Зачем политизируют вышиванку. Кто и зачем в слуцке носит вышиванки, где их купить и что означают орнаменты

Создание вышиванки - настоящее искусство, которое даётся не каждому. Случчанину Валерию Плевако понадобилось три дня, чтобы собственными руками вышить льняную рубаху, которую он с удовольствием надевает «на выход». Фото: Анна Тюник «Знаете, сначала мне было как-то не по себе, когда я впервые надел льняную рубаху с орнаментом, который вышил собственноручно, - поделился Валерий с корреспондентом газеты „Кур"ер“. - Одни люди реагировали на мой наряд вполне нормально, даже просили подсказать, где я купил такую вышиванку. Другие, а их большинство, - смотрели на меня с иронией и даже где-то с презрением. Поначалу меня такое отношение задевало. Но ведь всем не объяснишь, что на моей вышиванке истинно белорусская символика, наши исторические узоры, которые я преобразовал и даже цвета подобрал соответствующие - красный и зелёный».

Сегодня Валерий Плевако не стесняется ходить в вышиванке.

«Помимо того, что в льняной рубахе очень удобно и красиво, так ещё наденешь вышиванку, и какой-то дух патриотизма просыпается в тебе, - говорит он. - Я хочу, чтобы люди помнили и чтили свои корни, не забывали историю и передавали знания своим детям и внукам, побуждая их беречь культурные ценности…»

Фото: Алесь Достанко По словам собеседника, на вышивку рубахи у него ушло всего три дня. «С учётом того, что я ходил на работу и занимался домашними делами, то есть вышивал всего по нескольку часов в день, - отметил автор. - Кроме того, нельзя делать вышиванку без особого настроя. Здесь, как и в написании картины, важны вдохновение и желание творить».

Теперь Валерий Плевако трудится над новыми вышивками не только для себя, но и для внуков. Выкройки он делает самостоятельно, с благодарностью вспоминая те времена, когда тётя, работавшая закройщицей, брала его с собой на работу.

«Там я многому научился, - рассказал художник. - Особенно по части выкройки. А теперь вот и в жизни эти знания пригодились».

Анна Тюник

Справка

Раньше техникой вышивки узоров владели исключительно девушки, которым передавали знания их матери и бабушки. Каждый вышитый узор на рубахе или на рушнике нёс определённую информацию, и даже, можно сказать, заговор, на счастье, здоровье и благополучие. Это был своего рода оберег для того, кому предназначен.

Рада, что именно молодёжь носит вышиванки

Татьяна Мастыкина (Слуцк), фотограф, телережиссёр: «Первую майку с белорусским орнаментом („вышимайка“, которая сейчас на мне) около года назад подарил мой друг. И вот теперь у меня три предмета гардероба с белорусским орнаментом - ещё две вышимайки» я купила в Минске.

Фото: Алесь Достанко Всегда были и есть люди, которые разговаривают на белорусском языке, продвигают белорусское. И это не только люди в возрасте, но и молодёжь. И я рада, что именно молодые люди начинают носить одежду с белорусскими орнаментами.

Ведь это родное. И это красиво. В других же странах люди носят одежду со своей национальной символикой, потому что гордятся своей культурой, любят её. А у нас, я считаю, в этом плане многое запущено. Я очень рада, что начали появляться такие вещи, которые продвигают белорусские узоры. Ведь орнамент есть и на флаге нашего государства, Республики Беларусь.

Знаю, что для наших предков орнаменты были не просто украшением. Они вкладывали в них смысл. Мне это тоже было бы интересно изучить. Не хочется, чтобы эту часть культуры белорусов забыли.

Конечно, вышитая продукция дороговата. Доступней купить «вышимайку» не с вышитым, а «напечатанным» узором - за 150 000 рублей, чем вышиванку - за полтора миллиона рублей.

Может, долгими зимними вечерами сяду и сама что-нибудь вышью. Потому что принт - это принт, а когда вышиваешь сам - это своя энергетика, это оберег. Это часть нашей культуры, наших корней.

Алесь Достанко



Случчанин Вадим Кривовяз, звукорежиссёр «Минск-Арены» и домашних матчей ХК «Динамо Минск». В вышиванке он ходит и на работу. Со страницы Вадима Кривовяза в Инстаграме

Где в Слуцке можно купить вышиванку

В Слуцке можно купить национальную белорусскую рубашку в магазине сувениров «Слуцкие пояса» . На фабрике с одноимённым названием изготавливают мужские и женские вышиванки, причём орнамент на них, как утверждают продавцы, вышивается вручную. Стоимость мужской рубашки - 700−900 тысяч рублей, женской - около 600 тыс. руб.

Тех, кто не приемлет их, упрекают в нелюбви к родине, а тех, кто купил и носит – в отождествлении Беларуси и сельского уклада жизни, от которого белорусы уже ушли, пишет «Интерфакс» .

«Вышиванки» на территории Беларуси носили издавна. Но, как пишет в своем труде «Зберагаючы беларускасць» исследователь Ольга Лобачевская , вышивальный промысел, в отличие от гончарного, бондарского, ткацкого, не был распространен в Беларуси. Вышивание считалось домашним занятием: каждая женщина вышивала одежду, рушники для себя и своей семьи, в лучшем случае – на заказ своей соседке. На рынок вышиванки не поставлялись. В царской России не было никакой поддержки белорусским производителям-кустарям, которая в других российских губерниях осуществлялась через земства, а на территории современной Беларуси их не было.

Творчество народных мастериц прошлого не выходило за границы их деревни или даже дома. Во время изучения кустарных промыслов Могилевщины член губернской управы И. Мусерский сделал вывод, что кустарные производители Могилевщины застыли в своем развитии на той стадии, что и их далекие предки.

Но, несмотря на отсутствие земской поддержки, в начале XX века на территории нынешней Беларуси появляются мастерские, в которых производят ткани, шьют из них изделия и вышивают их. Одна такая мастерская существовала Красностоцком Святобогородицком женском монастыре, другая кружевная мастерская находилась в Мстиславле. А Гродненская вышивальная показательная мастерская, которая принадлежала Каролине Беренс, была известна по всей России. Мастерская давала работу вышивальщицам Гродненской области.

Начало века – триумф откладывается

В 1913 году белорусская «вышиванка» впервые была выставлена на общественное обозрение – в Вильне прошла «Первая районная выставка кустарного промысла и народного творчества», где были представлены изделия белорусских и литовских мастеров. Посетители, посмотрев выставку, оценили, что большая часть старосветской народной культуры уже утрачена.

Поддержку получили народные промыслы в межвоенной Польше, там даже был принят закон о народных промыслах, так как экономику страны нужно было развивать всеми способами. Этот закон подтолкнул развитие народных промыслов, а среди них и вышивального, в Западной Беларуси. Народное творчество опекало Министерство промышленности и торговли. Создавались первые производственные кооперативы, базары народных промыслов, которые заключали договора с магазинами всей Польши. Полесское товарищество помощи народным промыслам насчитывало в своих рядах более 100 человек. В 1935 году оно открыло в Бресте магазин полесских народных промыслов, где продавались ткани, вышитые рушники, скатерти с салфетками, вышитые картины. Энтузиасты всячески старались заинтересовать городских покупателей изделиями деревенских «самотужников», но это у них не очень-то получалось. Тогда интерес в обществе к традиционной культуре и ручной работе был невелик, предпочитали фабричные изделия.

Признание пришло сегодня

А сегодня белорусы полюбили национальную одежду – «вышиванки». Люди тратят немалые деньги, чтобы приобрести их в свой гардероб, фотографируются в «вышиванках» и выкладывают фото в социальных сетях, приходят в них на праздники и дни рождения.

В Беларуси вышиванки производят на РУП «Слуцкие пояса». На сайте предприятия представлены по несколько моделей мужских и женских рубашек, народные и сценические костюмы. Не претендуя на сценический костюм, даже простую вышитую сорочку купить в минских магазинах сложно.

В магазине «Лянок» несколько «вышиванок» есть. Очень красивые женские – но огромных, неходовых размеров, цена – Br1,6 млн. Мужская вышиванка стоит от Br600 тысяч, но здесь вышит только воротник и тоже есть не все размеры. Когда привезут новую партию – неизвестно. «Вышиванки» разбирают очень хорошо, и наши люди, и туристы» , – говорят продавцы магазина.

Но купить «вышиванку» можно не только в сувенирном магазине. В Беларуси работают десятки мастериц, которые делают их на заказ. «Вышиваю я сорочки и свадебные платья уже пять лет. Сначала их заказывали на свадьбу, теперь – для того, чтобы вышиванка была в гардеробе. Раньше в год я вышивала два-три свадебных платья и 15-18 свадебных сорочек. Сейчас у меня на вышиванки очередь, она расписана до ноября» , – рассказала народный мастер Юлия Литвинова .

Заказывают «вышиванки» и белорусы, и иностранцы. Услуги мастериц не дешевы – богатая вышиванка может стоить 700 долларов, простая – 300.

Карина Одесенко год назад основала собственную марку одежды «Адзенне Honar» и рекламирует ее в социальных сетях. «Я не делаю классические белорусские вышиванки. Мы создаем современную белорусскую одежду с использованием традиционных мотивов, в том числе вышивки» , – сказала она.

Одежда в национальном стиле от Карины дешевле, чем традиционная вышиванка от мастерицы или из магазина. Пока марка предлагает несколько самых популярных видов орнамента на одежде – для женщин орнамент, символизирующий красоту, а для мужчин – мужество. В будущем выбор орнаментов будет расширен. Карина не считает, что конкурирует с государственными фабриками художественных изделий – «это как люди покупают одежду в «массовых» магазинах и у дизайнеров». Социальный портрет покупателя Карина определить не может, но все покупатели – люди, интересующиеся белорусской культурой. «У каждого народа свои традиции. И хорошо, если люди о них помнят» , – сказала Карина Одесенко.

2016-07-11 01:09

Сайт

1908


Сегодня пик популярности традиционной русской одежды – рубах с вышитым орнаментом или, как их называют в народе, вышиванок. Их можно встретить везде: на людях, на социальных плакатах, в рекламе, на телевидении. А вскоре даже сборная Беларуси по футболу переоденется в форму с вышитым орнаментом. На первый взгляд кажется, что подобная мода носит исключительно положительный характер: действительно, это сильнейший удар по современной модели глобализации, характеризующейся однообразной модой на гуччи, адидасы и хьюго-боссы. Однако при более глубоком изучении нынешнего интереса к национальной одежде, все положительные моменты враз перечеркивает политика…

История политизации

К сожалению, украинские и белорусские националисты пытаются использовать вышиванки в качестве противопоставления себя России и русским, культивируя миф о том, якобы этот предмет традиционной одежды абсолютно нехарактерен для русской культуры. Этим они преследуют очевидную политическую цель – отделение и отдаление от России и культурной концепции Русского мира.

Политизация вышитых рубах началась на Украине в 1990-х, когда местные националисты стали надевать их на свои шествия и митинги. В то же время их белорусские коллеги, или как их называют в народе – «змагары», к вышиваной рубахе относились если не с чувством брезгливости, так уж точно доброго скепсиса. Тогда в их среде был настоящий культ шляхты, крылатых гусаров и прочих польских штучек. Это неудивительно, во время зарождения белорусского национализма советского и постсоветского периодов «змагары» всеми силами пытались избавиться от комплекса колхозников и привить своему окружению догму, что мы отнюдь не крестьянский народ, а «сапраудныя эурапейцы галубых крывей». Вышиванка была в их сознании подтверждением крестьянской сущности белорусской культуры и истории, а также укреплением мифа «аграрного придатка России». Про лапти и иные крестьянские предметы одежды можно и не говорить: от них наших «свядомых» тогда просто воротило. Как и от недавнего национального прозвища «белорусы-лапотники». В общем, в то время у украинских националистов и их белорусских коллег было совершенно разное отношение к популярной ныне вышиванке.



Зато белорусские власти использовали этот символ во всю. Фото предположительно с саммита СНГ в Силичах 2006 года.

Вышиванка сегодня

С тех пор прошло лет двадцать. На Украине отношение к рубахе с орнаментом осталось примерно такое же. К ней все так же относятся как к национальному атрибуту одежды. Разве что ношение стало более массовым и мейнстримовым. В Беларуси же стало совсем все по-другому: ветеранов националистических движений сожрала то ли бытовуха, то ли политика, то ли эмиграция. Выросло новое поколение, появились новые движения, новые молодые лидеры и… новый опыт. Глядя на бесславные попытки своих предшественников навязать белорусскому народу чужую историю (польскую или литовскую), чужую культуру (шляхетскую или гусарскую), современные змагары устремили свои взгляды на более близких нам украинцев.1

Посмотрели на евромайдан и смекнули: а ведь антирусскую идентичность вполне можно строить и с традиционной одеждой белорусских крестьян… Они подхватили антиисторический миф о том, якобы вышиванка не имеет никакого отношения к России и, как и происходило всегда, собезьянничали идеологию у соседей. После чего поляки и литовцы облегченно вздохнули, надеясь, что эти неудачники с востока прекратят воровать их героев, историю и символы.

Сегодня, надо сказать, вышиванку в Беларуси использует как националистическая оппозиция, так и государственные организации типа БРСМ. Последние желают максимально вывести народную одежду из-под политики, параллельно вышиваночным мероприятиям проводя агитация за союз с Россией. Это поддерживают и многие россияне. К примеру, недавно на одном из минских домов появился рисунок российских художников, на котором изображены рядом мальчик-белорус и русская девочке в народных одеждах.

Рисунок на минском доме.

Но все-таки пока вышиванка остается весьма политизированным атрибутом одежды, по которым на улице можно определить «вышиватника», «свядомого» или «змагара», что в общем-то одно и то же. Но аполитизировать народную одежду, в которой веками ходили наши предки, просто необходимо. Как для искоренения еще одного повода разделить братские народы, уничтожения псевдоисторического мифа и настоящего возрождения национальной культуры против современной модели глобализации.

Что делать и как бороться?

Во-первых, вышиванку должны массово начать носить русские . И это будет исторически оправданно. На самом деле вышивка не имеет ни национального, ни государственного признака, все зависит от региона. К примеру, вышивка Ивано-Франковской области отличается от Черкасской ровно столько же, сколько и от рязанской, от витебской и т.д. На этот счет было бы весьма познавательно полистать сборника Великорусских и Малороссийских узоров вышивания, изданный в Санкт Петербурге в 1877 году.

Великорусские (русские) и малороссийские (украинские) вышивки.

Так что, вышиванка - такое же наследние русской культуры, как и украинской. В связи с этим, пора бы проучить украинских и белорусских русофобов, пытающихся монополизировать вышитую рубаху и выстроить на этом некий антирусский миф. Как только начнется распространение исторической литературы на эту тему и русские начнут носить вышиванку, змагары и бандеровцы не просто остынут к нашей общей традиционной одежде, но даже возненавидят ее.

Во-вторых, вышиванку должны носить антинационалисты, уничтожив ее русофобскую репутацию . Почему бы не надеть вышиванку патриотически настроенным политикам и общественным деятелям, коих «вышиватники» презирают? У националистов опять же начнется истерика, ибо произойдет демонополизация их символов. Маркер «в вышиванке? значит против России» начнет вытесняться.

Выводы

Белорусские и украинские националисты сами не подозревают, какой подарок преподнесли патриотам Беларуси, Украины и России, не страдающим русофобией головного мозга. Теперь осталось немного аполитизировать ношение вышиванок, перевести все это в историко-культурную направленность, популяризировать в России - и вуаля… Готово мощное орудие единения трех братских народов - общая мода на общую народную одежду, к тому же альтернатива глобальной западной моде. Это было бы весьма удобно: по орнаменту было бы видна принадлежность того или иного человека к определенному региону.

Однако к этому есть некоторые препятствия. У очень многих людей под информационным влиянием сложилось отвращение к вышиванке. Действительно, «вышиватники» испортили репутацию одежде наших предков, но пусть это станет дополнительным стимулом исправить ситуацию.

Кирилл Озимко

На Ваш вопрос ответить однозначно нельзя.

Дело в том, что даже в России в разных регионах на юге и севере имеются различия в рисунках вышивки. Если в районах севера в основном бытовали в вышивке изобразительные мотивы, то в южных районах - это ромбы, перекрещенные косыми крестами, ромбы с завитками по углам, прямые и косые кресты. Все эти символы, тесно связанные с представлениями о солнце в глубокой древности, сохранились в памяти народной и по сей день.

Популярна крестецкая, саратовская, рязанская, торжокская вышивка. В вышивках мстерских и саратовских мастериц активно используется белый цвет, а рязанские вышивальщицы создают многоцветные узоры с преобладанием красного тона.

Техника вышивки тоже везде различная. Распространено двустороннее шитье, цветная перевить, ажурная мережка, вышивание гладью. Для рязанских узоров характерна строгая геометричность, что создается составлением узких и широких полос со звездами-розетками на краях скатертей, дорожек, концах полотенец. Мастерицы из Торжка создают узоры из цветков, листьев и трав. В Торжке вышивают золотыми нитями.

У славянской вышивки много общих черт, а вот различий как таковых почти нет.

Если только в том, что украинская вышиванка на сорочках и рубахах сконцентрирована вокруг ворота, на плечах и внизу рукавов. У мужской украинской рубахи разрез спереди украшается вышивкой. Чаще всего на украинских сорочках-вышиванках можно увидеть калину, дуб, гроздья винограда, розы, лилии, птиц, символы Воды, Земли и Солнца.

Орнаментальные мотивы геометрические (ромбы, розетки, звезды), растительные. Способов вышивания и их разновидностей имелось много. Древнейшими видами народной вышивки были заволикание, занизывание и настилание.

Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью.

Русский народный костюм отличается более богатыми узорами - широкими полосами геометрических орнаментов вдоль ворота и роскошными декоративными элементами на рукавах вышиванки. В русской рубахе чаще косоворотка украшается вышивкой.

В Белоруссии изделия: рубахи, холщовая верхняя одежда, полотенца, скатерти. В отличие от украинской, в белорусской вышивке орнамент более строгий, в основном - геометрический.

Виды вышивки в России.

1) Счетная. Рисунок - геометрические узоры с условными изображениями животных.

2) Строчевая. Орнамент - геометрический.

3) Кубанец. В основном на скатертях. Разные геометрические фигуры, главная из которых - куб. Палех.

4) Цветная перевить: вышивка цветными нитками. Рисунок: геометрические фигуры, птицы с пышными хвостами, кони.

5) Золотое шитье. Нижегородская, Тверская, Вологодская области.

6) Владимирские швы: вышивка красным по белому фону. Узор растительный.

7) Тонкая белая гладь - одна из самых ажурных вышивок. Изделия: покрывала, накидки на подушки.

8) Олонецкий шов - по письму. Фон - ажур. Рисунок крупные растения. Изделия: полотенца, столешницы, платья, костюмы.

9) Тамбурная. Рисунок: растения.

10) Поволжская вышивка. У удмуртов - это нагрудники, у чувашей, марийцев и мордвы - рубахи и головные уборы. Рисунок: S-образные мотивы, кресты, ромбы, кони, птицы, женские фигуры. В этих рисунках наблюдается проявление древнеязычной символики.

В современной Украине основное изделие - это рушник. Также блузы и мужские сорочки. Рисунок геометрический и растительный.


Русская вышивка :

Белорусская вышивка :

Украинская вышивка :

Украинская и белорусская вышивка похожи. В узорах преобладают геометрические формы, контраст черного (+темно-синего) и красного Украинская вышивка более простая.

В русской вышивке, помимо геометрии, присутствуют отсылки в русские народные сказки. Русская вышивка разнообразнее, помимо обычных узоров, которые мы можем встретить у всех трех представителей, сюда включаются животные, растения; черного цвета мало, преобладает голубой - цвет неба - что визуально придает русской вышивке свежесть и яркость.

В то же время белорусская вышивка включает в себя элементы как русской, так и украинской вышивки. Особенно хорошо это прослеживается в цветовой гамме.
Вышивка на национальной украинской одежде отличается от русских народных костюмов. Это сразу видно.

У меня остались старинные вышивки о бабушки она жила на Урале в основном это был крестик, на украинских рушниках и рубашках вышивка тоже крестиком. Интересно что в Украине есть название таим нарядам вышиванки. В России специального названия не придумали.

В обеих странах основные элементы вышивки это: абстрактный рисунок, растения и животные. украинская рубаха с вышивкой

русская рубаха

Сразу видно что украинская вышиванка ярче! Мне как то подарили женскую рубашку я ее не носила конечно, но просто любовалась.
Образцы русской вышивки:

Образцы белорусской вышивки.

Косоворотка и вышиванка обе представляют собой вид национальной одежды. Первая – русской, вторая – украинской. А какие различия существуют между ними?

Что такое русская косоворотка?

Косоворотка – это мужская рубаха с косым воротом, то есть разрез с застежкой у нее сбоку, а не посередине, как у большинства обычных рубашек. По версии академика Д.С. Лихачева, такой покрой был придуман специально, чтобы во время работы не выпадал нательный крестик.

Первые изображения рубахи с такой застежкой относятся к XV веку. Носили их как в качестве повседневных рубах, так и нижнего солдатского белья. В зависимости от богатства отделки косоворотки делились на «рабочие» и «праздничные». На людях их надевали навыпуск с поясом.

Кто победнее, носил простые полотняные косоворотки, кто побогаче – из шелка или атласа. Иногда рубахи расшивали по рукавам, подолу и вороту. В присутственных местах поверх косоворотки часто надевали жилет.

История вышиванок

Вышиванкой в принципе можно назвать любую рубаху с вышивкой. Но только на Украине, пожалуй, такая рубашка превратилась в национальный символ.

Когда именно появились вышиванки, сказать сложно. Само искусство вышивки у славян уходит корнями еще в первобытные времена, что подтверждают археологические раскопки.

На Украине вышиванки изготавливали из самодельного полотна, которое ткали на станке. Носили их как мужчины, так и женщины. На рубеже XIX и XX веков украинцы начали носить вышиванки в сочетании с европейской одеждой. Пик моды на вышитые рубашки в советских республиках пришелся на 20-30-е годы. В УССР их надевали по торжественным случаям и простые граждане, и партийные руководители. Вторая волна популярности вышиванок возникла во второй половине 50-х – начале 60-х годов. Это связывают с правлением Никиты Хрущева, который питал слабость к украинской национальной одежде и часто появлялся в вышитых рубашках на публике. Его примеру стали следовать и другие должностные лица.

После отстранения Хрущева от власти популярность вышиванок постепенно сошла на нет. В основном их использовали как элемент украинского национального наряда в музыкальном и театральном искусстве. Мода на вышитые рубашки вернулась к украинцам в эпоху перестройки. После Оранжевой революции носить вышиванки стали некоторые чиновники и депутаты. Сейчас людей в вышиванках часто можно встретить на митингах и демонстрациях, их надевают на свадьбы и различные молодежные мероприятия.

Национальные особенности

Косоворотки отличаются от вышиванок в первую очередь характером вышивки. Так, у мужских рубах нередко вообще отсутствует вышивка, либо она присутствует только в районе разреза. У украинских рубах и сорочек вышивка сконцентрирована вокруг ворота, на плечах и внизу рукавов. У женских рубашек – богатая вышивка внизу по подолу. Чаще всего это различные растительные и животные мотивы - калина, дуб, гроздья винограда, розы, лилии, птицы, а также сакральные символы Воды, Земли и Солнца. Распространены геометрические мотивы – ромбы, розетки, звезды. Цветовая гамма – довольно контрастная, чаще всего это сочетание красного и черного цветов.

Русские рубахи как часть национального костюма (а чаще всего вышивкой на Руси украшали именно косоворотки) отличаются более богатыми узорами – вдоль ворота можно увидеть широкие полосы геометрического орнамента, а на рукавах – роскошные декоративные элементы.

В русской вышивке распространены отсылки к народным сказкам. Здесь можно встретить рисунки в виде фантастических существ, людей, животных. Черного цвета мало, преобладает цвет неба - голубой.

Вышиванка распространена и в Беларуси. В отличие от украинской, белорусскую вышиванку отличает более строгий орнамент, чаще всего геометрический. Основные цвета – красный, черный, темно-синий.

Так что различия между русской косовороткой и украинской или белорусской вышиванкой довольно существенные. Специалисты способны по виду рубахи практически безошибочно определить, в каком регионе та была изготовлена.