В чем секреты долголетия. почему мы живем так мало? Почему мы живем в третьем измерении

Часто причина нищеты заложена у людей в подсознании. Они видят и слышат то, что сообщают родители, и действуют по шаблону, неосознанно. Так вырабатывается генетическая нищета, отравляющая жизнь многим поколениям, которые не могут вырваться из цепких лап стереотипов и заложенного принципа поведения.

Как часто вы обращали внимание на людей? Замечали, что одни ведут себя раскованно, улыбаются, радуются жизни и всегда находятся в приподнятом настроении? А есть другой тип людей — вечно спешащие, с низко опущенной головой, сварливые и неопрятно одетые. Чувствуете разницу? И ведь зачастую в таком поведении винить нужно не самих людей, а тех, кто показал и сказал, что так правильно.

Причины генетической нищеты

Чтобы понять, что скрывается за термином «генетическая нищета», необходимо вникнуть в суть этого процесса и понять менталитет людей, которые сами себя затягивают в болото безрадостной жизни, не понимая, что жить можно иначе , просто разорвав шаблон.

Причина первая: менталитет

Представьте себе ситуацию: вы приходите в гости к человеку и поражаетесь тому, что происходит у него в доме. Грязные полы, старые обои, потрепанный диван, немытые окна... И ваш мозг начинает рисовать вам картины того, что бы вы сделали с этим помещением, как бы убрались, что поменяли. Грязь — один из признаков нищеты. Там, где есть неопрятность, необязательность и желание махнуть рукой, есть эта самая нищета. Менталитет людей разный, но те, кто привык жить в бардаке, бедны душой и вряд ли смогут поменять свою жизнь к лучшему . Это поведение часто появляется у тех, кто всю жизнь жил, глядя на подобный быт своих родителей или родственников.

Причина вторая: мещанство

Вспомните свое детство. Наверняка многие из вас вспомнят, как им внушали, что трогать новое нельзя. Вот сервант, в нем есть новая красивая посуда, но ее ни в коем случае нельзя трогать, потому что это для гостей. И вы продолжаете пить чай из щербатой кружки со сколотой ручкой, вздыхаете над пожелтевшей от времени суповой тарелкой с мелкими трещинами и царапинами. И так во многих семьях: все ждут какого-то особого случая, продолжают любоваться на красивые купленные предметы, но не позволяют себе пользоваться ими. Эта негативная программа передается и детям, которые будут придерживаться такой же линии поведения, ограничивая себя в ожидании того самого праздничного дня, когда пригодятся красивые и новые вещи. Вот только и они со временем превращаются в мусор и хлам, но продолжают бережно храниться. Мозг уже не воспринимает их как мусор, и рисует картины свежих, только что купленных полотенец, простыней...

Причина третья: сплошная экономия или синдром Золушки

Страшное слово «накопительство» преследует многих на протяжении всей жизни и передается «по наследству» детям. Экономия и желание накопить на что-то бывает и на пользу, но гораздо чаще встречается именно нищенское понимание этого процесса. Люди отказывают себе во всем, не покупают хороших продуктов, годами носят одну и ту же одежду. Такое понимание далеко от счастливой жизни . Стремление, например, купить себе дачу или машину похвально, но не стоит забывать о себе. Жить впроголодь ради того, чтобы через много-много лет стать счастливым обладателем заветного домика на отшибе? Принесет ли это счастье в итоге? Зачастую в тот момент, когда заветная цель достигнута, люди уже не могут жить по-другому и продолжают жестко ограничивать себя во всем. Их дети, воспитанные по принципу «нам это не по карману» начинают вести такой же образ жизни, нещадно экономя на необходимых покупках и стесняясь приобрести себе новую вещь, потому что так их воспитали родители. Это и называется генетическая нищета, страх потратить деньги на себя и не отказывать себе в покупке необходимых предметов быта.

Причина четвертая: подсознательное программирование

Дети по мере роста наблюдают за поведением своих родителей и привыкают к той обстановке, что их окружает. Если родители не утруждают себя наводить порядок, делать косметический ремонт и даже мыться, стирать одежду и ухаживать за обувью, дети воспринимают такое поведение за нормальное. Они копируют манеру поведения и проносят ее через всю жизнь, программируя уже своих отпрысков на такую бедную жизнь в плену собственного наплевательского отношения. Согласитесь, ведь не обязательно тратить огромные суммы, чтобы дом выглядел уютным. Недорогая, но чистая мебель, свежие обои, чистые полы, окна — все это создает чистоту и в умах.

Способы избавления от генетической нищеты

Из любой ситуации есть выход. Люди сами могут помочь себе вырваться из замкнутого круга и распрощаться с негативными привычками и менталитетом. Ведь мы видим, слышим и чувствуем вкусный аромат свежего хлеба, запах чистоты и свежести после уборки и проветривания, улыбки и гордость от проделанного ремонта. Мы сами делаем свою жизнь удобной в собственном понимании.

Если вам нужно что-то поменять — обязательно меняйте! Избавьтесь от старого хлама на балконе. Поверьте, лыжная палка, которая вам «для чего-нибудь пригодится», годами лежит в углу. Выкиньте ее. И вот эти пластиковые бутылки — сколько вы еще купите воды или сока? И что, каждая пластиковая тара вам нужна? Так и начинается обнищание ума — с накопительства якобы нужных и необходимых вещей. А вот эта рубашка? Да, любимая, но ей уже много лет, она выглядит как половая тряпка. Неужели вы этого не замечаете? Так протрите зеркало, вымойте окна и осмотритесь.

Если вы увидели, что ваш дом больше похож на лавку антиквариата, а гардеробу без малого пару десятков лет, то вам срочно нужно избавиться от этих вещей. Не сразу, постепенно, привыкая к новому состоянию свободы и независимости от старья и хлама.

В одно прекрасное утро возьмите ту самую пресловутую новую чашку и налейте в нее свой любимый напиток. Он будет гораздо вкуснее того, что вы пили вчера, но из старой чашки. Не верите — проверьте!

Включите любимую музыку и снимите с окна шторы (их все равно пора постирать). Зайдите в магазин и купите себе обновку . Одну, не дорогую, но новую. С этикеткой. Наденьте ее прямо в магазине, а старую вещь выбросите в мусорку. Да, так можно!

Постелите новое постельное белье и прислушайтесь к своим ощущениям с утра — настроение улучшилось, спалось сладко и удобно. Это действует!

Разберите завалы ненужных вещей. Просто сделайте это. Не сразу, постепенно. Выбросьте и вот эту старую газету, и гору пыльных книг, которые вам не по вкусу. Отдайте их, положите на улице с запиской, продайте — просто избавьтесь от того, что занимает место в вашем доме.

Начните преображение во всем и в скором времени вы почувствуете огромное облегчение и радость от каждого нового дня. Помните, что нищета в головах, и в ваших силах избавиться от этого навязчивого и липкого чувства зависимости от чужого мнения, навязанного вам. Ваша жизнь — ваши правила . Как только вы начнете свое преображение, жизнь начнет преподносить вам приятные сюрпризы, поверьте! Желаем вам счастья и успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

Третье измерение — зачем нам?

— Что такое четвертое измерение? — Вы наверно удивитесь но, каждый человек бывает там ежедневно!

Внимательные люди существовали всегда, обладающие большим опытом, мудростью, знанием. Они замечали и говорили об этом, но когда общество решает задачи выживания в мире физическом, то становится не до них. Однако следует напомнить: вы не только тело, задача выжить не единственная, стоящая перед вами, иначе человек не отличался бы настолько сильно от животного. Эволюция никогда не прекращается, она продолжается.

Человек не только физическое тело, это нечто гораздо большее. Тело — это временное ограничение формы выражения вашей сущности, которое вы по свое воле приняли для себя, для получения определенного опыта. Вы даже представить не можете насколько вы величественны и огромны. Физическое тело и мир в третьем измерении очень ограничивает ваш потенциал. Вашей сущности в такой форме здесь не совсем уютно. Потому непрерывное заточение свободного сознания в оболочку (и, к тому же в экстремальных условиях) – серьезное испытание. Серьезное испытание и неповторимый опыт, вызывающий уважение к вам, к решительности и смелости вашей сущности. Но постоянное пребывание в физическом теле довольно сложно, невыносимо и даже невозможно. Без чего, кроме факторов необходимых для того чтобы выжить (воды, пищи, благоприятных условий окружающей среды) не может жить человек?

— Без сна.

Современная наука не в состоянии дать ответ – что это (на данный момент ученые фиксируют только состояния мозга в состоянии сна). Во время сна, пока тело отдыхает, вы (ваше сознание, которое и есть вы) покидает тело. И это уже другое измерение. Проснувшись вы в большей степени ничего не помните или лишь последние моменты вашей деятельности в другом измерении, которые довольно быстро забываются, потому как это мир третьего измерения (он, точней наши тела устроены таким образом, чтобы можно было начать все с чистого листа, и чтобы ни безграничные возможности, ни огромный опыт и багаж знаний нашей сущности из других измерений, ничего не могло помешать получению такого опыта, какого мы хотим. Такие правила игры, на которые мы согласились по своей воле. Ведь игра по правилам намного интересней, чем без них.


По мере накопления опыта в игре каждый проходит путь, эволюцию сознания, стадии взросления от младенчества к старости, от решений задач выживания к опыту возвышенного, от иллюзии отделенности к гораздо большему осознанию себя, как части Целого. Лишь иногда, в исключительных случаях, в особо важные, решающие моменты игры, правила могут быть нарушены теми, кто создал эту игру, может прийти сущность без ограничений. Такое уже было в истории Земли и такое повторится снова.

То, что мы делаете во снах – наша реальность. Память о том, что происходило во сне остается с вами навсегда, но когда вы в физическом теле, включаются ограничения, и не уместный для вас опыт блокируется. К информации которая заблокирована трудно получить доступ, но возможно через тренировки, определенные техники, гипноз. Если то, что происходит с вами во сне важно вам знать для успешного получения опыта, выполнения своих целей в воплощении, то как правило вы сразу после пробуждения можете помнить этот сон, вспомнить о нем на протяжении дня или при особых обстоятельствах в жизни.

Обращали ли вы внимание на происходящее с вами во сне, на что вы способны там?

На первый взгляд может показаться, что там полнейший хаос или наоборот, пустота. В обоих случаях это будет ваш реальный опыт там. И в первом, и во втором случае вы будете правы. Просто вы отразили, спроецировали себя в другое измерение.

Во сне не существует времени и расстояния, но есть сознания сущностей, которые совместно и создают все. Создают через мысль и тут же, моментально переживают результат своей мысли (к примеру, если вы думаете о человеке или месте, то можете мгновенно переместиться туда). Причем вы испытываете более глубоко, более ярко, более полно переживаете эмоции от того что происходит с вами, так как можно назвать или астральный план, на котором мы познаем эмоциональную сферу. Эмоции сущностей проявляются несравнимо с Землей (даже учитывая то, что на Земле эмоции очень выражены) ярко и в более широком спектре.

А теперь критически взглянем на себя. Признайтесь себе, что порой у вас кавардак в голове: бардак в чувствах и хаос в мыслях. Представьте сами, что произойдет, если это не гармоничное сознание, этот хаос мгновенно перенести в четвертое измерение, где мысль определяет вашу реальность, а переживаемые эмоции еще глубже? Согласитесь, не самый лучший опыт. От этого беспорядок у нас и на физическом плане. Вот потому мы здесь учимся вначале выживать (но всегда есть те, кто учат нас Человеческим качествам, без этого мы бы никогда не выжили), а если сумеем выжить и не погубить сами себя, то человечество продолжит свое развитие, с течением времени научиться контролировать себя и однажды полностью закончит свою эволюцию на планете Земля.

«Начиная с 1926 года, когда Макс Шелер ввел термин «философская антропология», было сделано достаточно много попыток ответить на вопрос о сущности человека сохраняя философскую точку зрения. Наиболее важное открытие философской антропологии состоит в том, что сущностью человека является его способность строить самого себя, а значит, постоянно изменять содержание ответа на вопрос о его собственной сущности».

Эта цитата как нельзя более точно отражает то понимание человека, речь о котором пойдет ниже.

Итак, сущностью человека является его способность строить самого себя . Здесь имеется ввиду сознательная способность себя образовывать исходя из своих собственных желаний и стремлений – самообразование .

Самообразование по некоторым причинам прямо противоречит детерминизму современной культуры в экзистенциальной сфере человеческого существования.

«В конечном счете, тот факт, что предшествующее поколение нечто делало (или что оно делало нечто так, а не иначе), сам факт по себе не может быть достаточным основанием для воспроизводства (повторения) этих действий в будущем».

Главное отличие этого типа человека от описанного состоит в том, что он перестает жить-из-вне , и начинает жить-из-себя . Он становится человеком, живущим так, как живет, поступающим так, как поступает, думающим так, как думает. И для этого ему не нужны никакие внешние обстоятельства. Он такой, потому что таким хочет быть, такой есть и находит способ таким быть. Его развитие, движение по жизни, его бытие зависят только от него самого, его устремленности.

Это «человек сам по себе, сам в себе для себя бытие – не нуждающийся ни в какой поддержке, программировании извне. Ничто ему не нужно снаружи, чтобы быть таким, каким он хочет быть».

То есть он полностью , во всех без исключения своих проявлениях обусловлен изнутри .

В каждом человеке есть так называемое «ядро личности», которое составляет комплекс само собой разумеющихся норм. Само собой разумеющиеся нормы появляются в процессе переживания субъективной истины – когда человек принимает что-то с полной уверенностью что это именно так, а не иначе. Эти истины закладываются в человека с детства в основном через авторитет родителей, затем продолжают складываться в процессе социализации.

Здесь возникает проблема свободы, т.к. истины закладываются из вне без ведома человека, и никто после не будет ему объяснять относительность всех этих истин по той простой причине, что передатчик этих истин сам переживал их когда-то как истины , и, следовательно, не может относится к ним критично.

Для того, чтобы человек стал полностью обусловлен изнутри должно произойти «извлечение» всего привнесенного и конструирование своей собственной реальности. Как правило, довольно часто выведение человека из состояния культурной обусловленности осуществляется с помощью Другого как посредника, своеобразного моста между реальностью субъективной и реальностью объективной (культурной), и важно, что происходит с человеком при этом переходе, - когда человек может занять метапозицию по отношению к культуре и самому себе?

Эта возможность появляется тогда, когда человек попадает в экзистенциальный вакуум, метафизическую пустоту – когда все, на что он опирался, все законы по которым он жил – все вдруг становится нереальным, нелепым, тем, что в индуизме называют майя (иллюзорность мира).

Как человек может попасть в экзистенциальный вакуум? Одной из причин может послужить современная культурная ситуация. Темпы изменения в общественной, социальной, государственной жизни таковы, что создали предпосылки к изменению самого характера культурной обусловленности человека. Под сомнение в разных странах все чаще начинает ставится вся система предыдущего обусловливания, то есть возникают ситуации, когда человек может заметить вещи, которые он не в состоянии был заметить до этого.

Почему? Потому что появились новые взгляды на необходимые аспекты внешней обусловленности. Появилось взаимное столкновение всевозможных аспектов обусловленности. И Я сам, и Мир оказываются передо мной на какой-то промежуток времени предельно обнаженными.

Вот здесь и возникает возможность «выхода из механизмов жизни и из механизмов самого себя в некое пустое пространство и зарождение новой жизни. То есть «штуковина» или происходит, или не происходит... Если же все-таки «штуковина произойдет», человек может осознать, что нет никакого «на самом деле», все ценности, цели и смыслы относительны , с этого момента только он сам является мерой всех окружающих его вещей и явлений – он один является критерием истины.

Здесь может начаться свершаться переход «снаружи» во «внутрь». Очень важную роль в этом переходе играет творчество.

«Когда перейдете (если перейдете; это, конечно же, не момент, это – процесс), никто вам ничего не предложит. Не из чего выбирать, не в чем искать, не к чему приспосабливаться – нужно все делать. Готового ничего нет…Все надо делать, все то, что раньше приходило готовым. Вы будете как рыба, которая сама себе должна делать море, или пруд, или реку. Никто ничего не предлагает, сплошное творчество. И не в переносном, а в буквальном смысле, потому что даже если вы берете что-то готовое, то должны его как-то трансформировать – заполнить эту форму своим содержанием».

Таким образом, человек начинает творить собственную реальность, собственную историю – ту, которую он сам сознательно выбирает. То есть человек не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в собственной истории, с участием его собственных индивидуальных усилий – с участием его самого. Он овладевает культурой и творчески ее преодолевает - самореализуется.

Этот процесс приобретает непрерывный характер, т.к. человеку свойственно постоянно выходить за свои пределы, постоянно меняться. При таком подходе непрерывное образование выступает как модус развития личностного существования отдельного человека.

Вообще говоря, каждый человек находится в непрерывном образовании. Жизнь человека – это его реальность, и все, что он пережил в ней, узнал, сделал и т.д., так или иначе, в грубом или тонком виде отпечатывается во всех аспектах его существования – психологической, физической, ментальной – любой. Вся разница лишь в том, что некоторые люди этого не осознают, а некоторые сознают.

У вторых это образование носит характер самообразования, т.к. они контролируют окружающее пространство и фильтруют всю информацию, поступающую из социума во «внутрь» и «изнутри наружу» (по крайней мере, максимально – на сколько это вообще в принципе возможно).

Если присутствует такой контроль, человек может воспринимать себя как текст, который читают - т.к. он своим поведением каким-то образом воздействует на окружающее пространство и всех, кто в него входит. И свою собственную жизнь как текст – как самый главный написанный им текст.

Таким образом, идея «непрерывности образования» или идея «самообразования» направлены против предзаданности и контролируемости образа действия, чувствования и мысли, и таким образом – против культуры, как основы некритичного образования.

Об этом же говорил и П. Г. Щедровицкий:

«…процессы самоопределения, процессы становления…всегда протекают в какой-то культурной, социокультурной среде, а значит, опираются на определенные социокультурные институты… Однако, по мере того, как это пространство возникает, мы все больше и больше сталкиваемся с тем, что социокультурная и пространственная среда не обустроены для развития, и те направляющие, которые создает эта среда, расходятся и противоречат тем целям и ценностям, которые мы с вами как субъекты, практикующие развитие, выдвигаем»

Выводом из всего рассмотренного будет описание понятия «epimeleia » – «забота о самом себе » - введенном Мишелем Фуко. Он считал заботу о себе сущностной необходимостью и конечной целью жизни любого человека. Человека, заботящегося о себе, характеризует следующее:

1. Своеобразная и индивидуальная манера смотреть на мир, действовать и вступать в отношения.

2. Перенесение взгляда с внешнего, окружающего мира на самого себя. Предполагает своего рода наблюдение и контроль за собственными мыслями, действиями и т.д.

3. Определенный образ действий, осуществляемый субъектом по отношению к самому себе – действие, которым он изменяет, очищает, преобразует и преображает себя.

«Человек должен стремиться…к тому, чтобы приобрести статус субъекта, которого он никогда не имел до этого. Не-субъекту следует придать статус субъекта, что определяется полнотой его отношений к своему «Я». Нужно создать себя как субъекта…».

Примерно то же сказал и Мераб Мамардашвили.

«Люди освобождаются ровно настолько, насколько они сами проделали свой путь освобождения изнутри себя, ибо всякое рабство – это самопорабощение. «Внутренняя свобода» - это вовсе не подпольная свобода ни в социальном смысле, ни в смысле душевного подполья. Это реально явленная свобода в смысле освобожденности человека внутри себя от оков собственных представлений и образов, высвобожденности человеческого самостояния и бытия».

Мы часто мечтаем: о праздниках, об отпуске, о новых встречах, о покупках. Картины воображаемого счастья активируют в нашей нервной системе нейромедиатор дофамин. Он относится к системе поощрения и благодаря ему, мечтая, мы чувствуем радость и удовольствие. Помечтать – это простой и легкий способ улучшить настроение, отвлечься от проблем и побыть наедине с собой. Что в этом может быть плохого?

Иногда Марина вспоминает предыдущую поездку к морю. Она так ее ждала, так о ней мечтала. Жаль, что не все, что она намечтала, совпало с реальностью. Номер оказался не таким, как на картинке, пляж не очень, городок… В общем, сюрпризов было много – и не все приятные.

Мы радуемся, разглядывая идеальные картинки, которые создало наше воображение. Но многие замечают парадокс: иногда мечты оказываются приятнее, чем обладание. Бывает, получив желаемое, мы даже чувствуем разочарование, ведь действительность редко похожа на то, что рисовало наше воображение.

Реальность обрушивается на нас непредсказуемо и многообразно. Мы не готовы к такому, мы мечтали о чем-то другом. Растерянность и разочарование при встрече с мечтой – плата за то, что мы не умеем получать удовольствие в повседневной жизни от реальных вещей – таких, какие они есть.

Марина замечает, что редко находится здесь и сейчас, в настоящем: она мечтает о будущем или перебирает воспоминания. Иногда ей кажется, что жизнь проходит мимо, что неправильно жить мечтами, ведь на поверку они часто оказываются эфемерными. Ей хочется радоваться чему-то реальному. Что, если счастье не в мечтах, а в настоящем? Может, чувствовать счастье – это просто навык, которого у Марины нет?

Мы нацелены на реализацию планов и многие вещи делаем «на автомате». Погружаемся в размышления о прошлом и будущем и перестаем видеть настоящее – то, что находится вокруг нас и происходит в нашей душе.

В последние годы ученые активно исследуют влияние на самочувствие человека осознанной медитации – техники, основанной на развитии осознания реальности.

Эти исследования начались с работ профессора Массачусетского университета биолога Джона Кабат-Зинна. Он увлекался буддистскими практиками и смог научно доказать эффективность применения осознанных медитаций для снижения стресса.

Практика осознанности – это полное перенесение внимания на настоящий момент, без оценки самого себя или действительности

Психотерапевты когнитивно-поведенческого направления стали с успехом применять отдельные техники осознанных медитаций в работе с клиентами. У этих техник нет религиозной направленности, для них не обязательна поза лотоса и какие-то особые условия. В их основе – осознанное внимание, под которым Джон Кабат-Зинн понимает «полное перенесение внимания на настоящий момент – без какой-либо оценки самого себя или действительности».

Осознавать настоящий момент можно когда угодно: на работе, дома, на прогулке. Внимание можно концентрировать по-разному: на своем дыхании, окружающей обстановке, ощущениях. Главное – отслеживать моменты, когда сознание переходит в другие режимы: оценки, планирования, воображения, воспоминаний, внутреннего диалога – и возвращать его обратно, к настоящему.

Исследования Кабат-Зинна показали: люди, которых научили осознанным медитациям, лучше справляются со стрессом, меньше тревожатся и грустят и в целом чувствуют себя счастливее, чем раньше.

Сегодня суббота, Марина никуда не торопится и пьет утренний кофе. Она любит мечтать и не собирается от этого отказываться – мечты помогают Марине удерживать в голове образ целей, к которым она стремится.

Но теперь Марина хочет научиться чувствовать счастье не от предвкушения, а от реальных вещей, поэтому она развивает новый навык – осознанное внимание.

Марина разглядывает свою кухню, как будто видит ее впервые. Синие дверцы фасадов освещает солнечный свет из окна. За окном ветер покачивает кроны деревьев. Теплый луч попадает на руку. Надо бы помыть подоконник – внимание Марины ускользает, и она начинает привычно планировать дела. Стоп – Марина возвращается к безоценочному погружению в настоящее.

Она берет в руку кружку. Разглядывает узор. Всматривается в неровности керамики. Делает глоток кофе. Ощущает оттенки вкуса, словно пьет его первый раз в жизни. Замечает, что время останавливается.

Марина чувствует себя наедине с собой. Как будто она долго путешествовала и наконец вернулась домой.

Об авторе

– клинический психолог, член Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов, работает в клинике «Доктор рядом». Подробнее на ее сайте .

Зачем люди живут на земле? Ответ на этот вопрос испокон веков искали как великие философы, так и простые обыватели. Но к окончательному выводу не пришел пока никто из них, ведь эта задача не имеет единого решения. Сколько философских школ, столько же и мнений, а может, и того больше.

И все же некоторые смогли подобрать логически ответы, способные объяснить существование человека.

Как часто мы размышляем о том, и живет?

Самая беззаботная пора - детство. В этот период все мы бегаем как угорелые по родным дворам, притворяясь пиратами, супергероями, роботами. В нашей голове могут роиться тысячи удивительных идей, но нет ни одного вопроса о смысле жизни. Да и зачем?

И только переступив порог юности, человек начинает искать на него ответ. «Зачем человек живет? Какое у него предназначение? В чем смысл моей жизни?» - все эти вопросы тревожили сердце каждого из нас. Но одни быстро выбрасывали их, переключаясь на более насущные проблемы, иные же, наоборот, провели всю жизнь в поисках неоспоримой истины.

Древние философы и смысл жизни

Однажды Аристотель сказал: «Познание души - это главная задача философа, так как это сможет дать ответы на многие вопросы…» Более того, он считал, что любой мыслитель должен искать смысл во всем, так как этот поиск является неотъемлемой частью нас самих. Он учил тому, что недостаточно принимать вещи таковыми, как они есть, нужно еще и понять, зачем они нужны в этом мире.

Немецкий философ Георг Гегель также был озадачен вопросом о том, зачем человек живет в этом мире. Он считал, что подобная тяга к познанию самого себя заложена в нас природой и является нашим истинным Я. Более того, он утверждал: если понять, какая роль отведена человеку, то можно будет разгадать и предназначение других явлений вселенной.

Также не стоит забывать о Платоне и его размышлениях о том, зачем человек живет на земле. Он был уверен: поиски своего предназначения - это высшее благо для человека. Отчасти, именно в этих поисках и был сокрыт его смысл жизни.

Божий план, или Зачем люди живут на плане?

Нельзя рассуждать о смысле жизни и не затронуть тему религии. Ведь все существующие верования имеют по этому вопросу. В их священных текстах есть четкие указания касательно того, как следует провести свою жизнь и что является высшим благом для человека.

Итак, рассмотрим наиболее распространенные конфессии.

  • Христианство. Согласно Новому Завету, все люди рождены для того, чтобы прожить праведную жизнь, что подарит им место в раю. Следовательно, их смысл жизни в том, чтобы служить Господу, а также быть милосердными к другим.
  • Ислам. Мусульмане не слишком далеко отошли от христиан, их вера также основывается на служении богу, только на этот раз Аллаху. Помимо этого, каждый истинный мусульманин должен распространять свою веру и всеми силами бороться с «неверными».
  • Буддизм. Если спросить буддиста: «Зачем человек живет?», то он, скорее всего ответит так: «Чтобы стать просветленным». Именно эту цель преследуют все последователи Будды: очистить свой разум и перейти в нирвану.
  • Индуизм. В каждом есть божественная искра - Атман, благодаря которой человек после смерти возрождается в новом теле. И если в этой жизни он вел себя хорошо, то при следующем перерождении станет более счастливым или богатым. Высшей же целью бытия является разорвать круг перерождения и предаться забвению, которое дарует наслаждение и покой.

Научная точка зрения на предназначение человека

Поставила главенство церкви под сомнение. Это было связано с тем, что человечество получило еще одну версию, объясняющую появление жизни на Земле. И если вначале лишь немногие были согласны с этой теорией, то по мере развития науки ее приверженцев становилось все больше и больше.

Но как наука смотрит на обсуждаемый нами вопрос? Зачем человек живет на земле? В целом все довольно просто. Поскольку человек произошел от животного, то и цели у них схожие. А что является самым важным для каждого живого организма? Верно, продолжение рода.

То есть, с научной точки зрения, смысл жизни заключается в поиске надежного партнера, воспроизведении потомства и заботе о нем в дальнейшем. Ведь только так можно сохранить вид от вымирания и обеспечить себе светлое будущее.

Минусы предыдущих теорий

Теперь следует поговорить о том, какие недостатки есть в этих концепциях. Ведь как научная, так и религиозная гипотезы не способны дать исчерпывающего ответа на вопрос: «Зачем люди живут на земле?»

Минус научной теории в том, что она выделяет общую цель, которая идеально подходит для всего вида в целом. Но если рассматривать проблему в масштабе одного индивида, то гипотеза теряет свою универсальность. Ведь получается, что те, кто не способен иметь детей, и вовсе лишены всякого смысла жизни. Да и здоровому человеку вряд ли понравится существовать с мыслями о том, что его единственное предназначение - это передача своих генов потомству.

Неидеальной является и позиция религиозных общин. Ведь большинство религий ставит превыше земной. Более того, если человек - атеист или агностик, то и существование его лишено всякого смысла. Подобная догма многим не по душе, поэтому с годами церковные устои начинаю ослабевать. Как следствие, человек снова остается один на один с вопросом «зачем люди живут на земле».

Как же найти истину?

И что теперь? Что делать, если научная точка зрения не подходит, а церковная слишком консервативна? Где найти ответ на столь важный вопрос?

На самом деле универсального решения проблемы попросту нет. Каждый человек - личность, следовательно, его уникален. Каждый должен сам найти свой путь, свой смысл и свои ценности. Только так можно обрести гармонию внутри себя.

При этом необязательно всегда следовать одному пути. Прелесть жизни в том, что здесь нет установленных правил и границ. Каждый вправе выбрать для себя конкретные идеалы, и если они со времен покажутся ложными, их всегда можно заменить новыми. Например, многие люди полжизни работают ради того, чтобы сколотить состояние. И когда они добиваются этого, то понимают, что деньги - это далеко не главное. Тогда они снова принимаются за поиски смысла бытия, способного сделать их и красивее.

Главное - не бояться задумываться: «Зачем я существую и в чем мое предназначение?» Ведь если есть вопрос, то и ответ на него обязательно найдется.