Причины возникновения зависти. К чему приводит зависть? Торсунов О.Г. Как избавиться от зависти к другим

К зависти обычно люди относятся отрицательно. Однако данное чувство присуще абсолютно всем людям. Нет независтливых людей, поэтому следует знать причины и признаки зависти. Как и от любого чувства, от зависти есть способы, как избавиться..

Что такое зависть?

Что такое зависть? Под данным чувством понимается отрицательное ощущение, когда раздражает благополучие и успехи других людей. Поначалу человек испытывает раздражение, а потом начинает желать того же, что есть у других людей. Нередко это проявляется открыто, когда человек различными словесными выражениями передает свое раздражение и желание иметь чужие блага. Порой люди завидуют молча.

Самое примечательное заключается в том, что отсутствуют не завистливые люди. Зависть присуща всем, независимо от пола, возраста, национальности и прочих привилегий. Она дана природой каждому, чтобы стать двигателем, толчком на пути к цели. Если человек завидует чужому счастью, тогда ему следует приложить усилия, чтобы достичь такого же успеха.

Отмечается постепенное стихание зависти с годами. В 18-25 лет люди наиболее завистливые. Но по мере взросления и старения, уже после 50 лет зависть снижается до минимума. Это не говорит о том, что она полностью исчезает. Просто более старшие люди уже меньше завидуют и имеют причин для зависти, нежели молодые представители.

Причины зависти

Почему человек завидует? Причины зависти действительно могут помочь в решении вопроса, как от нее избавиться. Основными причинами зависти являются:

  • Нужда.
  • Неудовлетворенность.
  • Отсутствие личных достижений.
  • Нехватка материальных благ.
  • Потребность в чем-либо.
  • Недовольство собой.

Корни зависти берут свое начало с детства. Тогда человек сталкивается со многими запретами и ограничениями, лишениями, которые заставляют его не радоваться жизни, а страдать. Здесь могут быть такие факторы:

  1. Когда родители приучали ребенка к мысли о том, что бедность – это нормально, а богатства – это плохо.
  2. Когда родители не любили ребенка безусловно, а только хвалили за хорошие поступки.
  3. Когда родители призывали ребенка не любить себя таким, какой он есть, а постоянно себя сравнивать и быть недовольным.
  4. Когда родители заставляли малыша делиться с окружающими, а не самим распоряжаться благами.
  5. Когда ребенка заставляли не показывать своего счастья, скрываться, не хвастаться.

Вырастает человек, который не умеет радоваться жизни, постоянно себя во всем ограничивает, не позволяет многого достигать в жизни. Это приводит к лишениям и не достигнутым целям. Когда он наблюдает блага, которыми сам хотел обладать, тогда возникает зависть.

Еще одной причиной зависти является постоянное сравнение себя с другими. Есть «лучше» и «хуже». Завидует человек тому, что «лучше» и чего нет у него.

Признаки зависти

Яркими признаками зависти являются те телодвижения, которые человек совершает, когда ощущает ее. Понаблюдайте за поведением человека, когда вы рассказываете ему о своем счастье. Его мимика и жестикуляция расскажут об истинных чувствах собеседника.

Улыбка у завистливого человека зачастую натянутая. Либо улыбается только рот, при этом глаза не прищуриваются, либо человек улыбается, как обычно, однако отсутствует звук возгласа и каких-либо других проявлений положительных эмоций. Губы натянутые, зубы либо видны, либо нет, уголки опущены. Глаза при этом не излучают интереса и блеска.

Скептики могут улыбаться одной стороной лица (ухмылка), прищуривать глаза и запрокидывать голову в сторону. При этом губы не разжимаются.

Еще о зависти говорят закрытые позы, когда человек прикрывает рот рукой, прячет их за спину, в карманы. Его тело отгораживается от счастливого собеседника.

Движения человека в состоянии зависти зачастую скованные и мало активные. Он старается сдерживаться, поскольку сдерживает даже собственные эмоции.

Исследование зависти

Зависть присуща была всегда, хотя многие могут утверждать, что они ее никогда не испытывали. Даже философы относили зависть к общечеловеческим проявлениям, когда исследовали ее.

  • Спиноза называл завистью неудовлетворенность чужим счастьем.
  • Гельмут Шех называл зависть болезнью, которая психологически истощает человека.
  • Демокрит говорил о том, что зависть приводит к раздорам между людьми.
  • Мелани Кляйн называла зависть противоположностью любви, поскольку человек не радуется чужому счастью. Ему становится хорошо тогда, когда другим плохо.
  • Христианство рассматривает зависть, как один из 7 грехов, в качестве проявления гордыни, когда человек презрительно относится к тем, кто ему равен или выше по материальному или нематериальному благополучию.

К зависти во все века относились отрицательно, считая необходимым от нее избавляться. Ее основными проявлениями являются: злословие в адрес того, кому завидуют, рвение с досадой, неуместное соперничество. Зависть всегда стояла у исток войн, споров и разрушений.

В последнее время выявляют полезную функцию зависти – стимулирующую, созидательную, мотивационную. Когда человек чему-то завидует, он стремится это получить, то есть начинает действовать. Еще человек движим желанием создать или приобрести нечто такое, чему будут другие люди завидовать.

Многое зависит от самого человека, который действует под влиянием зависти. Ведь единственный способ избежать зависти в свой адрес – не рассказывать о своем благополучии и успехах, что уже некоторые люди и делают.

Виды зависти

Зависть бывает разной. Какие ее виды?

  1. Кратковременная (зависть-эмоция, ситуативная).
  2. Долговременная (зависть-чувство).
  3. Приватная (тайная).
  4. Публичная.

Отдельно рассматривают белую и черную зависть, что зависит от ее направленности:

  • Белая зависть возникает, когда человек под действием своей эмоции обдумывает и действует, чтобы достичь такого же успеха, как у другого индивида.
  • Черная зависть возникает, когда человек начинает злословить, обдумывать, как лишить «счастливчика» успеха, отнять его счастье.

Чувство зависти

Чувство зависти сопровождается различными эмоциями: обидой, агрессией, озлоблением. Человек сравнивает себя с другими – их успехами и благосостоянием. Зависть возникает ко всему, что считается лучшим, нежели есть у самого человека. Помимо этого, кажется, что чужой успех был достигнут незаслуженно. Это приводит к и нервному истощению.

Чувство зависти нарастает, чем более желанным становится то, что есть у других. У человека возникает презрение и ненависть к тем лицам, у которых есть то, чем он сам желает обладать. Иногда зависть приводит к досаде, подавленности, жажде обладать чужим счастьем. Единственный способ избавиться от зависти – это отказаться от собственных желаний, которые человек не реализует, а которым просто завидует.

Психология зависти

Зависть отмечается набором отрицательных переживаний, которые бушуют в человеке. Он ненавидит тех, у кого больше благ и лучший успех, нежели лично у него. Психология кроется в невозможности радоваться чужому счастью, появлению негативных эмоций, которые усиливаются, если чужое счастье возрастает:

  1. Чужой успех кажется доказательством собственного неблагополучия, неудачливости, неполноценности.
  2. Чужая радость приводит к возникновению досады и недовольства.

Существует теория о том, что зависть является врожденным чувством каждого человека. Она толкает индивида на самосовершенствование. Человек будет достигать того успеха, которому завидует, наблюдая его у других людей.

Однако, как уже было отмечено, не всегда зависть толкает на совершение достижений. Порой человек направляет свои мысли на то, как избавить окружающих от их счастья, чтобы они перестали его унижать своей радостью, оказались с ним наравне или еще ниже.

Подростковая зависть

Зависть усиливается в подростковом возрасте. Здесь можно завидовать всему: внешности, физической силе, красоте, цвету волос, наличию новых гаджетов, получению хороших отметок и т. д. Зависть обостряется в подростковом возрасте, о чем родители должны знать. Любой каприз их ребенка в данном возрасте не обязательно исполнять, иначе чувство зависти только усилится.

Родители являются первыми факторами, которые зарождают в своем ребенке чувство зависти. Они это делают посредством того, что постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми. Другие оказываются более успешными в чем-то, при этом ребенок должен постоянно себя подтягивать на их уровень. Это приводит к озлобленности, а зависть становится ведущим качеством.

Как родителям поступать, чтобы не развить и устранить любое чувство подростковой зависти?

  • Позволять ребенку быть собой и самому выбирать жизненную стезю, а не постоянно сравнивать себя и идти за кем-то. Пусть ребенок будет несовершенен. Главное – его совершенствование по сравнению с самим собой, а не с другими.
  • Научить ребенка довольствоваться малым. Зависть приводит к ощущению, что всего всегда мало. Пусть ребенок научится радоваться тому, что имеет. А любые его желания и цели можно достичь, если он приложит усилия.
  • Перестать ребенка сравнивать с другими детьми. Пусть он будет самим собой, не похожим на остальных. Пусть он развивает те качества, которые ему присущи, и растет над самим собой.

Зависть считается чувством, возникающим на фоне неправильного воспитания. Если человека постоянно приучать к мысли о том, что он должен сравнивать себя с другими и жить лучше них, тогда он будет постоянно завидовать, позабыв о том, что необходимо обустраивать собственную жизнь и делать ее такой, какой хочется видеть.

Как избавиться от зависти?

Чувство зависти поглощает отрицательными эмоциями. Чтобы не доходить до психологического истощения, необходимо разобраться в вопросе, как избавиться от чувства зависти.

  1. Выявите причины, чему вы завидуете. Может оказаться так, что вам это не нужно на самом деле, вы и так счастливы.
  2. Осознайте, что вы не знаете, как именно люди достигли своего счастья. Если бы вы знали, что им пришлось сделать, через что пройти, как себя поменять, то вполне возможно, что вы не захотели бы оказаться на их месте.
  3. Занимайтесь совершенствованием себя, а не изучением (мониторингом) чужих успехов. Перестаньте искать, что есть хорошего у других. Обратите внимание на то, как вы себя можете сделать счастливыми.

Предлагаем вам тактику поведения с людьми, которые вам завидуют:

  • Не рассказывайте им о своих успехах.
  • Просите их о помощи.
  • Не вступайте в диалог, когда другой человек вам открыто завидует и пытается выяснить отношения.
  • Войдите в доверие.

Итог

Зависть – это чувство, которое становится оружием или преградой, в зависимости от выбора самого человека. Следует быть осознанными в тот момент, когда вас одолевает зависть, чтобы распознавать ее и устранять, если она не нужна. Тогда можно достичь хорошего итога, когда зависть вас не гложет, не поглощает своими отрицательными переживаниями и не заставляет совершать плохие поступки.

Причины возникновения зависти

Завистливость возникает, когда человек преисполняется решимости удовлетворить свои материальные желания, чтобы, в конце концов, добиться в жизни своего. Мы имеем духовную природу и потому всегда хотим быть счастливы. Веды говорят, что человек, который намерен удовлетворять свои материальные желания, никогда не будет счастлив. Идя по жизни и попадая под влияние страсти, он будет завидовать другим все больше и больше. Древние писания гласят: «Тот, кто привязан к деятельности, которую он выполняет, а также к ее результатам, кто движим желанием наслаждаться плодами своего труда, кто жаден, завистлив, нечист, подвержен радостям и печалям, - о таком человеке говорят, что он действует в страсти».

Чем больше человек трудится ради достижения своей материальной цели, тем больше он думает о том, что другие люди, не прилагая больших усилий, получают те же самые блага. Он начинает чувствовать, что ему даже тяжело подумать об этом. Так у стремящихся к достатку людей зависть сама собой начинает расти. Со временем зависть начинает душить человека, как питон, она портит его отношения с окружающими. Завидуя, мы перестаем видеть все положительное в человеке и начинаем обращать внимание только на отрицательные черты его характера. Зависть может возникнуть к кому угодно, в том числе к детям, к жене и даже к своему наставнику.

Иногда бывает, что разумный и даже религиозный человек, начав плохо думать о ком-то, попадается на удочку зависти. В результате этого сила невежества окутывает его разум. Прежде всего это выражается в том, что, несмотря на свой разум, он перестает замечать хорошие качества в другом человеке и видит в нем только плохие. Человек, который не способен победить свою зависть, пытается оправдать себя. Он копит яд в тонком теле ума, и этот яд представляет собой не что иное, как ненависть к Богу. Счастье исходит от Бога. Не получая счастья, человек злится. Его злость направляется на собственное глубинное понимание истины.

Человек вроде бы завидует чему-то тому, что находится снаружи, но счастья-то ему не хватает внутри. Человек, который не может победить в себе склонность завидовать, является демонической натурой. Демон – это тот, кто ненавидит Бога. У каждого человека есть такая склонность. Например, когда человеку говорят: «Это философский труд», - у него не возникает особых эмоций. Но когда ему говорят: «Это священные писания», - у него сразу возникает внутренняя неприязнь, и он кричит: «Не люблю священные писания, это секта». Таким образом корень зависти – это враждебность по отношению к Богу. Завидуя людям и священным писаниям, мы завидуем божественному устройству этого мира, мы завидуем Богу.

Одна женщина сказала мне: «Моя дочь была вообще-то очень хорошим человеком, но в какой-то момент она стала вести себя очень плохо. Когда она была проституткой, я страдала, но не так сильно, как сейчас. Когда она была наркоманкой, я страдала, но не так сильно, как сейчас. Но теперь, когда она приняла эту веру, я страдаю очень сильно. Лучше бы она оставалась наркоманкой или проституткой. Почему она так ведет себя, почему она не спросила меня, хочу ли я этого или нет? Почему она так безобразно ведет себя по отношению ко мне? Она стала мне совсем чужой. Я ненавижу это ее увлечение религией! Какое она имеет право так издеваться надо мной?»

Как только заходит речь о вере в Бога, так многие люди начинают проявлять зависть. Но заметить это в себе очень непросто. Зависть проявляется даже у верующих людей. Если, допустим, речь идет о той вере, которой придерживается сам человек, то зависти с его стороны не возникает. Но как только речь заходит о какой-то другой вере, сразу появляется зависть:
- А у Вас вера неправильная!
- Почему неправильная?
- Потому что у нас – правильная.
- Почему?
- Потому что у Вас неправильная, я знаю точно.
- Ты что, изучал этот вопрос?
- Нет, я просто чувствую, что у Вас вера неправильная. Не хочу даже разговаривать об этом. Просто неправильная, и все!

Это – зависть. Отчего возникают религиозные войны – кровопролитные, жестокие и ужасные, когда человек, будто бы защищая свою веру, готов убивать кого угодно? Из-за зависти.

В Ведах говорится, что зависть – это чувство, преодолеть которое чрезвычайно сложно. Есть только два пути избавления от зависти. Первый – добровольно раскаяться, второй пройти через многочисленные страдания.

К чему приводит зависть?

Зависть – это сила, которая, не спрашивая нас, заставляет нас накапливать жестокость внутри себя. Веды говорят, что от этой силы нет иной защиты, кроме раскаяния. Зависть всепожирающа в полном смысле этого слова. Человек, вставший на путь зависти, - верующий он или неверующий, не имеет значения, - постепенно переполняется ненавистью. Эту ненависть ООН будет культивировать в себе и дальше, в следующей своей жизни. Хотя он и будет верующим, но ненависти в нем, в конце концов, может стать столько, что он уже не будет вписываться в человеческую форму жизни. Человек, который верит в Бога, но завидует другому человеку, перестает воплощаться в разумной форме жизни; он рождается уже животным.

Да, да, именно животным. В этом на самом деле нет никакой несправедливости, все устроено совершенным образом. Оказывается, божественные силы всегда стремятся удовлетворить наши желания, так говорят Веды. Мы рождаемся в той форме жизни, в которой наши желания могут быть удовлетворены в максимальной степени. Приведу простой пример. Может ли человек спать 24 часа в сутки? Нет. Значит, человеческая форма жизни для этого не предназначена. Может ли человек любить больше всего на свете поспать? Да, почему бы и нет?

Невероятная сила этого желания будет способствовать тому, что он сможет спать больше, чем это возможно в человеческом теле. Сначала это приведет человека к болезням и деградации. Если и после этого он не переменится, то в следующей жизни ему придется воплотиться в том теле, в котором можно полнее всего удовлетворить это жгучее желание. Так, он может родиться медведем, который спит по полгода, или же другим животным, продолжительность сна которого гораздо больше, чем у человека.

Другой пример. Если желание заниматься сексом у человека гораздо больше, чем это возможно в человеческом теле, то ему поневоле придется родиться животным. Животные имеют больше возможностей заниматься сексом, чем люди. Например, в теле обезьяны заниматься сексом гораздо приятнее. Обезьяны занимаются сексом по много раз в день и всегда с очень большим энтузиазмом; кто бывал в Индии, мог видеть это. Человек не может так наслаждаться сексом, поскольку у человека большая часть психической энергии призвана подниматься в высшие психические центры, и наша разумная жизнь предназначена для самосознания.

В животных телах душа имеет возможность испытывать в десятки раз большее счастье от еды, от секса и ото сна. Обратите внимание, как спит кошка. Приятно посмотреть: она испытывает счастье. Человек не может так сладко спать. Испытывает ли человек счастье во время сна? Только когда засыпает и когда просыпается, во время сна – никакого счастья. Просто спит и ничего не помнит. Кошка на протяжении всего сна испытывает огромное счастье. Подойдите к ней и посмотрите: она улыбается во сне.

Человек также не может испытывать непрерывного счастья от еды – поел, и все. Даже если он будет стараться, это все равно невозможно, потому что живот не резиновый. А вот коза ест весь день. У нее тело так устроено, что она даже ночью ест. Ночью она пережевывает все заново, опять и опять, и непрерывно испытывает счастье. От ощущения счастья у нее даже глаза закрываются. Если кто-то подойдет к козе во время еды, то заметит, как она будет недовольна этим: ей не нравится, что ее отвлекают. Если человек хочет постоянно испытывать счастье от еды, то он родится животным.

Как же мы, люди, доходим до того, что можем так сильно деградировать? Веды утверждают, что именно зависть и необузданный эгоизм заставляют человека рождаться в животной форме жизни. Человек, влекомый завистью, хочет все большего и большего счастья, а жизнь не дает ему этого. В результате он начинает рваться к материальному счастью, как безумный, что и приводит его к столь сильной деградации. Под действием зависти можно деградировать бесконечно долго. Это – тупик в развитии живого существа. Если кто-то не смог преодолеть свою зависть в человеческой форме жизни, то после многочисленных воплощений в телах хищных животных он, в конце концов, родится змеей или скорпионом. Дальше уже некуда: в этих формах жизни можно накопить больше всего ненависти.

Змея всю жизнь копит яд и ненависть, она завидует всем. Почему змея кусается? Зачем ей кусать слона, человека, она же не может съесть их? Потому что она завидует им. Зависть и ненависть в уме действуют так, что в грубом теле накапливается яд. У змеи этот яд копится и собирается в зубах. Ненависть в уме – это тот же самый яд, но копится он в наших мыслях. У змеи ненависть проявляется в виде яда, который разрушает живые ткани другого организма, а человеческая ненависть разрушает психику другого человека и подрывает собственное здоровье. Человеческая форма жизни не предназначена для того, чтобы копить яд. Тело скорпиона от яда не страдает, а, наоборот, становится сильнее. Скорпион рождается для того, чтобы копить яд, в этом смысл его скорпионьей жизни. Хотя скорпион очень мал, но своим ядом он может убить лошадь. Такова сила его ненависти.

Каждый из нас может прогрессировать только при наличии положительных черт характера. Если живое существо уже отработало карму своей прошлой эгоистичной жизни, то оно может начать прогрессировать, даже находясь в неразумной форме жизни. Так, например, плодовые деревья и домашние животные не зря приносят полезные продукты: они имеют хороший характер, который позволяет им прогрессировать из жизни в жизнь. Таким образом, прогресс возможен даже в неразумных формах жизни.

Абрикос – простое дерево, но его плоды с удовольствием едят и люди, и птицы, и животные, он отдает их другим и благодаря этому бессознательно прогрессирует. Дерево прогрессирует оттого, что дает людям плоды, благодаря которым они испытывают счастье. Безусловно, состояние сознания дерева таково, что оно не понимает происходящего. Но поскольку люди едят его плоды, то дерево выполняет неосознанную, бескорыстную деятельность. Так что все фруктовые деревья отличаются прогрессирующим видом сознания. Через какое-то число жизней эти существа родятся в животных телах, а далее обретут возможность получить и человеческое тело.

Но змея не прогрессирует. Душа бесконечное число раз будет воплощаться в теле змеи, потому что постоянная ненависть не дает ей возможности дальнейшего прогресса. Веды говорят, что змея не будет прогрессировать, пока волей судьбы не умрет насильственной смертью. Тот же принцип применим и к скорпиону. Только отработав свою плохую карму, это существо сможет родиться в телах более прогрессивных животных. Так что, когда человек, защищаясь от укуса, убивает змею, то этим он освобождает ее от следующего рождения в змеином теле.

Но, тем не менее, по-настоящему мудрый человек без причины не станет убивать змею. Потому что он знает другой способ, как дать ей счастье, освободить ее от ненависти – лучше дать ей попробовать освященную пищу. Когда змея ест освященную пищу, она очищается от ненависти. Точно также единственный способ помочь другому человеку освободиться от зависти – дать ему освященную пищу.

Мы привыкли рассматривать зависть как чувство, порочащее человека, как некое разлагающее душу обстоятельство нелицеприятного черного цвета. «Зависть - пассивное состояние, и неудивительно, что впоследствии оно перерастает в ненависть.» - писал Гете, даже не подозревая, что прокладывает начало довольно однобокой теории заговора против собственной личности, ведь полностью лишив себя способности завидовать, мы отнимаем у себя возможность двигаться вперед.

Так кто это, индивидуум, полагающий, что он имеет гораздо меньше, чем мог бы иметь, - подстерегающий за углом враг, несчастный человек или недостаточно простимулированная личность?

Что есть зависть

Само слово «зависть» произошло от общеславянского «видеть», несколько видоизмененного в промежуточном состоянии в «завидки». Видеть то, чего у тебя нет, и что, может быть, и не очень нужно, но раз есть у кого-то, значит, должно быть и у тебя, - вот самое нелицеприятное определение зависти. Есть и другие, в прекрасном стиле русского языка описывающие всю низость пагубного самоедства, и ни одного рассматривающего понятие зависти как вариант запускного механизма, провоцирующего на свершения. Впрочем, нет - иначе, если не в положительном ключе, говорит о ней наш классик Пушкин: «Зависть - соревнования, так что она точно хорошего рода».

Итак, завистливый человек - кто он?

Причины и следствия

Чтобы понять, какая прячется зависть в корне наших поступков, нужно просто вспомнить ментальный контекст того решения, которое подвигло вас на то или иное действие. Позавидовать красивой машине соседа и найти вторую работу, чтобы позволить себе не хуже - хорошо, а вот положить глаз на дорогие часы коллеги и за его спиной обсуждать происхождение такой несоразмерной покупки с другими - позвольте себе расписаться в черном чувстве. Навряд ли адекватный взрослый человек признает, что им двигала черная зависть, и уж точно застигнутый врасплох попробует оправдаться в неконтролируемых эмоциях, но так ли неподвластны нам наши желания?

Как рождается зависть

Каждое человеческое желание, прежде чем достигнуть попытки воплощения в действие, проходит несколько стадий. На первом этапе кольнувшее душу «хочу такие же» может бесследно раствориться в бытовых вопросах и так и остаться нереализованным.

На второй стадии желание достигается только при неоднократном озвучивании «больной» темы либо бесконечном мелькании перед глазами «возжеланного». Человек, обладающий в большей степени разумом, чем эмоциями, и на данном этапе сможет себя одернуть и не вступать в рассуждения с самим собой «если бы, да кабы».

Другое дело - личность слабая, изначально человек завистливый, привыкший давать свободу пустым фантазиям, этакий «иудушка» Порфишка Головлев. Этот в мечтах и в генералы выйдет, и полмира завоюет, а на деле будет в драном халате чертиков на полях чертить. С таким человеком дело иметь не столько опасно, сколько неприятно. Собственно, воплощенная лицемерная фантазийность - это уже переход на третью, крайнюю стадию зависти, которую иначе чем глубоко черной не назовешь.

Оттенками черного наделены и такие неприятные «итоговые» действия, как сплетничество, мелкое пакостничество, фальшивая эмоциональность - все это яркие показатели того, когда чувство зависти целиком выстраивается на лживом представлении, что достигнуть желаемого все равно не удастся.

Другая ветвь третьей стадии состояния зависти - поиск решения для осуществления мечты. Конечно, и здесь могут быть негативные моменты, ведь чтобы получить желаемое, его можно и украсть, и отобрать, и отсудить, и выклянчить, но это все-таки будет динамика, хотя и в отрицательном ключе. В идеале предваряющая действие стадия должна подвигать на здоровую конкуренцию, что и озвучил в своем высказывании о завистливых людях А. С. Пушкин.

Примеры такой зависти, воплощенной в действия и приведшей к достижениям, можно наблюдать на каждом шагу - это политик, поднявшийся из среднего класса общества, предприниматель, построивший миллионный бизнес, начиная с продажи газет в переходе, домохозяйка, написавшая книгу, которая стала бестселлером. Сложно поверить, но каждое из этих начинаний было когда-то не более чем чьим-то «хочу», ставшее затем «могу» и только потом - «сделаю».

Черное и белое

Прежде чем условно разделять такие понятия, как белая зависть и черная, оговоримся сразу, что окрашенного в светлые тона чувства зависти не бывает. Даже если человек добивается чего-то в жизни исходя не из собственной страсти подражания чужому успеху, он обязательно делает это, чтобы вызвать эту страсть у других людей или кого-то конкретно. М. Твен охарактеризовал такой оборот событий с присущей ему прямотой: «Если ради того, чтобы добиться любви, человек готов на многое, то ради того, чтобы вызвать зависть, он пойдет на все».

Итак, зависть - это основной двигатель почти любых достижений в жизни индивидуума, и неважно, ли это по природе или в силу единичных обстоятельств. Но так не хочется расписываться в нехорошем чувстве, когда искренне веришь, что идешь по своему пути с чистыми намерениями! Тут и приходит на помощь термин «белая зависть».

Белая зависть - а есть ли она?

Другими словами: «Мне ужасно нужно все лучшее, что есть у тебя, но поскольку я - человек хороший, я на тебя не злюсь за то, что у тебя все это уже есть, а у меня - нет».

Думая так и вспоминая, что он - хороший, завистливый человек может вскользь даже признаться в своем «белом» чувстве - непременно с пафосом и широкой улыбкой. Но это не потому, что признание будет искренним, а оттого, что зависть настолько сильна, что скрыть ее иначе, чем замаскировать под преклонение перед чужой удачей, уже невозможно. Вообще, вырвавшиеся слова такого рода - очень хороший знак для собеседника. Сопоставив бурную и неуместную радость по поводу чужого успеха с языком жестов, о котором будет сказано далее, умный человек поймет, что от такого «доброжелателя» лучше держаться подальше.

Личность завидующая, но при этом делающая правильные выводы («да, он купил хорошую машину, но это потому, что он работает не 8 часов в день, как я, а 16»), не станет кидаться наперерез счастливчику с поздравлениями двусмысленного характера, и не будет обсуждать событие с окружающими. Он отреагирует со сдержанной искренностью и постарается сделать все возможное, чтобы повторить триумф товарища. Такой фактор, если уж так угодно наградить его штампом, и может называться «белой завистью».

Как распознать завистника по жестам

«Зависть прежде нас родилась» - старая народная мудрость, очень верно открывающая еще одну важную истину - являясь нашим «приданым» по умолчанию, так же как способность смеяться или плакать, необходимость завидовать спрятана в человеческой сущности очень глубоко. Можно научиться ее контролировать и даже почти полностью изжить, но в тот момент, когда коварное чувство уже овладело вами, контролировать его практически невозможно. Узнать завистливого человека как раз в тот момент, когда весь его жесткий негатив обрушен на собеседника, легко по невербальным знакам. Кто не знает - невербальным в психологии называется язык телодвижений, никак не связанный с устной речью.

Работать против завистника может все его тело, поэтому важно сопоставлять сразу несколько сигналов, чтобы не принять за плохое чувство простую скуку или неприязнь, которые не всегда означают, что человек завидует. Другое дело - скука наигранная, а неприязнь - спрятанная под улыбку, но об этом ниже.

Итак, вам завидуют, если:

  • собеседник всеми силами показывает, как ему скучно и, в то время как ему рассказывают о чьих-то успехах, лениво ворочается на стуле, поглядывает по сторонам и даже зевает;
  • собеседник не может удержать на вас взгляд - его глаза бесконечно «убегают» и в конце концов превращаются в узенькие щелочки;
  • от бровей или подбровной части лица собеседника пролегли тонкие складочки к спинке носа - такая мимическая картинка означает высшую степень презрения и смущения одновременно;
  • человек напротив улыбается, но так, что улыбка кажется натянутой на лицо или неровно приклеенной;
  • корпус собеседника, сидящего на стуле, наклонен в вашу сторону, а нижняя часть торса неестественно напряжена.

Руки - очень показательная часть тела в плане невербального общения, но в случае с завистливым человеком признаки на лице дешифруются гораздо проще. В моменты максимального выплеска негатива человек напротив может сжать кулаки, но может и безжизненно их повесить, так что старайтесь акцентировать внимание на неоспоримых сигналах, а дополнительные знаки присовокуплять уже к сложившейся картинке.

Как не дать завистнику испортить вам жизнь

Даже заведомо зная, от кого не следует принимать уверения в искреннем расположении, полностью исключить данного индивидуума из круга общения не всегда возможно. Им может оказаться руководитель или коллега по работе, близкий родственник, бизнес-партнер - то есть человек, который осознает вашу обоюдную зависимость друг от друга и от этого становится еще назойливее.

Поневоле, оказавшись ввязанной в эту игру, личность, внушавшая зависть, может начать испытывать раздражение и выказывать все те же нелицеприятные поведенческие черты, что и завистливые люди. Как себя защитить от этого? В первую очередь не позволять собой манипулировать, то есть не принимать навязанные правила игры:

  • не позволять принижать свои достижения;
  • не реагировать на упреки, придирки и мелочные замечания, даже если они исходят от начальства;
  • в любой ситуации, в которой качество вашей работы публично ставится под сомнение, уметь противопоставлять этому ледяное спокойствие и железные аргументы, что это не так;
  • не оправдывайтесь никогда - черная зависть тем и характерна, что заставляет человека ощущать свою неполноценность, зароняет сомнение в справедливости его побед.

Лучше всего понаблюдать за поведением людей уже после того, как вы поделились с ними хорошей новостью, и тогда завистник сразу обнаружит себя. Даже если во время разговора он излучал радость, после беседы настроение его ухудшится, он станет скучным, неразговорчивым. А в случае если предмет вашей гордости нагляден, например новая одежда, игрушка ребенка, дорогая кухонная утварь, завистник постарается как можно больше его «не замечать», показывая всем своим видом, что для него такие явления - дело привычное.

В конце подтемы о том, как не допустить управления над собой чужой несостоятельности, уместно привести цитату про завистливых людей от самого Бернарда Шоу, что «зависть - это наилучшая форма признания из всех возможных». А значит, вы всегда останетесь на голову выше того, кто наклонил свою, разглядывая осколки своих разбитых возможностей.

Женская зависть

В большинстве своем это чувство у женщин обращено в сторону семейных успехов или денежного благополучия, причем о самих деньгах женщина почти не думает, но зато отчаянно мечтает о том, что могла бы реализовать на недостающие суммы. Удачное замужество подруги, рождение детей в чужой семье, значимая покупка в жизни кого-то из окружения - это основной список причин душевного терзания женщины, хотя далеко не исчерпывающий. Завидовать могут здоровью, красоте, успехам детей, умению все успевать.

Главная беда женской зависти - наплывы импульсного мышления. То есть в те минуты, когда неприятное чувство в ней обостряется, ожидать от завистницы можно чего угодно - от стремительного распускания сплетен за спиной до поступков, направленных против здоровья или даже жизни того, на кого обращен негатив.

Нередко, остыв после нахлынувшей ненависти, женщина начинает раскаиваться в содеянном, реже пытается исправить ситуацию. Но это не должно служить причиной приближения к себе человека, уже однажды показавшего себя подобным образом, так как зависть, уже запущенная и имеющая достаточную подпитку, неискоренима. Допуская завистницу в свое окружение, вы только дадите ей возможность ранить вас с ближнего расстояния.

Кстати, зависть со стороны женщины может быть и неосознанной, но тут бдительность должна проявить «счастливица», подставленная под удар. Если она замечает, что ее привычка одеваться, укладывать волосы, манера общаться находят второе воплощение в постороннем человеке, это уже повод задуматься. Также завистница, даже не понимая этого, будет стараться всячески уколоть «предмет», вывести на эмоции.

Самый лучший способ вывести себя из «зоны обстрела» - не реагировать на пули, свистящие над головой. Женщины, нападки которых игнорируют, очень быстро оставляют соперниц и переключаются на кого-то другого.

Мужская зависть

Для мужчины предметом зависти часто является внешняя статусность и возможность реализовывать все свои возможности через собственные средства. Может мужчина завидовать и просто деньгам - частое явление, когда с трудом накопленная им сумма лежит в полной неприкосновенности долгое время, так как мужчины попросту наслаждаются ощущением своего богатства и жестоко страдают, когда вынуждены его расходовать.

Среднестатистический парень редко в мечтах позволяет себе перешагнуть более одной-двух ступеней социального уровня, так как жизнь и успехи людей, находящихся за гранью видимого пространства, доносятся до него как из другого мира. У большинства мужчин имеется мысленная планка, дальше которой они себе фантазировать не позволяют, пока ее не достигнут, но и достигнув, нередко на этом успокаиваются и остаток жизни пожинают плоды трудов своих.

Крупные бизнесмены и политики - это скорее исключение из правил, поэтому их гораздо меньше, чем держателей небольших торговых точек или управляющих мелких производств. Тут действует закон «слепой зоны» - дойдя до установленного ранее самому себе уровня, большая часть мужчин перестает видеть перспективы впереди себя, но начинает облагораживать и раздвигать границы вширь, расширяя зону комфорта, но не преступая ее.

Оберег от зависти

Формирование вокруг себя защитной оболочки, сквозь которую не сможет пробиться разъедающая парша чужого негатива, это задача, скорее, психоэмоционального плана, чем мистического. Однако никому не возбраняется позаимствовать часть силы из энергетического пространства, подключиться к которому можно только искренне веря в него. Для этих целей и предназначены манипуляции по сотворению личных талисманов.

Создание такого рукотворного амулета недаром заключает множество этапов. Пока человек изготавливает оберег, он настраивается на частоту собственного намерения избавиться от проблемы и по мере соблюдения определенных ритуалов как бы взращивает в себе твердую уверенность в том, что получившееся в результате трудов изделие возьмет его под свою защиту.

В первую очередь выбирается материал, из которого будет сделан оберег от завистливых людей. Чтобы он максимально соответствовал назначению, пусть это будет дерево, подходящее вам по друидскому гороскопу или камень по зодиакальной взаимосвязи. Если материал пластичный, на него, с одновременным произношением подходящей по случаю молитвы, наносятся рунические символы (подойдет знак «альгиз»). Затем талисман зашивается в холщевый или кожаный мешочек и постоянно носится при себе, подпитываясь от тела и даря уверенность в защищенности от дурных людей.

«Зависть прежде нас родилась» и не при нас умрет - так можно продолжить. Так что в борьбе с этим невидимым врагом лучше не забывать, что каждый из нас может оказаться как по одну, так и по другую сторону этого чувства. А значит, не растерять веру в свои силы и воспринимать чужие достижения как возможность собственного роста - единственный настоящий способ победить завистника и в себе, и в человеке рядом.

Психоанализ о зависти

Нарциссизм

Людей, ни разу не испытавших зависть, не существует. Однако, открыто сказать другому, что ты завидуешь, может далеко не каждый. Зависть –одно из самых отвергаемых чувств в нашем обществе.

Чувства – это то, что переживается нами внутри. Но чувства сегодня вообще не в чести, и многие разучились их распознавать и дифференцировать.

Слово «зависть» в русском языке возникло от слова «видеть» . Предполагается, что возникло оно на основе представления о дурном глазе. Многие современные люди, особенно россияне, до сих пор не расстаются с магическим представлением о мире, свойственным нашим предкам в племенных сообществах.

Философский словарь дает следующее определение зависти:

Зависть – это порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его – чистейшая выдумка и т. д.

В отличие от философии в психоанализе не существует категорий «хороших» и «плохих» чувств.

Чувства – это то, что есть, как, скажем восприятие запаха или цвета – разного запаха и разного цвета. Можно, конечно, сказать, что черный цвет хороший, а коричневый плохой, но мы так не думаем. Чувства- это то, чем мы отзываемся на разные раздражители, приходящие из мира или изнутри, и они, конечно, могут быть разными.

В русском языке зависть бывает разноцветная – черная и белая. Черная зависть – это желание обладать чем-то, что принадлежит другому, но с оттенком злобы, досады. А вот белая зависть – это желание обладать тем же, что у него есть, но при этом с оттенком восхищения что ли.

Но всегда ли чувство зависти – порок, который надо скрывать от других? Независимо от цвета, чувство зависти может помогать человеку достигать успеха. Без чувства зависти невозможно испытывать его противоположность — чувство благодарность.

Те, кто не умеют как следует завидовать, не могут отдавать должное достижениям другого человека и его поступкам, не смогут испытать благодарность.

Зависть - это очень ранняя, неизбежная и неутолимая сила внутри человека, которая заставляет завистливого человека реагировать на свое окружение определенным образом. У кого-то все равно есть что-то, что лучше, чем у меня, и это неизбежная правда жизни.

Чем лучше обращаться с завистником, тем хуже он становится. Это последнее наблюдение особенно важно, потому что оно неоднократно подтверждалось данными психопатологии. Чем больше кто-либо стремится избавить завистливого человека от фиктивной причины его зависти, даря ему подарки и оказывая услуги, тем в большей степени этот кто-то демонстрирует свое превосходство и подчеркивает, как дешево ему обходятся подарки, которые он делает. Даже если бы этот человек отдал завистнику все свое имущество, такое доказательство благородства унизило бы его, и он бы перенес свою зависть с имущества человека на его личные качества: и если бы объект зависти поднял завистника до своего уровня, тот бы нисколько не обрадовался такому искусственно установленному равенству. Он бы стал снова завидовать, во-первых, личным качествам своего благодетеля, а во-вторых, тому, что в условиях равенства его благодетель сохраняет память о своем прошлом материальном превосходстве.


Самый большой вред завистливый человек причиняет сам себе. Зависть — это деструктивное, бесплодное и крайне болезненное душевное состояние, которое причиняет страдание человеку.

Социолог Гельмут Шок именует зависть «базовой антропологической категорией». Степень, в которой зависть является социальной, т.е. необходимостью, направленной на кого-то другого формой поведения, хорошо видна из того, что в отсутствие других завистник не имел бы возможности завидовать. Однако, как правило, он явно отвергает любые взаимоотношения с тем, кому он завидует. Любовь, дружелюбие, восхищение - такое отношение к человеку включает ожидание взаимности и признания, оно стремится установить какую-нибудь связь. Завистнику не нужно ничего из этого: кроме исключительных случаев, он не хочет, чтобы объект его зависти, с которым - при наличии такой возможности - он не вступал бы ни в какие отношения, признал его завистником. Чистый акт зависти можно описать таким образом: чем более интенсивно и пристально внимание завистника к другому человеку, тем больше он замыкается в жалости к самому себе.

Никто не может завидовать, не зная объекта зависти или, по крайней мере, не представляя себе его; однако, в отличие от других типов эмоциональных отношений между людьми, завистник не может ожидать взаимности. Он не хочет, чтобы ему завидовали в ответ.

Завистник не очень заинтересован в том, чтобы что-либо ценное перешло из собственности того, кому он завидует, в его собственность. Он хотел бы, чтобы другого ограбили, лишили имущества, раздели, унизили, чтобы ему причинили боль, но он практически никогда не представляет себе в подробностях, как он мог бы завладеть состоянием другого.

Завистник в чистом виде - не вор и не мошенник по отношению к объекту зависти. Кроме того, там, где зависть вызывают личные качества другого человека, его квалификация или репутация, вопрос о краже не может возникнуть; завистник может, однако, лелеять надежду, чтобы другой человек потерял свой голос, свои способности виртуоза, красоту или честь.

Мотивы для зависти и стимулы, вызывающие это чувство, повсеместны, и интенсивность зависти больше зависит не от размера стимула, а от социального неравенства завистника итого, кому завидуют.а личностная зрелость, которая позволяет человеку победить в себе зависть, как представляется, достигается не везде и не всегда. Завистник, который должен каким-то образом примириться с проявлениями неравенства в его жизни, и объект его зависти, когда он пытается не обращать внимания на завистника (оба этих процесса иногда могут одновременно протекать внутри одной и той же личности), будут использовать религиозные убеждения, идеологии, пословицы и т.п., стремясь редуцировать власть зависти и тем самым позволить обычной жизни продолжаться с минимальным уровнем трения и конфликтов.

Нередко зависть оказывается столь продолжительной и интенсивной, а ее влияние на человека столь привораживающим, что невольно напрашивается сравнение зависти со страстью, не имеющей ничего общего с любовью, но родственной таким разрушающим страстям, как ненависть.

На протяжении всей истории, на всех стадиях культурного развития, в большинстве языков и в чрезвычайно сильно отличающихся друг от друга обществах люди сознавали наличие фундаментальной проблемы их существования и дали ей специальные названия: зависть и чувство того, кто является ее объектом.


Зависть - это энергия, которая находится в центре жизни человека в качестве существа социального; она возникает, как только два индивида начинают сравнивать себя друг с другом.

Это стремление завистливо сравнивать себя с другими можно найти и у некоторых животных, но у человека оно приобрело специальное значение. Человек - завистливое существо, и он был бы не способен построить социальные системы, к которым сегодня принадлежим все мы, если бы не социальные запреты, активизируемые внутри объекта его зависти.


Если бы мы не были вынуждены постоянно учитывать зависть других людей к чрезмерному удовольствию, которое накапливается у нас по мере отклонения от социальной нормы, «социальный контроль» не мог бы существовать.

Завистливого человека всегда призывают стыдиться. Однако его существование, или вера в его вездесущность, в то же время всегда вызывало достаточно латентного страха перед мнением других людей, чтобы обеспечить эволюцию системы социального контроля и поддержания баланса.

Хотя некоторые современные психологические школы практически вычеркнули слово «зависть» из своего словаря, как если бы она просто не существовала в качестве первичного источника мотивации, доступные нам, психоаналитикам, свидетельства не оставляют сомнений в ее универсальности.

Психоанализ утверждает, что восприимчивость к зависти гораздо больше свойственна человеку, чем любому другому животному. Главной причиной этого является длительное детство, которое гораздо дольше, чем детство животного, и подвергает человека испытанию беспомощбностью и внутрисемейной братской зависти.


Зависть – одно из базовых чувств, которое появляется у человека практически с самого рождения и к 3-х летнему возрасту оно полностью сформировано.

То есть испытывать зависть нормально согласно нашей человеческой природе, это данная нам человеческой природой неизбежность.

Мелани Кляйн (британский психоаналитик) дала следующее определение зависти: «Злое чувство из-за того, что другой человек обладает и наслаждается чем-то желаемым – завистливый импульс состоит в том, чтобы отобрать и испортить это». Завистливый человек не всегда хочет фактически обладать тем, что имеет другой. Он хочет отнять у него собственность из-за удовольствия, которое другой человек от нее получает.

То есть по сути, зависть возникает к чужому удовольствию из-за неспособности испытывать собственное.

Помните сказку о Белоснежке, когда ее мачеха позавидовала красоте и юности своей падчерицы и в итоге решила уничтожить ее. В этой сказке есть отголоски зависти матери к собственной дочери, а дочери во многих ситуациях очень боятся зависти матери по отношению к ним. Истоки такого страха лежат в том, что когда-то маленькие девочки сами испытывали зависть к материнской красоте, всемогуществу.

Если в детстве ребенка отвергали, отталкивали, не любили, то у него просто не было удовлетворяющих ощущений, а отсутствие собственного удовольствия может вызывать зависть к способности получать удовольствие другим человеком. Несчастье, депривация усиливают зависть, потому что чем больше твоих потребностей не удовлетворено, тем больше враждебности направлено на того, кому сейчас лучше.

И в конце – главный вывод о том, как справиться с завистью. Не отрицайте ее, дайте ей право на жизнь, ведь без нее невозможна ваша социализация и стремление к новым достижениям.
И главное – научитесь получать удовольствие от собственной жизни! Удовольствие другого – главный источник нашей зависти, а собственное удовольствие – главный показатель того, что завидовать будут нам.

Многие люди не могут радоваться за успехи других людей. В такие моменты в их душе возникает недоброе чувство, получившее название черная зависть. Энергетика завистника отрицательно влияет на ваш успех, но и её можно блокировать.

Для многих людей зависть стала привычным чувством. Завистники не могут порадоваться за успехи и победы окружающих. Ни один человек не застрахован как от появления такого завистника, так и от его негативной энергии, вплоть до сглаза. По мнению психологов и специалистов биоэнергетики, чувство зависти может быть по-настоящему опасным . Иногда мы не замечаем, что даже в нашем близком окружении может скрываться немало завистников. Именно поэтому необходимо узнать, как черная зависит влияет на тех, кому завидуют..

Почему возникает черная зависть

У каждого из нас хотя бы раз в жизни возникало чувство зависти. Психологи разделяют это эмоциональное чувство на конструктивное и деструктивное.

Конструктивная или «белая» зависть, не заставляет человека злиться или обижаться на того, кому повезло гораздо больше, чем ему. В этом случае само чувство зависти подталкивает нас на улучшение своих жизненных показателей. В такие моменты у каждого из нас возникает желание достичь больших успехов, обрести желаемое или хотя бы оказаться на одной ступени с успешными людьми.

Черная зависть относится к числу негативных чувств. Она возникает, когда человек не способен радоваться чужим успехам, и даже желает навредить ему. С энергетической точки зрение, его влияние подобно сглазу или неосознанной порче. Оно порождает негативные чувства и эмоции, влияние которых разрушает наше энергетическое поле .

В чем причины черной зависти

Главная причина появления черной зависти — заниженная самооценка. Когда человек замечает, что у другие стараются и могут достигать высот, у завистника возникает чувство, что его таланты, внешность или умственные способности далеки от идеальных. Нежелание развиваться и стремится к достижению своих целей заставляет человека окончательно разочароваться в собственной жизни. В этом случае человеку необходимо перестать анализировать чужую жизнь, и как можно скорее заняться.

Иногда причины зависти кроются в детстве. Если родители часто ругают ребенка из-за плохих оценок и ставят ему в пример отличников, со временем у него возникает мнение, что одноклассники намного умнее, чем он. В связи с этим у него возникают комплексы. Которые дают о себе знать уже в более сознательном возрасте. Вспоминая картины детства, человек постоянно будет думать, что его друзей или коллег получается достигать большего только благодаря умственным способностям. В последействии чего возникает черная зависть.

Когда человек завидует, он на подсознательном уровне сравнивает себя с тем, кому повезло гораздо больше, критерием сравнения являются понятия «хуже» и «лучше». Если кому-то повезло больше, чем завистнику, к нему приходит осознание, что он, в чем-то хуже другого. Однако этот критерий не имеет никакого значения, он всего лишь присутствует в вашей голове.

Влияние черной зависти на человека

Согласно психологии, зависть — это проявление слабости и неуверенности в себе. Во всех религиях мира это чувство относили к числу смертных грехов . Специалисты биоэнергетики сайта сайт утверждают, что это оно разрушает энергетическое поле и перекрывает поток здоровья человека, которому завидуют.

Рассказывая о своих успехах окружающим, многие люди не догадываются о том, на что способна человеческая зависть. Влияние черной зависти вы сможете заметит очень быстро. В первую очередь, она блокирует финансовые потоки, отпугивает удачу и притягивает неприятности. Это значит, что уже скоро вас будут преследовать неудачи в делах, на работе, ухудшиться финансовое положение и, возможно, появятся серьезные проблемы. Именно поэтому не стоит хвастаться своими успехами в жизни перед окружающими. Особенно это касается представительниц женского пола, которые не упустят момента, чтобы рассказать своим подругам о знакомстве с мужчиной, романтическом свидании или предстоящей свадьбе. Возможно вы сможете увидеть натянутую улыбку подруг и их фальшивую радость, но обернуться для вас это может настоящим крахом женского счастья.

Проявление зависти так же может отразиться на состоянии вашего здоровья. Вы можете заметить упадок сил, хандру, резкое снижение трудоспособности. Когда черная зависть исходит не от одного, а сразу от нескольких людей, возможно возникновении более серьезных заболеваний.

Не только внешние факторы, но и наши внутренние качества могут отразиться на состоянии здоровья. Некоторые черты характера не только отталкивают окружающих, но и приводят к серьезным заболеванием . Чтобы избежать неприятных последствий, постарайтесь избавиться от них как можно скорее. Желаем вам счастья и удачи и не забывайте нажимать на кнопки и