На основании чего действует мэр города. Крайние мэры. Тихий и скромный

Нормальное функционирование всех систем населенного пункта, грамотное и своевременное выполнение поставленных задач в сфере экономического, социального и других направлений развития невозможно без контроля главы города. Но каким образом избиратели могут оценить качество работы этого человека? В соответствии с его обязанностями и полномочиями, о которых и пойдет речь в данной статье.

Мэр города: значение понятия

Глава города - это человек, занимающий высшую должность в населенном пункте и наделенный полномочиями согласно Федеральному закону, закрепленному в Конституции от 06.10.2003 года. Другое название данного поста - мэр, или глава муниципального образования.

Глава администрации города наделен правом решать задачи и заниматься урегулированием конфликтов на местном уровне.

Примечательно, что в разных странах эта должность называется по-своему. Так, например, в Польше мэра принято именовать бурмистром, в Болгарии - кметом, а в Шотландии - лордом-провостом и т. д.

Требования к мэру

В соответствии с законодательством РФ, далеко не каждый гражданин может получить должность главы города. Чтобы претендовать на этот ответственный пост, житель нашей страны должен обязательно иметь российское гражданство, то есть быть зарегистрированным на территории государства. Существует еще одно условие - мэром населенного пункта не может стать человек, не достигший 21 года.

Одним из негласных правил является хорошая репутация кандидата, которая увеличивает его шансы на доверие со стороны жителей, в пользу которых и будут приниматься решения и различные законодательные акты. Будущий глава города также не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Это тоже относится к безупречной репутации.

Полномочия городского главы

Мэр выполняет многообразные управленческие функции. Так, например, глава города способствует принятию различных правовых актов и постановлений. Он также является представителем подконтрольного ему населенного пункта на встречах с региональными властями, законодательных собраниях и прочих деловых встречах. Мэр имеет право на утверждение и подписание различных документов, принятых Советом образования. Глава администрации в рамках своих полномочий также может составлять нормативные акты, к которым относятся распоряжения и постановления.

Занимаемая должность обязывает мэра быть подотчетным Совету народных депутатов. Именно на суд этого законодательного органа градоначальник представляет проекты различных программ по развитию муниципального образования, а также предлагает внести изменения в сумму местных налогов.

Мэр имеет право по своему усмотрению увольнять или брать на работу своих заместителей, руководителей городской администрации. В спектр полномочий градоначальника входит и составление приказов о создании, устранении и реорганизации муниципальных учреждений.

Обязанности главы города очень многообразны, и, поскольку ему подконтрольны все ведомства населенного пункта, он имеет право осуществлять проверку их работы.

Выборы мэра

Выборы главы города осуществляются, согласно уставу данного муниципального образования, в соответствии с законами Российской Федерации. Существует два наиболее распространенных вида этой процедуры.

Первый тип - тайное голосование на основе равного избирательного права. В нем могут участвовать все жители города, за исключением тех, кто не достиг нужного возраста. Второй тип - голосование среди членов местной администрации и прочих управляющих образования. Следует отметить, что последний характерен в основном для сельской местности, где нет необходимости в проведении границы между функциями главы администрации и представительного органа.

Разница между функциями сити-менеджера и главы города

О том, какие функции выполняет глава города, было рассказано выше. Теперь подробнее о работе сити-менеджера. В России эта должность пока что не получила широкого распространения. Во многих городах еще нет четко установленных критериев, по которым проводятся выборы человека на эту должность.

Сити-менеджер - профессиональный управленец, выполняющей поставленные администрацией города задачи. Его цель - работать максимально быстро и рационально, делать все для блага хозяйства и экономики муниципального образования, повышения качества жизни населения посредством сноса ветхого жилья, разработки проектов по строительству больниц и детских садов, ремонта дорог и т. д.

Один из председателей региональной Общественной палаты видит сложности во введении должности сити-менеджера в управленческий аппарат из-за отсутствия необходимых реформ. Так, планируется провести реорганизацию полномочий между властями разных уровней: местными, региональными и федеральными. Не было также горизонтальной реформы, которая позволила бы разграничить функции главы города, думы и сити-менеджера. Только после всех этих изменений станет возможным введение указанной должности в аппарат образованием.

Прекращение полномочий мэра

Рано или поздно заканчивается срок, в течение которого человек занимал должность мэра. Его полномочия прекращаются, когда на данный пост выбран новый глава города. Однако возможно досрочное прекращение в следующих случаях.

Во-первых, мэр может уволиться по собственному желанию еще до истечения срока, на который он был избран. Во-вторых, решение об отставке действующего главы города принимает суд, если чиновник будет признан недееспособным, частично дееспособным по состоянию здоровья, пропавшим без вести или умершим.

В-третьих, должность мэра несовместима с изменением гражданства Российской Федерации на какое-либо другое, а также с переездом в другую страну для постоянного проживания.

Занимаемая должность не освобождает главу муниципального образования от военной или альтернативной гражданской службы, поэтому его полномочия прекращаются в том случае, если он получает, например, повестку из военкомата.

Термин «городской голова»

Слово «мэр» заимствовано из английского языка и означает «главный». Однако в Российской Империи пост главы города назывался по-другому. Первый человек в поселении назывался городским головой и избирался на три года. Эта должность была учреждена во второй половине XVIII века Екатериной II.

Правообладатель иллюстрации Donat Sorokin/TASS Image caption Митинги жителей Екатеринбурга и противодействие мэра Евгения Ройзмана не помешали свердловскому заксобранию отменить прямые выборы главы города

После отмены прямых выборов мэра Екатеринбурга в России осталось всего несколько крупных городов, где жители по-прежнему могу выбирать себе градоначальников. Однако и в них выборы редко оказываются конкурентными: большинством руководят представители "Единой России", а в некоторых мэры не менялись больше 10 лет.

Массово отказываться от прямых выборов мэра российские регионы стали после реформы местного самоуправления 2014 года. Она позволила регионам самостоятельно определять, каким образом они избирают глав муниципальных образований - напрямую голосованием жителей или голосованием в представительных органах власти.

По итогам этой реформы в России осталось всего несколько административных центров, где выборы мэров сохранились. Однако в последующие годы и во многих из них прямое голосование отменили.

Так, в Петрозаводске депутатам удалось преодолеть вето оппозиционного мэра от "Яблока" Галины Ширшиной и отменить выборы главы города в 2015 году. В Воронеже прямые выборы отменили по инициативе местных единороссов в 2016 году. Отменили прямые выборы и в Иркутске - там оспорить это решение безуспешно пыталось региональное отделение КПРФ.

Русская служба Би-би-си рассказывает, жители каких крупных городов еще могут выбирать себе руководителей и кто их возглавляет.

Москва

В Москве, как в городе федерального значения, мэр имеет статус губернатора. После того, как в 2004 году заработал порядок, по которому глав регионов по представлению президента утверждали местные законодательные органы, выборы столичного мэра не проводились вплоть до 2013 года.

На первых за 10 лет прямых выборах в столице главным соперником действующего мэра Сергея Собянина стал оппозиционер Алексей Навальный. Он смог зарегистрироваться кандидатом после того, как с помощью Собянина преодолел "муниципальный фильтр" и заручился необходимой поддержкой московских муниципальных депутатов.

Собянин в итоге одержал победу в первом туре при явке 32,03%, получив 51,37%. Навальный набрал 27,24% голосов. Оппозиционер обвинил Собянина в фальсификациях, которые, с его точки зрения, позволили мэру избежать второго тура. Он обжаловал итоги выборов, однако суд признал их законными.

Правообладатель иллюстрации Sergey Bobylev/TASS Image caption На мэрских выборах 2013 года Алексей Навальный развернул масштабную агитационную кампанию, которая принесла ему почти треть голосов московских избирателей

Ближайшие выборы мэра Москвы пройдут в сентябре 2018 года. О намерении участвовать в них говорил оппозиционер Дмитрий Гудков, помогавший независимым кандидатам на муниципальных выборах. Действующий глава города Сергей Собянин пока о планах по повторному выдвижению не объявлял.

Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге должность главы города занимает губернатор, который избирается сроком на пять лет. Последние выборы состоялись в 2014 году, победу на них одержал врио главы города Георгий Полтавченко при явке в 39,13%. Он набрал 79,3% голосов, второе место с результатом 9,37% заняла представитель КПРФ Ирина Иванова. Оппозиционные кандидаты Оксана Дмитриева ("Справедливая Россия") и Анатолий Голов ("Яблоко") не смогли пройти муниципальный фильтр.

Севастополь

После аннексии Крыма в 2014 году Севастополем несколько лет руководил Сергей Меняйло. В 2016 году он подал в отставку, вскоре после этого заксобрание приняло закон о прямых выборах главы города. В Севастополе выдвигаться в губернаторы по закону можно только от политических партий, имеющих право участвовать в выборах.

На первых прямых выборах в сентябре 2017 года с результатом 71,05% одержал победу Дмитрий Овсянников ("Единая Россия") - временно исполняющий обязанности губернатора. Его ближайший преследователь Роман Кияшко из КПРФ набрал 16,42% голосов. Явка избирателей составила 34,2%.

Кемерово

Единоросс Илья Середюк шел на выборы, которые состоялись в единый день голосования в сентября 2016 года, уже в статусе исполняющего обязанности главы города. Досрочные выборы потребовались после того, как предыдущий мэр Валерий Ермаков подал в отставку "в связи с выходом на заслуженный отдых". Кандидатуру Середюка поддержал губернатор Аман Тулеев, у которого тот работал заместителем. За Середюка проголосовали 78,8% избирателей при чрезвычайно высокой для выборов на местном уровне явке в 80,9%.

Правообладатель иллюстрации Alexander Patrin/TASS Image caption Мэр Кемерова Середюк пытался успокоить горожан после пожара в "Зимней вишне". Толпа к нему не прислушалась

В начале апреля Середюка раскритиковал президент России Владимир Путин, которые прибыл в Кемерово после пожара в торговом центре "Зимняя вишня". Путин отчитал мэра за то, что за время его работы градоначальником в ТЦ не проводились необходимые проверки. Через несколько дней после визита Путина произошла отставка Тулеева, который руководил регионом 18 лет. Середюк свой пост на данный момент сохраняет.

Абакан

Николай Булакин ("Единая Россия") руководит столицей Хакасии больше 20 лет. Первый раз он был избран главой администрации города в 1995 году и затем был переизбран четыре раза - в последний раз в 2013 году. На последних выборах он победил с результатом в 81,79% голосов при явке в 33,23%.

За время работы на посту главы города Булакин успел стать подследственным в уголовного дела о халатности и превышении полномочий. Прокуратура утверждала, что глава Абакана назначил чиновникам мэрии незаконные надбавки, однако Верховный суд никаких нарушений не обнаружил. Дело Булакина дважды закрывали: сначала это сделало республиканское следствие, однако расследование возобновил федеральный СКР. В 2013 году дело было окончательно закрыто.

Новосибирск

Выборы мэра Новосибирска в 2014 году сенсационно выиграл кандидат от КПРФ Анатолий Локоть. Коммунист стал единым кандидатом от оппозиции на выборах - его, в том числе, поддержали "Народный Альянс" (так на тот момент называлась партия Алексея Навального), "Яблоко", "Гражданская платформа" и другие. Кроме того, в пользу Локотя снялись несколько кандидатов, в том числе, депутат Госдумы Илья Пономарев.

Правообладатель иллюстрации Evgeniy Kurskov/TASS Image caption Победа коммуниста Анатолия Локтя над кандидатом от "Единой России" на выборах мэра Новосибирска стала сенсацией

Локоть на досрочных выборах мэра набрал 43,75% голосов. Его ближайший соперник, единоросс Владимир Знатков, который шел на выборы в статусе исполняющего обязанности мэра, набрал 39,57 %. Явка на выборах составила 32,59%.

За время работы на посту мэра Локоть успел поссориться с оппозиционерами, которые поддержали его на выборах. Например, в 2015 году он заявил, что Демократическая коалиция, которая планировала участвовать в выборах новосибирского заксобрания, финансируется конгрессом США и планирует устроить "оранжевую революцию". После этого высказывания Навальный и местное отделение партии ПАРНАС подало к Локтю иск о защите чести и деловой репутации, однако суд его отклонил.

Хабаровск

Хабаровском с 2000 года руководит Александр Соколов, член "Единой России". За прошедшие годы его переизбирали четыре раза - последний раз в 2013 году, тогда Соколов победил с результатом 67,9%.

В 2016 году Соколов собирался участвовать в выборах в Госдуму и даже заявился на праймериз "Единой России", однако затем отказался от этого. По его словам, он решил "не уезжать в Москву", так как в городе "много недоделанных дел и принятых обязательств".

Якутск

Якутск с 2012 года возглавляет единоросс Айсен Николаев. В 2012 году он победил в борьбе с популярным местным политиком, депутатом заксобрания Владимиром Федоровым, который пошел на выборы как самовыдвиженец и получил 25% голосов. За Николаева тогда проголосовали 47,7%.

В прошлом году Николаев вновь получил право баллотироваться по итогам праймериз "Единой России", где с ним соревновались его подчиненные и малоизвестные региональные политики. В итоге за Николаева проголосовали 68,4% избирателей. Второй по популярности на выборах главы города оказалась графа "Против всех" - ее выбрали 10,8%. Ближайший соперник действующего мэра, кандидат от КПРФ, получил 10,5%.


Media playback is unsupported on your device

Тысячи людей в Екатеринбурге требуют оставить выборы мэра

Томск

Руководитель компании "Томское пиво", единоросс Иван Кляйн был избран мэром Томска в 2013 году. На выборах он набрал 62,23% голосов. Его основной конкурент, областной депутат, профессор кафедры финансового права Томского государственного университета Владимир Казаков ("Справедливая Россия") получил 14,14%. Избирательная кампания и само голосование жителей города почти не заинтересовали - на выборы пришли всего 20,79% избирателей.

Анадырь

Должность мэра Анадыря занимает единоросс Илья Давиденко. Последние выборы главы города состоялись в сентябре 2014 года. Тогда за Давиденко проголосовали 83,08% - в абсолютных цифрах это 2608 избирателей. Ближайший соперник единоросса, Божена Антонюк от ЛДПР, получила 9,11% или 286 голосов. Явка на этих выборах приблизилась к 40%.

ГЛАВА 5. ГЛАВА ГОРОДА

Статья 22. Правовой статус главы города

1. Главой города является мэр города - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению городского самоуправления в пределах своих полномочий.

Мэр города подотчетен непосредственно населению и городской Думе.

2. Мэр города избирается жителями города на 5-летний срок. Выборы проводятся на альтернативной основе путем всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Дата выборов назначается постановлением городской Думы в соответствии с действующим законодательством.

(п.2 с изм. в ред. постановления городской Думы от 25.12.2001 № 168)

3. Мэром города может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший возраста 21 года.

4. Мэр города вступает в должность не позднее 11 дня после официального опубликования результатов выборов мэра города и прекращает исполнение полномочий с истечением срока его пребывания в должности.

5. При вступлении в должность мэр города приносит населению Череповца перед городской Думой следующую присягу: “Я (фамилия, имя, отчество), вступая в должность мэра города Череповца, торжественно обещаю справедливо и беспристрастно осуществлять предоставленную мне власть, честно и добросовестно исполнять свои обязанности, прилагая все свои способности на пользу населения города”.

6. Денежное содержание мэру города устанавливается и изменяется городской Думой в соответствии с действующим законодательством.

Статья 23. Полномочия мэра города как главы города

Мэр города как глава города:

Представляет городское самоуправление во взаимоотношениях с органами власти всех уровней, другими органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, другими хозяйствующими субъектами и общественными объединениями, включая зарубежные;

Председательствует на заседаниях городской Думы, принимает участие в голосовании по обсуждаемым вопросам, подписывает принятые городской Думой постановления;

Вправе в течение 7 дней вернуть в городскую Думу принятое ею постановление в случаях несогласия с постановлением, его несоответствия законодательству с мотивированным заключением о причинах возврата. Если при повторном рассмотрении постановление принято не менее чем двумя третями голосов от установленной частью 4 статьи 14 настоящего Устава численности городской Думы, мэр города обязан в течение трех дней подписать и опубликовать постановление;

Вносит в городскую Думу предложения о структуре мэрии города, утверждении в должности и освобождении от нее должностных лиц мэрии города. Перечень должностей, назначение на которые и освобождение от них производится мэром города с согласия городской Думы, утверждается постановлением городской Думы;

Имеет право внесения в городскую Думу предложений по любым вопросам, входящим в ее компетенцию;

Заключает договоры с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти;

В случае несоответствия законодательству, противоречия постановлениям городской Думы, постановлениям и распоряжениям мэра города вправе приостановить действие постановлений, распоряжений и приказов руководителей структурных подразделений мэрии города частично или в полном объеме, отменить такие постановления, распоряжения и приказы;

Осуществляет координацию деятельности городской Думы и мэрии города;

Имеет право первой подписи при подписании документов финансово-хозяйственной деятельности;

Вносит в городскую Думу предложения об избрании первого заместителя мэра города (вице-мэра) и об освобождении его от должности.

Статья 24. Полномочия мэра города как руководителя исполнительного

органа городского самоуправления

1. Мэр города как руководитель исполнительного органа городского самоуправления - мэрии города:

Осуществляет руководство мэрией города на принципах единоначалия;

Обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности города, за исключением полномочий, отнесенных действующим законодательством и настоящим Уставом к компетенции городской Думы;

По вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения;

В рамках утвержденного городской Думой городского бюджета осуществляет непосредственно или через руководителей структурных подразделений оперативное распоряжение финансами, по решению городской Думы - средствами целевых внебюджетных фондов.

2. Все структурные подразделения мэрии города находятся в подчинении мэра города, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним в своей деятельности.

Статья 25. Нормативные правовые акты мэрии города

1. К нормативным правовым актам мэрии города относятся:

Постановления, распоряжения мэра города, принятые в рамках его компетенции;

Постановления, распоряжения заместителей мэра города, руководителя аппарата мэрии, а также руководителей структурных подразделений мэрии, изданные в пределах полномочий, делегированных им мэром города;

(абзац четвертый п. 1 исключен постановлением городской Думы

от 25.12.2001 № 168)

2. Порядок подготовки нормативных правовых актов мэрии города определяется ее Регламентом.

3. Нормативные правовые акты мэрии города вступают в силу со дня их подписания, если иное не определено в самих документах.

4. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования.

Статья 26. Досрочное прекращение полномочий мэра города

1. Мэр города досрочно прекращает свои полномочия по решению городской Думы в случаях:

а) письменного заявления о сложении своих полномочий;

б) утраты гражданства Российской Федерации;

в) выбытия на постоянное место жительства за пределы города;

г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении мэра города;

д) признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

е) объявление его умершим или безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

ж) его смерти;

з) избрания его депутатом органа государственной власти;

и) избрания его депутатом органа местного самоуправления;

к) отзыва в результате утраты доверия населения города;

л) в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

2. Городская Дума вправе своим постановлением, принятым двумя третями голосов от установленной численности городской Думы, выразить недоверие мэру города и вынести вопрос на городской референдум.

3. В случае досрочного прекращения полномочий мэра как главы города его функции постановлением городской Думы передаются первому заместителю мэра города (вице-мэру) либо иному лицу и осуществляются им до вступления в должность вновь избранного мэра города.

Статья 27. Заместители мэра города

1. Первый заместитель мэра города (вице-мэр):

Выполняет установленные мэром города обязанности, в отсутствие мэра города выполняет его функции как руководителя исполнительного органа городского самоуправления.

2. Денежное содержание первому заместителю мэра города (вице-мэру) устанавливается и изменяется городской Думой по предложению мэра города в соответствии с действующим законодательством.

3. Срок полномочий первого заместителя мэра города (вице-мэра) заканчивается с окончанием установленного настоящим Уставом срока полномочий мэра города.

4. При досрочном прекращении полномочий мэра города первый заместитель мэра города (вице-мэр) исполняет обязанности руководителя исполнительного органа городского самоуправления до вступления в должность вновь избранного мэра города.

5. Досрочное прекращение полномочий первого заместителя мэра города (вице-мэра) происходит по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 26 настоящего Устава, за исключением подпункта “к”, а также по представлению мэра города постановлением городской Думы.

6. Мэр города может иметь других заместителей, утверждаемых городской Думой по его предложению.

1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

(см. текст в предыдущей редакции)

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Установленное пунктом 4 части 2 настоящей статьи ограничение не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, за исключением случая избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

(см. текст в предыдущей редакции)

Установленное пунктом 3 части 2 настоящей статьи требование о прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования не применяется к депутату представительного органа муниципального образования, избранному главой муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

3.1. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

3.2. Уставом муниципального образования могут устанавливаться ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более определенного данным уставом количества сроков подряд.

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

4.1. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

5.1. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

6. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) отзыва избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

(см. текст в предыдущей редакции)

14) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

6.1. Полномочия главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) несоблюдения главой муниципального района, главой муниципального округа, главой городского округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

(см. текст в предыдущей редакции)

2) установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном Федеральным

Статья 37. Глава муниципального образования - мэр города и его полномочия

1. Глава муниципального образования - мэр города является высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляет местную администрацию - мэрию города на принципах единоначалия и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Мэром города может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший возраста 21 года.

3. Мэр города избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосований в соответствии с федеральным законодательством и законодательством

4. Одно и то же лицо не может быть избрано мэром города более трех сроков подряд.

5. Вступление в должность мэра города осуществляется не позднее 14 дней со дня его избрания.

Вступая в должность, мэр города приносит присягу: "Вступая в должность главы муниципального образования "Город Биробиджан" - мэр города, клянусь своей честью и совестью соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, Устав и законы Еврейской автономной области, Устав муниципального образования "Город Биробиджан" и муниципальные правовые акты муниципального образования "Город Биробиджан", уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы жителей муниципального образования "Город Биробиджан", добросовестно выполнять возложенные избирателями на меня обязанности мэра города".

6. Мэр города принимает постановление о своем вступлении в должность как главы муниципального образования, так и главы мэрии города с указанием даты вступления в должность.

7. Мэр города имеет удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его полномочия.

Удостоверение является документом, подтверждающим право мэра города осуществлять свои полномочия беспрепятственно и в полном объеме на территории муниципального образования.

Удостоверение мэру города, избранному в результате муниципальных выборов, выдается избирательной комиссией муниципального образования в соответствии с законом Еврейской автономной области.

8. В течение срока своих полномочий мэр города не может занимать и сохранять за собой другие должности, за исключением занятия должности главы мэрии города, а также заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

9. Мэр города может участвовать в заседаниях городской Думы с правом совещательного голоса.

10. На мэра города распространяются гарантии выборного должностного лица, замещающего муниципальную должность категории "А", установленные федеральным законодательством, законодательством Еврейской автономной области и настоящим Уставом.

11. Мэр города подконтролен и подотчетен непосредственно населению муниципального образования и городской Думе.

12. Мэр города как глава муниципального образования обладает всей полнотой полномочий, установленных федеральным законодательством , законодательством Еврейской автономной области, настоящим Уставом, по решению следующих вопросов местного значения:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

3) издает постановления и распоряжения;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания городской Думы;

5) в случае досрочного прекращения полномочий городской Думы в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Еврейской автономной области назначает муниципальные выборы в городскую Думу.

13. Полномочия мэра города прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отрешения от должности в соответствии с федеральным законом;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;