Не с деепричастиями пишется раздельно примеры. "Не" с деепричастиями: правила правописания

Деепричастия – это неизменяемая самостоятельная часть речи (по некоторым учебникам – форма глагола), обозначающая добавочное действие. В русском языке выделяют слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Как правило, НЕ с деепричастиями пишется раздельно .

Слитное написание НЕ деепричастиями возможно в двух случаях:

  • Если деепричастие не употребляется без НЕ (недомогая, негодуя, недоумевая) ;
  • Если деепричастие образовано от глагола с приставкой недо- и имеет значение неполноты, недостаточности (недослышав, недоплатив, недосчитавшись) .
  • Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

    Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    Слитно «не» с деепричастиями. Примеры предложений

    Ряд дее­при­ча­стий пишут­ся с «не» слит­но. Рассмотрим их и при­ве­дем при­ме­ры пред­ло­же­ний, в кото­рых упо­треб­ле­ны дее­при­ча­стия, пишу­щи­е­ся с «не» слит­но.

    Общеизвестно, что отри­ца­тель­ная части­ца «не» с гла­го­ла­ми и дее­при­ча­сти­я­ми пишет­ся раз­дель­но, напри­мер:

  • не рисо­вать - не рисуя;
  • не гото­вить­ся - не гото­вясь;
  • не создать - не создав, не создав­ши;
  • не отпра­вить­ся - не отпра­вив­шись.
  • Но все же в рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет слит­ное напи­са­ние дее­при­ча­стий с не- , когда эта гла­голь­ная фор­ма обра­зо­ва­на от сло­ва, в кото­ром началь­ное не- явля­ет­ся частью кор­ня. Без не- гла­гол не упо­треб­ля­ет­ся. Образуем от таких гла­го­лов дее­при­ча­стия:

  • нежит­ся - нежив­шись;
  • недо­уме­вать - недо­уме­вая;
  • нена­ви­деть - нена­ви­дя;
  • него­до­вать - него­дуя;
  • неистов­ство­вать - неистов­ствуя;
  • невзлю­бить - незлю­бив;
  • недо­мо­гать - недо­мо­гая;
  • невзви­деть бело­го све­та - невзви­дев бело­го све­та.
  • Начальное не- пишет­ся слит­но в соста­ве дее­при­ча­стий, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов с при­став­кой недо- , кото­рая при­да­ет зна­че­ние неза­вер­шен­но­сти или непол­но­ты дей­ствия, напри­мер:

  • недо­пла­тить зар­пла­ту - недо­пла­тив зар­пла­ту;
  • недо­по­лу­чать вни­ма­ние и забо­ту - недо­по­лу­чая вни­ма­ние и забо­ту;
  • недо­се­вать поле - недо­се­вая поле;
  • недо­смот­реть малы­ша - недо­смот­рев малы­ша;
  • недо­слы­шать - недо­слы­шав;
  • недо­люб­ли­вать шум и суе­ту - недо­люб­ли­вая шум и суе­ту;
  • недо­пи­сать ста­тью - недо­пи­сав ста­тью ;
  • недо­спать - недо­спав;
  • недо­счи­тать­ся - недо­счи­тав­шись.
  • Примеры предложений, в которых «не» с деепричастиями пишется слитно

    Нежившись на солн­це, белый пуши­стый коте­нок при­вле­кал все­об­щее вни­ма­ние.

    Неистовствуя и раз­ма­хи­вая рука­ми, тол­па болель­щи­ков гром­ко выкри­ки­ва­ла сло­ва одоб­ре­ния люби­мой фут­боль­ной коман­де.

    Негодуя по пово­ду отка­за в реше­нии вопро­са, муж­чи­на вышел из учре­жде­ния.

    Невзлюбив шум­но­го сосе­да, ста­рик ста­рал­ся не общать­ся с ним.

    Недомогая с само­го утра, жен­щи­на чув­ство­ва­ла сла­бость во всем теле и голо­во­кру­же­ние.

    Он побе­жал прочь невзви­дев бело­го све­та от яро­сти.

    Ненавидя рутин­ную и скуч­ную рабо­ту, она заня­лась твор­че­ством.

    Недослышав вопрос, ста­рик отве­тил мне нев­по­пад.

    Накануне недо­спав, сту­дент был рас­се­ян и невни­ма­те­лен на лек­ции.

    Недополучая вни­ма­ние и забо­ту род­ствен­ни­ков, ста­рик чув­ство­вал себя оди­но­ким.

    Недолюбливая шум и суе­ту город­ских улиц, он часто гулял по тихим алле­ям ста­ро­го пар­ка.

    Недосчитавшись цып­лят, хозяй­ка пошла искать их на луг.

    14. Написание не с деепричастиями. Правила

    Частица не с деепричастиями обычно пишется раздельно:

    не отдохнув, не пообедав, не замечая.

    Не с деепричастиями пишется слитно, если деепричастия образованы:

    1. от глаголов, без не не употребляющихся:

    недоумевая, негодуя, ненавидя;

    2. от глаголов с приставкой недо- :

    Задачи на тему «Написание не с деепричастиями»

    1. (Не)двигаясь.
    2. Постоянно (не)доедая.
    3. (Не)дооценив способности.
    4. (Не)скрываясь.
    5. (Не)думая.

    1. (Не)веря.
    2. (Не)досчитавшись нескольких экземпляров.
    3. (Не)притронувшись.
    4. (Не)помня.
    5. (Не)навидя.

    Выберите деепричастия, которые пишутся раздельно с частицей не.

    1. Тянется усталая ночь, и, ни на минуту (не)прерывая шумящего, не утихающего движения, льётся чёрный человеческий поток.
    2. Сразу (не)взлюбив свою новую машину, Рогов никак не мог к ней привыкнуть.
    3. Колоски ржи засохли ещё до цветения, так и (не)налившись зерном.
    4. (Не)замечая человека, природа ожила, всё кругом зашумело и зашуршало свободно, (не)скрываясь.

    1. Всё ещё (не)доумевая и несколько смущаясь от торжественной встречи, я соскочил с лошади и подошёл к хозяину усадьбы.
    2. (Не)дочитав книгу, я пошёл гулять.
    3. Василиса первая подала ему руку, Василий пожал её и, (не)договорив, ушёл.
    4. Австрийские войска, (не)дооценив силы противника, теперь в беспорядке отступали.
    5. Грей стоял у штурвала, (не)доверяя руля матросу.

    Выберите деепричастия, которые пишутся слитно с частицей не.

    1. (Не)страшась меня, близко садились, громко распевали лесные маленькие птички.
    2. Лукавое время играет в минутки, (не)требуя крупных монет.
    3. Возмущаясь и (не)годуя, они так и не пришли к согласию.
    4. Павел захлопнул дверь, (не)досмотрев заката, (не)додышав сырого, синего вечернего воздуха.
    5. Изредка, (не)разжимая зубов, он произносил краткое горловое слово.

    Написание НЕ с деепричастиями

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    Изучая части речи, мы обязательно говорим о правописании с ними частицы НЕ. На уроке вы узнаете, как пишется НЕ с деепричастиями. Также рассмотрите случаи субстантивации, когда деепричастие переходит в разряд предлога.

    Урок: Написание НЕ с деепричастиями

    Как и глаголы, деепричастия пишутся с отрицательной частицей НЕ раздельно

    Например: Он смотрел, не мигая . Она вошла, не улыбнувшись .

    Если деепричастие не употребляется без НЕ, то оно пишется с НЕ слитно:

    Например: недоумевая, негодуя, ненавидя .

    3. Недо- / не + до- ответвление

    Различение приставки НЕДО- и сочетания частицы НЕ и приставки ДО-

    Как и при написании глаголов, при написании деепричастий следует различать слова с приставкой недо- и слова с отрицательной частицей не и приставкой до-.

    Приставка недо- придает глаголам и деепричастиям значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой: Они ринулись в бой, н е дооценив силы противника.

    Глаголы и деепричастия с частицей не и приставкой до- обозначают действие, не доведенное до конца: Не доев суп , мальчик побежал гулять.

    Упражнение № 172, 173. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

    Задание №1. С пишите, распределив в 2 колонки: слитно/ раздельно. Определите и надпишите часть речи (глагол/деепричастие).

    (Не)знал ничего; (не)мог (не)знать; (не)чувствовать опасности; (не)чувствовать боли; (не)навидеть недруга; ничего (не)жалея; (не)навидя ложь; (не)думая ни о чем; (не)думал о ближнем; (не)жалеть о случившемся; (не)годуя на кого-то; страшно (не)годовать.

    Дидактические материалы. Раздел «Морфология. Деепричастие»

    НЕ с деепричастиями.

    Правила орфографии. Правописание НЕ с деепричастиями.

    1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.

    2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

    3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.

    4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

    ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ и НИ

    НЕ с причастиями

    Слитно пишется не с причастиями, если причастия образованы от глаголов, не употребляющихся без не: не годующий, не домогающий, не навидевший (не годовать, не домогать, не навидеть) .

    Слитно пишется не с причастиями, образованными от глаголов с приставкой недо- : не долюбленный, не допонятый, не досчитавшийся (не долюбить, не допонять, не досчитаться) : Направо и налево виднелись недожатые поля (Пауст.).

    Слитно пишется не с действительными и полными страдательными причастиями, если при них нет зависимых слов: не выполненная работа, не вычитанная рукопись, не двигающийся объект, не прочитанная книга - в этих случаях причастия с не можно заменить синонимичным словом без не (как и у прилагательных): Непросохшую (сырую) одежду спешно пялит на себя (Тв.); А главное - Булгаков улавливал непредсказуемые (возможные, но скрытые), и в этом смысле «мистические», черты исторического процесса (Лакш.); Ходить по неосвещенным (темным) улицам опасно. Иногда такая замена имеется в самом предложении: Вронский тоже поднялся и в нагнутом, невыпрямленном состоянии исподлобья глянул на него (Л. Т.).

    Раздельно пишется не с причастиями, имеющими при себе зависимые слова: не разобранные хозяином вещи, не возвращенная другу книга, не напечатанная в срок статья; Глубокая, не тронутая даже шелестом единственного сухого листа тишина простиралась в лугах (Пауст.); Не искушенные в борьбе и не изведавшие всех хитросплетений вражеской тактики, они сразу оказались в плену соглашательских иллюзий (Сим.).

    Примечание 1. Различаются в написании причастия с частицей не, имеющие зависимые слова, и прилагательные с приставкой не- , возникшие на базе этих причастий; ср.: не приспособленные для эксплуатации в зимнее время установки (‘никто не приспособил к зимним условиям’) - неприспособленный к жизни человек (‘не умеющий приспособиться, непрактичный’); не организованные вовремя занятия (‘никто не организовал’) - неорганизованные дети (‘разболтанные, недисциплинированные’); не выдержанный необходимое время заварной чай (‘не выдержали нужное время’) - невыдержанный в спорах человек (‘вспыльчивый, горячий’). Прилагательные имеют отличное от причастий значение (менее связанное с мотивирующим глаголом) и свободно могут заменяться в предложении синонимичными прилагательными, что невозможно для причастий, имеющих зависимые слова. Кроме того, эти образования различаются и грамматически: после страдательных причастий, например, всегда можно поставить вопрос кем?, так как эти причастия управляют дополнением в творительном падеже (творительный субъекта, деятеля): не приспособленные (кем?) для эксплуатации в зимнее время установки; не организованные (кем?) вовремя занятия. В случаях же с прилагательными постановка такого вопроса невозможна.
    Это же различие наблюдается и в кратких формах; ср.: чай не выдержан - человек не выдержан.

    Примечание 2. При наличии наречий меры и степени в качестве зависимых слов не с причастиями пишется слитно, т. е. так же, как и с прилагательными: совершенно не подготовленное решение, абсолютно не продуманный ответ. Однако если, кроме наречий меры и степени в качестве зависимых слов, имеются еще и другие, то не с причастием пишется по общему правилу, т. е. раздельно: совершенно не подготовленный по физике ученик (ср.: не подготовленный по физике ученик - совершенно не подготовленный ученик).

    Примечание 3. Правило о раздельном написании не с причастиями, которые имеют зависимые слова, не распространяется на субстантивированные (перешедшие в разряд существительных) причастия; ср.: В классе были учащиеся, не успевающие по русскому языку (причастие). - Количество неуспевающих по русскому языку в классе было невелико (причастие, перешедшее в разряд существительных).

    Раздельно пишется не с причастиями, если при них имеется или подразумевается противопоставление: не напечатанная, но написанная статья; не выдуманная, а действительная история; не продуманный, а опрометчивый поступок; Вдали видны высокие горы, но не обожженные, а все заросшие лесом (Гонч.).

    Раздельно пишется не с краткими причастиями: урок не выучен, работа не сдана, статья не отредактирована.

    Правописание частицы не с причастиями

    1. Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты, непрекращающиеся боли.

    2. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

    Примечание 1. Данное правило распространяется и на те случаи, когда причастие с пояснительными словами образует часть составного сказуемого, например: Многие письма писателя остались не опубликованными при его жизни; Бездарность сойдет со сцены не замеченной в искусстве. Ср. в другой синтаксической конструкции: Трудно представить себе его не участвующим активно в общественной жизни.

    Этому также подчиняются причастия, употребляемые в роли существительных, например: В числе не явившихся на заседание были Петров и Сергеев. Но при субстантивации причастия (переходе в разряд существительных) используется слитное написание, например: число неуспевающих по русскому языку.

    Примечание 2. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

    Примечание 3. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно, например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум – все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т.е. малопригодные, в значении прилагательного) – написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) – рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура – в переносном значении) – рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т.е. явна, очевидна, в значении прилагательного) – дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) – доклад не подготовлен (причастие).

    3. Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена.

    4. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный, а только начатый рассказ.

    НЕ с деепричастиями: правило, исключения и трудные случаи

    Школьники легко запоминают, что НЕ с деепричастиями пишется раздельно, так же, как и с глаголом, от которого эта часть речи произошла:

    • Не научившись различать части речи, школьники путаются в применении орфографических правил. Следовательно, стать по-настоящему грамотным человеком, не зная основ морфологии, невозможно.
    • Исключение из этого правила составляют случаи, когда слово без этой частицы уже не употребляется:

    • Кириллов, ненавидя чужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека.
    • Также следует запомнить, что приставка НЕДО- является показателем слитного написания:

    • Отец, недосыпая , ежедневно работал над своим научным проектом. Но настоящее открытие он совершил, попросту недоглядев за детьми, случайно пролившими реактивы на стол.
    • Коварство легкой, на первый взгляд, орфограммы «Правописание НЕ с деепричастиями», состоит в наличии омонимичных форм. Слова, одинаковые по звучанию, в русском языке имеют разное лексическое значение.

      Например, деепричастия «недоедая» и «не доедая» пишутся неодинаково.

    • Мария, всегда, не доедая (не ест до конца) свой завтрак, первой уходит на работу.
    • Во время войны, люди жили, недоедая (ели мало, плохо питались) месяцами.
    • Неотличимые на слух друг от друга деепричастия и образованные от них части речи – самая большая проблема для школьников, изучающих тему «НЕ с деепричастиями».

      Примеры трудных случаев правописания:

    • Не смотря (деепричастие) маме в глаза, Андрей рассказал о своей тайне.
    • Несмотря на (производный предлог) своё волнение, оратор выступил достойно.
    • Не медля (деепричастие) ни минуты, мы отправились в Москву.
    • Выходите из комнаты немедля (наречие)!
    • Чтобы не допустить ошибку, нужно знать грамматические признаки этих частей речи и правильно задать к интересующему слову вопрос. Если перед нами деепричастие, то к нему можно задать вопросы («что делая?» и «что сделав?»).

      Кроме того, эту часть речи легко превратить в глагол, от которого оно образовалось. При этом смысл предложения не изменится.

      Производные предлоги не имеют самостоятельного значения. Их роль сводится к выражению синтаксической зависимости именных частей речи от других слов. Предлог, таким образом, останется и в вопросе, и в ответе:

    • Невзирая на (что?) трудности, мы достойно справились с заданием.
    • Наречие чаще всего относится к глаголу, так как обозначает признак действия.

      Кстати, стоит обратить внимание на слово «нехотя». Это наречие, утратившее связь со своим исчезнувшим из языка предком – деепричастием «хотя», всегда пишется слитно:

    • Засидевшись допоздна, гости (как?) нехотя начали расходиться.
    • К счастью, слов, в которых можно ошибиться, перепутав их с деепричастиями, в современном русском языке не так много. Запомнив несколько омонимичных пар слов, учащиеся быстро усваивают орфограмму «НЕ с деепричастиями».

      Заявление на выплаты декретных Пособия по беременности и родам в 2018 году (декретные выплаты) Право на пособие имеют следующие категории женщин: работающие, застрахованные по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с […]

    • Как узнать транспортный налог по ИНН (без регистрации)? Отправить на почту Узнать транспортный налог по ИНН без регистрации с использованием интернета не составляет труда. Для этого нужно знать ИНН плательщика налога и иметь доступ к […]
    • Налоговые ставки НДПИ в 2017 году Отправить на почту НДПИ - ставка 2017 года по этому налогу может быть представлена широким перечнем разновидностей, поскольку устанавливается дифференцированно для каждого типа полезного ископаемого. При […]
    • Сайт пожарных | Пожарная безопасность Последние публикации: Оказания первой помощи пострадавшим при пожаре В нашей современной жизни зачастую происходят такие ситуации, где собственная жизнь и здоровье, а так же жизнь и здоровье наших […]
    • Росгосстрах выплаты по ОСАГО Следующая статья: КАСКО Согаз Компания «Росгосстрах» на сегодняшний день является одной из самых крупных. Страховые выплаты по ОСАГО во многих городах достигают нескольких сотен миллионов рублей. Это говорит […]
    • Какие штрафы по налогу на прибыль (размеры и нарушения)? Отправить на почту Штраф по налогу на прибыль взимается за допущение нарушений, предусмотренных НК РФ. Рассмотрим, за какие налоговые проступки и в каком размере могут быть […]

    Цели:

    • познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями;
    • формировать навык написания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами;
    • вооружить школьников нормами литературного языка, развитие связной речи;
    • воздействовать на чувства учащихся, формирование любви к природе, развитие логического мышления.

    Оборудование: доска, технические средства обучения (проектор).

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент (учитель контролирует готовность учащихся к уроку, консультанты сообщают о выполнении домашнего задания).

    II. Повторение правописания НЕ с глаголами и причастиями

    Составление опорной схемы по правописанию НЕ с глаголами и причастиями, на каждое правило школьники записывают свой пример, схема проецируется на доске. (Приложение , слайд 1).

    Графический диктант с самопроверкой и самооценкой

    • не развеял сомнения
    • неубранное поле
    • необдуманный поступок
    • невзлюбил соседа
    • неотправленное письмо
    • еще не проснувшийся город
    • не написанный, а напечатанный текст
    • далеко не решенный вопрос
    • никого не заметил
    • собрание не закончено
    • не вызубренные, а осознанные правила
    • нетронутый завтрак

    (правильный вариант графического диктанта – слайд 2).

    III. Объяснение нового материала (на доске проецируются слова, записанные в два столбика – слайд 3).

    НЕ с деепричастиями

    не_ задумываясь нен авидя
    не_думая нег одуя
    не_прочитав нед оумевая
    не_двигаясь нев злюбив

    Вопросы и задание:

    – Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
    – Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
    – Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

    Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).

    Вывод проецируется на доске. (Cлайд 3)

    Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказываю соседу по парте.

    – Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами)

    Проецирование итоговой таблицы (Cлайд 4)

    IV. Закрепление нового материала

    Тренировочное упражнение с обозначением данной орфограммы.

    Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями (к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения сам, к остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):

    Не_зная (дееприч.) , нед оумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), нев злюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),нен авидя(без НЕ не употр.).

    Упражнение №170 .

    Упражнение №171 устно (обсуждаются лишь слова с орфограммой, изучаемой на уроке).

    Упражнение-игра «Четвертый лишний» (задание проецируется на доске, варианты ответов заносятся в контрольный лист, проводится взаимопроверка по готовым ответам на доске, ставится оценка, только потом обсуждаются варианты ответов слайд №5).

    V. Домашнее задание: параграф №28, упражнение №173.

    VI. Физкультурная минутка

    Внимание, девочки!
    Внимание, мальчики!
    Вытянув руки,
    Разминаем пальчики.
    Плечи поднимаем,
    Головой вращаем.
    Закрыв глаза, отдохнем,
    Заниматься вновь начнем!

    (Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»
    Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».

    VII. Работа с текстом и подготовленный диктант

    1. На доске проецируется текст и читается учителе (Слайд 6)

    Вопросы учителя:

    – Докажите, что перед нами текст(предложения связаны по смыслу и грамматически).
    – Озаглавьте текст (на доске появляется один из вариантов)
    – Определите стиль текста (художественный, т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи).
    – Определите тип речи (повествование, т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций).

    2. Словарная орфоэпическая работа (запись в словари).

    Постановка ударения в деепричастиях: подняв (поняв, начав, клевеща, щебеча, щекоча).
    Постановка ударения в глаголе: поднялись (довольно часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начались, принялись).
    Постановка ударения в существительных в косвенных падежах множественного числа: когда в И.п.ед.ч. и в И.п.мн.ч. ударение в существительном на основе, то в косвенных падежах мн.ч. оно падает на окончание (волк, волки-волков, волкам, вор, воры-воров, ворам).
    Прочитаем выразительно текст.

    – Найдите орфографические ошибки, допущенные автором в тексте.

    (Учащиеся выпишут 4 деепричастия с НЕ, которые в тексте написаны с НЕ слитно, и графически обозначат орфограмму).

    – А нет ли в тексте пунктуационных ошибок? (В тексте пропущены 5 запятых, объяснить их постановку).

    (Текст убирается с доски, школьники пишут подготовленный диктант) .

    VIII. Подведение итогов урока

    – От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием?

    – Приведите примеры.

    Деепричастие - такой же полноправный «участник» речи в русском языке, как и другие. Употребляется оно довольно часто, и нередко возникает трудности с его правописанием. В частности, в случаях употребления частицы «не» с деепричастиями. Слитно или раздельно - вот в чем вопрос!

    Когда употребляется раздельное написание

    Поскольку деепричастие является ближайшим «родственником» глагола, правила написания у этих двух частей речи схожи. Как известно, в большинстве случаев частица «не» с глаголами пишется раздельно. Это золотое правило каждому известно еще со школьных лет. Вот и «не» с деепричастиями почти всегда имеет раздельное написание. Например: не вынуждая, не отчаиваясь, не отказываясь, не закрывая и т. д.

    Когда необходимо слитное написание

    Слитное написание «не» с деепричастиями, опять же, ориентируется на глаголы. Если деепричастие образовано от глагола, который без «не» не употребляется, о раздельном написании не может быть и речи. Слитное употребление «не» с деепричастиями - примеры: ненавидя, недомогая, негодуя.

    Поскольку слов «навидя», «домогая», «годуя» в русском языке не существует и без «не» они полный ноль, писать их с этой частицей нужно только слитно. Иначе получится грубейшая ошибка.

    Нестандартные ситуации

    Большинство людей допускают оплошности при написании «не» с деепричастиями не потому, что не знают правила, а потому, что путают данную часть речи с другими. Эта омонимия порой способна ввести в заблуждение даже знатоков русского языка.

    Легче всего деепричастие перепутать с производным от него предлогом. Например, в предложении «Он шел вперед несмотря ни на что» «несмотря» - это предлог. И написание здесь слитное. А в предложении «Он шел вперед, не смотря по сторонам» «не смотря» - деепричастие. И с частицей «не» оно пишется раздельно, как и глагол-родитель - «смотреть» (не смотреть). Отличить предлог от деепричастия несложно. К первому вопрос подобрать не получится, а ко второму - можно.

    Также путают иногда деепричастие «не медля» с наречием «немедля»: «Не медля ни минуты, приступил к обязанностям» и «Приступил немедля к своим обязанностям». Обычно (хоть и не всегда) в связке с деепричастием идет еще частица «ни», что и является «опознавательным знаком».

    И еще один вариант неразберихи. Частица «не» плюс приставка «до» и просто приставка «недо» - это две большие разницы. В первом случае будет раздельное написание, во втором - слитное. Например: не доглядев (незавершенность действия) и недосыпая (неполнота действия).

    Пожалуй, эти нюансы являются самыми сложными в теме правописания деепричастий с «не». Само же правило, как и в случае с глаголами, понятное и простое.

    НЕ пишется слитно или раздельно? Правописание не с именами прилагательными - 1. Пишутся слитно с не имена прилагательные, которые не употребляются без не, например: небрежный, невзрачный, невежественный, нечестивый, неприязненный.

    Ехать навстречу (сущ.) с товарищем.Ввиду (= по причине) болезни друга я не пошёл не рыбалку. Он тоже (= И) был на собрании. Успех в учёбе зависит также (= И) от умения организовать работу. Изучая части речи, мы обязательно говорим о правописании с ними частицы НЕ. На уроке вы узнаете, как пишется НЕ с деепричастиями. 2. Если слово начинается с приставки недо- со значением неполноты, недостаточности.

    Не с причастиями пишется раздельно

    3. С прилагательными в сравнительной степени. В остальных случаях правила написания не с прилагательными и причастиями более тонкие. Пример:Погода не жаркая и не холодная. Если прилагательное или причастие употребляется со словами, обозначающими степень качества: очень, весьма, крайне, почти, совершенно, чрезвычайно, совсем (в значении очень). Кроме того, прилагательное употребляется со словом очень, обозначающим степень качества.

    Правописание не с причастиями

    Эти животные вовсе не опасны для человека.Прилагательное опасны употребляется с сочетанием вовсе не, поэтому не пишется раздельно. Частица не и слово оправданный (в значении «разумный, целесообразный») вместе образуют новое слово, противоположное по значению слову оправданный.

    НЕ с причастиями, слитно и раздельно. Объясняем на примерах!

    В предложении «Неспавший врач был мрачен» не писалось бы слитно. Но все же в рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет слит­ное напи­са­ние дее­при­ча­стий с не-, когда эта гла­голь­ная фор­ма обра­зо­ва­на от сло­ва, в кото­ром началь­ное не- явля­ет­ся частью кор­ня.

    Невзирая на, несмотря на пишутся слитно и в том случае, если между несмотря, невзирая и предлогом на стоит частица ни: невзирая ни на какие трудности, несмотря ни на какие трудности. 4. Пишется слитно наречие нехотя, образованное от не употребляющегося в современном русском языке деепричастия хотя: Расступились базарные люди нехотя, исподволь, не спеша (Фед.).

    Причастие является самостоятельной частью речи и представляет собой особую форму глагола. Причастие имеет в себе совмещенные свойства имени прилагательного и глагола. Основные сложности у учащихся возникают при написании частицы не с причастием. В случаях же с прилагательными постановка такого вопроса невозможна. Это же различие наблюдается и в кратких формах; ср.: чай не выдержан - человек невыдержан.

    Частица «не» с разными частями речи

    Раздельно пишется выражение не раз, например: Не раз он обвинял себя в излишней осторожности (Фадеев). В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим, но: ни у кого, ни с каким и т.п.

    Примеры выберем максимально показательные, чтобы в будущем вопросов по написанию не с причастиями не возникало. По-простому, причастие есть характеристика того, что происходит с предметом.

    Важно не путать причастия с отглагольными прилагательными. Отличаются отглагольные прилагательные тем, что обозначают общий признак предмета, не связанный с описанием процесса. В данном случае, блестящее – это прилагательное. Зависимые слова – это слова, к которым можно задать вопрос от причастия. Тут 2 зависимых слова: «совершенно» и «печати».

    Слитное написание не с причастиями

    1) Слитно пишем, когда без «не» причастие не употребляется. Ты для меня непрочитанная книга. Хотя тут есть зависимое слово «меня», однако мы имеем дело не с причастие, а с прилагательным, о чем говорили вначале. Тридцати грамотных предложений с причастиями будет вполне достаточно. Да пребудет с вами грамотность и чистописание! Статья-то полезная, но с ошибками орфографическими! Например: о чем говорили (вначале — слитно, наречие); пребудет с вами (т.е. будет находиться), а не прибудит(т.е.

    Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица непишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане. V. Работаем с алгоритмами. 2.Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

    «Не» с различными частями речи. Слитно или раздельно?

    После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без нене употребляются). Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны.

    Приступая к работе над заданием, вы должны помнить, что написанная раздельно со словом частица НЕ выражает отрицание. Если вы выбираете слитное написание с НЕ, то в большинстве случаев речь идет уже о новом значении слова (синониме). Если вы используете усиливающие отрицание слова далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, то в этом случае написание будет раздельным.

    Смотреть что такое «Правописание не с причастиями» в других словарях:

    При двойном использовании частицы НЕ с глаголами наступает обратный эффект, вместо отрицания НЕ выражает здесь необходимость действия. Следует различать приставку НЕ и приставку НЕДО, которая указывает на недостаточность норме. Например, малыш не доел кашу (отрицание действия, поэтому пишется раздельно). С местоимениями других разрядов НЕ пишется раздельно. С существительными, наречиями, оканчивающимися на – о-е-, качественными прилагательными, если можно заменить синонимами, нет слов «вовсе», «далеко», «ничуть», «совсем» и нет противопоставления.

    Мы часто сталкиваемся с проблемой слитного раздельного написания частиц «не» и «ни» с другими словами. 1. Частица не пишется слитно со всеми словами, которые без «не» не употребляются (небылица, нелюдим, невежественный, нелепый, невзлюбить, недоумевать, нельзя, неужто). В других случаях написание «не» подчиняется следующим правилам. Примечание. Не путать с глаголами с приставкой до- и частицей «не», обозначающими «незаконченность действия» (не дочитать книгу, не досмотреть фильм).

    Если слово без НЕ не употребляется, то оно и произведенные от него слова пишутся с НЕ слитно. Все эти слова могут употребляться и с прилагательными без не (очень умный). О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо-см. 3) «Не» пишется отдельно, когда у причастиям есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени. Мы рассмотрим основные правила, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно.

    Школьники легко запоминают, что НЕ с деепричастиями пишется раздельно, так же, как и с глаголом, от которого эта часть речи произошла:

    • Не научившись различать части речи, школьники путаются в применении орфографических правил. Следовательно, стать по-настоящему грамотным человеком, не зная основ морфологии, невозможно.

    Исключение из этого правила составляют случаи, когда слово без этой частицы уже не употребляется:

    • Кириллов, ненавидя чужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека.

    Также следует запомнить, что приставка НЕДО- является показателем слитного написания:

    • Отец, недосыпая , ежедневно работал над своим научным проектом. Но настоящее открытие он совершил, попросту недоглядев за детьми, случайно пролившими реактивы на стол.

    Коварство легкой, на первый взгляд, орфограммы «Правописание НЕ с деепричастиями», состоит в наличии омонимичных форм. Слова, одинаковые по звучанию, в русском языке имеют разное лексическое значение.

    Например, деепричастия «недоедая» и «не доедая» пишутся неодинаково.

    • Мария, всегда, не доедая (не ест до конца) свой завтрак, первой уходит на работу.
    • Во время войны, люди жили, недоедая (ели мало, плохо питались) месяцами.

    Неотличимые на слух друг от друга деепричастия и образованные от них части речи - самая большая проблема для школьников, изучающих тему «НЕ с деепричастиями».

    Примеры трудных случаев правописания:

    • Не смотря (деепричастие) маме в глаза, Андрей рассказал о своей тайне.
    • Несмотря на (производный предлог) своё волнение, оратор выступил достойно.
    • Не медля (деепричастие) ни минуты, мы отправились в Москву.
    • Выходите из комнаты немедля (наречие)!

    Чтобы не допустить ошибку, нужно знать этих частей речи и правильно задать к интересующему слову вопрос. Если перед нами деепричастие, то к нему можно задать вопросы ("что делая?" и "что сделав?").

    Кроме того, эту часть речи легко превратить в глагол, от которого оно образовалось. При этом смысл предложения не изменится.

    Производные предлоги не имеют самостоятельного значения. Их роль сводится к выражению синтаксической зависимости именных частей речи от других слов. Предлог, таким образом, останется и в вопросе, и в ответе:

    • Невзирая на (что?) трудности, мы достойно справились с заданием.

    Наречие чаще всего относится к глаголу, так как обозначает признак действия.

    Кстати, стоит обратить внимание на слово «нехотя». утратившее связь со своим исчезнувшим из языка предком - деепричастием «хотя», всегда пишется слитно:

    • Засидевшись допоздна, гости (как?) нехотя начали расходиться.

    К счастью, слов, в которых можно ошибиться, перепутав их с деепричастиями, в не так много. Запомнив несколько омонимичных пар слов, учащиеся быстро усваивают орфограмму «НЕ с деепричастиями».