Выразительные средства композиции. Средства выразительности композиции

Композиция - построение художественного произведения, определенное его содержанием и назначением.

Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с замыслом.

В нашем случае композиция - это правильное, красивое расположение изображения на листе, служащее передаче замысла автора, и при котором ни один из элементов не мешает другому.

Рассказ может также развиваться в поэзии в систематическом художественном процессе. Таким образом, смысл поэзии Дайки основывается на ней, в том числе на интимной лирике, где «молчание» вообще не имеет практической причины. Техника повествования здесь такова, что общие факты говорят об общих предложениях гномического характера; читатель должен рассмотреть скрытую коннотацию взаимосвязанного контекста таких гномических предложений.

Более сложным является лингвистическое выражение «невыразимого» психологического значения. Мы требуем в этом случае того, что чуждо самой природе и определению языка, то есть, чтобы ощущать воспринимаемый языковой символ, носитель лингвистического значения, стал носителем психического смысла. Но этот парадоксальный эксперимент стал художественной проблемой поэтического направления, называемого символизмом. Бржезиной: значение символического стихотворения устроено так, что каждое слово воспринимается как фигуративное.

Средства художественной выразительности композиции: формат, ритм, композиционный центр, движение и покой, контраст, целостность. Здесь названы не все, а только самые основные.

Центр композиции - это достаточно большой элемент композиции, которому подчиняется все остальное.

Если это будет достигнуто, есть особое значение: хотя поэт почти всегда говорит о материальных фактах внешнего мира, его утверждения, будучи безукоризненно образными, проецируются за пределы внешней реальности. Их «собственное» значение ставится именно в области «невыразимых» психических значений. Мы говорили выше, что поэзия картины Бржезины - это тема; тем не менее, центральная тема всей поэмы именно поэтому остается неопределенной, часто необъяснимой; Бржезина носит название одного из своих стихотворений с вопросительным знаком: «Земля?» Дом «смысла» находится в стихотворении Брезина за пределами языка: в скрытом царстве психических значений.

И. Машков «Натюрморт. Фрукты на блюде»

Контраст. Светлый предмет лучше заметен, является выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный на - светлом.

А. Сислей «Городок Вильнев- ла-Гаренн на Сене»

Предмет холодного цвета лучше виден на теплом фоне и, наоборот, теплый - на холодном.

Логические отношения над конкретными значениями; их естественные тенденции, почти достигая целей в математических и логических формулах, призваны избавиться от конкретного значения до наименьшего из остальных; с другой стороны, ассоциативные связи имеют свой источник в их значениях, и они определяются ими со сцены на сцену. Для их независимости от конкретных значений логические отношения имеют возможность выбирать только те страницы, которые вписываются в заданный заданный логический контекст, тогда как ассоциативные, зависимые и зависимые отношения должны получать максимально возможное богатство своих собственных значения.

А. Матисс «Натюрморт с голубой скатертью»

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного моменты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить цветом, светом и тоном все части произведения, если ни одна часть композиции не может быть изъята, дополнена или заменена без ущерба для целого.

Поэтому поэзия, ориентированная на прямое, а не просто намекающее, представление о курсе психических слов через слово пытается записать самые полные этапы психических процессов. Однако он не может быть точным отпечатком, отчасти потому, что невозможно искоренить логические отношения с языком, во-первых, потому что существенным предварительным условием искусства является расстояние между материалом и его художественная трансформация; как с любой художественной проблемой, это также просто художественное направление.

Свидетельством тому является тот факт, что было принято несколько решений, каждое из которых само по себе само по себе, а не как этап на пути к улучшению записей. С тех пор, как ее увезли, она не была оставлена; временно последним шагом является «автоматическая запись», выделяя, в частности, полную удаленность соседних смысловых объектов, чтобы их соединение в рациональном плане было совершенно невозможно; единицы означают символы, чьи «собственные» значения встречаются только в недостижимом подсознании: «случайность» ассоциативных связей усугубляется здесь в самом пределе возможностей.

Формат также оказывает влияние на композицию. Горизонтальный формат удобен для изображения движения, повествования.


П. Рыженко «Суздаль» и А.Корзухин «Девичник»

Слишком большое увеличение формата по горизонтали дает возможность панорамного изображения (природы, города, сражения).

Такой процесс немыслим в науке, где каждый метод сохраняет свою силу только до тех пор, пока не будет доказано еще одно, более совершенное доказательство того, что упомянутые методы, начиная с внутреннего монолога, являются фактами художественного развития. Мы находимся в конце нашего резюме по вопросам поэтического языка. Несмотря на то, что его разработка была вопросом более длительного периода, мы даже не думаем кодифицировать мнения по таким живым вопросам. Через десять лет подобная попытка взглянуть на это была бы совсем другой, так же, как это было совершенно иначе, чем в сегодняшнем исследовании, в статье, которую мы пытались обобщить учениями поэзии в последние годы; разница между созерцанием сегодняшнего, а затем и волнения для осторожности и для будущего.

Б. Щербаков «Проясняется

Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности.

Л. Лагорио «Кавказ» и П. Корин «АлександрНевский»

Формат в виде квадрата используется для создания уравновешенных, спокойных композиций.

Единственное стремление нашего исследования - указать направление сегодняшнего изучения проблем поэтического языка и указать на проблемы, которые наиболее срочно необходимы в настоящий момент. Десять лет назад звук речи поэта был самым ярким; из вопросов важности в основном наблюдались проблемы лексикологии и ее поэтического использования. В настоящее время вопросы значимости, даже при изучении самого звука, кажутся самой насущной проблемой взаимосвязи значения статики и динамики, и в этом контексте вопросы бессмысленного строительства.

Н. Рерих «Дозор» и С. Виноградов «Сад осенью»

Движение и покой. Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения на картине. Вот некоторые из этих средств.




Кроме того, начинает возникать возможность сравнительной теории искусства на основе семиологического; но то, что является общим для разных искусств, - это вопросы значения и конструкции, а не вопрос материальных субстратов, которые, подобно звуку поэзии, несут тот же смысл - они разные и совершенно несравнимые в разных искусствах.

Все перечисленные обстоятельства способствуют тому, что теория поэтического языка и поэтики в целом, особенно чешская, начинает ощущать проблемы построения смысла как наиболее актуальные. Окончательное преодоление формализма характерно для сегодняшнего состояния исследования поэтическому языку, как уже упоминалось выше. Откровение динамики смысла и его противоречие со значением статики приближаются к динамике психических событий. Теперь можно исследовать их взаимоотношения без опасности «психологии», которая угрожала, пока сам статический смысл не был задуман как пассивный компонент «формального» взаимодействия языковых символов.

а) мячик спокойно лежит на книге,

б) медленное движение мячика,

в) быстрое движение мячика,

г) мячик укатился

Мячик лежит на плоскости. Если немного наклонить плоскость, то мячик начинает скатываться. Чем больше наклон, тем быстрее скользит по плоскости мячик, особенно быстрым становится его движение у края. Если попытаться это изобразить, то в рисунке наклон плоскости является диагональю (наклонной линией) по отношению к его краям.

Сегодня стало очевидным, что имманентная инициатива важна; это не просто иллюзорное отражение реальности, а источник энергии, и поэтому нет необходимости бояться его конфронтации с другими жизненными силами человека. В этом, мы считаем, самым серьезным моментом современной теории поэтического языка.

Автор попытался интерпретировать сущность словесного выражения, определить его основные типы и проанализировать лексический материал, чтобы показать свои особенности и взаимные различия. В начале и в другом месте книги он подчеркивает намерение найти объективные синтаксические критерии для определения выразительности слова даже в синхронном взгляде на сегодняшнюю чешскую лексику. Материальная основа тезиса - полная выдержка выражений в «Словаре пособия», дополненном литературой современного искусства и непосредственным слушанием произносимых речей.

Если на картине используются одна или несколько наклонных линий, то изображение будет казаться более быстрым.

В. Серов «Похищение Европы»

Эффект движения можно создать, если оставить свободное место перед движущимся объектом.

Изучение Зима интересно и во многом по-настоящему поучительно; приносит теоретически серьезную интерпретацию термина лексическая выразительность и много новых отдельных предметов знания; впечатление широкой точки зрения автора по зарубежной литературе, даже то, что является надлежащим субъектом труда затрагивает лишь незначительно, и его способность воспользоваться его фрагментарным и часто лишь маргинальными наблюдениями всех важных для создания и собственных концепции оправдания.

Однако точное определение термина «экспрессия» не дает во введении; читатель познакомится с авторской концепцией постепенно, во время чтения своей работы. Концепция выразительным слово как фразы, основной язык бросается в глазах особенность системы языка и формальная и семантическая.

Н. Рерих «Заморские гости»

Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры предметов на заднем плане.

Е. Моисеенко «Вестники»

Ритм - это повтор, чередование каких-либо элементов (форм, линий, пятен) в определенном порядке.

Психологическая основа выразительной составляющей слова означает не только эмоциональность, но и свободные усилия пресс-секретаря в поисках нового, специального, нового, обновленного заявления. Таким образом, эмоциональный элемент может отсутствовать в выразительной составляющей вербального значения; Таким образом, выражение задается для каждого термина, в котором он очевидно, пресс-секретарь попытка намеренного эффективности, например. Чтобы понять феномен вербальной выразительности, необходимо противопоставить выражение выражения с соответствующим нейтральным выражением.

Ритм пятен можно встретить в природе.

Ягоды Водяные лилии Бабочки Рыбки Косяк рыб

Пеликаны

Средства выразительности композиции

Уравновешенность и соразмерность элементов композиции неразрывно свя­заны с понятиями пропорциональности и масштабности. Особую вырази­тельность композиции придают ритм, контраст и нюанс.

С таким определением выражения слова можно согласиться по существу. Особое внимание уделяется выразительному аспекту деминутов. Субъективная, как импульсивная, так и императивная, мыслит как «типичные выразительные члены» словарного запаса. С другими выразительно выраженными выражениями это связано с тем, что они часто имеют отклонения и особенности в голосовой памяти и что они являются либо проявлениями чувств, либо волей. Следует, однако, отметить, что эта «воля» - это не «свобода слова говорящего после нового, необычного, особого» выражения, а истинное отношение.

Пропорциональность и масштабность. Любой объект имеет определенную габаритную величину, определяемую размерами по двум осям, если этот объект плоский, и по трем осям, если он объемный. Эти размеры находятся в определенной пропорции. Про­порции объекта несут элемент выразительности. Куб имеет одинаковые размеры по высоте, длине и ширине, он выглядит устойчивым, статичным. Тонкий брусок, вытянутый в длину, имеет более выразительную динамич­ную форму. Если объект более сложный, он имеет свои внутренние про­порции. Отдельные части сопоставляются по отношению друг к другу и по отношению к целому. Пропорциональность - соразмерность целого и час­тей, они должны прослеживаться при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом. Это основное средство композиции. Ма­тематическую основу для наилучших пропорций искали Витрувий, Дюрер, да Винчи, Корбюзье.

Однако понятие выразительности распространяется на другую область, то есть на область выражения устного мнения говорящего. Только такое расширение термина выразительности позволяет нам включать императивные выражения межрасового выражения, потому что многие из них являются действительно чистыми выражениями воли без эмоциональной окраски. Однако это решение проблематично. Киприоты представляют всю категорию как очень разнообразную, не только семантически, но прежде всего функционально, синтаксически.

Для императивных повествований с точки зрения синтаксической характеристики они являются реальным предикатом свидетельства, который может быть далее развит как глагольный предикат, выраженный императивом. Эта вербализация иногда проявляется в морфологической форме: на! - Нейт!; ладить! - Спешите! и т.д. среди настоящих повествований и вербальных императивов естественно также семантическое родство: оба являются выражением устной речи говорящего.

Наиболее часто встречается пропорция золотого сечения.

Золотое сечение - гармоническое деление отрезка на две части таким обра­зом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку. Принципу золотого сечения в той или иной мере подчиняются почти все объекты живой природы. Впервые золотое сечение встречается еще в "Началах" Евклида (III в. до н. э.), а сам термин "золотое сечение" ввел в XV веке Леонардо да Винчи (рис. 3.39), до него, в эпоху Ренессанса, это соотношение называлось Sectio divina - божественная пропорция.

Однако, если этот знак является решающим для включения императивных интерполяций между выражениями, неотъемлемо выразительными, то, на наш взгляд, мы также должны быть задуманы без слов всех вербальных императивов. Кроме того, преодолены конкретные проблемы так называемых деиктических кипарисов. Он не занимается ими индивидуально, но его формулировки, похоже, идентифицируют их с императивами. Их функция в речи специфична: она зависит от того, что они только следуют за ситуацией, опосредуют контакт между докладчиком и адресатом речи.

Междометия от обязательного добавления существенно различаются синтаксический: предложение синтаксический не интегрировать либо как предикат, как и другой член предложения, стоит вне предложения, предложение имеет свой собственный характер. По их действию и синтаксическому характеру они настолько идентичны лексике, и поэтому мы должны также включать голоса в выразительные выражения.

Прямоугольник с соотношением сторон, равным 21:34 называют золотым прямоугольником, а его диагональ - "активной" диагональю.

Золотое сечение - признак структурного единства объектов природы, но в то же время оно неотделимо от объектов искусства. По пропорциям золото­го сечения строились египетские пирамиды, создавались скульптуры и предметы быта, ей подчиняются звуковые ряды в музыке.

С понятием пропорции связана масштабность.

Масштабность - соразмер­ность принятому эталону. В предметном мире людей эталоном является сам человек, ибо "Человек есть мера всех вещей".

Греки, для которых человек был эталоном и мерилом всего, строили свои храмы так, что их пропорции соответствовали пропорциям человеческого тела (рис. 3.40).

По словам Витрувия, "никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точно такого членения, как у хорошо сложенного человека. Желая сделать так, чтобы колонны были пригодны для поддержания тяжестей и выглядели пра­вильными и красивыми, они (греки) измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шес­тую его долю, применили это соотношение к колоннам. Таким образом, дорийская колонна стала воспроизводить в здании пропорции, крепость и красоту мужского тела".

Строгих, абсолютных, математически точных пропор­ций в искусстве, как правило, не бывает. Самый большой храм афинского Акрополя, Парфенон - воплощение строгости и гармонии. Но его архитек­торы учли также особенности человеческого зрения: колонны храма отстоят на разном расстоянии друг от друга (по углам теснее), угловые колонны чуть массивнее внутренних, и все они немного наклонены внутрь, к стенам здания, от чего и выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные час­ти сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. По сло­вам Ле Корбюзье, "Парфенон - это скульптура. В нем нет ни одной пря­мой линии" (рис. 3.41).

Масштабность - важное средство художественной выразительности. Она очень важна для композиции любого вида: фронтальной, объемной и осо­бенно пространственной.

Ритм. Ритм- закономерное чередование или изменение объектов, свойств, явле­ний во времени и пространстве. Это элемент самой жизни: ритмичны дыха­ние, ходьба, чередование дня и ночи. В графике ритм проявляется в повто­рах и созвучиях точек, линий, геометрических форм, пятен, объемов, различных текстур и цветов. Ритм создает напряжение дизайнерской работы и в то же время облегчает восприятие. Он связывает отдельные линии, плоскости, формы, настраивает движение глаз зрителя по изображению, помогает зрительно объединить группы объектов в единое целое.

Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и двигаться. Три-четыре повтора настраивают на ритм, создают эффект ожидания (рис. 3.43).

Ритм может быть явным (строение ветвей дерева, стоящие вдоль улицы до­ма, геометрический орнамент) или приглушенным, скрытым (горная цепь, складки одежды, повороты голов людей, стоящих группой).

Ритм определяет не только размерность, но и направление композиции. Ритмическое развитие может идти по горизонтали или по вертикали, по квадрату, кругу, реже - по овалу. Интересные результаты дает ритмическое движение по радиусам, по спирали, по сетке - решений множество (рис. CD-3.44).

Частный случай ритма - метр. Визуальный метрический ряд характеризуется тем, что отдельные части с одинаковыми или сходными признаками разме­щаются через равные интервалы. С помощью метра достигается строгость и уравновешенность. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее более чет­кой и ясной, но при большой протяженности формы метрический ряд может выглядеть монотонным. Примером метрического ряда служит линейный ор­намент из простых элементов.

· Наиболее характерные приемы построения ритма.

· Изменение величин, составляющих ряд (нарастающие и убывающие ря­ды). Ритм определяется изменением формы.

· Изменение интервалов между элементами (сужающиеся и расширяю­щиеся ряды). При этом ритм замедляется или ускоряется.

Ритму могут быть подчинены не только изменения формы, но и цвет, пла­стика или другие изобразительные свойства. Различные свойства могут ме­няться параллельно (например, одновременное возрастание величины и яр­кости элементов) или встречно (когда величина объектов возрастает, а яркость падает). При параллельном развитии различных свойств ритм ком­позиции подчеркнуто активный, стремительный, при встречном измене­нии - более сложный для восприятия.

Тождество метрических рядов может нарушаться нюансом или контрастом. Можно ввести контраст по форме, цвету, размеру. Пользоваться этими средствами нужно осторожно: слишком сильный контраст разрушает форму.

Ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься. Для остановки ритма можно использовать необычное решение элементов, близких к краю композиции.

Тождество, контраст, нюанс. Для того чтобы подчеркнуть характер произведения, усилить выразитель­ность, применяются такие средства, как тождество, контраст, нюанс.

Тождество - отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи, составляющие стену, бревна, из которых сло­жена изба. Тождественные элементы композиции часто создают множество, образуют фон. Как правило, тождественные элементы составляют метрический ряд (рис. 3.47).

Контраст - резкое различие элементов композиции - мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление линии и пятна, большого и маленького, темного и светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, вы­ражает энергию и силу произведения. Умение использовать контрасты - показатель художественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу же обращает на себя внимание и лучше запоминается; ис­пользование контрастных решений в интерьере офиса способствует пере­ключению внимания при рутинной работе; на контрастном фоне текст за­метнее. Контраст - проявление всеобщего диалектического закона единства и борьбы противоположностей, он подчеркивается не только формой, цве­том, текстурой, но и общей идеей, сюжетом.

Из контрастных форм можно создать единый образ, главное, чтобы зри­тельно не разрушалась общая композиция (рис. CD-3.48).

Важную роль в композиции играет нюанс, сущность которого составляет плавный переход характеристик. Нюанс - такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначитель­ные различия. При нюансе нет четко выраженных противоречий, он играет роль оттенка, помогая избежать монотонности.

Типы композиции

В начале главы мы рассмотрели виды композиции исходя из соотношения элемент-плоскость-пространство. Для создания грамотных произведений дизайна не менее важно знать формы и закономерности образного выраже­ния. Выделим типы композиций, отличающиеся используемыми образными средствами.

Сюжетно-изобразительная композиция. Сюжетно-изобразительная (повествовательная) композиция лежит в основе реалистических художественных произведений (живописных, скульптурных и т. д.). В ней участвуют "реальные" персонажи. Их отношения и действия взаимно обусловлены, у каждого своя роль. Противостояние объектов ком­позиции служит выявлению их сущности, качественных характеристик. Эти отношения типичны, они выделены, выхвачены из более общего содержа­ния, контекста. Произведение требует внимательного вдумчивого рассмот­рения, и, как правило, вызывает обобщение от частного к общему.

Пример сюжетно-изобразительной композиции - реалистичное произведе­ние станковой живописи. Его цель - рассказать зрителям о каком-либо явлении или событии и выразить отношение художника к этому событию (рис. CD-3.59). Такое произведение автономно, самодостаточно. Оно не должно зависеть от окружения, хотя интерьер, в котором висит картина, несомненно, влияет на восприятие.

Декоративно-тематическая композиция. Как правило, дизайнерам приходится создавать декоративные композиции. В этом случае, в тематической композиции сюжетный рассказ подчиняется декоративным целям, и это подчеркивает и глубже раскрывает смысл про­изведения. Такая композиция вписывается обычно в какие-либо архитек­турные формы или связывается с другими произведениями прикладного искусства, и, следовательно, само является частью другой, большей компо­зиции. Часто декоративно-тематические композиции используются в плакатах, в народном искусстве, в оформлении книг (обложки, экслибрисы), в ин­терьерах общественных зданий, офисов.

Для создания такого произведения нужно найти обобщенный образ. Он должен быть емким и лаконичным. Для этого, в первую очередь, нужно по­нять суть темы и выбрать главное, стержень композиции, отказаться от не­нужных подробностей. Художник сам определяет, какие качества предмета нужно выделить для более полного раскрытия темы. Например, в компози­ции на тему "Дерево" можно передать контур, геометрию дерева, можно изобразить одну ветку с листьями, а можно дать увеличенное изображение фактуры коры дерева с капелькой смолы. Решений множество, главное, чтобы изображение подчинялось декоративным целям.

Образ темы возникает на основе ассоциаций. Предположим, вы должны создать сюжетную композицию на тему "Море". Образов много: море спо­койное или бурное, остров или корабль, рыбацкая сеть или стая рыб, рако­вина или ветка коралла и т. д., каждый художник выберет близкое ему ре­шение. Определите стержень композиции, цветовую гамму; решите, будет ваша композиция статичной или динамичной, определите ритм, выберите формат композиции. Необходимо выполнить множество эскизов, а затем выбрать окончательный вариант (рис. 3.60).

Как правило, выбор материала, из которого создается композиция, и техника исполнения зависят от раскрываемой темы. В декоративно-прикладном искус­стве это может быть мозаика, роспись по шелку, кованые изделия из металла, плетение из нитей в технике гобелена и т. д. Например, сюжет "Деревня" может быть выражен в виде гобелена, сплетенного или сотканного из грубых нитей, или в виде панно из дерева, а для сюжета на темы Древнего Египта лучше выбрать технику фрески или росписи по ткани. Огромную смысловую и эмоциональную нагрузку в этом случае несут текстуры и фактура материалов.

Можно попробовать решить обратную задачу: создать декоративную компо­зицию на одну и ту же тему, выбрав различные материалы. Например, выра­зить образ "Солнце". В народном творчестве эта тема очень популярна. Солн­це - древний языческий образ дневного светила, символ жизни и плодородия. Это главный мотив и вологодского кружева (рис. CD-3.61, а) и металлических завершений ритуальных столбов в Литве (рис. CD-3.61, б), и многоцветной национальной таджикской росписи стен и потолков (рис. CD-3.61, в). У каждого народа и каждого мастера собственные приемы, рисунок, краски, но везде строго соблюдаются каноны многовеко­вой художественной традиции.

Композиция предметных форм . Композиция предметных форм - натюрморты - очень популярны в клас­сическом и современном искусстве. Натюрморт любили в Европе в XVII- XVIII веках, в наши дни многие новые художественные тенденции прояв­ляются в первую очередь в натюрмортах. Композиции из обыденных, каза­лось бы, вещей могут производить большое эмоциональное впечатление. Разнообразные формы, материалы, сама "жизнь вещей" вызывают ассоциа­ции и обобщения. Предметы, собранные вместе, влияют друг на друга, из­меняют друг друга, образуют ритмический строй, цветовой аккорд, общий силуэт. Изменяются и сами включенные в композицию вещи: стакан рядом с самоваром и стакан рядом с соленым огурцом несут разную смысловую нагрузку. В Голландии и Германии натюрморт называют "штильлебен" (Stilleben) - "тихая жизнь". Композиция образует новое смысловое про­странство, позволяет читать между строк. Это не перечисление предметов, а сумма отношений, целостность идеи.

Выбор изображаемых предметов и используемые композиционные приемы зависят от задачи, стоящей перед художником. Композиции предметных форм, выполненные настоящими художниками, очень выразительны, ино­гда они имеют глубокий философский смысл (рис. CD-3.62).

Обычные бытовые вещи, объединенные в композицию, приобретают сим­волический смысл, вызывают образные ассоциации. Объекты композиции могут быть изображены натуралистично (с передачей объема, свойств мате­риалов, тенями и перспективой) или условно графическим контуром и за­ливкой на плоскости, но в любом случае очень важна общая форма и ритм художественного произведения.

Декоративная композиция предметных форм широко используется в знаках, плакатах, рекламных материалах, в оформлении буклетов и книг. Как правило, это фронтальная композиция из плоских объектов, на которой отсутствуют пространственные связи, существующие в реальном мире (тени, перспекти­ва и т. д.), то есть, предметы сопоставляются на плоскости друг с другом и с фоном. Декоративное решение требует передачи характерных признаков объекта необходимых для создания образа. Решите, какие качества предме­тов Вы хотите подчеркнуть. Это может быть пластическая форма, интерес­ное цветовое решение или фактура материалов.

Как правило, работа над композицией начинается с карандашного набро­ска, даже если эта композиция будет создана с использованием фотографии и последующей компьютерной обработки. Большая часть необходимых снимков подбирается из архива дизайнера-фотографа, остальные могут быть сделаны с помощью фотоаппарата и отсканированы или сняты на цифро­вую камеру. Затем композиция "собирается" на компьютере.

Формальная композиция. Формальная композиция строится из линий и пятен, она выражает логику композиционного построения. Иногда такой тип композиции называют не­изобразительной. Это пространство художественных образов, не существую­щих в реальности, не имеющих рационально-практической значимости. В формальной композиции важен не сюжет, а исключительно законы и принципы ее собственного построения, пластические формы. Ее содержа­ние формально. Эмоциональное воздействие на зрителя оказывает художест­венная форма, цветовой и пластический строй произведения.

Элементы любого композиционного произведения - объект и пространст­во, но, в отличие от рассмотренных ранее типов, в формальной композиции используются не реально существующие предметы (предметные формы), а абстрактные объекты. Эти объекты могут возникнуть в результате предель­ного упрощения форм реальных предметов или быть созданы из геометри­ческих фигур, знаков алфавита.

Работа дизайнера-графика очень часто связана с созданием неизобразитель­ной композиции. Формальные композиции лежат в основе многих знаков, используются на упаковках и этикетках, в плакатах, в росписи посуды, гобе­ленах, при декорировании станций метро, торговых центров, театров и т. д.

Связи и отношения между элементами формальной композиции. Элементы, составляющие композицию, определенным образом взаимодей­ствуют между собой. Если элементы врезаются друг в друга, имеет место активное соединение, если примыкают - пассивное. В случае, если элемен­ты отстоят друг от друга, расстояние между ними должно быть таким, чтобы не нарушалась зрительная взаимосвязь и композиция не распадалась на от­дельные части.

В правильно составленной композиции между объектами существует связь, даже если они находятся на расстоянии друг от друга. Иными словами, элементы композиции связаны не механическими, а эмоциональными, об­разными связями. Эти связи образованы силовыми линиями и силовыми полями. Силовые поля обладают направленностью, интенсивностью и зо­ной действия.

Рассмотрим этот вопрос на примере формальной композиции, где элемен­тами являются точки, линии, пятна. Каждый элемент формальной компо­зиции имеет собственное силовое поле - область, лежащую вокруг. Это поле зависит от конфигурации, цвета, размера и т. п. Расположенные рядом элементы и их поля вступают во взаимодействие, создавая тем самым цело­стную группу, композицию. При изменении характеристик элементов изме­няются и их поля, и, следовательно, композиция в целом.

Отношение "элементы-пространство" в композиции. Композиция любого типа (сюжетная, тематическая, предметная, формаль­ная) должна отвечать требованиям визуальной целостности. Для этого необ­ходимо уметь грамотно строить отношения между элементами и пространст­вом. Эти отношения определяют внутреннюю структуру композиции и внешнее воздействие ее как единого целого. Открытость или закрытость композиции, направление силовых линий определяются соотношением элементов и пространства.

В композиционном отношении "элементы-пространство" возможны три принципиально различные подхода.

Доминанта элементов. В этом случае пространство в формальной компози­ции играет роль основы, плоскости, на которой ярко выделяется группа элементов. Совокупность элементов воспринимается автономно, как знак. Силовые линии направлены внутрь композиции, к компактной группе эле­ментов (рис. 3.73).

Доминанта пространства. В этом случае элементы композиции не сливают­ся в единое целое, а вступают в определенные "отношения", между ними прослеживается сложная взаимосвязь. Такое построение характерно для от­крытой композиции, которая воспринимается как часть целого, вызывает ощущение многомерности, пространственности. Формат листа - поле для развивающихся событий, оно обладает свойствами подвижности, текуче­сти (рис. 3.74). Такое построение характерно для многоэлементной сюжет­ной композиции.

Равнозначность, органическое единство элементов и пространства. При та­кой организации ни элементы, ни пространство не имеют собственной зна­чимости, они воспринимаются как равноправные элементы. Это классиче­ский принцип построения формальной композиции (рис. 3.75).

Статичная и динамичная формальная композиция. Статичный или динамичный характер сюжетной или декоративной компо­зиции передается в первую очередь ее содержанием. Характер беспредмет­ной, формальной композиции определяется взаимным расположением эле­ментов, соотношением элементов и пространства.

Для создания формальных композиций с ярко выраженным статичным или динамичным характером необходимо чувствовать интенсивность и направ­ленность силовых линий и полей, композиционную активность элементов. Поэтому, если Вы новичок в этом деле, попробуйте выполнить приведен­ные ниже упражнения, учитывая следующие рекомендации.

Для выражения динамики, движения используются:

· фигуры с острыми углами;

· свободное пространство перед "движущимся" объектом;

· направление по диагональным линиям.
Условия для выражения статики, покоя:

· отсутствие диагональных направлений;

· минимум свободного пространства;

· симметрия, уравновешенность;

· вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треуголь­ник, квадрат, овал).

Примеры статичной и динамичной композиции представлены на рисунках CD-3.79, CD-3.80.