Мягкий знак после шипящих на конце в глаголах. Коварный мягкий знак после шипящих. В каких случаях его пишут

Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .

Буква ь , которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть .

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква "ь" пишется в следующих случаях

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .

Между двумя л мягкий знак не пишется, например: гулливый .

?ск? согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, например: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск? согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск? мягкие, в них после н и р пишется ь : день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц? от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин (а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .

Буква "Ь" как показатель грамматической формы

Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:

а) в сложных числительных перед ?десят и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот ;

В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать перед ?надцать ь не пишется.

б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед?ся (так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся ), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов перед ?ся и ?те (так же, как в формах без ?ся и ?те ), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;

г) в форме творительного падежа множественного числа существительных , например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме творительного падежа числительного четырьмя .

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения , например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь ;

б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов , например: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься ;

г) в неопределенной форме глаголов (после ч ), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .

Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц , например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь . Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .

Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:

а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения , например: нож, мяч, ковш, плащ ;

б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения , например: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;

в) кратких форм мужского рода прилагательных , например: свеж, охоч, хорош, нищ .

Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме "Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

Учить планировать и оценивать свою работу

Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

Как вы понимаете её?

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

1)Минутка чистописания

Жж Шш Чч Щщ ьь

Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

2)Фиксирование затруднения.

Назовите одним словом данные определения:

Футбольное соревнование (матч)

Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

Маленький ребёнок (Малыш)

Добыча охотника (дичь)

Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

матч, полночь, мякиш, дичь

Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется)

Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

Составляется следующий алгоритм:

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

(Проверяем и сравниваем)

Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

– А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

В чём ловушка?

(Это совсем другая орфограмма).

4.Включение в систему знаний и повторение.

1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

5.Физминутка

Мы задания выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

6. Самостоятельная работа

1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

2)Игра «Четвёртый лишний»

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

Кирпич… мелоч… ноч… доч…

Туш… ключ….вещ…. печ….

Грач….помощ…. палач….калач….

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

Продолжите фразы:

До этого урока я не знал(а)…

Теперь я знаю….

Могу…

Результатом своей работы на уроке я …..

На уроке я работал(а)…

Моё настроение…

Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!


В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .

Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

Ответ однозначный:

«Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
Рассмотрим на примерах.
Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться » (что делать? с мягким знаком), то «бреется » (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем. ” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

Правило довольно простое:

«Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

Рассмотрим на примерах.
С мягким знаком после шипящих:
Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
«Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

Без мягкого знака:
Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.
«Над ним луч солнца золотой…» М.Ю.Лермонтов.

Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется:) .

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тут тоже всё довольно просто:

«Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

Как отличать краткое прилагательное от наречия?
Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
Однако, для справки:
В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
Примеры употребления частиц в предложениях:
То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.


Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.

Цель урока : вспомнить правила написания мягкого знака у глаголов и существительных на шипящий, уметь отличать существительные 3-го склонения от существительных 2-го склонения и существительных мн. ч. 1-го склонения в р.п.; повторить словарные слова; уметь составлять словосочетания по заданной схеме.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Словарная работа.

Я буду называть вам слова, а вы составьте с ними словосочетания по схеме «глагол + сущ. с предлогом».

Один ученик работает у доски, остальные – в тетради.

Подчеркните орфограммы.

3. Работа по поиску закономерностей.

На доске записаны слова:

режь, передач, кирпич, спишь, речь, беречь, дочь, гараж, спрячь, жечь, стелешь .

1. Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. На какие группы можно их разделить? Какой принцип классификации вы применили?

Слова можно разделить по-разному:

– на части речи: глаголы и существительные;

– по принципу: с мягким знаком и без.

2. Давайте объединим обе классификации. Что у нас получится?

4. Упражнение на закрепление (работа у доски, каждый ученик пишет по 5 слов).

Запишите слова, устно объясните условия написания мягкого знака или его отсутствие, пользуясь составленной выше схемой.

5. Мои загадки – ваши отгадки.

Я загадаю вам загадки. Отгадки записывайте в тетрадь. Кто отгадает все 5 загадок, получит 5.

1. Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

2. Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет. (Мяч.)

3. Махнула птица своим крылом, накрыла свет весь черным пером. (Ночь.)

4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)

5. Маленький шарик под лавкою шарит, шевелит хвостом, пугает весь дом. (Мышь.)

Запасная:

6. Дитя отца и матери, а никому не сын. (Дочь.)

6. Перфокарта (для быстрого контроля).

Слова для работы:

пляж, стричь, дремлешь,

вещь, лыж, печь,

луч, пейзаж, рощ,

тысяч, не бережешь, репортаж.

7. Самостоятельная работа.

Распределите слова по принципу «с мягким знаком на конце после шипящих» и «слова без мягкого знака на конце».

Тиш_, камыш_, хвалиш_ся, плющ_, еш_те, ветош_, намаж_, брош_, мыш_, телепередач_, обрадуеш_ся, рож_, горяч_, сжеч_, меч_, спряч_, нож_, свеч_, калач_, реж_те, смерч_, леч_, пресеч_, плеч_, плач_.

8. Итоги урока, объяснение домашнего задания.

9. Домашнее задание. Подберите 20 своих примеров по теме сегодняшнего урока.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 класс

ТЕМА: правописание Ь в глагольных формах после шипящих.

ЦЕЛЬ: формирование знаний о правописании Ь в глагольных формах

Повторить правописание слов с шипящей на конце;

Развить критическое мышление;

Воспитывать нравственность на основе устного народного творчества.

ЗАДАЧИ: учить написанию ь после шипящих в глаголах; систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи; развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности; воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники, тетради, презентация, карточки для работы.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ: репродуктивный, информационно - развивающий, частично-поисковый, беседа.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.Улыбнулись друг другу, мысленно пожелали успехов себе и товарищам.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.Слайд 1

Откройте тетради, запишите число классная работа.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?

ь
дружит не дружит
сущ. 3 скл. 1. Сущ. м.р.
2. Сущ. ж.р. мн. ч. р.п.
3. Кратк. прил.

Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит?
(Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

Изучение нового материала

Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное?
(Пословицы)
– В них содержится народная мудрость!
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

    Без теста пирога не испечёшь.

    Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

    Семь раз отмерь, один отрежь.

(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)

Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь )
– Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах?
– Как мы можем дополнить это правило?

Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.

А) Работа в группах

Ребята, а теперь, давайте, мы с вами немного выполним задания на повторение. Каждой группе я раздаю карточку с определенным заданием, выполнив карточку, поднимите руку.

1 группа

2 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

3 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Б) Проверка и обобщение

Учитель: Итак, первая группа выполнила свою карточку. Прочитайте задание.

Ученики: Ученики зачитывают задание к карточке. Читают слова, выбрав правильное написание Ь после шипящих. Объясняют свой выбор.

Ученик: Слова, которые нам были даны – существительные ж.р, ед. ч и ж.р. мн. ч, а также одно слово (грач)- м.р. В именах существительных ж.р мягкий знак пишем, у существительных мн.ч и сущ. М..р.– не пишем.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно!

Учитель: Вторая группа готова?

Ученики: Готова!

Учитель: Прочитайте задание вашей карточки. Объясните свой выбор.

Ученики: Читают задание к карточке. У нас были существительные м.р.+ ж.р. (дрожь). В существительных м.р. Ь не пишем, а в слове дрожь, так как оно ж.р. ь знак пишем.

Учитель: Хорошо, ребята! Вы тоже справились с заданием!

Учитель: 3 группа, прочтите какое задание было у вас. Объясните выбор данной орфограммы.

Ученики: Нам нужно было определить написание слов с шипящей на конце.

Слова, данные нам,- прилагательные, а точнее краткие прилагательные с шипящей на конце + одно слово имя существительное (полночь). В кратких прилагательных с шипящей на конце Ь знак мы не пишем, а в слове полночь –пишем, так как это имя существительное ж.р.

В) Частично-посковый метод

Учитель : Молодцы, ребята, вспомнили правила написания слов с шипящей на конце имен существительных ж.р, м.р, ж.р мн.ч, а так же краткие прилагательные. Но у нас есть еще одна часть речи, у которой есть похожее правило. Как вы думаете, что это за часть речи?

Ученики: Это глагол. (У учащихся могут быть и ошибочные версии, которые нельзя игнорировать, а просто сказать: « Может, кто думает иначе?»)

Учитель: Правильно, ребята. Давайте мы с вами постараемся определить это правило, выполнив определенное задание.

Работая в группе, определите глагол 2 лица, ед.ч. Образовав данный глагол, один из группы выйдите и запишите его на доске. Выделите окончание, и спряжение.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут

Учитель: Выполнив задание, кто-нибудь может мне сформулировать правило написания ь знака у глагольных форм?

Первичное закрепление

А сейчас закрепим наши новые знания на практике.

Распределительный диктант

Записать глаголы в 3 столбика.
Н.ф. 2л.ед.ч. повел.накл.

(Попутная работа над гласными в корне слова)

Приберечь к обеду
Стучишься в окно,
Истолочь в порошок, украсишь комнату,
Остричься наголо,
Намажь масло на хлеб,
Уберечься от опасности,
Расположиться у опушки,
Отрежь ровно.

Физминутка

А теперь немного отдохнём.
Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь, вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
Рожь, шалаш,скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
– Итак, повторим, когда же пишем ь знак после шипящих, когда – не пишем.

Вторичное закрепление

Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор?

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…

Всавьте пропущенные буквы, объясните написание.
– Какие изобр. выр. средства использует автор?
(Олицетворение, метафора – «стая туч»)
– Объясните знаки препинания.
(Обращение, сложное предложение, однородные члены)

Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»

    Ночь, луч, тишь, вещь.

    Кирпич, колюч, могуч, похож.

    Без туч, пять задач, шустрая мышь, исчез с крыш.

Вывод:

Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?

Соедини линией, когда нужно писать ь.

Сущ. ж.р. 3 скл кр.прил
Сущ. м.р. Ь глаг. Н.ф.
Глаг 2 л.ед.ч. глаг повелит.наклон.

Самостоятельная работа

А теперь снова обратимся к мудрости народа.

Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.

    С кем поведёш..ся, от того и … .

    Шила в мешке не ….

    Слово – не воробей, вылет..т не…

    Что посееш.., то и … .

3.ИТОГ УРОКА.

А теперь, заканчивая наше путешествие, подведём итоги урока.
– Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
– Чему научились?
– Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
– Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
– Передайте вперёд свои тетрадочки. откройте дневники, запишите домашнее задание.

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Мыш__ вещ__, печ__, брош__, около луж__, гореч__, грач__, ветош__, молодеж__,много туч__,доч_.

2 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Камыш__, шалаш__, врач__, гараж__, дрож__, плащ__, сургуч__, мяч__, ключ__, сторож__,товарищ__.

3 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Дремуч__, хорош__, тягуч__, полноч__, скрипуч__, неуклюж__, шипуч__, свеж__,колюч__,пахуч__,горяч__.

Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

2 л.____________ 2 л. смотрите

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут

Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

2 л.____________ 2 л. смотрите

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут

Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

2 л.____________ 2 л. смотрите

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут