Выразительные средства синтаксиса. Риторические вопросы, обращения и восклицания. Просьба и предложение

ФИО учителя, образовательное учреждение, населенный пункт: , учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №10», г. Бузулук
Предмет: русский язык
Название учебно-методического комплекса или иных пособий издательства «ДРОФА», использованных при подготовке конспекта: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. , . – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Класс: 5
Тема: Восклицательные предложения.
Тип урока
изучение нового материала
Цели: обучающие

повторить имеющие сведения о предложениях по цели высказывания и о роли логического ударения;

формирующие:

воспитывать любознательность, стремление обогащать свои знания (на основе художественного текста);

общепредметные:

Задачи

Дать знания о видах предложения по интонации;

Использованные источники

1. Львов планирование по русскому языку для V класса на основе учебного комплекса под ред. и // РЯШ. – 2004. - №2. – С. 119-122.

2. Мельников диктантов по пунктуации . – М.: Просвещение, 1987.

3. Панов и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 208с.

4. Пастухова удивительный удивительный знак. // РЯШ, - 1987. - №1. – С.41-44.

Оборудование урока : таблица, карточка, компьютер, проектор.

Ход урока:

1. Организационный момент (0,5 мин.).

Приветствие, проверка готовности, отметка отсутствующих.

Сегодня мы с вами повторим все изученное нами о предложениях по цели высказывания и узнаем, как характеризуется предложение по интонации.

2. Проверка домашнего задания (7,5 мин.)

Фронтальный опрос (2 мин.).

(Ученик вызывается к доске для работы по карточке).

Над какой темой работали на прошлых уроках? Виды предложений по цели высказывания.

На какие виды делятся предложения по цели высказывании? Повествовательные, вопросительные, побудительные.

Раскройте, что значит предложение повествовательное? Это предложение, содержащее рассказ о чем-либо, сообщение, информацию для собеседника. Например: Мы идем в лес. В лесу холодно и сыро.

Какие предложения называются вопросительными? Это предложения, в которых заключен вопрос. Например: Где находится Африка? Куда направились ученики?

Какие предложения называются побудительными? Это предложения, содержащие побуждение. Например: Выйди из класса! Убери мусор.

Работа по таблице (1, 5 мин.).

Расскажите по таблице, какие знаки могут ставится в конце предложений.

Итак, в конце каждого из предложений по цели высказывания может ставится восклицательный знак. А что еще играет важную роль в интонации? Верно, логическое ударение.

Взаимопроверка домашнего упражнения (2, 5 мин.).

Что нужно было сделать дома? Подобрать по три примера на каждый вид предложения из учебника литературы , заполнить таблицу – выполнить упр. 411. Поменяйтесь тетрадями. Если не согласны, поставьте карандашом галочку на полях. На каждом ряду есть консультант, к нему можно обращаться за помощью. Работайте. Верните тетради. Встаньте, у кого нет замечаний. Молодцы. Остальным быть внимательнее.

Проверяем работу по карточке.

Работа по карточке (2 мин.).

Запишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки в конце предложений, укажите вид предложений по цели высказывания, обозначьте орфограммы.

1. Пр. рода милыми цветами т. нистый берег убрала (П.). 2. Отыщется ль смелый на подвиг опас(?)ный (Жук.). 3. Пусть с. льнее грянет буря (М. Г.). 4. Почему в. круг малиновки поют Почему цветы ч. ремухи цветут Почему играет со(?)нце надо мною Потому что я иду домой (Ошанин). 5. Какое дивное, оч. ровательное утро Какая красота (Пауст.).

1. Природа милыми цветами тенистый берег убрала. (Повест.) 2. Отыщется ль смелый на подвиг опасный? (Вопросит.) 3. Пусть сильнее грянет буря! (Побудит.) 4. Почему вокруг малиновки поют? Почему цветы черемухи цветут? Почему играет солнце надо мною? (Вопросит.) Потому что я иду домой. (Вопросит.) 5. Какое дивное, очаровательное утро! Какая красота! (Повест.)

Есть ли замечания? Какие орфограммы повторили? Непроизносимые согласные, непроверяемые и проверяемые гласные в корне.

Таким образом, мы повторили не только сведения о предложениях по цели высказывания, но и орфограммы.

3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала (1 мин.).

(На доске записаны и закрыты записи, по ходу чтения учитель их открывает: О" Генри О! Генри!).

Давайте прослушаем исто­рию-шутку, которая случилась на самом деле:

Однажды американский новеллист Вильям Сидни Портер, пишущий под псевдонимом, получил от своего изда­ теля записку: «Как точнее обозначить Ваше имя на обложке новой книги - «О"Генри» или «О. Генри»? Какой из вариантов привлечет покупателей?»

Юмористических дел мастер, запас остроумных выдумок которого был поистине неистощим, не растерялся и от­ветил: «Напишите: «О! Генри!»

Какой же из вариантов привлечет покупателей? Почему? Верно, третий, потому что подчеркивается значимость высказывания. Итак, речь вести будем сегодня о восклицательных предложениях.

4. Объяснение нового материала (7 мин.)

Наблюдение материала через проектор (2, 5 мин.).

Перед вами предложения. Если восклицательные знаки убрать - что изменится? (Читают два подготовленных ученика).

Я тебе покажу!! Я тебе покажу.

Нет! Она не сдаст­ся! Нет. Она не сдаст­ся.

Она будет бо­роться!! Она будет бо­роться.

Никто не смеет думать, что Никто не смеет думать, что

он - он! - боится. он - он - боится.

Я! буду! учиться! Я буду учиться.

Он всегда (!!) го­ворит правду. Он всегда го­ворит правду.

Итак, что же меняется, если убрать восклицательный знак? Верно, интонация, не передаются чувства говорящего. То есть мы делаем вывод, что предложения делятся по интонации на восклицательные и невосклицательные.

Работа по учебнику (2, 5 мин.).

Кроме сообщения, вопроса или побуждения, предложе­ние может выражать и сильные чувства (эмоции) говоряще­го, и его отношение к сообщению: радость, взволнованность, огорчение и пр. Такие предложения по интонации называ­ ются восклицательными.

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак: Я нашёл книгу! Он едет! Открой форточку!

Восклицательными, могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения. Они про­износятся с подъёмом голоса, при этом слово, выражающее чувство, выделяется особо: Как хорош лес осенью! Разве вы не поняли меня?!

Для чего же нужен восклицательный знак? Чтобы передать чувства, эмоции, интонацию.

Выступление подготовленного ученика (1 мин.).

Ребята! В предложениях стою я для того,

чтоб выделить волнение,

тревогу, восхищение,

победу, торжество...

Не зря я от рождения

противник тишины.

Где я, те предложения

с особым выражением

произнести должны.

(А. Тетивкин).

Какие именно чувства передает восклицательный знак? Волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество…

5. Закрепление (21,5 мин.).

Устная работа (2 мин.).

Работаем с упр. 412 по цепочке. Прочитайте выразительно предложения. Какие чувства (радость, удивление, просьба, сожаление, гнев, восторг и пр.) выражены в них?

1) Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! (удивление ) 2) А хвост такой пушистый, раскидистый и золотистый! (восторг) 3) Уж как тебе не лень с утра до вечера трудиться целый день! (сожаление ) 4) Не ос­тавь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой и до веш­них только дней прокорми и обогрей! (просьба) 5) Досуг мне разбирать вины твои, щенок! (гнев ) 6) Но курам никогда до облак не добраться! (сожаление ).

(И. Крылов).

Обобщим: какие же чувства передает восклицательный знак? (Радость, удивление, просьба, сожаление, гнев, восторг ).

Распределительный диктант (3 мин.).

Работаем у доски. Распределите восклицательные пред­ложения следующим образом: 1) повество­вательные предложения; 2) побудительные предложения.

1) «Тише!» - замахал Незнайка руками. (2-ой столбик ) «Очень даже хорошо играю! Громко!» (1-ый столбик ) «Перестань сейчас же! - закричал Знайка.- От твоей музыки уши болят!» (2-ой столбик ) «Уходи отсюда со своей противной тру­бой!» (2-ой столбик ) 5) «Я протестую! Нет такого правила, чтоб по два раза в день умываться!» (1-ый столбик ) 6) «Ну-ка, братцы, за мно-о-ой!» - закри­чал Ершик и бросился вперед. (2-ой столбик ) (Н. Носов).

Что объединяет все записанные предложения? Они по интонации восклицательные. Делаем вывод: любое по цели высказывания предложение может быть восклицательным.

Работа в группах (5 мин.).

Первый и третий вариант работают по карточкам, выполняют все задания самостоятельно. Второй работает у доски вслух. Затем слушаем вторую группу, потом третью.

1-ый вариант.

1. Какие «восклицательные средства» (частицы, междометия, местоимения , интонация) помогают передать эмоциональ­ность этих предложений?

1) «Ой , не надо! Не надо!» 2) «П. ду­ маешь , какой з. щитник выискался!» - от­веет. л Незнайка. 3) «Ну и уходи, раз тебе не нравится!» 4) «Батюшки ,- закричал Незнайка,- небо внизу! Мы л. тим вверх н. гами! » 5) «Я так скучала по тебе, так плакала!» 6) «Да ведь тут, наверно, тыся­ча п. лей! » (Н. Носов).

2. Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте нужные. Подумаешь, защитник, летим, ногами, полей.

Какие средства еще помогают передать эмоциональность? Частицы, междометия, местоимения, интонация.

2-ой вариант.

1. Прочитайте выразительно текст. Охарактеризуйте предложе­ния по интонации. Какие чувства выражают восклицательные предло­жения? Как они произносятся?

Стой! Не смей трогать Тотошку! - гневно закричала Элли. (восклицательное) Лев замер в удивлении. (невосклицательное)

Простите, - оправдывался он. - Но я ведь не с(ъ, ь)ел его... (невосклицательное)

Однако ты пытался. (невосклицательное) Как тебе не стыдно об..жать сла­бых! (восклицательное) Ты просто трус! (восклицательное)

А... а как вы узнали о том, что я трус? - спросил оше­ломлённый Лев. - Вам кто-нибудь рассказал? (невосклицательное)

Сама вижу по твоим поступкам! Ты ударил бедного, набитого соломой Страшилу! (восклицательное)

(По А. Волкову.)

2. К выделенному слову подберите однокоренные проверочные.

Обижать, обида, обидчивый, обижаться.

3-ий вариант.

В репликах ослика Иа нет восклица­тельных знаков. Почему?

1) - Доброе утро, Иа! - воскликнул Пятачок еще издали.

Доброе утро, маленький Пятачок,- сказал Иа-иа.- Если это утро - доб­рое,- добавил он,- в чем я лично сомне­ваюсь. Но это неважно.

2) - Вперед! - крикнули Пух и Пятачок.

Тронулись! - сказал Кролик (...)

Вот именно,- сказал Иа.- Трону­лись. Но я тут ни при чем. (А. Милн).

Разберите выделенное слово по составу.

В репликах Иа нет восклицательных предложений, потому что у него нет чувств, нет настроения. Он ничему не радуется, не выражает никаких эмоций . Маленький .

Итак, вы убедились, что роль восклицательных предложений велика. А теперь обратим внимание, где находится восклицательный знак. Верно, в конце предложения. Но так бывает не всегда.

Наблюдение занимательного материала (1, 5 мин.)

(проектор)

Недаром восклицательный знак назывался удивительным! Посмотрите, как ведет себя этот «молодец с пылким нравом» в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

...В это время дверь распахнулась,

Нам сказала Алиса: «Скорее ко мне!

Будем все пировать в Зазеркальной

стране!

Я теперь буду править волшебной

страной!

Не хотите! ли вы! отобедать! со мной?»

Что мы видим? Восклицательный знак стоит не только в конце предложе­ния, но и между его членами. «Ну,- скажет кое-кто из нас,- чего в сказках не бывает! Уж если Алиса смогла прой­ти сквозь зеркало и править волшебной страной, то восклицательный знак и по­давно мог оказаться в центре сказочной песни». Для чего нужен восклицательный знак в середине предложения? Для того чтобы особо подчеркнуть эмоциональ­ность отдельных слов, их смысловую важность.

Вернемся к предложениям, которые сравнивали в самом начале урока. Здесь тоже восклицательный знак находится в некоторых предложениях в середине, после отдельных слов.

Осложненное списывание (4 мин.).

У доски работаем с упр. 413. 1. Спишите, расставьте знаки препинания в конце предложе­ний. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, по интона­ции.

Хорошо в лесу ранней весной В полдень идёш(?) по тр..пинке между зазеленевших деревьев Но что это Лес ог­лашается птич(?)им гомоном Это п..рнатые сп..шат устроить понадёжнее свои ж..лища,

Бер..гите птиц Не разоряйте леса и гнёзда

2.К словам с пропущенными буквами подберите проверочные.

3.Каково значение выделенного слова?

Хорошо в лесу ранней весной!(повеств., воскл.) В полдень идёшь по тропинке (тропка) между зазеленевших деревьев. (повеств., невоскл.) Но что это?(вопрсит.,невоскл.) Лес ог лашается птичьим гомоном. (повеств., невоскл.) Это пернатые (перья) спешат (спешат) устроить понадёжнее свои жилища (жить) (повеств., невоскл.).

Берегите (беречь)птиц! (побудит., воскл.) Не разоряйте леса и гнёзда! (побудит., воскл.)

Пернатые – так называют птиц.

Итак, восклицательным, как мы убедились, может стать любое по цели высказывания предложение.

Синтаксический разбор (3 мин.).

Работаем у доски. Запишите два предложения из произведения и выполните их синтаксический разбор.

Знаете ли вы украинскую ночь ? (Вопросит., невоскл., простое, двусоставн., распространен.) . О, вы не знаете украинской ночи ! (Повеств., восклиц., простое, двусоставн., распространен. ).

Посмотрите, вы затруднились первое предложение охарактеризовать по интонации, а второе по цели высказывания. Будем работать.

Самостоятельная работа (3 мин.).

414. Докажите, что повествовательные, вопросительные, восклица­тельные предложения произносятся с разной интонацией. Для этого про­читайте данные предложения, произнося их сначала с восклицательной, а затем с вопросительной интонацией. Если нужно, меняйте порядок слов в предложениях. В конце каких предложений вы повышаете голос?

Образец записи: Для белки зима не страшна. - Для белки зи­ ма не страшна! - Для белки не страшна зима?

1) На старой липе остались ещё разноцветные листья. 2) Сквозь облака солнце пробивает себе путь. 3) Ночью было похолодание. 4) Утро тёплое.

У кого возникают вопросы можно обраться к консультантам или к учителю. Проверяем. Обратите внимание: можно менять порядок слов, чтобы предложение получилось правильно построенным. Отсюда ваши ошибки.

6. Итоги урока (2 мин.).

Итак, что нового узнали на уроке? Предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные. Любое по цели высказывания предложение может быть восклицательным.

За урок получили оценки:……………………………………………

7. Домашнее задание (1,5 мин.).

Дома внимательно прочитаете теорию на стр. 139-140. Создайте свой текст, употребив как можно больше восклицательных предложений.

Урок окончен, сдайте тетради, до свидания.

Восклицательные и невосклицательные предложения

В этом уроке Вы узнаете, что такое интонация и познакомитесь с видами предложений по интонации.

Интонация - это такая сторона нашей речи, которая служит средством выражения наших эмоций. Она имеет огромное значение в устной речи. Одно и то же предложение можно сказать с разной интонацией, поэтому и смысл нашего высказывания слушатель может понять по-разному. К примеру, предложение «Гости приехали» мы можем прочитать спокойно, или с радостью, или с раздражением.

С помощью интонации говорящий передаёт не только мысль, но и своё отношение к тому, о чём он говорит: радость, восхищение, грусть, убеждённость, огорчение. Не зря говорят: важно не что сказать, а как сказать.

Интонация обогащает нашу речь, делает её красивой, выразительной, звучной. Вы, наверно, обращали внимание, что книга, которая кажется, на первый взгляд, скучной, становится интересной, когда её выразительно читает мама или учитель. И наоборот, увлекательный сюжет становится неинтересным, если его рассказывают монотонно, без интонации. О человеке, умеющем эмоционально, ярко, выразительно рассказывать, говорят, что он искусный оратор.

В устной речи для интонации мы используем наш голос. На письме выразительно прочитать текст помогают знаки препинания. По интонации предложения бывают восклицательными и невосклицательными. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).

Вот как рассказывает о себе восклицательный знак:

На странице вверх тормашками

Восхищаюсь, возмущаюсь

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны.

(А. Тетивкин)

Вы уже умеете различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Каждое из этих видов предложений можно прочитать с разной интонацией. Восклицательное предложение произносится с сильным чувством. Невосклицательное предложение произносится спокойно, без ярко выраженных эмоций.

Наступило лето.

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.

Наконец-то я поеду в лагерь!

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации восклицательное.

Ты сделал домашнее задание?

Это предложение по цели высказывания вопросительное, по интонации невосклицательное.

Она изучает японский язык?!

Это предложение по цели высказывания вопросительное, по интонации восклицательное. Мы не только спрашиваем, но и удивляемся.

Выучите дома стихотворение об осени.

Это предложение по цели высказывания побудительное, по интонации невосклицательное.

Немедленно слезь с дерева!

Это предложение по цели высказывания побудительное, по интонации восклицательное.

Часто для усиления эмоциональной окраски предложения и его выразительности используются междометия или частицы «ах», «ох», «ну и», «что за», «о», «ну» и другие.

Ах, какой сегодня чудный день!

Ну что за прелесть эта девочка!

Иногда мы можем встретить предложение, в конце которого стоят два или даже три восклицательных знака. Это говорит о том, что рассказчик испытывает глубокие чувства:

Прекрати немедленно!!! - чувство гнева.

Мы победили!!! - чувство огромной радости.

Подведем итоги урока:

1. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией.

2. По интонации предложения могут быть восклицательными и невосклицательными. Восклицательное предложение произносится с сильным чувством.

3. Невосклицательное предложение произносится спокойно, без особого чувства.

4. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Интонация обогащает нашу речь, делает её выразительной, яркой, гибкой.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с.
  4. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

1. Выразительно прочитайте текст. Какие типы речи в нём пред­ставлены? Какие основные части можно выделить в данном тексте?2. Найдите в тексте такие синтаксические средства, как бес­союзие, инверсия, односоставные предложения, сравнение, риторическое восклицание. Каково их художественное назна­чение в данном тексте? Выпишите примеры, иллюстрирующие указанные выразительные средства синтаксиса.Белые ночиСлушай: теперь я расскажу тебе о белых ночах далёкого севера.Всё время они вспоминались мне здесь, на юге, среди этой чрез­мерной, пышной и декоративной природы, вспоминались, как иногда сквозь туман многих годов вспоминается робкий поцелуй холодных девических уст, - такой быстрый, трепещущий, пугли­вый поцелуй в полутьме вечера, у окна, заставленного цветами, за занавеской, которую слабо надувает ветер.Как часто тогда грезились мне петербургские белые ночи... Бе­лые, мистические, бессонные ночи!Нет возможности описать их нежного, тревожного, болезнен­ного очарования. Их странное томление начинается с восьми, де­вяти, одиннадцати часов вечера. Ждёшь ночи, сумерек, но их нет.29Занавески на окнах белые. Тянет на улицу... Полночь. Час ночи. На улице много народа. Но кажется, что все держатся около стен, идут осторожными, уклончивыми шагами, говорят вполголоса. Точно вот-вот в этом фальшивом полусвете, в этом полусне откро­ется над городом какая-то старинная тайна, и все предчувствуют её и боятся её. Небо распростёрлось над землёй - однотонное, мокрое, молочно-белое. Ясно издалека видны фигуры людей, даже их лица, видны вывески магазинов, видны кроткие ресницы у спя­щих извозчичьих лошадей.Широкая река, такая спокойная в своей тёмной гранитной ра­ме. Вся она как жидкое белое молоко. Только редкие ленивые мор­щинки на ней отливают в изломах синим цветом. Всё - и небо и во­да - похоже на игру перламутра, с его неуловимыми розовыми и голубыми оттенками.И вот я вхожу в широкую уединённую улицу. Насколько хвата­ет глаз, на ней нет ни одного человека. Шаги мои будят звонкие от­звуки. Налево, направо - огромные здания, в четыре-пять этажей. Но ни в одном окне нет огня, только бледный свет неба плоско блес­тит в чёрных стёклах, которые похожи теперь на ослепшие глаза.Громадный дом протянулся от переулка. Слепые окна в пять ря­дов. Сколько людей живёт здесь? Триста, четыреста человек? Мне кажется, я вижу, как они лежат сверху донизу и вдоль, один над дру­гим, лежат на спине, на боку, с раскрытыми ртами, терзаемые нездо­ровыми сновидениями, лежат так близко и так далеко друг от дру­га! Кто знает, какие злые шутки есть в распоряжении у судьбы? Вот, может быть, два человека, которые всю жизнь ищут, алчут друг дру­га, лежат теперь рядом, голова к голове, ноги к ногам, разделённые только четвертью аршина стены? И может быть, никогда в жизни им не суждено встретиться, узнать друг друга, напоить взаимную3031. Используя данные в упражнении материалы, составьте высказы­вание на лингвистическую тему об односоставных предложениях. Из упражнения 30 выпишите примеры сказуемых разных видов.Односоставные предложения с одним главным членом пред­ложения - сказуемым.1. Определённо-личные: действующее лицо не названо, но под­разумевается как определённое лицо: действуют я, ты, мы, вы.2. Неопределённо-личные: действующее лицо не названо и под­разумевается как неопределённое лицо: действует кто-то, они.3. Безличные: действующее лицо не названо и не подразумева­ется: нет ответа на вопрос кто действует?Односоставные предложения с одним главным членом пред­ложения - подлежащим - назывные.32. 1 Спишите сложные предложения, вставляя пропущенные бук­вы и недостающие знаки препинания. Повторно запишите каждое предложение, преобразовав бессоюзные предложения в союзные сложносочинённые (ССП) или сложноподчинённые (СПП) предложения. В скобках укажите вид сложного союз­ного предложения.1. Днём в саду было тихо беспокойные птицы улетели на юг (К. Паустовский). 2. Дверь была зап..рта занятия в лаборатории уже закончились (Ю. Сотник). 3. До сих пор я осени почти не заме­чал в саду ещё не было запаха прелой листвы (К. Паустовский).4. Мне стало стыдно за себя н.. разу в жизни я не проявил настоя­щего интереса к тому, что он делал (Ф. Искандер). 5. Солнце село31жажду светом и счастьем. Триста человек спят и грезят в этом ка­менном чемодане, друг над другом. О, какой ужас скрывается в этой мысли! Мокрые белесоватые здания. Ни души на улице.Наступает утро. В небе и в широкой реке зажигаются глубокие, но не яркие цвета, точно в драгоценном опале - нежные, перелива­ющиеся цвета: розовый, голубой, лиловый.

Во всех языках мира существуют особые предложения - восклицательные. Обычно их используют для выражения сильных эмоций, каковыми являются восторг, удивление, гнев и другие. Примеры восклицательных предложений часто встречаются в художественной литературе, в поэзии, в письмах и дневниках. В научных текстах найти их практически невозможно. В них примеры восклицательных предложений не встречаются. Научные статьи пишутся в нейтральном эмоциональном стиле.

Типы восклицательных предложений

Восклицание и многоточие

Существуют и другие сочетания знаков в конце предложений. Например, в литературе некоторые авторы используют сразу восклицание и многоточие. Такие фразы должны натолкнуть читателя на глубокие размышления, по своей сути такие предложения чрезвычайно похожи на риторические вопросы с восклицанием. «И вот в дверях она возникла!.. Пленила красотой своей, улыбкой осветилось лицо, и мир вокруг весь заискрился и радостью, и счастьем!..»

Побудительное восклицательное предложение

Очень интересен вариант использования в произведении Такие фразы отличаются от других тем, что практически не имеют эмоциональной окраски, но содержат в себе приказ, просьбу, приглашение, приветствие или предложение. Обычно в этих предложениях отсутствуют подлежащие. Интонационно подобные конструкции не обязательно должны произноситься с ярко выраженными эмоциями. Однако знак в конце просьбы или приказа указывает на то, что это восклицательное предложение. Примеры в русском языке подобных конструкций встречаются довольно часто. Они присутствуют в диалогах героев художественных произведений.


Приказ в восклицательном предложении

В некоторых конструкциях постановка знаков препинания обусловлена не эмоциональной окраской высказывания, а историческими традициями. Поэтому в случае, когда автор художественного произведения использует приказ, он оформляет предложение с восклицательным знаком. Примеры таких фраз могут произноситься спокойным тоном и даже шёпотом, однако использование восклицательного знака здесь необходимо. «Стоять! - шёпотом приказал Петрович идущему впереди него пленному фрицу. - Не оборачивайся!» Даже в том случае, если приказ отдаётся спокойным ровным тоном, в конце фразы нужно ставить восклицательный знак. Например, «Отряд, равняйсь, смирно!» или «Встать, суд идёт!»

Просьба и предложение

Традициями объясняются ещё некоторые особенности пунктуации в русском языке. Например, особый эмоциональный оттенок вносит в просьбу поставленный в конце фразы восклицательный знак.


Приглашение и обращение в восклицательном предложении

Существует ещё одно правило пунктуации. Оно диктует, что часто в конце приглашения ставится восклицательный знак. Этот факт является признаком элементарной вежливости, культуры письменного общения. Поэтому при прочтении контекста с приглашением, например на свадьбу или пикник, вовсе не следует пользоваться интонацией восклицания.

  1. «Наталья Павловна! Георгий Матвеевич! Приходите на вечер, посвящённый празднованию нашей серебряной свадьбы, в ресторан «Космос»!»
  2. «Дорогие старшеклассники! Приходите 23 октября на «осенний бал», который будет проходить в актовом зале школы!»

Приветствие и пожелание в восклицательном предложении

Правила написания писем очень важно как для обычных людей, так и для авторов художественных произведений. Чтобы разобраться с постановкой знаков препинания в конце предложений, следует обратить внимание на одну интересную особенность: очень часто приветствие или пожелание выражаются формой глагола повелительного наклонения. Таковыми являются слова «здравствуй!», «будьте здоровы!» Поэтому эти предложения воспринимаются как просьба, в конце которой также исторически ставится восклицательный знак. Нередко подобным образом на письме оформляется и прощание. Например, "До свидания, дорогие мои!" или "Спокойной ночи, милый друг! Желаю тебе сладких снов!"

Восклицательные предложения в русском языке служат для усиления эмоциональности текстов, посланий, комментариев. Так как придать интонационную окраску высказываниям персонажей в художественных произведениях можно лишь при помощи знаков препинания, то авторам не остаётся ничего другого, как воспользоваться восклицательными, вопросительными знаками и их сочетаниями.

27. Прочитайте.

      Ребята! В предложениях
      стою я для того,
      чтоб выделить волнение,
      тревогу, восхищение,
      победу, торжество!
      Где я, те предложения
      с особым выражением
      произносить должны!
      (А. Тетивкин)

  • Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком? Когда используются в речи такие предложения?

Обратите внимание! Предложения различаются по интонации .

28. Прочитайте.

      Москва! Как много в этом звуке
      Для сердца русского слилось!
      Как много в нём отозвалось!
      (А. Пушкин)

  • Каким чувством наполнены эти строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией. Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ.
  • Спишите поэтические строки.

29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

      В тёмный лес дремучий
      Загл..нула ос..нь.
      Сколько свежих ш..шек
      У з..лёных сосен!
      Сколько алых яго..
      У л..сной рябинки!..
      (Е. Трутнева)

  • Прочитайте выразительно. Определите вид каждого предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное?

30. Прочитайте.

1. Самолёт летит. 2. Гроза надвигается. 3. Кто сломал ветку берёзки? 4. Как жаль эту берёзку. 5. Не ломайте ветви деревьев. 6. Пусть будет мир во всём мире.

  • Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Прочитайте предложения ещё раз, но произнесите их с восклицательной интонацией.
  • Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

Виды предложений

Обратите внимание! В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак .
В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный , и восклицательный знаки .

31. Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

32. Прочитайте стихотворение.

Скучать некогда

      Села пчёлка на цв..ток,
      Опустила х..боток (. !)
      Под л..тает к ней комар:
      - Что ты ищешь там (? !)
      - Нектар (! ?)
      - А тебе не надоело,
      Не наскучило искать (? !)
      - Нет (! ?)
      Тому, кто занят делом,
      Просто некогда скуч..ть (! ?)
      (Г. Ладонщиков)

  • Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
  • Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.

33. Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

  • Объясните значение слова таволга.
  • Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
  • Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
  • Запишите, обозначая начало и конец предложений.