Как поставить руку в рисовании. Урок рисования для новичков: Упражнения для развития глазомера

Приветствую Вас, начинающие художники и уважаемые читатели блога

Это самый забавный и полезный урок. В нем собраны все концепции и законы рисования, которые мы обсуждали так долго. Держу пари, что вам он так понравится, что вы будете рисовать стопочки на любом огрызке бумаги, который найдете в пределах досягаемости.

1. Начните с квадрата в перспективе (трапеции). Вспомните, что нужно руководствоваться опорными точками каждый раз, даже если вы чувствуете себя уверенно в изображении квадратов и прямоугольников в перспективе. Существует солидная причина этого, которую я подробно объясню в одном из следующих уроков. Всему свое время.

2. Нарисуйте два коротких ребра по крайним точкам, как бы рисуя крышку стола.


3. Среднюю линию сделайте длиннее. Вы же помните, каким правилом при этом мы руководствуемся?


4. Используя уже нарисованные линии в качестве образца, нарисуйте низ крышку стола в направлениях СВ и СЗ.


5.Продлите среднюю линию, рисуя ножку стола.

6.Нарисуйте боковые стороны ножки стола, как я. Обратите внимание, как каждая боковая линия прерывается на полпути. Посмотрите на мой пример. Безусловно, это случай, когда картинка нагляднее тысячи слов.

7.Используя уже нарисованные линии как образец (я действительно буду вставлять это предложение в каждый шаг!), нарисуйте нижнюю часть ножки в направлении СЗ и СВ.


8.Нарисуйте линию горизонта сразу над столом, и укажите позицию светового источника справа вверху. Я хочу наглядно продемонстрировать вам одну важную концепцию. Все объекты, которые мы рисовали до сих пор, были нарисованы ниже линии горизонта, посмотрите на объект ниже. Линия горизонта говорит нам о том, что объект находится ниже нее, что сообщает нашему мозгу толщину, тени, ракурс с этой точки зрения.
Термин «перспектива» происходит от латинского «видеть». Подумайте об очках или линзах, как помощниках видения; о человеке, как о зрителе, который наблюдает событие и о гипотезе, как о рассмотрении возможности чего-либо. Перспектива – это процесс видения иллюзии глубины на двумерной поверхности. В последующих уроках я буду учить вас, как рисовать объекты выше линии горизонта с одной и двух точек зрения. Сейчас просто запомните, что линия горизонта находится выше объекта, если вы изображаете его снизу.


9.ВНИМАНИЕ! Очень важный шаг! Поместите опорную точку внизу возле угла ножки стола. Многие студенты забывают пользоваться этим правилом в ущерб их рисункам. Если вы не будете использовать опорные точки на каждом прямоугольнике, то рисунок будет становиться все более искаженным.


10.Используя уже нарисованные линии как образец (да, снова!), нарисуйте передний край постамента в направлениях СЗ и СВ.


11.ВНИМАНИЕ! Когда будете рисовать задний край пьедестала, обязательно зайдите за угол ножки. Эти две очень коротких линии, должны быть выстроены с линиями, которые вы уже сделали в направлениях СЗ и СВ. Это вторая наиболее распространенная ошибка, которую делают студенты в этом уроке. Ученики имеют стойкую тенденцию соединять эти две коротких линии непосредственно с углами ножки. Поборите свой инстинкт соединять их с углами! Нарисуйте их за ними.


12.Завершите пьедестал, убедившись в том, что средний угол нарисован ниже. Как всегда, используйте уже нарисованные линии как образец, для рисования нижних линий пьедестала в направлениях СЗ и СВ.


13.Используя уже нарисованные линии как образец, продлите нижнюю линию в направлении ЮЗ.


14.Добавьте падающую тень напротив позиции источника света, затените верхний и нижний параллелепипед, а также добавьте подтени под крышкой на обеих сторонах ножки. Обратите внимание, что красивая темная подтень действительно заталкивает ножку под столешницу. Вот он, еще один БАМ момент для нашего урока!


Вот отличный способ действительно уловить важные моменты урока. Возьмите часы, таймер или телефон в другую руку. Я хочу, чтобы вы засекли время рисования одного параллелепипеда на пьедестале. Попробуйте это 2 или 3 раза с таймером и посмотрите, можете ли вы сократить время рисования до двух минут. Цель этого упражнения в том, чтобы обучить вашу руку уверенно рисовать эти формы в перспективе, перекрытия и углы, и самое главное, внедрить в мышечную память компас. Вы начинаете себя увереннее чувствовать при построении углов в направления ЮВ, СЗ, ЮЗ и СВ. Чем больше вы будете практиковать эту стопку, тем более комфортными и уверенными будут ваши линии во всех предстоящих уроках и рисунках, которые вы будете создавать в будущем. Это является отличным упражнением, которому следует уделить несколько дней.

УРОК 6: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Теперь по-настоящему веселый уровень урока. Насколько далеко вы хотите «растянуть» свою тренировку по рисованию сегодня? Взгляните на мой рисунок.

У вас есть еще 15 минут, чтобы попробовать нарисовать эту чудовищную башню? Тогда сделайте это! Обязательно засеките время начала и конца выполнения этого упражнения. Я уверен, что в конечном итоге вы будете тратить всего от 15 до 30 минут на рисование такой дурацкой башни. Это не только потрясающее практическое упражнение, это также хороший способ закрепить все полученные умения и навыки перспективы, выравнивания, цвета, расположения, размеров, затенения и пропорций. А также эти башни просто интересно и весело рисовать. Повеселитесь!

Делитесь своими работами в

What You"ll Be Creating

Будучи детьми мы все рисовали. Тогда это было легко, неважно чем вы рисовали: цветными карандашами, или просто пальцами по запотевшему окну. Но даже тогда вы замечали, что некоторые дети рисовали лучше вас. Не то чтобы вы понимали, что их работы "лучше", просто вы чувствовали, что им досталась сладость похвалы. Как только вы слышали, как кого-то хвалят, а вашу работу игнорируют, вы чувствовали себя хуже и хуже. В итоге вы просто бросили рисование. Зачем вам было продолжать, если это никого не интересовало?

Теперь же, неважно по какой причине, вы желаете начать рисовать снова, но вам страшно. Те дети, которые никогда не сдавались и доводили начатое до конца, сейчас стали профессионалами, а их работы кажутся почти волшебными. Как вам преодолеть эту пропасть? Догоните ли вы их когда-нибудь?

Этого никто не знает. Но дело не в том, что вы догоняете их. Дело в том, что вы мечтаете, чтобы вы рисовали то, что вам хочется, в любом стиле, в котором вам хочется, и чтобы никто вас не критиковал за ошибки. "Будущий вы" должен стать вашим идеалом, так как превращение в него зависит от вас, а не от мастерства/решимости других людей.

Как только вы установите в качестве опорной точки "будущего себя", вы начнете постоянно прогрессировать. Ваша цель - стать лучше, чем вчера. Разве эта цель не кажется более реальной, нежели та, чтобы стать таким же хорошим, как кто-то другой, в кратчайшие сроки? Если вы согласны со мной, присоединяйтесь к этому отличному квесту. Я не стану показывать вам как рисовать - я и не собираюсь этого делать! Вместо этого, я покажу вам как учиться рисовать. Я поведу вас через четыре больших этапа, которые вы станете осваивать в своем темпе.

Этот этап первый. Если вы недоумеваете, как начать рисовать после такого большого перерыва, здесь вы найдете ответ. Я представлю вашему вниманию набор упражнений для абсолютных новичков - некоторые из них могут показаться вам простыми, но это означает лишь, что вы немного более продвинуты, чем думали. Готовы?

Сконцентрируйтесь

Если вы решили научиться чему-то, правильный настрой намного важнее любых книг и инструкций. Я уже дала вам один из советов - сравнивай свои навыки с "будущим собой", а не с другими людьми. Будут и другие советы, так что внимательно прочтите эту часть, прежде чем вы приступите к упражнениям.

Совершенства несуществует

Когда вы намечаете цель, может казаться, что она вполне выполнима. "Это сегодняшний я, а это я, достигший цели", - вот что вы представляете. Существует определенный путь между этими двумя точками, и вам кажется, что вы можете его преодолеть. Однако вы упускаете один момент - вам придётся измениться.

Сегодня рисование каркасных фигур может казаться вас чем-то удивительным, но это только потому, что вы еще не умеете этого делать. Как только вы достигнете этой цели, вы перестанете так думать и начнете искать новую цель, что-то серьёзнее. Вы не можете мечтать о том, что у вас уже есть. Вот почему вы можете жаловаться, что не умеете рисовать каркасные фигурки, будто это какое-то невероятное мастерство, а тот, кто умеет их рисовать, жалуется, что не может нарисовать реального человека.

Вы никогда не будете достаточно хороши. Мы так устроены, просто примите это. Вы никогда не будете думать: "Я великий художник, и мне больше ничего не нужно учить, я рисую в свое удовольствие." Этого не случится! Всегда будет что-то, чего вы не умеете, чего вам не хватает... а однажды, достигнув и этого, вы откроете новые горизонты, откроете то, чему вам ещё нужно научиться.

Когда вы думаете, что знаете что-то на 99%, то оставшийся 1% показывает, насколько вы ошибались.

Если и существует способ стать совершенным, то он заключается в том, чтобы перестать пытаться . Вы должны понимать, что неважно насколько вы хороши в рисовании, это не сделает вас более хорошим, более значительным человеком, чем вы есть на самом деле. Но верно и обратное - неважно насколько вы плохи в рисовании, это не делает вас хуже . Это приводит нас к другому:

Работайте для себя

Если вы хотите красиво рисовать только чтобы ощутить сладость похвалы, готовьтесь к страданиям. Помните, что вы чувствовали, когда вы гордились одной из своих работ, пока кто-то не раскритиковал её? Почему это чувство гордости ушло так легко только лишь потому, что какой-то случайный прохожий высказал своё мнение?

Пока вы будете полагаться на чужое мнение, вы никогда не почувствуете удовлетворение от работы. Более того, вы позволите другим людям влиять на ваше настроение! И даже если вы станете хорошим художником, в конечном счете вас никогда не покинут переживания о том, что вы недостаточно хороши. И кем же вы хотите быть: хорошим художником, которого постоянно что-то гложет, или же художником чуть похуже, но зато с легким сердцем?

Возможно, вы всю жизнь мечтали начать рисовать или рисование - ваше хобби, но вам хочется усовершенствовать свое умение.

Преподаватель Робин Ланда воплотила полноценный университетский курс рисования в яркой и стильной книге , которую так и хочется изрисовать своими собственными рисунками и скетчами.

И мы предлагаем вам несколько уроков из ее книги.

Как рисовать?

Попробуйте использовать «сущностное», или комплексное мышление, думая о целом вместо частного. Например, рисуя натюрморт, не пытайтесь сначала изобразить один объект, а затем сразу же перейти к другому. Лучше прора- ботайте всю композицию целиком, создавая пространственные взаимоотно- шения между объектами.

Играйте!

Наблюдайте осознанно.

Оцените существующие взаимоотношения. Уделяйте не меньше внимания пустому пространству между объектами, чем самим объектам. Представьте, что между каждыми двумя объектами натянута резинка, которая создает визуальное напряжение.



Что такое композиция?

Объекты создаются с помощью элементарных форм. Для построения композиции в изобразительном искусстве и дизайне существуют базовые принципы: баланс, акцент, единство и ритм. Все эти принципы полностью взаимозависимы.

Баланс - это стабильность и создание равновесия.

Акцент используется для создания точки фокуса в композиции.

Единство композиции имеет место, когда ее элементы целостны или облада- ют четко выраженными зрительными связями.

Ритм - визуальный темп и движение от одного нарисованного элемента к другому.

В изобразительном искусстве вы можете нарушать эти правила, чтобы добавить выразительности. В дизайне и иллюстрировании этими принципами пренебрегают очень редко, если вообще пренебрегают.


Правило третей

Правило третей - это часто используемая художниками, фотографами и дизайнерами техника построения композиции. Она основана на применении асимметрии для создания зрительного интереса и баланса.

На практике главная цель правила третей - уберечь художника от расположения фокусной точки в центре композиции или от такого распределения объектов на листе, при котором композиция делилась бы изображаемыми объектами пополам. Обычно это приводит к дроблению композиции, а не к созданию фокусной точки.

Вот как это работает: сетка, разбивающая лист на девять секторов, помогает вам расположить фокусную точку или главные графические элементы композиции вдоль линий решетки или на их пересечении. Фокусная точка располагается в месте пересечения одной пары линий и уравновешивается второстепенными объектами на противоположном пересечении. Горизонтальные линии решетки также могут представлять линию горизонта в пейзаже.



Как преодолеть страх чистого листа?

Иногда, оказавшись один на один с пустым листом, вы можете испытать замешательство. Как и гораздо более опытные художники.

Художник Джеймс Ромбергер рассказывает, о чем думал и что чувствовал один маститый мультипликатор при виде чистого листа.

«Морт Мескин (художник комиксов студии Golden Age) часто чувствовал тревогу и смятение, когда оказывался перед чистым листом. Он мог часами пялиться на белую бумагу, находясь в полнейшем оцепенении. Через какое-то время его коллеги по студии догадывались подойти к нему и нанести на лист пару произвольных мазков и линий, и тогда Морт уже мог начать создавать из них композицию».

Как потом рассказывал Алекс Тот (американский художник комиксов и дизайнер), перед началом работы Морт Мескин закрашивал весь лист плоской стороной грифеля, затем ластиком создавал белые зоны в определенных местах. Таким образом он избегал творческих блоков, которые раньше загоняли его в тупик. В этой главе множество идей, которые помогут вам преодолеть оцепенение и просто начать рисовать.

Иллюзия объема

Что общего в изображениях летающего супергероя, дерева, здания или конусов и цилиндров, парящих в пространстве? Когда вы рисуете все это, вам необходимо создавать иллюзию объема. Чтобы нарисовать объекты, которые вы увидели или придумали сами - абсолютно схожие предметы или абстрактные формы, - вам необходимо научиться создавать формы, плоскости и объем и правильно обращаться с ними. А также вы должны обладать базовым чувством перспективы.

Для того чтобы нарисовать, например, куб, вам необходимо создать иллюзию объема на плоском листе или экране. У куба шесть плоских граней, однако, если вы посмотрите на настоящий куб, вы не сможете увидеть все его плоскости одновременно.

Конечно, вы можете нарисовать все шесть граней, если стремитесь увеличить выразительную составляющую рисунка, а не изобразить объект как можно ближе к реальности. Если вы расположитесь так, что уровень глаз будет точно совпадать с верхней гранью куба, то выглядеть он будет как квадрат. В том случае, если уровень глаз будет находиться немного поверх куба, вы увидите, что у него есть объем, потому что вы будете наблюдать его верхнюю грань.

Перспектива

Перспектива - это схематическая техника, используемая для отображения пространственных соотношений и создания иллюзии глубины на плоской поверхности. Она основана на идее о том, что диагонали, движущиеся в точку на гори- зонте, которая называется точкой исчезновения, сойдутся в ней. Это имитирует отступление пространства вглубь и создает иллюзию пространственной глубины (вспомните уходящие за горизонт железнодорожные рельсы).

Если вы хотите нарисовать городской пейзаж, вам необходимо интерпретировать трехмерные формы, которые окружают вас, и перенести их в двухмерное измерение. Вы можете сделать это посредством тщательного наблюдения и изучения объектов или используя перспективу. В обоих случаях вам сначала нужно будет определить линию горизонта. Это горизонтальная черта, находящаяся на уровне ваших глаз или глаз зрителя и обычно определяющая место, в котором земля или вода сходятся с небом.

Как нарисовать человеческую фигуру

Рисуете ли вы человеческую фигуру с натуры или «из головы», понимание базовых пропорций чрезвычайно поможет вам в этом. Если вы разделите фигуру среднестатистического человека (не очень низкого и не очень высокого) на горизонтальные секции размером с человеческую голову, то разделение получилось бы такое:

1 = голова

3 головы = туловище

4 головы = ноги и ступни

Среднестатистический человек высотой примерно в восемь голов и, как правило:

Плечи шире бедер

Локти находятся на уровне талии

Кисти рук достигают примерно середины бедер

Рисуя с натуры, всегда отображайте те пропорции, которые видите. Пропорции и формы у людей бывают абсолютно разные, и в зависимости от конституции человека, его позы и вашей точки обзора эти пропорции иногда необходимо подправлять. Вместо того чтобы полагаться на свои понятия о том, как должны выглядеть фигура и лицо, внимательно рассматривайте изображаемый объект.



Как нарисовать лицо

Всех нас интересуют человеческие лица, будь то чужое лицо или свое соб- ственное, но их зарисовка требует серьезных усилий. Что отличает одного человека от другого? Ответ кроется в размере и форме отличительных черт лица, пропорциях, отношениях размеров этих черт ко всему лицу целиком и расстоянии между ними во всех направлениях (напоминаю, что пропорция - это отношение размера части к целому). Попробуйте порисовать с натуры, практикуйтесь как можно больше. Если вы хотите работать с более доступным объектом, можете переключиться на автопортреты.


Рисуйте с вдохновением!

Многие люди, которые не умеют рисовать, считают, что просто не дано. Однажды попробовав нарисовать что-то, они увидели жестокое несоответствие между тем, что так ясно представлялось в голове, и какая корявка в итоге получилась на бумаге. Вообще-то, всем новичкам в рисовании не хватает чувства пропорции, глазомера. И мало кто задумывается о том, что это, на самом деле, навык. Навык, который можно развивать. И после некоторого времени стараний и усилий вдруг оказывается, что ваша рука вполне себе слушается вашего разума и рисует то, что вы себе представили и так, как вы запланировали. Конечно такие вещи как талант, дарование никто не отменял. Но всё-таки любой человек может научиться рисовать приличные рисунки, если приложит специальные усилия.

Урок рисования для новичков: упражнения для развития глазомера

И так, чтобы правильно изобразить на поверхности предметы, надо развить в себе чувство пропорции. А для этого необходимо развивать глазомер. Который, в свою очередь, можно развить посредством простых упражнений. Вот о них сейчас и поговорим.

Упражнения очень простые и понятные. С них начинается обучение рисования даже в детских художественных школах. Но насколько упражнения просты, настолько и скучны. Всем же хочется сразу рисовать прекрасные пейзажи или похожие портреты. Но пренебрегать этими упражнениями не надо, ведь они базовые, и потом очень облегчат вам работу. И лучше научиться базе сразу, потому что потом переучиваться будет сложнее.

Итак, урок рисования для новичков: упражнения для развития глазомера.

1. Проводим параллельные линии (отрезки)

Первое упражнение можно выполнять на любом удобном листе бумаги (хоть бы даже и в тетрадке). Рисуем от руки, без линейки, прямые параллельные линии. Чем длиннее они будут — тем сложнее. Если вам очень трудно и рука совсем не набита, то начните с тетрадки в клеточку. Просто заполняем лист параллельными отрезками.

Сначала ваши полосы будут кривыми, дрожащими, и не всегда даже параллельными. Но с тренировкой будет получатся всё лучше и лучше.


Не пытайтесь рисовать сразу длинные линии, начните с отрезков сантиметров по 8-10 длиной. Воспользуйтесь удобной техника выполнения этого упражнения. Отметьте точками или чёрточками (как на рисунке) начало и конец отрезка. Потом одним движением соедините их горизонтальной линией. Эти метки очень помогают мысленно наметить тот путь, который проделает Ваша рука. А именно послушания мы от руки и добиваемся.

Постепенно удлиняйте линии, делайте их без обозначения начала и конца и старайтесь, чтобы они были одинаковыми и на одинаковом расстоянии друг от друга. Сколько понадобится таких упражнений заранее сказать сложно. Тренируйтесь, пока рука не будет уверенно проводить ровные линии.

2. Развиваем глазомер: учимся делить отрезки на различное количество равных частей

Выводить однообразные линии скучно, так что, чуть «поднабив руку» можно добавить второе упражнение для развития глазомера. Очень важное упражнение! Наши нарисованные отрезки будем делить на равные части. Для начала на чётное количество частей: на две, на четыре, на восемь. Сначала делим полосочку пополам. Потом каждую образовавшуюся часть тоже пополам, и так далее.


С чётным количеством частей более менее понятно. Как станет получаться ровно, усложняем задачу нашему глазомеру и будем делить наши линии на нечётное количество кусочков: 3, 5, 7.


Опираемся на чётное деление. Например: для деления на три части сначала надо поделить отрезок пополам, затем с обеих сторон от центральной метки отделяем небольшой кусочек такого размера, чтобы в итоге все 3 части оказались равной длины. При делении на нечётное количество отрезков середина средней части совпадает с серединой всей линии.

Деление на пять и семь частей делается по такому же принципу: сначала делим на чётное количество частей. Их будет на 1 меньше, чем запланировано получить нечётных (то есть из 4-х делаем 5, из 6-и делаем 7). Делить линию на пять или семь частей сложно, но только поначалу. Даже небольшая практика даёт заметный прогресс.

3. Рисование геометрических фигур и деление их на части

После того, как поднаторели в рисовании линий, приступаем к геометрическим фигурам. Суть упражнений та же: рисуем от руки геометрические фигуры и делим их на ровные части. Всё от руки, всё без линейки. Линейка в этих упражнения на тренировку глазомера используется только для того, чтобы проверить свой результат: насколько точно удалось поделить линию и в какую сторону делать поправку в следующий раз.

Начать работать с фигурами лучше с квадрата. Делим его горизонтально, потом вертикально, потом по диагонали. Стараемся линии рисовать ровно.

Квадрат делим пополам разными способами: либо по диагонали, или путем соединения середин противоположных сторон. Берите разные фигура, усложняйте и разнообразьте себе задачу: треугольник, параллелограмм, прямоугольник.




4. Рисование геометрических орнаментов

А теперь кульминация наших тренировок глазомера — орнаменты. Как можно видеть, половина всех орнаментов базируется на повторении и чередовании различных простейших геометрических фигур. На орнаментах будет где развернуться: тут и ровные параллельные линии, и деление на равные и не равные отрезки, и равные промежутки между линиями (что так же не маловажно), да и есть куда фантазию применить.

Теперь, когда Вы знаете, как развить глазомер, осталось лишь одно — практика и ещё раз практика.