Конкурсные задания по теме существительное. Занимательные игровые задания по русскому языку. В форме какого падежа и числа в слове произносится Д

Тест по русскому языку для 5 класса на тему «Имя существительное»

Ткаченко Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 58 г. Арзамаса Нижегородской области
Описание. Тест «Имя существительное» предназначен для учащихся 5 класса, разработан в 4-х вариантах. Учитель может использовать его на уроках повторения и обобщения как тренировочный материал, а также как КИМ на уроках контроля знаний учащихся.
Цель: диагностика уровня усвоения программного материала учащимися по теме «Имя существительное».
Задачи:
- повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»,
- закрепления навыка работы с тестами,
- контроль уровня усвоения теоретического материала по теме «Имя существительное».

Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 20 минут. Работа включает в себя 20 заданий, которые представляют собой задания с выбором ответа.
К каждому заданию предлагаются 4 варианта ответа, из которых только один верный.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Оценивание: «5» - от 90% до 100% правильных ответов;
«4» - от 80% до 90% правильных ответов;
«3» - от 60% до 80% правильных ответов;
«2» - ниже 60% правильных ответов.
Желаем успеха!
Вариант 1.

1) мышь
2) прыгать
3) мы
4) красный

1) конь
2) мяч
3) стол
4) дом

1) мороз
2) яйцо
3) кукла
4) море
Задание 4. Образуйте от существительного конь форму Д. п. ед. ч.:
1) коню
2) конём
3) коне
4) коням

1) ножницы
2) птицы
3) киты
4) берега

а) роскош…
б) (много) дач…
в) малыш…
г) мяч…
на лесной тропинке
1) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
3) неодушевленное, собственное, 2 склонение


1) Мама, ягода, юноша
2) Конь, рожь, брошь
3) Мама, море, ветка
4) Земля, кот, печка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму среднего рода.
1) Солнце осветило все вокруг.
2) Сверху посыпался иней.
3) Мы весело играли в футбол.
4) Маша читает что-то очень интересное.

1) газета Московский комсомолец
2) рассказы Горького
3) Машины игрушки
4) взобрался на Эльбрус
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме предложного падежа.
1) Шумит в густом лесу золотой дождь.
2) Девочка вырвала сорную траву и вскопала землю.
3) Усталый заяц вернулся с ночной охоты.
4) Мох спускается зелёными прядями до самой земли.

Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова гармошка:
1) 1 склонение, женский род
2) 1 склонение, мужской род
3) 2 склонение мужской род
4) 3 склонение, женский род

А. на лесной опушк… Б. одинокая б…рёзка В. К серой мыш…
Г. рыжая л…сичка
1) АБ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ

Ребята любят летние каникулы.
а) дополнение
б) подлежащее
в) сказуемое
г) обстоятельство

1) какаду
2) молния
3) зима
4) стая
1) дитя
2) зима
3) крыша
4) молоко

1) молодые шофера
2) квалифицированные инженеры
3) опытные инструкторы
4) незаменимые токари

С (небо) падали пушистые снежинки.
1) Родительного падежа
2) Винительного падежа
3) Именительного падежа
4) Предложного падежа

1) Ключ…к
2) Замоч…к
3) Ботиноч…к
4) Венич…к

1) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., одуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

Вариант 2.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) игра
2) игривый
3) играющий
4) играть

1) рожь
2) кот
3) девочка
4) мама
Задание 3. Найдите существительное мужского рода:
1) конь
2) роскошь
3) листва
4) зима
Задание 4. Образуйте от существительного мяч форму П. п. ед. ч.:
1) мяче
2) мяча
3) мячу
4) мячом
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только мн. ч.:
1) плоскогубцы
2) руки
3) носы
4) листва
Задание 6. В каком существительном после шипящего пишется ь?
а) печ…
б) плач…
в) смерч…
г) ключ…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
в красном платье

2) одушевленное, нарицательное, 2 склонение
3) неодушевленное, собственное, 1 склонение
4) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 2 склонения?
1) Сено, поле, море
2) Сено, молодежь, море
3) Ветер, буря, стужа
4) Лошадь, тётя, стол
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму женского рода.
5) 1) Маша читает что-то очень интересное.
6) 2) Сверху посыпался иней.
7) 3) Мы весело играли в футбол.
8) 4) Солнце осветило все вокруг.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) в сказке Царевна-лягушка
2) город Орёл
3) речка Обь
4) город Москва
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме родительного падежа.
1) Петя расстроен, потому что у него нет мяча.
2) Маленький ёжик вышел на прогулку.
3) За окном разыгралась вьюга.
4) В траве закраснелась земляника.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова полночь:
5) 1) женский род, 3 склонение
6) 2) женский род, 1 склонение
7) 3) женский род, 2 склонение
8) 4) мужской род, 3 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква е.
9) А. л…сник Б. ж…знь В. на лекци… Г. р…ка
10) 1) АГ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Девушка листала журнал, рассматривала фотографии людей и природы.
а) определение
б) дополнение
в) обстоятельство
г) сказуемое
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) кино
2) окно
3) зерно
4) сено
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) путь
2) синь
3) звон
4) стон
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) лучшие докторы
2) бдительные кондуктора
3) золотые купола
4) достойные повара
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Мама несет на (руки) маленькую дочку.
1) Предложный падеж
2) Дательный падеж
3) Творительный падеж
4) Именительный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква и?
1) Сухар…к
2) Ножич…к
3) Следоч…к
4) Огонёч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

3) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 3.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) листва
2) надолго
3) кто-то
4) зимний
Задание 2. Выберите одушевленное имя существительное:
1) кот
2) колос
3) яйцо
4) молоко
Задание 3. Найдите существительное женского рода:
1) печка
2) юноша
3) солнце
4) день
Задание 4. Образуйте от существительного море форму П.п. мн.ч.:
1) морях
2) море
3) морями
4) морем

1) детвора
2) опилки
3) выборы
4) деньги

а) борщ…
б) лож…
в) молодеж…
г) глуш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
на крутом берегу
1) неодушевленное, нарицательное, 2 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение

4) неодушевленное, собственное, 2 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 3 склонения?
1) роскошь, дичь, речь
2) мощь, помощь, (нет) груш
3) мелочь, дом, стая
4) дочь, синь, полянка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму мужского рода.
1) Был морозный день.
2) Голодной птице зима – это смерть.
3) Солнце осветило все вокруг.
4) Наступила долгожданная весна.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Мурзилка
2) Куликовская битва
3) озеро Байкал
4) Зимний дворец
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме именительного падежа.
1) Папа купил ковёр.
2) Папа купил ковёр.
3) Дикие ветки дают кислые яблоки.
4) Маленький котёнок весело прыгает в густой траве.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова карандаш:
1) мужской род, 2 склонение
2) мужской род, 1 склонение
3) женский род, 1 склонение
4) средний род, 2 склонение

А. ш…нель Б. ц…фра В. лыж… Г. ц…ган
1) АБВ 2) АВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Моя мама – учитель литературы.
а) сказуемое
б) подлежащее
в) дополнение
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) метро
2) полотно
3) солнце
4) жгут
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) время
2) корма
3) рожь
4) мороз
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) пара носок
2) пара сапог
3) пара чулок
4) пара ножниц
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Шустрые белочки прыгают по (деревья).
1) Дательный падеж
2) Предложенный падеж
3) Родительный падеж
4) Винительный падеж

1) Кошелёч…к
2) Сухар…к
3) Трамвайч…к
4) Костюмч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
2) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
3) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 4.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) изморось
2) моросящий
3) моросит
4) подморозило
Задание 2. Выберите неодушевленное имя существительное:
1) потолок
2) заяц
3) щенок
4) муха
Задание 3. Найдите существительное среднего рода:
1) зерно
2) дядя
3) роскошь
4) слон
Задание 4. Образуйте от существительного юноша форму Р. п. ед. ч.:
1) юноши
2) юноше
3) юношей
4) юношу
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только ед. ч.:
1) горе
2) очки
3) брюки
4) сани
Задание 6. В каком существительном после шипящего НЕ пишется ь?
а) камыш…
б) суш…
в) тиш…
г) мыш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
научила Таню
1) одушевленное, собственное, 1 склонение
2) неодушевленное, собственное, 2 склонение
3) одушевленное, нарицательное, 3 склонение
4) одушевленное, нарицательное, 1 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 1 склонения?
1) доброта, высота, синева
2) красота, мгла, тень
3) солнце, изморось, весна
4) капля, дождь, облако
Задание 9. Укажите предложение, в котором все существительные имеют форму мужского рода.
1) А вот и лесной царь – белый гриб.
2) Рыхлый снег раскрывал мне тайны ночной жизни жи¬вотных.
3) Большому кораблю – большое плаванье.
4) Остро пахло сырой землёй, прелыми листьями.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Огонёк
2) кошка Мурка
3) студент Иванов
4) пёс Бобик
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме дательного падежа.
1) Летом я отправлюсь к дедушке в деревню.
2) Издали раздается гул паровоза.
3) С крыши стекают мутные потоки воды.
4) Зимой хорошо сидеть у печки!
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова сокровищ:
1) средний род, 2 склонение
2) мужской род, 2 склонение
3) женский род, 3 склонение
4) мужской род, 1 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква и.
А. птиц… Б. революц…я В. щипц… Г. ц…рк
1) БГ 2) АБВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Таня сидела у окна и тихо плакала.
а) подлежащее
б) дополнение
в) обстоятельство
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) пальто
2) ружьё
3) малинник
4) свежо
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) имя
2) филе
3) метро
4) лассо
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) красивая тюль
2) ценный комментарий
3) важная бандероль
4) темная вуаль
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Зеленый лес зашумел от порывов (ветер).
1) Родительный падеж
2) Винительный падеж
3) Дательный падеж
4) Предложенный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква е?
1) кулёчек
2) Балконч…к
3) Попугайч…к
4) Гвозд…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:
1) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпы, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.
2) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
3) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
4) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.

Примечание.
Ответы.

В предложенных тестах правильный ответ ко всем заданиям находится под цифрой 1. Учитель, планирующий использовать данную разработку, в праве поменять местами правильные ответы.

Использованная литература:
1. Бояринова И.П., Ермилина О.Е. Русский язык и культура речи. Интернет-курс для подготовки к ЕГЭ.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2013.

4. Творческие задания к урокам русского языка при изучении темы «Имя существительное».Задачи, которые можно решить при выполнении таких заданий:

Развить эвристическое мышление:

Развить мыслительные операции:

Учит чувствовать эмоциональную окраску слов;

Развить память, внимание к слову, сообразительность;

Развить образное мышление;

Стимулировать творческие поиски;

Формировать умение использовать синонимическое богатство языка;

Ориентировать учащихся на создание своего оригинальноготекста.

Примеры заданий, которые использую при повторении изученного.

1. На первом уроке по теме тему не пишем. Выполняем задания:

Самим определить и записать тему. Эта часть речи, которой свойственны различия по родам (сущ., прил.). Она обозначает предметы (имя сущ.)

2. Рассудите спор. Его затеяли 2 школьника. Один утверждал, что слова «тепло, лихо, зло» являются сущ., а другой говорил, что наречие (о наречии немного знают). Кто из них прав?

3. Подберите прилагательные к данным словам: тюль, рояль, фамилия. Составьте небольшой рассказ с использованием этих словосочетаний. Задание направлено на развитие фантазии.

4. Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика языка такая же, а смысл слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить «ь»:

а) мелестная давеж …притясла колойный боромож..

б) лусый морош … увертал чуленую волоч …

5. Отгадайте загадки. При изучении какой темы их можно использовать?

а) Какой птицей можно воду из колодца доставать? (журавлем)

б) Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене)

6. Развивает логическое мышление составление анаграммы. Составьте анаграмму, определите склонение. Салат(атлас), делать (дельта), корма (камар).

7. Задание. напишите письмо другу, выразив благодарность за что-нибудь, используя «добрые» существительные.

Задания, которые можно использовать при изучении нового материала.

1. Просклоняйте существительное, записанное на доске

Ночь, солнце, знамя. Какое особое существительное встретилось? В чем эта особенность?

2. Закончи пословицу, найдя разносклоняемые существительные

а) Не в золоте богатство, а в добром (имени)

б) От худого семени не жди доброго (племени)

в) Нет тяжелее бремени, чем (безделье)

г) Добрый совет ко времени (хорош)

д) Большого пламени (не душишь).

Буква «е» в суффиксе –ен существительных на –мя.

Какую ошибку, связанную с использованием в речи слова «время», вы слышите на улицах нашего города? Запишите диалог из 4 реплик с правильным использованием вопроса, разыграйте в лицах.

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных.

1. У каких сущ. нет даже окончания? Запишите 3 из них.

2. Найдите сущ. М.р.: авеню, депо, маэстро, спираль, кофе.

4. Найдите 4 лишнее, по какому признаку нашли? Фанера, человек, кашне, нерв.

Не с существительными.

1. Прочитайте шуточное стихотворение, Верните словам, которые потеряли частицу «не».

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ,

Посмотрел я вокруг с доуменьм:

Что за лепое положенье!

Но кругом было тихт-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки,

И погода стояла настная

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.

Расселите эти слова по квартирам (на доске нарисованы 2 «квартиры»). Одно общее правило объединяет и сущ., и прил. Попробуйте сформулировать это правило.

2. Творческий диктант. Замните сл/соч. синонимами с НЕ- частью корня и НЕ – приставкой.

а) Отсутствие знаний (некультурность, невежество)

б) Рассеянность, отсутствие внимания (невнимательность)

в) Плен, рабство (неволя)

г) Возмущение, крайнее недовольство (негодование)

д) Болезненное состояние (нездоровье)

е) Отсутствие желания (нежелание)

ж) Травянистое растение с низкими цветами (незабудка)

З) Лживое сообщение (небылица)

и) Невоспитанный человек (невежа)

к) Необразованный человек (невежда)

Буквы Ч и Щ в суффиксах – ЧИК, - ЩИК

1. Выборочный диктант. Выпишите только те словосочетания, в которых прилагательные важны для оценки владения специальностью.

Соседский сварщик, отличный арматурщик, опытный стекольщик, рядовой резчик, удивительный рассказчик.

2. Знаешь ли ты профессии?

Закончи строку.

НИК (художник)

ИСТ (машинист)

ЕЦ (продавец)

ЧИК (летчик)

ШИК (сборщик)

1. Прослушайте отрывок из сказки «Вовка в тридевятом царстве». Какое правило спрятано? Попробуйте сформулировать.

Наконец-то Вовка у заветных дверей. Хотел войти, да не тут было: закрыта дверь на замок. Ключ рядом висит, но открыть дверь может только тот, кто правильно напишет слова (Д. Ключ… к, замоч…к). Вот где понадобилось правило, которое Вовка учить не хотел. Думал, думал, вспомнил, что надо изменить слово, поставить в форму Р.п. Поставил. И что же? Ключик- ключика. Буква И твердо стоит на ногах, с места не двигается. А вот Е совсем по – другому себя ведет: только Вовка начал изменять слово, буква Е, как червячок, раз и уползла. Нет ее и во множественном числе. Понял Вовка, как пишутся эти слова. А вы?

2. Викторина. Кто больше придумает примеров из литературных произведений с орфограммами № 34. Например, пирожок лишь разломила да кусочек прикусила (Пушкин); вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (Крылов).

Обобщение изученного.

1.Разгадывание кроссвордов, чайнвордов. Например, заполните клетки буквами так, чтобы получилось 9 имен существительных в и.п. ед. ч., каждое из 5 букв


К

К

К

К

К

К

К

К

К

2. Коллективное составление сказки. Обязательно надо добавить внеклассную работу: оформление уголка русского языка по изученной теме с заданиями творческого характера (отгадай ребусы, кроссворды, свои кроссворды).

Сказка «Таинственные пришельцы».

В страну существительных на чудесном корабле приплыли особые существительные, на всех были написаны загадочные буквы: СКЛ, что с трудом удалось расшифровать (расшифруйте: склонение). Я стал наблюдать за ними.

Жили они группами. Ребята из одной группы никогда не изменялись. Мне удалось услышать, как они назывались (несклоняемые). А уж звали их (дайте примеры: пальто, кофе, шоссе, такси и т. д.). Фамилии у них были смешные Сухих, Шевченко.

Другие группой ходили, 10 рядом, один на расстоянии (сущ. На – мя + путь). Они хвастались каким- то суффиксом р.п. (- ен). А были совсем удивительные, подбегали то к мальчишкам, то к девчонкам. Как подбегут, так мальчишки и девчонки похожими станут (сущ. общего рода: задира, забияка, зазнайка). Успел я их рассекретить, а то бы (закончите сказку) неграмотным остался.

Обучающиеся с интересом выполняют подобные задания, постоянно находятся в творческом поиске, вырастает интерес к языку.

5. Заключение

Итак, тема, взятая мною, не нова, я опиралась на определенную методическую базу: труды психологов, педагогов, методистов, которые предлагают пути решения проблемы развития творческих способностей детей на уроках русского языка. Мною разработана система методических приемов, обеспечивающих формирование творческих умений как основу создания интереса к предмету.

6. Информационные источники

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения - М. :Просвещение 1977

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. –М., 1983

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение 1991, Педагогическая психология. М., Педагогика 1991

4. Колесов В.Д., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М., Просвещение

5. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах. – М., 1983

6. Маранцман В.Г. Развитие речи и эволюция читателя.

7. МелхорнГ., Мелхорн Х. Гениями не рождаются. – М., Просвещение 1989

8. Мкервали А.Г., Линник Д.А. (перевод с английского). Одаренные дети. – М., Прогресс

9. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М., Просвещение 1986

10. Рыбникова М.А. Избранные труды. М., 1985

11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Академия развития. 1996

12. Тихомирова Т.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития.

13. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы.

ТЕСТ

по теме «Имя существительное», 6 класс

Вариант 1

1. Соедините стрелками приведенные примеры и группу по значению:

Воображение конкретное

Магазин вещественное

Ребятня отвлеченное

Молоко собирательное

2. В каком слове неверно обозначено ударение?

А) каталОг

Б) диспАнсер

В) ходАтайство

Г) добЫча

Журнал (П,п)ионер девочка (Л,л)юба мульфильм (Р,р)усалочка пароход (О,о)рёл

Объясните свой выбор: _________________________________________________________

_____

4. Отметьте вариант, в котором род существительного определен неверно:

А) Невежа (общий род)

Б) Тюль (мужской род)

В) Шимпанзе (средний род)

Г) Изморозь (женский род)

5. Выпишите из предложений слово(а), имеющее(ие) форму только множественного числа:

Деду Семену понадобились очки для чтения газеты. До этого он разглядывал листву на дереве во дворе и оставил их на подоконнике. Совсем скоро должны наступить прохладные дни, поэтому дед каждый день любовался осенней природой.

________________________________________________________________________

6. Данные слова распределите по столбикам таблицы: планетарий, стена, веер, степь, земля, имя, гвардия, облако, картофель, луч.

7. Выберите правильный(ые) вариант(ы) объяснения правописания окончания существительных:

А) учебник по астрономии (слово 1 склонения, Дат. П.)

Б) рисунок на тарелке (слово 1 склонения, Пр. П.)

В) рассказать о дочери (слово 3 склонения, Пр.)

Г) легенда о городе (слово 2 склонения, Род. П.)

Баку по роду главного слова в расшифрованном словосочетании

Леди по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект

НИИ по полу лица, указанного в предложении

9.Вставьте пропущенные буквы:

Талантливый объез...ик, с тяжёлой поклаж…й, маленький горшоч…к, положить в кармаш…к, юный выдум…щик, забавный медвеж…нок, мокрым плащ…м

10. Выберите варианты слитного написания не с существительным:

А) Невероятный (не)ряха

Б) (Не)дорога, а долгие сборы волновали его.

В) (Не)город он любил.

Г) (Не)желание трудиться

11. Распределите слова по колонкам: (пол)стула, (плащ)палатка, (земле)мер, (шести)летие, (пол)Лесного, (полу)мрак

12. Определите значение суффикса в существительном ДВОРНИК:

А) Суффикс, образующий имена существительные с отвлеченным значением

Б) Суффикс, образующий имена существительные со значением лица

В) Суффикс, образующий имена существительные со значением конкретных предметов

Г) Суффикс, образующий имена существительные со значением уменьшительно-ласкательным

Вариант 2

В данном тесте вам предстоит выполнить 12 заданий по теме «Имя существительное». Задания можно выполнять в любом порядке. Не торопитесь, будьте внимательны. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

1.Соедините стрелками приведенные примеры и группу по значению:

Бензин конкретное

Зверьё вещественное

Полка отвлеченное

Мужество собирательное

2.В каком слове неверно обозначено ударение?

А) срЕдства

Б) щавЕль

В) медикамЕнты

Г) квАртал

3. Найдите лишний вариант из приведенных, подчеркните его:

Город (Л,л)есной сказка (З,з)олушка птица (О,о)рёл река (В,в)олга

Объясните свой выбор: ____________________________________________________

________________________________________________________________________

4.Отметьте вариант, в котором род существительного определен неверно:

А) Мозоль (женский род)

Б) Разиня (женский род)

В) Маэстро (мужской род)

Г) Имя (средний род)

5. Выпишите из предложений слово(а), имеющее(ие) форму только единственного числа:

Деду Семену понадобились чернила, чтобы написать письма родным. Керосина в лампе оставалось немного, и грусть деда увеличивалась. Он скучал без внуков, которые могли приезжать к нему очень редко.

________________________________________________________________________

6.Данные слова распределите по столбикам таблицы: гений, книга, голубь, тишь, глобус, знамя, полиция, озеро, картошка, туш

Если вы нашли слово, которое не может быть занесено в таблицу, выпишите его ниже и объясните причину этого: _______________________________________________________________

7.Выберите правильный(ые) вариант(ы) объяснения правописания окончания существительных:

А) тропинка в инее (слово на -ее, Пр. П.)

Б) Город в тумане (слово 2 склонения, Пр. П.)

В) не найти дороги (слово 1 склонения, Пр. П.)

Г) дожидаться полночи (слово 3 склонения, Род. П.)

8. Соедините стрелками приведенные примеры и способы определения рода:

Сочи по роду главного слова в расшифрованном словосочетании

мадам по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект

МИФИ по полу лица, указанного в предложении

9. Вставьте пропущенные буквы:

Трудолюбивый сма…ик, варенье с алыч…й, зеленый дубоч…к, пирож..к с капустой, работа бетон…ика, забавный бельч…нок, крюч…чек для ключей

10.Выберите варианты слитного написания не с существительным:

А) (Не)любовь, а жалость владела им.

Б) глубокая (не)нависть

В) (Не)знание правила его подвело.

Г) (Не) лев это.

11. Распределите слова по колонкам: (пол)учебника, (скатерть)самобранка, (воздухо)лёт, (семи)летие, (пол)дня, (полу)месяц

12.Определите значение суффикса в существительном ЧАЙНИК:

1)Суффикс, образующий имена существительные с отвлеченным значением

2)Суффикс, образующий имена существительные со значением лица

3)Суффикс, образующий имена существительные со значением конкретных предметов

4)Суффикс, образующий имена существительные со значением уменьшительно-ласкательным

Ключ к тесту

Вариант 1.

1.Воображение - отвлеченное, магазин - конкретное, ребятня - собирательное, молоко - вещественное

2.ДиспансЕр

3.Девочка Люба, так как здесь имя собственное пишется без кавычек

4.Шимпанзе

6.Не в таблице - имя, разносклоняемое

8.Баку - по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект, леди - по категории одушевленности/неодушевленности, НИИ - по роду главного слова в расшифрованном словосочетании, невежа - по полу лица, указанного в предложении

9.Талантливый объездчик, с тяжёлой поклажей, маленький горшочек, положить в кармашек, юный выдумщик, забавный медвежонок, мокрым плащом

11.Полстула, плащ-палатка, землемер, шестилетие, пол-Лесного, полумрак

Вариант 2.

1.Бензин - вещественное, зверьё - собирательное, полка - конкретное, мужество - отвлеченное

2.квартАл

3.сказка «Золушка», так как здесь второе слово пишется в кавычках (здесь может быть и другой ответ: птица орел, так как второе слово является нарицательным), засчитываются оба варианта, если дано объяснение

5.Керосин, грусть

6.Не в таблице - знамя, разносклоняемое

8.Сочи - по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект, мадам - по категории одушевленности/неодушевленности, МИФИ - по роду главного слова в расшифрованном словосочетании, соня - по полу лица, указанного в предложении

9.Трудолюбивый смазчик, варенье с алычой, зеленый дубочек, пирожок с капустой, работа бетонщика, забавный бельчонок, крючочек для ключей

11.Пол-учебника, скатерть-самобранка, воздухолёт, семилетие, полдня, полумесяц

Оценивание

1.По 0, 5 балла за каждое правильное соединение, максимум - 2 балла

2.1 балл за верный ответ

3.1 балл за верный ответ + 1 балл за объяснение, максимум - 2 балла

5.1 балл за правильно выполненное задание (если выписано больше или меньше слов, ставится 0 баллов)

6.По 0, 5 балла за каждый верно заполненный столбик (если в столбике не хватает слов или есть лишнее, ставится 0 баллов) + 0, 5 баллов за выписанное слово + 0,5 балла за объяснение, максимум - 2,5 балла

7.По 1 баллу за верный ответ, максимум - 2 балла

8.По 0, 5 балла за каждое правильное соединение, максимум - 2 балла

9.По 0,5 балла за каждое верное написание, максимум - 3,5 балла

10.По 1 баллу за верный ответ, максимум - 2 балла

11.По 0,5 балла за каждый верно заполненный столбик (если в столбике не хватает слов или есть лишнее, ставится 0 баллов), максимум - 1 балл

Всего за тест можно получить 21 балл

10-15 б - «3», 16 - 19 б - «4», 20-21 б - «5»

Тестовые задания для 6 класса

«Имя существительное»

1.Найдите правильный вариант ответа: Морфология изучает…

А) состав слова и словообразование

Б) слово как часть речи и его формы

В) правила произношения слов

Г) правила постановки знаков препинания

2. Какого признака нет у имени существительного:

А) рода

Б) времени

В) падежа

Г) числа

3. Найдите правильный вариант ответа: Имя существительное – часть речи, которая обозначает…

А) предмет

Б) признак предмета

В) признак другого признака

Г) действие предмета

4. Найдите слова, употребляемые только в единственном числе:

А) косьба, белизна, свежесть, синева

Б) асфальт, камень, столб, дорога

В) ходок, ходьба, хождение, переход

Г) плавание, пловец, пловчиха, плавник

5. Найдите строчку с разносклоняемыми существительными

А) время, семя, путь

Б) рояль, семья, бремя

В)путь, семя, родня

Г) ворота, яблоня, путь

6. Существительные, употребляемые только во множественном числе

А) бревна, сани, вожжи

Б) семена, рельсы, каникулы

В) школы, грабли, обои

Г) сумерки, шахматы, духи

7. Найдите существительные 3-го склонения

А) конь, огонь, роскошь

Б) жизнь, способность, тяжесть

В) брат, мышь, собака

Г) плач, силач, малыш

8. Найдите правильный порядок склонения существительного ПЕНЬ

А) пень, пня, пень, пне, пню, о пне

Б)пень, пня, пне, пню, пнем, о пне

В) пень, пня, пню, пень, пнем, о пне

Г) пень, пня, пню, пнем, пень, о пне

9.Укажите слово с буквой О в суффиксе после шипящих:

А) сверточ..к

Б) горшоч..к

В) бумаж..нка

Г)поясоч..к

10. Укажите несклоняемые существительные среднего рода

А) жюри, пальто

Б) пианино,инженер

В) шимпанзе,край

Г) эскимо, время

11. Укажите существительные мужского рода

А) вуаль, герань, мозоль

Б) пропуск, пропаганда, прощание

В) искусство, шоссе, повидло

Г) тюль, рояль, кофе

12.Укажитеимя существительное по следующимморфологическим признакам: ср.р., 2 скл, Предл.п., ед.ч.

А) о кофе

Б) у окна

В) в кино

Г)в молоке

13. Найдите существительные 1-го склонения

А) планета, космос, луноход

Б) ракета, дядя, молодежь

В) лошадь, лекция, мышь

Г) польза, семья, лошадка

14. Определите существительные общего рода

А) сирота

Б) бухгалтер

В) учитель,

Г)помощница

15. Сколько падежей в русскомязыке

А) 8б) 6В) 7 Г) 5

16. Найдите имя существительное

А) троим

Б) третьих

В) троих

Г) тройка

17 Определите строку, где НЕ пишется слитно

А) (не) было, (не) вежа

Б) (не) стоять, (не) ряха

В) (не) годование, (не) уч

Г) (не) навидеть, (не) стоять

18. Определите склонение существительных: Из деревни, за рекой, в машине

А) 1-го склонения

Б) 2-ое склонение

В) 3-е склонение

Г) общее склонение

19. Определите собирательные существительные

А) листва, молодёжь, крестьянство

Б) Семиречье, человек, березняк

В) добро, книга, зло

Г) кружка, хлопья, кнут

20. Найдите собственное имя существительное

А) семерка, б) Семиречье

В) городГ) сорока

21. Укажите слово, которое пишется слитно с – ПОЛ

А) (пол) Европы

Б) (пол) листа

В) (пол) квартиры

Г) (пол) арбуза

22. Найдите слово с суффиксом ЩИК.

А)подпис.. ик

Б) развед.. ик

В)камен.. ик

Г) пульмет.. ик.

23.Укажите слова с буквой Ев суффиксах имен существительных:

А)руч..нка, жуч..к.

Б) лож..чка, ореш..к

В) медвеж..нок, лож..чка

Г) хомяч..к, собач..нка

24. Укажите существительноес суффиксом ИК:

А)кузнеч..к, словар..к

Б) песоч..к, ящич..к

В)огонеч..к, платоч..к

Г)узелоч..к, хвост..к

25.Выберите группу существительных, у которых верно указана форма множественного числа:

А)много ботинок, чулков,макаронов, помидоров;

Б) много ботинков, чулок, макарон, помидор;

В) много ботинок, чулок, макаронов, помидоров;

Г) много ботинок, чулок, макарон, помидоров.