В различных календарях разрешения на пищу разные, какой календарь самый правильный? Сплошная седмица - что это такое? Место сплошных седмиц в церковном календаре Почему сейчас идет сплошная седмица

Принятому в современном обществе именованию семидневки как недели соответствует церковное понятие седмицы. Сплошные седмицы – определенные дни, когда Церковь Христова торжествует в честь праздника или же разрешает человеку отменить пост в среду и пятницу в качестве подготовки к многодневному периоду воздержания.


Среди Сплошных седмиц имеются переходящие и непереходящие недели.

Непереходящая Сплошная седмица

Один из главных праздников христианской веры – Рождество Христово. Этот событие, отмечаемое 7-го января, продолжается периодом святок, во время которых отменяется пост в среду и пятницу. Календарно этот период представляет собой промежуток времени с 7-го до 17-го января включительно.

Переходящие Сплошные седмицы

Все переходящие Сплошные недели зависят от датировки Пасхи (дату Пасхи можно посмотреть в Пасхалии).


После недели о мытаре и фарисее (4-е воскресенье перед началом Великого поста) следует сплошная седмица. В 2016 году она приходится на 22-е – 28-е февраля.


Сплошной седмицей является Сырная неделя (Масленица). Это последняя неделя перед вступлением в Великий пост. Устав разрешает любую пищу, кроме мяса. В 2016 году Масленица приходится на 7-е – 13-е марта.


Самой торжественной Сплошной седмицей является Светлая неделя – время, когда Церковь торжествует в честь воскресшего Господа Иисуса Христа. Эта седмица следует сразу за праздником Пасхи. Для 2016 года время этой пасхальной недели определено под следующими числами: со 2-го по 8-е мая.


Праздник Святой Троицы подразумевает наличие в календаре Троицкой сплошной седмицы, во время которой так же отменяется пост в среду и пятницу. Праздник Пятидесятницы отмечается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому Троицкая седмица начинается в понедельник после Троицкого дня. В 2016 году эта неделя приходится на время с 20-го по 26-е июня.


Пост – дни воздержания, в том числе от скоромной пищи. Постное меню полностью исключает следующие продукты: мясо, молоко и любые молочные продукты, яйца и блюда, включающие их в свой состав. Не забываем, что постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от услаждения наших пороков, оставление грехов и прегрешений и упражнение в добродетелях. Духовный пост состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. То есть, не есть животной пищи, но ругаться матом, осуждать всех, развлекаться, думать о удовлетворении похотных мыслей и т.д. – постом не считается. « бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям.» Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Главное в посте – не только постная пища, но борьба со страстями. Надо и не есть животного, и вести более правильную жизнь, конечно же чаще посещая церковь. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Также в посты нельзя играть свадьбы (в т.ч. венчаться).

Сплошная седмица – неделя без поста. Сплошные седмицы (неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.

Постные дни и сплошные седмицы в Православии на 2017 год:

Каждая среда и пятница (за исключением сплошных седмиц). Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу - в воспоминание самих страданий и смерти Его. Пост считается строгим, то есть нельзя никакую животную пищу. В эти дни иногда (летом и осенью) разрешается рыба – т.е. следите за православным календарем.

18 января. Пост 1 день! Крещенский сочельник (Навечерия Крещения Господня) – вечер перед тем, когда Иоан Креститель (Предтечи) крестил Иисуса Христа. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром (примерно 11 утра) и первого причащения крещенской воды. В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.

6 февраля – 12 февраля. Сплошная седмица! Мытаря и фарисея. (уничтожение в себе гордости и фарисейского самомнения – наихудших из страстей, а также увеличение молитвы мытаря ««Боже, милостив буди мне, грешному!»
Это первая подготовительная неделя к Великому посту. Эту седмицу именуют также «предвозвещение» — начинается подготовка к великой битве с собственными страстями и грехами, которая предстоит каждому постящемуся.

20 февраля – 26 февраля Сплошная седмица! (Сырная) Масленичная (Сыропустная) неделя. Седмица – это неделя, завершающая подготовительный период к Великому Посту. Это ответственное время для каждого православного, ведь в эти семь дней идёт приготовление к самому значимому посту в году. Сыропустную Седмицу уже нельзя есть мясо, но разрешается вкушать молочную (сыр, масло) пищу и яйца. Нельзя идти на поводу у своих соблазнов: переедать, устраивать гуляний и обжорства. Следует воздерживаться от участия во всевозможных языческих традициях и обычаях. Православные христиане в Сыропустную Седмицу просят друг у друга прощения. В среду в храме читают великопостную молитву Ефрема Сирина. Если вам не приходилось читать эту молитву — изучите ее, потому, как это молитва для вас будет основной во время Великого Поста. Смысл Сырной седмицы- примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту- время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

27 февраля – 15 апреля 2017 ПОСТ! Великий пост (меняется каждый год в дате начала и конца)- важнейший из многодневных постов. Святая Четыредесятница (40 дней) —
27 февраля – 09 апреля — подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане. Также дни Великого поста – это дни покаяния
8 апреля – Лазарева суббота (Иисус воскресил Лазаря)
9 апреля – вербное воскресенье (Вход Господен в Иерусалим)
10 апреля – 16 апреля — Страстная седьмица. Неделя перед Пасхой
С рассветом (после Литургии) 16 апреля – Пасха. Кто пренебрегает Четыредесятницей… тот не празднует праздника Пасхи» (пасхальное послание свт. Афанасия Великого

17 апреля – 23 апреля Сплошная седмица! Светлая Пасхальная Седмица — каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день — Светлая Суббота. В эти дни православные красят яйца и дарят друг другу. Поста во время Светлой седмицы нет. Так же запрещено самовольно налагать на себя пост.
Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. В Субботу после литургии артос торжественно благословляется. После кусочки раздаются верующим. Молящиеся, получив часть артоса, сохраняют ее в течение всего года.
Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе! » и ответом «Воистину Воскресе!»

5 июня – 11 июня Сплошная седмица! Троицкая седмица — это, седмица после празднования Святой Троицы. Первый день сплошной седмицы следует сразу же после Троицы и зовется «День Святого Духа». Он учрежден и благословен Церковью в честь сошествия Святого Духа. Церковь не рекомендует работать в этот день, однако этот день понедельник — является официально трудовым и здесь верующий должен для себя решить, может ли он нарушить церковный запрет.

12 июня 2017 – 11 июля 2017. ПОСТ! Петров пост (пост Пятидесятницы). —

сошествие святого духа на апостолов

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную (по правую руку) Отца (Бога), ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, – один из величайших праздников.

14 до 27 августа. ПОСТ 14 дней! Успенский пост — установлен перед великими праздниками Преображения Господня (Иисус Христос показал себя, как истинный сын Бога, когда засиял ярким светом) 19 августа и Успения Божией Матери (земная смерть для Богородицы–её переход из земного тела в вечную жизнь с неограниченной возможностью помогать людям) 28 августа.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг - «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
14 августа — медовый Спас (освящается мед, но яблоки и виноград нового урожая есть нельзя)
19 августа В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. Освящаются яблоки – яблочный Спас. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

11 сентября. Пост 1 день! Усекновение главы Иоанна Предтече (Крестителя). В этот день казнили Иоанна Предтечи. Он пострадал за веру – после смерти стал могущественным молитвенником и святым.

27 сентября. Пост 1 день. Воздвижения Креста Господня. В этот день в 300 году Византийский император Константин с его матерью равноапостольной Еленой.

28 ноября -06 января Пост 40 дней!– Рождественский пост. Поскольку заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост называют также Филипповым.
Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Православная традиция во многом сложилась благодаря монашескому движению первых веков христианства. Поэтому, в частности, число постов в православном календаре по самым скромным подсчетам приближается к ста двадцати дням, то есть к трети года. В дополнение к этому многие священнослужители, не удовлетворенные мягкостью общецерковных канонических правил, регламентирующих аскетическую практику верующих, вводят дополнительные дни поста, особенно перед (а иногда и после!) причащения, налагая тем самым на людей «бремена неудобоносимые», против которых выступал еще сам Иисус - опальный иудейский проповедник и основатель христианской церкви. Жива еще, однако, и другая, более светлая традиция, исходящая из глубины веков, когда христиане умели не столько скорбеть и каяться, сколько любить и радоваться жизни, друг другу и Божьему присутствию среди них. Частным выражением такого умонастроения первых последователей Иисуса в аскетической традиции является сплошная седмица. Что это такое, поможет разобраться более глубокое определение поста. Итак, пост в православии - это время, предназначенное для самоанализа, глубокой молитвы и религиозных подвигов, вроде чтения священных писаний, раздачи милостыни и тому подобного. Гастрономическим фоном этой практики служит телесное воздержание от некоторых видов пищи. При наиболее строгом посте отказу подлежат все продукты животного происхождения (мясо, рыба, птица, яйца, молоко), а также растительное масло.

Всего в православии существует четыре многодневных поста: Рождественский, Петровский, Успенский и Великий православный пост. В дополнение к ним существует масса однодневных периодов воздержания. Большую часть среди последних занимают среды и пятницы, по умолчанию являющиеся практически каждую неделю (седмицу - по старой церковнославянской терминологии) в году. Есть, однако, и исключения. В некоторые недели пост со среды и пятницы снимается ввиду тех или иных обстоятельств. Их-то мы и знаем как дни сплошных седмиц. Что это значит в практическом смысле? Во-первых, в это время разрешается употреблять так называемую мясо, молоко и все прочее, что обычно считается непостным. Во-вторых, что особенно важно, в эти недели можно причащаться без предварительного поста, по крайней мере, так полагается по фиксированной письменной норме богослужебного устава.

Сплошных седмиц в году всего пять:

    Святочная неделя или святки.

    Седмица мытаря и фарисея.

    Она же Масленица.

    Пасхальная, больше известная как Светлая седмица.

    Троицкая неделя.

Каждая из них либо предшествует многодневному посту, либо, наоборот, знаменует собой период отдыха и расслабления после оного.

Святочная седмица

Святки, строго говоря, - это не неделя, это одиннадцать дней между Рождеством Христовым и Крещением. Они всегда приходятся на одни и те же числа - с 7 по 18 января по новому стилю или с 25 декабря по 5 января - по старому. Таким образом, святочные дни следуют сразу за Рождественским постом вплоть до крещенского сочельника.

Неделя Мытаря и фарисея

Перед Великим постом следуют несколько так называемых подготовительных седмиц. Из них сплошной является Неделя мытаря и фарисея. Поскольку даты Пасхи и предшествующего ей периода говения каждый год выпадают на разные числа, то и подготовительные седмицы не привязаны к определенным дням. Конкретно Неделе мытаря и фарисея отводится время за две седмицы до Великого поста.

Масленица

Знаменитая Масленица - это пережиток языческого праздника встречи весны. Сегодня она фактически слилась с сырной неделей. Так (или иначе - мясопустной) называется еще одна подготовительная сплошная седмица. Что это за время? В общем-то, это последние семь дней перед сорокавосьмидневным периодом говения, предваряющим Пасху.

Отличительной чертой Масленицы от других сплошных седмиц является то, что в нее уже запрещено вкушать мясные продукты, однако разрешается есть рыбу и молочное.

Светлая седмица

Первая неделя после Пасхи также является сплошной, ввиду особой значимости праздника. Вообще-то, Воскресение Христово официально празднуется сорок дней, поэтому неудивительно, сколь особым масштабом торжественности и веселья отличается эта сплошная седмица. Что это значит? То, что в Светлую неделю категорически запрещены любой пост, аскеза и даже коленопреклоненные молитвы.

Троицкая неделя

После дня Святой Троицы следует последняя в церковном календаре сплошная седмица. Что это за праздник? Иначе он называется Пятидесятницей и отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Корни его уходят в иудейскую эортологию, а сугубо христианский смысл основывается на рассказе из о том, как Святой Дух в образе языков пламени сошел на апостолов, даровав им знание иных языков и прочие сверхъестественные дары. Событие это считается днем рожденья Церкви, поэтому в честь дня Святой Троицы следующая за ним неделя лишена постных дней. Зато после ее окончания начинается продолжительный Петровский пост, а потому эта седмица является также подготовительной к периоду воздержания, который заканчивается каждый год в один и тот же день - 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла.

Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В сплошные седмицы отсутствуют посты по средам и пятницам.

Сплошные седмицы в 2019 году

Сплошных седмиц пять:
1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января.
2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого Поста – 17 — 23 февраля.
3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса) – 4 — 10 марта.
4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи – 28 апреля — 4 мая.
5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – 16 — 22 июня.

Можно ли причащаться на сплошной седмице?

Подходит к концу сплошная седмица - одна из подготовительных недель перед Великим постом. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?

За разъяснением этого сложного для многих момента обратимся к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?

Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):

– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.

Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.

И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях. Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах. Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.

Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой. В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период - как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.

Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:

– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, - скажем, каждую неделю - достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство. А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно. А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.

Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:

– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, - то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):

– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.

Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.

Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.

Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:

– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов». Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.

Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста - так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.

А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (34887) раз

Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион.

Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны - в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны - дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны - не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты.

Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять:

1. Святки - с Рождества до Крещения , с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней).

2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого поста.

3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.

5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Все подобные сплошные недели, кроме времени Святок на Рождество, достаточно подвижны по своей сути, так как привязаны они к празднованию Великого праздника Пасхи.

Можно ли причащаться на сплошной седмице? Причащаться, конечно, можно. Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу , то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, — то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? Препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю - так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Каждому верующему человеку необходимо знать, когда бывают сплошные седмицы, ведь это помогает ему правильно распределять свой духовный потенциал для дальнейшего осознания веры и всего, что с ней связано. Другими словами, так он “проверяет” себя на стойкость духа, волевые качества и моральные приоритеты. Но также стоит не забывать и то, что каждый сам волен делать свой выбор, главное, чтобы он был тесно связан с православием, которое и является основополагающей всего, что происходит в жизни преданного христианина.