Правление князя святослава кратко. Князь-витязь святослав игоревич, сын ольги. Памятник князю Святославу Игоревичу в Запорожье

ГОДУНОВ, БОРИС ФЕДОРОВИЧ (ок. 1552 –1605) – боярин, фактический правитель Московского государства 1584–1598, русский царь в 1598–1605, с именем которого связывают начало Смутного времени .

Сын царедворца Федора Ивановича Годунова, по семейному преданию – потомка татарского мурзы Чета, перешедшего на русскую службу в начале 14 в. Праправнук Четы получил имя Годун, от него пошла семья Годуновых. Мать Бориса – Степанида Ивановна (в иночестве Сандулия), ее происхождение неясно.

После смерти отца (1560-е) воспитывался дядей. Был грамотен, но «не учен в Священном писании», что в 16 в. было свидетельством слабой образованности. Имея «ко властолюбию ненасытное желание», был хитер и осторожен, при этом «красотой славился, внешностью своей превзойдя многих, роста был среднего, был весьма красноречив» (Летописная книга ).

Под началом дяди начал в 1567 придворную службу при Иване IV Васильевиче Грозном . Упрочил положение при дворе женитьбой на дочери главного опричника Малюты Григория Скуратова Марии Григорьевне Скуратовой (? –1605) в 1570. Сестра Бориса Ирина была выдана за царевича Федора Ивановича (1574). Старался стать заметным при дворе: был в 1571 дружкой Марфы Собакиной, невесты Ивана IV в третьем браке. Числился во втором царском саадаке (войске), участвовал в походах, в том числе шведском 1572 (куда был приписан рындой при царевичах Иване и Федоре). При деятельном участии Малюты Скуратова получил придворные чины: в 1577 – крайчего, с осени 1580 – постельничего. Выиграв тяжбу с боярином В.И.Сицким, был удостоен боярского звания (1580).

Незадолго до смерти Грозный распорядился о передаче престола младшему сыну Федору, деверю Годунова. Зная о нездоровье Федора, царь назначил регентский совет (Верховную думу) из пяти членов, в который вошел и Годунов. Узнав в 1584 первым и объявив подданным о смерти Грозного, Борис затем победил всех соперников (кн. И.П.Шуйского, бояр И.Ф.Мстиславского и Б.Я.Бельского) и к 1587 сосредоточил власть в своих руках.

Важным достижением его правительства было учреждение в 1589 патриаршества. Это укрепило престиж русской церкви и подарило царю патриарха Иова, который сыграл определяющую роль в оправдании Годунова от обвинений в убийстве царевича Дмитрия Ивановича. Несмотря на слухи, что именно Годунов подстроил смерть царевича в Угличе 15 мая 1591, ее представили как «небрежение Нагих» (матери и тетки царевича) и нечаянное самоубийство (страдавший эпилепсией мальчик якобы ударил сам себя ножом в горло). В стране начиналась Смута, названная современниками «великим разорением».

Пробуя спасти от него страну, царь настаивал на необходимости «замирения» с соседними странами. Это не помешало ему принять личное участие (в чине дворцового воеводы) в походе против крымского хана Казы-Гирея. Его Годунов разбил близко от Кремля, на месте, где ныне стоит Донской монастырь. В том же 1591 он получил за эти свои подвиги высший боярский чин слуги и право именоваться «начальным человеком в земле русской, ему приказанной».

Призывы к «замирению» вполне согласовывались в его планах с войной с ослабевшей на время Швецией. Едва в 1590 закончилось Плюсское перемирие 1583, началась война. Ее итоги закрепил в 1595 Тявзинский мир, по которому, хотя Россия и не получила выхода к Балтике (современник иронично заметил о Годунове, что все же «в тех бранех он не искусен бысть»), но вернула себе утраченные ранее Корелу, Орешек, Ивангород, Ям, Копорье и Кольский полуостров. Потери годуновского войска, особенно под Нарвой, были значительны, так что сразу после сражений «начальный человек» распорядился строить новые крепости на южных рубежах (Воронеж, Ливны, Елец, Белгород) и на востоке (Березов, Нарым), позволившие ускорить освоение Сибири. В этих распоряжениях проявился государственный ум Годунова, стремившегося быстро пополнить казну и не допустить дальнейшего «разорения». На рубеже 16–17 вв. укрепились русские позиции на Северном Кавказе, в Закавказье, Заволжье, возросла внешняя торговля (через Архангельск и по Волге).

Годунову как стороннику укрепления самодержавия приписывается подготовка указа 1597, закрепостившего крестьян и отменившего возможность их перехода в Юрьев день (текст указа не сохранился). Подарив русскому фольклору поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», указ удовлетворил интересы и боярской аристократии, и дворян, и монастырей, ведших друг с другом необъявленную войну за крестьян, впервые переписанных в Писцовые записи в 1592 и бежавших от поборов и насилия своих хозяев.

Годунов захватил престол после смерти царя Федора Ивановича в 1598, захват был представлен как «всенародное избрание», вдова Федора (сестра Бориса) отреклась в пользу Годунова. 29 июня он дал пир войску, находящемуся под Серпуховым, что обеспечило ему лояльность армии. Земский собор венчал Бориса на царство 1 сентября 1598. Спустя несколько месяцев был организован победный въезд в Москву русского войска, привезшего из Сибири плененного хана Кучума с семьей – символ триумфа политики «прирастания» земель при Годунове на Востоке.

Новый царь способствовал сближению России с Западом, в 1601 заключил 20-летнее перемирие с Речью Посполитой, звал на службу иноземцев, освобождал их от налогов, пытался выписать из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались языки, но этому воспротивилась церковь. Обратный вариант – попытки послать «робят» на учебу в Европу («для науки разных языков») тоже провалился, посланные в Москву не вернулись.

Поощрял распространение книгопечатания, открыв в Москве новые типографии. При нем выросло число каменных лавок в городах, в 1601 был сооружен первый водопровод, подававший воду из Москвы-реки на Конюшенный двор. Часто ездивший по Воскресенскому мосту через Неглинку, царь распорядился сделать его каменным. Обновились стены Китай-города, взметнулась колокольня Ивана Великого в Кремле, которую окрестили «годунов столб». Росли храмы (церковь Николая Явленного за Арбатскими воротами), были основаны первые в столичной истории богадельни «у Моисея пророка на Тверской улице, напротив Пушечного двора» и «богадельня на Кулишках», для их устройства из Пскова были приглашены три старицы-мирянки. В те же годы творил пушечный мастер Адрей Чохов (автор Царь-пушки); Ф.Конем были отстроены мощные стены Смоленского кремля – тоже по царскому приказу.

1601–1602 оказались неурожайными и голодными. Люди умирали тысячами, были случаи людоедства, поползли слухи, что «Бориска – царь не от Бога», а голод – кара божья, вот «Бориска-де и несчастен в царстве».

Годунов распорядился организовать в столице раздачу денег голодающим. На «взрубе, где были царя Ивана хоромы», дешево продавалось зерно из царских житниц, отчего в Москву хлынул народ. 14 мая 1603 был введен особый порядок управления, чтобы «на Москве по всем улицам и по переулкам и по полым местам и подле городов боев и грабежов, и убийства и татьбы и пожаров, и всякого воровства не было...». Столицу разделили на 11 округов (Кремль, 2 округа в Китай-городе, 8 округов в Белом и Деревянном городах), во главе которых поставлены бояре и окольничие. Переулки и «полые места» патрулировали отряды стрельцов. Несмотря на это, в Москве появились шайки «разбоев», многие же бежали из города, вместе с подмосковными крестьянами, на юг. Назревал мощный социальный взрыв, предвестником которого было всстание Хлопка в центральных районах страны, с трудом подавленное правительством Годунова.

В начале 1604 на русско-шведской границе было перехвачено письмо иноземца из Нарвы, в котором говорилось, будто бы сын Грозного Иван «жив, ходит в монашеском одеянии и сейчас у казаков». Годунову донесли, чтослед самозванца обнаружился в Киеве, затем на Волыни. Соперник царя Бориса – Лжедмитрий I (он же Григорий Отрепьев) был ранее холопом в семье вяземского дворянина Федора Никитича Годунова, двоюродного брата царя, и оттого мог знать о его родственных делах и связях.

Осенью 1604 Лжедмитрий-Отрепьев, заручившись поддержкой польского короля Сигизмунда, перешел границу России во главе 3-тысячного отряда польско-литовских войск. Перед ним открыли ворота Моравск, Новгород-Северский, Брянск, но 21 января 1605 у Севска в решающем сражении правительственные войска разбили Лжедмитрия. Самозванец скрылся недалеко от Путивля, Годунов срочно направил туда два крупных воинских соединения под командованием Василия Шуйского и Федора Шереметева; они объединились в единое войско под Кромами и осадили город.

Однако переживания последних лет сказались на здоровье 53-летнего царя, которого мучила подагра. Обычно деятельный и дотошный, он чувствовал усталость, стал раздражительным. И ранее весьма набожный (говорили, что своего первенца он потерял в 1587 как раз «от излишней набожности», велев носить ежедневно зимой младенца в храм Василия Блаженного и поить святой водой), он стал мнительным, приглашал ко двору предсказателей, ведуний, расспрашивал о будущем своей семьи, тогда же «и ко врачам сердечное прилежание» обрёл – что было в то время признаком «неисправления и от Бога отлучения».

13 апреля 1605, отобедав с иностранными послами в Золотой палате, Борис поднялся на балкон верхних покоев, как утверждали, «снедаемый горем»; у него хлынула кровь изо рта, носа и ушей. «Дохтуры» сочли, что это «удар» (инсульт). Последними словами он благословил на царство сына Фёдора Борисовича (1589–1605). Рядом были жена и дочь, Ксения (1582–1622).

Царя похоронили в Архангельском соборе Кремля. Хотя сыну Годунова, образованному и подготовленному к выполнению царских обязанностей 16-летнему Федору, тут же присягнули, царствовать ему не пришлось. Вошедший вскоре в Москву Лжедмитрий I приказал убить его вместе с матерью 10 июня 1605. Дочь царя Ксения была взята самозванцем в наложницы. Тело Годунова по приказу Лжедмитрия вытащили из собора и зарыли вместе с телами жены и сына на погосте бедного Варсонофьевского монастыря (ныне церковь Вознесения между Сретенкой и Рождественкой). В годы царствования Василия Шуйского все три гроба были вновь выкопаны и перенесены в особую часть Троице-Сергиевой лавры.

Судьба Бориса Годунова привлекала к нему внимание историков и литераторов. Н.М.Карамзин считал его узурпатором, А.С.Пушкин отобразил трагедию судьбы правителя, от которого отвернулись подданные. В.О.Ключевский отмечал противоречивость натуры этого талантливого царедворца при одновременном тщеславии и бессердечности, С.Ф.Платонов призывал не осуждать его, успевшего много сделать в трагичных обстоятельствах.

Наталья Пушкарева

Борис Федорович Годунов (ок. 1552-1605 гг.) - царь (избран Земским Собором 17 февраля 1598 г.). Возвышение Бориса Федоровича Годунова связано с женитьбой на дочери всесильного Малюты Скуратова - Марии и браком царевича Федора с сестрой Бориса Федоровича Годунова - Ириной. С воцарением Федора Иоанновича Борис Федорович Годунов стал фактическим правителем государства. В его царствование продолжилось строительство городов-крепостей на юге страны. В Белгороде основал .

В 1581 г. царь в порыве гнева поразил смертельным ударом своего старшего сына Ивана и Федор сделался наследником престола. Благодаря своему уму, Б. умел не только сохранить свое положение, но и приобрести доверие Грозного царя, который, умирая (умер 17 марта 1584), назначил Бориса Федоровича Годунова одним из опекунов к Федору, так как он, хотя и вступал на престол возрастным (27 лет), был младенец по способностям. Этими опекунами, или членами верховной думы, долженствовавшей помогать Федору в управлении государством были кроме Бориса.: Никита Романович Юрьев, родной дядя Федора по матери, кн. Ив. Феод. Мстиславский, кн. Ив. Петрович Шуйский, прославившийся обороной Пскова от Батория и Богдан Яковлевич Бельский. Последнему, как говорят, Иоанн поручил в опеку своего младшего сына Димитрия, родившегося от пятой венчанной жены его Марии Нагой.

Царствование Федора началось смутой в пользу царевича Димитрия, последствием которой была ссылка малолетнего царевича с матерью и ее родственниками в Углич, удел назначенный Димитрию отцом. Бельский, считавшийся негласным виновником этой смуты, был удален в Нижний Новгород. При царском венчании 31 мая 1584 г. Борис Федорович Годунов, как шурин нового царя, был осыпан милостями: он получил знатный чин конюшего, звание ближнего великого боярина и наместника царств Казанского и Астраханского. Сверх этих чинов Борису Годунову были пожалованы земли по р. Ваге, луга на берегах реки Москвы, а также разные казенные сборы.

Первое время значение Борис Федорович Годунов среди советников Федора ослаблялось влиянием на дела боярина Никиты Романовича, но вскоре (в августе 1584 г.) Никита Романович опасно заболел, а в следующем году скончался. Смерть царского дяди дала Борису Годунову возможность выдвинуться на первый план. Властолюбивые замыслы Бориса Годунова встретили противодействие со стороны тех людей, которые по знатности происхождения признавали за собой большие права стоять у кормила правления Князья Ив. Фед. Мстиславский, Шуйские, Воротынские, боярские фамилии Колычевы, Головины и др. составили враждебную Борису партию. Против Бориса были также митрополит Дионисий, тщетно старавшийся примирить Бориса с его соперниками и считавший своим долгом печаловаться пред царем за гонимых Борисом людей.

О времени правления Бориса Федоровича Годунова относится учреждение патриаршества (1589 г.), которое сравняло первосвятителя русской церкви со вселенскими восточными патриархами и дало ему первенство пред митрополитом киевским. Вместе с тем 4 архиепископии были возведены в достоинство митрополий: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая: 6 епископов сделались архиепископами и вновь явилось 8 епископств. Другим важным событием внутренней истории России была отмена Борисом Ф. Г.Юрьева дня, т.е. права свободного перехода крестьян от одного владельца к другому. Из указа царя Василия Ивановича Шуйскаго узнаем, что «царь Федор по наговору Б. Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьян заказал». Указа о прикреплении не сохранилось, но он должен был относиться к первым годам царствования Федора, как видно из царского указа 1597 года. Целью прикрепления было обеспечить государственную службу помещиков и платеж повинностей, а это требовало необходимо твердой оседлости земледельческого класса.

В 1591 г. совершилось событие, имевшее огромное влияние на судьбу Бориса Федоровича Годунова: 15 мая в Угличе погиб царевич Димитрий, причем жители Углича, перебили людей, заподозренных ими в убийстве царевича. Следствие произведенное на месте особой комиссией, присланной из Москвы, выяснило, что царевич, страдавший падучей болезнью, был не убит, но, играя в тычку ножом, в припадке упал на нож и зарезался. Народная молва обвинила в убийстве Бориса Г. Насколько, действительно, Борис Г. виноват в преждевременной смерти царевича, остается до сих пор темным. Обвинение же Бориса Г. в убийстве основывается, главным образом, на соображении, что смерть Димитрия была в интересах Бориса Г.: она не только спасала его от опалы в будущем, но и очищала дорогу к престолу.

После углицкого происшествия клевета не раз чернила Бориса Федоровича Годунова, обвиняя его в различных злодеяниях, и нередко истолковывая лучшие действия его в дурную сторону. Вскоре после смерти Димитрия (в июне того же 1591 года) в Москве вспыхнул сильный пожар, истребивший весь Белый город. Борис Федорович Годунов старался оказать всевозможную помощь погорельцам и вот про несся слух, что он нарочно велел зажечь Москву, чтобы милостями привлечь ее жителей. Нашествие крымского хана Казы-Гирея под Москву летом 1591 г. приписывалось также Борису, который будто бы желал тем отвлечь внимание народа от смерти Димитрия. Не пощадили Бориса Федоровича Годунова даже от обвинения в смерти царя Федора, беспотомственная кончина которого ставила Бориса, имевшего много врагов, в трагическое положение. Борису Ф Г оставалось одно из двух: или достижение престола, или падение, которое в лучшем случае привело бы его в монастырь. Не только ради честолюбия, но и ради самосохранения он избрал первое.

С 1601 года три года подряд были не урожайными и начался страшный голод, так что ели, как говорят, даже человеческое мясо. Чтобы помочь голодающим, Борис начал постройки в Москве и раздавал деньги. Эта мера вызвала еще большее зло, так как народ большими массами устремился в Москву и умирал во множестве от голода и моровой язвы на улицах и на дорогах. Только урожай 1604 г. прекратил голод. За голодом и мором следовали разбои.

Борись скончался скоропостижно, приняв схиму. Москва присягнула сыну Бориса – Федору, которому отец постарался дать возможно лучшее воспитание, и которого все современные свидетельства осыпают большими похвалами. Но Федору Борисовичу после самого кратковременного царствования вместе с матерью пришлось погибнуть насильственной смертью. Царевна Ксения, отличавшаяся красотой, была пощажена для потехи самозванца, впоследствии она постриглась и умерла в 1622 году. Прах царя Бориса, удаленный при Самозванце из Архангельского собора, при Михаиле Федоровиче был перевезен в Троицко-Сергиевскую лавру, где покоится и ныне; там же покоится и прах семьи Бориса. Кроме общих источников Карамзина, Арцыбашева, Соловьева, Костомарова: «Русская история в жизнеописаниях» (т. 1), ср. БестужевРюмин, «Обзор событий от смерти царя Иоанна Вас. до избрания на престол Мих. Фед. Романова» («Ж. М. Н. Пр.» 1887, июль); Павлов, «Об историч. значении царствования Бориса Годунова» (2 изд. 1863); Белов, «О смерти царевича Димитрия» («Ж. М. Н. Пр.», 1873, т. 168); Платонов, «Повести и сказания о смутном времени» (Спб., 1888 г.); Сергеевич, «Юридич. Древности» (I. Спб., 1890).

Лит.: А. Воронов. Энциклопедический словарь. Издательство Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

(1551-1605) русский царь

Борис Федорович Годунов всегда хотел иметь много власти и славы. Власти он добился большой, а вот слава о нем пошла настолько худая, что преследует его имя до сих пор. Много сведений о нем осталось в исторических документах, и так же много написано о царе Борисе художественных произведений, среди которых такие шедевры русской литературы, как трагедии А. Пушкина и А. Толстого, а также многочисленные повести и романы.

Род Годуновых происходит от татарского мурзы Чета, который начал служить на Руси около 1300 года при Иване I Калите . Борис Годунов принадлежал к младшей ветви этого рода. О детстве его мы почти ничего не знаем. Известно лишь, что он начал служить еще при Иване IV Грозном . Впервые его имя упоминается в документах от 1567 года, где Борис Федорович Годунов назван членом опричного двора.

В 1570 году Борис Годунов участвовал в Серпуховском походе Ивана IV, где исполнял должность рынды, то есть слуги при царском саадаке (луке со стрелами). И в том же году он женился на Марии Скуратовой, дочери известного царского опричника Малюты Скуратова. С помощью тестя в 1578 году Годунов получил место кравчего. Его возвышение связано и с тем, что в 1580 году сестра Бориса Годунова, Ирина стала женой младшего сына Ивана Грозного Федора.

После смерти Ивана Грозного, Борис Годунов становится главным советником царя Федора Иоанновича. В день венчания Федора на царство, Годунов был буквально осыпан милостями: получил высокий чин конюшего, а также стал именоваться ближним великим боярином и наместником Казанского и Астраханского царств.

Надо сказать, что Борис Годунов умел пользоваться своим положением, помогало его продвижению и то, что царь сильно любил свою жену Ирину. Поэтому за короткое время Годунов сосредоточил в своих руках огромную власть: принимал иностранных послов, вел переговоры и подписывал договоры. Его первой заботой стало укрепление границ Русского государства. На этом поприще Борис Годунов проявил себя сильным и умным руководителем. К военной силе он прибегал только в тех случаях, когда дипломатические переговоры не давали результата. При нем московское государство стало важной политической силой не только в Европе, но и в Азии. Этому способствовала и разумная торговая политика, в частности, именно Борис Федорович Годунов в 1587 году разрешил беспошлинную торговлю в России иностранным купцам.

Чтобы облегчить освоение окраинных районов Руси, Борис Годунов предложил строить русские города в Поволжье, а также вдоль границ степных районов.

Важнейшие политические последствия имело и учреждение русского патриаршества в 1589 году. Оно приравняло руководителя русской церкви к вселенским восточным патриархам, то есть окончательно закрепило за Москвой статус первого города русской земли.

Кроме того, Борис Годунов предложил ограничить рост боярских дворов, закрепив в законах права холопов и установив пятилетний срок розыска беглых крестьян. Все эти меры были направлены на то, чтобы усилить социальный статус дворянского населения, позволить возвыситься «худородным дворянам» и служилым людям.

В 1591 году при загадочных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий. Народная молва связала его смерть с именем Бориса Федоровича Годунова. Это легло темным пятном на биографию Годунова как государственного деятеля, что, однако, не помешало ему через несколько лет занять царский престол.

После того как Борис Годунов стал царем, он проявил себя как разумный и в то же время осторожный правитель. В 1601 году он разрешил ежегодный переход крестьян к новому владельцу. Как умный и, очевидно, хорошо образованный человек, Борис Годунов прекрасно понимал отсталость Московской Руси. Именно поэтому он впервые решился послать нескольких юношей учиться в Германию, Англию и Австрию. Однако все, кого он отправил, так и остались за границей. Тогда царь Борис стал приглашать в Россию иностранных специалистов - врачей, рудознатцев, суконников.

При Борисе Федоровиче Годунове, в Москве находилось шесть иностранных врачей и достаточно большое количество других специалистов, поскольку им разрешили даже построить свою лютеранскую церковь и покупать дома для жительства.

Последние годы царствования Бориса Годунова, были омрачены подозрительностью и завистью. Причина заключалась в том, что в столице и государстве стали распространяться слухи о том, будто царевич Дмитрий жив и претендует на царство. К тому же одно несчастье следовало за другим. Казалось, все мыслимые и немыслимые беды обрушились на царство Годунова. С 1601 года в Москве и по всей Руси прокатился страшный неурожай. Это повлекло за собой эпидемии различных болезней, появились разбойничьи шайки. А в начале 1604 года на русскую территорию вступили еще и польские войска, которыми командовал Лжедмитрий I.

Несмотря на то что 21 января 1605 года русские войска остановили отряды Лжедмитрия, царь Борис ощущал угрозу и чувствовал, что эта передышка продлится недолго. Но сделать он уже ничего не успел, потому что всего через три месяца скоропостижно скончался. После его смерти жители Москвы присягнули сыну Бориса Феодору. Но молодой царь вскоре был убит во время смуты, искусно организованной В.Шуйским, а его мать и сестры были пострижены в монастырь.

Прах Бориса Федоровича Годунова, сначала захороненный в Архангельском соборе, был перевезен в Троице-Сергиеву лавру. Так закончился жизненный путь этого незаурядного человека и государственного деятеля.