Словом русы называли варягов викингов норманнов которые. Варяги, норманны и викинги - это разные названия одного народа или это разные народы? Аргументы сторонников норманской теории

Как Кубань стала частью России? И почему Украина...считает эти земли своими

До 1930-х годов украинский язык был официальным на Кубани наряду с русским, а многие кубанские казаки считали себя этническими украинцами. Это дало повод современной Украине считать эту территорию исторически своей, несправедливо отданной России.

Кубанское казачье войско

Как же появилось Кубанское казачье войско? Его история начинается в 1696 году, когда донской казачий Хоперский полк принял участие во взятии Азова Петром I. Позже, в 1708 году, во время Булавинского восстания, хопёрцы переселились на Кубань, дав начало новому казачьему сообществу.

Новый этап в истории кубанского казачества начался в конце XVIII века, когда после русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов российская граница придвинулась к Северному Кавказу, а Северное Причерноморье стало целиком российским. Отпала необходимость в Запорожском казачьем войске, но казаки требовались для укрепления кавказских границ.

В 1792 году запорожцы были переселены на Кубань, получив земли в войсковую собственность.

Так образовалось Черноморское казачество. На юго-востоке от него было расположено Кавказское линейное казачье войско, сформированное из донских казаков. В 1864 году они были объединены в Кубанское казачье войско.

Таким образом, Кубанское казачество оказалось этнически двусоставным — русско-украинским. Правда,

до начала XX века в казачьей среде преобладало скорее сословное сознание, нежели этническое.

Перемены дали о себе знать уже в конце XIX века, когда наметилось два совершенно новых «тренда». С одной стороны, военное министерство Российской империи начало задумываться о ликвидации казачьего сословия – в условиях начала XX века конница уходила на второй план. С другой, в казачьей среде росло число лиц, не связанных с военной службой, а занятых интеллигентным трудом. Именно в их среде зародилась идея «казачьей нации». Ее развитие ускорила связь черноморцев с украинским национальным движением.

Хрупкий нейтралитет был уничтожен Октябрьской революцией, которую кубанское правительство не признало. советского Декрета о земле, Кубанская Рада объявила об образовании независимой Кубанской Народной Республики. Оговаривалось, что республика входила в состав России на федеральных правах, но о какой России шла речь? Было не ясно.

Ни белым ни красным

Новая Республика была конституционной. Основным ее законодательным органом стала Краевая Рада, но постоянно действовала избираемая из её состава Законодательная Рада, осуществлявшая текущее законодательство. Краевая Рада избирала Головного атамана (главу исполнительной власти), а атаман назначал правительство, ответственное перед Законодательной Радой. В работу новых учреждений включились кубанские интеллигенты — педагоги, юристы, сотрудники транспортных служб, врачи.

В марте 1918 году Кубанской Раде и правительству пришлось покинуть Екатеринодар. Правительственный обоз соединился с Добровольской армией Лавра Георгевича Корнилова, который вскоре погиб и его место занял генерал Антон Иванович Деникин. Поскольку у кубанского правительства не было собственной армии, было заключено соглашение, согласно которому Добровольческая армия признавала полномочия кубанских органов власти, а Кубань соглашалась на военное лидерство добровольцев. Соглашение было заключено, когда обе силы не имели никакой фактической власти, и им нечего было делить.

Ситуация изменилась осенью 1918 года, когда Добровольческая армия смогла занять большую часть Кубанской области и некоторые территории в Ставрополье. Встал вопрос об организации власти. В первую очередь он касался взаимоотношений Добровольческой армии и Кубани, поскольку область была важнейшим тылом для войск Деникина. В самой армии кубанцы составляли до 70% личного состава.

И здесь начался конфликт между добровольцами и Кубанской Радой о соотношении полномочий. Конфликт шел по двум линиям. Во-первых, он носил политико-правовой характер.

Кубанские политики ассоциировали деникинскую армию со старой, царской Россией и присущей ей централизмом.

Сказывалась традиционная взаимная неприязнь между военными и интеллигентами. Во-вторых, представители черноморского казачества видели в Добровольческой армии источник национального угнетения. В армии Деникина, действительно, отношение к Украине было негативным.

Неудавшийся проект Деникина

В итоге, любая попытка А.И. Деникина распространить свою власть на территорию Кубани воспринималась как реакционная. Это приходилось учитывать юристам, отвечавшим за соглашение между «союзниками поневоле». Как писал один из них, Константин Николаевич Соколов:

"было трудно добиться от Кубани делегирования Деникину части полномочий".

На протяжении 1918-1919 годов организовывалось несколько заседаний комиссий, призванных урегулировать устройство белого Юга.

Но дебаты каждый раз заходили в тупик. Если деникинские юристы стояли за диктаторскую власть, единоначалие в армии и общее гражданство, то кубанцы требовали сохранить парламентаризм, сформировать отдельную Кубанскую армию и оградить привилегии кубанских граждан.

Опасения кубанских политиков были справедливы: в добровольческой среде с раздражением относились к парламентской демократии и украинскому языку, который использовался в Раде наряду с русским. К тому же, условия гражданской войны требовали от Деникина и его окружения концентрации власти и ресурсов в своих руках. Сосуществование нескольких, пусть и объединённых борьбой с Москвой, государственных образований усложняло принятие и реализацию любого решения.

В итоге соглашение было достигнуто, когда было уже поздно. В январе 1920 года было создано «Южно-русское правительство», во главе с Деникиным, Советом Министров, Законодательной палатой и автономией казачьих войск. Но фронт в тот момент был уже развален, белые армии отступали к Черному морю. Весной этого же года пал Екатеринодар, и кубанская государственность была фактически ликвидирована.

В составе РСФСР

Советская власть передала Кубань РСФСР, образовав Кубано-Черноморскую область.

Советские власти пошли навстречу казакам: первые 12 лет советские органы на Кубани использовали украинский язык наравне с русским.

На нем обучали, проводили исследования, делопроизводство, выпускали прессу. Ничем хорошим, правда, это не закончилось – началась настоящая путаница, поскольку местные жители говорить то на нем говорили, а литературным владели немногие. В итоге началась нехватка кадров. В 1924 году Кубань вошла в состав Северо-Кавказского края, в котором были также Дон и Ставрополье, что способствовало дальнейшей русификации. Уже в 1932 году украинский язык в этих местах потерял статус официального.

Таким образом, Кубань за первую четверть ХХ в. прошла трудную эволюцию от области Российской империи с особым статусом казачьего сословия к субъекту РСФСР, минуя специфические периоды казачьей государственности и эксперимента украинского национально-культурного самоопределения в рамках советского общества.

На Украине опять звучат требования вернуть "захваченную Кубань". На этот раз по теме возвращения выступил высокопоставленный чиновник — глава министерства инфраструктуры Владимир Омелян, который назвал "возвращение Кубани" условием возобновления авиасообщения с Россией.

"Я думаю, что мы восстановим авиасообщение с Россией только и других украинских территорий, которые были захвачены Россией в свое время", — сообщил Омелян в интервью одному из украинских изданий. Главной темой этого интервью было… явление на Украину европейского лоукостера Ryanair.

Вообще говоря, нельзя исключать — скорее всего, так оно и есть — что министр был не вполне серьезен, а решил продемонстрировать, что и чиновникам не чужд юмор. В том его специфическом проявлении, что господствует ныне в Киеве.

Но вообще говоря, на тему возвращения "исконных украинских территорий" высказывался не только Омелян. А потому есть все же небольшие сомнения в том, что министр пошутил.

Например, периодические "перемоги" одерживает . Вот, например, в конце апреля он заявил, что поддерживает возвращение Ростовской области в "лоно Украины". А до того в "лоно", мечтал все тот же Жебривский, должны вернуться Курская, Брянская, Воронежская области и Краснодарский край. "Это там, где есть украинская сущность, украинская ментальность", — объяснял Жебривский.

Депутат Верховной рады Юрий Береза ровно два года назад в эфире одного из украинских телеканалов рассказывал, что "у нас есть вопросы по Кубани и много других вопросов". Хотя для начала он пообещал явиться в Крым и в случае надобности "сжечь всех".

В мае того же 2015 года секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что готов согласиться с идеей . Сказано это было к тому, что с предложением предоставить автономию Донецку и Луганску сей государственный муж, напротив, категорически не согласен.

Можно было, конечно, сказать, что все эти фантазии являются порождением нынешних весьма напряженных отношений между Россией и Украиной. Однако же это далеко не так. Например, еще в 1920 году картограф Степан Рудницкий составил карту, где этническая Украина занимает большую часть северного Кавказа и достигает Каспийского моря. На западе, к слову, судя по карте границы "украинства" практически достигают Варшавы.

Источник изображения: loc. gov

В июне 2010 года во Львове Юрий Шухевич выступил с речью о присоединении военным путем Кубани к Украине. Собравшимся на митинг он доказывал, что кубанские казаки помнят свое происхождение и в ближайшее время обязательно присоединятся к Украине. А в 2013 году в Киеве прошел митинг, на котором выступили председатель Союза офицеров Украины капитан первого ранга в отставке Евгений Лупаков, глава секретариата главного провода Конгресса украинских националистов Владимир Манько и даже руководитель Кубанского землячества Иван Петренко. Все они хором заявляли, что Кубань — это Украина.

Претензии на Кубань обоснованы еще и тем, что в конце XVIII века сюда переселили казаков Черноморского казачьего войска. А в в 1918 году Кубанская народная республика заключила с УНР союз против большевиков. Причем в современной украинской историографии утверждается, что это был не ситуативный союз двух квазигосударственных образований, а полноценная федерация — идея которой, к слову, столь ненавистна современным киевским политикам.

В принципе, это только два примера, так-то их куда больше. Так что тема эта возникла не сегодня, и даже не в 2014-м. Просто до недавнего времени о Кубани на Украине мечтали деятели разной степени маргинальности, а теперь это, скажем так, их мейнстрим. Не имеющий ничего общего с реальностью — но все же.

Ну и в завершение — немного статистики. По данным переписи 2002 года, украинцами назвали себя 131 тысяча жителей Краснодарского края (или 2,57% от общего числа людей, участвовавших в переписи). В 2010 году — уже 83 тысячи человек, 1,6 процента.

С "украинской сущностью" на Кубани что-то явно не так...

ИСТОРИЯ КУБАНИ

4.1. Основные события истории Кубани

Около 500 тыс. лет назад.

Заселение Кубани древними людьми

Около 100 тыс. лет назад.

Ильская стоянка.

Около 3-2 тыс. лет до н. э.

Бронзовый век на Кубани.

Конец IX - VIII в. до н. э.

Начало использования железа на Кубани.

V в. до н. э. – IV в. н. э.

Боспорское царство.

VII -Х вв.

Хазарский каганат.

Х-Х I вв.

Тмутараканское княжество.

1552г.

Адыгское посольство к Ивану IV .

гг.

Казаки - некрасовцы на Кубани.

1778 г .

Строительство Суворовым Кубанской укрепленной линии.

1783г.

Присоединение Правобережья Кубани к России.

гг.

Переселение черноморских казаков на Кубань.

1793 г .

Основание г. Екатеринодара (переименован в Краснодар в 1920г.)

1794г.

Основание первых страниц.

гг.

Участие черноморских казаков в войне с Францией.

Начало Х I Х в. – 1864 г.

Кавказская война.

1860г.

Образование Кубанской области и создание Кубанского казачьего войска.

1875г.

Первая железная дорога на Кубани.

гг.

Гражданская война.

гг.

Создание колхозов.

Образование Краснодарского края.

Начало битвы за Кавказ.

Бои на Малой земле.

Освобождение Краснодара от фашистских захватчиков.

Полное освобождение Кубани от немецких оккупантов.

Новороссийску присвоено звание города-героя.

Принят закон о символах Краснодарского края.

4.2. Первые поселения на Кубани

Рядовое население хоронило своих покойников и простых неглубоких ямах на общих кладбищах. По обряду меотов в могилу помещали сосуды с пищей и питьем и личные вещи покойника: воинам – оружие, женщинам – украшения.

Вопросы и задания

1. Какие племена жили в Северном Причерноморье?

2. Какие территории заселяли меоты?

3. Сравните занятия населения в то время с современными видами хозяйственной деятельности. Какие общие черты можно выделить?

4.4. Боспорское царство

На северном побережье Черного моря V – IV в. до н. э. образовалось крупное рабовладельческое государство – Боспорское. Столицей государства стал город Пантикапей, теперешняя Керчь. Вторым крупным городом была Фанагория (на юго-восточном берегу Таманского залива.)Город был окружен мощной каменной стеной и правильно распланирован. Улицы его располагались перпендикулярно друг к другу. Вся территория разделялась на верхний и нижний город. В настоящее время, в связи с частичным опусканием берега и наступлением моря, часть города находится под водой. Центр расположен на нижнем плато. Здесь стояли большие общественные здания , храмы, статуи древнегреческих богов Аполлона, Афродиты. Улицы города были вымощены, под мостовыми устроены водостоки для отвода дождевых вод. Имелись многочисленные колодцы с каменной выкладкой. В западной части было расположено большое общественное здание, предназначенное для занятий физической культурой. В домах богатых рабовладельцев комнаты оштукатуривались и покрывались росписью. На юго-восточной окраине Фанагории располагался квартал гончаров. Жители Фанагории и близлежащих деревень занимались земледелием. Они пахали тяжелым деревянным плугом в упряжке быков. Имелись железные мотыги и серпы. Сеяли главным образом пшеницу, а также ячмень и просо. Вокруг города возделывали сады, в которых выращивались груши, яблоки, сливы. Алыча. На холмах, окружавших Фанагорию, находились виноградники . В проливе и морях вылавливалось большое количество рыбы, особенно славились осетровые, которые вывозились в Грецию, где они высоко ценились.

Фанагория имела две гавани – одну морскую, где приставали суда, прибывшие из Греции, и вторую – речную на одном из рукавов Кубани. Отсюда суда, груженные товарами, плыли вверх по Кубани к землям меотов. В IV веке нашей эры Фанагория пережила катастрофу – значительная часть города была разрушена и сожжена. Город подвергся разгрому во время нашествия кочевников – гуннов.

Вопросы и задания

1. Где располагалось Боспорское царство?

2. Назовите столицу и второй крупный город.

3. Что собой представляла Фанагория.

Это интересно

Фанагория

Боспорское государство было в свое время крупнейшим греческим государственным образованием в Северном Причерноморье. Оно располагалось по обе стороны Боспора Киммерийского, ныне – Керченского пролива и занимало его европейскую часть (Восточный Крым, включая Феодосию, и весь Керченский полуостров) и азиатскую часть (Таманский полуостров и примыкающие территории вплоть до предгорий Северного Кавказа, а также район устья реки Танаис – Дон). Фанагория была одним из крупнейших городов Боспорского царства. Она в то время имела свой акрополь или крепость, сожженную при восстании фанагорийцев против Митридата. После победы горожан и смерти Митридата VI Фанагория получила автономно под нажимом Рима, так как содействовала гибели врага римлян и утверждению влияния последних на Боспоре, но сын Митридата VI Фарнак около середины I в. до н. э. осадил и разрушил город. В период борьбы царицы Динами с римским влиянием на Боспоре Фанагория стала на сторону царицы. Рим был вынужден признать новую боспорскую династию, а Динамия, в свою очередь, в знак лояльности к Риму, переименовала около 17-12 гг. до н. э. Фанагорию в Агриппию. В начале нашей эры среди жилых кварталов строятся три винодельни – оцементированные или каменные площадки для выжимания виноградного сока. Виноград давили ногами, а оставшуюся мезгу дополнительно отжимали в мешках или корзинах.

Разведение винограда и продажа вина были важными видами экономики Фанагории, как и Пантикапея и других городов Боспора. Именно об этом периоде Страбон пишет, что на Боспоре заботливо охраняют виноградную лозу, закрывая ее на зиму большим количеством земли, что позволяет предположить о культивировании здесь особых стелющихся сортов винограда.

В III в. н. э. на месте общественных сооружений центра города находится винодельня, от которой сохранились остатки двух цистерн (резервуаров) для стока выдавленного сока. Интересно, что первоначально в Северном Причерноморье культивировались местные сорта винограда, а в начале н. э. в результате отбора и завоза из Греции здесь появляется виноград с более крупными семенами и ягодами. Надо полагать, что разведением винограда занимались преимущественно на землях, расположенных вблизи греческих городов.

В IV в. н.э. Фанагория еще остается крупным городом, в то время как многие города Боспора были разорены готами. В конце IV в. на Боспор вторглись гунны. Первая волна ушла на запад, а вторая, обогнув с востока Азовское море, напала на Фанагорию. С этого времени Боспорское государство прекратило свое существование, но разрушенный город был восстановлен. Раскопки скрыли остатки сооружений V - I Х вв.

В средние века на Таманском полуострове находилось древнерусское Тмутараканское княжество. В 965 г. киевский князь Святослав напал на хазар, живших по Донцу и Дону, после чего бывшие земли Боспорского царства стали колонией Киева. Сын Святослава Владимир, крещенный в крымском Херсонесе, разделил свои земли между 12-ю сыновьями, прижитыми в язычестве, чтобы вместе с ними удались от себя и своих прежних жен. Одному из младших сыновей – Мстиславу - досталась далекая Томаторкань

(греческая «Таматарха» на месте нынешней станицы Тамань в 23 км от Сенного). После смерти Владимира в 1015 г. удел Мстислава стал отдельным княжеством, порвавшим связи со своей метрополией. Такое положение она сохраняла около 100 лет, а затем ее завоевали адыги. Здесь торговали византийцы, венецианцы, но в 1395 г. город был основательно разгромлен войсками монгольского хана Тамерлана (Тимура), а в 1486г. – мусульманскими войсками. Так прошла слава земная Фанагории.

4.5. Тмутараканское княжество

В Х веке, по свидетельству летописцев, киевский князь Владимир основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество. Центром его был город Тмутаракань. В городе находились княжеский дом, много красивых построек, некоторые из них украшались мрамором, возвышалась церковь, построенная из камня. Большинство тмутараканцев жило в домах, сложенных из сырцового кирпича, крытых морской травой. Некоторые улицы были замощены камнем. Город защищали оборонительные стены. За ними находились ремесленные посады. Жители Тмутаракани занимались ремеслом, торговлей, вели сельское хозяйство и рыбный промысел. Сам город располагался на берегу хорошей морской гавани, связывающей водные и сухопутные пути с востока и запада. Киевская Русь пользовалась ими для оживленной торговли с народами Северного Кавказа. Купеческие ладьи привозили сюда меха, кожи и хлеб, а обратно по Черному морю и Днепру возвращались, груженные тканями, украшениями, изделиями из стекла и оружием, приготовленным в мастерских восточных ремесленников.

По мере феодального раздробления и ослабления древнерусского государства изменилось и положение княжества на Кубани. Оно стало предметом борьбы между претендентами на киевский престол. Так, посланник византийского императора, воспользовавшись доверчивостью тмутараканского князя, проник к нему в дом и отравил его. Другой князь пленен византийцами, два года содержался на острове Родос в Средниземном море. Однако коварному соседу Руси удалось овладеть Тмутараканью лишь в середине Х II века, когда Киевская Русь оказалась раздробленной на враждующие княжества. Впоследствии княжеством овладели половцы.

Вопросы и задания

1. Посетите историко-краеведческий музей. Познакомьтесь с материалом по истории нашего края, относящимися к X – XII вв.

2. Где находилось Тмутараканское княжество? В какой связи находится истории Тмутаракани с историей Киевского государства?

Легенды и были Черноморья

Жемчужина Горгиппии

Горгиппией в древности называлась Анапа. У величайшего из полководцев древности Искандера (Искандером называли на) был военачальник , в котором сочетались храбрость, высокое полководческое искусство и благородство. Искандер посылал его в самые сложные походы, и они всегда завершались победой. Так было и в последнем сражении. Но здесь любимец Искандера получил тяжелое ранение и вскоре умер, оставив жену и сына. Искандер сделал все, чтобы супруга погибшего ни в чем не нуждалась, а юного Константина усыновил и лично занимался его воспитанием.

Юного Константина нельзя было упрекнуть в отсутствии храбрости. Но в большей мере он унаследовал от родного отца благородство, от приемного – ум, от матери - нежность. Искандер увидел в приемном сыне не воина, а политика и подобрал ему соответствующее дело. Он послал его на северные берега Черного моря в Горгиппию, чтобы войти в контакт с северными народами, наладить торговлю с ними и обеспечить оттуда широкий поток нужных товаров. Константин прибыл в Горгиппию в окружении свиты великолепных слуг в сопровождении отряда блестящих воинов. Это произвело в Горгиппии сильное впечатление. Увидеть посланца великого Искандера стремились предводители как ближайших, так и самых отдаленных племен. Константин щедро осыпал всех дарами и завоевал всеобщее уважение. С северных берегов Черного моря в империю Искандера пошли хлеб, мед, лес, меха, шерсть, кожа.

Много получал Константин ответных знаков внимания от местной знати. Один из предводителей племени дзихов преподнес ему в дар пять юных невольниц. Они были одна другой красивее. Божественной красотой, по мнению самого Константина, отличалась юная русская княжна Елена.

Приняв дар, Константин тайно предоставил четырем пленницам свободу, помог им вернуться в родные места. Елену оставил при себе, создав для нее условия, достойные не рабыни, а госпожи. Девушка отнеслась к этому более чем равнодушно. Тоскуя о родном доме, она не замечала благосклонного к ней отношения нового хозяина. Не трогала ее и красота самого Константина, который восхищались другие.

- Ты как и прежде, недовольна, сказал ей однажды Константин.

-Скажи, Елена, чего тебе не хватает? Все будет для тебя!..

Насупившись, не поднимая глаз, Елена молчала.

- Я не работорговец. У меня нет и не будет гарема. Четыре твоих подруги уже на свободе, - продолжал Константин. – Ты здесь, со мной потому, что я не хочу, не могу потерять тебя.

Лицо Елены выразило отчаяние, из глаз покатились слезы.

- Прости меня, Елена. Не я виноват, что мы так встретились. Но я люблю тебя и готов доказать…

- Любите?- перебила Елена. – Готовы доказать? Тогда сделайте со мной то же, что с подругами. Отпустите домой. Приезжайте в гости, и там поговорим о любви. А сейчас я рабыня, а вы хозяин, который может все. Я не верю…

- Я люблю тебя, - повторил Константин. – Я не мыслю любви без взаимности . Я не мыслю жизни без тебя. Что сделать, чтобы ты поверила моей любви? Приказывай…

Впервые украдкой Елена взглянула на Константина. Да, он красив. Однако бросила в ответ:

- Я сказала уже…

Вздохнув, Константин поклонился и ушел.

Тут прибывший из Александрии гонец доставил ему вызов Искандера. Константин уехал. Отец встретил его с улыбкой.

- Я доволен твоими успехами и намерен поощрить тебя, - сказал он сыну, - Проси в награду, что хочешь, Константин.

- Спасибо, отец, - ответил Константин.- Столь высокая оценка сделанного мною, ваша поистине божественная щедрость есть наивысшая награда для меня. Другого мне не надо.

- А вот от совета вашего я не отказался бы…

И Константин поведал Искандеру о своих чувствах к русской невольнице Елене и своем желании добиться взаимности от нее. Выслушав откровенный рассказ, Искандер задумался, потом сказал:

- Построй для нее на месте первой встречи дворец такой красоты, чтобы, войдя в него, твоя Елена ответила «люблю».

В Горгиппию Константин возвращался с караваном судов, груженных драгоценными строительными материалами для дворца любви.

Прибыв в Горгиппию, Константин нашел Елену еще прекраснее. Строительство дворца началось без промедления.

Когда в сложенный из мрамора и отделанный яхонтом, изумрудом и бирюзою пятиугольный дворец Константин ввел ту, в честь которой он был воздвигнут, случилось чудо. Едва переступив порог, Елена преобразилась. Исчезла печаль и отрешенность, лицо озарилось улыбкой, глаза вспыхнули восторгом. Она машинально протянула руку Константину и сказала, точно взаимная любовь между ними была не началом, а продолжением:

_ Ты любишь… О, как любишь ты меня!...

Константин и Елена не долго жили там, где встретились. Свой путь они окончили в Александрии. Пятиугольный же дворец сделался жемчужиной Горгоппии, переименованной потом в Анапу. Рассказывают, когда много веков спустя Тимур Железная Нога, до основания разрушив семьсот городов Кавказа, вышел к морю и захватил Анапу, красота дворца сразила его. Не знавшая жалости рука Тимура впервые не поднялась на строение, осененное высокой любовью и благородством. Он поклонился ему и оставил нетронутым. Дворец исчез позже, в годину жесточайших битв за Анапу. Но легенда о дворце, является гимном красоте русской девушки Елены, жива и поныне.

4.6. Кто такие казаки

Большинство современных городов и станиц края были основаны казаками-переселенцами. Места для первых 40 станиц определялись жребием, а названия большинства из них казаки принесли с собой с Украины, где они были произведены от имен знаменитых казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская) или от названий городов: Полтавская (г. Полтава), Корсунская (г. Корсунь).

Одно из первых селений было названо Екатерининским. Ему суждено было стать столицей казачьего края. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: «Быть здесь граду!»

У некоторых народов вооруженная защита границ возложена на особые группы населения. В России их называют казачеством. Ученые полагают, что само слово «казак» заимствовано из тюркских языков, где «казак» значит «вольный человек». В Средние века так именовали свободных людей, которые служили разведчиками или охраняли границы на Руси. Самая ранняя группа русских казаков сформировалась в XVI веке на Дону из беглых русских и украинских крестьян. В дальнейшем казачьи общины складывались разными путями. С одной стороны, на окраины государства бежали от крепостной неволи, с другой – они возникли по царскому указу для защиты границ империи. К 1917 г. в России насчитывалось 11 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское.

Группы казачества в результате контактов с местным нерусским населением отличались друг от друга особенностями языка, укладом жизни, формой ведения хозяйства. В то же время у всех казаков было нечто общее, что обособляло их от других русских. Это позволяет говорить о казачестве как об одном из русских субэтносов («поднародов»).

Современная Украина ищет любые поводы, чтобы заявить права на какие-то российские земли. Одним из поводов служит история возникновения кубанского казачества.

До тридцатых годов прошлого столетия на Кубани имел хождение украинский язык, а некоторые кубанские казаки называло себя этническими украинцами. Почему так получилось?

Вслед за противником

В 1696 году, когда Петр I брал Азов, донские казаки Хоперского полка принимали в этой операции непосредственное участие. Этот считается началом истории кубанского казачества, хотя географически оно возникло несколько позже. Во время бунта Булавина 1708 года городки, в которых жили хоперцы, были разорены, хоперские казаки ушли на Кубань и осели там, основав новое казачье сообщество.

В конце XVIII века в результате успешных для России русско-турецких войн линия границы сместилась в сторону Северного Кавказа. Северное Причерноморье полностью стало русским, и запорожские казаки «остались без работы». Поэтому запорожцев переселили на Кубань и выделили в войсковое пользование кубанские земли в обмен на службу по укреплению границы Кавказа. Тогда же Запорожское войско стало Черноморским. Юго-восточнее Черноморского войска базировалось Кавказское линейное, состоящее из донских казаков. Для того чтобы заселить нежилые предгорья Кавказа, в 1862 году было принято решение о переселении 12 400 кубанских казаков, 800 служащих Азовского казачьего войска, 600 человек из Кавказской армии, а также 2000 государевых крестьян, в число которых записаны и запорожские казаки (не так-то и много на общем фоне). Всех их включили в Кубанское войско.

С той поры этнический состав Кубанского войска разделился. И хоть до XX века разделение проходило больше по сословному принципу, но уже в конце ХIX века увеличилось число казаков, не состоящих на военной службе. Связавшись с национальным украинским движением, бывшие черноморцы стали развивать идею «казачьей нации».

Автономное казачество

Октябрьская революция дала толчок к возникновению открытого противостояния казачества с новым государством: революцию казаки не признали и были готовы войти в состав России только на условиях федерального образования. Все было бы неплохо, но кубанцы никак не могли сообразить, с какой из Россий они готовы объединяться – с «Белой» или с «Красной». Тогда же началась борьба за статус казачества. Одни выступали за независимость от государства, другие стояли за неделимость России и ратовали за вхождение казаков в ее состав.

В 1918 году была провозглашена Кубанская народная республика. Столицей стал город Екатеринодар, который через два года станет Краснодаром. Но уже к марту город оказался занят красными, и правительство новой Республики бежало. Тогда же произошло подписание соглашения между казачьими атаманами и добровольческой армией генерала Деникина. В нем говорилось, что деникинцы признают Кубань как отдельное административное образование с полной внутренней автономией, а кубанцы признают военное лидерство деникинцев. Ирония в том, что это пафосное соглашение заключалось в момент, когда ни та, ни другая сторона не имели никакого политического веса ни на каких исторических весах. Чуть позже армия Деникина после нескольких успешно проведенных операций сумела отвоевать немалую часть Кубанской области, заодно захватив и территории, принадлежавшие Ставрополью.

С одной стороны, для Деникина Кубань была единственным тылом, да и армия его на 70 % состояла из казаков. А с другой стороны – пришло время изменить ранее утвержденное соотношение полномочий. Все же земли добывал Деникин, а не правительство кубанцев. Разгорался нешуточный конфликт. Представители Рады обвиняли Деникина в централизме и имперской политике, черноморская ее часть видела в нем источник национального притеснения и угнетения украинского народа. В среде деникинцев нарастало раздражение, в том числе и к топорной местечковой демократии в парламенте черноморцев, к их привычке горлопанить в Раде на украинском языке, которого русскоязычные офицеры не понимали. Кстати, вопрос притеснения языка был, мягко скажем, преувеличен: украинский был принят вторым государственным языком и использовался в госучреждениях (и Раде) на равных с русским.

Постепенно сторонам удалось сформулировать набор компромиссов – но поздно! Создание Южно-Русского правительства, возглавленного Деникиным, Законодательная палата, совет министров и автономия – все это пошло прахом, потому что к январю 1920 года судьба белых фронтов уже была предрешена. Они стремительно отступали к Черному морю, в марте красноармейцы взяли Екатеринодар, и кубанское правительство практически прекратило существование.


Прощай, Украина!

С приходом большевиков была образована Кубано-Черноморская область. Украинцев уважили, назвав украинский язык государственным наравне с русским. Но ни к чему хорошему это не привело. Сколько ни было попыток вести на украинском языке делопроизводство или обучение – дальше разговорного применения дело не шло. Потом Кубань включили в состав Северо-Кавказского края, близлежащие Ставропольские и Донские земли говорили на русском языке, так что русификация Кубани закончилась уже к 1932 году, когда украинский язык лишился статуса государственного.


На Украине иногда идут разговоры, что Кубань – земля запорожских казаков, поэтому надо ее вернуть в состав Украины. Но те, кто пытается сегодня откусить кусок от многонационального пирога Российского государства, не учитывают главного. Самые разные народы нашли пристанище на российских землях. Кто-то полностью или частично ассимилировался, кто-то живет закрытыми общинами, кто-то разделился на небольшие народности. Но земли, которые в свое время дали им приют, были, есть и останутся российскими.