Ребенок не может сосредоточиться на задании. Помощь невнимательному ребенку в школе и дома

Советы, которые вы прочитаете ниже, не являются откровением свыше. Но они заслуживают вашего внимания, потому что прошли проверку временем.

Этот совет относится к детям любого возраста: обратите внимание на то, солько часов в сутки ваш ребёнок спит, что он ест и как часто делает перерывы во время выполнения заданий, которые требует сосредоточенности.

Ложиться спать (и не только детям) лучше до 10 часов вечера. Дело в том, что с 22.00 до 24.00 наша нервная система перезагружается, как компьютер. Эти два часа природа выделила для того, чтобы дать мозгу отдохнуть и набраться сил перед очередным периодом бодрствования. Сон в этот временной промежуток - самый целебный. Не сбивайте вашему ребёнку эту тонкую настройку - уложите его спать вовремя. Кстати, детям (и взрослым, которые занимаются умственной деятельностью) советуют спать не менее 9 часов ночью и от 15 до 90 минут днём.

Перед и во время выполнения задания, которое требует концентрации, можно пожевать немного розмарина, съесть шоколадку, миндальные орешки или выпить сладкого чаю с лимоном. Эти продукты стимулируют мозговую деятельность.

Чем младше ребёнок, тем чаще нужно делать перерывы. Пусть ваше чадо попрыгает или побегает. Пятилетний ребёнок способен сосредоточенно выполнять задание в течение 8-10 минут. Затем он устаёт и теряет интерес к тому, что делал. Не упустите этот момент. Вы должны отвлечь его от работы до того, как он сам начнёт отвлекаться. Чем старше дети, тем дольше они могут концентрироваться на задании. Длительность такой концентрации зависит от индивидуальных особенностей, и жестких границ нет и быть не может.

Ещё один очень действенный способ помочь вашему ребёнку сосредоточиться - это обеспечить правильное освещение. Идеальный вариант - зелёная лампа с мягким неярким светом, который позволит глазам и мозгу дольше оставаться в рабочем состоянии.А если в комнате, где происходят занятия, появится аквариум с рыбками, то работоспособность вашего сына или дочери увеличится на порядок.

И, наконец, несколько упражнений для развития концентрации.

Слежение глазками. Предложите ребёнку сесть на стул и сконцентрироваться на предмете, который вы держите в руках. Лучше всего, если это будет игрушка. Причем, чем младше ребёнок, тем больше должна быть игрушка. Хороший выбор игрушек есть на сайте http://abybaby.ru/catalog/logicheskie_igrushki/ . А теперь начните передвигать предмет слева направо или наоборот на расстоянии 30 см от глаз ребёнка. Пусть он или она следит за предметом только глазками, не двигая головой. Скорость, с которой вы перемещаете предмет, должна быть такой, чтобы ребёнок успевал следить за ним. Со временем, скорость и продолжительность задания увеличиваются. Главное, чтобы выполнение этого упражнения было по силам ребёнку.

Стояние на одной ноге. Попросите вашего ребёнка постоять неподвижно на одной ноге столько, сколько он сможет. В это время вы можете вслух считать или воспользуйтесь секундомером или часами. И вам, и вашему чаду будет интересно узнать как долго он или она способны простоять в таком положении. Договоритесь с ребёнком, что постепенно вы будете увеличивать продолжительность этого упражнения. А ещё лучше, если вы устроите соревнование между членами вашей семьи. У вашего ребёнка появится очень серьёзный стимул тренировать свою выдержку. Это станет первым шагом к развитию самодисциплины.

Скороговорки. Любая скороговорка - это замечательный комплексный тренажёр. Начинайте проговаривать их медленно, сосредоточившись на четком и качественном произношении. Постепенно наращивайте темп. Чтобы усложнить задачу, предложите ребёнку не шевелиться, когда он произносит скороговорку. За каждое движение - штраф (не ограничивайте свою фантазию). И не забудьте, что лучший стимул - это соревнование.

Мудрости вам и терпения!

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.
Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!»
Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.
Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.
И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.
Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».
Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности - процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.
Приведем лишь некоторые из них.

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер .

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

Елена ДАНИЛОВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог школы № 520,
г. Москва

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А . Внимание школьника. М., 1987.
Заваденко Н.Н . Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.
Кикоин Е.И . Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. М., 1993.
Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М. Матюшкина . М., 1991.

Публикация статьи произведена при поддержке отеля Подмосковья «Яхонты». Если Вы хотите устроить отдых в Подмосковье с детьми , то предложение отеля «Яхонты» для Вас. Богатая развлекательная программа, аквапарк, опытные педагоги и аниматоры отеля «Яхонты» устроят для Вашего ребенка по настоящему веселый и интересный отдых. Узнать больше о предлагаемых туристических услугах, получить онлайн-консультацию квалифицированного специалиста и увидеть фотографии интерьера отеля и прилегающих территорий можно на официальном сайте дома отдыха «Яхонты», который располагается по адресу http://yahonty.ru

Многие родители отмечают, что их дети могут с трудом сосредоточиться на одном предмете. В таких случаях психологи и педагоги советуют сразу принимать меры. Неумение концентрировать внимание влечет за собой отставание по предметам в школе. Если ребенок не может сосредоточиться, то ему трудно усваивать новые понятия. Это является большой помехой в развитии. Рекомендации специалистов помогут вам преодолеть проблему.

Способность к сосредоточению - что это такое

Это понятие подразумевает длительную концентрацию внимания на определенном объекте. Намеренное сосредоточение - это сложная задача, справиться с которой иной раз не могут и взрослые люди. Что касается детей, то им полностью сконцентрироваться на одном предмете еще труднее. Однако это качество просто необходимо для успешного обучения, поэтому его надо обязательно развивать.

Если вашему ребенку 5 лет, то он должен уметь фиксировать внимание на объекте около 8 минут. Некоторые дети в этом возрасте способны концентрироваться в течение 20 минут. Чтобы узнать этот показатель для ребенка постарше, надо умножить каждый год на 5 минут. Но многое зависит от конкретной ситуации и от особенностей характера ребенка.

Факторы, которые влияют на способность к сосредоточению:

Наличие большого интереса к предмету;
наличие помех;
время дня;

Если ребенку не интересно, то его внимание будет «прыгать» с одного предмета на другой. Это приводит к отставанию в учебе и потере времени. Любой школьник предпочтет посмотреть интересную передачу по телевизору, нежели читать скучный учебник.

Основные причины отсутствия сосредоточения

1. Понаблюдав за ребенком, вы сможете убедиться, что в процессе занятия интересным делом, он концентрирует свое внимание довольно долго. Увлекшись, дети забывают про обед, прогулку и другие дела. Однако если речь идет об рутинных уроках, то они сосредоточиться не могут. В этом заключается главная причина отсутствия внимания. Если ребенок не видит пользы для себя в определенном занятии, то у него отсутствуют стимулы. В этом случае родителям надо создать эти стимулы. Проанализируйте ситуацию и придумайте веский повод, который сможет «подстегнуть» детский интерес. Если ребенок еще маленький, то любое обучение лучше превратить в увлекательную игру. Тогда он и сам не заметит, что урок стал для него интересным. Обучая малыша грамоте, вы можете писать буквы не в тетради, а на асфальте или на доске. Буквы можно лепить из тесла или пластилина, рисовать их мелками, красками и др. Маленьких детей не привлекают прописи. Но они сразу увлекаются написанием букв во время игр и прогулок.

2. Если ребенок плохо себя чувствует, то он не сможет концентрировать свое внимание на занятии. В результате усталости, физического недомогания или переутомления работоспособность значительно снижается. Поэтому важной задачей родителей является создание оптимального графика обучения. У ребенка не должно быть перегрузки. Если вы заметили, что малыш устал, ему надо сделать перерыв. Занимаясь дома, необходимо делать паузы по 10 минут между занятиями. Пусть в это время ребенок сделает физические упражнения. Однако слишком большая активность приводит к тому, что дети долго успокаиваются после паузы. Этого тоже надо избегать.

3. Если ребенок чем-то расстроен, то он тоже не сможет заниматься. Обиженный или огорченный человек постоянно прокручивает в голове ситуацию. Освободиться от негатива поможет разговор по душам. Помогите ребенку выплеснуть скопившуюся обиду или раздражение. Только после этого он придет в себя и будет готов к сосредоточению. Очень часто маленькие дети не могут заниматься, когда ждут каких-то приятных событий. Если вы пообещали сводить его в цирк или зоопарк, он наверняка фантазирует. В этом случае психологи советуют проиграть сцену. Пусть он представит желаемое и расскажет вам об этом. Это поможет ребенку выплеснуть эмоции. Далее он будет готов к продуктивным занятиям.

По какому-то удивительному стечению обстоятельств, каждый раз, когда ребёнку нужно делать уроки или готовиться к контрольной работе, у него возникает потребность попить, поесть, отлучиться в туалет или срочно позвонить другу. Если не верить в чудеса, то напрашивается только один вывод: ребёнку трудно концентрировать внимание.

Концентрация внимания - это способность удерживать внимание на каком-либо объекте в течение длительного времени. Трудности концентрации внимания периодически испытывают все люди. Если уж взрослому человеку сложно заставить себя заниматься длительное время скучной, однообразной работой, что уж говорить о ребёнке, которому приходится делать выбор между учебником по математике и компьютерной игрой. В то же время, любимым делом школьник может заниматься часами, игнорируя всё, что не связано с ним, и не проявляя никаких признаков утомления.
Выходит, одна из самых главных причин трудностей концентрации внимания - отсутствие интереса. Если ребёнок не видит какой-либо пользы от выполняемого задания лично для себя, у него нет причины для того, чтобы направлять на него внимание. В таком случае, взрослому нужно придумать эту самую причину. Например, сказать ребёнку о том, что через полчаса начинается интересный фильм, но его можно будет посмотреть, только если будут сделаны все уроки, потому что фильм поздно заканчивается.
Вторая причина трудностей концентрации внимания - усталость. Недостаток сна, большое количество занятий, завышенные требования, недомогание - всё это заставляет ребёнка думать об отдыхе, а не об учёбе. Понаблюдайте, сколько времени школьник сохраняет оптимальную работоспособность, и предлагайте ему делать перерыв по истечении этого периода. Отдых может длиться не больше десяти минут и включать в себя небольшую физическую нагрузку. Попросите ребёнка полить цветы, помочь вам разобрать сумки с продуктами и т.д. Лучше не давать ему возможности играть в этот момент, потому что потом ему будет трудно переключиться на занятия.
Ещё один важный фактор - нарушение душевного равновесия. Если ребёнок чем-то огорчён, подавлен, обижен, он невольно будет снова и снова возвращаться к беспокоящей его проблеме. Поэтому, прежде чем «усаживать» ребёнка за уроки, необходимо дать ему возможность успокоиться, выразить своё понимание его переживаний, дать совет, поддержать.
Иногда ребёнок настолько увлечён какими-то мыслями, что никакие уловки и уговоры не помогают ему забыть о них на время. Например, младшим школьникам бывает трудно сосредоточиться, если они находятся в ожидании вечернего похода в цирк, в парк и т.д. В таком случае, нужно дать ребёнку возможность «прикоснуться к мечте» - дать подержать билеты, рассказать, насколько близко вы будете сидеть к сцене. Это позволит ребёнку выплеснуть часть распирающих его эмоций, мешающих занятиям.
Глядя в учебник или тетрадь, ребёнок видит боковым зрением любимого робота или мишку, валяющегося неподалёку, слышит звуки радио или чувствует запах вкусной картошки. Трудно требовать от ребёнка полной сосредоточенности в окружении такого количества соблазнов. Конечно, вы не можете посадить школьника с его учебными принадлежностями в вакуумную камеру, но убрать из-под его носа робота и выключить радио можно.
Если влияние всех описанных факторов устранено, а внимание ребёнка продолжает путешествовать по любым предметам, кроме тех, которые относятся к учёбе, это говорит о том, что его возможности концентрироваться нуждаются в специальной тренировке.

Упражнение 1. Сохраняем позу.
Детям свойственна активность и подвижность, поэтому длительное сидение за столом физически утомляет их. Научиться сохранять позу в течение длительного времени помогут такие игры как «Море волнуется», «Замри!» или «Памятник». Например, в последней игре ребёнку предлагается изобразить какого-нибудь известного человека и замереть без движения. Для более старательного выполнения упражнения ребёнком можно внести в игру элемент соревнования: кто дольше сохранит выбранную позу, не покачнётся, не моргнёт и т.д.

Упражнение 2. Сбрасываем напряжение.
Помимо сохранения необходимого мышечного напряжения, ребёнок должен уметь расслаблять мускулы, почувствовав усталость. Быстро сбросить напряжение и ощутить прилив сил можно с помощью следующих упражнений: - сделать 5-7 глубоких вдохов и выдохов; - потянуться всем телом, вытягивая руки за голову, а ноги - вперёд; - потереть переносицу, виски, ладонь о ладонь. - сидя на стуле или стоя на полу, сделать несколько поворотов корпусом вправо и влево.

Упражнение 3. Загадочно молчим.
Посторонние разговоры мешают сосредоточиться не меньше, чем яркие отвлекающие предметы. Задавая вам вопросы, ойкая, передразнивая своих одноклассников или изображая Бэтмена, ребёнок невольно уходит от сути выполняемой работы. Игра в «молчанку» позволит ребёнку научиться подавлять не относящиеся к делу реплики и возгласы. Договоритесь с ребёнком о призе, который получит тот, кто дольше всех промолчит. Это даст вам возможность не реагировать на вопросы ребёнка, а ему - самостоятельно и быстро справиться с заданием. Можно так же поиграть всей семьёй в игру, в которой участники должны отгадать какой-то слово или словосочетание, которое один из игроков изображает с помощью мимики и жестов.

Упражнение 4. Направляем взор.
Умение концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Для того, чтобы развить его, подойдут любые игры, развивающие точность попадания в цель, например: городки, стрельба в тире, набрасывание колец. В домашних условиях можно попробовать складывать башни из спичек, девочкам - вышивать, а мальчикам - выжигать.

Упражнение 5. Переключаем внимание.
Для того, чтобы не попасть надолго во власть отвлекающих факторов, ребёнку необходимо уметь быстро переключать внимание обратно на задание. В этом помогут игры, содержащие два-три условных сигнала, на которые ребёнок должен реагировать различным образом, например: услышав один хлопок - присесть, два хлопка - попрыгать, три хлопка - поднять руки. Более сложный вариант такой игры - «Путаница». Попросите ребёнка показывать те части тела, которые вы называете, а сами показывайте неправильно, - например, говорите «глаз», а дотрагивайтесь до своего носа. Темп игры можно постепенно ускорять. Главное, чтобы вы не запутались сами!
Также можно совместить упражнения на внимание с тренировкой памяти. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на расположение предметов в комнате, а затем предложите ему выйти за дверь. Пока его нет, переставьте местами два-три предмета и позовите ребёнка. Его задача - определить, что изменилось за время его отсутствия.

К сожалению, в некоторых случаях значительные нарушения концентрации внимания могут свидетельствовать о наличии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), возникающего при дисфункции некоторых мозговых структур. Если систематические занятия с ребёнком не дают результата, следует обратиться за консультацией к неврологу.

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.
Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!»
Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.
Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.
И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.
Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».
Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности - процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.
Приведем лишь некоторые из них.

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987.
Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.
Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. М., 1993.
Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1991.