Католики и православные в чем различия. Католичество и православие: различия, самое главное



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Раскол христианской церкви на западную и восточную произошёл в 1054 году. Разные взгляды на одну религию заставили каждое из направлений пойти своим путём. Различия проявились не только в трактовки Библии, но и в обустройстве храмов.

Внешние отличия

Узнать, к какому направлению относится церковь, можно даже на расстоянии. Православный храм отличает наличие куполов, количество которых несёт тот или иной смысл. Один купол является символом единого Господа Бога. Пять куполов – Христос с четырьмя апостолами. Тридцать три купола напоминают о возрасте, в котором Спаситель был распят на кресте.

Внутренние отличия

Различия есть и у внутреннего пространства православного и католического храмов. Католическая постройка начинается нартексом, по обе стороны от которого находятся колокольни. Иногда колокольни не строят или строят только одну. Далее следует наос, или главный неф. По обе стороны от него находятся боковые нефы. Затем можно увидеть поперечный неф, который пересекает главный и боковые. Главный неф заканчивается алтарём. За ним следует деамбулаторий, представляющий собой полукруглую обходную галерею. Далее находится венец капелл.

Католические храмы могут отличаться друг от друга по организации внутреннего пространства. В крупных церквях помещений намного больше. Кроме этого, в них используется орган, придающий торжественность службе. Небольшие церкви в маленьких населённых пунктах оборудованы более скромно. В католическом храме стены украшают фресками, а не иконами.

Часть православного храма, предшествующая алтарю, утроена значительно проще, чем в католической церкви. Основное храмовое пространство служит местом, где молятся прихожане. Эта часть храма чаще всего представляет собой квадрат или прямоугольник. В католической церкви пространство для молящихся прихожан всегда имеет форму вытянутого прямоугольника. В православном храме, в отличие от католического, не используются скамейки. Верующие должны молиться стоя.

Алтарная часть православного храма отделена от остального пространства солеей. Здесь находится иконостас. Иконы также могут располагаться на стенах основного храмового пространства. Алтарной части предшествует амвон и царские врата. За царскими вратами следует завеса, или катапетасма. За завесой находится престол, позади которого располагаются жертвенник, синтрон и горнее место.

Архитекторы и строители, работающие над возведением православных и католических храмов, стремятся к тому, чтобы создать постройки, в которых человек чувствовал бы себя ближе к Богу. Церкви и западных, и восточных христиан воплощают единение земного и небесного.

Видео

Бог един, Бог есть любовь - эти утверждения нам знакомы с детства. Почему же тогда Церковь Божия делится на католическую и православную? А внутри каждого направления есть ещё множество конфессий? На все вопросы есть свои исторические и религиозные ответы. С некоторыми мы сейчас и ознакомимся.

История католичества

Понятно, что католик - это человек, который исповедует христианство в его ответвлении, называемом католицизмом. Название восходит к латинским и древнеримским корням и переводится как «соответствующий всему», «согласный всему», «соборный». То есть всеобщий. Значение названия подчёркивает, что католик - это верующий, принадлежащий к тому религиозному течению, основателем которого являлся сам Иисус Христос. Когда оно зарождалось и распространялось по Земле, его последователи считали друг друга духовными братьями и сёстрами. Тогда было одно противопоставление: христианин - нехристианин (язычник, правоверный и т. д.).

Родиной конфессий считается западная часть Древнеримской империи. Именно там появились и сами слова: Это направление формировалось в течение всего первого тысячелетия. В данный период и и духовные тексты, песнопения и службы были едины для всех, почитающих Христа и Троицу. И только около 1054 год Восточную, с центром в Константинополе, и собственно католическую - Западную, центром которой был Рим. С тех пор и стало считаться, что католик - это не просто христианин, а приверженец именно западной религиозной традиции.

Причины раскола

Чем же объяснить причины разлада, ставшего столь глубоким и непримиримым? Ведь что интересно: долгое время уже после раскола обе Церкви продолжали называть себя кафолическими (то же, что и «католический»), т. е. всеобщими, вселенскими. Греко-Византийская ветвь в качестве духовной платформы опирается на «Откровения» Иоанна Богослова, Римская - «На послание Евреям». Для первой характерно подвижничество, нравственные поиски, «жизнь души». Для второй - формирование железной дисциплины, строгой иерархии, концентрация власти в руках священников высших рангов. Различия в трактовке многих догматов, обрядах, церковном управлении и других важных сферах церковной жизни стали тем водоразделом, который и развёл католицизм и православие по разные стороны. Таким образом, если до раскола значение слова католик было равно понятию «христианин», то после него оно стало указывать на западное направление вероисповедания.

Католицизм и реформация

С течением времени католическое духовенство настолько отошло от тех норм, которые утверждала и проповедовала Библия, что это послужило основанием организации внутри Церкви такого направления, как протестантство. Духовно-идеологической основой его стало учение и его сторонников. Реформация породила кальвинизм, анабаптизм, англиканство и другие протестантские конфессии. Таким образом, лютеране - это католики, или, по-другому, евангелические христиане, которые были против того, чтобы церковь активно вмешивалась в мирские дела, чтобы папские прелаты шли рука об руку со светской властью. Торговля индульгенциями, преимущества Римской Церкви перед Восточной, отмена монашества - вот далеко не полный перечень тех явлений, которые активно критиковали последователи Великого Реформатора. В своей вере лютеране опираются на Святую Троицу, особо поклоняясь Иисусу, признавая его богочеловеческую природу. Главный критерий веры у них - Библия. Отличительной чертой лютеранства, как и других является критический подход к различным богословским книгам и авторитетам.

К вопросу о единстве Церкви

Однако в свете рассматриваемых материалов так до конца и не понятно: католики - это православные или нет? Таким вопросом задаются многие, кто не слишком глубоко разбирается в теологии и всяких религиозных тонкостях. Ответить на него и просто, и сложно одновременно. Как уже писалось выше, изначально - да. Пока Церковь была Единая Христианская, все, кто в неё входил, и молились одинаково, и Богу поклонялись по одному регламенту, и ритуалами пользовались общими. Но и после разделения каждая - и Католическая, и Православная - считают себя главными преемницами наследия Христа.

Межцерковные отношения

В то же время они с достаточным уважением относятся друг к другу. Так, Декрет II Ватиканского Собора отмечает, что те люди, которые принимают Христа как своего Бога, веруют в него и крестились, считаются католиками как братья по вере. У тоже есть свои документы, также подтверждающие, что католицизм - явление, природа которого родственна природе православия. А расхождения в догматических постулатах не являются столь принципиальными, чтобы обе Церкви враждовали между собой. Наоборот, отношения между ними должны строиться так, чтобы вместе служить общему делу.

Официально разделение христианской церкви на Восточную (Православную) и Западную (Римско-Католическую) случилось в 1054 году, при участии папы Льва IX и патриарха Михаила Керулария. Оно стало финалом в противоречиях, давно назревших между двумя религиозными центрами распавшейся к V веку Римской империи – Рима и Константинополя.

Между ними наметились серьёзные разногласия как в области догматики, так и в части организации церковной жизни.

После перенесения столицы из Рима в Константинополь в 330 году на первый план в общественно-политической жизни Рима стало выдвигаться духовенство. В 395 году, когда империя фактически распалась, Рим стал официальной столицей западной ее части. Но политическая нестабильность вскоре привела к тому, что фактическое управление этими территориями оказалось в руках епископов и папы.

Во многом это стало поводом для притязаний папского престола на главенство над всею христианской Церковью. Притязания эти были отвергнуты Востоком, хотя с первых веков христианства авторитет римского папы на Западе и на Востоке был очень велик: без его одобрения не мог открываться и закрываться ни один вселенский собор.

Культурные предпосылки

Историки Церкви отмечают, что в западных и восточных областях империи христианство развивалось по-разному, под мощным влиянием двух культурных традиций – эллинской и римской. «Эллинский мир» воспринял христианское учение как определенную философию, открывающую путь единения человека с Богом.

Этим объясняется обилие богословских трудов отцов Восточной Церкви, направленных на осмысление этого единения, достижения «обожения». В них часто видно влияние греческой философии. Такая «богословская пытливость» иногда приводила к еретическим уклонениям, которые отвергались Соборами.

Мир же римского христианства, по выражению историка Болотова, испытал «воздействие романского на христианское». «Римский мир» воспринял христианство в более «юридически-правовом» ключе, методично созидая Церковь как своеобразный общественно-правовой институт. Профессор Болотов пишет, что римские богословы «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства».

Римскому богословию был присущ «юридизм», в том числе – в отношении Бога к человеку. Выражался он в том, что добрые дела понимались здесь как заслуги человека перед Богом, а покаяния было недостаточно для прощения грехов.

Позже сформировалась концепция искупления по примеру Римского права, которая полагала в основание отношений Бога и человека категории виновности, выкупа и заслуг. Эти нюансы породили различия в догматике. Но, помимо этих различий – также банальная борьба за власть и личные претензии иерархов с обеих сторон в итоге стали причиной разделения.

Основные отличия

На сегодняшний день католицизм имеет много обрядовых и догматических отличий от православия, но мы рассмотрим самые важные.

Первое отличие состоит разном понимании принципа единства Церкви. В Православной церкви нет единого земного главы (главой её считается Христос). В ней есть «предстоятели» - патриархи поместных, независимых друг от друга Церквей – Русской, Греческой, и т.д.

Католическая же церковь (от греческого «кафоликос» - «всеобщий») одна, и основанием своего единства считает наличие видимого главы, коим является Папа. Этот догмат называется «примат (первенство) Папы Римского». Мнение Папы Римского по вопросам веры признаётся католиками «непогрешимым» - то есть, безошибочным.

Символ веры

Также католическая церковь добавила к тексту Символа Веры, принятому на Никейском Вселенском Соборе, фразу об исхождении Святого Духа от Отца и Сына («филиокве»). Православная церковь признаёт исхождение только от Отца. Хотя отдельные святые отцы Востока признавали «филиокве» (например, Максим Исповедник).

Жизнь после смерти

Помимо этого в католицизме принят догмат о чистилище: временном состоянии, в котором пребывают после смерти души, не готовые к раю.

Дева Мария

Важным расхождением также является то, что в католической церкви есть догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, утверждающий изначальное отсутствие в Богородице первородного греха. Православные, прославляя святость Божьей Матери, считают, что он Ей был присущ, подобно всем людям. Также этот католический догмат вступает в противоречие с тем, что Христос был наполовину человеком.

Индульгенция

В средние века в католицизме оформилось учение о «сверхдолжных заслугах святых»: «запасе добрых дел», которые совершили святые. Церковь распоряжается этим «запасом», дабы восполнить недостаток «добрых дел» раскаявшихся грешников.

Отсюда выросло учение об индульгенциях – освобождении от временного наказания за грехи, в которых человек покаялся. В эпоху Возрождения бытовало неверное понимание индульгенции как возможности отпущения грехов за деньги и без исповеди.

Целибат

Католицизм запрещает брак священнослужителям (целибатное священство). В Православной церкви брак запрещен лишь для монашествующих священников и иерархов.

Внешняя часть

Что касается обрядов, то в католицизме признается как богослужение латинского обряда (месса), так и византийского (у грекокатоликов).

Литургия в Православной церкви служится на просфорах (квасном хлебе), католическое богослужение – на пресном хлебе (опресноках).

У католиков практикуется Причащение под двумя видами: только Телом Христовым (для мирян), и Телом и Кровью (для священнослужителей).

Крестное знамение католики полагают слева направо, православные – наоборот.

Постов в католицизме меньше, и они мягче, чем в православии.

В католическом богослужении используется орган.

Несмотря на эти и другие расхождения, которые накапливались веками, у православных и католиков очень много общего. Более того – что-то было заимствовано католиками с Востока (например, учение о вознесении Богородицы).

Почти все поместные православные церкви (кроме Русской) живут, как и католики, по григорианскому календарю. Обе конфессии признают Таинства друг друга.

Разделение Церкви – историческая и непреодоленная трагедия христианства. Ведь Христос молился о единении Своих учеников, коими являются все, кто стремится исполнять Его заповеди и исповедует Его Сыном Божиим: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино - да уверует мир, что Ты послал Меня».

В 1054 году произошло одно из важнейших событий в истории Средневековья — Великая схизма, или раскол. И несмотря на то что еще в середине XX века Константинопольским патриархатом и Святым престолом были сняты взаимные анафемы, мир не объединился, и причиной тому стали как догматические различия между обеими конфессиями, так и политические противоречия, тесно связанные с Церковью на всем протяжении ее существования.

Такое положение вещей сохраняется даже при том, что большинство государств, где население исповедует христианство, и где оно пустило свои корни еще в античности, являются светскими и в них велика доля атеистов. Церковь и ее роль в истории стали частью национальной самоидентификации многих народов, несмотря на то, что представители этих народов часто не читали даже Писание.

Источники конфликта

Единая христианская церковь (в дальнейшем — ЕЦ) возникла в Римской империи в первых веках нашей эры. Она не была чем-то монолитным в ранний период своего существования. Проповеди апостолов, а затем апостольских мужей ложились на сознание человека античного Средиземноморья , а оно существенно отличалось от такового у людей Востока. Окончательно единая догматика ЕЦ выработалась в период апологетов, и на ее формирование помимо, собственно, Писания, оказала сильнейшее влияние греческая философия, а именно: Платон, Аристотель, Зенон.

Первыми богословами, выработавшими основы христианского вероучения, стали люди из различных уголков империи, часто имевшие за плечами личный духовный и философский опыт. И в их трудах при наличии общей основы мы можем увидеть некие акценты, которые в дальнейшем станут источниками противоречий. За эти противоречия и будут цепляться за власть имущие в государственных интересах, мало заботясь о духовной стороне вопроса.

Единство общей христианской догматики поддерживалось Вселенскими соборами, формирование клира как отдельного класса общества шло по принципу преемственности рукоположений от апостола Петра. Но предвестники будущего раскола уже явно просматривались хотя бы в таком деле, как прозелитизм. В период раннего Средневековья в орбиту Христианства стали входить новые народы, и тут куда большую роль играло то обстоятельство, от кого народ принимает Крещение, нежели сам факт такового. А это, в свою очередь, сильно отражалось на том, как сложатся отношения Церкви и новой паствы, ведь сообщество новообращенных не столько принимало вероучение, сколько входило в орбиту более сильной политической структуры.

Различие роли Церкви на востоке и на западе бывшей Римской империи было обусловлено разной судьбой этих частей. Западная часть империи пала под напором внутренних конфликтов и варварских набегов, и Церковь там фактически формировала общество. Государства образовывались, распадались, создавались вновь, а римский центр притяжения существовал. Фактически Церковь на западе встала над государством, что и обусловило ее дальнейшую роль в европейской политике вплоть до эпохи Реформации.

Византийская империя, напротив, имела свои корни в дохристианской эпохе, и Христианство стало частью культуры и самосознания населения этой территории, но не заменяло эту культуру целиком. Организация восточных церквей шла по другому принципу — поместности. Церковь организовывалась как бы снизу, это была община верующих — в противовес властной вертикали в Риме. Константинопольский патриарх имел первенство чести, но не законодательную власть (Константинополь не тряс угрозой отлучения от церкви как палкой для оказания влияния на неугодных монархов). Отношение с последней реализовывались по принципу симфонии.

Дальнейшее развитие христианского богословия на востоке и на западе так же шло различным путем. На западе получила распространение схоластика , пытавшаяся соединить веру и логику, что в конечном итоге привело к конфликту между верой и разумом в эпоху Ренессанса. На востоке эти понятия не смешивались никогда, что неплохо отражает русская пословица «на Бога надейся, да сам не плошай». С одной стороны, это давало большую свободу мысли, с другой — не давало практики научного спора.

Таким образом, политические и богословские противоречия и привели к расколу 1054 года. Как он проходил — большая тема, достойная отдельного изложения. А сейчас мы расскажем, чем же отличается современное православие и католичество друг от друга. Отличия будут рассмотрены в следующем порядке:

  1. Догматические;
  2. Обрядовые;
  3. Ментальные.

Принципиальные догматические отличия

Обычно о них мало говорят, что и неудивительно: простому верующему до этого, как правило, нет дела. Но такие отличия есть , и часть из них и стала поводом к расколу 1054 года. Перечислим их.

Воззрения на Святую Троицу

Камень преткновения между православными и католиками . Пресловутое filioque.

Католическая церковь считает, что Божественная благодать исходит не только от Отца, но и от Сына. Православие же исповедует исхождение Святого Духа только от Отца и бытие Трех Лиц в единой Божественной сущности.

Взгляды на непорочное зачатие Девы Марии

Католики полагают, что Богородица является плодом непорочного зачатия, то есть была свободна от первородного греха изначально (напомним, что первородным грехом считается неповиновение воле Бога, и последствия ослушания Адамом этой воли мы ощущаем на себе до сих пор (Быт. 3:19)).

Православные не признают этого догмата, так как в Писании нет указаний на подобное, а выводы католических богословов основаны лишь на гипотезе.

Взгляды на единство Церкви

Православные под единством понимают веру и таинства, католики же признают Папу наместником Бога на земле. Православие считает вполне самодостаточной каждую поместную церковь (ибо она есть модель Вселенской Церкви), католичество во главу угла ставит признание власти Папы над ней и всеми сторонами жизни человека. Папа в воззрениях католиков непогрешим.

Постановления Вселенских соборов

Православные признают 7 Вселенских соборов, а католики — 21, последний из которых состоялся в середине прошлого века.

Догмат о Чистилище

Присутствует у католиков. Чистилище представляет собой место, куда отправляются души умерших в единстве с Богом, но не расплатившиеся при жизни за грехи. Считается, что молиться за них должны живые люди. Православные не признают учения о чистилище, полагая, что судьба души человека находится в руках Божьих, но молиться за умерших можно и нужно. Окончательно данный догмат был утвержден только на Ферраро-Флорентийском соборе.

Различие во взглядах на догматы

Католическая церковь приняла созданную кардиналом Джоном Ньюменом теорию догматического развития, согласно которой Церковь должна четко словесно формулировать свои догматы. Необходимость в этом возникла для противодействия влиянию протестантских деноминаций. Проблема эта достаточно актуальна и широка: протестанты чтут букву Писания, причем часто — в ущерб его духу. Католические богословы поставили перед собой трудную задачу: сформулировать догматы с опорой на Писание так, чтобы исключить эти противоречия.

Православные же иерархи и богословы не считают нужным как-то четко излагать догматику вероучения и развивать ее. В представлении православных церквей буква не дает полного понимания веры и даже ограничивает это понимание. Церковное Предание является достаточно полным для христианина, а собственный духовный путь может быть у всякого верующего.

Внешние отличия

Это то, что бросается в глаза в первую очередь. Как ни странно, но именно они, несмотря на свою не принципиальность, становились источником не только малых конфликтов, но и больших потрясений. Характерно это было равно для православной и католической церквей, отличия внутри которых хотя бы касательно взглядов иерархов провоцировали возникновение ересей и новые расколы.

Обряд не являлся чем-то статичным никогда — ни в период раннего христианства, ни во время Великой схизмы, ни в период раздельного существования. Более того: иногда в обряде происходили кардинальные изменения, но к единству церкви они никак не приближали. Скорее, наоборот, каждое нововведение откалывала от той или иной церкви часть верующих.

Для иллюстрации можно взять церковный раскол в России XVII века — а ведь Никон стремился не расколоть русскую церковь, а, наоборот, объединить Вселенскую (честолюбие у него, конечно, зашкаливало).

Также неплохо вспомнить — при введении ordus novo (службы на национальных языках) в середине прошлого века часть католиков не приняла этого, считая, что мессу надо служить по Тридентскому обряду. В настоящее время католики пользуются следующими видами обрядов:

  • ordus novo, стандартная служба;
  • Тридентский обряд, по которому священник обязан вести мессу, если приход большинством голосов «за»;
  • Грекокатолический и армянокатолический обряды.

Вокруг темы обрядности существует много мифов. Один из них — это диктат латинского языка у католиков, и язык этот никто не понимает. Хотя латинский обряд был сменен национальным сравнительно недавно, многие не берут в расчет, например, тот факт, что униатские церкви, подчиненные Папе, сохраняли свой обряд. Также не учитывают и то, что католики тоже стали издавать национальные Библии (А куда было деваться? Протестанты зачастую этим и брали).

Другое заблуждение — это примат обряда над сознанием. Отчасти это объясняется тем, что сознание человека во многом осталось языческим: он путает обряд и таинство, и пользуется ими как своеобразной магией, в которой, как известно, следование инструкции играет определяющую роль .

Для того чтобы вы могли лучше увидеть обрядовые отличия православия от католицизма — таблица вам в помощь:

категория подкатегория православие католичество
таинства крещение полное погружение окропление
миропомазание сразу же после крещения в подростковом возрасте конфирмация
причащение в любое время, с 7 лет — после исповеди после 7-8 лет
исповедь у аналоя в специально отведенном помещении
венчание допускается три раза брак нерасторжим
храм ориентация алтарем на восток правило не соблюдается
алтарь огражден иконостасом не огражден, максимум — алтарная преграда
скамейки отсутствуют, молятся стоя с поклонами присутствуют, хотя в старину были маленькие скамеечки для стояния на коленях
литургия по расписанию можно на заказ
музыкальное сопровождение только хор может быть орган
крест отличие креста православного и католического схематичное натуралистическое
знамение троеперстие, сверху вниз, справа налево открытой ладонью, сверху вниз, слева направо
клир иерархия есть кардиналы
монастыри каждый с собственным уставом организованы в монашеские ордена
целибат для монашествующих и должностных лиц для всех выше диакона
посты евхаристический 6 часов 1 час
еженедельные среда и пятница пятница
календарные строгие менее строгие
календарь суббота дополняет воскресенье воскресенье заменило субботу
исчисление юлианское, новоюлианское григорианское
пасхалия александрийская григорианская

Помимо этого, существуют различия в почитании святых, порядке канонизации таковых, праздниках. Различно также и облачение священников, хотя и у православных, и у католиков крой последнего имеет общие корни.

Также при католическом богослужении большее значением имеет личность священника; формулы таинств он произносит от первого лица, а в православном богослужении — от третьего, так как таинство совершает не священник (в отличие от обряда), а Бог. Кстати, количество таинств и у католиков, и у православных одинаковое. К таинствам относятся:

  • Крещение;
  • Миропомазание;
  • Покаяние;
  • Евхаристия;
  • Венчание;
  • Рукоположение в сан;
  • Елеосвящение.

Католики и православные: в чем разница

Если говорить о Церкви, не как об организации, а как о сообществе верующих, то разница в менталитетах все-таки есть. Более того, как католическая, так и православная церкви сильно повлияли как на формирование цивилизационных моделей современных государств, так и на отношение представителей этих наций к жизни, ее целям, нравственности и другим аспектам своего бытия.

Причем сказывается это и сейчас, когда в мире растет число людей, не входящих ни в какие конфессии, а сама Церковь теряет свои позиции в регулировании разных сторон жизни человека.

Обычный посетитель храма редко задумывается над тем, почему он, к примеру, католик. Для него часто это дань традиции, формальность, привычка. Часто принадлежность к той или иной конфессии служит оправданием своей безответственности или способом набрать себе политические очки.

Так, бравировали своей принадлежностью к католичеству представители сицилийской мафии, что не мешало им получать доходы от наркоторговли и совершать преступления. У православных на подобное лицемерие есть даже поговорка: «или крестик снимите, или трусы оденьте».

Среди православных часто встречается такая модель поведения, которая характеризуется другой пословицей — «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

И все же, несмотря на такие различия как в догматах, так и в обряде между нами действительно больше общего, нежели различий. И диалог между нами необходим для сохранения мира и взаимопонимания. В конце концов, и православие, и католицизм - ветви одной Христианской веры. И помнить об этом стоит не только иерархам, но и простым верующим.

Познакомившись в Европе с традициями католической церкви и пообщавшись по возвращению с батюшкой, обнаружила, что между двумя направлениями христианства много общего, но есть и принципиальные отличия православия от католицизма, в числе прочего повлиявшие на раскол некогда единой христианской церкви.

В своей статье решила доступным языком рассказать об отличиях католической церкви от православной и их общих чертах.

Хотя церковники доказывают, что дело в «непримиримых религиозных расхождениях», учёные уверены, что это было, прежде всего, политическое решение. Напряжение между Константинополем и Римом заставило духовников искать повод выяснить отношения и способы разрешения возникшего конфликта.

Не заметить уже тогда закрепившиеся на Западе, где главенствовал Рим, особенности, отличные от принятых в Константинополе, было сложно, поэтому за это и зацепились: разное устройство в вопросах иерархии, аспекты вероучения, проведение таинств – использовалось всё.

Благодаря политической напряжённости была выявлена имеющаяся разница между двумя традициями, существующими в разных частях распавшейся Римской империи. Причиной сложившегося своеобразия стали различия в культуре, менталитете западной и восточной частей.

И, если существование одного сильного большого государства делало церковь единой, с его исчезновением связь между Римом и Константинополем ослабла, способствуя созданию и укоренению в западной части страны некоторых несвойственных Востоку традиций.

Разделение некогда единой христианской церкви по территориальному признаку произошло не в один момент. Восток и Запад шли к этому годами, устроив в 11 столетии кульминацию. В 1054 году во время Собора Патриарх Константинопольский был низложен посланниками Папы Римского.

В ответ он предал анафеме посланцев Папы. Главы остальных патриархатов разделили позицию Патриарха Михаила, и раскол углубился. Окончательный разрыв относят к временам 4-ого крестового похода, подвергшего разграблению Константинополь. Так, единая церковь христиан раскололась на католическую и православную.

Сейчас христианство объединяет три разных направления: православную и католическую церковь, протестантизм. Единой церкви, объединяющей протестантов, нет: деноминации исчисляются сотнями. Католическая церковь монолитна, руководит ею Папа Римский, которому подчиняются все верующие и епархии.

15 независимых и признающих друг друга церквей составляют актив православия. Оба направления представляют собой религиозные системы, включающие собственную иерархию и внутренние правила, вероучение и богослужение, культурные традиции.

Общие черты католицизма и православия

Последователи обеих церквей верят во Христа, считают Его примером для подражания, стараются следовать Его заповедям. Священное писание для них – Библия.

У основания традиций католицизма и православия находятся апостолы-ученики Христа, основавшие христианские центры в крупных мировых городах (на эти общины и опирался христианский мир). Благодаря им оба направления обладают таинствами, схожим вероучением, возносят одних и тех же святых, имеют одинаковый Символ веры.

Последователи обеих церквей веруют в силу Святой Троицы.

Взгляд на формирование семьи в обоих направлениях сходится. Заключение брака между мужчиной и женщиной происходит с благословения церкви, считаясь таинством. Однополые браки не признаются. Вступление в интимные отношения до бракосочетания недостойно христианина и считается грехом, а однополые – тяжким грехопадением.

Последователи обоих направлений соглашаются с тем, что и католическое, и православное направления церкви представляют христианство, пусть и по-разному. Различие для них значимо существенно и непримиримо, что более тысячи лет нет единства в способе богослужения и причащения Тела и Крови Христа, поэтому вместе они причащения не совершают.

Православные и католики: в чём разница

Результатом глубоких религиозных расхождений между Востоком и Западом явилась схизма, произошедшая в 1054 году. Представители обоих направлений заявляют о разительных различиях между ними в религиозном мировоззрении. О таких противоречиях пойдёт речь далее. Для простоты понимания составила специальную таблицу отличий.

Суть различия Католики Православные
1 Мнение относительно единства Церкви Считают необходимым наличие единой веры, таинств и главы Церкви (Папы, естественно) Считают необходимым единство веры и совершения таинств
2 Различное понимание Вселенской Церкви Принадлежность поместной к Вселенской Церкви подтверждается общением с римско-католической церковью Вселенская Церковь находит воплощение в поместных церквях под руководством епископа
3 Различная трактовка Символа Веры Святой Дух испускается Сыном и Отцом Святой Дух испускается Отцом или исходит от Отца через Сына
4 Таинство брака Заключение брачного союза между мужчиной и женщиной, благословляемого служителем церкви, происходит на всю жизнь без возможности развода Брак между мужчиной и женщиной, благословляемый церковью, заключается до окончания земного срока супругов (в некоторых ситуациях допускаются разводы)
5 Наличие промежуточного состояния душ после смерти Провозглашённый догмат о чистилище предполагает наличие после смерти физической оболочки промежуточного состояния душ, которым уготован рай, но они не могут пока взойти на Небеса Чистилище, как понятие, в православии не предусмотрено (есть мытарства), однако в молитвах за усопших идёт речь о душах, оставшихся в неопределённом состоянии и имеющих надежду обрести райскую жизнь после завершения Страшного Суда
6 Зачатие Богородицы Девы Марии В католичестве принят догмат о Непорочном зачатии Богородицы. Имеется в виду, что при рождении Матери Иисуса первородного греха совершено не было Почитают Деву Марию как святую, но считают, что рождение Матери Христа произошло с первородным грехом, как у любого другого человека
7 Наличие догмата о пребывании тела и души Девы Марии в Царствие Небесном Догматически закреплено Догматически не закреплено, хотя последователи православной церкви поддерживают это суждение
8 Главенство Папы Римского Согласно соответствующему догмату Папа Римский считается главой Церкви, имея непререкаемый авторитет по ключевым религиозным и управленческим вопросам Главенство Папы Римского не признаётся
9 Количество обрядов Используются несколько обрядов, включая византийский Главенствует единственный (византийский) обряд
10 Принятие высших церковных решений Руководствуется догматом, провозглашающим безошибочность Главы Церкви по вопросам веры и морали при условии утверждения решения, согласованного с епископами Убеждены в безошибочности исключительно Вселенских Соборов
11 Руководство в деятельности решениями Вселенских Соборов Руководствуется решениями 21 Вселенского Собора Поддерживает и руководствуется решениями, принятыми на 7 первых Вселенских Соборах

Подводим итоги

Несмотря на многовековой раскол между католической и православной церквями, преодоление которого в ближайшем будущем не предвидится, существует масса схожих моментов, свидетельствующих об общих истоках.

Различий немало, настолько существенных, что объединение двух направлений не представляется возможным. Однако вне зависимости от отличий, католики и православные верят в Иисуса Христа, несут по свету Его учение и ценности. Человеческие ошибки разделили христиан, но вера в Господа дарует единство, о котором молился Христос.