Орнамент в декоративно прикладном искусстве. Орнамент в декоративно-прикладном и оформительском искусстве

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональный лицей № 24 г. Сибай

Методическая разработка урока по дисциплине

«Основы композиции и цветоведения»

на тему: « Орнамент. Виды орнаментов»

Разработал: мастер п/о I квалификационной категории

С другой стороны, на него нападают во имя тех, кто претендует на превосходный характер, во имя искусства. Дискуссия больше не вписывается в этику украшения, а в морали орнамента: одна за или против против, абсолютно. Даже если на практике коллекционеры продолжают украшать свои квартиры и штаб-квартиру своих компаний мастерскими картинами, в теории искусства, у этого есть другие цели, намного лучше. Менее уместность правил, что их трансгрессия становится положительной художественной ценностью. Декоративные, смущенные декоративными, в основном отвергаются художниками и теоретиками искусства.

Г.К. Зайнулина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя роль того или иного предмета, орнамент (лат. Ornamentum – украшение) не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусствам является сам, украшенный орнамент предмет.

Так рождается модернизм в истории искусства, от архитектуры до музыки, от живописи до фотографии, от скульптуры до готовой: отторжением, за пределами искусства, орнаментом считался архаичным, материалистическим, промышленным, китчским, буржуазным, порядочным, слишком порядочным.

Другая форма удобства затем заменяет декоративную целесообразность: она основана на уважении к материалу, а не от функции объекта, от сущности среды больше, чем от качества спонсора. Модернистское удобство - материалистическое удобство. Абстракция не рождается в живописи необходимого движения форм с Делакруа, а в принятии этого материалистического принципа, который заставляет художников хотеть исследовать собственные качества их среды. Теория модернистского искусства вернулась к определенной форме платонизма, отбросив орнамент в область злокачественных проявлений, стремясь, прежде всего, сущность, Идею в искусстве.

При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличии от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять её даже во фрагментах или при перерисовки. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, в разных материалах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.

Определение Ганганга авангардистского искусства как «поиск рефлексивности» имеет сходство с платонической мыслью об идентичности и Платоном, врагом миметических искусств, с Гринбергом, защитником абстрактного искусства. Но Модернистская Идея находится в конкретном материале. Модернисты хотели построить новый мир, в котором ничто не могло бы выжить; они потворствовали утопиям города стекла, идеологии структуры и функционализма, в видении общества без неравенства или разницы. После второй мировой войны некоторые пессимистические авторы превратили тоталитаризм в кульминацию этой идеологии.

Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир. Творческое освоение декоративно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

В более общем плане прогресс путался с ростом, расширением и завоеванием. Парк развлечений или Лас-Вегас становятся справочными формами самых амбициозных городских проектов, и искусство становится разбавленным в индустрии культуры, вежливой формой популярных развлечений. Авангард в Гринберге должен был признать свое поражение, его невозможность изменить мир или продолжать верить в него, все более изолируя себя в более замкнутой среде. Триумф поп-арта в шестидесятые годы является первым проявлением постмодернизма, понимаемого здесь как разрыв с модернизмом.

Тема урока. Орнамент. Виды орнаментов.

Цели урока. 1. Ознакомление обучающихся с орнаментом, с его видами. Рассказать

о структуре орнаментов, о многообразии и единстве орнамен-

тальных мотивов стран и народов.

2. Формирование умений и знаний. Развивать умения анализиро-

ровать, устанавливать связи и отношения. Развивать умения

Этот триумф является результатом нового альянса между искусством и обществом, чье поп-арт черпает свой материал и его успех, а также его современные производные, такие как Джефф Кунс или Такаши Мураками. Поэтому неудивительно, что орнамент возвращается к передней части сцены, как бывшая звезда, которая находит свое второе дыхание после затмения в своей карьере. Но стареющая звезда представила вкус дня и любит деньги: он стал коммерческим продуктом, роскошным предметом.

Затем декоративное искусство находит свою прежнюю функцию социального различия и ее церемониальную роль. Конечно, большое количество художников, интеллектуалов и исследователей сожалеют об модернистской утопии, о декоративной эволюции искусства и о триумфе общества потребления.

планировать свою деятельность, память учащихся.

3. Воспитывать приветливость, дружелюбие. Формировать сооб-

разительность, ответственность и решительность.

Тип урока. Урок сообщения нового материала.

Учебно-методическое обеспечение и ТСО. Учебник Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство», «Основы композиции», иллюстрации, репродукции великих художников.

Его первая положительная роль - вызвать критику костюма шутника. Он выбрал в качестве орудия насмешки эмблему промышленного орнамента, китча, которая в этом американском контексте, конечно же, считалась противоположностью авангарда. Но прежде всего он выбирает лагерь прикладного искусства и интерьеров, лагерь ремесла и, в этом самом общительном обществе, где дом все еще женский домен, лагерь женщин. Быть художником, принимающим участие в женственности, является великой провокацией, которую Уорхол совершил этим жестом.

Следуя за ним, другие художники, такие как коллективная общая идея, пойдут дальше, используя обои, чтобы заявить о своей гомосексуальности в контексте СПИДа и дискриминации в отношении гей-сообщества. Таким образом, развитие культурных исследований позволило переоценить определенные художественные установки и место, которое играет орнамент. Его вторая роль заключается в том, чтобы оправдать расходы, отходы, избыток, а не только как художественный жест, а как виталистический подход. Проклятая часть битвы - великая книга об орнаменте, как роскошь.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) проверка явки учащихся по журналу;

б) проверка внешнего вида;

в) проверка наличия учебных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

а) Что такое колористика (цветоведение)?

б) Расскажите об истории развития цветоведения.

в) Какой вклад внес в историю развития колористики Леонардо да Винчи?

С самого начала Батай отменяет общие идеи об основах экономики: это не необходимость, а ее противоположность, «роскошь», которая представляет собой живое существо, а человеку - их фундаментальные проблемы. Роскошь, то есть, что не нужно, отличать от богатства, которое является лишь накоплением денег. Точка зрения, которую он принимает, объясняет, что это «биосфера», земля как живое целое. Мир, жизнь развивается после битвы зря, бесплатно, роскошно. Жизнь уже сама по себе является излишком. Естественным развитием биосферы является рост, но слепой рост, который всегда компенсируется расходами, потреблением.

г) Расскажите об идее шестицветного цветоряда Леонардо да Винчи.

д) Какой вклад в историю развития цветоведения внесли Ньютон, Роже де Пиль, М.В.Ломоносов и Рунге?

3. Сообщение нового материала.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Движение жизни - это «неопределенное изобилие». Его происхождение - это тепло солнца, то есть бесконечный источник энергии, который дает свободно, не получая ничего взамен. Для битвы человечество само по себе подобно живому организму: оно производит больше, чем потребляет, и излишек должен быть потрачен в отходы. Только в особых ситуациях чувство необходимости навязывается: такой человек нуждается в человечестве, мир никогда не нуждается в этом. В этом разница между ограниченной экономикой и общей экономикой.

Чтобы бороться с расходами, роскошь, это значит бороться против движения жизни. Следовательно, эта идея: расходы показывают вашу жизненную силу. Но излишек, неизбежно порождаемый ростом, который не расходуется жизненно, становится бременем на жизнеспособность организма. Это то, как битва объясняет войны: война - это счет людей, которые обращаются против самих себя, потому что они не смогли эффективно использовать это. Правильное использование расходов символично и декоративно: это праздник в древних обществах или жертвоприношение.

Ритм в орнаменте - это чередование элементов узора в определенной последовательности.

Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих фигур.

Плоский узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется мотивом, или раппортом.

Начиная с дадаизма, авангардное искусство часто флиртовало с идеями об отходах и отходах, таких как Швиттерс, Арман и Раушенберг, для работы с подонкой потребительского общества или поиска, посредством боди-арта и исполнения, освободить жизненную энергию человека, вызванного корсетом социальных конвенций. Эта тенденция продолжается и сегодня. Орнамент появился в виде разноцветной пестрой, «карнавальной инверсии», как на недавней выставке «Мастера расстройства» в Музее дю Куай Бранли, в которой, среди прочего, проявился красочный карнавальный плав.

Из орнаментов наиболее распространены ленточный, сетчатый и композиционно – замкнутый.

Ленточный (полосный) орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль кривой или прямой линии.

Повторяющиеся одинаковые по величине элементы создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы рождают более «живую» композицию с нарастающим и волнообразным ритмом.

Арно Лабелл-Рожу: искусство как партия и художник как «безумный состав». Его третью роль - позволить переосмысление истории, рассмотренной с нереалистичной точки зрения. Неактуальность, в смысле Ницше, является неисторическим становлением, которое окружает как облако непредсказуемости событий, разворачивающихся в человеческое время. Здесь разыгрываются изобретения, творения, большие действия. Самые креативные моменты истории, например, эпохи Возрождения, так любимые Ницше, но есть и другие - это те, где доминирует, становясь ценностью постоянства бытия, где люди поворачиваются к увеличению их жизненного аппетита, даже в обход исторического времени.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, то есть построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.

Контрастность может проявляться и в распределении черно – белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

Теперь эпоха в становлении менее узнаваема, чем она внезапно ломается с тем, что предшествует - как историки давно думали о Возрождении в отношении средневековья, - что он сочетает одновременно несколько культурных тенденций, несколько временных ритмов, которые вступают в напряжение и образуют поле сил, способствующих изменению. Консервативное общество в целом опирается на стабильность абсолютной власти, которая постоянно обновляет свои принципы таким же образом, в то время как несколько конкурирующих противостоящих сил создают нестабильное и динамичное пространство, из которого может возникнуть только новое.

Большое значение имеет принцип светлотного контраста, выражающийся в том, что любой цвет на светлом темнеет, а на темном – светлеет. Это явление относится в разной степени как к ахроматическим (черно – белым), так хроматическим цветом.

Ленточный орнамент может быть в виде горизонтальной, вертикальной или наклонной полосы. Для такого орнамента характерна открытость, то есть важность его продолжения. Последовательно проследим, как строится полосной орнамент, расположенный вертикально, горизонтально или в виде наклонной полосы. Проводим полосу для необходимого по ширине орнамента, разбивая его соответственно на квадраты, прямоугольники и проводим в них оси симметрии. Затем предварительно стилизованные формы, взятые, например, из зарисовок растений, размещаем на плоскости, строя чередующиеся элементы орнамента.

Фактически, орнамент - это агонистическое место по преимуществу, где проявляются сила и противостояние противоположных сил. В церемониях потлача расходы и дары двух кланов связаны с целью получить максимальную власть: чем больше мы даем, тем больше мы проявляем роскошь, тем больше мы доказываем его силу. В романских церквях столицы, которые преодолевают колонны, часто являются предметом особых скульптурных и декоративных инвестиций.

Но в романский период эта физическая встреча сочетается с символическим столкновением - с духовным и материальным. Поэтому неудивительно, что формы, украшающие столицы, показывают бесконечную смесь приказов, составляющих вселенную. Как великолепно пишет Вёльфлин, орнамент - это выражение избыточной силы формы. Ошибка состояла бы в том, чтобы полагать, что эта сила исходит из формы, как внутренняя тяга. Это стиль, который развивается внутри формы, которая усиливает ее, не изменяя ее контуры. Сила - это дифференциальное отношение, результат столкновения между одним телом и другим, например, между одной формой и другой; и результатом этой встречи является влияние этой силы на преобразование формы.

После этого смотрим, устраивает ли нас то, что получилось. Если нет, добавляем более мелкие или средние формы (по принципу трехкомпонентности этих форм).

Завершая композицию, нужно определить, где будут самые темные и самые светлые пятна, как они будут повторяться на плоскости, где расположатся серые пятна и, что они будут дополнять – темные или светлые элементы орнамента.

Таким образом, орнаментация происходит путем «гетерогенеза», а именно создания в разнице. Благодаря добавлению внешнего «декоративного пафоса» художники поколения Боттичелли смогли оживить свои фигуры - в то же время давая им более живые движения и наделяя их душой, внутренностью, Во время путешествия, встречая художников, которые собирались стать его моделями, Рафаэль разработал свой полиморфный стиль: декоративное поглощение разных форм, которое подтолкнуло его к универсальности, из которой он привлек его славу.

Это, как было показано, к формированию «сложного порядка», к которому превратились усилия Микеланджело зрелости, взяв образец римских гротесков, гибридных изображений, если они были. Композитный порядок действительно был единственным способом выйти за рамки ограничений, с которыми ограничивались другие художники, и развивать свое искусство с большей «лицензией» и властью. Постмодернизм позиционировал гибридизацию, монтаж и примесь в руководстве эстетическими принципами. На этом этапе культуры возобновляется открытие до того, что поздний модернизм окончательно закрылся.

В основе сетчатого орнамента лежит ячейка с вписанным в неё орнаментальным мотивом – раппортом. Размер ячейки может быть различной.

Сетчатый орнамент характерен для тканей в большей степени. Ячейка может неоднократно повторяться. Сетчатый орнамент строится аналогично полосному. Основная задача при его построении – правильно нанести оси симметрии.

Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

История Возникновения

Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15-10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась - украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок - молитва.

Виды и типы орнамента

Существуют четыре вида орнаментов:

Геометрический орнамент. Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Типы:

Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный) . Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.


Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность - достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента - это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.


Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира - растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете - геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.

Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.

Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения - переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап - трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.

Способ формирования орнамента и выбор орнаментальных форм, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства.

Закономерности композиционных построений

ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА

Композиция (от лат. composito) - составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.
Создание композиции из лоскутов ткани - это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей.
Орнаментальная композиция - это составление, построение, структура узора.
К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура . Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика.

РИТМ И ПЛАСТИКА

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
Ритмическая организация - это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1) метрический (равномерный);

2) неравномерный.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.
Мотив - часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

Раппорт - минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.

В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.).

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль одной прямой. Ленточный орнамент - это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.


Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов - горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент - это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.

В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней - такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.

Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков.
В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.


Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся

элементы орнамента.

Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может выполнить

организующуюся роль в композиции.

Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента.
Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.

Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие . К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким - линия, прямоугольник, эллипс.

СИММЕТРИЯ

Симметрия - это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.
В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте.
Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения.
Плоскость симметрии - воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части

- фигуры с одной плоскостью симметрии,

Фигура с двумя плоскостями симметрии,

- с четырьмя плоскостями симметрии.

4. Правила построения орнамента.

Показ и объяснение построения орнаментов:

а) ленточного;

б) сетчатого.

5. Закрепление изученного материала.

1. Фронтальный опрос:

Каково назначение орнамента?

Какие типы орнаментов в зависимости от структуры вы знаете?

Какие типы орнаментов в зависимости от преобладающих в них мотивов вы знаете?

Найдите приметы орнаментов разных народов мира с одним и и теми же мотивами.

Какие виды орнаментов вы знаете?

Что такое орнамент? Что такое искусство орнамента?

Что такое ритм в орнаменте? Что такое раппорт?

Что называется симметрией в искусстве?

Что такое плоскость симметрии?

2. Выполнение упражнений:

а) построение ленточного орнамента;

б) построение сетчатого орнамента.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Придумать свои орнаменты в круге, в квадрате и в полосе, используя геометрические фигуры или растительность.



Цель: обобщить знания учащихся об орнаментальных комплексах и ДПИ

Задачи:

  • Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду; знать центры художественных народных промыслов России;
  • Закрепить знания учащихся об орнаментальных комплексах и декоративно-прикладном искусстве;
  • Развивать умения сопоставлять, проводить сравнения, аналогии;
  • Развивать творческий потенциал учащихся;
  • Воспитывать познавательный интерес к изучению культуры народа, прививать интерес к изучению ремесел, стремление своими руками создавать красоту;
  • Показать возможности компьютерных технология для создания произведений ДПИ

Оборудование:

  • Карта с обозначением мест развития промыслов
  • Компьютер и проектор
  • Раздаточный материал
  • Рабочие тетради по ДПИ
  • Бумага, шаблоны
  • Ножницы
  • Цветные карандаши

Подготовительная работа:

– подобрать изображения элементов росписи (ресурсы Интернет);
– распечатать изображения на самоклеющейся бумаге с помощью цветного струйного принтера (на весь лист) (Приложение 2 );
– каждой группе подготовить сообщение об истории народного промысла;
– создать слайдовую презентацию.

ХОД УРОКА

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим небольшое путешествие по нашей стране, побываем в тех уголках нашей Родины, о которых идет слава далеко за пределами России. Это (показывает на карте) (Приложение 1 )

Село Гжель – Московская обл.,

Село Городец – Нижегородская обл.

Село Хохлома – Нижегородская обл.

Чем же прославились эти места? Эти населенные пункты являются центрами художественных народных промыслов. Откуда пошло это название “промыслы”?
Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено “промыслите себе пропитание”, т.е. заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.
Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы.
Для каждого из промыслов характерен свой ассортимент изделий, свои технические приемы, свои художественные традиции.

1. Какой термин является синонимом народным промыслам?

Декоративно-прикладное искусство (от лат.decoro – украшаю) раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного творчества отвечают требованиям: обладают эстетическим качествам, рассчитаны на художественный эффект, служат для оформления быта и интерьера.
Такими произведениями являются: одежда, ткани, мебель, фарфор, ювелирные и другие художественные изделия.
Предметы декоративно – прикладного творчества делятся по признакам: по материалу, по технике исполнения, по назначению.

2. Назовите виды декоративно-прикладного искусства:

Виды декоративно – прикладного искусства: резьба по дереву и по кости, различные виды вышивки, вязания, плетения, чеканки, пирографии, витражей, мозаики и другие виды.

Итак, мы отправляемся с вами в путь, в центры народных промыслов. Сначала приглашаю вас в Подмосковье. К юго–востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместились бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к местному промыслу. (Презентация 1 )

Слово мастерам Гжели (1 группа) – выступление учащихся.

Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.
Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслась не только в нашей стране, но и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть “лучшею из всех делаемых в России”.
Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причем только два цвета присутствуют в гжельской росписи – белый и голубой. Когда изготавливаются предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частицу своего сердца, доброту души.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние –
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

И.Кадухина

Нижегородская область славится своими деревянными изделиями. Несмотря на то, что в последнее время появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему остаются “коренные” – фабрика “Хохломской художник” в селе Семино Ковернинского района и объединение “Хохломская роспись” в селе Семенове Нижегородской области. Приузолье – северо-запад Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край. Кажется, сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах и неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина двух изумительных народных промыслов – хохломского и городецкого.

Давайте послушаем ваших одноклассников, которые приготовили нам сообщения о росписи по дереву.

Мастера из Хохломы (2 группа) – выступление учащихся.

Хохлома – село в 7 км. от Семенова, стоящего над рекой Узолой в Заволжье. Никакой деревянной посуды и мебели в самой Хохломе никогда не точили. Там была самая большая в Заволжье сельская торговая площадь и на этой площади по определенным дням собиралась крупнейшая в России оптовая ярмарка щепного товара (местное выражение) – самых разных изделий из дерева: бочек, саней, мочалок, топорищ, точеной расписной посуды, мелкой мебели. Купля-продажа велась в Хохломе в таких размерах, что уже к началу XIX века здешние блюда, миски, ковши и ложки стали любимыми в простом народе. Он-то и назвал их по месту продажи – хохломскими.

Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Семино, Хрящи, Куличино. Первые поселенцы этих деревень были беглые, укрывшиеся здесь от гонений за “старую веру”, от царского произвола, помещечьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. Они-то и смогли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды. В изящных рисунках возникают похожие на ирисы и тюльпаны сказочные цветы. В каждом штрихе орнамента сквозит любовь к своему искусству. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, чистоту, красоту. А “травка”, цветы, ягоды и листья напоминают людям о молодости и силе.

Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочнуюпесню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!

Городецкие мастера (3 группа)– выступление учащихся.

Хотя и не сравнится Городецкая роспись по известности с хохломской, немало и она знаменита. Родившаяся в 30 километрах от Хохломы Городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Там, где у Хохломы дела вершили четыре цвета, Городецкие краски пылали всей палитрой.

Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись – холодная. А сам рисунок? Ягоды, листья, цветы – у Хохломы; сюжетные картинки “мещанского быта” – у Городецкой росписи. Вначале расписывали прялочное донце, затем с прялок перешли на новые формы: солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель, игрушки. Малыши 3-4 лет катают коляску и воображают себя на паре гнедых коней. Дети с удовольствием играют с этой игрушкой.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

И. Кадухина.

3. А теперь, ребята, я хочу проверить, кто из вас был самым внимательным в нашем путешествии. Я предлагаю вам выбрать элементы и собрать пазлы, и вы получите картинку с изображением промысла вашего села.(Приложение 3 )

4. Чтобы закрепить, все, что вы узнали, давайте заполним сравнительную таблицу. (Приложение 4 )

5. Сейчас вспомните, пожалуйста, что означает термин «орнамент». Мы с вами познакомились с ним на уроках ИЗО

Слово «Орнамент» происходит от латинского глагола ornare – украшать.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. (Презентация 2 )

6. Какие виды орнаментов вы можете назвать?

  • Геометрический (состоит из кругов, точек, линий, ромбов, звезд, линий и т.д.)
  • Растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и др.)
  • Зооморфный (изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных)
  • Антропоморфный (в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека)

7. Следующее задание состоит в том, что мастера из наших сел должны украсить блюдо. Компьютерная игра «Укрась блюдо». (Приложение 5 )

Ученики из каждой группы подходят к компьютеру и украшают блюдо.

8. Какой вид орнамента является основным на изделиях представленных народных промыслов? (Растительный)

9. Элемент какого еще вида орнамента часто используется мастерами? Что он означает? (Птица, зооморфный)

10. А сейчас вы должны самостоятельно выполнить практическую работу: чтобы почувствовать себя настоящими мастерами вам надо создать орнамент и выполнить его в технике аппликации

Практическая работа.

А кто сможет ответить, что такое аппликация? Из чего она состоит? Какие способы прикрепления деталей вы можете назвать?

Перед работой вспомните, пожалуйста, правила ТБ при работе с ножницами.

Техника безопасности

  • Работа с ножницами
    • Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленные от себя.
    • Передавать и переносить ножницы колечками вперед, и с сомкнутыми лезвиями.
    • Не оставлять ножницы около подвижных частей машины.
  • Санитарно-гигиенические правила.
    • Не работайте при плохом освещении. Свет должен падать слева.
    • Рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые 1,5 часа, так как устают пальцы и утомляются глаза.
    • Перед ответственным заданием давайте немного разомнемся.

Физминутка

Технологическая карта

Как вы думаете, какое прикладное, практическое применение может иметь ваша работа – аппликация. Давайте украсим ею баночку из под кофе, и у нас получится красивый органайзер или прекрасная шкатулка.

Итог урока: аппликация на баночке. (Приложение 6 )

10. А теперь я хочу вам показать, что можно сделать своими руками, используя компьютерные технологии.

Демонстрация изделий: подушки, пенал – туб. (Приложение 7 )

Итак, мы с вами побывали лишь в трех уголках России, а чтобы познакомиться с другими промыслами, снова нужно пройти множество дорог и тропинок.С другими видами ДПИ и различными художественными приемами, используемыми народными мастерами вы будете знакомиться на следующих уроках.
Если вы решите связать свою будущую жизнь с народным творчеством, то можно научиться народному ремеслу в училищах, расположенных в тех городах и селах, где развиты народные промыслы.

А если вы выберите другую профессию, то пусть вам для создания маленьких шедевров помощником будет компьютер.
Я хочу вам пожелать уметь ценить красоту, уважать труд людей, которые создали настоящие шедевры, вложили частичку своей души.

Литература:

  1. Старикова В.В. Уроки технологии с применением информационных технологий. М.: Планета, 2011 (Современная школа)
  2. Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся ОУ. М.: Вентана-Граф, 2012
  3. Интернет-ресурсы.