситуации.

А это уже серьезный навык, более чем востребованный в предстоящей жизни.

Смысловая память

Бытует неправильное мнение, что шахматист оперирует точным запоминанием позиций и вариантов. Это не так. У шахматистов превалирует логическое, смысловое запоминание.

Часто спрашивают: как шахматист, играющий вслепую на нескольких досках, может держать в уме ход борьбы в нескольких партиях, да еще не глядя на доску? Это проявление сверхспособностей?

Никакого волшебства здесь нет. Просто шахматист запоминает по особому, избирательно: не столько точную позицию, сколько логическую картину партии.

Если у сеансера «украть» пешку или фигуру, он заметит это не потому, что помнит «фото» позиции. А потому, что существенно меняется его оценка позиции до и после пропажи. Он обнаруживает трудности в реализации ранее намеченного плана и тогда начинается «разборка».


Шахматы развивают и механическую память, однако в большей степени логическую, смысловую.

Внимание, концентрация

Последовательной игрой можно привести партию к выигрышному положению, но стоит ослабить внимание, как с трудом добытое преимущество может моментально сойти на нет. Шахматы формируют способность к длительной концентрации внимания.

А также важную для жизни способность распределять внимание, вовремя переключать его на более важные участки и объекты .

Известный педагог Н.Греков показывал, как резкое уменьшение рассеянности у детей совпадает с началом серьезных занятий шахматами.

Дисциплина мышления

Шахматы наглядно демонстрируют последствия нерационального использование времени.

Длительные сомнения и откладывание «на потом» противопоказаны. Так же как и торопливость.

Шахматист должен управлять своим временем, — распределять и отмеривать соответственно ходу борьбы и ситуации.

Здесь и сейчас

В жизни мы нередко оглядываемся назад тогда, когда в этом нет особого смысла. Мысли типа «Надо было…» возникают автоматически.


Человек уже в новой ситуации переживает решения прошлого.

Шахматы быстро излечивают от подобных бесперспективных сетований . Шахматист за игрой прекрасно понимает, что ход уже сделан, прошлого не вернешь и сожаления бесполезны. Да и времени на это нет.

Прогнозирование

Во время партии происходит постоянное сопоставление своих расчетов в возможными действиями противника. То есть процесс прогнозирования динамический, – связанный с имитацией мыслей действий соперника и анализом собственных рассуждений.

По сути партия, – тренажер навыков сценарного планирования и прогнозирования.

Интуиция

Многие позиции, возникающие в игре не имеют точного, единственно верного решения.

Поэтому шахматист часто делает выбор интуитивно, опираясь не на математическую, а на вероятностную оценку.

Это важное качество в жизни. Часто люди проявляют нерешительность из-за того, что трудно просчитать последствия, а доверять интуиции они не привыкли. И упускают благоприятные возможности.


Интуицию иногда называют внезапным постижением истины. Однако эти озарения в шахматах (и в жизни тоже) возникают не на пустом месте. В основе интуиции всегда ранее накопленный опыт и знания.

Ключевая способность, характеризующая творческое мышление, — способность к самостоятельному переносу знаний и умений в новую ситуацию.

Все эти качества формируются в процессе занятий шахматами и как показывают исследования, заметно выражены у шахматистов.

Тренажер ценных навыков

В шахматах, в отличие от многих видов реальной деятельности, — более высокая концентрация проблемных ситуаций. Практический каждый ход – решение такой ситуации.

Шахматы – своеобразный тренажер интеллектуальных творческих способностей.

Ну и как любой процесс тренировки лучше проводить под руководством компетентного специалиста и не абы как, а по определенной стройной системе.


Для этого все уже есть и далеко ходить не надо. Школа «Шахматы с Жориком» в одном клике от вас. И это моя рекомендация, о которой уже не раз.

Обучайтесь шахматам сами, обучайте своего ребенка. Сопутствующие результаты в плане интеллектуального развития, — вас приятно удивят.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Шахматы сыграли значительную роль в развитии многих известных теперь ученых, политиков, философов, художников и музыкантов. Их свойство синхронизировать полушария мозга, способствуя его гармоничному развитию, фактически бесценно. Во время игры используется и абстрактное, и логическое мышление. За логическую составляющая отвечает левое полушарие, за «проигрывание» вариантов и моделирование глобальной ситуации на доске отвечает правое полушарие. Мнемоническая составляющая тоже очень важна, так как игроки используют и кратковременную, и долговременную память, оперируя цифровой, визуальной и цветовой информацией.

Важное умение прогнозировать события, просчитывать варианты и исходы, совершать значимые ходы и принимать быстрые решения – все эти навыки получает шахматист. Чем раньше человек начинает играть в , тем большее влияние они оказывают на его развитие как в личностном, так и в интеллектуальном плане. Шахматы развивают мышление ребенка, улучшают концентрацию и память. К тому же они формируют эмоциональную устойчивость, жесткую волю, стремление к победам. Неизбежные поражения учат людей достойно проигрывать, относится к себе с адекватной критикой, анализировать действия, извлекая даже из поражения важный опыт.

Самой короткой возможной шахматной партией является так называемый «дурацкий мат», который состоит всего из двух ходов.

Вред шахмат

К сожалению, как практически любая вещь в этом мире, шахматы обладают рядом недостатков. При серьезном увлечении этой игрой человек ведет малоподвижный образ жизни. Зачастую люди с расшатанной нервной системой плохо переживают проигрыши, особенно, если сразу попадают на слишком сильного противника. Тогда они могут впасть в меланхолию или уныние. Слишком долгая череда без единой победы может привести к развитию депрессии.

Дети, увлеченные шахматами, зачастую забывают про необходимость физического развития и укрепления опорно-двигательного аппарата. Стереотип о том, что – худые люди , которые ни в какой ситуации не могут за себя постоять, не на пустом месте.

В попытке объединить физическое и интеллектуальное развитие был создан шахбокс. Соревнования по шахбоксу чередуют раунды на ринге и раунды на шахматной доске.

Так что, если рассматривать шахматы не в качестве профессионального спортивного поприща, а в качестве интеллектуального тренажера, не стоит забывать о других сторонах жизни.

Шахматы – игра с древней историей. Это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты, еще это тренажер для мозга, увеличивающий интеллектуальные способности.

Польза игры в шахматы многогранна – это отмечали выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. В процессе игры в шахматы идет одновременная работа сразу правого и левого полушария мозга, в гармоничном развитии которых и состоит основная польза шахмат.

Во время игры идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение последовательных цепочек. Не менее значима работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Мнемические процессы интенсивно используются в шахматах: игрок использует долговременную и оперативную память, используя визуальную, цифровую и цветовую информацию.

Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать решающие ходы – основные навыки, которые получает шахматист.

Влияние на детей

Неоспорима польза игры в шахматы для детей. Начиная увлекаться в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. У ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, формируется эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. Поражения учат его стойко переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать свои поступки, извлекая нужный опыт.

Вред шахмат

Увлекаясь игрой, человек начинает вести малоподвижный образ жизни, ведь игра иногда длится несколько часов. Требуется концентрация внимания, усидчивость и предельно точный расчет каждого шага. Люди со слабой нервной системой тяжело переживают проигрыш, внешне этого не демонстрируя, впадают в уныние. Поражения могут стать причиной развития апатии и депрессии. Дети, которые увлекаются шахматами, акцентируют внимание на игре, затрачивая свободное время на чтение книг по шахматам, на турниры и тренировки, и забывают про физическое развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата. Не зря сложился стереотип, что шахматист – худощавый очкарик с шахматной доской под мышкой, не способный ответить на физические нападки и защитить себя.

День добрый, дорогой друг!

Умный дальновидный человек решения принимает взвешенно. И прежде чем занять своего ребенка шахматами, он непременно спросит себя: Что дают шахматы детям и взрослому человеку?

Как они будут влиять на развитие маленького человека и что могут принести ему в будущем, когда он вырастет?

Полагаю, вряд ли кто-то будет оспаривать позитивное влияние шахмат на развитие интеллекта. В этом вопросе как правило сходятся во мнении все. И родители и специалисты, и даже далекие от шахмат люди.

Менее заметным, на непосвященный взгляд, является влияние шахмат на развитие личных качеств ребенка. Мы обсуждали это в . Влияние есть и немалое.

Когда начинать?

Ответ такой:

Если вы в 20 лет не умеете играть или играете плохо, — войти в шахматную элиту не получится.

В истории был только один подобный случай. Ефим Боголюбов познакомился с шахматами в 18 лет.


Однако тогда было другое время. Сегодня это невозможно. Увы, поезд ушел. Надеюсь, не слишком вас огорчил.

С точки зрения вероятности достижения спортивных успехов, принцип такой: чем раньше, тем лучше. 4-5 лет – вполне оптимальный возраст для знакомства с шахматами. Через полгода -год можно переходить к занятиям, желательно под руководством специалистов .

В сегодняшней статье хотел бы обратить внимание еще на один важный аспект увлечения шахматами: Кроме интеллектуального и личностного развития, они могут оказаться своеобразным трамплином в построении карьеры в других областях.

Свои

Ничто так не сближает людей, как общее увлечение.

Мои друзья детства – шахматисты остались лучшими друзьями на всю жизнь. Почти никто из них не стал шахматным профессионалом и мы частенько пересекались по работе. Но мы всегда знали и знаем – мы «свои». И поддержим друг друга несмотря не на что.

Даже в беседе с незнакомым доселе человеком, если вдруг выясняется, что мы оба шахматисты, разговор сразу становится теплее.

Лет 15 назад ваш покорный слуга пришел на собеседование в одну солидную фирму на должность начальника отдела. Разговор с руководителем вакансии был деловит и суховат ровно до того момента, пока случайно не выяснилось, что мы оба шахматисты. Я мастер, он любитель.

Беседа сразу пошла на волне взаимопонимания. В разговоре, в отношениях важна «химия». Взаимные позитивные эмоции. Химия возникает на базе чего-то общего, что затрагивает струны души. В данном случае это общее – шахматы.

К моему удивлению, руководитель сделал предложение о работе прямо на собеседовании, что обычно является редкостью.


Еще один пример:

Будучи студентом политеха, ваш покорный слуга частенько приезжал в родной город. И «отдыхал» в шахматном клубе, «стуча в блиц» с любителями и разрядниками навылет. Как-то после редкого «вылета», сидя «на банке» (в очереди на игру) разговорился с одним из своих соперников.

Он оказался начальником цеха на Северстали. Известный человек, специалист. По фамилии Икконен. Арнольд Константинович пригласил меня в свой цех, присмотреться, познакомиться с производством. Через год я заканчивал ВУЗ. У него был и сопутствующий интерес – я мог значительно усилить цеховую шахматную команду.

Договорились, что делали обсудим ближе у моему окончанию политеха. К сожалению, планам не суждено было сбыться. Арнольд Константинович безвременно ушел из жизни.

Было и еще пара подобных случаев в моей трудовой профессиональной карьере. К чему эти истории?

Я точно знаю, что в моей сети деловых контактов, шахматисты — особая сеть, это «свои» люди. Мы говорим на одном языке . Нет теперь уже не на языке шахмат, но это не так важно. Важно то, что мы «свои».

У верблюда два горба…. ,

Потому, что жизнь — борьба)

С этим нехитрым изречение можно соглашаться или не соглашаться. Однако реальность нашей жизни такова, что бойцовские качества совсем не помешают.


Общепризнанно, что шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.

Шахматная теория содержит в себе все признаки научной дисциплины. Эстетически ценности, создаваемые высококлассной, творческой игрой, оказывают сильное воздействие на духовную сферу человека.

И все же. Большинство любителей шахмат видят в игре прежде всего борьбу.

Важен результат. Без этого шахматы теряют свою привлекательность . Исключить элементы состязательности, азарта, борьбы – означает попросту убить шахматы.

Эммануил Ласкер говорил:

«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»

Серьезные шахматы – это жесткая, а порой и жестокая борьба, мобилизующая весь спектр духовных и нервных сил человека.

Что бы не говорили альтруисты, цель игры – достижение победы. Невозможно выиграть, чтобы другая сторона не проиграла. И этот факт может привести к непростым нравственным проблемам. Связанным с желанием «устранить» соперника.

И иногда шахматист «перегибает палку» в выборе средств.


Еще один «перегиб» — чрезмерные амбиции, не подкрепленные должной работой над шахматами и над собой. Вернее не сами амбиции, а «побочные эффекты» в поведении, возникающие из-за несбывшихся ожиданий.

И это тоже «перегиб».

Завышенная самооценка, подозрительность, зависть, высокомерие – эти свойства характера могут появиться в любой деятельности. В том случае, если молодой человек брошен на произвол судьбы в бурные воды противоборства. В том числе и в шахматах.

Как избежать «перегибов»?

Мы с вами знаем, что обучение восточным единоборствам начинается с философии. Ребенку разъясняют, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя. Это важно как раз для того, чтобы увлечение не входило в противоречие с окружающим миром и людьми.

И делает это наставник, тренер.

То же и в шахматах. Важно, чтобы ребенок был «под присмотром» специалиста .

Важно также, чтобы ребенок был в сообществе «себе подобных». Для этого и существуют шахматные кружки, секции. Наша школа «Шахматы с Жориком » имеет и дополнительное преимущество – возможность обучения онлайн.

В заключение повторю основную мысль статьи :

Шахматы многогранны по своему влиянию на человека и его жизненный путь. Они могут предоставить дополнительные возможности даже тогда, когда не особенно ждешь .


Шахматные неформальные сообщества, построенные на общем увлечении, могут оказаться очень прочными и приносить пользу в различных областях жизни.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

По мере взросления ребёнка, примерно к концу детского сада – первому классу, перед родителями возникает вопрос – в какой кружок или секцию отправить малыша. Начинается лихорадочный перебор – английский, музыка, рисование, гимнастика и т.д. Бывает, что кто-то из родителей вспоминает (или сам играет) о шахматах. Для тех родителей, которые колеблются, не знают учить шахматам или нет и написана эта статья.

Чему же конкретно учат шахматы ?

Занятия шахматами учат выделять главные, наибо­лее существенные характеристики и особенности конкретной ситуа­ции.

Благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти.

Шахматы учат высокой дисциплине мышле­ния и требуют устойчивого, интенсивного и достаточно широкого по объему внимания, развивают способность в нужный момент переключать внимание и перераспределять направленность мышления. Известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами».

Шахматы требуют умения самостоятельно ставить задачи и творчески решать их, стимулируют развитие фантазии , вообра­жения и способностей предвидения, умению находить оригинальный способ решения.

Игра заметно воздействует на характер человека в целом . Не случайно первый чемпион мира И. Стейниц писал, что шахматы - не для людей слабых духом.

Активность, настойчивость, целеустремлен­ность, вера в конечный успех становятся необходимыми условиями достижения поставленных целей.

Шахматы требуют дисциплинированности, систематического самоконтроля . Совершенствуясь в игре, шахматист неиз­бежно учится преодолевать апатичность, расхлябанность, контро­лировать свои действия, не транжирить время, соразмеряя затраты его со сложностью позиции и общей ситуации борьбы в партии и турнире.

Положительно влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка . Шахматы учат ждать благоприятного момента , не форсировать событий без достаточных объективных оснований. Проявляя выдержку и самообладание, шахматист неизбежно борется с отрицательными эмоциями: неуверенностью, страхом, тревогой и т. п.

Шахматы - полезная школа для воспита­ния стойкости и упорства в экстремальных ситуациях , поскольку выбор хода требует от шахматиста решительности, смелости, готовности пойти на риск, в то же время, сочетая риск с повышенной ответственно­стью и осмотрительностью .

Шахматы развивают объективное отношение к себе . Шахматист сам «пожинает» то, что было «посеяно» его собственными замыслами и решениями. Поэтому результаты игры объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и становят­ся, следовательно, средством самовоспитания. Шахматы формируют объективную оценку соперников, других людей .

Шахматы - мощный стимул развития любознательности.

Шахматы в определенной мере учат общению, расширяют кру­гозор.

Увлечение шахматами позволяет подростку заинтересованно и в известном смысле на равных общаться со взрослыми, знакомиться с людьми разных профессий и возрастов. Благотворный отпечаток они накладывают и на домашнюю жизнь, семейное воспитание.

Опыт показы­вает, что шахматный материал может оказаться весьма полезным при изучении не только математики, как обычно считают, но и дру­гих естественных и гуманитарных предметов.

В последнее время научные исследования, посвященные теоре­тическим и опытно-экспериментальным доказательствам психо­лого-педагогических возможностей шахмат, проводятся во многих странах мира. Подавляющее большинство данных указывает на повышение общей успеваемости детей, занимающихся шахматами. В школах, в которых шахматы стали преподавать наряду с другими предметами, результаты оказались просто поразительными: средний уровень развития учеников школы, где шах­маты преподавались, значительно вырос, повысилась их успевае­мость по другим предметам, заметно улучшилась дисциплина. Учителя отмечают у многих детей улучшение памяти, организованности, развитие фантазии и воображе­ния.