Теоретики ревизионизма. Что такое ревизионизм: определение, персоналии. Определение слова «Ревизионизм» по БСЭ

Ревизионизм (лат. пересмотр) - оппортунистическое направление внутри революционного рабочего движения, осуществляющее антинаучный пересмотр коренных положений марксизма-ленинизма. Правый Р. смыкается с буржуазно-реформистскими взглядами, для «левого» характерны анархистски-волюнтаристские установки. Р. возник в конце 70-х гг. В 19 в.; в конце 90-х гг. 19 в. - начале 20 в. он оформился как направление в социал-демократическом движении Германии, Австро-Венгрии, Франции, России и др. стран (Бернштейн, Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.). Утверждая, что социалистические воззрения независимы от философских взглядов, ревизионисты пытались соединить научный социализм с неокантианством и махизмом. Марксистское учение о классовой борьбе объявлялось устаревшим, т. к. буржуазная демократия и всеобщее избирательное право якобы уничтожают для нее почву, и поэтому нет необходимости в революционном свержении буржуазии и установлении диктатуры пролетариата. Согласно Р., новые тенденции в развитии капитализма ведут к смягчению его противоречий. Взгляды ревизионистов были подвергнуты решительной критике Лениным и др. марксистами. После краха II Интернационала и победы Великой Октябрьской социалистической революции рабочее движение раскололось на реформистское направление (Реформизм), полностью порвавшее с марксизмом, и революционную часть - международное коммунистическое движение. Внутри коммунистического движения в периоды обострения социальных противоречий общественного развития возникали ревизионистские течения правого и «левого» толка (правый уклон в нек-рых коммунистических партиях, «левый коммунизм» и др.). Совр. правый Р. под флагом творческого развития марксизма и борьбы с догматизмом, утверждения, что научно-техническая революция привела к качественному изменению социальной структуры капиталистического об-ва, отвергает необходимость социалистической революции и выступает за реформирование капитализма. Ревизионисты утверждай ют, что рабочий класс якобы под влиянием роста уровня жизни интегрировался в капиталистическую систему, поэтому ведущая роль перешла к интеллигенции. Абсолютизируя национально-исторические особенности перехода разных стран к социализму, Р. игнорирует общие закономерности строительства социализма и международное значение ленинизма. Р. отрицает социалистическую природу реального социализма, выдвигая в качестве идеала принципы абстрактной, внеклассовой демократии, свободной игры политических сил. Р. отвергает принцип демократического централизма, изображая его в виде средства подавления «свободной дискуссии» в коммунистических партиях и стремясь на деле к разрушению революционной организации рабочего класса. Атакам ревизионистов подвергаются принципы интернационализма. Совр. «левый» Р. проявился в деятельности лево-экстремистских групп, стоящих на позициях мелкобуржуазного революцио-наризма. Борьба о Р. - важнейшее условие укрепления коммунистических партий и рабочего движения в целом, успехов освободительной борьбы трудящихся.

Ревизионизм

(лат. revisio - пересмотр) - враждебное идейно-политическое течение, возникающее внутри рабочего и коммунистического движения под флагом «критики», «пересмотра», «ревизии» или даже «развития» марксистско-ленинской теории. Он является одной из разновидностей .

Ревизионизм порождается экономическими и социально-политическими условиями , его социальной основой служит привилегированная часть - «рабочая аристократия» и «рабочая бюрократия». Применение правящими буржуазными партиями методов «либерализма», политики реформ также вызывает усиление ревизионизма. В его возникновении играет роль и борьба между буржуазной и коммунистической идеологиями. С одной стороны, каждый новый успех марксизма-ленинизма заставляет его врагов нередко переодеваться марксистами, социалистами. С другой стороны, неустойчивые или слабые в теоретическом отношении участники коммунистического движения могут не выдержать давления и скатиться на ревизионистские позиции. Ревизионизм возникает также в связи с крупными поворотами в рабочем и коммунистическом движении, когда отдельные коммунисты не в состоянии правильно осознать новые явления действительности, изменения в тактике коммунистических партий. Источником, питающим ревизионизм, может стать также .

Родоначальником ревизионизма является Бернштейн, выступивший в конце XIX - начале XX в. с требованием пересмотра учения Маркса. Уже тогда ревизионизм стал международным явлением, появившись не только в Германии, но и во Франции, Бельгии, России и других странах. Ревизионисты подвергли пересмотру марксистскую философию, политэкономию и теорию научного коммунизма. Они, например, заявляли, что материализм давно «опровергнут» жизнью, и предлагали вернуться назад, к идеализму Канта. Революционную диалектическую концепцию развития они предлагали заменить эволюционной. Требуя внести «поправки» в политическую экономию Маркса, ревизионисты разрабатывали теорию «устойчивости» мелкого производства, утверждали, что монополии ведут к устранению экономических кризисов. Они заявляли также, что классовые противоречия «притупляются и смягчаются», что , всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы. Проповедуя «теорию» стихийной «трансформации капитализма в социализм», ревизионисты выступили с отрицанием социалистической революции и диктатуры пролетариата. Толкая рабочее движение на путь , они выдвинули лозунг: «Конечная цель - ничто, движение - все». Ленин неустанно и последовательно разоблачал взгляды Бернштейна и его сторонников, показывал опасность ревизионизма, вскрывал его социальные корни и сущность. В этой борьбе он отстоял революционную суть марксизма и способствовал усилению и укреплению революционного крыла в международном рабочем движении.

В послевоенный период известное оживление ревизионизма среди некоторых членов коммунистических партий имело место во второй половине 50‑х гг., когда, с одной стороны, под влиянием успехов рабочего движения и достижений мировой системы социализма пролетариат развитых капиталистических стран добился повышения заработной платы, улучшения социального обеспечения и т. д., а с другой стороны, усилилось давление буржуазной идеологии в связи с контрреволюционным мятежом в Венгрии и критикой культа личности Сталина на XX съезде КПСС. Ревизионисты пытались сбить коммунистические партии на ложный путь раздувания вопроса о культе личности Сталина, опорочивания всех достижений социализма и коммунистического движения. Они декларировали только мирный путь к социализму и толковали его в типично реформистском духе, требовали свободы фракций и группировок и даже ликвидации марксистско-ленинских партий. Новое оживление ревизионизма произошло во второй половине 60‑х гг. в связи, в частности, с попытками антисоциалистических сил в Чехословакии столкнуть эту страну с пути строительства социалистического общества. Ревизионисты (Шик, Гароди, Фишер и др.) выступили с «новыми моделями социализма», отрицая общие закономерности социалистического строительства. Они ополчились против идеи необходимости социалистической революции, диктатуры пролетариата, против принципов , скатившись к антисоветизму. Фетишизация научно-технической революции сопровождалась у них отрицанием ведущей роли рабочего класса в революционном движении, вместо него в качестве решающей силы признавался «новый исторический блок», в котором главное место отводилось и студенчеству. Коммунистические партии дали решительный отпор этим вылазкам ревизионистов.

Мировая реакция продолжает возлагать на ревизионизм большие надежды, рассчитывая расколоть , подорвать классовую борьбу пролетариата в капиталистических государствах, помешать строительству нового общества в социалистических странах. В середине 70‑х гг., когда в условиях международной разрядки произошло обострение идеологической борьбы, а правящие круги США начали массированную пропагандистскую кампанию «защиты прав человека в социалистических странах», в международном рабочем и коммунистическом движении вновь активизировались ревизионистские элементы, выступившие в обличии «еврокоммунизма» (Ж. Элленштейн и др.). Ревизионисты выступили против революционной теории и практики, добивались отказа от употребления в документах компартий самих терминов «марксизм-ленинизм», «пролетарский интернационализм», «диктатура пролетариата». Особенно сильным нападкам они подвергали реальный социализм, его внутреннюю и внешнюю политику. «Еврокоммунизм», проявившийся не только в Европе, - это разновидность правого оппортунизма социал-демократического типа. Он нанес определенный ущерб коммунистическому движению в некоторых капиталистических странах, способствовал активизации антисоциалистических сил в Польше в начале 80‑х гг., затушевывая агрессивную политику империализма, тормозил развитие антивоенного движения, а также движения солидарности с национально-освободительной и революционной борьбой народов (Афганистан, Кампучия и др.).

Систематическое оживление ревизионизма наглядно подтверждает марксистско-ленинский вывод о том, что, пока существует империализм, буржуазная и мелкобуржуазная идеология может проникать в коммунистическое движение, проявляясь в том числе и в виде ревизионизма. Поэтому марксистские партии постоянно уделяют первостепенное внимание чистоте своих рядов, чистоте своей революционной идеологии.


Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Ревизионизм" в других словарях:

    ревизионизм - а, м. revisionnisme m., нем. Revisionismus. Возникшее в конце 19 в. враждебное марксизму течение в рабочем движении, стремившееся извратить марксизм, путем пересмотра, ревизии основных его положений. БАС 1. Политическое течение, утверждающее… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    РЕВИЗИОНИЗМ - (от позднелат. revisio пересмотр), антинауч. пересмотр положений марксизмаленинизма; оппортунистич. направление внутри революц. рабочего движения, которое под предлогом творч. осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию … Философская энциклопедия

    РЕВИЗИОНИЗМ - [Словарь иностранных слов русского языка

    Ревизионизм - (revisionism) Любое критическое отступление от первоначальной интерпретации марксистской теории. Этот термин появился в период существования 2 го Интернационала и ассоциировался с критикой Бернштейном (Bernstein) теоретических посылок и… … Политология. Словарь. Большой Энциклопедический словарь

    Ревизионизм - (пересмотр) обозначение идейно политических и научных течений, подвергающих пересмотру принципы и положения какой либо теории, концепции или учения … Исторический словарь

    РЕВИЗИОНИЗМ - (позднелат. revisio пересмотр) одно из доминирующих течений в идеологии рабочего движения конца 19 середины 20 вв. Впервые с идеей о необходимости пересмотра основных положений марксовой теории выступили представители германской социал… … Новейший философский словарь

    РЕВИЗИОНИЗМ - РЕВИЗИОНИЗМ, а, муж. Политическое течение, утверждающее необходимость пересмотра основных положений марксизма ленинизма. | прил. ревизионистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    РЕВИЗИОНИЗМ - (от лат. revisio пересмотр) англ. revisionism; нем. Revisionismus. 1. Пересмотр (ревизия) теории, учения, взглядов. 2. Течение в революционном рабочем движении, осуществляющее ревизию коренных положений марксистской теории с целью осмысления… … Энциклопедия социологии


Если задаться вопросом о том, что такое ревизионизм (охарактеризовав взгляды деятелей этого направления), то первая возникающая ассоциация связана с именем Этот ярый социал-демократ, максималист и хороший друг Энгельса провозгласил необходимость пересмотра (ревизии) марксистской доктрины. Благодаря этим событиям термин «ревизионизм» был впервые применен в истории. Однако не стоит забегать наперед, необходимо последовательно во всем разобраться.

Общее значение термина

Что такое ревизионизм? Само слово «revisio» (с латинского) - "пересмотр, переосмысление". Идейные ярые сторонники чего-либо рассматривают ревизию взглядов обычно в негативном ключе, приравнивая ее к оппортунизму (это когда более осведомленная сторона, рассказывая о плюсах, «забывает» упомянуть минусы). Такая забывчивость потом оборачивается профитом (выгодой) для тех, кто не предупредил о возможных негативных последствиях чего-либо других, менее осведомленных.

На данный момент ревизионизм применяется не только по отношению к марксизму. Само понятие стало шире. Все чаще слышится: "необходимо произвести ревизию взглядов в экономике, философии" и т. д. Данные устарели, поэтому концепция нуждается в пересмотре.

Общие положения марксизма

Отвечая на вопрос о том, что такое ревизионизм, нельзя обойти философское, экономическое и политическое учение марксизма. Это необходимо для понимания того, что не устраивало ревизионистов, почему они хотели тщательно, детально пересмотреть господствующую в кругах социал-демократов в конце 19 века теорию, разработанную Марксом и Энгельсом.

3 положения являются ключевыми для понимания основ этой системы:

  1. Прибавочная стоимость.
    Стоимость товара, по Марксу, определяется количеством вложенного в него труда. Этот фактор является ключевым. Для лучшего понимания этого феномена он вводит понятие прибавочной стоимости - разница между созданной в трудовом процессе новой стоимости (прибыль, рента, налоги и т. д.) и стоимости овеществлённой (сырье, зарплата работникам, материалы и т. д.). При капиталистической экономической формации прибавочная стоимость присваивается капиталистами - хозяевами основных средств производства.
  2. Материалистическое понимание истории.
    История, ее ход подчиняется объективным законам природы, социально-экономическим отношениям, сложившимся в обществе. Роль вождей, царей минимальна. Изучение объективных законов позволяет сделать определенные прогнозы.
  3. Диктатура пролетариата.
    Тут все предельно просто: именно пролетариат, как основной производитель материальных ценностей, обязан взять под свой контроль основные средства производства. Добровольно капиталисты свое доминирующее положение не уступят. Вот тут полыхнет революция, основной целью которой является полная ликвидация несправедливого общественного строя, а заодно и части пережитков прошлого, мешающих устремиться в светлое будущее всему человечеству. Ибо революция возможна только в мировом масштабе.

История ревизионизма

Не все разделяли утверждение, что человечество лучше всего обогреть пожаром мировой революции. Рассматривая данный исторический отрезок, конец 19 века, необходимо помнить: в Европе существовали монархии. Социальных гарантий для трудящихся не существовало. Производство было тяжелым, опасным. Получив травму, увечье, работник оказывался никому не нужным бродягой.

Марксизм, ревизионизм и социал-демократия причудливо вплетались в мозаику господствующих социально-экономических отношений общества, в надежде изменить жизнь к лучшему. Одни из первых, кто начал критиковать марксизм, - К. Шрамм, И. Хехберг, Э. Бернштейн. Особенно на этом поприще выделился последний представитель.

Идеологические баталии происходили на фоне гонений, которым подвергались социал-демократы. Достаточно вспомнить, что происходило в России, Германии, ряде других стран. Социалистов считали террористической организацией.

Взгляды Эдуарда Бернштейна

Что такое ревизионизм и как его понимали «умеренные» социал-демократы? Основным камнем преткновения явилась борьба классов по Марксу. Этот видный политический деятель считал, что слом устоев общества неизбежен. Воспевая революцию, он не акцентировал внимания своих единомышленников на терроре, хаосе, мракобесии, которые неизбежно таятся в таких периодах истории человечества. Мировое общество эволюционирует, полностью обновившись, войдет в чудесный новый мир всеобщего равенства и процветания.

Бернштейн прекрасно осознавал, что таит беспрецедентная, неконтролируемая волна насилия, которую потом будет невозможно подавить. Поэтому была предложена альтернатива: бороться за свои права можно и необходимо только законными методами. К таковым причислялись стачки, митинги, демонстрации.

Интернационализм, братство народов отвергались ревизионистами. Большевизм рассматривался исключительно как чисто российский феномен. Это ответная реакция на многовековое крепостное рабство, итог которого в будущем - страшные кровавые потрясения.

Единственный возможный путь - реформы, переговоры, стол переговоров. Мирное решение возникших глубоких общественных противоречий.

Заключение

Что такое ревизионизм в конечном итоге? Почему европейское общество, поверив в возможность мирных демократических преобразований, сохранило потенциал? Исторический опыт показал возможность достижения консенсуса. То, что сейчас наблюдается в их обществе, невозможно назвать нормальным развитием. Поддержка сексуальных меньшинств, отход от традиционных ценностей неизбежно наводят на мысль, что в демократии также необходимо сделать ревизию. Тут как нельзя кстати вспоминаются слова Э. Бернштейна: «То, что называют конечной целью, для меня ничего не значит, движение - это все».

Изучение марксизма, ревизионизма и социал-демократии невозможно без углубления в историю тайных деструктивных, сатанинских по своей сути, организаций. Но это уже совершено другая история.

от позднелат. revisio - пересмотр) - политич. течения в междунар. рабочем движении, стремящиеся под видом "развития", "исправления" и "уточнения" марксистской теории лишить ее революц. содержания. Р. сложился в кон. 19 в. в условиях, когда марксизм утвердился как господствующая идеология рабочего движения. "Диалектика истории такова, - писал В. И. Ленин, - что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 3 (т. 18, с. 546)). В Социал-демократич. партии Германии нек-рые существенные стороны Р. получили отражение уже в кон. 1870-х гг. в выступлениях И. Хехберга, К. Шрамма и Э. Бернштейна ("цюрихская тройка"), требовавших от партии отказа от революц. клас. борьбы и приспособления к исключит. законам против социалистов. Линия "цюрихской тройки" была подвергнута резкой критике в "Циркулярном письме" К. Маркса и Ф. Энгельса А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. 17-18 сент. 1879 (см. Соч., 2 изд., т. 19, с. 161-75). В 1899 Э. Бернштейном была опубликована книга "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" (рус. пер., М., 1901), к-рая стала своеобразным "манифестом" междунар. ревизионизма. В своей работе Бернштейн, оппортунистически интерпретируя политич. и экономич. развитие передовых капиталистич. стран в кон. 19 в., призвал к пересмотру коренных принципов марксизма. Р. в форме бернштейнианства, впитавшего в себя нек-рые черты англ. фабианства (см. "Фабианское общество") и прочих реформистских концепций, получил в той или иной мере распространение в партиях 2-го Интернационала всех стран. Появление Р. отражало влияние бурж. идеологии и политики на рабочий класс. Социальной базой Р. явилась рабочая аристократия и вливающаяся в ряды рабочего класса мелкая буржуазия. В нач. 20 в. междунар. Р. (несмотря на нек-рые особенности концепций его отд. носителей) приобрел общее для всех стран идейное содержание. В области философии ревизионисты выступали (одни "стыдливо", другие - более явно) против диалектич. материализма, призывая "до нек-рой степени" вернуться к Канту (Э. Бернштейн) или взять на вооружение подправленный махизм, модифицированное берклеанство (А. А. Богданов, В. А. Базаров и др. филос. ревизионисты в России). Революц. диалектику они подменяли эволюционизмом. В области политич. экономии ревизионисты, ссылаясь на "новые данные хоз. развития", утверждали, что, вопреки Марксу, концентрация и вытеснение крупным произ-вом мелкого в пром-сти и торговле происходит крайне медленно, а в с. х-ве не происходит вовсе; что развитие картелей и трестов смягчает экономич. кризисы и позволяет устранить их совсем; что клас. противоречия, присущие капиталистич. строю, притупляются и смягчаются; что теорию стоимости Маркса следует "исправить" по Бем-Баверку (один из основателей т.н. австр. школы политэкономии), т. е. по существу отказаться от трудовой теории стоимости. В области политики ревизионисты выступили с пересмотром марксистского учения о клас. борьбе; бурж.-демократич. свободы, согласно их концепциям, уничтожают будто бы почву для клас. борьбы и меняют характер бурж. гос-ва, к-рое, по их мнению, перестает быть органом клас. господства. Теоретич. воззрения ревизионистов предопределили их отношение к конечной цели социалистич. движения. Это отношение с предельной краткостью и ясностью было сформулировано крылатой фразой Бернштейна: "Конечная цель - ничто, движение - все". В. И. Ленин следующим образом определил существо политич. платформы Р.: "От случая к случаю определять свое поведение, приспособляться к событиям дня, к поворотам политических мелочей, забывать коренные интересы пролетариата и основные черты всего капиталистического строя, всей капиталистической эволюции, жертвовать этими коренными интересами ради действительных или предполагаемых выгод минуты, - такова ревизионистская политика" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 24 (т. 15, с. 23)). Особой, утонченной формой ревизионизма в междунар. рабочем движении стал центризм, вожди и идеологи к-рого (К. Каутский и др.) первоначально выступали, хотя и непоследовательно, с критикой взглядов Бернштейна. В России носителями Р. выступили в 90-х гг. 19 в. "легальные марксисты", "экономисты", позднее - меньшевики, троцкисты. Р. привел к утрате большинством партий 2-го Интернационала боевого пролетарского характера, вызвал крах 2-го Интернационала в период 1-й мировой войны. В кон. 19 - нач. 20 вв. против Р. выступал А. Бебель. Ревизионистские взгляды подвергались критике со стороны таких представителей революц. направления социалистич. движения, как П. Лафарг, Ф. Меринг, Р. Люксембург, К. Цеткин и др. Значит. вклад в борьбу против филос. Р. внес Г. В. Плеханов. Однако решающая роль в раскрытии социальных корней и политич. сущности Р., как русского, так и международного, принадлежит В. И. Ленину. В борьбе с ревизионистами, с оппортунистами всех мастей Ленин провел исторически необходимую работу по сплочению всех подлинно революционных, выступающих против Р. сил междунар. рабочего движения, отстоял чистоту марксизма, теоретич., идеологич. и организац. принципы построения и политики партии рабочего класса, обогатил марксизм открытиями всемирно-ист. значения (см. в ст. Марксизм-ленинизм). После Вел. Окт. социалистич. революции К. Каутский, Р. Гильфердинг и мн. др. теоретики междунар. социал-демократии выступили против Сов. республики, выявив тем самым контрреволюц. сущность своих взглядов. Извращая характер развивавшихся в ряде стран во время и после 1-й мировой войны гос.-монополистич. тенденций, используя ревизионистские теории "ультраимпериализма", "организованного капитализма", "демо- кратического социализма" и др., они пытались обосновать возможность врастания капитализма в социализм. Они догматически отвергали также то новое, что было внесено в марксистскую теорию всемирно-ист. опытом партии большевиков, В. И. Лениным. Коммунистич. Интернационал вел постоянную борьбу против проникновения различных форм ревизионизма в коммунистич. движение. Двадцать одно условие приема в Коминтерн было направлено на ограждение коммунистич. партий от центристских, ревизионистских элементов. Важнейшим фактором в борьбе коммунистич. движения против междунар. ревизионизма был идейный и политич. разгром троцкистов, правых уклонистов и бурж. националистов в рядах компартии Советского Союза. Тем не менее проникновение в коммунистич. партии бурж. влияний, приток в ряды компартий особенно подверженных этим влияниям выходцев из мелкобурж. среды и недостаточная теоретич. подготовка части коммунистов создавали почву для оживления в компартиях ревизионистских веяний. В кон. 2-й мировой войны (1944) в Коммунистич. партии США сложилась ревизионистская группа. Э. Браудера, к-рая выступила за отказ от самостоятельной, независимой пролетарской партии и добилась реорганизации компартии в "Коммунистическую политич. ассоциацию", именовавшуюся в своем уставе "беспартийной орг-цией". В результате идейного и организац. разгрома браудеризма компартия США была восстановлена в 1945. В 50-х гг. в коммунистич. партиях ряда стран отмечалось возникновение ревизионистских групп, к-рые пытались использовать благоприятную экономич. конъюнктуру, повышение заработной платы рабочих в ряде капиталистич. стран, еще не преодоленные среди части рабочих реформистские настроения для "обоснования" ревизии важнейших принципов марксизма-ленинизма. Дальнейшее развитие после 2-й мировой войны процесса перерастания монополистич. капитализма в гос.-монополистич. капитализм, а также новые явления в развитии монополистич. капитализма, связанные с научно-технич. революцией, к-рые получали в работах бурж. и правосоциалистич. авторов реформистскую интерпретацию, не всегда находили своевременное и всестороннее объяснение; это порождало путаницу среди части членов отдельных коммунистич. партий. В сер. 50-х гг. с ревизионистскими платформами выступили Дж. Гейтс, Дж. Кларк, У. Норман и др. в США, А. Джолитти в Италии, П. Эрве и А. Лефевр во Франции, А. Ларсен в Дании, Дж. Солсберг в Канаде и др. Ревизионистские взгляды проявились в тот период и в нек-рых социалистич. странах. Теоретич. концепции совр. ревизионистов представляют собой по существу развитие оппортунистич. концепций Вернштейна, Каутского, Гильфердинга и др. теоретиков 2-го Интернационала (хотя многие ревизионисты отрицают, что реформистские лидеры 2-го Интернационала были их ист. предшественниками), "обогащенных" послед- ними экономико-политич. (кейнсианство, теории "народного капитализма" и "индустриального об-ва", концепции "государства всеобщего благоденствия", "этич. социализма" и др.) и философскими (неореализм, неопозитивизм, операционализм, семантич. философия, экзистенциализм и др.) теориями бурж. и правосоциалистич. реформизма. При этом одни из них маскируют реформистскую сущность своих взглядов обильными ссылками на Маркса, Энгельса, Ленина; другие предлагают отказаться от самого слова "марксизм", третьи пытаются представить ленинизм как нац. учение, не применимое к зап. странам (напр., Джолитти (Италия)). Рядясь в одежды "противников догматизма", ревизионисты затушевывают главное противоречие совр. эпохи - противоречие между мировыми системами социализма и капитализма, игнорируют ведущую роль социалистич. гос-в в мировом революц. процессе, пытаются представить гос.-монополистич. капитализм как социализм. Так, напр., амер. ревизионист Биттелмен повторяет высказывания открытых апологетов амер. империализма об образовании в США "гос-ва всеобщего благосостояния", в к-ром якобы исчезли клас. противоречия, прекратилась клас. борьба; амер. капитализм, по Биттелмену, вступил в полосу "перехода к социализму". Ссылаясь на новые социально-экономич. процессы, ревизионисты требуют внесения поправок в принципиальные положения марксистской теории и, подвергая пересмотру ее коренные принципы, идут по стопам тех правосоциалистич. лидеров, к-рые после 2-й мировой войны завершают переход к открытому отречению от марксизма (см. в ст. Реформизм). При всем внешнем многообразии теоретич. концепций совр. ревизионистов их политич. направленность более или менее однородна. "Современный ревизионизм, - указывает Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран 1957, - пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его "устаревшим" и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 15). Р., выступающий в теории и на практике как правый оппортунизм, зачастую переплетается и действует заодно с "левым" оппортунизмом - догматизмом и сектантством. История развития совр. коммунистич. и рабочего движения показывает, что попытки ревизии марксизма-ленинизма и пересмотра ген. линии коммунистич. движения "слева" приводят к не менее пагубным для революц. дела результатам, чем ревизионизм "справа". Отклонения от марксистско-ленинской линии как "вправо", так и "влево" становятся особенно опасными, когда они сочетаются с проявлениями национализма, великодержавного шовинизма и гегемонизма, с игнорированием принципов пролетарского интернационализма, с призывами к расколу междунар. коммунистич. движения и разобщению мировых революц. сил. Подобного рода практика стала проводиться с нач. 60-х гг. группой Мао Цзэ-дуна в Китае. Она получает решительный отпор со стороны подавляющего большинства коммунистич. и рабочих партий. Марксистско-ленинские партии рассмат- ривают борьбу с Р. как свой важнейший долг. Большое внимание вопросам борьбы с Р. было уделено на Московских совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий 1957 и 1960. Отмечая, что практика борьбы рабочего класса, весь ход обществ. развития дали новое блестящее подтверждение великой всепобеждающей силы и жизненности марксизма-ленинизма и решительно опровергли все "теории" совр. ревизионистов, Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран 1957 и Заявление Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий 1960 подчеркнули вместе с тем необходимость продолжать, в интересах дальнейшего развития коммунистич. и рабочего движения, решительную борьбу на два фронта - как против правого оппортунизма, так и против догматизма и сектантства. Коммунистич. партия Советского Союза вместе с другими коммунистич. партиями постоянно выступала и выступает против любых оппортунистических извращений марксизма-ленинизма. Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, гл. 2 (т. 1); его же, Некритическая критика, там же, т. 3 (т. 3); его же, Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4 (т. 4); его же, Протест российских социал-демократов, там же; его же, Рецензия. К. Kautsky. Bernstein und das sozialdemokratische Programm, там же; его же, Что делать?, там же, т. 6, гл. 1 (т. 5); его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18 (т. 14); его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17 (т. 15); его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20 (т. 16); его же, О некоторых особенностях исторического развития марксизма, там же, т. 20 (т. 17); его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23 (т. 18); его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27 (т. 22); его же, Государство и революция, там же, т. 33 (т. 25); его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37 (т. 28); Резолюция XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза по Отчетному докладу ЦК КПСС, М., 1966; Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964; Ревизионизм - главная опасность, M., 1958; Против современного ревизионизма, под ред. проф. Г. С. Васецкого и А. П. Бутенко, M., 1958; Зарубежные марксисты в борьбе против реформизма и ревизионизма, сб. переводов, М., 1960. В. Г. Толстиков. Москва.

Ревизионизм — Политическое течение, утверждающее необходимость пересмотра — ревизии (2) — основных положений какой-л. теории, какого-л. учения, чьих-л. взглядов.

Значение слова Ревизионизм по Ожегову:

Ревизионизм — Враждебное марксизму-ленинизму оппортунистическое течение в рабочем движении, к -рое под видом ревизии марксизма-ленинизма извращает его, отвергая руководящую роль марксистско-ленинской партии и гегемонию рабочего класса в освободительном движении (правый ревизионизм) или прикрываясь ультрареволюционными фразами, основываясь на неверной оценке реальной действительности, приводит к политическому сектантству (левый ревизионизм)

Ревизионизм в Энциклопедическом словаре:

Определение слова «Ревизионизм» по БСЭ:

Ревизионизм — антинаучный пересмотр положений марксизма-ленинизма. оппортунистическое направление внутри революционного рабочего движения, которое под предлогом творческого осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений марксистской теории (см. Оппортунизм).
Различают Р. справа, который заменяет марксистские положения буржуазно-реформистскими взглядами, и Р. «слева», подменяющий их анархистскими, бланкистскими, волюнтаристскими установками. По своему происхождению Р. — результат мелкобуржуазного и буржуазного воздействия на революционное рабочее движение, а по классовой природе — одна из форм идеологии мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоев. Он отражает общественное положение этих двойственных по своей природе социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей социальной функции Р. выступает как проводник влияния буржуазии в революционном рабочем движении. Методологическую основу Р. составляют эклектическая смесь Субъективизма, догматизма, механистического материализма, а также схематизм и односторонность.
Р. возник в конце 70-х гг. 19 в. в германской социал-демократической партии, вставшей на позиции марксизма. И. Хёхберг, Э. Бернштейн и К. Шрамм выступили в 1879 с пересмотром основных положений революционной теории. К. Маркс и Ф. Энгельс в специальном письме, адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.
(«Циркулярное письмо»), дали решительный отпор этой первой вылазке ревизионистов. Как направление Р. оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с цельной программой ревизии марксизма, дал имя этому течению (см. Бернштейнианство) . В начале 20 в. Р. распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (К. Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, К. Легин, С. Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.).
В конце 19 — начале 20 вв. Р. выступил с пересмотром всех составных частей учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали научности диалектического материализма, пытались соединить научный социализм с кантианством, берклианством и Махизмом. В экономической теории, ссылаясь на новые данные хозяйственного развития, они утверждали, будто вытеснение мелкого производства крупным замедлилось, а в сельском хозяйстве не происходит вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, и поэтому расчёты на крушение капитализма не реальны, т.к. намечается тенденция к смягчению его противоречий . В политической области, абсолютизируя значение новых явлений социальной жизни, ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и её цели — свержение господства буржуазии, установление власти рабочего класса, диктатуры пролетариата, построение социализма и коммунизма. Они заявляли, что политическая свобода, демократия, всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы. Задачей рабочего движения ревизионисты считали борьбу за частичные реформы капитализма.
«…Конечная цель — ничто, движение — всё, это крылатое словечко Бернштейна, — писал Ленин, — выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 24). В начале 20 в. наряду с правым Р. в революционном рабочем движении проявил себя и Р.
«слева», который в то время распространился в романских странах как «революционный синдикализм» и который, как отмечал В. И. Ленин, «… тоже приспособляется к марксизму, исправляя его…» (там же, с. 25).
Научно обоснованную, глубокую критику Р. дал В. И. Ленин. Обстоятельная критика Р. содержится также в ряде работ Г. В. Плеханова, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Ф. Меринга, К. Цеткин и др.
После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного ростом оппортунизма, рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую, часть и левую, революционную, часть, развившуюся в дальнейшем в международное коммунистическое движение. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 в международном коммунистическом движении в 20-40-е гг. проявил себя правый (правый уклон в некоторых компартиях) и
«левый» («левый коммунизм») Р. Весьма массированная попытка ревизовать марксизм-ленинизм была предпринята внутри коммунистического движения в 50-х гг. Спекулируя на новых послевоенных явлениях и процессах, не получивших ещё научного марксистского объяснения, и некоторых трудностях развития коммунистического движения, в конце 50-х гг. широко распространился Р. справа, пытавшийся столкнуть революционное рабочее движение на социал-реформистский путь [А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джилас (Югославия), Р. Зиманд, Л. Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др.]. Особую опасность представляла ревизионистская группа И. Надя — Г. Лошонци в Венгрии, проложившая путь контрреволюционному мятежу 1956 в Венгрии.
«Современный ревизионизм, — говорилось в Декларации 1957 Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, — пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его устаревшим и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба»
(«Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм», М., 1961, с. 15). Международное коммунистическое движение осудило правый Р. как главную опасность, подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р.
На протяжении 60 — начала 70-х гг. в коммунистическом движении проявил себя Р. «слева». Особенно широко леворевизионистскую идеологию использует Маоизм — мелкобуржуазное шовинистическое антисоветское учение. В теоретическом плане маоизм осуществляет пересмотр всех составных частей марксизма-ленинизма. он представляет собой беспринципное эклектическое сочетание ряда вульгаризированных марксистских положений с троцкизмом и национализмом. С праворевизионистских позиций в конце 60 — начале 70-х гг. выступали О. Шик, Н. Свитак и др.