Ребенок 6 лет рисует себя животным. «Я жертва, поэтому правила на меня не распространяются» или как отучить ребенка от виктимного мышления. Рисование с секретом в три пары рук.

Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

Детали: то, что персонаж стирается или нарисован с большой слабостью, обычно указывает, что ребенок не может или не хочет его рисовать. Обычно это замаскированная враждебность по отношению к этому человеку, что также может проявляться при приеме члена семьи или нескольких без какой-либо части тела, говорит Нора Родригес.

Упущение некоторых членов: когда ребенок не набирает члена семьи, это означает, что он или она отклоняется или отклоняется, или что в некотором смысле ему или ей не нравится быть членом семьи. Когда они сами удаляют изображение, добавляет педагогику, что означает, что они чувствуют себя исключенными из семьи или плохо себя чувствующими для принадлежности к семейному ядру.

Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

Члены семьи падают в одну сторону: часто, говорит автор, дети выражают слабость члена своей семьи, рисуя ее как падающую. Они часто делают это с младшими братьями и сестрами и бабушками и дедушками, но также и с другими людьми, которых по какой-то причине они считают слабыми, такими как больные. Персонажи, нарисованные с определенным наклоном, обычно не имеют шеи, носа или рта, а их конечности - только палки.

Члены семьи, которым сложно дать форму: обычно случается с теми родственниками, у которых больше всего проблем. Нора Родригес указывает, что в ситуациях жестокого обращения дети могут даже плакать, когда думают, что они должны привлечь человека, который наносит им ущерб. Точно так же, когда они рисуют их, они проявляют нерешительность, стресс, тоску, беспокойство, подавление, импотенцию и уход.

Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Семьи, установленные в другое время, отличные от реального: когда эта ситуация происходит, это обычно происходит потому, что уровень фантазии ребенка очень высок, или реальность была слишком неприятна для него. «Когда вы чувствуете себя бессильны перед лицом проблем, которые ставит перед вами реальность, вы склонны воображать предыдущие компенсационные ситуации, иногда архаичные или примитивные», - объясняет педагог.

Через рисунок, даже с первых каракулей, дети выражают некоторые черты своей личности как свои страхи, свои эмоции и способ увидеть мир. У каждого ребенка есть особый способ рисования, а не только субъект, который он рисует, но также способ забрать карандаш, занять пространство на листе, что многое говорит о его личности.

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.
Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь - таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

Одна из первых вещей, которую следует отметить, - это то, как ребенок держит карандаш между пальцами. Если сдержанность ослаблена, мы видим, что ребенок расслаблен, спокоен, а если он напряжен, это означает напряжение или нервозность. Ребенок всегда втягивается в центр листа, способ воспринимать центр мира, что-то естественное в малом, а вокруг обнаруживает символические представления, связанные с ним.

То, как он занимает пространство, говорит нам о том, как ребенок действует перед миром. Если он рисует весь лист, он является более экстравертированным, динамичным, совместным ребенком, тогда как более замкнутый, застенчивый и подавленный ребенок занимает небольшую часть листа.

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Иногда ребенок намеренно занимает листок, то есть иногда он рисует в центре и других в углу, без порядка. Он распространен у раздражительных детей с постоянными колебаниями настроения и обычно легко отвлекается. Давление, оказываемое ребенком на удар, является очень важным сигналом, который отражает его характер.

Устойчивый, устойчивый контур демонстрирует уверенную личность с уверенностью в себе. Хорошее давление указывает на энтузиазм, готовность и потребность в движении. Со своей стороны, неопределенная и трепетная линия показывает личность, которая нуждается в заверении и постоянно ищет одобрения других. Они, как правило, более чувствительные дети с низкой терпимостью к разочарованию. Слабый удар может также указывать на усталость или нежелание.

Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

Синий - цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

Когда удар чрезмерно силен и отмечен, это означает агрессивность. Как и при написании, непрерывные штрихи округлых форм демонстрируют спокойное, примирительное аффективное состояние. Они обычно обозначают послушный дух. С другой стороны, прерывистые штрихи сломанных и заостренных форм показывают напряжение, импульсивность и недоверие к другим.

Есть дети, чьи рисунки часто очень часто стираются или маркируют пятна, которые повторяются постоянно. Это дети с низкой самооценкой, которые проявляют в них недостаток уверенности в себе, не уверены в том, что они делают. Это способ выразить, как ребенок воспитывается перед жизнью, если он использует много цветов, демонстрируя радость жизни, любопытство и мотивацию, или наоборот, если он всегда выбирает одни и те же цвета, демонстрируя некоторую неуверенность.

Желтый хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Самые восторженные дети, театралы и экстраверты обычно предпочитают теплые и живые цвета, иногда дополняющие их как синие или зеленые. Чрезмерно раздражительный ребенок может слишком много смешать цвета, нарисовать один поверх другого, делая их почти неузнаваемыми.

Сентиментальный ребенок, он предпочитает холодные и темные цвета, в то время как страшный ребенок обычно не окрашивает рисунки, а навязчивый выбирает их с чрезмерной осторожностью, не переполняясь. Свободный рисунок, то есть дети рисуют то, что хотят, - это хороший способ выразить свои желания и мотивации в определенный момент времени, но проблемы, которые больше всего помогают нам лучше узнать, как они смотрят на мир, - это: дерево, человеческая фигура и семья.


Психология детского рисунка: детали имеют значение

Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Рисунок дерева, согласно «тесту Коха», используемому в психологии, означает символическую проекцию образа человека. Корни связаны с привязанностями, которые питают дерево, сундук с личным я и чашей, с контактом с внешним миром. На рисунке человеческой фигуры мы видим признаки того, что ребенок передает о себе и окружающих.

Это некоторые выражения ваших чувств, эмоций или страхов. Благодаря рисунку семьи ребенок демонстрирует свою эмоциональную и эмоциональную ситуацию в семейной структуре. Это обширный очерк о значении детских рисунков. Мы не должны их обобщать, потому что каждый ребенок особенный, поэтому, если что-то особенно беспокоит вашего ребенка, есть специалисты, к которым вы можете обратиться.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом. Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Важно уточнить, что дети могут изменять или чередоваться с тем, как они рисуют в соответствии с тем, как они живут. Ключ должен выявить возможные страхи, тревоги и проблемы, чтобы помочь им преодолеть их. Чертежи - одна из лучших форм выражения для детей. Через их удары мы можем знать, каковы они, что они думают и что они чувствуют. И родители должны научиться их интерпретировать, если мы хотим узнать их более подробно.

Для ребенка его каракули и рисунки - правильное выражение его чувств и эмоций. Любой удар может быть достаточно, чтобы описать ваш мир. Благодаря анализу его рисунков мы можем понять, что ребенок означает о его внутреннем и окружающем мире. Через рисунок мы можем познать самую бессознательную часть ребенка, поэтому мы должны наблюдать переданные нам сообщения, а не совершенство их творения.


Важно!

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

Для того, чтобы ребенок рисовал открыто, его не следует заставлять рисовать, вам нужно почувствовать, как это делать. Таким образом, вы можете свободно выражать себя и стимулировать свое воображение и творчество. Чтобы узнать о характере, личности и потребностях ребенка, а также узнать, на каком этапе развития, нам нужно проанализировать рисунки, которые ребенок сделал за определенный период времени, потому что только с одним рисунком мы не сможем сделать полную интерпретацию, Вот почему важно, чтобы в каждом чертеже указывалось ваше имя и дата для эволюции.

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

Лариса Савчук
Консультация для родителей «Учите детей изображать!»

Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей по изобразительной деятельности. Думаю, предложенный материал будет Вам интересен и пригодиться в работе.

Где на листе вы рисуете? Просто взглянув на то, в какой позиции в документе, где находится рисунок или где есть разные детали, мы можем получить много информации о его способе бытия, его тенденциях, отношении к жизни и окружающей среде. Таким образом он делит фолиант на девять ящиков и наблюдает, в каком из этих ящиков ребенок начинает рисовать, какую часть бумаги использует, или где он размещает разные элементы и анализирует их так.

Верхний ряд: представляет ваш интеллект, ваше воображение, ваше любопытство, чтобы открыть для себя новые вещи. Нижняя строка: дает нам информацию о ваших физических и материальных потребностях. Если большая часть рисунка находится в этой области, это свидетельствует о том, что мысли ребенка вращаются вокруг прошлого и что настоящее не живет и не думает о будущем. То, что идентифицируется с матерью, также нарисовано в этой позиции. Центральная колонка: настоящее. Если весь рисунок находится в этой области, он показывает нам, что это ребенок, открытый всему, что происходит вокруг него. Они, как правило, дети свободны от беспокойства и напряженности. Также в этом положении рисуются вещи, которые отождествляются с ними. Столбец справа: это будущее. Если почти весь рисунок находится в этой зоне, это означает, что ребенок выделяет много энергии и надеется на будущее. Завтра для него что-то особенное, и он только думает об этом. Также в этом положении рисуются вещи, которые идентифицируются с отцом.

В общих чертах мы можем сказать, что пастельные или мягкие цвета указывают на богатую эмоциональность, чувствительность, застенчивость.

"Учите детей изображать!"

Проблема: Известно, что нет проблемы детей, есть проблемы родителей. И данное положение имеет прямое отношение к современному обучению дошкольников изображать, т. е. рисовать, лепить, правильно заниматься аппликацией. Мы часто с Вами недооцениваем роль рисования в дошкольном периоде. Нам кажется, что дети не так изображают окружающий мир, что эти забавы, эти «каляки-маляки» сами по себе не несут развивающего эффекта для ребёнка. Такой подход к детскому изображению далёк от истины. Научить изображать, т. е. первоначально любить что-либо изображать – это значит сделать универсальное, полезное дело для своего малыша. Развиваются руки, ребёнок учится активно показывать в своих первых детских работах своё отношение к предметам и явлениям. А как точно, во всём многообразии красок он познаёт окружающий мир. Наконец, рисунок отражает детское настроение. По подбору красок психологи судят о душевном равновесии дошкольника. К примеру, если рисует малыш с преобладанием чёрной, серой, тёмно-коричневой красок – значит, отчего-то ему тоскливо, он в разладе с самим собой или близкими. Или наоборот, свою радость дошкольник, как правило, изображает с помощью жёлтой, оранжевой, красной красок.

Напротив, сильные цвета говорят о сильных чувствах, которые могут относиться как к любви, так и к агрессивности. Желтый: энергия, адаптация, знание, любопытство, выразительность, щедрость, экстраверсия, оптимизм, амбиции. Оранж: потребность в социальных и общественных контактах, общительная, нетерпеливая. Зеленый: баланс, спокойствие, отдых, любопытство, знание, зрелость, чувствительность, интуиция. Роза: уязвима, нужна мягкость и нежность. Вайолет: печаль и беспокойство, но и мир и гармония. Браун: ответственность, серьезность, стабильность, безопасность, терпение, организация. Серый: отсутствие безопасности. Черный: это цвет, представляющий бессознательное, уверенность в себе, адаптивность. Он может представлять страх, беспокойство, резерв, страдания.

  • Красный: энергия, активность, возбудимость, агрессивность.
  • Синий: самообладание, гармония, спокойствие, интроверт, принятие изменений.
В дополнение ко всему, что описано выше, вы должны учитывать возраст ребенка, так как он не будет делать то же самое с 1 годом, как с 5 лет.

Решение проблемы: заключается в создании условий для занятий изобразительным творчеством. Уже с двух лет у малыша должен быть такой уголок творчества, который помог бы ему как можно раньше взять в руки орудия труда: карандаши и краски. Проводимые исследования показали повальное увлечение семей фломастерами и карандашами. Реже даётся пластилин. И совсем нетипичное явление – дошкольник рисует красками в условиях семьи. Фломастеры – это хорошо, но сочетание с другими изобразительными возможностями.

К сожалению, несколько лет назад и в детских садах дошкольники не имели возможности выбрать орудие своего труда в зависимости от того, что они хотят изобразить. Жёстко ставилась тема и метод изображения. Например, тема «Кукла». Рисование карандашами. А может быть, ребёнок хочет нарисовать куклу красками и методом пальцевой живописи? Но детское желание не учитывалось. И постепенно у большинства дошкольников гас интерес к изобразительному творчеству. А в числе желающих оставались способные к рисованию дети.

Изображать можно различными материалами. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка. Что же мы порекомендуем завести в уголке творчества для детей, начиная с 3-4-х лет?

1. В идеале – детский мольберт или простой столик, можно откидной.

2. Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, сангину, восковые мелки, спички (очищенные от серы, косточки различных размеров, клеевые щётки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, пух, природный материал, бархатную бумагу, кусочки целлофана, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, разноцветную тушь, сюжетные открытки, хороший клей, белую и цветную бумагу, белый картон, красивой формы небольшие гладкие камушки, кусочки разнообразных тканей.

А теперь, нам всем нужно научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Конечно, чаще всего у детей в руках могут быть бумага и карандаши, фломастеры. Но ведь не только они. Существует более разнообразные и в то же время более простые способы обучения детей изображать. Они заключаются в нижеследующем подборе методов и приёмов:

Рисование вдвоём на длинной полоске бумаги.

В данном случае длинная полоска бумаги поможет рисовать вдвоём, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т. е. работать рядом. И даже в этом случае ребёнку теплее от локтя мамы или папы. А потом, желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослый и ребёнок договариваются, кто, что будет рисовать, что бы получился один сюжет. Комментировать такие совместные изобразительные действия, думается, будет излишним.

Рисование с секретом в три пары рук.

Данный метод заключается в следующем. Берётся прямоугольный лист бумаги, три карандаша. Распределяются взрослые и ребёнок: кто будет рисовать первый, кто второй, а кто третий.

Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (к примеру – шея). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно – туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок – и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм. А возможно, заложенный первым участником сюрприз приведёт к совершенному несоответствию целого и его трёх частей.

Рисование через копировальную бумагу.

Изображение через такую бумагу требует от детей движений в слепую, на ощупь, что тоже немаловажно для развития рецепторов и мелкой моторики рук. Копировальная бумага ложится блестящей поверхностью вниз, а затем мы показываем ребёнку, что двигая по бумаге кончиком ногтя или тупой палочкой, карандашом – можно изобразить какие хочешь предметы. Для удобства нужно белую и копировальную бумаги скрепить вместе. Важно также не давить сильно ногтём или палочкой, а мягко водить по поверхности копирки. Детям нравится, что цвет изображаемых линий зависит от цвета копирки. Нравится и дальнейшее продолжение работы: ведь полученный рисунок можно обвести, дорисовать и подарить.

Тканевые изображения.

Ткань – прекрасное сырьё для изображения. Например, на ткани изображены цветы. Мы их вырезаем по контуру, наклеиваем, а затем дорисовываем стол или вазу. Есть ткани, которые могут послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Рисуем с помощью открыток.

Почти в каждом доме храниться масса старых открыток. Научите ребёнка вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трёх, четырёх летний ребёнок нарисовать собаку, жука? Нет. Но к собачке и жуку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если мы вместе с детьми вырежем из открытки и наклеим такой сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на своё воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно дорисует что-то к нему!

Вам, уважаемые родители, есть из чего выбирать, что принять к сведению и передать своему ребёнку. Важно только решить свою проблему – организовать уголок творчества, находить время для передачи изобразительных знаний и умений!