Как проводится аттестация персонала в организации. Что такое аттестация персонала

Аттестация персонала организаций - основного звена управ­ления - процедура определения квалификации, уровня знаний, прак­тических навыков, деловых и личностных качеств работников, ка­чества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности. Целью проведения ат­тестации является рациональная расстановка кадров и их эффектив­ное использование.

Задачи аттестации:

· определить и оценить знания, умения и качества работника;

· высветить, оценить и развить сильные стороны работника;

· определить слабые стороны работника и вместе работать над их устранением;

· установить потребности обучения, потенциальные жалобы, проблемы дисциплины и перспективы выдвижения на ранней стадии;

· оценить нормальное состояние персонала.

Цели аттестации персонала

1.Административные: повышение перевод понижение прекращение трудового договора (Заполнение вакансии работниками, проявившими свои способности, удов­летворение стремления к успеху Приобретение работником нового опыта Если руководство считает, что прекращение трудового договора с работником нецелесообразно, учитывая его стаж и заслуги в прошлом Сокращение штатов)

2. Информационные (Информирование работников об их квалификации, каче­ства и результатов труда. Информирование о качественном составе персонала организации, степени загрузки работников и использовании их по специально­сти, совершенствовании стиля и метсдав управления персоналом организации)

3. Мотивационные (Вознаграждение благодарностью, зарплатой, повышением в должности ра­ботников. Изыскание резервов роста производительности труда. Заинтере­сованность работников в результатах своего труда и всей организации)

Этапы аттестации .

Аттестация проходит в четыре этапа : подготовительный этап, этап оценки сотрудника и его трудовой деятельности, этап проведения аттестации, этап принятия решения по ре­зультатам аттестации.

1. На подготовительном этапе издается приказ о проведении аттестации и утверждении состава аттестационной комиссии, разрабатывается положение об аттестации; составляется список сотрудников, подлежащих аттестации; подготавливаются отзы­вы-характеристики (оценочные листы) и аттестационные лис­ты на аттестуемых; информируется трудовой коллектив о сро­ках, целях, особенностях и порядке проведения аттестации.

Состав аттестационной комиссии утверждается руководителем организации по представлению начальника службы управления персоналом. Возглавляет аттестационную комиссию председатель (руководитель подразделения или организации). Заместителем председателя комиссии является заместитель руководителя по персоналу или начальник службы управления персоналом. Секретарем комиссии является ведущий работник службы управления персоналом. Члены аттестационной комиссии назначаются из числа сотрудников подразделений организации.


Подготовкой аттестационных листов занимается секретарь комиссии, а отзывами-характеристиками на аттестуемых - их непосредственные начальники. Подготовительный этап заканчивается за две недели до начала аттестации, чтобы члены комиссии смогли заранее ознакомиться с документами на аттестуемых.

2. На этапе оценки сотрудника и его трудовой деятельности и подразделениях, где работают аттестуемые, создаются экспертные группы. В их состав входят: непосредственный руководитель аттестуемого, вышестоящий руководитель, один-два специалиста этого подразделения, работник (работники) службы управления персоналом. Экспертная, группа по соответствующей ме­тодике осуществляет оценку показателей уровня знаний, умений, навыков, качества и результатов труда аттестуемого.

3. Этап проведения аттестации заключается в заседании аттес­тационной комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители; рассмотрении всех матери­алов, представленных на аттестацию; заслушивании аттестуе­мых и их руководителей; обсуждении материалов аттестации, высказывании приглашенных, формировании заключений и рекомендаций по аттестации работников.

Аттестационная комиссия с учетом обсуждений, в отсутствие аттестуемого, открытым голосованием дает одну из следующих оценок: соответствует занимаемой должности; соответствует за­нимаемой должности при условии улучшения работы, выполне­ния рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттес­тации через год; не соответствует занимаемой должности.

Оценка деятельности сотрудника, прошедшего аттестацию, и рекомендации комиссии заносятся в оценочный лист. Лист оценки деятельности и личностных качеств заполняется непос­редственным руководителем аттестуемого и представителем службы управление персоналом. Аттестуемый знакомится с со­держанием листа не позднее чем за две недели до аттестации.

При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии по уважительным причинам рекомендуется отложить. При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия провести аттестацию в его отсутствие. В этом случае на вопросы членов комиссии должен отвечать непосредственно руководитель аттестуемого.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист и сообщаются аттестуемому непосредственно после голосования. Заседание аттестационной комиссии оформляется протокол, подписываемым председателем и секретарем комиссии. Протокол заседания комиссии заполняется на всех аттестуемых, кот. были заслушаны в течение одного заседания.

4. На этапе принятия решений по результатам аттестации формулируется заключение с учетом:

Выводов и предложений, изложенных в отзыве руководителя аттестуемого;

Оценок деятельности аттестуемого, роста его квалификации;

Оценок деловых, личностных и иных качеств аттестуемого их соответствия требованиям рабочего места;

Мнений каждого члена комиссии, высказанных при обсуждении деятельности аттестуемого;

Сравнения материалов предыдущей аттестации с данными на момент аттестации и характера изменений данных;

Мнения самого аттестуемого о своей работе, о реализации своих потенциальных возможностей.

Руководитель организации с учетом рекомендаций аттеста­ционных комиссий в установленном порядке поощряет или на­казывает работников. В срок не более двух месяцев со дня аттеста­ции он может принять решение о переводе сотрудника, признан­ного по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности этого руководитель организации может в тот же срок в установ­ленном порядке расторгнуть с таким работником договор в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации. По исте­чении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.

Виды:

Различают четыре вида аттестации служащих (руководите­лей, специалистов и других служащих): очередная аттестация, аттестация по истечении испытательного срока, аттестация при продвижении по службе и аттестация при переводе в другое структурное подразделение.

1. Очередная аттестация является обязательной для всех и прово­дится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже одного раза в три года для специалистов и других служа­щих.

2. Аттестация по истечении испытательного срока проводится с целью выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адап­тации на новом рабочем месте.

3. Аттестация ори продвижении по службе должна выявить потенциальные возможности работника и уровня его профессиональной подготовки для занятия более вы­сокой должности с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей.

4. Аттестация при переводе в другое структурное подразделение проводится в тех случаях, когда происходит суще­ственное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и сроки ее проведения устанавливаются руководителем организации во всех подразделениях организации.

Практика и теория управления персоналом рассматривает аттестацию кадрового резерва и оценку персонала как механизмы, позволяющей повысить производительность труда и личную эффективность сотрудников. Это также позволяет сформировать сильную команду и улучшить организацию труда. Эффективная оценка и аттестация персонала, как правило, проводится комплексно и максимально учитывает все нюансы деятельности сотрудников.

Понятие и цели оценки и аттестации персонала

Специалист кадрового отдела должен четко различать понятия оценки и аттестации персонала. Первая процедура имеет неформальный характер и определяется политиками и процедурами компании, а вторая - регламентируется трудовым законодательством.

В процессе оценки руководитель видит, насколько сотрудник соответствует профессиональным ожиданиям и имеет потенциал к развитию. Многие компании используют процедуру оценки персонала в качестве метода развития работника, механизма формирования кадрового резерва и предоставления сотруднику обратной связи по вопросам его карьерного продвижения. На некоторые предприятия результаты оценки персонал могут быть напрямую связаны с системой материальной мотивации.

Деловая оценка персонала выявляет квалификацию, знания, компетенцию и результативность труда. Оценку выполняют на всех этапах управления коллективом с различной целью:

  • выбор кандидата на вакантную должность;
  • дополнительная проверка соответствия работника должности, степени адаптации в коллективе во время испытательного срока;
  • установление текущих знаний сотрудника о продукте компании, необходимости в его дальнейшем обучении, премировании за результаты труда;
  • готовность работника к переводу и выполнению других должностных обязанностей;
  • личностный потенциал персонала при создании резерва кадров;
  • увольнение - процедура определяет некомпетентность работника.

Сбалансированный результат оценки персонала во многом достигается за счет комплексного использования качественных и количественных методов оценивания при аттестационной процедуре.

Бесплатный каталог политик и процедур по оценки и аттестанции персонала

Аттестация как метод оценки персонала

Аттестация персонала - это структурированное кадровое мероприятие, в ходе которого руководство оценивает уровень развития трудовых, личностных и должностных соответствий работников. Формальные процедуры аттестации сотрудников преследуют следующие цели:

  • административные - для повышения, перевода, понижения или расторжения трудового договора;
  • информационные - определение качественного состава компании, загруженности работников, оценка качества методов управления руководства;
  • мотивационные - используются экономические поощрения и социальные гарантии, стимулируется динамика развития деятельности предприятия.

Основной критерий, по которому проводятся аттестационные процедуры - объективность оценки работника. Это позволяет привести трудовые ресурсы в соответствие со штатным расписанием и системой грейдов и разрядов, существующих на предприятии.

Цели аттестации

Аттестация кадров определяет готовность сотрудников выполнять должностные требования согласно трудовому договору, инструкции, квалификационному справочнику, тарифным разрядам отрасли. Главные цели аттестационных действий:

  • оценивание соответствия работника текущей должности, распределение по грейдам для пересмотра оплаты труда;
  • контроль уровня целей, которых достиг персонал по прошлой аттестации;
  • выбор методов, направленных на развитие сотрудника;
  • необходимость кадровых изменений - оклада, перевода, понижения или повышения.

Периодичность проведения аттестации устанавливается законом в соответствии со сферой деятельности лица. Процедура носит регулярный и внеочередной характер. Регулярная аттестация и оценка персонала проводится 1 раз в 3–5 лет, а внеочередная - как мера проверки качества деятельности госслужащих.

Процедура оценки и аттестации персонала

Аттестация персонала обязательна для государственных, производственных предприятий, образовательных учреждений. Процедура проводится поэтапно и включает следующие шаги:

  1. Подготовка. Разрабатывается проект и критерии оценки при аттестации персонала. Сотрудник отдела кадров подготавливает презентацию руководителю с подробным обоснованием необходимости аттестационных действий.
  2. Приведение методов и правил в единый формат. Подготавливается пакет сопроводительной документации. Он позволяет руководителю использовать эффективные методы оценивания работников.
  3. Локализация нормативов. Каждая компания разрабатывает внутрикорпоративные положения об аттестации. В них обозначаются периодичность, технологии, порядок и подразделения. Формализация позволяет учитывать все нюансы проведения аттестаций.
  4. Тестирование предложенной процедуры. Проверяются и дорабатываются разделы выбранных методов.
  5. Консультационная работа. Ее выполняют компетентные специалисты отдела управления за 14 дней до процедуры. Сотрудникам озвучиваются критерии оценивания, необходимые вопросы для подготовки.
  6. Аттестация. Процесс проведения аттестации предусматривает использование выбранных правил и методик оценивания.
  7. Итоговые работы. Руководителем компании выносятся на обсуждение результаты, предоставленные аттестационной комиссией.
  8. В конце аттестации результаты оценки доводятся до сведения сотрудников.

Эффективность организации аттестации зависит от информированности сотрудников, упорядоченности процедуры, квалификации аттестационной комиссии, задействованных в ней принципов и кадровых политик.

Оценка результатов аттестации персонала

Результат оценивания - аттестационный лист, который выдается на руки работнику по завершении процедуры. В документе указывается по каким критериям проводилась оценка труда, результаты аттестации и последующие за мероприятием шаги.

Критерии оценивания

Решение выбора критериев остается на усмотрение компании или определяется нормативами, разработанных для данной отрасли. Чаще всего отдел управления персоналом останавливается на следующих факторах:

  • количество труда - объем, интенсивность, результативность, использование рабочего времени;
  • качество труда - определяется количество ошибок в данной сфере, проверяется соответствие продукции и услуг принятым международным и государственным стандартам качества;
  • отношение к работе - сотрудника оценивают по показателям инициативности, устойчивости к стрессовым ситуациям и скорости адаптации;
  • тщательность организации трудового процесса - проверяется рабочее место, расход материалов, контролируется уровень материальных затрат;
  • готовность к трудовому взаимодействию - рассматривает участие сотрудника в совместной деятельности, его место в коллективе и реакцию на замечания относительно трудового процесса.

Оценка предусматривает локальное составление шкалы по критериям количества, качества труда, отношения к должностным обязанностям.

Принципы оценивания

Методы оценивания качества работы персонала не имеют должной эффективности без соблюдения 6 ключевых принципов.

  1. Объективность. Кадровая служба принимает во внимание достоверную информацию и документальные показатели деятельности работника. Ориентируются на стаж труда, должность, динамику результатов.
  2. Гласность. Персонал в обязательном порядке ознакамливается с методами оценки и результатами аттестации.
  3. Оперативность. Аттестационные работы проводятся своевременно, в оговоренные сроки.
  4. Демократичность. В состав аттестационной комисси должны входить представители различный подразделений компании. Решения по результатам аттестации должны приниматься коллегиально с учетом всех позиций и мнений.
  5. Единство критериев оценивания для одинаковых групп персонала.
  6. Результативности. Корреляционным мерам по результатам аттестации должны приниматься оперативно.

Возможности результатов оценивания

Результаты профессиональной аттестации позволяют руководителю оценить уровень компетенции своих человеческих ресурсов. Итоги аттестации могут помочь менеджменту:

  • усовершенствовать расстановку кадров путем выбора сотрудников, подходящих для конкретной должности;
  • улучшить служебно-квалификационное движение персонала;
  • определить направления повышения квалификации работников;
  • стимулировать организацию труда за счет обеспечения привязки заработной платы к результатам;
  • сформировать систему мотивации труда.

Оценка эффективности аттестации персонала

Эффективность аттестации как метода оценки персонала может отслеживаться по нескольким показателям:

  • процент сотрудников, которые соответствует квалификационным требования
  • количество должностных передвижений, которое было инициировано по результатом оценки персонала
  • процент сотрудников с низкими результатами аттестации, в отношении которых приняты корректирующие меры
  • обратная связь от работников по вопросу того, как была организован процесс аттестации и коммуникации результатов оценки.
  • количество нареканий и жалоб со стороны сотрудников на нарушения законодательства или объективности в ходе организации аттестации.

Уровни оценивания

Аттестационная оценка работника предоставляется по объему исследования, имеет несколько уровней.

  1. Профессиональная оценка деятельности персонала. Основной метод проведения - анкетирование 1 раз в 7 дней или обсуждение с руководителем результатов труда. Принимается решение о сильных и слабовыраженных профессиональных качествах.
  2. Периодическое оценивание выполнения должностных обязанностей. Оценка методом анкетирования, обсуждения, интервью проводится 1 раз в 6 месяцев или 1 раз в год. Результат - выбор перспективы деятельности и совместное планирование корпоративных целей.
  3. Оценка потенциала работника. Разовое или перманентное тестирование необходимо для кадрового прогнозирования, управления карьерным ростом.

Комплексная аттестация и оценивание сотрудников должны в первую очередь служить задачам развитие персонала в соответствии с целями компании.

Совершенствование оценки и аттестации персонала

Совершенствование управления оценкой и аттестационными процессами заключается в использовании новых методов оценки:

  • автоматизация процесса аттестации, когда большую часть работы сотрудник, руководитель и аттестационная комиссия может сделать он -лайн, без заполнения огромного количество форм и документов;
  • широкое внедрение методов самооценки и оценки сотрудников на уровне коллег ;
  • использование возможностей искусственного интеллекта и Большых данных (Big Data) для повышения точности и объективности результатов оценки.

Интересные материалы на эту тему оценки персонала:

Владимир Старков Пока компании изобретают новые способы удержания ценных кадров, технологический прогресс меняет мышление самих соискателей. В результате традиционные принципы трудовых отношений - иерархия, постоянство, регламенты, вовлеченность - размываются Развитие...

Виталий Несис Есть такое устойчивое выражение: «Необходимость - мать всех изобретений». Оно вполне применимо и к нашему бизнесу. Polymetal создал в 1998 году мой брат Александр Несис. Компания задумывалась как технократическая, то есть к решению проблем мы подходим,...

Очередное десятилетие подходит к концу. Каких изменений нам ожидать в методиках управления эффективностью и оценках результатов деятельности персонала? Одной из основных современных тенденций в сфере управления производительностью становится смещение центра внимания...

Объективная оценка офисного персонала является важным инструментом в руках руководства коллективом и для стимулирования сотрудников и тем самым для развития бизнеса. Данная статья приводит различные способы и дает анализ эффективности методов оценки персонала....

Часто сотрудники, уволенные по итогам аттестации, восстанавливаются на работе через суд. Как правильно провести аттестацию работников, чтобы этого не допустить, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Аттестация работников – это оценка соответствия профессионального уровня персонала занимаемым должностям. По смыслу закона эта процедура должна обеспечить замещение должностей компетентными сотрудниками. Но персонал настороженно относится к такой оценке, так как боится увольнений, понижения в должности и снижения зарплат. Кроме того, часто работодатели забывают урегулировать различные аспекты этой процедуры, поэтому большинство споров, связанных с аттестацией, выигрывают сотрудники.

Узнайте подробнее об особенностях аттестации персонала .

Обратите внимание: аттестация работников не связана с аттестацией рабочих мест. Последняя проводилась в рамках оценки условий труда и аттестации рабочих мест. В настоящее время аттестацию рабочих мест на предприятии заменили спецоценкой условий труда.

Скачайте документы по теме:

Порядок подготовки к аттестации работников

Проведение аттестации работников в компаниях частного сектора не регулируется действующим законодательством. Есть только статья в Трудовом кодексе, которая разрешает уволить сотрудника из-за ненадлежащей квалификации, подтвержденной в ходе аттестации.

Порядок проведения аттестации работников работодатель вправе установить самостоятельно. Это можно сделать в локальном нормативном акте, например, в Положении об аттестации. Его принимают с учетом мнения профсоюза, если он создан в компании.

Обязательные сведения, которые должны быть в Положении об аттестации:

  1. каковы задачи и цели аттестации;
  2. с какой периодичностью организуется проведение аттестации работников;
  3. в каком порядке формируется аттестационная комиссия;
  4. какова процедура подготовки и проведения аттестации;
  5. какие решения вправе принимать аттестационная комиссия и в каком порядке;
  6. как оформляются результаты аттестации.

Обратите внимание! Компания самостоятельно определяет периодичность проведения аттестации. Это связано с производственными условиями. Для отдельных категорий сотрудников периодичность может быть различной. Например, в Положении можно прописать, что руководители (заместители гендиректора, начальники департаментов, управлений, отделов) подлежат аттестации один раз в два года, остальные – один раз в три года.

Положение об аттестации утверждают грифом или вводят в действие приказом руководителя организации. До начала аттестации сотрудников необходимо ознакомить с локальным актом под роспись. Новых сотрудников знакомят с положением до подписания трудового договора (ч. третья ст. 68 ТК РФ).

Подготовка документов на аттестуемых

До начала аттестации, к примеру, за две недели до нее, на работников, подлежащих оценке, в аттестационную комиссию представляют отзывы. Они могут быть оформлены в виде представления. В отзыве (представлении) непосредственный руководитель пишет, как сотрудник исполнял свои должностные обязанности за аттестационный период. Отзыв обычно содержит следующие сведения:

фамилия, имя, отчество работника;

название должности, которую он занимает на момент аттестации, и день, когда его назначили на эту должность;

перечень выполняемых сотрудником должностных обязанностей;

обоснованную оценку деловых качеств специалиста и результатов его труда за аттестационный период (прилагаются отчеты о выполняемой работе или сведения о невыполненных поручениях – при наличии).

Одновременно с отзывами отдел кадров представляет в аттестационную комиссию копии документов об образовании, о повышении квалификации, должностные инструкции , выписки из трудовой книжки и другие необходимые для оценки сотрудника документы. С представленными материалами каждый аттестуемый сотрудник также должен быть ознакомлен заблаговременно (например, за неделю до аттестации). Так он сможет представить на рассмотрение дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за указанный период, которые, как он считает, могут повлиять на результаты аттестации. Если сотрудника не ознакомить с отзывом и иными документами, он может заявить о нарушении процедуры аттестации.

Важно: закон предусматривает обязательное проведение аттестации работников отдельных категорий: госслужащих (ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), педагогов (ч. десятая ст. 332 ТК РФ) и так далее. В данном случае процедуру устанавливают соответствующие законодательные акты.

Ответы на семь популярных вопросов о проведении аттестации читайте

Аттестация работников: порядок проведения

После того как необходимая подготовительная работа будет выполнена, компания приступает непосредственно к процедуре аттестации. Ее проводят на заседании аттестационной комиссии в присутствии аттестуемого.


Скачать в.doc


Скачать в.doc

По результатам проведения аттестации работников по каждому аттестуемому принимают решение. Оно может быть и не связано с увольнением. Например, сотрудник остается в прежней должности или ему предлагают повышение. Кроме того, работника могут аттестовать, но под условием. Например, указывают формулировку «соответствует при условии повышения квалификации» или «соответствует занимаемой должности (или выполняемой работе) при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии с повторной аттестацией через год». В аттестационном листе члены комиссии могут написать свои рекомендации сотруднику.

Как подвести итоги аттестации работников

После того как аттестация сотрудников завершится, все материалы необходимо передать генеральному директору. Последний в установленный Положением срок должен принять по ее итогам соответствующие решения. Например:

оставить работника на прежней работе,

предложить работнику другую работу,

направить на повышение квалификации,

Порядок проведения аттестации работников предполагает, что кадровая служба решение комиссии отражает в личной карточке по форме № Т-2 - вносит запись в раздел IV «Аттестация».

Как оформить увольнение по итогам аттестации

Если сотрудника из-за недостаточной квалификации решением аттестационной комиссии признали несоответствующим занимаемой должности (или выполняемой работе) работодатель вправе уволить его. Основанием будет пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса.

Важно! Увольнение по результатам аттестации происходит по инициативе работодателя. Поэтому нельзя уволить сотрудника, пока он находится в отпуске или на больничном.

До того как уволить, работодатель должен сначала предложить работнику имеющиеся вакансии. Это как свободные должности, которые соответствуюют квалификации сотрудника, так и вакантные нижестоящие позиции или нижеоплачиваемая работа. Главное, чтобы сотрудник мог выполнять работу с учетом его состояния здоровья (ч. третья ст. 81 ТК РФ). Уведомление о наличии вакансий или их отсутствии безопаснее оформлять в письменной форме.

  • с сотрудникам производят окончательный расчет, в том числе выплачивают компенсацию за неиспользованный отпуск.
  • Обратите внимание! Запись о причине увольнения внесите в трудовую книжку в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса. Заверьте запись печатью организации и двумя подписями: лица, ответственного за ведение трудовых книжек в организации, и сотрудника. Когда будете выдавать работнику трудовую книжку, попросите его расписаться в личной карточке и книге учета движения трудовых книжек.

    Запрещается увольнять в связи с неудовлетворительным результатом аттестации следующих работников (ч. первая, четвертая ст. 261, ст. 264 ТК РФ):

    беременную;

    женщину с ребенком до трех лет;

    одинокую мать, воспитывающую ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другого сотрудника, воспитывающего без матери ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет);

    родителя (опекуна, попечителя), который является единственным кормильцем ребенка до трех лет в семье с тремя и более детьми до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, если другой родитель не работает.

    Таким образом, аттестация сотрудников проводится в целях их оценки на соответствие занимаемым должностям или выполняемой работе. По ее итогам могут быть приняты различные кадровые решения: от повышения сотрудника в должности до его увольнения. В любом случае важно соблюдать процедуру, чтобы не оказаться в суде.

    Аттестация работников - процедура, которая помогает руководству организации быстро и эффективно определить, имеют ли сотрудники знания и навыки, которые им необходимы для ведения успешной трудовой деятельности на своем рабочем месте. Она дает возможность выявить, кто из трудящихся в компании соответствует занимаемой должности, а кто нет.

    Для чего она нужна

    Требования, которым должен удовлетворять сотрудник фирмы, указаны в трудовом договоре, заключенном между ним и работодателем, а также в другой документации, такой как локально действующие нормы или квалификационные справочники. Когда в компании трудится немного людей, руководителю не нужна аттестация работников для того, чтобы разобраться, кто из них всегда вовремя и качественно выполняет возложенные на него обязанности и может претендовать на поощрение, а кто трудится неэффективно и не достигает поставленных администрацией целей.

    Но если в фирме много сотрудников, то отслеживать результаты деятельности каждого из них становится сложно. В обязательном порядке аттестация на соответствие занимаемой должности проводится только для госслужащих и трудящихся в некоторых бюджетных организациях. Для работников других сфер эта процедура проводится, только если это посчитает нужным руководитель.

    По итогам аттестационных мероприятий разрешается повышать сотрудников или увеличивать размер их зарплаты в случае успешного ее прохождения. Но возможно и увольнения работника, показавшего плохую подготовку к трудовой деятельности. Чтобы такое решение нельзя было оспорить, специалисты рекомендуют включить во внутреннюю документацию организации те же нормы, что указаны и в государственных нормативных документах о проведении аттестации. В таком случае итоги мероприятия нельзя будет оспорить как полученные в результате проведенной по дискриминационным нормам процедуры.

    Аттестация рабочих не проводится большей частью работодателей РФ. Они считают, что это мероприятие требует больших трудовых затрат и сложно в реализации. А даже если процедура и проводится, то обычно она имеет только формальный характер, в связи с чем ее результаты не имеют значимости. Однако если организовать указанное мероприятие должным образом, то оно не только покажет реальное положение дел, но и поможет:

    • руководителю фирмы оптимизировать трудовую деятельность сотрудников, т. к. станет понятно, каков реальный уровень квалификации отдельных трудящихся лиц и всего рабочего коллектива. Это даст возможность дополнительно простимулировать работников, которые в этом нуждаются, повысить квалификацию некоторых трудящихся, выполнить увольнение неэффективных сотрудников (п. 3. ст. 81 ТК), не имеющих требующихся для эффективного труда навыков и/или знаний и освободить рабочие места для более квалифицированных специалистов;
    • сотруднику доказать руководству компании, что он - ценный специалист, имеющий все знания и навыки, необходимые для эффективного труда на своем рабочем месте, т. е. зарекомендовать себя как профессионал, а возможно, даже получить повышение.

    Работодатель сможет более объективно присваивать работникам категории и определять, как должен оплачиваться труд конкретного человека.

    Как организуется проверка профессионального уровня персонала

    Основные цели, преследуемые руководителем фирмы, решившим, что должна быть проведена аттестация рабочих:
    • создание высококвалифицированного рабочего коллектива, показывающего хорошие результаты трудовой деятельности;
    • выявление сотрудников, знания и навыки которых не соответствуют рабочему месту, на котором они трудятся;
    • стимулирование трудящихся повышать свой квалификационный уровень;
    • возможность объективно и аргументированно повышать и понижать сотрудников в должности;
    • выявление работников, для которых повышение квалификации нужно организовать как можно скорее.

    Чтобы провести аттестационные мероприятия по закону, руководитель фирмы должен предварительно издать положение об аттестации работников, содержащее следующие сведения:

    • информацию о том, какие лица входят в состав комиссии и как она будет сформирована;
    • перечень групп сотрудников, которые должны пройти аттестацию и перечень работников, для которых проводить это мероприятие не требуется;
    • критерии, по которым будут оцениваться трудящиеся в компании лица;
    • список решений, выносящихся по результатам аттестации, и по какому принципу это делается;
    • другую информацию, которая может помочь более качественно провести аттестацию;
    • порядок проведения аттестации работников, в каком виде она будет осуществляться, а также в течение какого периода.

    Локальная документация должна иметь понятные и прозрачные указания относительно того, как должна оцениваться квалификация сотрудника. С ней, оставив свою подпись, должны ознакомиться все работники, в отношении которых будет проводиться процедура. Если в дальнейшем ее результаты будут оспорены, руководитель организации должен иметь доказательства того факта, что трудящийся был заранее уведомлен о способах оценивания его труда и о том, что по итогам мероприятия руководитель имел полное право уволить показавших плохие результаты сотрудников.

    Важно, чтобы сотрудник ознакомился не только с приказом, свидетельствующим о запланированной процедуре, но и с документом, содержащим подробное разъяснение того, как именно будет проводиться аттестационное мероприятие. После этого руководитель должен утвердить график, согласно которому будет проходить аттестация работников. С ним, расписавшись, должны ознакомиться все лица, которых коснется процедура. Сделать это они должны не позднее, чем за 30 дней до начала мероприятия.

    В этой бумаге должен быть указан точный день и время проведения процедуры, а также срок, в течение которого сотрудникам следует предоставить комиссии требующуюся документацию. Если это требование не будет соблюдено, то вся процедура может быть признана не удовлетворяющей требованиям закона.

    Специалисты рекомендуют фиксировать обязанность сотрудника по приказу работодателя проходить аттестационные мероприятия в трудовом договоре. Тогда за отказ трудящегося в прохождении аттестации его можно будет привлечь к ответственности, т. к. он нарушил нормы заключенного соглашения.

    Кто не должен проходить аттестацию

    Согласно рекомендациям специалистов, аттестационные мероприятия не следует проводить чаще чем раз в 3 года. Ведь на их подготовку и организацию уходит много времени и сил, а сотрудники организации в период выполнения процедуры могут быть очень напряжены в моральном плане. Так, законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (ст. 48) установлено, что для госслужащих аттестационные мероприятия проводятся с указанной выше частотой, поэтому руководитель фирмы может взять этот срок за основу.

    Конечно же, может проводиться внеплановая переаттестация в особых ситуациях, предусмотренных локальной документацией компании. Работодатель должен учитывать, что аттестационная процедура не может проводиться для некоторых категорий трудящихся, а именно:

    • граждан, которым исполнилось 60 или больше лет;
    • девушек, вынашивающих ребенка;
    • сотрудников, трудящихся на нынешнем рабочем месте меньше 12 месяцев;
    • девушек, взявших отпуск в связи с вынашиванием ребенка или уходом за ним (это возможно до того момента, пока сыну или дочери сотрудницы не исполнится 3 года).

    Кто может входить в состав комиссии, аттестующей работников? Обычно она возглавляется одним из руководителей фирмы или его замом, а помогают ему в проведении аттестации лица, руководящие отдельными подразделениями компании. Рекомендуется, чтобы комиссия состоял минимум из 3 лиц. При этом всего их может быть неограниченное число. Одним из ее членов должен быть представитель профсоюза (ст. 82 ТК), если этот орган вообще существует в компании.


    Если в компании есть много направлений деятельности или какие-либо подразделения работают отдельно, то разрешается формирование нескольких комиссий, обозначив в документации порядок осуществления аттестационных мероприятий для каждой из них. Когда проходит аттестация, на каждого трудящегося его руководитель пишет характеристику. В этом документе отображается качество труда сотрудника, определяемое по каким-либо критериям. К примеру, таковыми могут быть:

    • уровень знаний и навыков, относящихся к специальности работника;
    • деловые качества: возможность без сторонней помощи решать сложные вопросы или организовывать свою и чужую деятельность и прочее;
    • показатели результатов трудовой деятельности за последнее время;
    • и другое.

    С этой бумагой (после ее составления) трудящегося должны ознакомить под распись.

    Методика проведения

    На усмотрение работодателя специалистами предлагаются разные способы проведения аттестационных мероприятий.

    1. Собеседование с трудящимся без письменных заданий. Самый простой метод. Для его реализации проводится устная беседа с сотрудником, позволяющая в результате разговора выяснить, может ли человек эффективно трудиться и решать возникающие проблемы, как он относится к труду и т. д. Это должно происходить в спокойной обстановке, чтобы человек не испытывал стресс и мог адекватно высказывать свою точку зрения на задаваемые вопросы. Во время беседы руководитель организации или другие лица уточняют важные для комиссии сведения, предлагают сотруднику самостоятельно оценить итоги своего труда и объяснить, считает ли он их максимально результативными. А если нет, то что руководство фирмы может сделать для исправления ситуации. Принуждать трудящегося отвечать на вопросы, которые кажутся ему сложными, не следует. Главное - выяснить квалификационный уровень сотрудника и понять, существуют ли причины, мешающие ему эффективно трудиться на занимаемом рабочем месте.
    2. Предоставление работнику письменных заданий, вопросов или тестов. Более сложный в реализации метод, но при этом результативный и объективный, т. к. все трудящиеся находятся в равных условиях, и уровень профподготовки каждого из них будет выявлен максимально точно. Бланк с тестами или список вопросов должен подготавливать человек, обладающий достаточными для этого знаниями. Работники должны заранее знать, какое количество правильных ответов потребуется набрать, чтобы результат считался положительным. Вопросы, встречающиеся в форме для тестирования, должны соответствовать занимаемому аттестуемым рабочему месту.


    Все сведения, которые выясняются в ходе проведения аттестации, должны записываться в специальном протоколе, который будет храниться не меньше 15 лет, а в некоторых организациях - без ограничения срока. Если информация, которую руководитель получает от сотрудника во время проведения аттестационных мероприятий, неполная или неверная, то следует документально закрепить этот факт, указав, какие именно претензии предъявляются к предоставившему ее трудящемуся.

    Чтобы весь комплекс рассматриваемых мероприятий был проведен максимально эффективно и объективно, рекомендуется соблюдать правила:

    • неизменность порядка проведения аттестационных мероприятий. Сроки, условия и другие важные нюансы процедуры не должны быть изменены после того, как все участвующие в ней лица ознакомились с ними. К отдельным сотрудникам не должны выдвигаться дополнительные или индивидуальные требования. Все аттестуемые должны находиться в максимально равных условиях и отвечать на стандартизированные вопросы, хоть при устном собеседовании, хоть при письменном тестировании;
    • в составе комиссии должны присутствовать опытные специалисты. Не следует включать в нее как можно больше представителей руководящего состава. Лучше, если это будут опытные специалисты, которые хорошо знают свою специальность и заслужили положительную репутацию как люди, непредвзято относящиеся к происходящему и коллегам;
    • ответственность за нарушение порядка проведения аттестационных процедур. Т. к. неправильное выполнение членом комиссии обязанностей по объективной оценке навыков и знаний других сотрудников организации может повлечь вынесение в их отношении неправильного решения, в крайних случаях влекущего за собой увольнение работника, за нарушения должна предусматриваться дисциплинарная ответственность, прописанная в локальной документации организации.

    Чем лучше будет организована аттестация рабочих и служащих компании, тем большую эффективность она покажет. В отношении прошедшего аттестационную процедуру специалиста должно быть вынесено четкое и ясное решение. Ниже - перечень возможных вердиктов.

    Категория: Трудовое право
    Дата: 25.05.2017
    1. Навыки и знания сотрудника соответствуют занимаемому им рабочему месту, поэтому он может и дальше и успешно трудиться в компании.
    2. Квалификация сотрудника недостаточна для того, чтобы эффективно трудиться на занимаемом рабочем месте.
    3. Сотрудник имеет все необходимые навыки для продолжения эффективной трудовой деятельности и рекомендуется к повышению/включению в резерв лиц, которые будут повышены при освобождении соответствующего рабочего места.

    Цель аттестации персонала - повышение эффективности использования кадрового потенциала организации; по ее результатам принимается решение о сохранении или изме­нении аттестуемому должности или системы мотивации его труда, необходимости дополнительной подготовки.

    Аттестация является важным этапом заключительной оценки персонала за период времени.

    Аттестация - это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности.

    Существуют специальные требования к аттестации, например создание аттестационной комиссии. По результатам аттестации выносится решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Основная задача аттестации персонала - это оценить соответствие уровня труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Она проводится для того, чтобы на ее основе принять верное кадровое решение о поощрении (наказании), перемещении или обучении сотрудников.

    Аттестация персонала может быть нацелена на:

    1. Принятие решений, связанных с изменением компенсационного пакета, имеющих конкретные материальные последствия для работников:

    Изменение заработной платы;

    Изменение системы поощрения (наказания);

    2. Принятие решений, связанных с развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации):

    Информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма;

    Развитие карьеры;

    Личное развитие;

    3. Принятие решений, связанных с оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем. При этом в ходе аттестации работника оцениваются:

    Достижение результатов;

    Потребность в обучении;

    Улучшение деятельности.

    Подготовка и проведение аттестации.

    Аттестация должна проводится планомерно. Различают:

    Регулярная основная, развернутая (раз в 3-5 лет);

    Регулярная промежуточная, ориентированная на оценку итогов текущей работы (для руководителей и специалистов 1 раз в год, а для некоторых категорий 2 раза в год и чаще);

    Нерегулярная, вызванная чрезвычайными обстоятельствами (неожиданная вакансия, при введении новых условий оплаты труда).

    После того как определена цель проведения аттестации и принято решение о ее проведении необходимо:

    Подготовить Положение об аттестации.

    Ознакомить заранее всех сотрудников с целями, датой и методом аттестации. Составить план аттестации (подготовка, проведение, анализ результатов).

    Процесс аттестации кадров можно разделить на четыре основных этапа:

    1. Подготовительный этап: подготовка приказа о проведении аттестации, утверждение аттестационной комиссии, подготовка и размножение документации, информирование трудо­вого коллектива о сроках и особенностях аттестации.

    2. Формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение: директор по персоналу (председатель), начальник отдела кадров (зам.председателя), руководитель подразделения, где проходит аттестация (член), юристконсульт (член), социальный психолог (член).

    3. Основной этап: организация работы аттестационной комиссии по подразделениям предприятия, оценка индивидуальных вкладов работников, заполнение анкет, компьютерная обработка результатов.

    4. Заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.

    От аттестации освобождаются руководители и специалисты, проработавшие в данной должности менее года, беременные женщины, женщины, имеющие ребенка до года и др.

    График проведения аттестации доводится до работников не менее чем за один месяц до начала аттестации, а документы в комиссию должны представляться не менее чем за две недели аттестации. Это чаще всего аттестационный лист и отзыв-характеристика.

    Аттестационный лист содержит объективную информацию о работнике: образование, стаж работы по специальности на предприятии, в должности и т.д.

    Отзыв-характеристика отражает обобщенные результаты оценки деятельности работника, анкетного опроса о поведении работника в коллективе, оценка работника руководителем. Аттестационная комиссия рассматривает представленные ей документы, заслушивает сообщение о работнике, о достигнутых успехах и недостатках, результатах текущих оценок.

    Работника знакомят с решением комиссии, указывая на сильные и слабые стороны его работы. Комиссия может дать рекомендации в отношении его продвижения (профессиональном росте) или о необходимости повышения квалификации.

    Заседание аттестационной комиссии протоколируется. Материалы аттестации передаются руководителю предприятия для принятия решения.

    Эффективность аттестации возрастает, если с ней связаны определенные последствия: поощрение, перевод на более высокую должность, увольнение и др. Поэтому по итогам аттестации издается приказ, которым утверждаются ее результаты, решения об изменениях в расстановке кадров, о должностных окладах, зачислении перспективных работников в резерв на повышение, поощряются положительно аттестованные работники и т.д.

    Результаты аттестации обсуждаются на производственных собраниях, совещаниях совместно с профсоюзной организацией, анализируются итоги аттестации, соблюдение порядка и условий ее проведения, принимаются решения по устранению выявленных недостатков.