Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих российской федерации и муниципальных служащих. Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих

Этический кодекс состоит из 4 глав, в каждой из которых регламентируются те или иные важные аспекты этического поведения государственных и муниципальных служащих.

Первая глава содержит в себе общие положения. А именно предмет, сферу действия и цель кодекса. Главная его миссия в обеспечении единой нравственно-нормативной основы поведения государственных и муниципальных служащих.

Во второй главе кодекса изложены основные принципы и правила служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным и муниципальным служащим.

«Статья 3. Основные принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих», - раскрывает общие принципы поведения государственного служащего, перечисленные ранее. Это одна из важных статей кодекса, формирующая каркас служебного поведения. Здесь хотелось бы остановиться подробнее. Цитируя пункт 2 статьи 3 «…Государственные и муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:..» нужно отметить, что, по сути, важные обязанности для блага общества и имиджа государственных органов применяется призыв. Существует весомая разница между понятиями призыва и обязанностей. Призыв можно квалифицировать как свободную возможность к совершению каких-либо положительных или отрицательных действий, допущенных законом, обычаем или каким-либо другим источником права. Обязанность же - это вынужденность каких-либо положительных или отрицательных действий, безразлично, проистекает ли она из внутренних побуждений или из внешнего давления. Для достижения миссии кодекса, госслужащих в условиях Российского менталитета необходимо обязывать соблюдать данные принципы.

Анализируя статью 5 «Требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих.», я пришла к выводу, что она дублирует основные положения ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В прочем, это не единственная статья, дублирующая уже созданные нормативно-правовые акты РФ. Создается впечатление в перепечатывании Федеральных законов и Указов Президента РФ.

Статья 8. «Служебное поведение.»

В служебном поведении государственный и муниципальный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

3. Государственные и муниципальные служащие признаны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные и муниципальные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

Статья 9. «Внешний вид государственного и муниципального служащего» - кратко описывает облик государственного служащего:

«внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.»

По моему мнению, данная статья достаточно размыта и требует доработки, так как в средствах массовой информации не один раз посвящался вопрос проблеме дресс-кода госслужащего. Требования к внешнему виду государственного служащего наполняются новым содержанием в условиях все большей открытости деятельности государственных структур и особенно с учетом активного вторжения во все сферы жизни недремлющего телевизионного ока. Решение данной проблемы возможно в более детальном конкретизировании внешнего вида государственного служащего.

В четвертой главе этического кодекса оговаривается ответственность за нарушение данного кодекса:

«Нарушение государственным или муниципальным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственному или муниципальному служащему мер юридической ответственности». Учитывая, особенность российского менталитета мера ответственности за несоблюдение положений кодекса довольна невысокая. Если предположить, что некий государственный служащий, нарушив положения кодекса своими действиями нанесет ущерб имиджу государственного органа (например утратой доверия населения), то поднять этот имидж в глазах общественности будет крайне тяжело. А ответственность по кодексу будет не жесткой.

Соблюдение государственным и муниципальным служащим положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Пути совершенствования правового регулировании служебной этики государственных служащих

В целом позитивно оценивая идею создания кодексов в исполнительных органах государственной власти в России, следует отметить, что кодексы за незначительными исключениями идентичны друг другу и заимствуют нормы федеральных законов от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» , Указа Президента РФ от 12.08.2002 №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» . Следовательно, термин «кодексы» используется по отношению к данным кодексам весьма условно, так как они по своей сути не являются результатом кодификации.

Представляется, что вопросы, регламентированные кодексами, ввиду их важности необходимо урегулировать на более высоком нормативно-правовом уровне. Издание единого Кодекса в сфере этики и служебного поведения для федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ позволит создать подлинно кодифицированный и детально проработанный нормативно-правовой акт, действующий на всей территории России. При этом целесообразно соответствующие положения федеральных законов заменить ссылками. Это повысит значимость кодекса и обеспечит четкое структурирование правового института этики и служебного поведения с учетом специфики российского законодательства.

Возможны разные формы функционирования Этического кодекса в сфере государственной службы: в виде присяги, принимаемой человеком при приеме на государственную или муниципальную службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться и нести ответственность за неисполнение положений.

Типовой Кодекс этики государственных и муниципальных служащих необходимо расширить, более детально описывая статьи и детально определяя ответственность за каждую статью.

Таким образом, добиться того, чтобы нормы Кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих стали единым Уставом государственных и муниципальных служащих РФ и распространялись на всей ее территории.

кодекс этика служебный гражданский

Принят 1 ноября 2010 г. Ранее приняты: «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», утвержденные Указом Президента РФ от 12 авг. 2002 г. Ряд положений об этике государственного служащего вошли в закон о государственной службе от 27 июля 2004 г. .

Таблица. Принципы служебного поведения госслужащих РФ

1.исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
2.исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
3.осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
4.не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
5.исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6.уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
7.соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
8.соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений.
9.соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
10.проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
11.проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
12.воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;
13.принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
14.не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
15.воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
16.соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
17.уважительно относиться к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;
18.воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от обозначения в иностранной валюте стоимости на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров государственных и муниципальных заимствований, долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ, обычаями делового оборота.

Кодекс - свод общих принципов этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным и муниципальным служащим РФ, независимо от замещаемой должности.


Гражданин, поступающий на госслужбу РФ, знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.

Ст. 2 . «Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения госслужащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного служащего, доверия граждан к государству и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных служащих. Кодекс призван повысить эффективность выполнения госслужащими своих должностных обязанностей».

Кодекс - основа для формирования должной морали и уважительного отношения к госслужбе в общественном сознании; инструмент общественного контроля за нравственностью госслужащих.

Знание и выполнение госслужащим положений Кодекса - критерий оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

По сравнению с «Общими принципами служебного поведения государственных служащих РФ» Кодекс - расширенный, специализированный, комплексный свод этических норм и правил. В нем 10 базовых взаимосвязанных разделов-статей, конкретизированных в параграфах .

В Типовом кодексе этические нормы и правила служебного поведения получили более развернутое и углубленное толкование . Этические проблемы сгруппированы по тематикам. Предлагается использование мер морального и дисциплинарного характера, для наказания и поощрения служащих.

Кодекс предъявляет высокие требования к антикоррупционному поведению государственных служащих. Так, при исполнении должностных обязанностей они не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов . При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей служащие обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей. Они обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством РФ.

Государственные служащие должны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта России, органа местного самоуправления и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Ст. 6. о правилах обращения со служебной информацией . Государственный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе и органе норм и требований, принятых в соответствии с законодательством РФ. Он обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей».

Ст.7о поведении ; повышаются требования к государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим . «Они должны быть образцом профессионализма, безупречной репутации, формировать благоприятный психологический климат, содействовать предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принимать меры по их предотвращению».

Ст. 8 «Служебное общение». В служебном поведении служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

В служебном поведении служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

Ст. 9 «Внешний вид государственного и муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность».

Ст. 10. - о моральной ответственности (и иной в соответствии с законодательством РФ) государственного служащего за нарушение положений Кодекса. Подчеркивается, что соблюдение служащим норм Кодекса учитывается, при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности и при наложении дисциплинарных взысканий.

Типовой Кодекс - начало формирования этического режима в РФ. Ранее приняты: «Кодекс профессиональной этики адвоката» (31.12. 2003 г.); «Кодекс судейской этики» (2.12.2004 г.); «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов Внутренних дел РФ» (24.12.2008 г.) и др.

На основе Типового кодекса принят «Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов РФ» (23 марта 2011 г.). Затем этические кодексы разработали и приняли почти все министерства РФ.

Для развития этического режима важны предложенияСовета по борьбе с коррупцией при Президенте РФ :

· представление в декларации дополнительных сведений - о доходах членов семей и несовершеннолетних детей государственных служащих, занимающих высокие должности, а также сталкивающихся с коррупционными рисками;

· введение ответственности за представление недостоверных данных по декларациям государственных служащих;

· проверка деклараций государственных служащих о доходах;

· введение контроля за крупными покупками государственных чиновников и др.

Значим и указ о формировании комиссий по служебному поведению федеральных государственных служащих (Указ Президента РФот 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»). В Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию обращалось внимание на важность дальнейшей разработки документов и осуществления необходимых мер по вопросам административной этики.

Итак, в РФ формируется этико-правовая база для совершенствования государственной службы, закладываются правовые основы этического режима. Пока понятие «этический режим» мало используется в российской научной литературе и публицистике. Необходима его теоретико-методологическая и методическая разработка и апробация.

Типовой Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее – Кодекс) основан на положениях Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на девятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Кодекс выступает основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

I. Общие положения

Статья 1. Предмет и сфера действия Кодекса

1. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным служащим Российской Федерации и муниципальным служащим (далее – государственные и муниципальные служащие), независимо от замещаемой должности.

2. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее – государственная и муниципальная служба), знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.

3. Каждый государственный и муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного и муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Статья 2. Цель Кодекса

1. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного и муниципального служащего, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных и муниципальных служащих.

Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

а) служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании;

б) выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных и муниципальных служащих, их самоконтроля.

3. Знание и соблюдение государственным и муниципальным служащим положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

I. Общие положения

1.1. Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Кодекс) разработан в соответствии с Федеральными законами от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2063, N 46 (ч. I), ст. 4437; 2006, N 29, ст. 3123; 2007, N 49, ст. 6070; 2011, N 1, ст. 31), от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228), Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531; 2009, N 29, ст. 3658), Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол заседания от 23 декабря 2010 г. N 21), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

1.2. Кодекс представляет собой совокупность общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми рекомендуется руководствоваться государственным служащим Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - государственные служащие) независимо от замещаемых ими должностей.

1.3. Гражданину Российской Федерации, поступающему на государственную службу в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - государственная служба), рекомендуется ознакомиться с положениями Кодекса и руководствоваться ими в процессе своей служебной деятельности.

1.4. Государственный служащий призван принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации может ожидать от государственного служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

1.5. Целью Кодекса является определение этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения государственных служащих. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.

1.6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.

1.7. Знание и соблюдение государственными служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих

2.1. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России);

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету МЧС России;

л) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

м) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

н) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МЧС России, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

о) соблюдать установленные в МЧС России правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

п) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

р) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

с) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

2.2. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

2.3. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, и своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

поведения государственных служащих

3.1. В служебном поведении государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

3.2. В служебном поведении государственный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

3.4. Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

3.5. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса

4.1. Нарушение государственным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов или аттестационных.

4.2. Соблюдение государственными служащими положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

Нормы, которых должны придерживаться члены профессий, определены в их кодексах профессиональной этики. Подразумевается, что кодексы профессиональной этики регулируют профессиональную деятельность всех членов профессии, как практикующих самостоятельно, так и работающих по найму.

Считается, что кодексы профессиональной этики должны формулировать строгие нормы поведения членов профессий. Однако, на самом деле эти кодексы призваны решать самые разные задачи. Некоторые кодексы просто используются для того, чтобы продемонстрировать, что некая группа является профессией. Некоторые кодексы провозглашают свод идеалов (чаще недостижимых), к достижению которых члены профессии должны стремиться и которыми они должны руководствоваться в своей практике. Другие кодексы или их разделы носят дисциплинарный характер, определяя минимум условий, которые должен соблюдать член профессии. Если же член профессии не соблюдает этот минимум, он подвергается наказаниям, наиболее серьезное из которых -- это исключение из состава профессии. Есть кодексы, которые формулируют этикет данной профессии. Существуют единые кодексы, включающие и свод идеалов, и перечень дисциплинарных правил, и нормы профессионального поведения.

Каждая специфическая профессиональная этика обладает рядом тонкостей. Все эти тонкости закреплены в своих профессиональных кодексах. Например, предприниматель не может не считаться с социальными, в том числе и нравственными, нормами, с принятыми им поведенческими образцами культуры. Современный этический кодекс предпринимателя включает в себя нормы и требования, которые регулируют деятельность и взаимоотношения предпринимателей, ведение переговоров, конкурентную борьбу, деловой этикет. Этический кодекс работников социально-культурной сферы в рекламном бизнесе заключен в Своде обычаев и правил делового оборота рекламы на территории РФ.

Этические принципы и нормы специалистов, занятых в социальной сфере, социальных работников, психологов закреплены в Международной декларации этических принципов и Международных этических стандартах социальных работников. На основе этих документов разработан этический кодекс социального работника, формирующий основные принципы профессиональной морали и указывающий на требования, предъявляемые к качествам личности специалиста социальной сферы.

Если профессиональный кодекс призван служить основой, позволяющей данной профессии претендовать на автономию от непрофессионального общественного контроля (например, врачи и юристы), которому подвержены другие группы, такой кодекс должен обладать следующими свойствами:

1. Кодекс должен быть регулятивным, целенаправленным. Включение в него идеалов не возбраняется. Но в нем следует точно определить, какие его положения представляют собой идеалы, а какие носят дисциплинарный, карательный характер. Если кодекс фактически не регулирует поведение членов профессии, она фактически не располагает публичной декларацией, служащей для общества основанием для признания ее профессией. Общество признает автономию профессии при условии, что она обязывает своих членов придерживаться более высоких норм поведения, чем соблюдают члены других групп, а поэтому профессиональные нормы должны быть известны населению, их должны воспринимать как более высокие, чем другие нормы.

2. Кодекс призван защищать общественные интересы и интересы тех, кого профессия обслуживает. Если общество не извлекает выгоды от предоставления профессии автономии, оно должно лишить ее этой привилегии. Кодекс не должен являться средством самообслуживания профессии. Кодексы могут быть использованы для служения интересам профессии за счет общества. Некоторые правила (например, правила, касающиеся установления размеров гонораров или ограничения рекламы) защищают профессию и противоречат интересам общества. Положения кодексов, препятствующие конкуренции внутри профессии, обычно не в интересах общества; они направлены на подчеркивание негативных, монополистических свойств профессии.

3. Кодексы должны быть точно сформулированными и честными. Кодекс, который просто утверждает, что члены профессии не должны лгать, красть или обманывать, не требует ничего сверх того, что требуется от всех других людей. Когда кодекс составлен честно, в нем отражены аспекты профессии, характеризующие конкретные специфические искушения, которые могут испытывать члены профессии. Автономия предоставляется профессии потому, что ей известны возможные специфические ошибки, недостатки данной профессии -- ее темные стороны, ее неэтичные, хотя и не совсем противозаконные методы. Если такие методы в кодексе точно не определены, профессия фактически не контролирует свою деятельность.

4. Кодекс должен быть и контролируем, и контролирующим. Если кодекс не содержит положений о предъявлении обвинений и о применении наказаний, он представляет собой не более чем декларацию об идеалах. Если профессия не может всей своей деятельностью доказать, что она контролирует своих членов, у общества нет основания верить, что она это делает. В подобных случаях нет оснований для предоставления профессии особых привилегий. Соответственно, общество должно принимать законы, касающиеся деятельности членов данной профессии и устанавливающие контроль за их деятельностью, точно так же, как оно контролирует представителей других родов занятий.

Хотя профессии и могут добиваться выполнения правил своих кодексов, они все же не являются судебными инстанциями. Нарушение профессионального кодекса влечет за собой лишь ограниченные дисциплинарные меры. Самым жестоким наказанием, как уже было сказано выше, может служить исключение из состава профессии наряду с преданием публичной огласке проступка. Наиболее часто практикуется вынесение порицания.

Профессиональные кодексы обычно игнорируют такие проблемы, с которыми сталкиваются по крайней мере некоторые члены профессии. В профессиональных кодексах часто уточняются обязанности по отношению к клиенту или пациенту, к предпринимателю (если член профессии работает по найму), к населению и к самой профессии. Что приходится делать члену профессии, когда эти обязанности вступают друг с другом в противоречие? Например, как должен поступить работающий в компании врач, когда ему велят не разглашать информацию о росте показателей связанных с работой заболеваний среди рабочих завода? Являются ли его обязанности по отношению к обществу и по отношению к пациентам (рабочим) выше, чем обязанности по отношению к предпринимателю?

Кроме того, профессиональные кодексы не содержат и указаний на то, какие должны последовать меры, когда сама профессия действует неподобающим образом.