Критериев социальной стратификации является образование. Критерии социальной стратификации

Социальная стратификация предполагает деление людей на группы, для которых свойственны те или иные признаки. Существуют специальные критерии социальной стратификации, позволяющие определить, как в современном государстве формируются классы и как различия между людьми влияют на развитие общества.

Основные критерии социальной стратификации

Понятие критерия в данном случае несет в себе значение признака, на основании которого дается определение социальных страт в структуре современного общества.

Главными критериями деления общества являются:

Доход

Имеются в виду все денежные средства, которые получает человек за определенный промежуток времени. Доход выделяется в качестве критерия, так как он неодинаков для всех людей.

  • большой доход, позволяющий удовлетворять все потребности и накапливать средства, приобретать предметы роскоши;
  • средний доход, который тратится исключительно на удовлетворение потребностей человека и его семьи;
  • незначительный доход, которого не хватает даже на поддержание жизни.

Власть

Открывает возможности для управления обществом. В зависимости от уровня она может распространяться на разное количество человек.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Решения Министерства образования и науки Российской Федерации должны исполняться всеми образовательными учреждениями в стране, а приказы директора конкретной школы обязательны только для ее сотрудников и учащихся.

Часть населения обладает властными полномочиями (Министры, лидеры политических партий, директора и другие). Другие же не имеют таких функций. Это позволяет также считать и власть критерием для дифференциации общества.

Образование

Данный критерий измеряется количеством лет, которые человек потратил на обучение в образовательной организации.

Этот показатель также неодинаков для всех людей: если профессор философии может иметь более 20 лет, которые он потратил на образование, то электрик или шофер - всего 12.

Престиж

Под престижем понимают уважение общества к тому, какое положение занимает человек. Есть вещи, иметь которые люди стремятся, чтобы быть уважаемыми. Например, в современном обществе высоко ценится, если человек имеет собственных дорогой автомобиль. Также престижными могут быть и профессии. Сейчас к таковым относятся юрист, врач, менеджер, летчик. И напротив, не пользуются популярностью и уважением такие профессии, как водитель, дворник, сантехник и другие.

Согласно исследованиям, в России растет престиж тех профессий, которые позволяют получать высокую зарплату и дают большие возможности сделать карьеру (юрист, менеджер) и заметно падает престиж профессий, которые требуют высокую квалификацию и уровень образования (инженер, учитель).

Особенность общества состоит в том, что чаще всего представители высших классов сосредотачивают в своих руках все верхние позиции данных критериев: богатство, властные полномочия, престиж и качественное образования. Хотя некоторые показатели могут не совпадать.

Деление общества на группы

Таким образом, в обществе выделяются следующие типы групп :

  • по уровню дохода;
  • по возможности оказывать влияние на политику государства, контролировать действия других людей;
  • по уровню образования;
  • по престижности.

В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации.

Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, что понятие класса не применимо для современного постиндустриального общества. Это связано с неопределенностью понятия «частная собственность»: ввиду широкого акционирова­ния, а также выключения основных держателей акций из сферы управ­ления производством и заменой их наемными менеджерами, отноше­ния собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на сме­ну теории социально-классового строения общества должны прийти те­ории социальной стратификации. Вместе с тем, классификация и стратификация не являются взаимоисключающими подходами. Понятие «класс», удобное и уместное при макроподходе, окажется явно недостаточным, когда мы пытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. При глубоком и всестороннем изучении структуры общества явно недостаточно одного лишь экономического измерения, которое предлагает марксистский классовый подход. Стратификационное измерение – это достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.

Большинство исследователей полагают, что социальная стратифи­кация - иерархически организованная структура социального (статусного) нера­венства, которая существует в определенном обществе, в определен­ный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты. Слоистое, многоуровневое обще­ство в данном случае можно сравнить с геологическими наслоения­ми почвы. В современной социологии выделяют четыре основных критерия социального неравенства:

ü Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

ü Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

ü Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

ü Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.



Перечисленные выше критерии социальной стратификации являются наиболее универсальными для всех современных обществ. Однако на социальную позицию человека в обществе оказывают влияние и некоторые другие критерии, определяющие, в первую очередь, его «стартовые возможности». К их числу относятся:

ü Социальное происхождение. Семья осуществляет ввод индивида в социальную систему, определяя во многом его образование, профессию и доход. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Дети из бедных семей в 3 раза чаще умирают по недосмотру, от болезней, несчастных случаев и насилия в первые годы жизни, чем дети из богатых семей.

ü Гендер. Сегодня в России наблюдается интенсивный процесс феминизации бедности. Не смотря на то, что мужчины и женщины живут в семьях, относящихся к разным социальным уровням, доход, состояние женщин и престиж их профессий как правило ниже, чем у мужчин.

ü Раса и этничность. Так, в США белые люди получают лучшее образование и имеют более высокий профессиональный статус, чем афроамериканцы. Этническая принадлежность также влияет на социальное положение.

ü Вероисповедание. В американском обществе наиболее высокие социальные позиции занимают члены епископальной и пресвитерианской церквей, а также иудеи. Лютеране и баптисты занимают более низкое положение.

Существенный вклад в исследование статусного неравенства внес Питирим Сорокин. Для определения совокупности всех социальных статусов общества он ввел понятие социального пространства .

В своей работе «Социальная мобильность» 1927 г. П. Сорокин, прежде всего, подчеркивал невозмож­ность совмещения или даже сравнения таких понятий, как «геомет­рическое пространство» и «социальное пространство». По его утвер­ждению, человек низшего сословия может физически соприкоснуть­ся со знатным человеком, но это обстоятельство нисколько не умень­шит существующие между ними экономические, престижные или властные различия, т.е. не уменьшит существующую социальную дистанцию. Таким образом, два человека, между которыми сущест­вуют значительные имущественные, родственные, должностные или иные социальные различия, не могут находиться в одном социальном пространстве, даже если они стоят обнявшись.



Социальное пространство по Сорокину – трехмерное. Оно описывается тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус. Таким образом, социальная позиция (общий или интегральный статус) каждого индивида, являющегося составной частью данного социального пространства, описывается с помощью трех координат (x, y, z ). Отметим, что данная система координат описывает исключительно социальные, а не личные статусы индивида.

Ситуация, когда индивид, обладая высоким статусом по одной из осей координат, в тоже время имеет невысокий статусный уровень по другой оси, именуется статусной несовместимостью .

Например, индивиды с высоким уровнем приобретенного образования, которое обеспечивает высокий социальный статус вдоль профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность и поэтому будут обладать низким экономическим статусом. Большинство социологов справедливо полагают, что наличие статусной несовместимости способствует росту возмущения среди таких людей, и они будут поддерживать радикальные социальные изменения, направленные на изменение стратификации. И наоборот на примере «новых русских», которые стремятся попасть в политику: они ясно осознают, что достигнутый ими высокий экономический уровень ненадежен без совместимости со столь же высоким политическим статусом. Аналогичным образом небогатый человек, получивший достаточно высокий политический статус депутата Государственной Думы неизбежно начинает использовать обретенное положение для соответствующего «подтягивания» своего экономического статуса.

Есть часть социальной системы, которая выступает как совокупность наиболее устойчивых элементов и их связей, обеспечивающих функционирование и воспроизводство системы. Она выражает объективное деление общества на , классы, слои, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. Социальная структура образует каркас социальной системы и определяет во многом стабильность общества и его качественную характеристику как социального организма.

Понятие стратификации (от лат.stratum - слой, пласт) обозначает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация — это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласно марксистской школе социологии , в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада , который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов ), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

  • экономическую (по критериям дохода и богатства);
  • политическую (по критериям влияния и власти);
  • профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

  • качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);
  • ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);
  • характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

  • доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);
  • богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);
  • власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;
  • образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;
  • престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего — 60-80% и низшего — 13-35%.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

  • высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);
  • низший-высший класс («новые богатые» — банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);
  • высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);
  • низший-средний класс (наемные работники — инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);
  • высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);
  • низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов — богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

Марксистская традиция в классовом анализе

Понятие класс используется в разных научных дисциплинах для обозначения любого множества, состоящего из элементов, каждый из которых обладает, как минимум, одним общим для всех свойством. Термин же социальная классификация (от лат. сlassis – разряд, класс, и facio – делаю) означает единую систему больших групп людей, расположенных в иерархическом ряду, образующих в совокупности общество в целом.

Понятие «социальный класс» ввели в научную лексику в начале XIX века французские историки Тьери и Гизо, вкладывая в него, главным образом политический смысл, показывая противоположность интересов различных общественных групп и неизбежность их столкновения. Несколько позже ряд английских экономистов, в числе которых Риккардо и Смит, предприняли первые попытки раскрыть «анатомию» классов, т.е. их внутренние строение.

Несмотря на то, что социальный класс является одним из централь­ных понятий в социологии, относительно содержания этого понятия у ученых до сих пор нет единой точки зрения. Впервые развернутую картину классового общества мы находим в работах К. Маркса. Большинство работ Маркса связано с темой стратификации и прежде всего с понятием общественного класса, хотя, как ни странно, систематического анализа этого понятия он не дал.

Мож­но сказать, что социальные классы у Маркса - это экономически де­терминированные и генетически конфликтные группы. Основой разделения на группы является наличие или отсутствие собственности. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа и пролетарий в капиталистическом обществе - это антагонистические классы, ко­торые с неизбежностью появляются в любом обществе, имеющем сложную иерархическую структуру, основанную на неравенстве. Маркс допускал также существование в обществе мелких социальных групп, способных повлиять на классовые конфликты. Изучая природу соци­альных классов, Маркс сделал следующие предположения:

1. Каждое общество производит излишки пищи, жилья, одежды и других ресурсов. Классовые различия возникают тогда, когда одна из групп населения присваивает ресурсы, которые сразу не потребляют­ся и не являются на настоящий момент необходимыми. Такие ресур­сы рассматриваются как частная собственность.

2. Классы определяются исходя из факта владения или невладения произведенной собственностью.

3. Классовые отношения предполагают эксплуатацию одного класса другим, т.е. один класс присваивает результаты труда другого класса, эксплуатирует и подавляет его. Такого рода отношения постоянно воспроизводят классовый конфликт , который является основой социальных изменений, происходящих в обществе.


4. Существуют объективные (например, обладание ресурсами) и субъективные признаки класса (чувство классовой принадлежности).

Несмотря на пересмотр, с точки зрения современного общества, многих положений классовой теории К. Маркса, некоторые его идеи остаются актуальными в отношении существующих в настоящее время социальных структур. Это в первую очередь относится к си­туациям межклассовых конфликтов, столкновений и борьбы класса за изменение условий распределения ресурсов. В связи с этим уче­ние Маркса оклассовой борьбе в настоящее время имеет большое количество последователей среди социологов и политологов многих стран мира.

Наиболее влиятельную,альтернативную марксистской теорию со­циальных классов представляют работы Макса Вебера. Вебер в принципе признавал правильность разделения населения на классы по признаку наличия или отсутствия собственности на капитал и на средства производства. Однако он считал такое разделение слишком грубым и упрощенным. Вебер полагал, что у социальной стратификации существуют три различных показателя неравенства.

Первый – экономическое неравенство, которое Вебер назвал положением класса. Второй показатель – статус , или социальный престиж, и третий – власть .

Класс трактуется Вебером как группа людей, обладающих одинаковыми жизненными возможностями. Вебер рассматривает отношение к власти (политическим партиям) и престиж как один из важнейших признаков социального класса. Каждое из этих измерений является отдельным аспектом соци­альной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать.

Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав уни­верситетов и духовенство пользуются высоким престижем, одна­ко по богатству и власти оцениваются обычно относительно не­высоко. Некоторые официальные лица могут располагать значи­тельной властью и в то же время получать небольшую заработ­ную плату и не иметь престижа.

Таким образом, Вебер впервые закладывает в основу классового раз­деления систему стратификации, существующую в данном общест­ве.

В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации.

Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, что понятие класса не применимо для современного постиндустриального общества. Это связано с неопределенностью понятия «частная собственность»: ввиду широкого акционирова­ния, а также выключения основных держателей акций из сферы управ­ления производством и заменой их наемными менеджерами, отноше­ния собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на сме­ну теории социально-классового строения общества должны прийти те­ории социальной стратификации. Вместе с тем, классификация и стратификация не являются взаимоисключающими подходами. Понятие «класс», удобное и уместное при макроподходе, окажется явно недостаточным, когда мы пытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. При глубоком и всестороннем изучении структуры общества явно недостаточно одного лишь экономического измерения, которое предлагает марксистский классовый подход. Стратификационное измерение – это достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.

Большинство исследователей полагают, что социальная стратифи­кация - иерархически организованная структура социального (статусного) нера­венства, которая существует в определенном обществе, в определен­ный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты. Слоистое, многоуровневое обще­ство в данном случае можно сравнить с геологическими наслоения­ми почвы. В современной социологии выделяют четыре основных критерия социального неравенства:

ü Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

ü Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

ü Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

ü Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Перечисленные выше критерии социальной стратификации являются наиболее универсальными для всех современных обществ. Однако на социальную позицию человека в обществе оказывают влияние и некоторые другие критерии, определяющие, в первую очередь, его «стартовые возможности». К их числу относятся:

ü Социальное происхождение. Семья осуществляет ввод индивида в социальную систему, определяя во многом его образование, профессию и доход. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Дети из бедных семей в 3 раза чаще умирают по недосмотру, от болезней, несчастных случаев и насилия в первые годы жизни, чем дети из богатых семей.

ü Гендер. Сегодня в России наблюдается интенсивный процесс феминизации бедности. Не смотря на то, что мужчины и женщины живут в семьях, относящихся к разным социальным уровням, доход, состояние женщин и престиж их профессий как правило ниже, чем у мужчин.

ü Раса и этничность. Так, в США белые люди получают лучшее образование и имеют более высокий профессиональный статус, чем афроамериканцы. Этническая принадлежность также влияет на социальное положение.

ü Вероисповедание. В американском обществе наиболее высокие социальные позиции занимают члены епископальной и пресвитерианской церквей, а также иудеи. Лютеране и баптисты занимают более низкое положение.

Существенный вклад в исследование статусного неравенства внес Питирим Сорокин. Для определения совокупности всех социальных статусов общества он ввел понятие социального пространства .

В своей работе «Социальная мобильность» 1927 г. П. Сорокин, прежде всего, подчеркивал невозмож­ность совмещения или даже сравнения таких понятий, как «геомет­рическое пространство» и «социальное пространство». По его утвер­ждению, человек низшего сословия может физически соприкоснуть­ся со знатным человеком, но это обстоятельство нисколько не умень­шит существующие между ними экономические, престижные или властные различия, т.е. не уменьшит существующую социальную дистанцию. Таким образом, два человека, между которыми сущест­вуют значительные имущественные, родственные, должностные или иные социальные различия, не могут находиться в одном социальном пространстве, даже если они стоят обнявшись.

Социальное пространство по Сорокину – трехмерное. Оно описывается тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус. Таким образом, социальная позиция (общий или интегральный статус) каждого индивида, являющегося составной частью данного социального пространства, описывается с помощью трех координат (x, y, z ). Отметим, что данная система координат описывает исключительно социальные, а не личные статусы индивида.

Ситуация, когда индивид, обладая высоким статусом по одной из осей координат, в тоже время имеет невысокий статусный уровень по другой оси, именуется статусной несовместимостью .

Например, индивиды с высоким уровнем приобретенного образования, которое обеспечивает высокий социальный статус вдоль профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность и поэтому будут обладать низким экономическим статусом. Большинство социологов справедливо полагают, что наличие статусной несовместимости способствует росту возмущения среди таких людей, и они будут поддерживать радикальные социальные изменения, направленные на изменение стратификации. И наоборот на примере «новых русских», которые стремятся попасть в политику: они ясно осознают, что достигнутый ими высокий экономический уровень ненадежен без совместимости со столь же высоким политическим статусом. Аналогичным образом небогатый человек, получивший достаточно высокий политический статус депутата Государственной Думы неизбежно начинает использовать обретенное положение для соответствующего «подтягивания» своего экономического статуса.

Для начала посмотрите видеоурок по социальной стратификации:

Понятие социальной стратификации

Социальная стратификация — это процесс расположения индивидов и социальных групп по горизонтальным слоям (стратам). Процесс этот связан в первую очередь как с экономическими причинами, так и общечеловеческими. Экономическими причинами социальной стратификации является то, что ресурсы ограничены. А из-за этого ими надо рационально распоряжаться. Именно поэтому выделяется господствующий класс — он владеет ресурсами, и эксплуатируемый класс — он подчиняется господствующему классу.

Среди общечеловеческих причин социальной стратификации выделяются:

Психологические причины. Люди не равны по своим задаткам и способностям. Одни могут сконцентрироваться на чем-либо долгие часы: на чтении, просмотре фильмов, создании чего-то нового. Другим ничего не надо и не интересно. Одни могут идти к цели через все преграды, а неудачи только подстегивают их. Другие сдаются при первой же возможности — им проще стонать и ныть, что все плохо.

Биологические причины. Люди не равны также от рождения: одни рождаются с двумя руками и ногами, другие - с рождения инвалидами. Понятно, что чего-то достичь крайне трудно, если ты инвалид, тем более в России.

Объективные причины социальной стратификации. К ним относится например место рождения. Если ты родился в более-менее нормальной стране, где тебя научат грамотне бесплатно и есть хоть какие-то социальные гарантии — это хорошо. У тебя есть неплохие шансы добиться успеха. Так, если ты родился в России даже в самой глухой деревне и ты — пацан, по крайней мере ты можешь пойти в армию, а потом остаться служить по контракту. Затем тебя может быть направят в военный вуз. Это всяко лучше чем выпивать со своими односельчанами самогон, а годам к 30 умереть в пьяной драке.

Ну а если ты родился в какой-нибудь , в которой толком не существует государственности, а местные князьки заявляются в твою деревню с автоматами наперевес и убивают кого-ни попадя, а кого ни попадя уводят в рабство — то пиши пропала твоя жизнь, а вместе с ней и твое будущее.

Критерии социальной стратификации

К критериям социальной стратификации относится: власть, образование, доход и престиж. Разберем каждый критерий в отдельности.

Власть. Люди не равны по уровню власти. Уровень власти измеряется (1) количеством людей, которые находятся у тебя в подчинении, а также (2) объемом твоих полномочий. Но наличие одного этого критерия (даже самой большой власти) не означает, что ты — находишься в высшем слое. К примеру у учителя, преподавателя власти хоть отбавляй, но доход вот хромает.

Образование. Чем выше уровень образования, тем больше возможностей. Если у тебя высшее образование — это открывает определенные горизонты для твоего развития. На первый взгляд кажется, что в России — это не так. Но это только так кажется. Потому что основная масса выпускников настроена иждивенчески - их должны взять на работу. Они не понимают, что со своим высшим образованием они вполне могут открыть своё дело и повысить свой третий критерий социальной стратификации — доход.

Доход — третий критерий социальной стратификации. Именно благодаря этому определяющему критерию можно судить о том, к какому социальному классу относится человек. Если доход от 500 тысяч рублей на душу и выше в месяц — то к высшему; если от 50 тыс до 500 тысяч рублей (на душу населения), то ты относишься к среднему классу. Если от 2000 рублей до 30 тыс. то твой класс- базовый. И также далее.

Престиж — субъективное восприятие людьми твоего , является критерием социальной стратификации. Раньше считалось, что престиж выражается исключительно в доходе, так как если у тебя достаточно денег — ты можешь красивее и качественнее одеваться, а в обществе, как известно, встречают по одежке... Но ещё 100 лет назад социологи поняли, что престиж может быть выражен в престиже профессии (профессионального статуса).

Виды социальной стратификации

Виды социальной стратификации могут быть выделены, например, по сферам общества. Человек за свою жизнь может сделать карьеру в (стать известным политиком), в культурной (стать узнаваемым деятелем культуры), в социальной сфере (стать, к примеру, почетным гражданином).

Кроме того, виды социальной стратификации могут быть выделены на основе того или иного типа стратификационных систем. Критерий выделения таких систем — наличие или отсутствие социальной мобильности.

Существует несколько таких систем: кастовая, клановая, рабовладельческая, сословная, классовая и пр. Некоторые из них разобраны выше в видео по социальной стратификации.

Вы должны понимать, что тема эта крайне большая, и охватить ее в одном видеоуроке и в одной статье невозможно. Поэтому мы предлагаем Вам приобрести видеокурс в котором уже содержатся все нюансы по теме социальной стратификации, социальной мобильности и другим смежным темам:

С уважением, Андрей Пучков