Орнаменты и узоры украинские. Украинский орнамент в вышивке

Введение

Орнамент -- это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, "он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них -- цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции -- ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика -- в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...". Термин орнамент связан с термином декор, который "никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней". Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

Искусство славянских народов берет свое начало еще в глубокой древности. В Древней Руси для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово -- узорочье. Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья являются неисчерпаемым источником наших представлений и быте древнерусских людей всех классов и категорий -- от простого деревенского смерда до князя. Весь быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста -- яркой вышивкой.

Когда говорят об украинском декоративно-прикладном искусстве, прежде всего вспоминают работы народных мастеров - сочную майолику Опошни, яркие ковры с растительным орнаментом, матовое дерево Гуцульщины, виртуозную вышивку, искрящееся гутное стекло, живую и цветастую петриковскую роспись.

В своей работе я хотела бы обратиться к истокам украинских орнаментов, а также к технологиям одной из самых известных народных росписей - петриковской.

> Украинский орнамент

декоративный искусство орнамент петриковский

Украинские орнаментальные мотивы уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные мотивы орнамента отображали элементы символики различных древних культов.

На протяжении многовековой истории искусства непосредственное содержание символических изображений постепенно стиралось. Несмотря на то, что орнаментальные формы дошли до нас несколько трансформированными, может быть, более абстрактными, символика их в основном сохранилась благодаря традиции.

Источник украинского декоративно-прикладного искусства - художественная культура Киевской Руси, благодаря которой развивалось также искусство русского и белорусского народов. Своеобразно претворяя древнерусские традиции и используя творческий опыт соседних народов, украинский народ создал образцы яркого, жизнерадостного искусства, которому в целом свойственны пластическая мягкость форм, живописность, сочность колорита, общее мажорное звучание. При наличии единых стилистических черт на Украине сложилось несколько художественных региональных школ.

Керамические (гончарные) изделия, главным образом глиняная посуда, в XIV - XVI веках украшались в верхней части гравированными полосками, волнистыми линиями, несложными геометрическими узорами, нанесенными при помощи специальных штампов. В приморских районах в расписных сосудах наблюдается использование ярко выраженных византийских традиций в формах и греческих мотивов в декоре.

Гончарные изделия ремесленного производства, рассчитанные, главным образом, на малоимущего покупателя, украшались геометрическими орнаментами, состоящими из ритмично чередующихся прямых линий, точек, штрихов, полосок, кружков. Такие изделия часто расписывались пышными растительными узорами, составленными из мотивов виноградной грозди, дубового листа, ягод, подсолнуха, цветов и колосьев. Кроме того, их часто украшали близкими к натуре изображениями птиц, мошек, жаб, рыб, реже - человека. Это были в основном фигуры пеших и конных казаков, лирников, пляшущих пар, выполненные в несколько юмористическом духе.

В XIV веке получил известность украинский кафель (фигурный кирпич, украшенный рельефным изображением или цветной росписью), который применялся, главным образом, для украшения печей. Первоначально это были отдельные рельефные плитки с изображением людей, зверей и геометрическим орнаментом. В XV веке кафельные композиции располагались ярусами и украшались мифологическими и историческими сюжетами. С XVI века керамические плитки стали покрывать зеленой глазурью и цветными росписями растительного характера в виде сплошного узора, закрывающего всю поверхность кафеля. Другим мотивом была цветочная гирлянда, расположенная вокруг центрального медальона. Распространение получили также сюжетные изображения, которые в XVII - XVIII веках отражали общее развитие искусства от пышного барокко до скромных четких форм раннего классицизма.

В XVI веке в оформлении деревянных скрынь (род сундука) широко применялись архитектурные приемы и резной декор, принесенные западноевропейскими мастерами-эмигрантами. Заимствованные декоративные мотивы переосмысливались применительно к местным вкусам, сочетаясь с типично украинским растительным орнаментом.

В народной резьбе по дереву орнаментальные композиции чаще всего складывались из комбинаций геометрических фигур и растительных мотивов в виде виноградных, каштановых, кленовых листьев.

В искусстве украинской торевтики XIV - XV веков переплелись традиции Древней Руси и соседних европейских стран. Например, на колоколах львовского производства чаще всего можно встретить ренессансные орнаментальные мотивы. С XVII века в художественном металле Украины начала преобладать простота форм в соединении с богатством орнаментального оформления. Растительный узор в виде стебля с четырехлепестковым цветком и листьями аканта по сторонам либо покрывает все изделие, либо располагается фризами.

Иконография сюжетных изображений, применяемая в ювелирном искусстве XVI века, тесно связана с иконописью и книжной миниатюрой. В этот период в орнаменте преобладают ренессансные мотивы, а с XVII века получают распространение барочные. Причем с середины XVII века предпочтение отдается пышному растительному орнаменту с картушами или вставками финифти, а с середины XVIII века - с раковинами. Такого рода декор сплошь покрывал поверхность предметов культового назначения. Скромнее оформлялись ювелирные изделия светского характера, на которых кроме гравированного орнамента иногда изображались гербы, имена владельцев, мифологические и библейские сцены, и совсем редко - символические сюжеты.

В первой трети XIX века в изделиях из художественного металла использовался орнамент классицизма, с присущей ему строгой простотой композиций декоративными античными мотивами, такими как меандр, пальметты, лавровый лист и другие.

Производство декоративных украинских тканей в XIV - XVI веках развивалось в одном направлении с иконописью. Плоский, строгий геометрический орнамент шитых изделий XIII - XIV веков во второй половине XVI века сменился объемным и введением в узор растительных ренессансных и восточных мотивов.

В XVII веке в орнаментации украинских тканей появились мотивы местной флоры и стало заметно желание овладеть светотеневой моделировкой, хотя в изображении фигур еще продолжали сохраняться фронтальные, неподвижные позы без ракурсов и перспективы. В XVIII веке тканые композиции стали более динамичными, фигуры объединялись общим движением, вводились барочные мотивы.

С XVIII века известны многочисленные образцы украинской народной вышивки, достигшей особого расцвета в XIX веке. Вышивкой украшалась женская и мужская одежда, украинские рушники (полотенца), скатерти, покрывала. Для западных областей Украины характерен многокрасочный геометрический орнамент, складывавшийся из простых элементов, имевших в прошлом символическое значение. Это прямые линии, прямоугольники, розетки, ромбы, зигзаги и кресты, поражающие четкостью ритмики, простотой и строгостью композиций, их связью с формой вещи.

Центральной Украине был распространен растительный орнамент, состоявший из цветочных мотивов, гроздьев винограда, листьев, букетов и отличавшийся особой плавностью и текучестью линий. Растительный орнамент дополнялся стилизованными изображениями птиц (очень редко животных) и иногда женской фигурой с поднятыми руками. В подольских орнаментах встречается узор "кривульки" или "бесконечника", известный еще со времен трипольской культуры. К зигзагообразному типу орнаментов, подобному меандру, принадлежат "сосенки", "хвощ", "перерывы", распространенные в южных и западных районах Подолья. Известный узор "рожи" (звездочки, розетки) представляет собой переход геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца и солнечных лучей.

В украинской вышивке часто встречаются такие мотивы, как "виноград", "хмель", "дубовые листья", "барвинок" и другие. Некоторые из них несут на себе отражение древних символических представлений народа.

Среди зооморфных орнаментов чаще всего встречается изображение лошади, зайца, рыбы, лягушки и птиц - петуха, совы, голубя, кукушки. Из насекомых - бабочка, муха, паук, жук.

В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет - черный с большим или меньшим вкраплением красного, синего, желтого или зеленого.

Большое место в декоративном творчестве занимало изготовление ковров ("килимов"), первые сведения о которых относятся к XVI веку. Орнамент килимов состоит из разнообразных вариаций стилизованных цветов, растительных и геометрических мотивов. Растительные узоры западных областей Украины несколько сходны с молдавскими, румынскими и болгарскими (отдельные цветы, пышны букеты, вазоны). Такого рода орнамент появился в XVII веке и отличается ясностью композиции и четкостью рисунка.

Лучшие и наиболее старинные образцы килимов имели нежный блекло-золотистый фон, преобладали белый, голубой и песочный цвета; в более поздних килимах цвет орнаментов стал ярче (красный, зеленый, желтый), а фон - более интенсивным (темно-синий, зеленый, желтый). Колористический эффект зависел также от большей или меньшей густоты заполнения поля цветами и от их размера.

Декоративные росписи - особая отрасль народного творчества, существовавшая в Украине с древнейших времен. Росписи украшали стены хат (орнаментальные фризы под навесами крыш, букеты и вазы с цветами, симметрично расположенные между дверями и окнами), наличники окон, двери (цветочные гирлянды), внутренние помещения (печь, "красный угол", балки - "матицы"), иногда простенки расписывались под килимы.

Мастерицы придерживались определенных схем цветочного орнамента: один стебель в центре с симметрично расходящимися мелкими веточками или несколько стеблей от одного корня или из вазы. В таких орнаментах трактовка отдельных цветов и листьев была бесконечно разнообразной.

В XIX - начале XX века росписи Левобережной Украины сохраняли связь с искусством древних славян (солярные знаки, кривульки, запятые, которым придавалось магическое значение). В Правобережной Украине были распространены выполненные в широкой декоративной манере цветочные орнаменты и аллегорические изображения птиц, рыб, животных, в которых жизненные наблюдения соединены с широким полетом творческой фантазии. В Закарпатье и Буковине росписи тесно связаны с искусством Молдавии, Румынии, Словакии, где преобладали графично-линейная манера и геометрический орнамент.

В церквах росписями украшали иконостасы, киоты, подсвечники и деревянную посуду. Возы, сани, дуги и другие предметы хозяйства расписывались масляными красками геометрическим орнаментом, построенным на контрастных цветах.

В декоративной росписи яиц ("писанки" и "крашенки") чаще всего использовались орнаментальные мотивы: "плетенка", "полевая роза", "сорок клинцев", "дубовый лист", "заячье ушко", "грабельки" и другие.

Украинский орнамент в вышивке

Основные мотивы украинских народных вышивок отображают элементы природы и уходят корнями в историческую традицию. На протяжении многовековой истории вышивки изображения становились все более упрощенными.

Все орнаменты делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).

Самые старые – это геометрические орнаменты, ведь изображения в них упрощались веками и до наших дней дошли такие мотивы, как «бараньи рога», «кудри», «звезды», «гребешочки», «кривульки», или «бесконечник», известный еще со времен трипольской культуры. Геометрические орнаменты свойственны всем областям Украины.

Ромб является, пожалуй, самым распространенным элементом геометрического орнамента украинской вышивки. Ромбы, по древним славянским поверьям, символизировали богиню земли, служили оберегом, который приносит счастье и покровительствует плодородию. Именно поэтому вышивка с такими знаками очень часто встречается в женской одежде, а располагалась чаще всего на головных уборах, груди и наплечнике, в мужской - на наплечнике, а также рукавах и подоле сорочки.

В любой украинской вышивке встречаются знаки Воды и Солнца. Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа. Две стихии, которые создали земную жизнь – их можно считать основой всего.

В основе растительного орнамента лежит стремление принести в вышивку красоту природы. В украинской вышивке часто используются такие мотивы, как виноград, хмель, дубовые листья, роза, калина и др. Некоторые из них несут на себе отражение древних символичных представлений народа. В современной вышивке встречается и древний символ «дерево жизни», изображаемый преимущественно стилизованно в форме листьев и веток.

Берегиня

Берегиня – это важный символ, который встречается во многих орнаментах вышивки. Ее создал народ загадочным, многоликим и могучим цветком, который символизирует материнскую силу.

Калина - симво нашего украинского рода. И потому все свадебные рушники, девичьи и даже мужские сорочки всегда украшены могучими гроздьями калины.

Дуб - святое дерево, которое воплощало Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. Мужские сорочки всегда украшали дубовыми листьями


Виноград – символ семьи. Мотив винограда встречается на женских и мужских сорочках, а также на семейных рушниках


Мак – несет в себе незабвенную память рода.

Лилия хранит в себе тайну жизни. В орнаменте лилию обязательно дополняет знак, который напоминает крест. Он - магический, потому и благословляет пару на сотворение семьи. Ведь крест - древний символ соединения отцовской и материнской энергий. Иногда над цветком вышивают капли росы, которые также означают оплодотворение.


Роза - любимый цветок украинцев. Узоры с розами складывались по законам растительного орнамента, что обозначало бесконечное солнечное движение с вечным возрождением. Орнаменты с изображением роз распространены по всей территории Украины.


Узоры, которые напоминают листья хмеля , можно отнести к молодежной символике. Можно сказать, что узор хмеля - это свадебная символика.

В вышивках зооморфных (животных) орнаментов изображаются чаще всего птицы. Это могут быть ласточки, кукушки, голуби, в современных вариантах узора – лебеди.

Павлин (пава) за красоту своих перьев стал символом расцвета, молодости. Про стройную, красиво одетую девушку говорят: «Будто пава плывет». Павлиньи перья использовали для украшения головного убора.

Ласточка – «чистая птица», наделенная женской символикой. Она приносит на своих крыльях радость-весну.

Кукушка – одна из наиболее «мифических» птиц. Кукушка-гадалка извещает о весне и пророчит человеку, насколько долгой будет его жизнь.

В народных представлениях голубь – святая, жертвенная, «божья птица» (подобно ласточке, жаворонку, соловью), символ чистоты, очищения, а также свадебно-ритуальных обрядов.



На свадебных рушниках обязательно вышивались птицы, повернутые друг к другу – символ молодой пары. Очень часто птицы держат в клювах одну веточку.

Как любое древнее народное искусство, орнамент имеет свои корни. Это мастерство передает истинную душу народа. Проводит историческую линию, которая раскрывает национальный менталитет. Итак, что же такое настоящее орнаментное искусство?

Что такое орнамент

Со словом "орнамент" мы сталкиваемся достаточно часто и обычно думаем, что прекрасно понимаем его смысл. Но, оказывается, все не так просто. Конечно же, орнамент - рисунок, выполненный особым способом на какой-либо поверхности. Но откуда к нам пришло само слово? Оказывается, оно происходит от латинского ornamentum, что означает «украшение». Такая роспись широко использовалась в древней Руси для украшения одежды, оружия, бытовых принадлежностей, тканей. Ближе всего к этому термину все же подходит исконно русское слово «узор». По сравнению с ним орнамент-рисунок звучит почти по-научному, но именно такое словосочетание наилучшим образом отображает суть дела. В принципе, роспись и является многократным повторением одного рисунка в особой последовательности.

Интересно и другое: на Западе орнамент-рисунок не считали отдельным художественным произведением, скорее его относили лишь к стилизации. Между тем в России вплоть до середины 19 века такие узоры носили не просто характер украшений, но и имели особый мистический смысл.

Например, считалось, что те или иные орнаменты-рисунки на одежде способны защитить от злых духов и плохих событий - голода, врагов, ранений в бою или смерти... Поэтому такие узоры выполняли с особой тщательностью и точностью. Даже если мастерицы не совсем понимали значение создаваемых ими картин, они детально повторяли то, что передали по наследству их предшественницы.

Конечно же, рисунки, орнаменты, узоры - неотъемлемая часть на них воспитывалось множество поколений россиян. Начало этого искусства уходит корнями в глубокую древность, настолько давнюю, что точно сказать, когда именно зародилось это мастерство, просто невозможно.

Значение орнаментов

Рисунки, орнаменты, узоры, особенно те, что пришли к нам из старины, рассказывают о мировоззрении, традициях людей давних эпох. При этом делалось все, чтобы древнее искусство не было чисто механическим повтором инструкций. Вот почему еще в начале прошлого века существовала традиция так называемых считок. Она заключалась в том, что юные мастерицы приносили свои работы к старейшей рукодельнице села на специальные посиделки. Здесь девушки подробно рассказывали о том, что обозначают их вышивки, сдавая, таким образом, особый «экзамен».


Интересно, что тех времен мог иметь совсем неожиданный для современного человека смысл. В частности, одним из самых распространенных символов была свастика! Именно она считалась знаком развития, плодородия, символом природных циклов.

Сегодня сплошные «гитлеризмы» на могут многих просто шокировать. Но энергетический потенциал этого знака очень высок. Так что, как говорится, из песни слов не выкинешь!

Орнаменты и рисунки на посуде. Хохлома

В давние времена в районе Нижней Волги появилась традиция расписывать замысловатыми узорами Сначала мастера вытачивали миски, кружки и ложки из ольхи. Затем посуду обрабатывали специальным образом, расписывали орнаментом и производили закаливание в печи. Так появилась знаменитая русская хохлома. Ее «изюминка» заключается в том, что при закаливании утварь и узоры на ней приобретали особый золотой блеск, который придавал деревянным изделиям необычный праздничный и дорогой облик.


В наше время хохлома, особенно выполненная мастерицами в российской глубинке, очень ценится на мировом рынке. Покупатели из дальних стран по достоинству хвалят шедевры российского прикладного искусства.

Украинский орнамент, рисунки и узоры

Традиции украинского орнамента также уходят корнями в глубокую древность. Обычно в качестве основы использовали стены домов, посуду и другие предметы. При этом орнамент содержал имеющие особое сакральное значение. В этом смысле особый интерес приобрели обереги - расписываемые специальными защитными узорами, точный смысл которых знали лишь немногие.


Со временем, однако, узорами стали расписываться не только защитные поделки, но и другие предметы.

Символика украинского орнамента

Основным символами на таких украшениях были изображения солнца и воды. И это неслучайно. Солнце считалось символом мужчины. Вода, как мать всему живому - женщины. Именно эти две составляющие способны подарить миру новую жизнь. Вот почему дарение такого украшения считалось пожеланием найти свою половинку или укрепить уже имеющуюся семью рождением ребенка.

Если говорить про украинский орнамент, рисунки всегда делались очень символическими. Важное значение имело и изображение птиц. Эти изображения символизировали душу человека. А вот голуби или соколы в украинских орнаментах обозначают влюбленных, готовых создать пару.

Петриковская роспись

Является одним из наиболее известных и распространенных видов украинского орнаментного искусства. Ее название произошло от села Петриковка Днепропетровской области, где были и есть самые талантливые мастера этого дела. Они до сих пор хранят старинные секреты.


«Петриковка», как называют этот вид искусства, является примером декоративно-орнаментальной народной живописи. Когда-то давно так расписывали только стены домов, но со временем, отдавая дань новой моде и желанию заказчиков, мастера стали разукрашивать самые различные бытовые принадлежности, по сути, превращая их в предметы декора. Так, петриковскую роспись можно найти на сундуках, народных музыкальных инструментах, рушниках и блузах. Более того, расписывали даже сеялки и сани!

Нужно сказать, что петриковская роспись, как никакой другой вид декоративного искусства, отразила и течения последнего времени. Ее стали широко использовать в боди-арте. Это направление распространилось в виде особой художественной школы со своими мастерами и традициями.

Кроме того, сейчас удалось восстановить технологию росписи фарфора, стекла, а также многих других, на первый взгляд, не подходящих для орнаментов предметов.

Напоследок хочется отметить, что русские и украинские орнаменты хотя и имеют ряд особенностей, в целом отражают единую душу славянского народа - независимо от страны проживания мастеров.