Кто и зачем в слуцке носит вышиванки, где их купить и что означают орнаменты. Зачем политизируют вышиванку

На Ваш вопрос ответить однозначно нельзя.

Дело в том, что даже в России в разных регионах на юге и севере имеются различия в рисунках вышивки. Если в районах севера в основном бытовали в вышивке изобразительные мотивы, то в южных районах - это ромбы, перекрещенные косыми крестами, ромбы с завитками по углам, прямые и косые кресты. Все эти символы, тесно связанные с представлениями о солнце в глубокой древности, сохранились в памяти народной и по сей день.

Популярна крестецкая, саратовская, рязанская, торжокская вышивка. В вышивках мстерских и саратовских мастериц активно используется белый цвет, а рязанские вышивальщицы создают многоцветные узоры с преобладанием красного тона.

Техника вышивки тоже везде различная. Распространено двустороннее шитье, цветная перевить, ажурная мережка, вышивание гладью. Для рязанских узоров характерна строгая геометричность, что создается составлением узких и широких полос со звездами-розетками на краях скатертей, дорожек, концах полотенец. Мастерицы из Торжка создают узоры из цветков, листьев и трав. В Торжке вышивают золотыми нитями.

У славянской вышивки много общих черт, а вот различий как таковых почти нет.

Если только в том, что украинская вышиванка на сорочках и рубахах сконцентрирована вокруг ворота, на плечах и внизу рукавов. У мужской украинской рубахи разрез спереди украшается вышивкой. Чаще всего на украинских сорочках-вышиванках можно увидеть калину, дуб, гроздья винограда, розы, лилии, птиц, символы Воды, Земли и Солнца.

Орнаментальные мотивы геометрические (ромбы, розетки, звезды), растительные. Способов вышивания и их разновидностей имелось много. Древнейшими видами народной вышивки были заволикание, занизывание и настилание.

Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью.

Русский народный костюм отличается более богатыми узорами - широкими полосами геометрических орнаментов вдоль ворота и роскошными декоративными элементами на рукавах вышиванки. В русской рубахе чаще косоворотка украшается вышивкой.

В Белоруссии изделия: рубахи, холщовая верхняя одежда, полотенца, скатерти. В отличие от украинской, в белорусской вышивке орнамент более строгий, в основном - геометрический.

Виды вышивки в России.

1) Счетная. Рисунок - геометрические узоры с условными изображениями животных.

2) Строчевая. Орнамент - геометрический.

3) Кубанец. В основном на скатертях. Разные геометрические фигуры, главная из которых - куб. Палех.

4) Цветная перевить: вышивка цветными нитками. Рисунок: геометрические фигуры, птицы с пышными хвостами, кони.

5) Золотое шитье. Нижегородская, Тверская, Вологодская области.

6) Владимирские швы: вышивка красным по белому фону. Узор растительный.

7) Тонкая белая гладь - одна из самых ажурных вышивок. Изделия: покрывала, накидки на подушки.

8) Олонецкий шов - по письму. Фон - ажур. Рисунок крупные растения. Изделия: полотенца, столешницы, платья, костюмы.

9) Тамбурная. Рисунок: растения.

10) Поволжская вышивка. У удмуртов - это нагрудники, у чувашей, марийцев и мордвы - рубахи и головные уборы. Рисунок: S-образные мотивы, кресты, ромбы, кони, птицы, женские фигуры. В этих рисунках наблюдается проявление древнеязычной символики.

В современной Украине основное изделие - это рушник. Также блузы и мужские сорочки. Рисунок геометрический и растительный.


Русская вышивка :

Белорусская вышивка :

Украинская вышивка :

Украинская и белорусская вышивка похожи. В узорах преобладают геометрические формы, контраст черного (+темно-синего) и красного Украинская вышивка более простая.

В русской вышивке, помимо геометрии, присутствуют отсылки в русские народные сказки. Русская вышивка разнообразнее, помимо обычных узоров, которые мы можем встретить у всех трех представителей, сюда включаются животные, растения; черного цвета мало, преобладает голубой - цвет неба - что визуально придает русской вышивке свежесть и яркость.

В то же время белорусская вышивка включает в себя элементы как русской, так и украинской вышивки. Особенно хорошо это прослеживается в цветовой гамме.
Вышивка на национальной украинской одежде отличается от русских народных костюмов. Это сразу видно.

У меня остались старинные вышивки о бабушки она жила на Урале в основном это был крестик, на украинских рушниках и рубашках вышивка тоже крестиком. Интересно что в Украине есть название таим нарядам вышиванки. В России специального названия не придумали.

В обеих странах основные элементы вышивки это: абстрактный рисунок, растения и животные. украинская рубаха с вышивкой

русская рубаха

Сразу видно что украинская вышиванка ярче! Мне как то подарили женскую рубашку я ее не носила конечно, но просто любовалась.
Образцы русской вышивки:

Образцы белорусской вышивки.

Возникшие в XIX веке русский и белорусский национальные проекты имели одно принципиальное типологическое различие: русский национализм был городским, белорусский - сельским. Что это значит? За национальной идеологией русского триединства стояла многовековая история русской городской жизни и высокая аристократическая культура, основы которой правительство Российской империи прививало костромским, черниговским и витебским мужикам. Идея «белорусчины», напротив, предполагала «завоевание» города деревней; её конечная цель состояла в том, чтобы подмять Минск и другие русские города Белоруссии под «мужицкие» стандарты. В этом плане белорусский национализм был схож с «украинством», по отношению к которому он носил догоняющий и во многом подражательный характер. Эти два качества - «сельскость» и подражательность - до сих пор свойственны белорусской национальной идее, что нашло отражение в недавней истории с «белорусской вышиванкой».

Первые «вышиваночные человечки» появились в Белоруссии летом сего года на волне повышенного интереса к украинским событиям. Примечательно, что до этого вышиванка не считалась традиционной белорусской одеждой: её не носило большинство крестьян белорусских губерний, ей не щеголяли «класікі беларускай літаратуры» (в отличие от украинских собратьев по перу), и даже белорусское националистическое движение конца 80-х – начала 90-х как-то обошлось без вышиванки.


Белорусские крестьяне, 1912 г.

Однако свядомые товарищи решили, что раз уж удалось «обелорусить» польского мятежника Винцента Константы Калиновского, то с «белорусизацией» малороссийской крестьянской рубахи проблем точно не возникнет. Тем более что украинцы не против. И действительно, из вышиванки быстро сделали новый символ «незалежнасці Беларусі». Правда, в рядах патриотически настроенных граждан неожиданно нашёлся предатель, посмевший скептически отнестись к Священной Вышиванке. Сим «здраднікам» оказался проживающий в Германии белорусскоязычный писатель Ольгерд Бахаревич, который в статье «Почётная вешалка » написал примерно следующее: «Панове, наши предки разбили москалей под Оршей? Разбили. А они в вышиванках разве бились? Нет. Вот то-то и оно. Идём дальше. Мы европейцы или русские совки? Европейцы, конечно! А у европейцев есть вышиванки? Нету. Вот и нам они ни к чему».

Статья Бахаревича вызвала бурю негодования в среде белорусских вышиватников. Зарвавшемуся писателю ответили в таком духе : «Ты, сука, на святое руку поднял! Вышиванка - это наши корни, наша культура, наша, в конце концов, духовная скрепа! И у европейцев есть вышиванки, просто называются они по-другому. Так что не надо тут это самое… Из своих Германий…» В общем, хлопцы с Ольгердом разобрались.

На первом этапе вышиваночной кампании господствовал принцип аутентичности («каб усё было як у бабулі з дзядулем»). За производство вышиванок отвечали деревенские клуши с вот такими тараканами в голове (цитата): «У меня в связи с этими украинскими событиями зверскими возникло желание… Знаете, когда шьёшь рубашку, естественно, ты что-то думаешь, что-то в душе происходит. Я вот верю, как наши предки, что лен – защитная ткань. И хотелось, конечно, чтобы когда ты наносишь эти знаки, орнаменты на ткань, чтобы она буквально в броню превращалась. Чтобы мужчины, одетые в эти рубашки, делались суперменами. Чтобы их пуля не брала и сабля не резала».


О сакральных свойствах народного орнамента шла речь и на первом в Белоруссии «Дне вышиванки»:

Далее к популяризации крестьянской рубахи подключились поляки, и процесс пошёл веселей. В Польше был создан бренд Xoroshe, который ориентируется не на копирование традиционной вышиванки, а на использование отдельных её элементов в разработке линии современной одежды.

Во многом благодаря совокуплению «белорусской» архаики с польской дизайнерской мыслью на свет божий появилось такое чудо, как «вышимайка», гибрид вышиванки и обычной футболки. Она приобрела особую популярность у тех «свядомых хлопцаў і дзяўчат», которые стесняются появляться на людях в дедушкином и бабушкином тряпье.


Дивчина и cтильные хлопцы в вышимайках

Со временем национально ориентированные белорусские трудящиеся пришли к мысли, что в вышиванках можно не только играть в пейзан XIX века, но и заниматься куда более интересными вещами. Так, в одном из минских ночных клубов прошла вечеринка под названием «Беларусам быць модна», на которую организаторы пригласили вышиваночных стриптизёрш и… дяденьку из советского ансамбля «Песняры».

Отдельное внимание хотелось бы обратить вот на это милое фото, сделанное на модной белорусской вечеринке:


Снимок можно было бы назвать «Апафеоз свядомасці», если б на сумочке белорусской телеведущей Анны Бонд (дама с телефоном) красовалась вышиваночная ленточка, ещё один неизменный атрибут «беларускасці», появившийся в уходящем году в связи с событиями в Новороссии.

Объявив георгиевские ленточки «символом российской агрессии», самостийные гении придумали им альтернативу в виде «ленточек с национальным орнаментом» (орнамент примерно такой же, как флаге БССР/РБ). Их раздают на улицах Минска и других городов Белоруссии в рамках акции «Пазнач сябе беларусам», которая полностью копирует акцию «Я помню! Я горжусь!»

Несмотря на то, что белорусские СМИ изо всех сил пытаются представить вышиваночные потуги местечковых активистов как захлестнувшую РБ «моду на всё белорусское», вышиватничество пока не приобрело в Белоруссии широкого распространения. Однако первые шаги в направлении майданной цибули всё-таки уже сделаны.


Спасти 10-миллионную ветвь русского народа от неизбежного в условиях «незалежнасці» падения в колхозное безумие может только добрый русский национализм, напоминающий оболваненным советской и постсоветской пропагандой жителям Белоруссии, что первая русская печатная книга была издана в Москве уроженцем Белой Руси Петром Мстиславцем; что придворный поэт Симеон Полоцкий воспитывал детей русского царя Алексея Михайловича и, как считают многие литературоведы, был предтечей А.С. Пушкина; что родовое имение Ф.М. Достоевского находится под Брестом. Словом, русский национализм постулирует принадлежность белорусов к русской нации и великой русской культуре. А людям, у которых в качестве национальной культуры есть Пушкин и Достоевский, согласитесь, незачем самоутверждаться при помощи вышиванок и прочей деревенской дури.

В Беларуси отмечают День независимости. Выбор даты напоминает о событиях Второй мировой: 3 июля 44-го Минск освободили от фашистов. А главным символом празднования в этом году стала вышиванка. Ее день отмечали вчера и впредь эти праздники так и будут отмечаться как единое целое. Тем временем традиционная белорусская рубаха снова попала в тренд. Ее носят и модницы, и президенты. Особенности национального орнамента - у корреспондента «МИР 24» Натальи Казей.

«Под флагом в вышиванке!». Именно так называется шествие, которое прошло накануне. В этом году рубаха с национальным узором придала особый колорит главному государственному празднику страны. А у белорусов появился еще один повод для торжества - День вышиванки.

Участники приехали со всей страны - такого от первого в истории Беларуси шествия даже организаторы не ожидали. Флешмобы, стрит-арт, фолк-ярмарки, аквагрим и даже боди-арт - и все в национальном стиле. На память каждый мог приобрести себе что-то очень белорусское.

Вышиванка в тренде не только в праздник. Тон задает президент. Недавнее видео с участием главы государства Александра Лукашенко, который сел за руль трактора «Беларус», вызвало шквал откликов. И вопрос, что в большей степени заинтересовало зрителей: высший пилотаж в управлении машиной или президентская васильковая вышимайка?

Придумал и разработал вышимайку для Лукашенко молодой дизайнер Андрей Чимбар. Его фирменный стиль - смешение исконно белорусских мотивов с популярными во всем мире трендами. «Коллекция первая разошлась как горячие пирожки! Некоторые дизайны мы повторяли три-четыре раза. Они отгружались, продавались, и мы заново их делали. Это был какой-то выстрел. Мы даже не ожидали, что так будет», - рассказывает Чимбар. Всего только на одном швейном предприятии выпустили с десяток коллекций с национальным узором.

Футболки, платья, туники, свитшоты и даже носки с белорусским орнаментом. «Носок с довольно активным рисунком, очень сложный узор, поэтому он вяжется дольше, чем обычный носок с простым рисунком. По времени - почти в два раза дольше вяжется. Производство сложнее, но, я думаю, это того стоит, потому что он очень красивый и очень популярный среди молодежи», - объясняет дизайнер белорусской швейной фабрики Вера Скоробогатая.

Сергей Лукашевич уже много лет живет в Бразилии. В Минск приехал повидаться с родными. Вместо привычного сувенира из соломки в этот раз купил вышиванку. «Сейчас все думают о своем прошлом. И очень замечательно, что в Беларуси пришло то время, когда мы вспоминаем о своих корнях, о национальных символах, которые, в принципе, для каждой нации должны что-то значить. Поэтому считаю, что это модно», - уверен он.

Продавцы главного универмага страны признаются: за вышиванками - очереди. Национальными узорами украшают проспекты. С белорусским орнаментом делают татуировки. А под новый год даже главная елка страны и та - в вышиванке.

Элементы вышиванки появились даже на форме для спортсменов, которые совсем скоро отправятся на Олимпиаду в Рио. Что ни узор, то символ со своим, сакральным смыслом - тем же, что и у предков. Успех, благополучие и, конечно, дружелюбие. Такой подход к спорту оценил и президент. «Я принял решение: эта форма должна быть в свободной продаже, чтобы каждый человек, если у него есть желание, мог купить эту одежду. И, тем самым, приобщиться к Рио и вообще к спорту», - подчеркнул Лукашенко.

Доктор искусствоведения, профессор Евгений Сахута рассказывает: белорусы сохранили орнамент в первозданном виде. Белый - цвет чистоты. Красный - цвет солнца и символ жизни. «Понимание уникальности нашей культуры, которая выделяет наш народ среди других европейских народов, и привела к тому, что внезапно, за несколько лет, наше сознание перевернулось. При этом, к счастью, мы опомнились раньше, чем успели все потерять», - заметил Сахута.

Теперь потерять не позволит официальный праздник. Причем участвовать в нем может кто угодно. А покупают вышиванки не только белорусы, но и гости из других стран. Кстати, теперь, когда спрашивают, какой сувенир везти из Беларуси, к прежнему списку, не задумываясь, добавляют: вышиванку!

А 1 июля в Беларуси стартовала самая масштабная деноминация в истории республики: срезают сразу четыре нуля. Идея - упростить расчеты и повысить доверие к национальной валюте. Вместо астрономических цифр возвращаются понятные людям рубли и копейки. Молоко и хлеб продают не по десять тысяч, а по рублю. Коробок спичек - не за тысячу, а за 10 копеек.

Старые купюры будут ходить наравне с новыми до конца 2016-го. В течение последующих трех лет их можно будет обменять в банке. При этом власти следят, чтобы реформа не затронула интересы населения. Тем, кто на фоне деноминации решит поднять цены, Лукашенко пообещал «оторвать головы».

Создание вышиванки - настоящее искусство, которое даётся не каждому. Случчанину Валерию Плевако понадобилось три дня, чтобы собственными руками вышить льняную рубаху, которую он с удовольствием надевает «на выход». Фото: Анна Тюник «Знаете, сначала мне было как-то не по себе, когда я впервые надел льняную рубаху с орнаментом, который вышил собственноручно, - поделился Валерий с корреспондентом газеты „Кур"ер“. - Одни люди реагировали на мой наряд вполне нормально, даже просили подсказать, где я купил такую вышиванку. Другие, а их большинство, - смотрели на меня с иронией и даже где-то с презрением. Поначалу меня такое отношение задевало. Но ведь всем не объяснишь, что на моей вышиванке истинно белорусская символика, наши исторические узоры, которые я преобразовал и даже цвета подобрал соответствующие - красный и зелёный».

Сегодня Валерий Плевако не стесняется ходить в вышиванке.

«Помимо того, что в льняной рубахе очень удобно и красиво, так ещё наденешь вышиванку, и какой-то дух патриотизма просыпается в тебе, - говорит он. - Я хочу, чтобы люди помнили и чтили свои корни, не забывали историю и передавали знания своим детям и внукам, побуждая их беречь культурные ценности…»

Фото: Алесь Достанко По словам собеседника, на вышивку рубахи у него ушло всего три дня. «С учётом того, что я ходил на работу и занимался домашними делами, то есть вышивал всего по нескольку часов в день, - отметил автор. - Кроме того, нельзя делать вышиванку без особого настроя. Здесь, как и в написании картины, важны вдохновение и желание творить».

Теперь Валерий Плевако трудится над новыми вышивками не только для себя, но и для внуков. Выкройки он делает самостоятельно, с благодарностью вспоминая те времена, когда тётя, работавшая закройщицей, брала его с собой на работу.

«Там я многому научился, - рассказал художник. - Особенно по части выкройки. А теперь вот и в жизни эти знания пригодились».

Анна Тюник

Справка

Раньше техникой вышивки узоров владели исключительно девушки, которым передавали знания их матери и бабушки. Каждый вышитый узор на рубахе или на рушнике нёс определённую информацию, и даже, можно сказать, заговор, на счастье, здоровье и благополучие. Это был своего рода оберег для того, кому предназначен.

Рада, что именно молодёжь носит вышиванки

Татьяна Мастыкина (Слуцк), фотограф, телережиссёр: «Первую майку с белорусским орнаментом („вышимайка“, которая сейчас на мне) около года назад подарил мой друг. И вот теперь у меня три предмета гардероба с белорусским орнаментом - ещё две вышимайки» я купила в Минске.

Фото: Алесь Достанко Всегда были и есть люди, которые разговаривают на белорусском языке, продвигают белорусское. И это не только люди в возрасте, но и молодёжь. И я рада, что именно молодые люди начинают носить одежду с белорусскими орнаментами.

Ведь это родное. И это красиво. В других же странах люди носят одежду со своей национальной символикой, потому что гордятся своей культурой, любят её. А у нас, я считаю, в этом плане многое запущено. Я очень рада, что начали появляться такие вещи, которые продвигают белорусские узоры. Ведь орнамент есть и на флаге нашего государства, Республики Беларусь.

Знаю, что для наших предков орнаменты были не просто украшением. Они вкладывали в них смысл. Мне это тоже было бы интересно изучить. Не хочется, чтобы эту часть культуры белорусов забыли.

Конечно, вышитая продукция дороговата. Доступней купить «вышимайку» не с вышитым, а «напечатанным» узором - за 150 000 рублей, чем вышиванку - за полтора миллиона рублей.

Может, долгими зимними вечерами сяду и сама что-нибудь вышью. Потому что принт - это принт, а когда вышиваешь сам - это своя энергетика, это оберег. Это часть нашей культуры, наших корней.

Алесь Достанко



Случчанин Вадим Кривовяз, звукорежиссёр «Минск-Арены» и домашних матчей ХК «Динамо Минск». В вышиванке он ходит и на работу. Со страницы Вадима Кривовяза в Инстаграме

Где в Слуцке можно купить вышиванку

В Слуцке можно купить национальную белорусскую рубашку в магазине сувениров «Слуцкие пояса» . На фабрике с одноимённым названием изготавливают мужские и женские вышиванки, причём орнамент на них, как утверждают продавцы, вышивается вручную. Стоимость мужской рубашки - 700−900 тысяч рублей, женской - около 600 тыс. руб.

Косоворотка и вышиванка обе представляют собой вид национальной одежды. Первая – русской, вторая – украинской. А какие различия существуют между ними?

Что такое русская косоворотка?

Косоворотка – это мужская рубаха с косым воротом, то есть разрез с застежкой у нее сбоку, а не посередине, как у большинства обычных рубашек. По версии академика Д.С. Лихачева, такой покрой был придуман специально, чтобы во время работы не выпадал нательный крестик.

Первые изображения рубахи с такой застежкой относятся к XV веку. Носили их как в качестве повседневных рубах, так и нижнего солдатского белья. В зависимости от богатства отделки косоворотки делились на «рабочие» и «праздничные». На людях их надевали навыпуск с поясом.

Кто победнее, носил простые полотняные косоворотки, кто побогаче – из шелка или атласа. Иногда рубахи расшивали по рукавам, подолу и вороту. В присутственных местах поверх косоворотки часто надевали жилет.

История вышиванок

Вышиванкой в принципе можно назвать любую рубаху с вышивкой. Но только на Украине, пожалуй, такая рубашка превратилась в национальный символ.

Когда именно появились вышиванки, сказать сложно. Само искусство вышивки у славян уходит корнями еще в первобытные времена, что подтверждают археологические раскопки.

На Украине вышиванки изготавливали из самодельного полотна, которое ткали на станке. Носили их как мужчины, так и женщины. На рубеже XIX и XX веков украинцы начали носить вышиванки в сочетании с европейской одеждой. Пик моды на вышитые рубашки в советских республиках пришелся на 20-30-е годы. В УССР их надевали по торжественным случаям и простые граждане, и партийные руководители. Вторая волна популярности вышиванок возникла во второй половине 50-х – начале 60-х годов. Это связывают с правлением Никиты Хрущева, который питал слабость к украинской национальной одежде и часто появлялся в вышитых рубашках на публике. Его примеру стали следовать и другие должностные лица.

После отстранения Хрущева от власти популярность вышиванок постепенно сошла на нет. В основном их использовали как элемент украинского национального наряда в музыкальном и театральном искусстве. Мода на вышитые рубашки вернулась к украинцам в эпоху перестройки. После Оранжевой революции носить вышиванки стали некоторые чиновники и депутаты. Сейчас людей в вышиванках часто можно встретить на митингах и демонстрациях, их надевают на свадьбы и различные молодежные мероприятия.

Национальные особенности

Косоворотки отличаются от вышиванок в первую очередь характером вышивки. Так, у мужских рубах нередко вообще отсутствует вышивка, либо она присутствует только в районе разреза. У украинских рубах и сорочек вышивка сконцентрирована вокруг ворота, на плечах и внизу рукавов. У женских рубашек – богатая вышивка внизу по подолу. Чаще всего это различные растительные и животные мотивы - калина, дуб, гроздья винограда, розы, лилии, птицы, а также сакральные символы Воды, Земли и Солнца. Распространены геометрические мотивы – ромбы, розетки, звезды. Цветовая гамма – довольно контрастная, чаще всего это сочетание красного и черного цветов.

Русские рубахи как часть национального костюма (а чаще всего вышивкой на Руси украшали именно косоворотки) отличаются более богатыми узорами – вдоль ворота можно увидеть широкие полосы геометрического орнамента, а на рукавах – роскошные декоративные элементы.

В русской вышивке распространены отсылки к народным сказкам. Здесь можно встретить рисунки в виде фантастических существ, людей, животных. Черного цвета мало, преобладает цвет неба - голубой.

Вышиванка распространена и в Беларуси. В отличие от украинской, белорусскую вышиванку отличает более строгий орнамент, чаще всего геометрический. Основные цвета – красный, черный, темно-синий.

Так что различия между русской косовороткой и украинской или белорусской вышиванкой довольно существенные. Специалисты способны по виду рубахи практически безошибочно определить, в каком регионе та была изготовлена.