Как составить план будущего выступления. Как составить план речи План публичного выступления

Билет № 31

План и композиция ораторской речи

Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке, однако их можно компоновать по-разному, в зависимости от того, каково расположение речи, т.е. в зависимости от объема речи и выводов по содержанию. Эти восемь форм древнегреческие риторики называли частями речи.

Части речи - это крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания. Вот их классическая последовательность: обращение, называние темы, повествование, описание, доказатель­ство, опровержение, воззвание, заключение.

Первая часть речи - обращение . Это аргумент от личности говорящего. Здесь убеждает сам образ оратора. Но образ оратора дей­ствует через обращенную к аудитории речь.

Непосредственная задача обращения - расположить аудиторию к оратору. Поэтому в обращении оратор представляет себя как чело­века определенного духовного склада и общественного положения, прямо или косвенно призывает выслушать речь, показывая свою ос­ведомленность в нуждах, настроении и образе мыслей аудитории.

Сила обращения в том, что по правилам ведения речи всякий говорящий должен быть выслушан. Следует прервать любое занятие и выслушать того, кто обращается к вам.

Обращение создает и развивает фактическую функцию речи. Оно непосредственно связано с эмоцией любви. Поэтому в обращении важ­но быть обильным в словах, уметь отозваться о своей аудитории с по­хвалой, как прямой, так и косвенной, можно прибегать к отступлениям. В обращении нельзя быть скучным, сердить публику или показывать пренебрежение к ней, кроме исключительных случаев.

Иногда можно опустить обращение, если аудитория уже распо­ложена слушать.

Вторая часть речи - называние , или обозначение темы. Это тоже важный риторический аргумент. Само название темы и ее объяс­нение составляют смысловой центр аргументации. Бывает, что, выс­лушав только одно название, публика не хочет слушать дальше или, наоборот, уже согласна с оратором.

Название темы - необходимая часть композиции любой лекции. Этой частью после обращения или значимого пропуска обращения открывается публичная речь.

Следующая часть речи - повествование . Здесь предмет лек­ции развивается в его историческом становлении. История становле­ния предмета (либо как вещи, либо как мысли) обычно проста для вос­приятия аудитории. Но принципиальная невозможность дать полный состав событий делает повествование легкоуязвимым для критики. Кто-либо из присутствующих в аудитории может вспомнить опущенные в повествова­нии события и тем опровергнуть ход и смысловое содержание этой час­ти речи, а то и речи в целом. Поэтому при повествовании выбор собы­тий необходимо хорошо обосновать, а не просто опустить невыгод­ные для говорящего эпизоды (как это нередко делают судебные ора­торы).

Четвертая часть речи - описание , в котором дается системати­ческая картина предмета. Предмет рассматривается и по частям в их соотношении, и в целом. Это всегда системный анализ предмета.

В описание обычно вводятся примеры, содержащие мысленный эксперимент. В этом случае описание непосредственно предшествует доказательству.

Пятая часть речи - доказательство . Она содержит логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры и другие формы доказывания, несловесные - например, ве­щественные доказательства. Избрание формы доказательства зави­сит от характера аудитории и от направления доказывания, а также от убеждений и от настроений слушателей.

В древности говорили: "Аргументы не перечисляются, а взвешиваются". Действительно, важно не количество доказательств, а их весомость, уместность. Сразу же нужно отводить в сторону доводы, не относящиеся к сути дела.

Доказательство - центральная часть речи. Поскольку речь мо­жет занимать разный объем, то по конкретным условиям речи доказа­тельство может быть опущено. Однако опущение доказательства не означает его отсутствия. Оратор должен держать в уме доказатель­ство и предварительно хорошо проработать его.

Шестая часть речи - опровержение - следует за доказатель­ством. Опровержение в риторической теории частей речи представляет собой доказательство от противного. Выдвигаются возможные возра­жения против доказательства, и затем они опровергаются. Благодаря этому путем всестороннего обсуждения темы укрепляется доказательство.

В конкретной ораторской практике опровержение может стать не только абстрактным, но и реальным. Это бывает тогда, когда лектор получает вопросы и возражения, начинающие спор.

В условиях публичной лекции спор может вестись либо с абстрак­тным оппонентом, когда лектор и аудитория выступают как бы со­вместно против него, либо с кемлибо из слушателей, а то и со всей аудиторией.

Седьмая часть речи - воззвание . Это обращение к сердцам слушателей и к их эмоциям.

Восьмая часть речи - заключение , в котором обычно подво­дится итог лекции и даются перспективы на будущее.

Непоследовательность - типичный порок нелогичного мышления, когда оратор, докладчик, автор или участник спора высказывает ка­кое-либо положение, а затем тут же отрицает его. Непоследовательность всегда является нарушением требований формальнологического закона противоречия. Непоследовательность - это и такое положение, ког­да из посылок не делают того вывода, который из них неизбежно сле­дует.

Обязательно включайте в свои рассуждения доводы сомневающих­ся (оппонентов) в выгодном для своего рассуждения ракурсе. Для этого определите заранее слабые стороны аргументации соперников. Возмож­но, вам удастся посеять предубеждение к выступлению противника, если вы уверены, что полемики не избежать.

Если вы предполагаете явное противодействие со стороны незаинтересованных лиц, дайте фундаментальное обоснование своих взглядов, ошеломите слушателей оригинальным теоретическим доказательством, удивите логичностью обоснования.

Избегайте давать собственные оценки, использовать превосходные степени сравнения, частые ссылки на авторитеты. Это обижает собеседников.

Ведите мысль по трем ступенькам: вначале дайте определение понятию (дефиниция), далее сравните предмет с чемлибо известным (идентификация), а после приведите аргументы. Этим вы обеспечите доступность вашей аргументации и логичность изложения.

Общие места - результаты познавательной деятельности человечества. Они развиваются вместе с развитием знания и речи. Поэтому общие места бывают основные, не зависящие от вида словесности, и дополнительные, принятые только в ее определенном виде. Основные общие места возникают прежде всего в фольклоре. Фольклор является всеобщим знанием, он содержит исходную систему знания, от которой отправляются все другие знания в последующем развитии обществен­ной мысли. Эти общие места сформулированы в самом кратком фольк­лорном жанре - пословицах и поговорках.

Топика , т.е. совокупность общих мест (словом топ или топос называют общее место; топ и общее место - синонимы), у Аристотеля связана с логической формой противопоставлений, свойственных пословицам, которая характеризуется сочетанием утверждений и частных отрицаний уже утвержденного, по типу: Много - хорошо, а больше - лучше того; Мал золотник, да дорог. Этот тип суждений вошел в "Риторику" Аристотеля при описании им топики.

Общие места основного характера были разработаны рационалистической риторикой, образцом которой может служить риторика Ло­моносова: "Все идеи изобретены бывают из общих мест риторических, которые суть: 1) род и вид, 2) целое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14) подобия, 15) противные и несход­ные вещи, 16) уравнения".

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Организация материала речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Приступая к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план.Речи, написанные без предварительного составления плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

Тематический план речи

При подготовке тематического плана речи необходимо записать тему на самом верху страницы. Затем под темой - главные пункты, начиная каждый главный пункт с левого края. Подпункты пишутся под главным пунктом, который они поддерживают, с небольшим отступом вправо. В этом плане речи важна краткость изложения любого из пунктов.

Фразовый план речи

В таком плане мысли обычно записываются целиком, но выражены так кратко, что каждое предложение образует главную мысль какого-то пункта. Можно выделить главные пункты речи смещением. Иногда, произнося речь, докладчик читает предложение и затем своими словами его дополняет.Фразовый план речи с более полно выраженными мыслями обычно больше подходит для речей, которые создаются за много недель вперед или произносятся несколько раз, но с временным промежутком в несколько месяцев.

Предварительный план

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Поэтому важно определить, какие конкретно из них предполагается осветить в речи. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и отбирать фактический материал для выступления.Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной теме.

Рабочий план

После того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план.При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий плн вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использоваться в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан подобный план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, т. к. они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. д. это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется.

Основной план

На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи.Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

Простой и сложный план

По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, ля чего необходимо его пункты разбить на подпункты.В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. При составлении плана публичного выступления необходимо соблюдать основное требование, предъявляемое к нему. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. План – модель, прообраз проектируемого произведения, основа композиции, взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. План предусматривает полноту и ясность содержания, композиция, опираясь на план, допускает перестановку частей, введение дополнительных эпизодов, лирических отступлений и т.п.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Риторика. Ответы

Риторика и учение о качествах речи. Цель риторики. В основной перечень наук, с которыми связана риторика, входят логика, этика, эстетика, психология, педагогика.

К данному материалу относятся разделы:

Значение языка, мышления и речи в деятельности человека

Различия устной и письменной речи

Монологический и диалогический характер речи

Психолого-педагогические аспекты мастерства лектора

Язык и стиль устного выступления

Цели и задачи лектора

Виды речей, их характерные особенности

Общие принципы построения устного выступления

Каковы слагаемые речевой культуры?

Каким основным требованиям должна отвечать публичная речь с точки зрения языковой культуры?

В чём опасность речевых штампов

Какие основные проблемы ораторской речи помогает решить психология?

Способы заинтересовать слушателей

Что такое обратная связь в публичном выступлении? Каналы по которым происходит обратная связь

Виды планов. В чём отличие плана от композиции?

Логика речи. Понятие об интонации. Основные элементы интонации

Функции логики в ораторской речи

Какие правила необходимо соблюдать при развёртывании основной части выступления.

Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь

Функциональные стили русского литературного языка. Разговорная речь. Примеры

Научный стиль

Официально-деловой стиль

Газетно-публицистический стиль

Художественный стиль

Разговорно-обиходный стиль

  1. Начните с приветствия. В первую очередь слушатели хотят узнать личность оратора. Если вас уже представили, то поблагодарите ведущего и организаторов мероприятия за предоставленную возможность.

    • Учитывайте возможное волнение в начале выступления и отразите этот момент в плане.
    • Если вас что-либо связывает с присутствующими или организаторами, то сообщите об этом в приветствии, особенно в ситуации, когда нужно представиться самостоятельно.
    • Например, можно сообщить: «Добрый день. Меня зовут Мария Солнцева. Последние пять лет я работаю волонтером в Обществе защиты животных Томска. Для меня честь быть приглашенной сегодня и выступить перед вами с речью о важности стерилизации питомцев».
  2. Привлеките внимание слушателей. Важно привлечь и удерживать внимание присутствующих на протяжении всей речи. Можно использовать шутку, историю из жизни или необычное наблюдение по теме выступления, которое не будет более уместным в дальнейшей речи.

    • Выбирайте подходящий прием с учетом присутствующих. Что может увлечь слушателей? Это необязательно должно казаться интересным или веселым лично вам.
    • Если вы сомневаетесь в эффективности выбранного решения, попробуйте репетировать начало в присутствии друзей или родственников, возраст и интересы которых примерно совпадают с теми, кто будет присутствовать на мероприятии.
    • Например, если вам предстоит произнести речь о стерилизации питомцев для семей из пригорода, то можно начать с юмористической отсылки к мультфильму «101 далматинец».
  3. Покажите, почему присутствующим следует прислушаться к вам. В этой части введения следует перейти от вступительной истории или шутки непосредственно к теме речи. Вполне достаточно 1–2 предложений.

    • Кратко объясните важность темы или вопроса, который будет рассмотрен.
    • В информационной речи сообщите, в чем заключается важность или актуальность вопроса для слушателей.
    • В побудительной речи объясните последствия в том случае, если рассмотренные действия не будут предприняты.
    • Например, можно сказать: «Каждый год местный приют становится пристанищем для пяти сотен котов и собак, от которых отказались хозяева. В случае поголовной стерилизации животных количество могло бы сократиться в пять раз».
  4. Изложите свой тезис. Тезис сообщает слушателям о примерных масштабах вашей речи. Обычно структура и смысловое наполнение тезиса зависит от типа речи.

    • В побудительной речи тезис должен представлять собой изложение конечной идеи, в которой вы хотите убедить слушателей с помощью информации и доказательств.
    • Например, в речи о необходимости стерилизации питомцев можно использовать такой тезис: «Стерилизация питомцев принесет пользу для всего нашего сообщества».
    • В качестве тезиса для информационной речи можно просто подытожить информацию, которую вы собираетесь изложить в своей речи.
    • В научной речи тезис должен отражать гипотезу, на которой основано ваше исследование.
  5. Докажите свой авторитет. Вы изложили свою точку зрения, но слушателям важно знать, почему они должны доверять вам. Необязательно использовать официальные подтверждения вроде вашей ученой степени или продолжительности исследования. Иногда вполне уместна история из жизни.

    • Если вы произносите речь перед классом в школе, то можно сообщить, что вы изучали предмет и проводили исследования.
    • Если у вас есть более личный интерес к теме, то вполне уместно сказать об этом.
    • В побудительной речи личная связь с темой речи может помочь повысить доверие к вам. Например, вы произносите речь о жилищной политике в вашем районе, и вы заинтересовались этой темой, когда вашей семье грозило выселение. Часто личная связь оказывается для слушателей важнее обширного профессионального опыта в данной сфере.
  6. Предварительно представьте основные пункты речи. Слушатели должны знать, о чем вы будете говорить, с какой целью и почему они должны слушать вас. Кратко изложите основные пункты в начале выступления.

    • Единого правила не существует, но обычно речь состоит из трех частей. Перечислите все части во введении в том порядке, в котором они будут представлены в речи. Порядок обычно зависит от типа речи.
    • Например, в речи о пользе стерилизации питомцев начните с преимуществ для питомцев, затем для владельцев и всего сообщества. Начинайте с малого и наращивайте масштаб.
    • В побудительной речи нужно начинать с самого убедительного аргумента и постепенно снижать эффект.
    • В информационной речи на основе исторического события можно следовать хронологическому порядку. В других случаях лучше начинать с широких вопросов и постепенно переходить к более конкретным.
    • Порядок пунктов должен быть естественным и обеспечивать плавные переходы между частями вашей речи.

Подготовка к выступлениям включает в себя, во-первых, повседневную систематическую подготовку (повышение своего мастерства - самообразование, повышение культуры устной и письменной речи, работа над техникой речи, критический анализ выступлений современных ораторов, выработка риторических навыков и умений: навык отбора и изучения литературы, навык составления плана, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени, умение самостоятельно готовить выступление, доходчиво и убедительно говорить, отвечать на вопросы, контактировать с аудиторией и т.д.) и, во-вторых, подготовку конкретной речи.

Перед каждым человеком, готовящимся выступить публично, встает ряд вопросов, связанных с целью выступления (что говорить, зачем и кому?), с местом и временем выступления (где, когда и как долго?), с эффективностью речи (как нужно говорить, чтобы достичь поставленной цели?).

Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели (что должны узнать слушатели, в чем убедиться, что сделать), требует определенной композиции и логики, лингвистически оформляется.

В соответствии с этим классическая схема подготовки речи включает пять этапов:

  1. 1) Инвенция - "нахождение и изобретение речи" (подбор необходимого материала, содержания);
  2. 2) диспозиция - "порядок" (план, логическая последовательность, композиция, расположение материала);
  3. 3) элокуция - "словесное выражение" (составление текста, его литературная обработка);
  4. 4) мемория - "память" (запоминание, заучивание текста);
  5. 5) Гипокризис - "разыгрывание" (произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами).

Остановимся на основных моментах, связанных с подготовкой конкретного устного выступления.

Выбор темы

Тема может быть задана или выбрана самостоятельно, в ней должна быть новизна, она должна соответствовать вашим познаниям и интересам, быть интересна и понятна слушателям, увлекательна, важна, уместна (например, серьезный доклад даже на очень важную тему не стоит произносить на банкете, поскольку его никто не воспримет должным образом). Важно, чтобы ваши знания и опыт в выбранной теме были выше, чем у слушателей. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Формулировка темы не должна быть слишком длинной и сложной, должна содержась указание на тот круг вопросов, который будет рассмотрен, т.е. простая, краткая, лаконичная, но в то же время броская формулировка темы выполняет функцию сигнальной информации, активизирует внимание слушателей. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д. Например, неудачны следующие названия речей: Деревья. Металлургия. Экология (чересчур кратко и общо, ни о чем не говорит). Разумный семейный бюджет (скучно, не вызывает интереса).

Определение общей целевой установки и конкретной цели, которая обуславливается конкретной аудиторией (речь не читается вообще) и должна соответствовать сформулированной теме; причем конкретная цель выступления должна быть прямо и ясно заявлена в самом начале. Эффективность выступления определяется степенью реализации целевой установки, отношением достигнутого результата к поставленной цели.

  1. 1) развлекательная речь (приветственная, благодарственная, праздничная и др.), ее цель - развлечь слушателей, поддержать их интерес и внимание, она звучит в кругу друзей, на банкете;
  2. 2) информационная речь должна пробудить любознательность, дать новое представление о предмете, это может быть повествование, объяснение или описание (в лекции преобладает какая-нибудь из этих характерных черт); в ней не должно быть ничего спорного, она должна быть актуальной; должна удовлетворять запросам слушателей;
  3. 3) агитационная речь бывает трех видов: воодушевляющая, убеждающая, побуждающая (призывающая к действию). Три этих вида целевых установок частично перекрывают друг друга (например, для того, чтобы убедить в чем-то, нужно сначала воодушевить слушателей своей речью; для того чтобы призвать к действию, необходимо воодушевить и убедить).

Возможно и сочетание разных целей в одном выступлении. Например, развлекательная речь может содержать какую-то информацию, интересную для слушателей, а также элементы воздействия. Любой вид речи может содержать шутки, метафоры, сравнения, которые, прежде всего, характерны для развлекательной речи. Но оратор должен ясно представлять себе, какая из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь. Например, перегруженность серьезного доклада остротами, юмором, личными примерами, может снизить эффект выступления, конкретная цель не будет достигнута. Об этом очень хорошо сказал Д.И. Писарев:

"Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью - тогда начинается умственное распутство... Для всех существует одно великое и общее правило: идея прежде всего".

Определение формы речи

По своей форме речь бывает

  • монологической (лекция - системное изложение знаний с широкой аргументацией (45-90 минут); доклад - выступление на собрании, совещании, симпозиуме, научной конференции и т.д.; устный рассказ, информация, проповедь, репортаж, обзор событий и др.)
  • и диалогической (беседа, дискуссия, спор, диспут, полемика).

Монолог может перерасти в диалог, когда, скажем, публика начинает задавать вопросы, вести спор с оратором. Есть специальные ораторские приемы для диалогизации монологической формы речи: вопросно-ответный ход (оратор, угадывая возможные вопросы слушателей, сам их формулирует и отвечает на них) и риторические вопросы (служат для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, не требуют ответа).

Сейчас очень популярны диалогические формы речевого общения (вспомните популярные телевизионные передачи и ток-шоу: "Один на один", "Тема", "Герой дня", "Час пик" и др.).

Сбор материала, его отбор, обработка, обдумывание, записи и заметки

Оратору нужно намного больше материала, чем он впоследствии употребит, поэтому материал должен собираться на перспективу, а не только для конкретной речи.

Обдумывание включает в себя проверку фактов, уточнение мыслей, их упорядочивание и варьирование, что приводит к выработке собственной позиции. Обработка собранного материала и обдумывание основных положений приводит к их четкому уяснению и выражению в законченных фразах.

Составление плана выступления

В плане выступления развертывается логическая структура речи. Известный русский судебный деятель и оратор Л.Ф. Кони в "Советах лекторам" писал: "Для у спеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекали из первой, третья - из второй и т.д., так чтобы был естественный переход от одного к другому".

Составление плана выступления - это начальный этап работы над композицией речи, над ее логической структурой, определение порядка, в котором будет излагаться материал. На разных этапах подготовки устного выступления составляются различные по цели и назначению планы: предварительный; рабочий; основной.

По своей структуре планы бывают простые и сложные (развернутые или тезисные), содержащие подпункты. Главное требование к плану выступления - логичность и последовательность, соответствие теме выступления и поставленным целям. Традиционная структура и плана, и текста выступления - трехчастная, включающая в себя вступление, главную часть и заключение.

Подготовка (написание) текста выступления, формулирование вступления и заключения

Начинать подготовку текста речи надо с главной, наиболее ответственной части, так как введение и заключение определяются содержанием главной части и могут меняться в процессе подготовки выступления.

Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).

Вопрос о том, надо ли полностью писать текст выступления или достаточно одного плана или конспекта речи (сжатого или развернутого), остается открытым. Это определяется индивидуальными особенностями оратора, уровнем его ораторского мастерства, степенью владения языком, конкретной ситуацией, связанной с произнесением речи. Но написанная речь лучше запоминается и дольше удерживается в памяти, ее можно проверять, исправлять и дополнять, улучшая форму и содержание. Написание речи ведет к оттачиванию языка, стиля, к лаконизму, точности, ясности, выразительности, образности.

Подготовка к произнесению речи (мысленное и риторическое освоение), отработка хорошей техники речи и поведения, репетиция выступления

Даже если текст выступления готов, это еще не значит, что вы готовы произнести его перед слушателями. Необходимо тренироваться в его произнесении до тех пор, пока вы не почувствуете себя свободно и уверенно. Подготовка к произнесению может быть нескольких видов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Речь может быть:

  1. 1) написана полностью и заучена наизусть (применяется при чтении лекций, выступлениях в официальной обстановке, политических выступлениях, где одно неосторожно сказанное слово может вызвать непредвиденный эффект);
  2. 2) написана полностью и прочитана по рукописи (выступления по радио, доклад перед группой ученых-специалистов);
  3. 3) сказана экспромтом, импровизированная речь (может быть вызвана требованием момента на неофициальных собраниях, в экстренных случаях заменяет подготовленную речь или, наоборот, неподготовленную, например, на экзаменах или семинарах), свидетельствует о высокой степени ораторского мастерства;
  4. 4) сказана с предварительной подготовкой, но без записи и заучивания.

Люди, которые по роду своей деятельности часто выступают на публике, понимают, что для успешного выступления необходим грамотно составленный план.

Элементы плана публичного выступления

Структура плана для публичного выступления включает в себя несколько элементов, которые должны быть логически связаны между собой.

Знакомство с публикой

Эту часть публичного выступления еще называют Hook, что в переводе с английского означает крюк. Подразумевается, что уже первые строки речи должны «цеплять» слушателя, привлекать их внимание.

Знакомство с публикой может быть изложено как притча, небольшая интересная история, которая заинтересует аудиторию.

Это одна из самых важных составляющих публичного выступления, поэтому ей нужно уделить много времени. Исключать Hook из своей речи ни в коем случае нельзя.

Введение

После знакомства с публикой и фиксации ее внимания на себе, необходимо переходить к введению. Эту часть речи следует начинать с проблемы, близкой вашей аудитории. Такой ход даст возможность сблизится с публикой.

Можно представить это на примере личного опыта. Уместно добавить немного юмора, чтобы создать непринужденную атмосферу. Вообще, юмор - прекрасный инструмент, позволяющий разрядить обстановку и устранить напряжение публики. Отметьте возможные шутки в своем плане.

Если ваше выступление направлено не на решение проблемы публики, а на презентацию чего-то нового, расскажите о том, какие проблемы могут возникнуть у слушателей, если они не воспользуются новой информацией.

Краткое описание основных мыслей

Лучше это сделать на листке формата А4 и использовать в качестве подсказки в процессе произнесения речи. Там следует зафиксировать название историй, примеры, порядок изложения информации. Вам будет достаточно нескольких мгновений, чтобы заглянуть в ваш план и понять о чём рассказывать дальше, и что вы упустили.

Основная часть

Далее переходите к главной части в плане вашей речи. В процессе выступления лучше чередовать фотографии и наглядными материалами. Старайтесь говорить в меру эмоционально, иллюстрируйте выступление изображениями или видео материалами.

Старайтесь каждый свой тезис подкреплять фотографиями или видео. Тогда публика будет вам доверять, и вы не будете голословным.

Не забывайте, что время публичного выступления ограничено, поэтому постройте свой план так, чтобы в нем было не более 4-х ключевых сообщений. Слишком много информации публике тяжело воспринять. Не перегружайте свою речь.

Заключение

Зафиксируйте в своем плане главные выводы, которые следуют из вашего выступления. Завершить речь лучше всего эффектной фразой или выводом. Заключение должно быть кратким, но емким, таким, чтобы аудитория вас запомнила.