Предки персов. Внешность славян. Персия и сопредельный мир

Персы

фарсы (самоназванные - ирани, множественное число - ираниан), нация, составляющая около половины населения Ирана (по данным 1-й всеобщей переписи населения страны в конце 1956, П.- около 9 млн. чел.; по оценке на 1974,- около 16 млн. чел.). Живут главным образом в Центральном (к Ю. от хребта Эльбурс) и Восточном Иране. Говорят на персидском языке (См. Персидский язык). Антропологически принадлежат к южной ветви большой европеоидной расы (См. Европеоидная раса). Проникновение иранских племён на территорию современного Ирана предположительно относится ко 2-му тыс. до н. э. (по мнению одних учёных - из Средней Азии, по мнению других - из Закавказья). Персидские племена занимали господствующее положение в государстве Ахеменидов (См. Ахемениды). В дальнейшем формировании П. участвовали также арабские, тюркские и монгольские племена. В середине 19 в. началось формирование П. в нацию; процесс ассимиляции персами др. народностей Ирана (особенно говорящих на языке иранской группы) продолжается и в настоящее время. По религии - мусульмане шиитского толка. Ислам распространился в 7 в., после завоевания страны арабами. До этого П. исповедовали Зороастризм , который сохранился в несколько измененном виде у гебров (См. Гебры). Большинство П.- сельские жители, основные занятия которых земледелие (в значительной степени основанное на искусственном орошении), садоводство и овощеводство, скотоводство. Развиты ковроделие, ручное ткачество и др. отрасли домашней промышленности. П., живущие в городах,- ремесленники, торговцы, служащие и др. П. составляют также значительную часть рабочих страны. В семейных отношениях П. до сих пор сильны традиции мусульманского права. Только в 1963 женщины получили избирательные права, но сохраняется их фактическое неравноправие в общественной и семейной жизни. Устное народное творчество П., их театральная поэзия, литература и др. стороны средневековой и современной культуры весьма богаты. См. также ст. Иран .

Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957 (лит. с. 556-57).

М. С. Иванов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Персы" в других словарях:

    Персы, индоевроп. народ, обитавший юго вост. Элама. Основателем Персидского царства (зависимого от мидян) в Аншане считается Чишпиш, сын Ахемена, поэтому за др. перс. цар. династией закрепилось имя Ахемениды. см. Кир II Великий (559 530 гг. до Р … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Современная энциклопедия

    ПЕРСЫ, персов, ед. перс, перса, муж. Народ, составляющий основное население Ирана (по прежнему названию Персии). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПЕРСЫ, ов, ед. перс, а, муж. и (устар.) персиянин, а, муж. Прежнее название иранцев; сейчас название нации фарсов, составляющей около половины населения Ирана. | жен. персиянка, и. | прил. персидский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

    Население Персии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 персияне (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Персы - (самоназвания фарсы, ирани) народ общей численностью 28750 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории Ирана (28000 тыс. чел.). Другие страны расселения: Ирак 150 тыс. чел., США 130 тыс. чел., Саудовская Аравия 100 тыс. чел., Кувейт 85 тыс … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Персы (значения). Персы Современный ареал расселения и численность … Википедия

    Фарсы (самоназв. ирани, мн. число ираниан), нация, составляющая ок. половины населения Ирана (по данным 1 й всеобщей переписи населения страны в кон. 1956, П. ок. 9 млн. ч., по оценке на 1963 10,5 млн. ч.). Говорят на персидском (фарси) языке,… … Советская историческая энциклопедия

    Ов; мн. Нация, основное население Ирана (Персии); представители этой нации. ◁ Перс, а; м. Персиянка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Персидский (см.). * * * персы (фарси, самоназвание ирани), народ в Иране (около 21,3 млн. человек). Общая… … Энциклопедический словарь

    персы - ПЕРСЫ, ов, мн (ед перс, а и Устар. персиянин, а, м). Народ, основное население центральной и восточной части Ирана (до 1935 г. Персии), государства в Юго Зап. Азии; люди, принадлежащие к этому народу, фарсы; персидский яз. фарси, иранской группы… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Персы. Книга первая исторического романа «Скифы» , Николай Соколов. В первой книге рассказывается о государственном перевороте 522 года до нашей эры в Персии. После убийства законного царя Бардии в стране начались мятежи и восстания, причем в военных…

Персия — это древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном.

В древности Персия стала центром одной из самых великих в истории империй, которая простиралась от Египта до реки Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи — египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов.


Возникла Персия в VI веке до нашей эры. Вплоть до завоевания Александром Македонским в IV веке до нашей эры она занимала главенствующее положение в Древнем мире. Греческое господство продлилось около 100 лет, а после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов (Парфянское царство) и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более 7 веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию.

К западу от Персии расположена Месопотамия, государства которой (Шумер, Вавилония, Ассирия) оказали колоссальное влияние на раннюю культуру Персии.

Известно, что самые древние жители Ирана имели иное происхождение, нежели персы и родственные им народы. Во время раскопок в пещерах вблизи южного побережья Каспийского моря были найдены скелеты людей , датированные VIII тысячелетием до нашей эры. На северо-западе Ирана были обнаружены черепа людей, которые жили в III тысячелетии до нашей эры. Ученые предложили назвать коренное население каспиями. Находки во время раскопок свидетельствуют о том, что племена, которые населяли этот регион, занимались в основном охотой, потом перешли к скотоводству, которое сменилось земледелием. Главнейшими поселениями были Сиалк, Гей-Тепе, Гиссар, самым крупным были Сузы, которые в скором времени стали столицей персидского государства.

Селения отличались узкими улочками и глинобитными жилищами. Умерших хоронили либо под полом дома, либо на кладбище в скрюченном положении. Позже стали строиться кирпичные дома больших размеров, изготавливались предметы из литой меди, а затем и из литой бронзы.

Историческая эпоха начинается на Иранском нагорье в конце IV тысячелетия до нашей эры. Самыми крупными из народов, которые жили на восточных границах Месопотамии, были эламиты, захватившие древний город Сузы. Они основали там могущественное и процветающее государство Элам . Далее к северу жили касситы, варварские племена конников. К середине II тысячелетия до нашей эры они завоевали Вавилонию.


Со II тысячелетия до нашей эры на Иранское нагорье начались нашествия племен из Центральной Азии. Это были арии, индоиранские племена, которые дали Ирану его имя («родина ариев»). Одна группа ариев осела на западе Иранского нагорья, где основала государство Митанни, другая группа — на юге среди касситов.

В начале I тысячелетия до нашей эры на Иранское нагорье нахлынула вторая волна пришельцев. Это были собственно иранские племена — согдийцы, скифы, саки, парфяне, бактрийцы, мидяне и персы. Многие из них ушли за пределы нагорья, и лишь мидяне и персы обосновались в долинах хребта Загрос. Мидяне осели в окрестностях Экбатаны (современный Хамадан). Персы расселились несколько южнее.

Мидийское царство постепенно набирало силу. В 612 году до нашей эры мидийский царь Киаксар вступил в союз с Вавилонией, захватил Ниневию и сокрушил ассирийскую державу. Однако могущество Мидии не продержалось дольше жизни двух поколений.

Еще при мидянах в Парсе стала господствовать династия Ахеменидов. В 553 году до нашей эры Кир II Великий, Ахеменид, правитель Парсы, поднял восстание против мидийского царя Астиага, который был сыном Киаксара. В результате восстания был создан могущественный союз мидян и персов. Новая держава была грозой для всего Среднего Востока. В 546 году до нашей эры царь Лидии Крез решил разгромить державу Кира. В этом ему вызвались помочь вавилоняне, египтяне и спартанцы.

Существует легенда, согласно которой, оракул предсказал лидийскому царю, что война закончится крушением великого государства. Крез так обрадовался, что даже не спросил, какое именно государство имелось в виду.

Победил Кир, который позже занял Вавилонию, а к концу своего правления расширил границы государства от Средиземного моря до востока Иранского нагорья. Столицей стал город Пасаргад. Сын Кира, Камбис, захватил Египет и провозгласил себя фараоном.

Величайшим из персидских царей был Дарий. Во время его правления под власть Персии перешла северо-западная часть Индии вплоть до реки Инд и Армения до гор Кавказа. Дарий организовывал и поход во Фракию, однако скифы отразили его нападение. Во время правления Дария греки в западной части Малой Азии подняли восстание. Это восстание стало началом борьбы против персидского царства. Она закончилась лишь через полтора столетия из-за падения Персидского царства под ударами Александра Македонского.

Чтобы узнать, кем себя считали древние персы, очень далеко ходить не придется. "Я, Дарий, перс, сын перса, арий с арийскими корнями...", говорит их знаменитый предводитель, который правил в 521 - 486 BC годах до нашей эры (смотрите слева - изображение персидского воина времен Дария І на глазированном кирпиче, которое хранится в Лувре, Париж. Обратите внимание на цвет глаз; щелкните мышью по картинке для увеличения изображения ).
.
Потомки персов - современные иранцы, не смотря на свое мусульманство, тоже хорошо помнят о том, кем были их предки. Так, например, статья об истории этой страны, помещенная на сайтах иранских посольств за границей, обычно начинается со слов: "Иран - это древнейшая арийская цивилизация... " И с этим соглашается, пожалуй, каждый - даже самый что ни на есть недоброжелатель Ирана.
.
Однако, у нас, славян, которые, в отличие от подавляющего большинства других народов, до этой цивилизации, согласно генетической науке, имеют самое непосредственное отношение, такое утверждение может вызвать разве что, в лучшем случае недоверие - мол, ну какие из них, этих смуглых мусульман, арии. Да и в нашу собственную причастность ко всемогущим античным персам верится как-то с трудом. На протяжении тысячи лет нас так интенсивно выжигали религиозным напалмом и зомбировали, что поверить в то, что мы из себя что-то ещее представляем, сегодня под силу далеко не каждому.
.
Однако, не надо так категорично реагировать на информацию только из-за того, что она нам кажется невероятной. Ее необходимо проверить.

.
Уже самый поверхностный взгляд на результаты генетических исследований убедит нас в том, что средний житель сегодняшнего Ирана на процентов 20 все еще действительно является арием - славянином. Помимо этого, выяснится, что у иранцев, хотя и в меньшем размере, присутствует и другая славянская гаплогруппа - гаплогруппа варягов-руссов! Т. е., среднестатический иранец все еще славянин даже на более, чем 20 процентов. И это в 21-м веке после почти тысячи лет существования в изолированном состоянии среди не слишком дружественного окружения, благодаря которому персы не могли не подвергнуться интенсивной ассимиляции!
.
Когда мы еще вдобавок ко всему обратимся к античным источникам, которые проливают свет на то, каким был внешний вид древних персов, мы окончательно удостоверимся, что персы были высокими светловолосыми людьми с голубыми глазами, а не народом, внешность которого свойственна жителям ближневосточного региона. Помимо содержательных текстов, сохранилось и множество изображений, на которых адекватно отражен внешний облик рядового гражданина древнего персидского государства (Смотри слева: "Голова Mертвого Перса ", 230 - 220 год до нашей эры, Tерме Mузей, Рим; щелкните мышью по картинке для увеличения изображения ).
.

При знакомстве с историческими источниками также нельзя не заметить то обстоятельство, что территория современного Ирана начала заселяться мигрантами с Севера еще где-то в 9-м тысячелетии до нашей эры, и, как оно становится ясным, это заселение происходило в несколько этапов. Бросается также в глаза, что на разных этапах истории ОДИН И ТОТ ЖЕ НАРОД мигрантов с Севера имел разные названия.
.
Я не буду перечислять их, чтобы не сбить с ума уважаемого читателя. Ситуация очень похожа на историю с так называемыми "славянами ", когда единокровный народ искусственным образом нагло разделили на множество неких "радимичей ", "валахов ", "этрусков ", "полян ", "антов ", "германцев " и т. д., дали им в зубы разные религии вместо их Универсального Космического Мировоззрения, основанного на ЗНАНИИ, а не на ВЕРЕ, разбили их, в дополнение, на "западных ", "восточных ", "южных " или, вообще, "белых и пегих " с целью выставить их как отдельные племена или даже враждебные по отношению друг к другу расы, чтобы мы - современные потомки тех якобы "племен " никогда не нашли концов.
.
Так, например, очень больно видеть на страницах учебников по истории нечто вроде: "Скифам (или славянам) Причерноморья не повезло, так как с юга им постоянно угрожали набегам Персы. .." По всему видно, что автор подобных строк настолько зазомбирован традиционными клише, что в независимости от того, какую научную степень он имеет, польза от такого ученого-историка будет нулевая. Бедолага, видно, даже и мысли никогда такой не допускал, что как "скифы " (славяне ), так и "персы " с точки зрения генетической науки являются неотъемлемыми частями одного и того же народа (смотрите слева - вот так вполне по-славянски выглядят многие из "персов" еще и сегодня, несмотря на прошедшие тысячелетия. Это рядовые иранские граждане из разных слоев современного иранского общества; кликните мышью по картинке для увеличения изображения и развейте свои сомнения относительно вопросов кем были древние персы и как они выглядели внешне ).
.

На самом деле все происходило намного проще. Климатические условия последнего "малого " похолодания толкнули носителя гаплогруппы R1а Славянина-Ария из своей арктической прародины на юг. В Иран он попал, главным образом, используя бассейн реки Ра (Волги ) и акваторию Каспийского моря, которое, кстати, в те далекие времена было намного большим и занимало пространство вплоть до слияния с Аральским морем.
.
На пути к Ирану Славянин-Арий на одном из этапов своего путешествия на юг - ВНИМАНИЕ, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! - генетически "тронул " носителя русо-варяжской гаплогруппы I - своего брата Славянина-Руса, который, как мы уже знаем, был исконным жителем Европейского континента, и, частично ассимилировался с ним, добавив к своим маркерам славянина-ария еще и генетику славянин-руса.
.
В свою очередь, Славянин-Рус в то же время на-полную зачерпанул себе славяно-арийских генов беженцев с севера. Произошло это никак не меньше, как 10.000 лет назад в географическом регионе, где лежит сегодняшняя Беларусь и прилегающие к ней территории. Так образовалась генетическая композиция белорусов, северных украинцев и русских Смоленской области России, которая у них, в отличие от подавляющего большинства других народов, сохранила свои первичные характеристики до нашего времени и которая по своим свойствам олицетворяет собой элитный образец генетического ядра белого европеоида.
.
Быть иначе оно просто не могло, поскольку территория сегодняшних Беларуси, Украины и запада России являлась во времена славяно-арийского исхода с Севера восточным пограничьем расселения Славян-Русов. Элементарная логика подсказывает, что Славяне-Арии не могли в массовом количестве вклиниться во владения уже хорошо учредившихся в Европе Русов, которые находились на приблизительно одинаковом с Ариями уровне технологического прогресса. Ариям был необходим жизненный простор и они находили его, идя дальше на юг.
.
Тем не менее, поскольку миграция Славян-Ариев имела быть довольно продолжительной, в зоне их непосредственного соприкосновения со Славянами-Русами, которая проходила как раз через ту землю, где сейчас лежат Беларусь, северная Украина и Смоленская область России, образовался некий сорт перманентных отношений между этими двумя великими народами. Эти отношения в конечном счете привели к образованию мощного русо-арийского сообщества, которое позже, распространившись по всей Северо-Центральной Европе и образовав также свои форпосты на Аппенинском полуострове, Балканах и Ближнем Востоке, воплотилось, наконец, в ряде знаменитых государственностей античности и средневековья.
.
Это обстоятельство и является ответственным за наличие гаплогруппы I у жителей сегодняшнего Ирана, который, как известно, находится далеко от Европы - ареала традиционного расселения носителя гаплогруппы I Славянин-Руса. Как нам уже известно, артефакты на территории расселения генетических славян обязательно характеризуются присутствием свастических мотивов, и Иран здесь не является исключением (смотрите слева выше - цепочка-украшение, датированная 1-м тысячелетием до нашей эры, найденная в Иране, Кулараз в регионе Гилан ).
.

Надо отметить, что Иран является самым восточным пунктом на географической карте, куда вообще дошло присутствие русо-варяжской генетики Славян-Русов. Тот факт, что древний перс был со славянами нынешними и, в особенности, с белорусами, в кровном родстве, подтверждает не только генетика.
.
Я в заключение повторюсь: если мы бросим взгляд на жителей сегодняшнего Ирана, мы не сможем не заметить, что среди них много представителей с самым что ни на есть европеоидным видом. Взгляните еще раз и вы в лишний раз убедитесь, что, например, спикер иранского парламента господин А. Лариджани по внешнему виду скорее напоминает белорусского учителя, чем человека с Ближнего Востока (смотри слева выше г-н Лариджани ).
.
Видеть среди современных иранских граждан белого человека из числа коренных жителей - дело не очень сложное. В Иране до сих пор много не только светлокожих полностью по-европейски выглядящих людей, но и самых настоящих блондинов (справа: дети из деревни на северо-западе Ирана ).

Древняя Персия (Иран) государство в Передней и Центральной Азии (территория современного Ирана и Пакистана). В период своего расцвета эта была обширная территория, начинавшаяся от побережья Малой Азии и доходившая до реки Инд на востоке. Эта великая империя, объединившая десятки древнеиранских племён, называвшие себя «ариями», стала посредником в культурном диалоге между Западом и Востоком.

Первые упоминания о Персии

О жизни персов в глубокой древности известно из ассирийских источников, в которых описывались конфликты с разными горскими племенами. Известно, что в конце VIII века до н. э. возле озера Урмия образовался племенной союз под руководительством вождей знатного персидского рода Ахеменидов. Эту землю завоевала сначала Ассирия, а в 7 в. до н. э. подчинила себе Мидия. Царь Мидии Астиаг выдал одну из своих дочерей за персидского царя Камбиза I, правнука легендарного основателя персидской династии Ахеменидов. В этом браке появился на свет Кир II, ставший в будущем Великим, царём всех персидских народов. С его рождением связана легенда, которую донёс до нас в своей «Истории» Геродот.

Легенда о Кире

Как-то раз правителю Мидии Астиагу привиделся сон, что из чрева его дочери выросла виноградная лоза, которая заполнила собой сначала всю Мидию, а потом и Азию. Он созвал магов, чтобы они растолковали ему сон. По их словам, это обозначало, что сын его дочери, захватит Мидию и Азию ещё при жизни Астиага. Когда дочь родила сына, Астиаг запаниковал, что пророчество сбудется и велел убить внука своему вельможе Гарпагу. Гарпаг не захотел сам марать руки и отдал мальчика пастуху, приказав убить его в горах, а потом принести и показать тело младенца. В это время жена пастуха разродилась мертворождённым ребёнком, пастух оставил себе мальчика, а Гарпагу принёс тело своего ребёнка. Мальчика назвали Киром. Так царевич и рос, не ведая о своём происхождение.

Пока в один день на пастбище не появился сын вельможи и не увидел игру сыновей пастухов, игравшие в «царя». Царём выбрали Кира, поскольку он был высокорослым с гордой осанкой юношей, другие выполняли его приказы, охраняли дворец. В эту игру взяли и сына чиновника. Но тот стал спорить с «царём», за что был наказан и выпорот плетями. Вернувшись домой, он пожаловался отцу, что был бит по указу перса, возмущённый отец рассказал всё Астиагу. Царь велел привести во дворец пастуха и его сына. Потом допросил Гарпага, узнав правду, царь в ярости повелел казнить его сына. Гарпаг решил отомстить жестокому царю при первом подвернувшемся случае.

Маги отговорили Астиага от убийства внука, сказав, что пророчество сбылось, мальчик уже царь в детской игре. Всё же Астиаг перестраховался, повелев сторожить все пути, чтобы ни один человек не мог разгласить Киру историю его происхождения. Но Гарпаг обхитрил Астиага, написав Киру письмо, он спрятал его в живот зайца. Отдав зайца своему слуге, он приказал доставить его мальчику. Переодевшись в охотника, слуга исполнил повеление хозяина. По дороге царская стража обыскала слугу, но письма так и не нашла. Таким образом, письмо попало в руки Кира, который узнал из него, кто он есть на самом деле.

Вскоре, против Астиага восстал Кир (в 550 году до н.э.), собрав войско из персов. Двинув на Экбатаны - столицу Мидии войско, Кир неожиданно получил помощь от самих мидийцев. Астиаг отправил своё войско во главе с Гарпагом навстречу персидской армии, уверенный что тот, остался ему предан. Однако Гарпаг не простил царю смерть своего сына и подговорил мидийцев из знатных родов к измене. К тому же это было сделать легко, многие не любили царя за его жестокость. Вследствие этого многие мидийцы перешли на сторону противника. Персы сумели разогнать победоносную мидийскую армию. Пророческий сон сбывался, Астиаг казнил магов. Набрав другое войско, он повёл его на персов. Воины-мидийцы слыли превосходными всадниками. Кир повелел своему войску двинуться пешим строем. Воины закрывались щитами от мечей и стрел, успевая стаскивать наездников с коней. Кир разбил на голову войско противника, Астиага пленили, до конца своей жизни он просидел под стражей.

В 559 году до н. э. Кир II был провозглашён царём. Он основал первую столицу Персидского царства Пасаргады. В последующее время персидское войско под предводительством Кира продолжило победоносное покорение других государств: Лидию Креза, самого большого города того времени - Вавилона, занял восточноиранские земли, районы Средней Азии, афганские, пакистанские, индийские территории. Милет и другие государства до Египта по собственному желанию покорились Киру. За формирование мощного централизованного государства выступали многие торговцы.

Следующей целью Кир наметил Египет, но его планам не удалось сбыться. Во время одной из кампаний против массагетов (массагеты - это кочевые племена Средней Азии, родственные сарматам, сакам и скифам) возглавляемых царицей Томирис, войско персидского царя было разбито, а сам Кир погиб. За 25 лет Кир создал огромную империю.

Становление Персидской империи

После смерти Кира II Великого на престол взошёл Камбиз II. Именно он завоевал Египет, воплотив мечту отца в реальность. Успешное покорение Египта было предопределено, поскольку Египетское царство переживало худшие времена: малосильная армия, недовольство народа высокими налогами, неумелая политика фараона Псамметиха III.

Перед походом на Египет Камбиз заручился поддержкой кочевников Синайской пустыни, помогавшие ему при переходе войска в город Пелусий. Камбиз захватил Мемфис в 527 году до н. э., где проявил жестокость к египтянам и их богам. Он казнил многих знатных людей, разрушил храмы, бичевал их жрецов, казнил сына Псамметиха III. Самого фараона пощадили. Камбиз был провозглашён египетским фараоном.


Оставив Египет, Камбиз предпринял две провальные кампании в Нубию и Ливию. В кампанию по захвату Ливии войско, переходя пустыню, попало в сильную песчаную бурю, большая часть армии погибли в песках, и Камизу пришлось повернуть назад. Вернувшись в Египет, где в его отсутствие вспыхнул мятеж под руководством Псамметиха III, он подавил восстание и казнил бывшего фараона.

Здесь до него дошли вести, что в Персии начались бунты против персидской гегемонии. Уезжая в Египет Камбиз, боясь переворота, избавился от брата. Маг Гаумата, воспользовавшись отсутствием царя, захватил власть и руководил от имени умершего брата Бардия. Камбиз отсутствовал в своём царстве уже три года, получив малоприятные известия, он выехал домой. Но до дома он так и не добрался, в дороге погиб при невыясненных обстоятельствах.

Маг Гаумата, который выдавал себя за брата Камбиза, начал своё восхождение в Вавилоне, где заручился всеобщей поддержкой, потом захватил столицу Персии Пасаргады. Находясь у власти, он отменил на три года пошлины и воинские повинности, преследуя цель заменить персидскую верхушку знати на мидийскую. Гаумата находился у власти 7 месяцев. Через некоторое время возник сговор представителей семи именитых персидских родов, которые убили самозванца и провозгласили царём Дария. Он сразу же вернул преимущественные права персам и стал снова объединять империю, которая рассыпалась, как карточный домик. В Вавилоне, Парфии, Армении, Маргиане, Эламе и других областях появлялись самозванцы, выдававшие себя за Камбиза.

Мятежи, которые вспыхивали по всей империи, Дарий подавлял жестоко. После того как он собрал все земли воедино, Дарий возвёл Бехистунскую надпись, которая высечена на высокой скале. Изображение показывает, как порабощённые цари провинций Иранской империи, приносят подати своему шахиншаху Дарию Великому. Дарий изображён намного больше, чем остальные царьки, что явно указывает на их подчинённое положение.

Реформы Дария I

Дарий прекрасно понимал, что такой империей управлять невозможно старыми способами, поэтому он в начале царствования занялся реформированием, результатом чего стало создание надёжной системы управления.

Итоги реформирования Дария I:

  • Разделил империю на административные округа - сатрапии. Главой провинции назначались чиновники из родовой знати Персии. Сатрапы имели административную, гражданскую и судебную власть. Они собирали налоги, следили за порядком в хозяйстве. Для поддержки порядка и охраны границ, в округах стояли воинские соединения, командование назначалось самим царём. Отдалённые территории (Кипр, Киликия) находились под самоуправлением местных царьков.
  • Была создана царская канцелярия, руководившая штатом чиновников. Основная канцелярия находилась в персидской столице, городе Сузы. Дополнительные царские канцелярии были расположены в больших городах - Вавилон, Мемфис, Экбатаны. Здесь трудились начальник сокровищницы (отвечающий за казну и собираемые налоги), судебные следователи, писцы, глашатаи. Также на шаха работали тайные агенты - «уши и око царя». Официальным языком был арамейский, но входу использовались и другие языки. Важные документы писали сразу на нескольких языках.
  • Появилась новый пост «тысяченачальник», который надзирал над чиновниками и личной гвардией царя, также следил за органами государственного управления.
  • Приводилось к единообразию законодательство. Создан один свод законов для всего населения, при этом учитывались древние законы завоёванных стран. Но все же привилегии были у персов.
  • Провёл налоговую реформу, теперь денежные налоги зависели от размера территории, плодородности земли и народонаселения.
  • По всем сатрапиям вводилась единая денежная система - золотой дарик, который имел хождение по всей стране.
  • Основной опорой страны стала армия, высший состав набирали из мидян и персов. Опорой армии стали 10 тыс. «бессмертных», набиравшиеся из разных индоиранских народов. Первая тысяча из 10 тыс. «бессмертных» была личной гвардией шахиншаха. В ряды принимали часто наёмных воинов, в основном это были греки. Состав армии - конница, колесницы и пехота. В конницу набирали воинов из знати, они должны были иметь экипировку - железный панцирь, бронзовый щит и шлемы, и вооружение - два копья, меч, лук со стрелами. Основное оружие пехоты был лук. На рубежах всей империи в крепостях стояли военные подразделения. Эти воины наделялись земельным наделом. Позже был создан военный флот, куда входили греческие корабли, судна финикийцев и киприотов.
  • В империи хорошо была развита сеть дорог. Регулярные гонцы и почта, дорожная стража подняли систему сообщений на высокий уровень.

Восстания провинций

Закончив реформы, восстановив порядок в империи, Дарий решил покорить Скифию, что у него не получилось. Тогда он задумал захватить Грецию. Именно с кампании Дария началась череда военных конфликтов, которые назвали греко-персидскими войнами. Для войн нужна была полная государственная казна, поэтому налоги со временем стали увеличиваться.


Одновременно строился город-дворец Персеполис, достигнувший великолепия при наследниках Дария. Многих ремесленников отправили на его строительство. Всё это ухудшало обстановку в стране, первым выразил недовольство Египет, который восстал против персов. Дарий в это время готовился ко второму походу на Грецию. Но Дарий умер, так и не осуществив своих планов.

Персидский трон занял сын Дария Ксеркс I. Все своё правление ему приходилось подавлять восстания, именно он подавил мятеж в Египте, потом восстание в Вавилоне. При этом поступил жёстко, он обратил Вавилонию в простую сатрапию, жителей увёл в рабство и разрушил город. Ксеркс дал клятву отомстить Греции за триумф над персами при Марафоне, он мечтал сжечь Афины. Это получилось у него в 480 году до н. э., при втором походе.

Царь Персии отомстил - сжёг Афины, но пока Ксеркс устраивал пожары, афиняне и спартанцы нанесли армии персов сокрушительный удар, разгромив её на море у острова Саламин и на земле - при Платеях. Все войско Ксеркса погибло в походе против Греции и по дороге домой. Вернувшись обратно в Персию с небольшим остатком армии, Ксеркс погряз в кознях и бесславно погиб от руки своего начальника дворцовой стражи.

Падение империи

После смерти Ксеркса остальные цари пытались сохранить территорию империи и занимались междоусобными разборками за престол. Так, постепенно из персидской империи стали выходить государства: Лидия (413 г. до н. э.), Египет (404 г. до н. э.), Кипр, Киликия, Хорезм, Сидон, Кария, часть Индии (360 г. до н. э.). Но основная опасность пришла из Македонии, где молодой полководец подчинял себе государства, территории, народы. В 334 году до н. э. князь Александр со своим войском повернул на Восток, все его внимание было направлено на огромную Персидскую империю. В этот период у власти стоял шахиншах Дарий III. Персидские войска в двух главных сражениях проиграли армии Александра Македонского, после разгрома при Иссе (333 год до н. э.) царская семья оказалась в плену у врага. После второго поражения (331 года до н. э.) Дарий III бежал с частью войск в Бактрию. Полководец преследовал беглецов. В бегстве Дарий был убит своим же сатрапом. Когда Александр догнал обоз, то нашёл Дария мёртвым. Так, погиб последний царь династии Ахеменидов. Персидская империя - закончила своё существование, все сатрапии стали частью державы Александра Македонского.

Для стороннего наблюдателя (например, европейца) что персы, что арабы – примерно одно и то же: и те и другие – мусульмане разной степени смуглости, говорящие на непонятном языке. Так ли это в действительности? Разумеется, нет. Между арабами и персами огромная разница – и в языке, и в культуре, и даже (к удивлению многих) в религии. Чем отличаются персы от арабов, и что у них общего? Начнем по порядку.

Появление на исторической сцене

Как активные участники международных событий первыми проявили себя персы. От первого упоминания в ассирийских хрониках в 836 году до нашей эры до создания независимого персидского государства, а чуть позже – империи Ахеменидов прошло почти 300 лет. Собственно, сугубо национальным персидское государство в античное время не было. Будучи жителями одной из областей Мидийской империи, близкой им по языку и культуре, персы под руководством Кира Великого восстали и произвели смену власти, позже завоевав обширные территории, не входившие в состав Мидии. По оценкам некоторых историков, государство Ахеменидов в период наивысшего расцвета насчитывало 50 миллионов человек – около половины населения Земли в то время.

Арабы, которые изначально жили на северо-востоке Аравийского полуострова, начинают упоминаться в исторических источниках примерно в то же время, что и персы, однако в военной или культурной экспансии они не участвуют. Арабские государства Южной Аравии (Сабейское царство) и Аравии Северной (Пальмира, Набатея и другие) живут в основном за счет торговли. Пальмира, решившая встать в оппозицию к Римской империи, была довольно легко разгромлена гордыми квиритами. Но положение в корне меняется, когда в торговом городе Мекке рождается Мухаммед.

Он создает самую молодую монотеистическую религию, приверженцы которой построили одно из крупнейших государств всех времен – Арабский халифат. Арабы полностью или частично ассимилировали большое количество различных народов, преимущественно таких, которые по уровню общественно-культурного развития находились ниже их. Основой ассимиляции стали новая религия – ислам – и арабский язык. Дело в том, что, согласно мусульманскому учению, священной книгой, Кораном, является только оригинал, написанный на арабском языке, а все переводы считаются лишь его толкованиями. Это заставляло всех мусульман изучать арабский и нередко приводило к потере национальной идентичности (в частности, так случилось с древними ливийцами и сирийцами, которые прежде были отдельными народами; сейчас же их потомки считаются арабскими субэтносами).

Отличие персов от арабов в том, что в 7 веке нашей эры Персия находилась в упадке, и арабы относительно легко завоевали ее, утвердив ислам. Новая религия наложилась на древнюю богатую культуру, и Персия 8 века нашей эры стала основой для так называемого Золотого века ислама. В этот период активно развивались наука и культура. Позже персы приняли в качестве государственной религии шиизм – одно из направлений ислама, противопоставив себя арабам и туркам – преимущественно суннитам. И на сегодня Иран – преемник древней Персии – остается главным оплотом шиизма.

Сегодня персы, кроме шиизма, исповедуют суннизм и древнюю религию – зороастризм. Зороастрийцем, например, был знаменитый рок-певец Фредди Меркьюри. Арабы, являясь в основном суннитами, частично придерживаются шиизма (часть населения Сирии, большая часть жителей Ирака и Бахрейна). Кроме этого, часть арабов сохранила верность христианству, некогда распространенному на территории, позже завоеванной мусульманами. Из семьи арабов-христиан происходит известная латиноамериканская певица Шакира.

Сравнение

Как это часто бывает в истории, религиозные различия стали следствием политического и военного противостояния разных государств. В религии проще закрепить догмы, четко отграничивающие «нас, своих» от «них, чужих». Так произошло и в случае с Персией: шиизм имеет ряд серьезных богословских отличий от суннизма. Сунниты и шииты сражались друг с другом не менее увлеченно, чем католики с протестантами в современной им Европе: например, в 1501 году Персия приняла шиизм, а уже в 1514 году начинается первая война с суннитской Османской империей, которая распространила свое влияние на большинство арабских территорий.

Что касается языка, то тут у персов и арабов нет ничего общего. Арабский относится к семитской ветви афразийской языковой семьи, и его ближайшим «родственником» является иврит – государственный язык Израиля. Сходство видно даже неспециалисту. Например, широко известное арабское приветствие «салам алейкум» и «шалом алейхем» на иврите явно созвучны и переводятся одинаково – «мир вам».

Говорить о едином персидском языке некорректно, так как, по современным представлениям, это языковая группа, состоящая из четырех родственных языков (впрочем, некоторые лингвисты все же считают их диалектами):

  • фарси, или собственно персидский язык;
  • пушту;
  • дари (вместе с пушту является одним из государственных языков Афганистана);
  • таджикский.

Широко известен следующий факт: во время войны в Афганистане советское командование часто использовало бойцов-таджиков для общения с местными жителями, поскольку их язык почти тождественен таджикскому. Считать ли в данном случае пушту, дари и таджикский отдельными языками или только диалектами – предмет лингвистических споров. Сами носители языков особо по этому поводу не дискутируют, превосходно понимая друг друга.

Таблица

В концентрированном виде информация о том, в чем разница между персами и арабами, представлена в нижеприведенной таблице. Определение численности персов зависит от того, кого считать персами (это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд).

Персы Арабы
Численность 35 млн (собственно персы); большое количество близкородственных народов насчитывает до 200 миллионов человек Около 350 млн. Сюда включены все арабские субэтносы, хотя многие из них называют себя не арабами, а по стране проживания – египтянами, палестинцами, алжирцами и т. д.
Язык Персидский (западный фарси), пушту, дари, таджикский Разные диалекты арабского языка
Религия Ислам шиитского толка, часть – зороастрийцы Большинство – мусульмане-сунниты, часть – шииты и христиане
Культурная традиция Насчитывает почти три тысячи лет Собственно арабская культурная традиция связана со становлением ислама и обычно считается от Хиджры – даты переселения пророка Мухаммеда в Медину (622 год нашей эры)