Патриархом создателем идеи священство выше царства был. Священство выше царства? О филологической стороне проблемы (Россия, XX—XXI века). А2. Решающую победу Руси над Ордой одержал князь

Священство всюду пречестнейши есть царства. …Господь Бог всесильный, егда небо и землю сотворил, тогда два светила, солнце и месяц, на нем ходяще, на земле светити повеле, има же нам показа власть архиерейску и царску. Солнцем показал есть власть архиерейску, месяцем же показа власть царскую, ибо солнце вяще светит во дне, яко архиерей душам, меншее же светило в нощи, еже есть телу. Якоже месяц емлет себе свет от солнца и егда далее от него отступает, тем совершеннейши свет имать. Такоже и царь поемлет посвящение и венчание от архиерея, его же абие восприемлет, уже имать свое совершенное светило, еже есть и святейшую силу и власть. Таковое есть то разнствие между тыма двема лицема во всем христианстве, яковая есть между солнцем и месяцем, ибо архиерейска власть во дни, еже есть над душами, царская же по вещех мира сего. … Священство и самого царства преболе.

Никон (Минов), патриарх Московский и всея России .

С точки зрения историко-богословской проблемы "священства-царства" взаимоотношения Русской православной церкви (РПЦ) и верховной власти (в устоявшейся, но не вполне корректной формулировке – взаимоотношения церкви и государства) весьма подробно изучены применительно к допетровской России, к царствованиям Петра I и Екатерины II. В основном, эти исследования были сделаны дореволюционными авторами . В последнее время появились аналогичного плана работы, в которых в соответствующем ключе рассматриваются судьбоносные для нашей страны события начала XX века .

Основной вопрос проблемы "священства-царства" – что выше и главнее: царская или церковно-иерархическая власть? Он обусловлен, в свою очередь, следующим рассуждением. Поскольку Господь Иисус Христос есть и Великий Царь, и Великий Архиерей ("Царь царем и Архиерей архиереям"), то кого на земле (в мире до льнем) считать Его "живым образом"? Земной "иконой Его первообраза"? – Царя или патриарха? У кого из них выше сакральный статус? Кто из них есть истинный помазанник Божий? Кто является проводником "воли Божией"? Через кого из них реально осуществляется "Божия власть"?

"Основной вопрос" нашёл отражение в установившихся традициях правописания. В современной общепринятой практике орфографическое "решение" его по не вполне понятной причине оформилось в пользу священства. Так, государство и церковь как институты практически всегда пишутся неравнозначно: первое слово пишется со строчной буквы, а второе – с прописной, как будто бы Церковь (церковь) стоит "над" государством, "главнее" и "выше" его. Временное правительство и Государственная дума в историографии удостаиваются одной прописной буквы, Святейший Синод и Поместный Собор – двух. То же относится и к названиям "Российская империя" и "Православная Церковь". Высший Церковный Совет пишется с тремя прописными буквами, а Совет народных комиссаров – зачастую с одной. Слово "Патриарх" и в обиходном упоминании, и как титулование пишется, как правило (особенно в трудах церковных историков), с прописной буквы, а император, царь, самодержец – всегда со строчной. В работах некоторых авторов (опубликованных в церковных изданиях) даже "Патриаршество" значится с заглавной буквы . Вместе с тем, написание "царства" (в смысле царства земного) кроме как со строчной – на страницах и светских, и церковных научных изданий автору настоящей статьи не встречалось ни разу.

На страницах "Православной энциклопедии" российские первоиерархи ("Святейшие Патриархи") титулуются с двумя прописными буквами , а высшие партийные руководители СССР ("Генеральные секретари") – с одной .

Ещё примеры из множества подобного рода "несоответствий". В "Православной энциклопедии" первоиерарх РПЦ до учреждения в России патриаршества (митрополит сначала Киевский, потом Владимирский, затем Московский) именуется Г лавой (в источнике – слово с прописной буквы) Русской церкви. (И это при том, что до 1448 г. Русская митрополия составляла лишь часть Константинопольского патриархата). После же учреждения в России института патриаршества московский П атриарх (в энциклопедии – с прописной буквы) называется "церковным Г лавой православного мира"(!). При этом до падения Византийской империи византийский и мператор (слово в источнике – со строчной) именуется "г лавой христианского мира" (здесь "главой" – уже со строчной). Таким образом, на одной и той же странице современного церковного многотомного энциклопедического издания П атриархи именуются Г лавами, а и мператоры – г лавами…: первым усваивается две прописных буквы, а вторым – ни одной .

Стоит именовать любого епископа (и тем более патриарха) просто по имени – это церковными кругами сразу расценивается если и не хулой, то показателем крайнего непочтения к архиерейскому сану. Но при этом представители этих же кругов "ничтоже сумняшеся" упоминают императоров без всяких титулований: например – Петром, Николаем II. И это не считается ни каким-либо оскорблением, ни проявлением непочтения к монарху. То есть получается, что архиерейский чин, дескать, несопоставимо выше(?) царского: иерархов упоминать следует только с титулованиями, а царей можно и по-панибратски?

На наш взгляд, вышеприведённые примеры являются своеобразными показателями до сих пор продолжающейся борьбы (более уже "в теории") между харизматическими властями о первенстве друг над другом.

И если судить по написанию начальных букв "конфликтных" слов, то чётко прослеживается определённая тенденция. Её можно сформулировать приблизительно так: по мнению церковных авторов (весьма, заметим, дискуссионному) "чин П атриарший выше и ц арского, и и мператорского" или, что то же – "С вященство выше ц арства".

Вместе с тем, в современном русском языке чётко установлены орфографические нормы применения прописных и строчных букв. Согласно им, "Церковь", как Божественное учреждение, пишется с прописной; "церковь" же как храм (или собор) – со строчной. С одной прописной значатся "Русская православная церковь" (как религиозная организация), "Российская империя", "Российское государство", "Архиерейский собор", "Поместный собор", "Государственная дума", "Святейший синод", "Священый синод", "Московская патриархия" (некоторые из них в краткой форме – Дума, Синод, Патриархия). Официальные титулования – "Государь Император", "Святейший Патриарх Московский и всея Руси", "Глава государства" (или правительства, но "глава администрации"), а обиходные – император, патриарх. И т. д.

На вопросы церковным авторам о причинах пренебрежения ими современными орфографическими нормами и применением филологических "несоответствий" те обычно отвечают, что они руководствуются нормами написания букв, принятыми в современных …учредительных документах Московского патриархата (или, он же, – РПЦ) и его структур… Однако в законодательстве Российской империи (тоже в некотором роде "учредительных документах") слова "Император", "Государь", "Царь", "Самодержец", "Верховная Власть", "Императорский Дом", "Императорский Престол", "Всероссийский Престол", "Наследник Престола", "Империя", "Российское Государство" и т. п. (наряду с названиями "Православная Греко-Российская Церковь", "Церковь", "Святейший Правительствующий Синод") также значатся с прописных букв, а не со строчных… Однако с орфографическими нормами как царской, так и постсоветской России церковные историки и публицисты не считают нужным считаться, демонстрируя тем самым свою приверженность "двойным стандартам".

Иначе говоря, упомянутые авторы в написании прописных и строчных букв руководствуются одновременно двумя нормами правописания: применительно к конфессиональным терминам – "церковно-учредительными" , а ко всему остальному – "постсоветскими" . При этом в своей полноте ни "старорежимные" (дореволюционные ), ни современные (постсоветские ) нормы с их корректным использованием прописных букв те же лица признавать не желают. Используя филологические "несоответствия", названные авторы волей-неволей формируют у читателей представление, что "священство выше царства".

Напрашивается определённая аналогия. Ранее, в СССР, все слова в названиях высших партийных, правительственных, профсоюзных учреждений и организаций писались с прописных букв. Исключение делалось для служебных слов и слов, заключённых в скобки. Например, значилось: Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков), Совет Министров СССР, Советская Армия, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи, и т. д. Для всех же остальных учреждений существовало другое правило. Согласно ему, с прописных букв писались лишь первые слова названий, а также все имена собственные, входящие в их состав. Например: Министерство иностранных дел СССР, Академия наук СССР, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинградский ордена Ленина метрополитен им. В.И. Ленина, Государственная палата мер и весов, и т. п. То есть в СССР налицо было филологическое "возвышение" высших органов власти.

В постсоветской времена ситуация изменилась. Нормы русского правописания стали более корректными. Но, вместе с тем, "старую и добрую" советскую практику "возвышения" названий себя самой и своих высших структур от СССР переняла Русская православная церковь. Начала формироваться "альтернативная" (церковная) орфография, отличительная черта которой – "самовозвышение" букв в титулах иерархов, в названиях религиозных организаций и церковных учреждений. Прописных букв в церковных названиях стало в два-три раза больше, чем в светских. В области филологии Ц ерковь стала "выше" и м онархии (свергнутой, заметим, в марте 1917 г. во многом благодаря трудам и тщаниям высшей иерархии РПЦ ), и, в общем говоря, российского г осударства.

В целом же, анализируя современную практику применения в "конфликтных" словах прописных и строчных букв, можно констатировать: в XX в. на "харизматическом фронте" священство взяло верх на царством.

Возражение, или Разорение смиреннаго Никона, Божиею милостию Патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисее Лигаридиусу, и на ответы Паисеовы // Никон (Минов), патриарх. Труды /Сост. и общ. ред. В.В.Шмидта. М., Изд. Московского университета. 2004. С. 301, 307, 327.

Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века. СПб., Тип. И.Н.Скороходова. 1889. –224 с.; Савва В.И. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу влияния Византии на образование идеи царской власти московских государей. Харьков, Тип. М.Зильберберг и с-вья. 1901. –400 с.; Темниковский Е. Положение Императора Всероссийского в Русской православной церкви в связи с общим учением о церковной власти // Юридические записки, издаваемые Демидовским юридическим лицеем. Ярославль, Тип. Губернского правления. 1909. Вып. I (III). С. 47–80; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: в 2 тт. Сергиев Посад, Б/и. 1909. Т. 1. –525 с., 1912. Т. 2. –547 с.; Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., Изд. Карцева. 1913. –531 с.; Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. М., Москва. 1999. . – 512 с.; Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Очерки русской политической литературы от Владимира святого до конца XVII в. Пг., 1916. б/и. – 463 с.; Верховской П.В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный регламент. К вопросу об отношении церкви и государства в России. Исследование в области русского церковного права: в 2 тт. Ростов-на-Дону, Б/и. 1916. Т. 1. Исследование. –687 с., Т. 2. Материалы. –415 с.; Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог. (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. С. 47–153; Успенский Б.А. Царь и патриарх. Харизма власти в России: византийская модель и её русское переосмысление. М., Изд. Языки русской культуры. 1998. –676 с.

Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). М., Изд. Государственной публичной исторической библиотеки России. 2007. –532 с.

См., например: Современники о патриархе Тихоне: Сб. в 2 ч. /Сост. и автор комментариев М.Е.Губонин. М., Изд. ПСТГУ. 2007. Т. 1. С. 190, Т. 2. С. 563; Иванова Е.В. Святейший Патриарх Тихон и голод 1921–1922 гг. в России // Богословские труды. Вып. 41. 2008. С. 5, 504.

Первое, пожалуй, известное в официальных документах РПЦ написание слов "Патриарх" и "Патриаршество" с прописных букв зафиксировано в материалах Поместного собора 1917–1918 гг. А именно – в соборном определении "О высшем церковном управлении", принятом 4 ноября 1917 г. – до поставления патриарха Тихона (Белавина) (См.: Собрание определений и постановлений Священного собора Православной российской церкви 1917–1918 гг. М., Изд. Новоспасского монастыря. 1994. Репринтное издание 1918 г. Вып. 1. С. 3).

Причём именования высших церковных сановников с тех дней также стали значиться с прописной буквы: "Архиереи", "Митрополит", "Архиепископ", "Епископ", "Протопресвитер" (в отличие от слов "клирики" и "миряне"). В частности, принятое 31 июля (13 августа) 1918 г. Поместным собором определение "О порядке избрания Святейшего Патриарха" начиналось так: "Патриарх избирается Собором, состоящим из А рхиереев, к лириков и м ирян" (Собрание определений и постановлений … Вып. 1. С. 4–9, Вып. 4. С. 3).

Православная энциклопедия. М., Церковно-научный центр "Православная энциклопедия". 2000. Т. 1. С. 689, 692, 693, 708, 710 и др.

По конституции СССР (1977 г., 6-я статья) КПСС являлась "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций". КПСС "определяла генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР" и проч. (Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик // Ведомости Верховного Совеа СССР. М., 1977. № 41 (907). 12 октября. С. 674). Потому, на наш взгляд, "сопоставление" высших иерархов РПЦ и генеральных секретарей ЦК КПСС вполне корректно.

Православная энциклопедия. 2003. Т. 6. С. 229, 230; 2006. Т. 12. С.95.

Православная энциклопедия. 2000. Т. "Русская Православная Церковь". С. 190.

О социокультурной динамике смысла слов "царь" и "император", а также о различной их интерпретации в греческой, латинской и русской языковых традициях см.: Успенский Б.А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М., Изд. Языки русской культуры. 2000. С. 34–52

См.: Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., Изд. Эксмо. 2007. –512 с.

См., например: Свод Законов Российской Империи. СПб., Изд. Вестник знания. 1912. Т. 1. Ч. 1. Свод Основных Государственных Законов. С. 11–37.

Правила русской орфографии и пунктуации. М.-Л., Изд. АН СССР. 1947. С. 62–63.

См. об этом подробнее: Бабкин М.А. Святейший синод Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году // Вопросы истории. 2005. № 2. С. 97–109; Он же. Иерархи Русской православной церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г.) // Отечественная история. 2005. № 3. С. 109–124.

М.А. Бабкин - доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета

1. Кого на Руси называли «Тушинским вором»?

а) Лжедмитрия I

б) Илейку Муромца

в) Лжедмитрия II

2. Какие из перечисленных событий произошли в XVII в.?

а) принятие «Соборного уложения»

б) Крымские походы

в) присоединение Левобережной Украины к России

г) принятие русским царём императорского титула

3. С какими событиями связано утверждение «священство выше царства»?

а) Брестской церковной унией

б) Стоглавым собором

в) конфликтом царя Алексея Михайловича и патриарха Никона

г) ликвидацией патриаршества в России в начале XVIII в.

4. Сенат был создан в России в период царствования:

а) Петра I

б) Петра II

в) Петра III

5. Кто из перечисленных исторических деятелей прославился в эпоху Елизаветы?

а) М.В. Ломоносов

б) П.И. Шувалов

в) Г.А. Потёмкин

6. Установите хронологическую последовательность событий правления императрицы Екатерины II:

а) издание «Жалованной грамоты городам»

б) Третий раздел Польши

в) секуляризация церковных имуществ

7. Соотнесите имя исторического персонажа и основное направление его деятельности:

а) А.А. Аракчеев 1) разработка конституционных реформ

б) М.М. Сперанский 2) командование армией в войнах с Наполеоном

в) М.Б. Барклай-де-Толли 3) создание Особого корпуса военных поселений

8. Соотнесите даты и события правления Александра I:

а) 1806–1812 гг. 1) русско-шведская война

б) 1808–1809 гг. 2) русско-иранская война

в) 1804–1813 гг. 3) русско-турецкая война

9. Формула «Православие, самодержавие, народность» стала идеологической основой движения:

а) социал-демократов

б) монархистов

в) народников

г) западников

10. В Крымской войне против России воевали:

а) Турция

б) Великобритания

в) Испания

г) Франция

11. К правлению Александра II не относится:

а) продажа Аляски

б) присоединение Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств к России

в) русско-японская война

г) война с Турцией за освобождение Болгарии

12. Соотнесите даты и события правления Александра III:

1) учреждение Фабричной инспекции, начало фабричного законодательства

2) издание циркуляра о «кухаркиных детях»

3) крупная стачка рабочих на мануфактуре Т.С. Морозова в Орехово-Зуево

4) издание «Положения о земских участковых начальниках»

13. На каком съезде Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) произошло её разделение на большевиков и меньшевиков?

а) на первом, в 1898 г.

б) на втором, в 1903 г.

в) на четвёртом, в 1906 г.

14. Расположите события правления императора Николая II в хронологической последовательности:

а) трагедия на Ходынском поле

б) Портсмутский мир

в) начало Первой Мировой войны

г) убийство П.А. Столыпина

15. В каком году была созвана Первая Государственная дума?

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ 2.9

Задание 1. «Тушинским вором» называли Лжедмитрия II (в).

Задание 2. К XVII в. относятся принятие «Соборного уложения», крымские походы 1687 и 1689 гг., присоединение Левобережной Украины к России (а, б, в).

Задание 3. Утверждение «священство выше царства» принадлежит патриарху Никону и связано с конфликтом патриарха и царя Алексея Михайловича (в).

Задание 4. Сенат был создан Петром I (а).

Задание 5. В эпоху Елизаветы прославились М.В. Ломоносов и П.И. Шувалов (а, б).

Задание 6. Секуляризация церковных земель (1764) – «Жалованная грамота городам» (1785) – Третий раздел Польши (1795) (в, а, б).

Задание 7. А.А. Аракчеев – создание Особого корпуса военных поселений (а-3). М.М. Сперанский – разработка конституционных реформ (б-1). М.Б. Барклай-де-Толли – командование русской армией в войнах с Наполеоном (в-2).

Задание 8. 1806–1812 гг. – русско-турецкая война на Дунае и Кавказе (а-3), 1808–1809 гг. – русско-шведская война за Финляндию (б-1), 1804–1813 гг. – русско-иранская война в Закавказье (в-2).

Задание 9. Формула «Православие, самодержавие, народность» стала идеологической основой движения монархистов (б).

Задание 10. В Крымской войне против России воевали Турция, Великобритания и Франция (а, б, г).

Задание 11. К правлению Александра II не относится русско-японская война (в).

Задание 12. 1882 г. – учреждение Фабричной инспекции, начало фабричного законодательства (а-1); 1885 г. – Морозовская стачка в Орехово-Зуево (б-3); 1887 г. – издание циркуляра о «кухаркиных детях» (в-2); 1889 г. – издание «Положения о земских участковых начальниках» (г-4).

Задание 13. Разделение на большевиков и меньшевиков произошло на втором съезде РСДРП, в 1903 г. (б).

Задание 14. Ходынка (1896) – Портсмутский мир (1905) – убийство П.А. Столыпина (1911) – начало Первой Мировой войны (1914) (а, б, г, в).

Л.П. Дмитриева

«Священство выше царства!»?

Эти слова Патриарха Руси Никона мы вынесли в заголовок, потому что они стояли перед нашим внутренним взором, когда мы пункт за пунктом вчитывались в документ от 20 мая 1994 года с грифом: Московский Патриархат Священный Синод. Отдел катехизации и религиозного образования. Итоговое заявление международного христианского семинара Тоталитарные секты в России"”

Вроде бы. думалось нам, Церковь всё-таки отделена от государства. Но почему она пытается навязать свой подход, свою точку зрения различным российским министерствам? Ведь православных людей в огромной России, в отдельных регионахне более 15%, а во многихи того меньше - 12%.

Вполне правомерно, что остальные 88% граждан могут иметь по вопросам, затрагиваемым Церковью, совершенно иную точку зрения.

Ощущается явный дефицит и в корректности иных церковных деятелей при касательстве к государственным делам.

Посмотрите, как ведет себя, к примеру, дьякон Кураев, соприкасаясь с Министерством образования, с министром - членом Правительства России.

Дьякон Кураев: „На эту пасху я был в Германии, сопровождал министра образования Российской Федерации Ткаченко. Ну, и поехал я туда просто поскандалить с ним, честно говоря, высказать своё недоумение по поводу политики нашего Министерства.

Ну и время настало! Раньше церковники не могли себе и представить такого панибратства с министрами. Да и для того, чтобы кому бы то ни было“поскандалить с министром, вовсе не обязательно было ехать в Германию (но, видно, сейчас проезд за границу стоит дешевле, чем проезд на метро).

Как среагировал министр на своего сопровождающего в рясе дьякона, мы не знаем. Не знаем также и по чьей инициативе в школах России недавно была отменена, как сообщалось в печати, самая богопротивная наука - наука о Космосе, о звёздах - астрономия, введённая ещё Ломоносовым.

И это было только начало наступления на... Космос, на все науки, так или иначе связанные с космическими энергиями, с исследованием невидимых миров вне человека и внутри него. Но к этому вопросу мы вернёмся чуть погодя.

А сейчас попросим внимания российских читателей, а также тех русских и так называемых русскоязычных (которые, как мы, например, стали иностранцами в мгновение ока, но у кого вся родня или часть родни, в том числе дети, матери-отцы остались в России).

Обратим внимание на пункты Итогового заявления международного христианского семинара, о котором уже вспоминали в предыдущих номерах, где замечания Русской Православной Церкви и 13 её коллег из западных стран идут в адрес различных Министерств российского государства.

Пункт 9 адресован Министерству юстиции России.

„Как серьёзную ошибку, - говорят представители Церквей Греции, Рима, Америки. Англии и т.д., - мы воспринимаем выдачу Министерством юстиции Российской Федерации разрешения на деятельность секте Давида Берга „Семья („Дети Божий)…

Хороша ли эта организация или плоха по своему влиянию, ответ могут дать лишь очень компетентные и честные (что чрезвычайно важно) специалисты. Но в данном случае не об этом речь: „Семья родилась на Западе, и там же под оком западных христианских Церквей и развилась. Но иностранные Церкви почему-то посчитали себя вправе (вместе с Русской Православной Церковью) сделать серьёзное замечание именно Министерству юстиции России.

В пункте 17 от всех христианских Церквей Запада с русской во главе серьёзный выговор получило Министерство культуры за то, что (без консультации со священством?) соизволило учредить Государственную академию эвритмического искусства.

Пункт 18, пожалуй, можно адресовать уже парламенту. Законодатели России получают указание, как... бороться с теми, кто неугоден... Церкви.

Как раздавить тех, кого Церковь (по собственному заключению), свалив в кучу всех и вся, причислила к тоталитарным сектам? Церковные специалисты дают рекомендации.

Как увидите дальше, эти рекомендации не новы. Они из недавних архивов спецорганов. И очень было бы интересно узнать многонациональному российскому народу, прислушаются или нет законодатели России к рекомендациям и собственных святых отцов (православных), и иностранных: лютеран из Германии и Дании, православных и католиков из Америки, только католиков из Рима, к иностранным евангелистам, методистам, просвитерианам и т.д.? (Вот где плюрализм так плюрализм! В христианстве ведь, как ни в одной религии, более тысячи различных конфессий. Следовательно, столько же мнений по поводу... одной-единственной Библии и её заветов!). А кто-то там из священнослужителей так неосторожно говорит, что „плюрализм хором -это массовая шизофрения.

В борьбе с инаковерующими надо учитывать, говорят свои и зарубежные святые отцы, особенность России.

В чем же она, эта особенность? Что же в борьбе со всеми, кто неугоден Церкви, рекомендует ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ ПОСТТОТАЛИТАРНОГО ПЕРИОДА СЕГОДНЯШНИМ ПОСТТОТАЛИТАРНЫМ ГОСУДАРСТВЕН­НЫМ ОРГАНАМ?

А всё тот же... тоталитарный метод: лишить неугодных инаковерцев права проповедовать то, на что Церковь сегодня нацепила бирку „это враждебно Православию”.

В арсенале прежних репрессивных методов наиболее эффективным и относительно бескровным считалось лишение возможности собираться вместе людям одной веры. Спецы в этой области знали, что для этого, прежде всего, надобно лишить людей... помещения для собраний и просто для встреч. Это естественно, само по себе, обречёт религиозные общины и культурологические общества на исчезновение.

Пункт 18 гласит:

Вся земля, большинство публичных зданий, конференц-залов, кинотеатров, школ, библиотек и т.п. [не поленились, как видим, перечислить все наиболее важные помещения, - ред.] являются в той или иной степени государственными. Поскольку именно в такого рода публичных местах находятся по большей части организационные и проповеднические центры тоталитарных сект, создалась ситуация, при которой деятельность этих сект поддерживается государством. Мы считаем, что никакое светское государство [но почему же и это заявление христианских отцов адресуется только одному светскому государству мира - России? -ред .] не должно оказывать своей поддержки тоталитарным сектам. В условиях российской реальности это означает [если парламентские законодатели не знают этих элементарных вещей, то и не грех им напомнить с трибуны христианского семинара! -ред .], что государственные учреждения должны быть защищены [какая трогательная забота о госучреждениях, она особенно показательна, когда учреждения культуры по требованию Патриархата выселяются прямо на улицу из помещений, почти сто лет назад принадлежавших Церкви! -ред. ] от притязаний сектантов на их использование в качестве пропагандистских центров. Вырабатывание критериев, по которым государство способно определять своё отношение к религиозным организациям, должно быть гласным и юридически обоснованным. [Это, конечно же, снова в пику Министерству юстиции, которое, видимо, хуже, чем святые отцы, разбирается в собственной юриспруденции и юрисдикции, -ред. ]. Но на основании этих критериев должен быть составлен список, культов, с которыми оно [т.е., государство, -ред. ] не желает вступать в отношения сотрудничества.

Вот так-то! А религиовед дьякон Кураев, кажется, говорил, что гонения готовятся на христиан?

Сейчас у нас будет возможность сравнить этот документ со знаменитой Инструкцией по применению законодательства о культах Совмина СССР 1961 года, о которой рассказала своим читателям часто вспоминаемая нами газета Московские новости.

Неужели и сейчас, как в совсем недавние тяжкие, идеологически застойные времена, следует снова вызывать бульдозер или снова рассовывать по лагерям и психушкам (как кришнаитов 80-х годов) всех религиозно инакомыслящих?

Неужели в России готовят топоры лес рубить?! А уж каждому известно: когда лес рубят, то щепки летят во все стороны!

Тоталитарный режим, как известно, сотрудничал лишь с... Официальной Православной Церковью. А как выражалось его нежелание сотрудничать со всеми остальными сектами? Неужели так быстро мы уже забыли?

Не «тоталитарных сект» больше всего боятся церковные ортодоксы, а, как и прежде в средневековье, нового мышления

Похоже, в конце XX века Православная Церковь зовёт Россию в… средневековье. Церковным ортодоксам очень не по душе наука, проткнувшая небесные сферы и заглянувшая туда, куда НЕ ПОЛОЖЕНО, -туда, куда смотрели Бруно и Галилей, - в беспредельный Космос, обитаемый сверхразумными Существами. Люди заглянули в невидимые миры, состоящие из энергий невероятной творческой мощи. Материалистическая наука прикоснулась к миру духа.

Сегодня в России и других республиках, составлявших СССР, сняты запреты на изучение всего, что связано с религиями, Эзотерической Философией Востока, Древней Сокровенной Наукой. Человеку, наконец, предоставили право свободно мыслить, свободно и самостоятельно выбирать пути познания, которых, как оказалось, много, а не лишь один, жёстко закреплённый на идеологическом указателе.

Но мы видим, что подобное снятие идеологических табу Церкви не по душе. Похоже, что даже несмотря на её собственные прежние трудности, которые приносил Православию прежний режим Официальной Церкви при нём всё же было намного спокойнее и даже надёжнее. КГБ никогда бы не допустил такого религиозно-философского и запретно-научного бума, который начался после падения Единой Идеологии. А теперь вот приходится с этим бумом бороться Церкви.

Раньше на страже от проникновения в СССР трудов Блаватской и Агни Йоги Рерихов стоял могущественный КГБ. Теперь вся нагрузка пала на плечи людей в рясах.

Раньше продвижению мистических направлений в науке мешало КГБ, то Управление, которое никак не хотело верить ни в Бога, ни в чёрта. Теперь вся тяжесть борьбы с оккультизмом и в науке, и в технике, и в быту пала на долю Церкви. Работы ей прибавилось, что и говорить.

А нам радостно видеть, что сбылись предсказания Елены Петровны Блаватской. которая 100 лет назад утверждала, что к концу XX столетия «Тайная Доктрина» будет признана.

Нам радостно читать и строки Елены Ивановны Рерих, где выражается надежда, которая уже осуществилась. Современная наука признает, что организм человека не изолирован от Космоса, он -наиважнейшее звено энергетического обмена. Именно человек является и источником различных энергий (в том числе и тончайших), которые он излучает в пространство, и проводником, соединяющим между собой земные (низшие) и космические (высшие) сферы.

Будем надеяться, - писала Е.И.Рерих полвека назад, - что физиология скоро установит связь человеческого организма с Космосом, и будут подняты из праха науки вроде астрологии и астрохимии и прочие познания тончайших энергий. Не отвергая прежних достижении, человечество сможет обновить жизнь. Пусть только каждый скажет вместо слова нельзя слово можно. Вся жизнь преобразится таким достижением в сознании. Только таким пониманием неограниченных возможностей человеческого организма мы достигнем высот сверхчеловека. [Вот именно здесь бы дьякону и ухватиться за слово сверхчеловек "!! Но разве он мог бы процитировать эти строки? -ред .]

Живу радостью, что подходит время, когда указание Мира Надземного будет реальной наукой, к тому устремляет Армагеддон и все бедствия, им вызываемые.”

Елена Ивановна Рерих писала эти строки в 1950 году (см. Письма 1932 - 1955 гг., стр. 506), когда в советских научных кругах даже генетика и кибернетика (не то, что Агни Йога и любая другая йога), считались буржуазными бреднями, лженаукой. Астрология - и то была из списка древней мистики (сейчас она иногда идёт под названием космобиоритмика). Хироматия (сейчас она называется дерматоглифика) была лишь наукой лживых цыганок. “Тот свет, жизнь в иных мирах, ангелы, бесы, боги, ведьмы, колдуны, оборотни, привидения, душа, ясновидение, телепатия, левитация, телекинез, полтергейст и пр. и пр. - всё это было бабушкиными сказками, суевериями дикарей или, в лучшем случае, просто мифами древних народов (которые, разумеется, по утверждению дарвинистов, все были примитивными). Уфология (наука об НЛО) - называлась метеорологическими и оптическими эффектами, галлюцинациями, происками врагов, бредом сивой кобылы и т.д.

Но время, указанное Миром Надземным, всё же подошло. И указание этого Сверхчеловеческого Мира становится, наконец, не только за рубежом, но и в России, реальной наукой.

Именно эта, новая наука (которая пока в эмбриональном состоянии) является соединительным звеном между наукой современной и Эзотерической - Сокровенной Наукой Гималайских Махатм, в XIX и XX веках отражённой в Космогенезисе, Антропогенезисе “Тайной Доктрины Е.П.Блаватской и Агни Йоге Рерихов.

«Тоталитарные секты» - это не более, чем ширма. Вовсе не они являются главным сигналом опасности для устоев Официальном Ортодоксальной Церкви, сделавшей когда-то синонимами слова знание и ересь”.

Космическая наука - космология, космическая философия - вот она, главная бомба, обезвредить которую необходимо любыми средствами! Эта Наука (как думают ортодоксы в рясах) подложена под сами основы Библии!

А ведь эта Наука и в самом деле бомба. Причем, колоссальной разрушительной силы. Но подложена она вовсе не под Библию. Библия эзотерическая книга, которую надо УМЕТЬ читать. Космологическая бомба подложена под невежество.

Однако, в нынешние времена ни у старой, ни тем более у молодой ноокосмологической науки в стране, где пока не до Науки, как и не до Культуры, НЕТ ДЕНЕГ. А ведь лишь наука способна, как говорит Владыка Шамбалы, мгновенно прояснить вопросы Мироздания.

Куда же податься с протянутой рукой? Единственная надежда учёных - на Министерство, где ещё водятся деньги - Министерство Обороны. Учёные-космисты обратились туда и получили помощь и поддержку.

И это мгновенно вызвало реакцию Церкви - ярость и недопустимые аналогии, которые допускают её служители типа Кураева.

Кто в атомный век защитит Галилея, Бруно, Эйнштейна, Циолковского, Вернадского, Сахарова, Блаватскую, Рерихов, современных учёных-космистов? Неужели только Вооруженные Силы России?..

…а Вооруженные Силы, действительно защитив НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В КОСМИЧЕСКОЙ НАУКЕ, оказались под прицельным огнём Церкви.

Однако, военное ведомство почему-то не испугалось атаки воинов в чёрных рясах. Не боясь анафемы, оно решило даже материально поддержать“антибиблейские вещи”, - другими словами, Космическую Науку.

Дьякон Кураев: «... .любая концепция, которая утверждает работу с космическими энергиями - это язычество! Это антибиблейская вещь! ...Любая космическая философия это есть разрушение самой сути Библии! » .

Кратко, но исчерпывающе ясно. Вот такова точка зрения в конце XX века официального представителя Русской Православной Церкви, на всё, что связано с исследованием космических энергий, о которых говорится в Агни Йоге.

Вот такова точка зрения Церкви на самую, глубоко внедрившуюся в невидимый мир науку, называемую квантовой механикой; на космическую философию Циолковского (имевшего, по его же словам, контакты с разумными существами из болев разряженной”, чем физические люди, материи); на учение Вернадского о ноосфере - космической сфере Разума (от латинского ноус - разум, в Сокровенной Науке эта сфера именуется Ментальным Миром), на космологию Сахарова Многолистная модель Вселенной, которая, изложенная ещё в 1969 году, до недавних пор была… недоступна для изучения и т.п.

Какие же слова найти для комментария подобнойсредневековой точки зрения?! Пожалуй, лучших и не найдем, чем в книгах Владыки Шамбалы - Агни Йоге.

Ужасно видеть окаменелые мозги, которые не допускают новых достижении! (АУМ, § 341).

До осени 1994 г. отношения Церкви с Вооружёнными Силами России ещё не были окончательно определены. Но трещина уже наметилась. Это можно было заметить даже по июньской лекции Кураева. Однако он пока выражал раздражение лишь намёком.. Но каким!

К компромату в адрес Рерихов дьякон прибавляет компромат в адрес Вооружённых Сил России. В конце осени, когда точки над i будут расставлены, и военные окажут поддержку учёным, а не церковникам, вот тогда и выпустят на поле крайнего нападающего, который в выстраивании системы доказательств ни на йоту не изменит себе.

Дьякон Кураев в лекции Рерихи и христианство даёт странную информацию:

Вот у Синнетта вышла книжка под названием Эзотерический Буддизм. Эта книжка переиздана... Кстати...

[Кстати, заметим: свою главную мысль дьякон даёт как бы между прочим. Именно так и подается в печати или устно самая гнусная ложь - как бы между прочим старый приём психологической обработки, --ред. ]

...Кстати, маленькая подробность: эта книжка, продолжает пропагандист от Церкви. -отпечатана в типографии Министерства обороны в 1992 году. Так что близко время, когда ОНИ придут к власти».

Вот она и главная мысль, которую внедряет в сознание слушателей богослов: ОНИ - это Антихрист под лозунгом Рерихов, захвативший, как на то совершенно прозрачно намекает Кураев, уже и Вооруженные Силы России. Они” жаждут установить демократию, которую Кураев назвал обществом свободы без христиан, кошек и собак.

Даже дураку понятно, что для Кураева главное дать вовсе не информацию о каком-то Синнетте, для подавляющего большинства слушателей неизвестном. Главное вовсе не названная книжка под ничего не говорящим (для многих) названием (к тому же, ни малейшего отношения не имеющей к какой-либо агрессии). Эта книжка об эволюции Космоса, Земли и человечества написана на основе Писем Махатм ещё в прошлом веке! Кураев об этом, разумеется, не сообщает.

Вселить страх, - как уже высказывалось нами, - главная задача лекции. А страх, конечно же! лучше всего подкрепляется всем, что умеет стрелять.

А те, чья профессия во всех странах, у всех народов, во всех эпохах именно стрелять, очень уж не поддаются Церкви.

И военные России (а в сердце Армии с такими давними и великими традициями, - что бы там ни говорили - живёт воинская доблесть и честь) уверены, что у каждого свой долг. И долг этот надо исполнять с высоким профессионализмом; кому выпадает защищать души, а кому-то надо защищать тела и жизнь в этих телах. Нет ни одного государства без Вооружённых Сил. И самостоятельность страны в неспокойном человечестве и стабильность её мирной жизни находятся в прямой зависимости от Армии, её мощи, уважения народа к своим сынам в военной форме. Разрушит народ уважение к самому себе, будет разрушаться и Государство, и Армия, - хаос, беззаконие, преступления, анархия захлестнут народ. В такой неуправляемой среде танки и ракеты (и даже атомную бомбу) может использовать, кто хочет, кто хитрее и коварнее. Армия так же (как и гражданская среда) отражает, как в зеркале, все проблемы общества.

Вооружённые Силы России... не впустили в свои пределы церковнослужителей.

Да и кто же из серьёзных людей впуститна позиции, где стоит космическая техника, граждан, настроенных враждебно не к оружию, вовсе нет! Всякое оружие Церковь всегда освящала, чтобы пушки точнее били по людям, а штыки, сабли, мечи, ножи побольше бы резали и кололи их. Теперь уже не секрет, что первый в мире человек, взлетевший в Космос, взлетел и благополучно вернулся на Землю на ракете, которая может нести как ядерный заряд, так и научную аппаратуру для исследования и Земли, и Космоса.

Но отношение к исследованию Космоса у Церкви, как оказалось, совершенно не изменилось ещё со времён Галилея и Бруно. Поэтому, наверное, военные и решили, что святым отцам в их длинных рясах уж очень неудобно будет спускаться под землю на глубину 20 этажей с ведром святой воды и веничком, чтобы окропить ракеты СС-18.

Отказ военных пустить Церковь в свои владения вызвал у её иерхархов реакцию, нетрудно понять - какую. Если бы это не были Вооружённые Силы, то в списке тоталитарных сект, рядом с Агни Йогой, появились бы, наверное, и они. Но этоВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ - и этим всё сказано.

Несмотря на то, что у этих Сил масса внутренних проблем, связанных с реформированием, это сейчас, пожалуй, единственная организация, где ещё есть какой-то порядок.

Мягко говоря, обида Церкви на военных велика. Эта обида (и раздражение), как увидим из приведённой далее газетной публикации, выразятсяв… небывалом оскорблении российских Вооруженных Сил. Ядро Армии СССР, страны, победившем фашизм - Вооружённые Силы России - будут сравниваемы с... гитлеровским, фашистским ОККУПАНТНЫМ Рейхом.

И такое оскорбление Вооружённым Силам России было нанесено именно из-за НАУКИ.

Той, самой молодой и самой нищей, КОСМЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, на основе которой БУДЕТстроитьсяНОВОЕ КОСМИЧЕСКОЕ мировоззрение будущего тысячелетия, и в основе которой (кто бы что ни говорил) находится СОКРОВЕННАЯ НАУКА МАХАТМ.

Человек в рясе, ведя атаку на Агни Йогу, наскакивает на Вооружённые Силы России:

Личный состав... будет перевоспитан в духе указаний Владык Космоса и Шамбалы.

Московская газета Сегодня и дьякон Кураев публикуют накануне 50-летия Победы над фашизмом вот такой сюрприз и для Вооружённых Сил России, и для народов России.

Дьякон Кураев: Неделю назад [примерно в первых числах ноября 1994 года, -ред. ] в Даниловым монастыре представители Министерства обороны заявили, что они готовы только к одной форме сотрудничества с Русской Православной Церковью: разрешать солдатам во время увольнений заходить в храмы. Специально было сказано, что Министерство не допустит кропления боевой техники и казарм святой водой (пункт 11-й методических рекомендаций, представленных МО). Министерство обороны России не сочло возможным создать и ФИНАНСИРОВАТЬ [выделено ред.] центр, который занялся бы изучением христианского отношения к. армейской службе.

(Но в таком случае Министерство обязано создать и финансировать и мусульманский центр, и другие! В христианско-мусульманско-буддийской России все религии и конфессии имеют такое же право, как и Православие, представляющее очень незначительную часть россиян. Причём, многие верующие совершенно не разделяют точку зрения ортодоксов Официальной Церкви на космическую науку и имеют отнюдь нелицеприятное мнение относительно образованности многих священнослужителей).

А вот новосозданному Институту ноокосмологии (который финансируется из армейского бюджета), - продолжает дьякон, словно пишет жалобу на профком, который Иванову выделил материальную помощь, а Петрову - нет, - поручен проводить “анализ теософических взглядов на развитие личности и духовности человека.

На сей раз мы процитировали не фрагмент кураевскои лекции Рерихи и христианство. Его слова взяты из московской газеты Сегодня, которая под зловещей рубрикой Оборотни, как видно, с удовольствием опубликовала корреспонденцию Кураева “Под знаменем оккультизма” (19 ноября 1994 года).

Посмотрите, как верен себе и поставленной Церковью задаче, дьякон. Как старается он, во что бы то ни стало выбить щит из рук теософов”, выступая уже не как лектор, а как автор газетного материала.

Дав информацию о том, что в ноябре 1994 года в Военном университете (бывшей Военно-политической академии) прошло учредительное собрание Института ноокосмологии, он акцентирирует внимание, что УЧРЕДИТЕЛЕМ явилось Министерство обороны России. Далее неуёмный специалист по теософии пишет Центральные темы исследований сформулированы так: Цель и смысл возникновения Вселенной с позиций ноокосмологии: Высший Разум - эволюция, величие, программа. Эфир - первооснова материй, элемент Высшего Разума. Космические Иерархии... Псиэнергия (сверхслабые взаимодействия) - энергия божествен­ных начал... .

Какой же делается из этого вывод? В неизменно кураевском духе: понятие "Шамбала жжёт дьякона, как обжигаются элементарии низшего Астрала при приближении к высшим Светоносным Сущностям.

Итак, - восклицает дьякон, - скоро к уставам Российской армии добавится устав военно-космической иерархии. Личный состав, недовоспитанный в духе решений последнего съезда КПСС, будет перевоспитан в духе указаний Владык Космоса и Шамбалы.

Ни один серьёзный человек не может воспринять подобный вывод иначе, как выступление кощунника-пародиста на эстраде, но не философа-священнослужителя.

Если бы вначале лекции Рерихи и христианство” не было дважды заявлено, что точка зрения дьякона ПОЛНОСТЬЮ совпадает с точкой зрения Церкви на Теософию, Шамбалу, Рерихов, то можно было бы подумать, что все выводы дьякона, его подтасовки, передёргивания, ложь, - всё это делается для того, чтобы бросить тень на авторитет Церкви.

Дьякон далее сообщает: „К работе привлечены самые серьёзные силы: зал полон академиками из Академии энергоинформационных наук, Академии биоэнергетики, Академии космического разума, специалистами по НЛО и парапсихологии. Им будет поручено „создание научно-популярных и учебных кинофильмов, “разработка учебных пособий, популяризация идей ноокосмологии в периодических изданиях, „комплектование библиотек по вопросам ноокосмологии, а также „подготовка и расширение словаря терминов ноокосмологии.

Что же должен подумать читатель, уже довольно нагруженный по упомянутым вопросам различной теле- и радиоинформацией, многочисленными газетно-журнальмыми публикациями и уже довольно обширной литературой? Он подумает: Слава богу, и у нас (т.е., в бывшем СССР), наконец-то, перестали отрицать очевидное и принялись за изучение невероятного!

И мы тоже выразим надежду, что, быть может, теперь новая наука выйдет из подполья и в популярной форме начнёт объяснять людям, хотя бы то немногое, что уже признано очевидным, и что просто необходимо знать обществу, если оно стремится к просвещению и хочет сохранить психическое здоровье людей. Может быть, хотя бы теперь, невежда и профан на телеэкране и на газетной полосе уступит место учёному. А простой человек, которого запретный плод так и тянет, не будет лезть туда, куда ему пока лезть не положено, как не положено незащищённым входить в трансформаторную будку с оголенными проводами. (Именно знание могло бы помочь людям избежать психических ловушек типа киевского братства Кривоногова-Цвигун.)

Но дьякон Кураев сообщает столь подробную информацию вовсе с другой целью. Его вывод совершенно неожиданный:

Штатные оккультисты были ранее в нацистской армии Гитлера, теперь будут они «армии России.

Спрашивается, ну почему бы критику Вооружённых Сил от имени церковников не привести иное, более современное и вовсе не оскорбительное и вовсе не компрометирующее сравнение? Сославшись на болгарского ученого Тодора Дичева, директора института Биоэнергетика и экология человека"” он бы мог сообщить читателям, что только в штате личной охраны Президента США Рейгана было 12 оккультистов (специалистов психоэнергетики), у Президента Буша - 6, а у наиболее современного и самого молодого Клинтона - 212 оккультистов! У Горбачёва не было ни одного!

Не странно ли, что дьякону Православной Церкви почему-то больше всего подошел именно Гитлер, окружённый оккультными специалистами. С чьей же подачи появилась в печати корреспонденция, цель которой опорочить Армию России, ИМЕННО потому, что она поддержала в настоящие трудные времена науку, учёных-космистов, но отказалась сотрудничать с Церковью, всегда выступавшей против любой передовой науки, и в конце XX века заявляющей о том, что ИССЛЕДОВАНИЕ КОСМОСА - ЭТО ЯЗЫЧЕСТВО, и космология разрушает саму суть Библии.

Космическая деятельность для России (как и для США) приоритетна, -это утверждают специалисты. Без неё в XX веке, и, тем более, в веке грядущем, не сработает ни военная, ни международная, ни внутренняя область жизни государства ни наука, ни просвещение. Эта деятельность фактически лишь началась ведь полвека тому ещё не было и разговора о ней. Сейчас делаются первые попытки перейти от первых научно-технических космических достижении к исследованию скрытой духовно-психической природы человека и природы невидимых сфер Космоса и к формированию нового космического мировоззрения.

Все прежние узкоматериалически мировоззренческие установки себя изжили. Религиозные догмы в их буквальной трактовке являются порой - да простят нам верующие -- детским лепетом либо нелепицей и совершенно не соответствуют ритму космической эпохи. Снова вернёмся на минутку на лекцию, и на том закончим цитировать человека, который, увы! ведает, что творит неблаговидное дело, но не ведает о законах Кармы, которые действуют независимо от того, знают о них или нет.

Сейчас послушаем одно любопытное научное сообщение дьякона Кураева и на том распростимся.

Дьякон Кураев: Вы знаете, есть такое общество - оккультизм? [Нет, не знаем. Ибо такого общества нигде в природе нет. Слово оккультизм просто означает тайноведение и имеет несколько синонимов: тайное знание, тайная наука, герметическая наука, скрытое знание, сокровенное знание, эзотерическое знание. Более современны - два последних термина, -ред. ]. Оккультисты говорят, - продолжает дьякон-философ, -что человек это микрокосмос. [Именно так. Но, так как это же утверждают и современные учёные, следовательно, они также «оккультисты» -ред .]То есть, человек - это маленький космос, маленький мир, помещённый в мир большой, в большую Вселенную. В общем, это достаточно справедливый тезис. [Благодарим! - ред. ].Он встречается и у многих святых отцов. [Следовательно, и святые отцы - оккультисты! -ред. ]. Но при этом Григорий Богослов делает поразительную поправку! Он говорит: Да, человек это не просто маленький мир в мире большом. Человек это большой мир в мире... маленьком! Человек больше Вселенной!

Вот как! Но больше Вселенной человек и насколько больше, или он меньше, - предоставим заниматься подобными взвешиваниями и соотношениями тем, кто в состоянии доказать, что яйцо, снесённое курицей, больше самой курицы. Церковь на своих Соборах обсуждала и более хитроумные вопросы: например, до хрипоты спорили однажды святые отцы, доказывая, сколько духов могут поместиться на острие иглы. Всерьёз обсуждался и вопрос о том, есть ли душа у женщины. Доказывалось, что Земля неподвижная, плоская и квадратная, а звёзды охлаждаются ледяной водой, чтобы не было небесного пожара.

В эпиграф Послесловия вынесены слова, которые однозначно отвечают на вопрос, поставленный в этом заголовке: КРАСОТУ СПАСЕТ ЗНАНИЕ!

Именно через науку и искусство придет то, чего не смогла дать людям религия, придет Знание . К этим словам Владыки Шамбалы можно добавить и вот эти, им же сказанные, слова. Час понимания Космоса пробьёт.

Эти слова были переданы через Елену Ивановну Рерих тогда, когда первая книга Огненной Йоги еще только собиралась. До начала Космической Эры, ознаменованной полётом первого человека в Космос, оставалось ещё целых 37 лет. Будущий отец советской космонавтики был пока просто фантазёром, никому не известным скромным учителем гимназии. В тонких тетрадках от руки он чертил проекты будущих космических кораблей и поселений и набрасывал некоторые положения своей космической философии, которая отражала многие положения Универсальной Эзотерической Философии Гималайских Махатм.

Владыка Шамбалы знал, что говорил: ЧАС ПОНИМАНИЯ КОСМОСА ПРОБИЛ! Этот час растянется для человечества Земли на многие и многие тысячелетия. А затем устремит человека туда, где нет Времени - по дороге Бессмертия.

Именно в Беспредельность устремляет человечество Агни Йога и "Тайная Доктрина.

Именно беспредельность совершенствования человека, человеческой души считается Церковью богопротивным делом, подрывающим саму основу Библии, которая в своем эзотерическом зерне (как и все другие Откровения) отражает некоторые положения Единой Универсальной Эзотерической Науки.

Обоснование веры, без знания (которое сегодня, как и века назад, предлагает Церковь) недалеко ушло от средневековых объяснений тайн жизни и смерти, тайн Неба и Земли. Кого сегодня могут устроить обоснования, коими потчуют своих слушателей церковные толкователи, подобные дьякону Кураеву?

Просим прощенияза вынужденный повтор уже хорошо знакомой вам фразы, но нам не хотелось разрывать очень уж любопытную связку слов, объясняющих основные постулаты христианской веры в подаче дьякона, который доказал, почему надо запретить любые научные космические исследования.

Христианская религия -это связь с Богом, не с Ангелами, не с духами планеты, а с Богом! [А иудейская? А мусульманская? -ред. ] ИМЕННО ПОЭТОМУ [вот и все обоснование? - ред .]любая концепция, которая утверждает работу с космическими энергиями - что язычество! Это антибиблейская вещь! Библия призывает нас: К Богу оберните ваши сердца! [А чем здесь мешает наука? -ред. ]В Сыне дашь Ты мне сердце! Помни, Израиль, да не будет у тебя Богов иных! [А что, Россию уже переименовали в Израиль? -ред. ]ИМЕННО ПОТОМУ [ну и логика! -ред .] любая космическая философия эзотерическая - это есть разрушение самой сути Библии!.. Бог един! Люди заключают завет с этим самым Единым Богом! Сначала через Моисея [А до Моисея, что, людей не было? Чем же виноваты те, не-иудеи и не-христиане, кто жил до него? -ред. ], затем через кровь Христа! [Другими словами, весь мир просто обязан срочно разрушить свои храмы и войти в лоно христианской Церкви! -ред. ] И никакие иные посредники [обратите внимание, какие именно, - ред .]ионы, фохаты, парафохаты, астралы и прочие не нужны!

Конечно же, в числе “прочих дьякон (если бы знал) мог назвать не только ионы, но и электроны, протоны, позитроны, кванты, кварки, нуклоны, альфа-бета-гамма частицы, гипероны, солитоны, лептоны, омега-минус-частицы, всё, что имеет отношение к тонким и сверхтонким мирам.

Книги Блаватской и Рерихов содержат тысячи ответов, жизненно важных для любого человека, совершенно неискушенного в физике элементарных частиц. А уж для учёного любого направления - в научных трудах Гималайских Посланцев - кладезь идей, разъяснения множества загадок, над которыми давно бьётся наука, зародыши новых наук, основанных насинтезе познания мира, на новом -космическом - мировоззрении.

Эзотерическая Наука Гималайских Махатм, представленная нам в виде “Тайной Доктрины” Е.П.Блаватской и Агни Йоги Рерихов взрывает установившееся грубо материалистическое представления о мире и человеке и даёт совершенно новое направление мышлению в области Космической и Человеческой эволюции. Она объединяет все духовные и материальные достижения Востока и Запада и показывает человечеству Многомерный Мир в его Единстве.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Только очень наивным человек может верить, что тоталитарный режим со всеми своими сложными и во всё проникшими метастазами, враз ушёл в небытие после объявления о победе демократии.

И только очень равнодушный человек может не заметить, в каком положении в последние годы оказались основополагающие устои государства, его краеугольные камни - Наука и Культура.

Невежество начало наступление и на Науку, и на Культуру, наиболее яркими представителями которых явилисьвсемирно известные деятели как Науки, так и Культуры - Е.П.Блаватская и, принявшая у неё эстафету Шамбалы, семья Рерихов. Эти великие имена России являютсясимволом идей Нового Космического Мировоззрения. В его основе - концепция сближения видимого и невидимого мира и изучение Всеначальной Космической Энергии, высшим проявлением которой является психическая энергия, которую венчает Мысль.

Владыка Шамбалы (АУМ, § 341) говорит:

Борьба с невежеством должна быть явлениеммировым. Ни один народ не может хвалиться, что он достаточно просвещён. Никто не может найти достаточно сил, чтобы одолеть невежество в единоборстве. Знание должно быть всемирным и поддержано в полном сотрудничестве. Пути сообщения не знают преград, так и пути знания должны процветать в обмене мнений.

Знание настолько расширяется, что требуется постоянное обновление методов. Ужасно видеть окаменелые мозги, которые не допускают новых достижений. Каждый отрицатель не может уже называться учёным. Наука свободна, честна, бесстрашна. Наука может мгновенно изменить и просветить вопросы Мироздания...

Именно борьба с невежеством неотложна, - как с разложением и тлением. Нелегка борьба с тёмным невежеством, оно имеет много пособников... Нужно запастись и мужеством, и терпением, ибо борьба с невежеством есть борьба с хаосом.

Труд очищения Учения Христа, доказывающий его жизненность и единство со всеми Учениями Востока, - писала Е.И.Рерих 25.03.35 г., -явился бы ценнейшим вкладом в нашу бедную или малодоступную духовную литературу... Лишь идя к Первоистокам, можно открыть красоту и единство Великих Откровений.

Один из печатников, принеся редактору Агни священного пробный оттиск газеты, сказал с явным недоумением; И стоило из-за какого-то там дьякона писать... целых три номера!? Подумаешь, велика птица - дьякон! Мало ли что кому в голову может взбрести!

Однако дьякон все же не просто дьякон - он профессор богословия и глашатай официальной политики Русской Православной Церкви, о чём он заявляет публично. А Церковь публично заявляет о своемнепримиримо враждебном отношении к научно-культурному наследию Е.П.Блаватской и семьи Рерихов, почему-то путая Науку с Религией.

Что же ответила редактор печатнику на его недоумённый вопрос о дьяконе? Она ответила старой китайской поговоркой, которая приводится в Агни Йоге: Сумей ухватить за хвост самого маленького черта, и он укажет, где притаился наибольший.

Так зачем же искать какие-то новые средства, если русский Балда доказал результативность метода древнекитайских мудрецов?

5. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением …

1. Ханская грамота, подтверждавшая право на княжение

2. Представитель хана, осуществлявший контроль за местными властями

3. Дань в пользу Золотой Орды

6. Как назывался выборный глава городского управления в Древнем Новгороде?

7. Какой срок сыска беглых крестьян вводил указ об «урочных летах» от 1597 г.?

А. Трехлетний

Б. Четырехлетний

В. Пятилетний

8. Какое решение принял последний Земский собор полного состава?

А. Об избрании Михаила Романова на царство

Б. О воссоединении Украины и России

В. О принятии Соборного Уложения

9. Утверждение «Священство выше царства» связано с:

А. Реформами Избранной Рады

Б. Событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона

В. Ликвидацией патриаршества в России в начале XVIII века

10. Когда в стране начинает формироваться всероссийский рынок?

А. Во второй половине XVI века

Б. В первой половине XVII века

В. Во второй половине XVII века

11. Процесс социальных изменений, в ходе которого менее развитые общества приобретают характеристики, свойственные более развитым, называется…

А. индустиализация Б. модернизация В. национализация Г. приватизация

12. Дума, о создании которой было объявлено в августе 1905 г., получила название по фамилии министра внутренних дел:

А. Святополк-Мирского П.Д. Б. Булыгина А.Г.

В. Дурново П.Н. Г. Столыпина П.А.

13. Идея сохранения самодержавной власти в незыблемом виде содержалась в программе:

А. эсеров Б. РСДРП(б) В. «Союза русского народа» Г. кадетов


А. большевизация Советов

15. Завершающим этапом крупномасштабной гражданской войны стал…

А. объединение вооружённых сил Юга России под командованием генерала А.И.Деникина

Б. мятеж Чехословацкого корпуса

В. разгром армии П.Н.Врангеля и освобождение Крыма

Г. государственный переворот в Омске и переход власти к адмиралу А.В.Колчаку

16. 8 мая 1945 года Акт о безоговорочной капитуляции Германии от имени Верховного главнокомандования подписал маршал СССР …

А. А.М. Василевский Б. Г.К. Жуков В. И.Х. Баграмян Г. К.К. Рокоссовский

17. Одним из инициаторов перехода от отраслевого к территориальному принципу управления хозяйством в конце 1950-х гг. был…

А . М.С. Горбачев Б. Л.И. Брежнев В. Н.С. Хрущев Г. А.Н. Косыгин



18. Одним из положений концепции «нового политического мышления» во внешней политике, провозглашенной М.С.Горбачевым в период перестройки стало(а)…

А. разрядка международной напряженности

Б. создание системы коллективной безопасности

В. признание приоритета общечеловеческих ценностей

Г. поддержка курса на мировую революцию

19. Признанным лидером правозащитного движения, возникшего в СССР в середине 1960-х гг., стал …

А. Ю.В.Андропов Б. М.А. Суслов В . А.Н. Косыгин Г. А.Д. Сахаров

20. Установите правильную последовательность возникновения международных организаций:

1. Укажите правильное соответствие между известным российским историком и его характеристикой…
1) М.Н. Покровский
2) В.Н. Татищев
3) С.М. Соловьёв

1:один из основоположников советской исторической науки

2:основоположник «дворянской» исторической науки, предпринявший попытку создать первый обобщающий труд по истории России

2. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий…

1:призвание варягов 2:введение «уроков» и «погостов»

3:Любечский съезд князей 4:разгром половцев Владимиром Мономахом

3. Киевская и Галицко-Волынская летописи являются источниками истории Руси периода:

1: раздробленности 2: образования Киевской Руси 3: борьбы с половцами и печенегами

4. С борьбой Руси против шведских и немецких завоевателей связаны события…

1:Невская битва, битва на Чудском озере

2:битва на Чудском озере, Куликовская битва



3:битва р.Калке, Невская битва

4:«стояние» на р.Угре, Ледовое побоище

5. С централизацией русских земель в XIV-XV вв. связаны имена…

1:Василия Темного, Дмитрия Шемяки 2:Ивана Калиты, Ярослава Мудрого

3:Ивана III, Бориса Годунова 4:Владимира I, Владимира Мономаха

6. В период правления Ивана III имел(о) место…

1:введение титула «государь всея Руси» 2:выход к Черному морю

3:деление страны на губернии 4:созыв первого Земского собора

7. К деятельности Ивана IV не относится

1:«стояние» на р.Угре 2:проведение Стоглавого церковного собора

3: реформы Избранной рады 4:введение опричнины

8. Укажите правильную хронологическую последовательность событий «Смутного времени»…

1:избрание царем Б.Годунова на Земском соборе

2:венчание Лжедмитрия I на царство

3:принятие «крестоцеловальной записи» В.Шуйским

4:правление «семибоярщины»

9. Церковная реформа середины XVII в. привела к …

1:расколу Русской православной церкви 2:отделению церкви от государства

3:лишению церкви автономии 4:полному подчинению церкви государству

10. Укажите новое явление в экономическом развитии России в XVII веке…

1:начало складывания всероссийского рынка

2:начало промышленного переворота

3:введение подушной подати

4:отмена крепостного права

11. Крупнейшая монархическая организация России начала ХХ века…

А. РСДРП Б. «Союз русского народа»

В. Партия социалистов-революционеров Г. «Союз освобождения»

12. Переговоры о мире с Японией в Портсмуте вел:

А. Макаров С.О. Б. Витте С.Ю. В. Столыпин П.А. Г. Милюков П.Н.

13. «Приказ №1», изданный Петроградским Советом в марте 1917 г. включал требование…

А. заключения мира с Германией Б. демократизации армии

В. признания права наций на самоопределение Г. восстановления самодержавия

14. Укажите правильную хронологическую последовательность событий Октября 1917 г.
А. большевизация Советов

Б. принятие первых декретов Советской власти

В. создание ВРК – штаба вооруженного восстания

Г. открытие II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов

15. План объединения советских республик в одно государство, предложенный И.В. Сталиным в 1922 г., получил название «план __________».

16. Общее командование советскими войсками, сражавшимися против японской Квантунской армии, осуществлял…

А. Василевский А.М. Б. Жуков Г.К. В. Рокоссовский К.К. Г. Конев И.С.

17. После разгрома под Сталинградом 6-ой немецкой армии советским войскам сдался в плен её командующий, фельдмаршал ______________ (его фамилия).

18. В первое десятилетие после окончания Второй мировой войны противостояние СССР и США проявилось в(во)…

А. ходе Карибского кризиса Б. Корее В. Афганистане Г. Вьетнаме

19. Установите правильную последовательность возникновения международных организаций:

А. ОВД Б. НАТО В. ООН Г. Коминтерн

20. До октября 1993 г. высшим органом законодательной власти между съездами народных депутатов в нашей стране был:

А. СНК Б. Верховный Совет В. Федеральное Собрание Г. Совет Федерации

1. Функция исторического знания, сформулированная в высказывании немецкого математика и философа Г.В. Лейбница « Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее», является функцией…

А. адаптивной Б. прогностической В. статистической Г. управленческой

2. Живопись водяными красками по сырой штукатурке называется…

А. мозаика Б. икона В. миниатюра Г. фреска

3. Родоначальником династии московских князей является младший сын Александра Невского …

А. Всеволод Большое Гнездо Б. Андрей Боголюбский

В. Иван Калита Г. Даниил Александрович

4. Феодальная война второй четверти XV века велась за…

А. перенос центра государства в Киев

Б.присоединение Новгородской республики

В.московский престол

Г.освобождение от ордынского ига

С точки зрения историко-богословской проблемы «священства-царства» взаимоотношения Русской православной церкви (РПЦ) и верховной власти (в устоявшейся, но не вполне корректной формулировке «взаимоотношения церкви и государства») весьма подробно изучены применительно к допетровской России, к царствованиям Петра I и Екатерины II. В основном эти исследования выполнены ранее 1917 года. В последнее же время появились работы аналогичного плана, в которых в соответствующем ключе рассматриваются судьбоносные для нашей страны события начала XX века.

Основной вопрос проблемы «священства-царства» — что выше и главнее: царская или иерархическая власть? Он обусловлен в свою очередь следующим рассуждением. Поскольку Господь Иисус Христос есть и Великий Царь, и Великий Архиерей («Царь царем и Архиерей архиереям»), то кого на земле (в мире дольнем) считать Его «живым образом», земной «иконой Его первообраза»: царя или патриарха? У кого из них выше сакральный статус? Кто из них есть истинный помазанник Божий? Кто является проводником «воли Божией»? Через кого из них реально осуществляется «Божия власть»?

«Основной вопрос» нашел отражение в установившихся традициях правописания. В современной общепринятой практике орфографическое «решение» его по не вполне понятной причине оформилось в пользу священства. Так, государство и церковь как институты практически всегда пишутся неравнозначно: первое слово пишется со строчной буквы, а второе — с прописной, как будто бы Церковь (церковь) стоит «над» государством, «главнее» и «выше» его. Временное правительство и Государственная дума в историографии удостаиваются одной прописной буквы, Святейший Синод и Поместный Собор — двух. То же относится и к названиям «Российская империя» и «Православная Церковь». Высший Церковный Совет пишется с тремя прописными буквами, а Совет народных комиссаров — зачастую с одной. Слово «Патриарх» и в обиходном упоминании, и как титулование пишется, как правило (особенно в трудах церковных историков), с прописной буквы, а император, царь, самодержец — всегда со строчной. В работах некоторых авторов даже «Патриаршество» значится с заглавной буквы. Вместе с тем написание «царства» (в смысле царства земного) кроме как со строчной — на страницах и светских, и церковных научных изданий автору настоящей статьи не встречалось ни разу.

Еще примеры из множества «несоответствий» подобного рода. В «Православной энциклопедии» перво-иерарх РПЦ до учреждения в России патриаршества (митрополит сначала Киевский, потом Владимирский, затем Московский) именуется Главой (в источнике — слово с прописной буквы) Русской церкви (и это при том, что до 1589 года Русская митрополия составляла лишь часть Константинопольского патриархата). После же учреждения в России института патриаршества московский Патриарх (в энциклопедии — с прописной буквы) называется «церковным Главой православного мира»(!).

При этом до падения Византийской империи византийский император (в источнике слово — со строчной) именуется «главой христианского мира» (здесь «главой» — уже со строчной). Таким образом, на одной и той же странице современного церковного многотомного энциклопедического издания Патриархи именуются Главами, а императоры — главами..: первым усваивается две прописных буквы, а вторым — ни одной.

Стоит назвать любого епископа (и тем более патриарха) просто по имени — это церковными кругами сразу расценивается если и не хулой, то показателем крайнего непочтения к архиерейскому сану. Но при этом представители этих же кругов «ничтоже сумняшеся» упоминают императоров без всяких титулований, например: Петром, Николаем II. И это не считается ни каким-либо оскорблением, ни проявлением непочтения к монарху. То есть получается, что архиерейский чин, дескать, несопоставимо выше(?) царского: иерархов упоминать следует только с титулованиями, а царей можно и «по-панибратски»?

На наш взгляд, вышеприведенные примеры являются своеобразными показателями до сих пор продолжающейся борьбы (более уже «в теории») между харизматическими властями о первенстве друг над другом. И если судить по написанию начальных букв «конфликтных» слов, то четко прослеживается определенная тенденция. Ее можно сформулировать приблизительно так: по мнению церковных авторов (весьма, заметим, дискуссионному), «чин Патриарший выше и царского, и императорского» или, что то же самое — «Священство выше царства».

Вместе с тем в современном русском языке четко установлены орфографические нормы применения прописных и строчных букв. Согласно им, «Церковь» как Божественное учреждение пишется с прописной; «церковь» же как храм (или собор) — со строчной. С одной прописной значатся «Русская православная церковь» (как религиозная организация), «Российская империя», «Российское государство», «Архиерейский собор», «Поместный собор», «Государственная дума», «Святейший синод», «Священый синод», «Московская патриархия» (некоторые из них в краткой форме — Дума, Синод, Патриархия). Официальные титулования — «Государь Император», «Святейший Патриарх Московский и всея Руси», «Глава государства (или правительства)» (но «глава администрации»), а обиходные — император, патриарх. И т. д.

На вопросы церковным авторам о причинах пренебрежения ими современными орфографическими нормами и применения филологических «несоответствий» те обычно отвечают, что они руководствуются нормами написания букв, принятыми в современных учредительных документах Московского патриархата (или он же — РПЦ) и его структур... Однако в законодательстве Российской империи (тоже в некотором роде «учредительных документах») слова «Император», «Государь», «Царь», «Самодержец», «Верховная Власть», «Императорский Дом», «Императорский Престол», «Всероссийский Престол», «Наследник Престола», «Империя», «Российское Государство» и т. п. (наряду с названиями «Православная Греко-Российская Церковь», «Церковь», «Святейший Правительствующий Синод») также значатся с прописных букв, а не со строчных. Однако орфографические нормы как царской, так и постсоветской России церковные историки и публицисты не считают для себя обязательными, демонстрируя тем самым приверженность «двойным стандартам».

Иначе говоря, упомянутые авторы в написании прописных и строчных букв руководствуются одновременно двумя нормами правописания: применительно к конфессиональным терминам — «церковно-учредительнъми», а ко всему остальному — «постсоветскими». При этом в своей полноте ни «старорежимные» (дореволюционные), ни современные (постсоветские) нормы с их корректным использованием прописных букв те же лица признавать не желают. Используя филологические «несоответствия», названные авторы волей-неволей формируют у читателей представление, что «священство выше царства».

Напрашивается определенная аналогия. Ранее, в СССР все слова в названиях высших партийных, правительственных, профсоюзных учреждений и организаций писались с прописных букв. Исключение делалось для служебных слов и слов, заключенных в скобки. Например, значилось: «Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков)», «Совет Министров СССР», «Советская Армия», «Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи» и т. д. Для всех же остальных учреждений существовало другое правило. Со-гласно ему с прописных букв писались лишь первые слова их названий, а также все имена собственные, входящие в их состав. Например: «Министерство иностранных дел СССР», «Академия наук СССР», «Московский государственный университет им. М. В. Ломо-носова», «Ленинградский ордена Ленина метрополитен им. В. И. Ленина», «Государственная палата мер и весов» и т. п. То есть в СССР налицо было филологическое «возвышение» высших органов власти.

В постсоветские времена ситуация изменилась. Нормы русского правописания стали более корректными. Но вместе с тем «старую и добрую» советскую практику «возвышения» названий себя самой и своих высших структур от СССР переняла Русская православная церковь. Начала формироваться «альтернативная» (церковная) орфография, отличительная черта которой — «самовозвышение» букв в титулах иерархов, в названиях религиозных организаций и церковных учреждений. Прописных букв в церковных названиях стало в два-три раза больше, чем в светских. В области правописания Церковь стала «выше» и монархии (свергнутой, заметим, в марте 1917 года во многом благодаря трудам и тщаниям высшей иерархии РПЦ9), и российского государства как такового.

В целом же, анализируя современную практику применения прописных и строчных букв в «конфликтных» словах, следует констатировать: в XX веке на «харизматическом фронте» священство явно взяло верх на царством.