Кто построил церковь иоанна лествичника. Церковь иоанна лествичника над святыми вратами. Перестройка колокольни в царствование Бориса Годунова

Описание:

Архитектурный ансамбль колокольни «Иван Великий» состоит из столпа колокольни, Филаретовой пристройки, возведенной в 1635-36 гг. мастером Баженом Огурцовым, и Успенской звонницы начала XIX века (архитекторы Д.И. Жилярди, Л. Руска и И.В. Еготов).

Первоначально на месте колокольни стояла церковь Иоанна Лествичника, построенная при Иване Калите в конце первой трети XIV в. Это был храм архитектурного типа «иже под колоколы». В 1505 г. старая церковь была разобрана, и к востоку от нее приглашенным итальянским зодчим Боном Фрязиным была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. Строительство было закончено в 1508 г.

При царе Борисе Годунове предположительно государевым мастером Федором Савельевичем Конем к двум ярусам колокольни был пристроен еще один, после чего колокольня приобрела современный вид и стала самым высоким зданием Москвы того времени.

В 1812 г. французские оккупанты пытались взорвать ансамбль колокольни Ивана Великого при отступлении из Москвы. При этом здание было лишь слегка повреждено и в 1814-15 гг. восстановлено.

В ХХ в. колокольня неоднократно реставрировалась. В 1918 г. колокольня и храм Иоанна Лествичника были закрыты. Сегодня на колокольне находятся колокола XVI- XIX вв., самые известные из них: Успенский (весом более 65 тонн, отлит в 1819 г.), Реут (Ревун, более 32 тонн, 1622 г.), Медведь (1501 г.), Лебедь (1775 г.), Корсунский (1554 г.), Голодарь и др.

В 1992 г. в праздник Пасхи впервые после закрытия зазвонили колокола на колокольне Ивана Великого.

В настоящее время колокольня используется по прямому назначению в дни больших церковных праздников, когда совершаются богослужения в кремлевских соборах, и по особым случаям. Храм в честь прп. Иоанна Лествичника не действует, в здании располагается музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Москва, Кремль, Соборная площадь

В самом центре столицы, на Соборной площади Кремля расположена церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичкина, больше известная как колокольня Ивана Великого. Она объединяет все древние храмы Московского Кремля в единый архитектурный ансамбль. В 2008 году храм отметил свое 500-летие.

Из истории Колокольни Ивана Великого в Москве

В 1329 году на месте настоящей постройки была построена церковь «под колокол» Иоанна Лествичкина. В 1505 году старая церковь была разрушена и на ее месте в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году построена новая церковь. В 1600 году при Борисе Годунове к ней был пристроен еще один ярус – цилиндрический. Колокольня стала самым высоким в то время сооружением в столице. Ее высота достигла 81 метр. Площадь, расположенная к востоку от нее, именовалась в старину Ивановской. Здесь громко, "во всю Ивановскую", оглашали царские указы и наказывали провинившихся.

В 1532 году с северной стороны зодчим Петроком Малым пристраивается звонница с храмом Вознесения Господня. В ней устанавливается тысячепудовый колокол "Благовестник". Сам храм находился на третьем ярусе и для входа в него была устроена лестница. С 17 века церковь преобразуется в звонницу, названную Успенской. С 1624 по 1632 годы во время царствования Михаилаа Романова и патриаршества его отца Филарета с северной стороны Важеном Огурцовым было пристроено еще одно сооружение - Филаретовская пристройка с белокаменными пирамидками и черепичным шатром.

Во время Отечественной войны 1812 года звонница и пристройка были разрушены. Уцелела только Колокольня. С нее был снят крест, который до сих пор он не найден. Сейчас на ее позолоченном куполе находится восьмиконечный крест из железа, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине вырезаны слова «Царь Славы».

В 1819 г. по проекту архитектора Д. Жилярди разрушенные звонница и Филаретовская пристройка были восстановлены в прежнем виде, но появились элементы архитектуры 19 века.

Колокола на Колокольне Ивана Великого в Москве

Всего на звоннице, Филаретовской пристройке и колокольне - 21 колокол. Раньше они висели на деревянных балках. В 19 – 20 вв. были перевешены на железные. На Филаретовской пристройке и звоннице сохранилось три колокола. Самый большой колокол – Успенский (Праздничный) весит 65 т 320 кг. Он был отлит мастерами Завьяловым и Русиновым в 19 веке. Успенский колокол был самым большим из действующих русских колоколов и лучшим по тону и по звуку. Колокол Реут (Ревун) на звоннице весит 32 т 760 кг. Отлит Андреем Чеховым в 1622 году. Третий колокол Вседневный (Семисотный) на Филаретовской пристройке, отлитый в XVIII веке И. Моториным, весит 13 т 71 кг. На колокольне находятся 18 колоколов. В нижнем ярусе 6 колоколов: Медведь (вседневный) и Лебедь, Новгородский и Широкий, Слободский и Ростовский. В среднем ярусе - девять колоколов: Новый (ранее Успенский) и Немчин, Безымянный и Даниловский, Глухой и Корсунский, а также Марьинский. Кроме них, здесь висят два небольших Корсунских беловатых по цвету колокола. В верхнем ярусе колокольни находятся три безымянных колокола.

Музеи в колокольне Ивана Великого в Москве

На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал, где экспонируются произведения искусства самого Кремля и других музеев России и мира. В колокольне открыт необычный музей истории Московского Кремля . Здесь можно увидеть элементы первых белокаменных сооружений, которые появились в Кремле в 14 веке, панораму столицы и другие интересные экспонаты. С помощью мультимедийных технологий на ее стенах и сводах проецируются исторические памятники Кремля . Посетители музея, выйдя на смотровую площадку, смогут осмотреть Кремль с высоты птичьего полета. Желающие могут воспользоваться аудиогидом.

Церковь Иоанна Лествичника была возведена над Святыми вратами в 1572 году на вклад сыновей Ивана Грозного – Ивана и Федора. Это важный архитектурно-живописный комплекс, с которого начинается знакомство с центральной частью монастырского ансамбля.

Святые врата, построенные в 1524 году, ведут на главную соборную площадь монастыря и состоят из двух пролетов. Малый пролет был открыт в будни, а решетчатые створы большого пролета отворялись по праздникам, когда в Кирилло-Белозерском монастыре собиралось огромное число людей с разных концов Руси. Стены Святых врат образуют в плане очень сложную конфигурацию: двухступенчатые филенчатые впадины с килевидными завершениями и массивные круглые столбы, наполовину выступающие из стены, создают богатую пластическую игру. По бокам в проездах устроены арочные ниши, заложенные в XVI веке.

Стены и своды Святых ворот покрыты фресковой росписью. Как свидетельствует надпись на правой стороне меньшего пролета, роспись была исполнена в 1585 году «старцем Александром со своими учениками со Омелином да с Никитою». Однако неизвестно, был ли руководитель работ старец Александр монахом Кириллова монастыря или роспись выполнили мастера приглашенной со стороны артели. Назначению пролетов соответствует характер стенописи: строгий и лаконичный – в малом пролете, торжественный и нарядный – в большом. Росписи Святых врат Кирилло-Белозерского монастыря – один из наиболее ранних и полных образцов декора монастырских врат.

В 1572 году над Святыми вратами Кирилло-Белозерского монастыря была сооружена небольшая церковь Иоанна Лествичника. Надвратный храм возводился на вклад сыновей Ивана Грозного – Федора и Ивана. Главный престол храма посвящен патрональному святому царевича Ивана, а придел мученика Федора Стратилата – патрональному святому царевича Федора. Фасады церкви разделены на три вертикальные части с узкими лопатками. В верхней части сооружение имеет многоступенчатый карниз. Выше его, завершая вертикальные членения, располагаются арки – закомары, заполненные кирпичным орнаментом из поребрика, нишек и бегунца. Широкий декоративный пояс вверху барабана, венчающего церковь, дополнен рядом керамических балясин. Такой же орнамент повторялся в двух ярусах полукруглых кокошников, степенями поднимающихся к барабану главы. Отличительной особенностью декора этой церкви по сравнению с другими, более ранними храмами обители является наличие филенок на лопатках. Стены храма белились, а отдельные архитектурные детали красились в цвет кирпича. Белоснежные стены церкви и Святых ворот подчеркивали яркую, красочную роспись внизу под сводами арочных пролетов. Памятник служил парадным входом в монастырь, поэтому выглядел нарядным и торжественным. В XVIII столетии, после того как памятник пострадал от пожара, его внешний облик претерпел изменения: кокошники были заменены четырехскатной кровлей; из двух глав, завершающих церковь (вторая была над юго-восточным приделом), оставлена одна, а ее прежнее шлемовидное покрытие сменила глава барочной формы. В XIX веке стены церкви были окрашены охрой, пилястры были выделены белым цветом, а филенки – красным.

Внутреннее пространство церкви Иоанна Лествичника перекрыто коробовыми сводами со ступенчатыми подпружными арками. Интерьер церкви сохранился с редкой полнотой. В храме уцелели древний кирпичный пол, полотна западной двери, престол и пристенная скамья в алтаре. В толще стен – большое количество арочных ниш и узких полуциркульных окон. Особую ценность церкви представляет четырехярусный иконостас, который являлся основным ее украшением.

Фото: Церковь Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого в Кремле

Фото и описание

Церковь Иоанна Лествичника, расположенная на территории московского Кремля, является одним из старейших храмов столицы. Храм стоит на Соборной площади, а рядом с ним возвышается колокольня, прозванная «Иваном Великим».

Церковь стала одним из трех первых белокаменных храмов, которые заложил в первой половине XIV столетия князь Иван Калита. Первым был заложен храм Рождества Иоанна Предтечи на Бору, затем Успенский собор и третьим – Иоанна Лествичника в 1329 году. Святой, в честь которого был освящен этот храм, жил в VI-VII веках и стал автором труда «Лествица» о пути человека к Богу. После окончания строительства церковь и колокольня были приписаны к Успенскому собору как придельный храм.

Колокольня церкви Иоанна Лествичника стала первым подобным сооружением на Москве и долгое время считалась самым высоким.

Церковь изначально была построена «под колоколы»: храм размещался в нижнем ярусе, а звонница – в верхнем. Свой нынешний облик этот ансамбль религиозной архитектуры приобрел в XVI-XVII столетиях, когда проводилось переустройство всего Кремля. Предыдущее здание в 1505 году было разобрано, а на его месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил новую двухъярусную колокольню, а в ее основании – новую церковь. Спустя примерно 25 лет рядом была построена еще и Успенская звонница.

В начале XVII века по приказу Бориса Годунова колокольня была надстроена еще на один ярус, за что была названа «Годуновым столпом». Чуть позже по распоряжению патриарха Филарета была пристроена еще одна звонница, названная по его имени.

В советское время церковь Иоанна Лествичника была закрыта, а в здание использовалось в других целях. После смерти Иосифа Сталина в 1953 году Кремль открыли для посетителей, а в здании церкви стали проводить выставки.