Обычаи и нравы 19 века. Быт и обычаи. Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. В зависимости от благосостояния работные люди, мелкое и среднее мещанство носили городской костюм, являвшийся разновидностью общеевропейского с чертами русского к

ОСОБЫЕ ПРИВЫЧКИ И ПОНЯТИЯ В 19 ВЕКЕ

Неглиже и утренний туалет в XIX веке
В современном русском языке слово «неглиже» связано лишь с небрежной манерой одеваться, излишне по-домашнему при посторонних людях. В прошлом веке оно имело два значения. Первое было связано с небрежным отношением к чему-либо. Именно в таком смысле употреблял слово «неглиже» М.С.Щепкин в своих «Записках»: «Я вел репетицию, как говорится, неглиже: не играл, а только говорил, что следовало по роли».

Но гораздо употребительней было «неглиже» в значении «домашняя одежда для первой половины дня», когда визиты наносят только близкие люди. Не случайно в новостях моды сообщалось о «нарядных неглиже», то есть небрежность заранее рассчитывалась и была предназначена для посторонних глаз.

Одежда неглиже была и у мужчин, и у женщин. Светские люди принимали в халатах друзей, пришедших выкурить пахитоску. Поначалу не было принято курить в обществе женщин и курению предавались утром. Вот что об этом сообщает Е.Янькова: «В наше время редкий не нюхал, а курить считали весьма предосудительным, а чтобы женщины курили, этого и не слыхивали; и мужчины курили у себя в кабинетах или на воздухе, и ежели при дамах, то всегда не иначе, как спросят сперва: „Позвольте".

В гостиной и в зале никогда никто не куривал даже и без гостей в своей семье, чтобы, сохрани Бог, как-нибудь не осталось этого запаху и чтобы мебель не провоняла.
Каждое время имеет свои особые привычки и понятия. Курение стало распространяться заметным образом после 1812 года, а в особенности в 1820-х годах: стали привозить сигарки, о которых мы не имели и понятия, и первые, которые привезли нам, показывали за диковинку».

Свидетельство Е.Яньковой отчасти неверно. Из других мемуаров мы узнаем, что женщины позволяли себе курить, и даже в присутствии гостей. А.О.Смирнова-Россет пишет: «Киселев и Федор Голицын не курили. И вот что Киселев вдруг спросил у моего мужа:

Смирнов, как ты мог позволить жене курить?
- Мой дорогой, после ее вторых родов у нее была нервная болезнь, она ничего не делала, смертельно скучала, у нее был сплин, и я же посоветовал ей курить, чтобы рассеяться.
- Я тоже страдаю тоской, поэтому-то я принимаю воды Виши, что помогает мне для зимы, не лучшей в Париже, чем в Петербурге, солнце бывает там редко.
- Но Александрита тоже лечилась в Мариенбаде, и это ей помогло, но привычка курить у нее осталась; пахитоска - очень приятный товарищ, и это жена австрийского посланника, графиня Фикельмон, ввела ее в моду в Петербурге».

Позднее курение так распространилось, что появились специальные курительные комнаты, заранее спроектированные при постройке жилых домов. В театрах курили в кофейнях - по сути дела, курительных. Мужской пиджак особого покроя - смокинг - предполагал и курение в качестве времяпрепровождения, хотя это была одежда для визитов. Курили и женщины - героиня толстовского романа Анна Каренина курила пахитоски, но все же лишь у себя дома. Курить публично - в гостях или в ресторане - женщины стали лишь на рубеже веков.

Но вернемся к началу XIX столетия. Каким было неглиже молодого человека в те годы? Это мог быть прежде всего архалук. Архалук, ахалук - в России XIX века мужской кафтан без пуговиц, не имеющий плечевых швов, то есть сшитый не из раскроенных кусков ткани, а из сложенного вдвое материала, в котором первоначальная ширина полотнища и определяет, как будут вшиты рукава.
Архалуки делали из плотной шелковой или хлопчатобумажной ткани, как правило, с орнаментом в виде разноцветных полос. Элементы восточного костюма вошли в дворянский быт довольно широко уже в конце 10-х годов ХIХ века. Архалук поначалу использовался только как домашняя одежда, с сохранением всех особенностей кроя и орнаментации ткани, принятой на Востоке.
Малоизвестный, к сожалению, ныне широкому кругу читателей поэт А.И.Полежаев писал: «Ахалук мой, ахалук, ахалук демикотонный, ты - работа нежных рук азиатки благосклонной». Самый знаменитый литературный обладатель архалука - Ноздрев из «Мертвых душ» Гоголя - «чернявый просто в полосатом архалуке».

Полосатые ткани на восточный лад были известны в России с XVI века и получили название «дороги». В ХIX столетии их производили в большом количестве не только для внутреннего рынка, но и на экспорт.
В середине ХIX века название «архалук» обозначало уже всякий полосатый халат, а не только одежду определенного покроя. В иллюстрациях А.А.Агина к «Мертвым душам», созданных художником в 1846 - 1847 годах, архалук Ноздрева скорее европейского покроя, нежели восточного.
Широко известен портрет Пушкина работы К.Мазера (1839), на котором поэт изображен в архалуке, описанном В.А.Нащокиной: «Я помещалась обыкновенно посредине, а по обеим сторонам мой муж и Пушкин в своем красном архалуке с зелеными клеточками».

Хотя покрой заметно изменился, но название сохранялось в литературе довольно долго. Со временем архалуком стали называть не только домашнюю одежду, но и предназначенную для улицы.

Вот отрывок из повести Д.В.Григоровича «Антон-Горемыка»:

«На нем был серый нанковый однобортный архалук, подбитый мерлушками». Описанный костюм более соответствует понятию «бекеша», так как речь идет о плотно застегивающейся одежде из одноцветной ткани, подбитой мехом (см. «Кафтан»). Возможно, что писатель имел в виду какую-нибудь иную одежду, так как писал о серой нанке - ткани, которая до середины ХIX века производилась только различных оттенков желтого цвета.

Самой дорогой тканью для домашней мужской одежды была термолама, или тармалама, часто упоминаемая в литературных произведениях. Вот пример из повести Н.А.Некрасова «Три страны света»: «Если вы только не заняты, я вас попрошу сшить мне халат... из тармаламы; я, знаете, люблю хорошие вещи».

Термолама, тармалама - очень плотная шелковая ткань, нити которой скручены из нескольких прядей, то есть много толще других шелковых тканей. Кроме того, термоламу ткали из шелка-сырца, поэтому она была характерного золотистого цвета. Долгое время термолама ввозилась в Россию из Ирана.
Покрой такого халата описан в романе Гончарова «Обломов»: «На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире».

Как ни странно, женские туалеты для неглиже почти не имели особых, отличных от повседневной или нарядной одежды названий. Шлафор, пудромант на протяжении своей истории были и в мужском, и в женском гардеробе.
Шлафор, или шлафрок, - просторная домашняя одежда без пуговиц, с большим запахом, так как подпоясывались поясом, чаще всего из витого шнура. Поскольку шлафоры носили и мужчины и женщины, то в литературе их можно встретить при описании домашней одежды обоих полов.

«Но скоро все перевелось:
Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла: стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец».

(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

По покрою и назначению разницы между халатом и шлафором нет. Мужчинам позволялось принимать в шлафоре или халате гостей, если качество ткани и отделка соответствовали представлению о нарядной одежде.

«Атласного платья, что с малиновыми полосками, не надевайте на меня: мертвой уже не нужно платье. На что оно ей? А вам оно пригодится: из него сошьете себе парадный халат, на случай когда приедут гости, то чтобы можно было вам прилично показаться и принять их», - говорит Пульхерия Ивановна, героиня повести Гоголя «Старосветские помещики».

Обычай принимать гостей в «парадном неглиже» появился в России только в XVIII веке вместе с французской модой. По одной из версий, Иван Грозный разгневался на сына Ивана и убил его из-за того, что Иван вступился за свою беременную жену, которую отец стал избивать лишь за то, что в жаркий день, когда он вошел к ней в спальню, она была одета не в несколько одеяний. Понятие «одетый - раздетый», таким образом, изменилось.
Женщины в ХIХ веке носили шлафор или халат только до обеда, занимаясь хозяйственными делами, но в деревне, отказавшись от светских манер, не переодевались в течение всего дня. Шлафор часто имел карманы, был удобен и не требовал сложной прически и украшений.

В XVIII веке в обиход вошел пудромант. Существовало несколько форм написания названия этой детали костюма. Пудромант, пудрамант, пудремантель - специальная накидка, которой пользовались мужчины и женщины, накладывая грим.
Бытовой грим в XVIII веке предполагал обилие румян и пудры у лиц обоего пола. Е. Янькова вспоминает, что «не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». Гримом пользовались и мужчины: «Князь изволит в пудремантеле сидеть, и один парикмахер в шитом французском кафтане причесывает, а другой держит на серебряном блюдце помаду, пудру и гребенку» (А.И.Герцен. «Долг прежде всего»).

Парики и прически пудрили уже после того, как был закончен туалет, непосредственно перед выходом из гардеробной. Сохранились очень интересные описания процесса нанесения пудры на прическу: «Щеголиха держала длинную маску с зеркальцами из слюды против глаз, и парикмахер пудрил дульцем, маленькими мехами или шелковой кистью.
Некоторые имели особые шкафы, внутри пустые, в которых пудрились; барыня влезала в шкаф, затворялись дверцы и благовонная пыль нежно опускалась на ее голову. Употребляли пудру разных цветов - розовую, палевую, серенькую, á la vanille, a fleur d"orange, mille fleurs».

К самому концу XVIII века пудреные парики вышли из моды. Сохранились сведения, что отказ от пудры был вызван модой, «введенной якобинцем Шампани и его свитой». Среди предметов женского обихода пудромант сохранился, по сути дела, до сих пор, тем более он не утрачивал своего значения и в XIX веке. У Тургенева читаем: «...отец в халате, без галстуха, тетка в пудраманте» («Часы»). Только в ХIX веке пудромант уже не предназначался для всеобщего обозрения.

Пожалуй, особой женской одеждой для дома в первой половине дня был капот. Это название распространялось на несколько элементов женского костюма - верхнюю, домашнюю одежду и даже на шляпку, известную как капот.

Капот носили только женщины, поэтому упоминание о нем в связи с мужской одеждой звучало комично.

Например, в гоголевской «Шинели»: «Надобно знать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновников; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом».
Капот был просторной одеждой с рукавами и сквозной застежкой спереди. В 20 - 30-е годы XIX века капотом называли верхнее женское платье для улицы. Именно в таком смысле употребляет слово «капот» Пушкин в «Пиковой даме»:

«Лизавета Ивановна вошла в капоте и шляпке.
- Наконец, мать моя! - сказала графиня. - Что за наряды! Зачем это?.. кого прельщать?»

В модных обзорах 20-х годов встречается упоминание о капотах для улицы: «...гроденапль в большой моде: из него делают сборки на платье и зимние капоты для прогулки в экипаже». Позднее, к 40-м годам, капот становится только домашней одеждой.

Гоголь неоднократно употребляет слово «капот» для того, чтобы подчеркнуть бесформенность, неопрятный облик своего героя. Например, Плюшкин в «Мертвых душах» описан следующим образом: «Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее на женский капот».

Во второй половине ХIX века уже не публиковали советов, как сделать неглиже понаряднее. Более того, сборники советов о хорошем тоне подчеркивали, что тем, кто не имеет достаточных средств для поддержания безупречной белизны белья и кружев, лучше носить вместо неглиже скромное и практичное домашнее платье.

В первой половине XIX в. сохраняли черты прошедших времен. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. Из него строились не только избы крестьян, но и дома ремесленников, мелких и средних чиновников, дворян средней руки.

Основанием сельского жилища крестьян была подклеть (помещение для скота, ценных орудий труда, многих вещей). Основная часть дома находилась над подклетью, «на горе», и называлась горницей. В домах зажиточных крестьян и мещан над горницей часто было расположено специальное помещение со множеством больших окон - светлица.

В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы (получившие распространение именно в тот период), ставни и т. п. Вместо стекла в избах крестьян по-прежнему натягивали бычий пузырь. Однако у более состоятельных селян появились и слюдяные окна. Стекло оставалось дорогим и было доступно лишь дворянам, купцам и самым зажиточным крестьянам.

Работные люди жили в заводских казармах.

Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами. Трубы дымоходов на крышах таких домов порой были сделаны в виде скульптур.

С XVIII в. сохранилась мода на загородные дома. Вслед за помещиками, имевшими такие постройки и раньше, теперь их стали сооружать представители чиновничества, интеллигенции. Такие дома строились, как правило, из дерева и иногда штукатурились с внешней и внутренней стороны, напоминая каменные постройки. Передняя стена была украшена двумя - четырьмя колоннами.

Внутреннее убранство жилища также было различным. В домах крестьян и мещан главным считалось место возле печи. По диагонали от нее находился красный угол, где висели наиболее ценные или дорогие для хозяев иконы, стоял стол, за которым семья ела. Деревянные столы и скамьи, а с начала века также табуретки и стулья составляли основу убранства дома. Возле печи было место, где хозяйка готовила пищу. Около входной двери было рабочее место мужчин. Здесь они шорничали, плели лапти, чинили орудия труда. Возле окон на зиму ставили ткацкий станок, пряли. Спали на печи или на полатях - дощатом настиле под потолком. Освещались избы лучиной, вставленной в печную расщелину, или светцами - опущенными в масло фитилями. Городской дом небогатых людей был таким же.

В домах и дворцах знати центральное положение занимал парадный зал, где проходили балы и приемы. Основным был второй этаж, где делали наиболее высокие (а значит, светлые) помещения, богато украшенные мебелью, картинами, скульптурами. Для работы над убранством помещений представители знати приглашали выдающихся отечественных и зарубежных мастеров.

Комнаты располагались последовательно друг за другом - анфиладой. К середине века в новых постройках получила развитие «коридорная» система - все основные комнаты выходили в коридор. В нижнем этаже помещались служебные помещения. На верхнем жила прислуга. Освещалось жилище множеством свечей, закрепленных в больших люстрах (для включения их нужно было каждый раз опускать на специальных цепях) или подсвечниках. Стены отделывались дорогими обоями, выписанными из- за границы. Парадная посуда была как традиционная (из золота и серебра), так и из дорогого саксонского или севрского фарфора. Вошла в моду восточная мебель, украшение залов коврами и оружием.

Одежда.

Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Правда, уходили в прошлое екатерининские времена с выпячиваемыми напоказ драгоценными одеждами придворных. Если в эпоху Екатерины II парадная одежда графа Григория Орлова была осыпана бриллиантами и другими драгоценными камнями и стоила миллион рублей (притом что 1 пуд ржи стоил 95 копеек, а крепостной крестьянин - 25-30 рублей), то уже в царствование Павла I и Александра I наиболее модными становятся скромные сюртуки и платья французского покроя. При Николае I была введена форма для чиновников. Большинство придворных носило военную форму.

Основная масса населения страны была привержена старым образцам в одежде. Работные люди, мелкое и среднее мещанство, разночинная интеллигенция в зависимости от благосостояния носили городской костюм, являвшийся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. У мужчин были в ходу рубашки-косоворотки, надевавшиеся поверх нешироких штанов (портов) и подпоясанные ремнем или поясом. Основной обувью являлись сапоги.


Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. В далеких от центральных городов местах сохранялся обычай, по которому вплоть до свадьбы юноши и девушки носили лишь подпоясанную длинную рубаху. Верхняя одежда (сермяги, зипуны) шилась из домотканого сукна, а по мере развития ткацкого производства - из ставших модными фабричных тканей.

Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти. Если раньше их изготовляли сами крестьяне, то теперь наиболее распространенными головными уборами стали сделанные ремесленниками «грешневики» - почти цилиндрические коричневые шапки. Главным видом обуви крестьян были лыковые лапти. Их носили с суконными или холстинными онучами (портянками), привязанными тесьмой. Кроме них, порой надевали поршни (морши) из сыромятной кожи. Праздничной обувью были мужские кожаные сапоги и женские «коты» (тяжелые кожаные галоши). Зимой носили валенки, которые в начале XIX в. пережили свое второе рождение. Если раньше к короткому валенку пришивалось суконное голенище, то теперь они стали изготавливаться в виде высокого твердого валяного сапога.

Питание.

С древних времен наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи.

Главным продуктом был ржаной (в богатых домах и в праздники - пшеничный) хлеб. Из проса (пшена), гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей - капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Из капусты (летом - из щавеля или крапивы) и других овощей варили самое популярное блюдо - щи. Вторым блюдом, как правило, была каша, а позже - отварной в мундире картофель с солеными огурцами или грибами.

Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его ели лишь в Рождество и на Пасху. Это объяснялось не только слабым развитием животноводства, но и религиозными постами.

Зато рыба была более доступна. В зависимости от достатка и расположения села это могли быть: снеток, корюшка, окунь, карп, сазан, судак и т. п. В умеренных количествах употреблялись молочные продукты и яйца, растительное и, реже, животное масло.

Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень - горячий медовый напиток с пряностями, многочисленные и разнообразные наливки и настойки. В первой половине XIX в. широкое распространение получил чай (главным образом китайский). Вместе с тем популярными стали самовары и чайная посуда. Они считались признаком обеспеченности. «На заедки» употребляли яблоки, груши, вишню, сливу, смородину, крыжовник, малину, землянику, лесные орехи.

Еду готовили в глиняных горшках сразу на целый день и для сохранения тепла ставили в русскую печь. Впервые в этот период стали применять, наряду с глиняными, металлические горшки - «чугунки».

В городах в большом количестве открывались трактиры, чайные, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.

Высшие слои общества предпочитали не традиционную русскую кухню, а европейскую, особенно французскую. Неотъемлемыми продуктами повседневного питания знати и богатых горожан стали кофе, какао («шоколад»), различные восточные сладости (курабье, халва, шербеты), бисквиты, французские, немецкие, испанские вина.

Досуг и обычаи.

Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями. Но и здесь различия были очевидны. Обязательными были, например, рождественские елки для богатой детворы с подарками и представлениями, балы и маскарады для знати, чиновничества. Для бедноты обычным делом в эти дни были народные гулянья, колядование - исполнение песен и стихов с последующим угощением или одариванием участников колядок.

Дворянство проводило дни не только на службе, но и в постоянном общении. В богатых столичных домах ежедневно обед накрывался на 100 человек. А бал или званый вечер мог обойтись хозяину в 50 тыс. рублей.

Обычаем, пришедшим из века XVIII, стал переезд помещиков в начале лета в загородные дворцы и дома. Взяв с них пример, загородными домами обзаводились чиновники, представители творческой интеллигенции. Проведя на лоне природы летние месяцы и даже часть осени, они возвращались в города в ноябре. Начиналась традиционная светская жизнь с балами, маскарадами, театральными премьерами, интригами.

Крестьянство проводило основную часть времени в труде и заботах о хлебе насущном. После того как Павел I запретил привлекать крепостных к работам в выходные и праздничные дни, крестьяне стали больше времени в эти дни проводить в совместных гуляньях и праздничных развлечениях.

Рождественско-новогодний цикл обрядов был связан со Святками. Накануне Рождества и после Нового года (до Крещения) гадали. Главным обрядом на Крещение был крестный ход к проруби за святой водой. Первым весенним праздником являлась Масленица, когда перед Великим (пасхальным) постом следовало вкушать жирную пищу. В течение Масленой недели пекли блины. Самой любимой забавой населения в эти дни было катание с гор на санках, салазках, бревнах. Богатые крестьяне, а также городские купцы и дворяне катались на санях, запряженных тройками. На Пасху были популярны спортивные массовые игры молодежи (бабки, лапта и др.), катание на качелях.

На Троицу, знаменовавшую начало лета, дома и церкви украшались березовыми ветками, а люди шли гулять в луга и леса. На праздник Ивана Купалы начиналось купание в реках и сбор целебных трав. Летние праздники и гулянья заканчивались на Петров день (29 июня по старому стилю), когда в предпраздничную ночь молодежь гуляла до рассвета, «встречая солнце».

К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождавшиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами.

Торжественно отмечались и престольные праздники в честь святого, именем которого названа местная церковь. К этим дням было принято варить пиво в общем котле, закалывать быка, совместно принимать праздничную пищу.

Работные люди коротали свой непродолжительный досуг преимущественно в дешевых кабаках.

Семья и семейные обряды .

Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений - родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7-9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно «крепкими», так как в них имелось много работников.

Среди основных семейных обрядов можно назвать крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24-25 лет, а девушки в возрасте 18- 22 лет.

Брак обязательно должен был получить официальное благословение при церковном венчании. Только такой брак считался законным. Непременным было и крещение каждого ребенка уже в первые месяцы жизни. Отпевание умершего в церкви или на дому также относилось к числу главных обрядов.

После женитьбы сына родители и близкие родственники, как правило, помогали ему построить собственный дом и обустроить его.

Выдача замуж дочерей сопровождалась передачей жениху приданого, которое начинали копить сразу после рождения будущей невесты. Многие его части создавались руками самой девушки в добрачный период. Особенно много было вышитых предметов одежды, белья и т. п.

? Вопросы и задания

1. В каких жилищах проживали: столичная знать, незнатное дворянство, столичное чиновничество, крестьяне, городские мещане?

2. Какие изменения произошли в первой половине XIX в. в одежде различных слоев населения? Одежда каких сословий осталась практически без изменений?

3. Какие продукты питания составляли основу пищи россиян?

4. Составьте описание обычного и праздничного крестьянских обедов.

5. Какие новые явления в питании и повседневном быте высших слоев населения появились в начале XIX в.?

6. Какие черты жизни и быта знати заимствовали представители чиновничества и средних слоев городского населения?

7. Какие игры, обычаи и развлечения были характерны для праздников?

8. Как отмечали крестьяне начало лета? Когда это происходило?

Документ

Из книги В. В. Назаревского «Из истории Москвы. 1147-1913»

В екатериновское время Москве задавали тон вельможи, тон величественного великолепия...

Не то стало при Александре I. При нем все эти празднества у немногих раздробились между множеством живших в Москве семейств уже среднего дворянства. Стала развиваться клубная жизнь, общественные увеселения, театральные зрелища за плату. Английский клуб привлекал мужчин не только своими обеденными и карточными столами, но и своей читальней и политическими беседами; а танцевальный клуб - лиц обоего пола. Бульвары, недавно строившиеся особняками по линии своих проездов, переполнялись гуляющими. Кузнецкий мост, куда из Немецкой слободы перешли заграничные магазины, стал не только местом для покупок модниц и модников, но и местом прогулок и всевозможных свиданий. Балы, маскарады, рауты из домов екатерининской знати раскинулись по множеству дворянских домов Москвы и становились даже общественными и платными, когда устраивались в клубах. В театре на Арбатской площади шли всевозможные представления...

Вопросы к документу:

1. Какие новые черты в быту столичного дворянства появились при Александре I?

2. Что нового появилось в планировке Москвы в эти годы?

3. Какие внешние изменения в городской жизни появились в Москве в первой половине XIX в.?

? Расширяем словарный запас

Шорничество - изготовление из кожи конной упряжи.

Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Быт и жилища основной части населения России в первой половине XIX века сохраняли черты прошедших времён. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы, ставни и т. п.

Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами.

Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Основная масса населения страны была привержена старым образцам в одежде. В зависимости от благосостояния работные люди, мелкое и среднее мещанство носили городской костюм, являвшийся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. Основной обувью являлись сапоги.

Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти.

С древних времён наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи. Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свёклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его лишь ели в Рождество и на пасху. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень.

В городах в большом количестве открывались трактиры, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.

Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их единым для каждого обряда и традициями. К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождающиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами.

Торжественно отмечались и престольные праздники в честь святого, именем которого названа местная церковь. Работные люди коротали свой непродолжительный досуг преимущественно в дешевых кабаках.

Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений – родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7-9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно “крепкими”, так как в них имелось много работников.

Среди основных семейных обрядов можно называть крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24-25 лет, а девушки в возрасте 18-22 лет.




Быт и жилища основной части населения России в первой половине XIX века сохраняли черты прошедших времён. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы, ставни и т. п.

Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами.

Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Основная масса населения страны была привержена старым образцам в одежде. В зависимости от благосостояния работные люди, мелкое и среднее мещанство носили городской костюм, являвшийся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. Основной обувью являлись сапоги.

Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти.

С древних времён наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи. Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свёклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его лишь ели в Рождество и на пасху. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень.

В городах в большом количестве открывались трактиры, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.

Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их единым для каждого обряда и традициями. К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождающиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами.

Торжественно отмечались и престольные праздники в честь святого, именем которого названа местная церковь. Работные люди коротали свой непродолжительный досуг преимущественно в дешевых кабаках.

Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений – родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7-9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно “крепкими”, так как в них имелось много работников.

Среди основных семейных обрядов можно называть крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24-25 лет, а девушки в возрасте 18-22 лет.