Как относится шолохов к своему герою григорию. Цитатная характеристика Григория Мелехова из романа «Тихий Дон

Григорий Мелехов – центральный персонаж романа «Тихий Дон», безуспешно ищущий свое место в изменяющемся мире. В разрезе исторических событий показал нелегкую судьбу донского казака, умеющего страстно любить и самоотверженно воевать.

История создания

Задумывая новый роман, Михаил Шолохов не предполагал, что работа в итоге выльется в эпопею. Начиналось все невинно. В средине осени 1925 года писатель приступил к первым главам «Донщины» – так изначально называлось произведение, в котором автор хотел показать жизнь донского казачества в годы революции. С того и начал – казаки пошли в составе армии на Петроград. Вдруг автора остановила мысль, что читатели вряд ли поймут мотивы казаков в подавлении революции без предыстории, и он отложил рукопись в дальний угол.

Только спустя год замысел полностью созрел: в романе Михаил Александрович хотел отразить жизнь отдельных людей через призму исторических событий, случившихся в период с 1914 по 1921 годы. Трагические судьбы главных героев, в том числе Григория Мелехова, предстояло вписать в эпическую тематику, а для этого стоило ближе познакомиться с обычаями и характерами жителей казачьего хутора. Автор «Тихого Дона» переехал на свою родину, в станицу Вишневскую, где с головой погрузился в жизнь «донщины».

В поиске ярких характеров и особой атмосферы, которая поселилась на страницах произведения, писатель исколесил окрестности, встретился со свидетелями Первой мировой войны и революционных событий, собрал мозаику из баек, верований и элементов фольклора местных жителей, а также штурмовал московские и ростовские архивы в поисках правды о жизни тех лихих лет.


Наконец, первый том «Тихого Дона» увидел свет. В нем предстали русские войска на фронтах войны. Во второй книге добавились февральский переворот и Октябрьская революция, отголоски которых донеслись до Дона. Только в первые две части романа Шолохов поместил около сотни героев, в дальнейшем к ним присоединились еще 70 персонажей. В общей сложности эпопея растянулась на четыре тома, последний был завершен в 1940 году.

Произведение публиковалось в изданиях «Октябрь», «Роман-газета», «Новый мир» и «Известия», стремительно завоевывая признание у читателей. Они скупали журналы, заваливали редакции отзывами, а автора – письмами. Трагедии героев советские книгочеи воспринимали как личные потрясения. Среди любимцев, конечно же, выступал Григорий Мелехов.


Интересно, что в первых черновиках Григорий отсутствовал, зато персонаж с таким именем встречался в ранних рассказах писателя – там герой уже наделен некоторыми чертами будущего «жителя» «Тихого Дона». Прототипом Мелехова исследователи творчества Шолохова считают казака Харлампия Ермакова, приговоренного в конце 20-ых годов к расстрелу. Сам автор не признавался в том, что именно этот человек стал прообразом книжного казака. Между тем Михаил Александрович во время сбора исторической основы романа познакомился с Ермаковым и даже вел с ним переписку.

Биография

В романе изложена вся хронология жизни Григория Мелехова до войны и после. Донской казак родился в 1892 году на хуторе Татарском (станица Вешенская), при этом точную дату рождения писатель не указывает. Его отец Пантелей Мелехов когда-то служил урядником в Атаманском лейб-гвардии полке, но по старости лет отправлен на пенсию. Жизнь молодого парня до поры до времени проходит в безмятежности, в обычных крестьянских делах: покосы, рыбалка, уход за хозяйством. По ночам – пылкие встречи с красавицей Аксиньей Астаховой, дамой замужней, но страстно влюбленной в юношу.


Его отец недоволен этой сердечной привязанностью и спешно женит сына на нелюбимой девушке – кроткой Наталье Коршуновой. Однако свадьба не решает проблемы. Григорий понимает, что забыть Аксинью не в силах, поэтому бросает законную супругу и селится с любовницей в поместье местного пана. Летним днем 1913 года Мелехов становится отцом – на свет появилась его первая дочь. Счастье пары оказалось недолгим: жизнь разрушила начавшаяся Первая мировая война, позвавшая Григория отдать долг Родине.

Мелехов сражался на войне самозабвенно и отчаянно, в одном из боев получил ранение в глаз. За храбрость воина отметили Георгиевским крестом и повышением в звании, а в будущем к наградам мужчины прибавятся еще три креста и четыре медали. Перевернуло политические взгляды героя знакомство в госпитале с большевиком Гаранжой, который убеждает его в несправедливости царского правления.


Тем временем дома Григория Мелехова ждет удар – Аксинья, убитая горем (смертью маленькой дочери), поддается чарам сына хозяина поместья Листницкого. Прибывший на побывку гражданский муж не простил предательства и вернулся к законной супруге, которая позднее родила ему двоих детей.

В разгоревшейся Гражданской войне Григорий встает на сторону «красных». Но к 1918 году разочаровывается в большевиках и вступает в ряды тех, кто учинил на Дону восстание против Красной Армии, становится командиром дивизии. Еще большую злость к большевикам в душе героя пробуждает смерть старшего брата Петро от рук односельчанина, ярого сторонника советской власти Мишки Кошевого.


На любовном фронте тоже кипят страсти – Григорий не может найти покоя и буквально разрывается между своими женщинами. Из-за еще живых чувств к Аксинье Мелехову не удается спокойно жить в семье. Постоянные измены мужа толкают Наталью на аборт, который ее и губит. Преждевременную кончину женщины мужчина переносит с трудом, ведь к супруге тоже питал пусть своеобразные, но нежные чувства.

Наступление Красной Армии на казаков вынуждает Григория Мелехова податься в бега в Новороссийск. Там загнанный в тупик герой присоединяется к большевикам. 1920 год ознаменовался возвращением Григория на родину, где он селится вместе с детьми у Аксиньи. Новая власть начала гонения на бывших «белых», и во время побега на Кубань за «спокойной жизнью» Аксинью смертельно ранили. Поскитавшись еще немного по свету, Григорий вернулся в родную станицу, ведь новые власти обещали амнистию казакам-повстанцам.


Михаил Шолохов поставил точку в повествовании на самом интересном месте, так и не поведав читателям о дальнейшей судьбе Мелехова. Впрочем, нетрудно предположить, что с ним случилось. Историки призывают любопытных любителей творчества писателя считать датой смерти полюбившегося персонажа год расстрела его прототипа - 1927.

Образ

Нелегкую судьбу и внутренние изменения Григория Мелехова автор передал через описание его внешности. Влюбленный в жизнь беззаботный статный юноша к концу романа превращается в сурового воина с сединой и заледеневшим сердцем:

«…знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы, а во взгляде его все чаще стал просвечивать огонек бессмысленной жестокости».

Григорий – типичный холерик: темпераментный, вспыльчивый и неуравновешенный, что проявляется как в любовных делах, так и в отношениях с окружением в целом. Характер главного героя «Тихого Дона» представляет собой сплав из храбрости, героизма и даже безрассудства, в нем соединились страсть и покорность, мягкость и жестокость, ненависть и бесконечная доброта.


Григорий – типичный холерик

Шолохов создал героя с открытой душой, способного на сострадание, прощение и человечность: Григорий мучается от случайно убитого на покосе гусенка, защищает Франю, не побоявшись целого взвода казаков, спасает на войне Степана Астахова, своего заклятого врага, мужа Аксиньи

В поисках правды Мелехов мечется от красных к белым, в итоге становится отщепенцем, которого не принимает ни одна сторона. Мужчина предстает настоящим героем своего времени. Его трагедия кроется в самой истории, когда спокойную жизнь нарушили потрясения, превратив мирных тружеников в несчастных людей. Духовные искания персонажа точно передала фраза романа:

«Стоял он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их».

Все иллюзии развеялись в сражениях гражданской войны: злоба к большевикам и разочарование в «белых» заставляет героя искать третий путь в революции, но он понимает, что в «середке нельзя – задавят». Когда-то страстно любивший жизнь, Григорий Мелехов так и не находит веры в себя, оставаясь одновременно народным персонажем и лишним человеком в сложившейся судьбе страны.

Экранизации романа «Тихий Дон»

Эпопея Михаила Шолохова четыре раза появилась на киноэкранах. По первым двум книгам в 1931 году сняли немой фильм, где главные роли исполнили Андрей Абрикосов (Григорий Мелехов) и Эмма Цесарская (Аксинья). Ходят слухи, что с оглядкой на характеры героев этой постановки писатель создавал продолжение «Тихого Дона».


Пронзительную картину по мотивам произведения подарил советскому зрителю в 1958 году режиссер . Прекрасная половина страны влюбилась в героя в исполнении . Усатый красавец-казак крутил любовь с , которая убедительно предстала в роли страстной Аксиньи. Жену Мелехова Наталью сыграла . Копилка наград фильма состоит из семи премий, включая диплом Гильдии режиссеров США.Евгений Ткачук , и .

За «Тихий Дон» Михаила Шолохова обвиняли в плагиате. «Величайшую эпопею» исследователи считали украденной у белого офицера, погибшего на Гражданской войне. Автору даже пришлось на время отложить работу по написанию продолжения романа, пока специальная комиссия расследовала поступившую информацию. Впрочем, проблема авторства до сих пор не решена.


Начинающий актер Малого театра Андрей Абрикосов после премьеры «Тихого Дона» проснулся знаменитым. Примечательно, что до этого в храме Мельпомены он ни разу не выходил на сцену – просто не давали роли. С произведением мужчина тоже не удосужился познакомиться, читал роман, когда уже вовсю шли съемки.

Цитаты

«Умная у тебя голова, да дураку досталась».
«Слепой сказал: «Посмотрим».
«Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других».
«Иной раз, вспоминаючи всю свою жизнь, глянешь, - а она как порожний карман, вывернутый наизнанку».
«Жизнь оказалась усмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда».
«Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал».

Первая экранизация - 1931 год. Исторический фон: 1930-31 годы - годы "великого перелома", сплошной коллективизации и ликвидации кулачества, как класса.

Вторая экранизация - 1955-1958 годы. Исторический фон: смерть И.В.Сталина, процессы либерализации во внутренней и внешней политике СССР, начало "хрущевской оттепели".

Третья экранизация: - 1990-1992 годы. Исторический фон: Декларация о независимости России, политический хаос, реформы.

Григорий Мелехов, донской казак

В первой экранизации "Тихого Дона" главную роль сыграл никому не известный актер - .
В 1925 году Абрикосов приехал в Москву, чтобы поступить в театральную студию, но опоздал. Случайно увидев объявление о наборе в кинематографическую студию А.С.Хохловой, пошел учиться туда, хотя о кино ничего не знал. С 1926 года он начал работать на театральной сцене, став сотрудником студии Малого театра. Однако ролей начинающему актеру не давали.

Из воспоминаний Андрея Абрикосова:
"Летом, должно быть двадцать девятого, точно, я не ошибаюсь, постановщики широко известной тогда картины и Иван Правов приступили к съемкам "Тихого Дона". Многие актеры тут же хлынули на студию.
Пошел и я попытать счастья. Тогда я работал на студии Малого театра. Еще не считался актером. Трепетал. Был застенчивым, робким и о кино-то имел самое отдаленное представление. Да и оказалось, что я опоздал - всех исполнителей уже набрали. У них не было только актера на роль Григория Мелехова. Я уже было собрался уходить, как услышал: "А вы погодите. Может быть, вы подойдете. Давайте попробуем. Вы читали "Тихий Дон""? Хотел чистосердечно признаться, да слукавил. И смотрю, меня тут же пригласили на пробу: надо было сыграть ссору Григория с отцом. Меня загримировали, одели, рассказали о задачах эпизода. И я старался, из кожи вон лез! Да! Стучал кулаками по столу, хлопал дверью, жестикулировал, становился в позу. Мне казалось, что это как раз и нужно в кинематографе, а получились - штампы. Ни о какой правде образа не могло быть и речи. Я ведь абсолютно ничего не знал о Григории. Я сыграл и чувствовал себя победителем. И каким же обидным и, главное, непонятным показался мне отказ. Прошел месяц. Я ехал играть с театром на юг. Лежу на верхней полке и вдруг вижу в руках у одного из пассажиров "Тихий Дон". Попросил у соседа книжку. Начал читать, потом стал наугад проглатывать отдельные куски. "Судьба!" - застучало в висках, аж сердце захолонуло. Внезапно я многое понял и решил! Собрал вещи, упросили администрацию, и сошел на первой же остановке. Вернулся в Москву и - прямо на студию. Там повезло. Исполнителя роли Мелехова все еще не удалось подобрать.
Я сказал, давайте снова пробоваться на Григория. Сейчас я готов!".
И фортуна наконец улыбнулась молодому актеру - не сыгравший ни одной роли в театре, Абрикосов был утверждён на роль Григория Мелехова в немом фильме "Тихий Дон", поразив режиссеров Ольгу Преображенскую и Ивана Правова сходством с их представлением о шолоховском герое. Выход в 1931 году фильма на экраны принёс актеру широкую известность. Ему удалось показать сильный, но противоречивый характер Григория, который считается одним из лучших среди экранизаций романа.

По словам Андрея Абрикосова, Григорий Мелехов - одна из самых любимых его киноролей. И сына своего он назвал - Григорием…

Удивительным образом пересеклись дороги Андрея Абрикосова и , исполнителя роли Григория Мелехова во второй экранизации "Тихого Дона". Не менее удивителен в свой "похожести" путь этих замечательных актеров к своей главной роли в кино.

Из воспоминаний Петра Глебова (по книге Ю.Папорова "Петр Глебов. Судьба актерская…"):
"Я познакомился с Андреем Львовичем Абрикосовым, когда мне было двенадцать лет и сразу был покорен его мужественной красотой. Более всего меня очаровывала обворожительная улыбка. Мне тогда, еще мальчишке, он казался идеалом во всем - высокий, с задорным чубом, он имел красивый, сильный голос с каким-то благородно окрашенным звучанием.
Приезжал он к нам в деревню зимой с группой актеров "Синей блузы". С азартом пилил со мной березовые дрова. Разница у нас была в десять лет.
В нашу семью его привел мой брат Гриша, когда они вместе посещали занятия у Зинаиды Сергеевны Соколовой, сестры Станиславского. Там занималась группа ассистентов будущей студии К. С. Станиславского. Потом, когда я увидел Абрикосова в роли Григория Мелехова в фильме "Тихий Дон", мне захотелось быть похожим на Андрея.
Это была его первая роль, но она меня ошеломила, и я по-юношески влюбился в моего старшего друга. Мне тогда еще больше захотелось стать актером".

В 1940 году Петр Глебов окончил Оперно-драматическую студию им.К.С.Станиславского. Актерская судьба складывалась вначале непросто. Эпизоды в кино, небольшие роли в московском Театре им. К.С. Станиславского. Потом началась война, и Петр Петрович вместе с другими молодыми актерами пошел добровольцем на фронт. Служил в зенитно-артиллерийском полку, а в конце войны стал совмещать службу с актерским делом. Известие о Победе пришло во время спектакля "Три сестры". И зрители, и актеры в сценических костюмах выбежали из театра, смешавшись с ликующей толпой

Прошли еще десять лет, не отмеченных для Глебова яркими ролями….

По материалам книги Ю.Папорова "Петр Глебов. Судьба актерская…":

Летом 1956 года приятель Петра Глебова, актер Александр Шворин, предложил вместе с ним пойти на "Дет-фильм", где проходили пробы на Григория Мелехова: "Ты там запросто казачьего офицера сыграешь. Приходи завтра к девяти".

На Киностудии им. Горького было шумнее обычного. В тот день режиссер Сергей Герасимов продолжал отбирать актеров на роли и для участия в эпизодах и массовках задуманной им экранизации шолоховского "Тихого Дона".

К столику помощника режиссера подошел и Петр Глебов. Помрежу Глебов действительно показался отличным казачьим офицером из окружения генерала Листницкого, которого должен был играть актер А. Шатов. Глебова одели и повели в павильон. Там сразу началась репетиция эпизода, в котором офицеры, примеряясь к тексту, играли в преферанс и громко спорили о февральской революции. Сергей Герасимов, пребывал в весьма удрученном состоянии, близком к отчаянию, поскольку все сроки уже вышли, а достойный исполнитель на главную роль Мелехова еще не был утвержден. Неожиданно Герасимов услышал голос одного из офицеров, который ему показался очень подходящим для Мелехова. Ассистент объяснил, что это артист театра Станиславского Глебов, который пробуется на роль второго офицера. Режиссер потребовал "дать полный свет". Когда вспыхнул свет, режиссер не нашел на лице Глебова ни единой характерной черты, описанной Шолоховым. Однако глаза привлекали, и голос звучал просто, не театрально, и особенно "казацкими" показались режиссеру руки актера. Несмотря на возражения второго режиссера, Герасимов назначил проведение проб в гриме.

И тут Глебов увидел, как художник-гример Алексей Смирнов заговорщически ему подмигивает. Когда они остались одни, мастер грима предложил Глебову:
"Появись в понедельник на студии у меня на час раньше. Я тебя так загримирую, что сам Шолохов признает в тебе Мелехова". И действительно, сделал такой грим, что Герасимов был просто огорошен - Глебов был даже лучше, чем на иллюстрациях книги "Тихий Дон" художника О.Верейского. В течение месяца Глебов "пробовался" в разных и по психологии и по возрасту сценах, режиссер хотел быть полностью убежденным, что сорокалетний актер сумеет правдиво сыграть двадцатилетнего Григория. Но сомнения оставались, и Герасимов назначил читку шолоховского текста. Не прошло и двадцати минут, как сомнения его полностью развеялись - Григорий Мелехов был найден. Оставалось только получить одобрение Михаила Шолохова и режиссер пригласил писателя на просмотр кинопроб. После первых же кадров раздался уверенный голос Шолохова: "Так это же он! Он и есть. Настоящий казак". И Петр Глебов был утвержден на роль и началась работа, которая продолжалась почти два года…

Петр Глебов: "Мы работали без дублеров. Пришлось подучиться верховой езде. У меня был добрый, умный конь. Я его полюбил. С ним было жаль расставаться по окончании съемок."

В умении Глебова сидеть в седле Герасимов убедился после съемок первой же, очень важной массовки. Первый конный бой Мелехова артист Петр Глебов провел с огромной силой, потрясшей даже режиссера.

Петр Глебов: "На съемках я жил жизнью Григория Мелехова, мучился его сомнениями, любил его любовью… Очень запомнилась одна сцена. Пьяный казацкий разгул в хате. Третья серия кинофильма. Моя была идея. Спеть очень хотелось. В станице, где съемки велись, казаки частенько вечерами собирались на бережку, распивали вино, пели хоровые песни, и я любил с ними попеть. Ну и Герасимов согласился: «Только чтобы тяжелая, грустная была песня, о судьбе». Я порасспросил старушек на хуторе, и одна мне подсказала песню «Пташка-канарейка». Песня и разгульная, и пронзительно-тоскливая. И в конце третьей серии, когда сцена пьяного разгула и полный раскосец уже: неизвестно, куда и за кем идти, - тут и красные, тут и белые, Григорий поет: «Ляти, пта-ашка, ка-анарейка, ляти в гору высоко… пропой песню про несчастье про мое…»"

Герасимов снимал фильм с азартом. Своим коллегам он не признавался, что его волновало то, как нелепо сложилась судьба казачества вслед за временем, описанным Шолоховым в "Тихом Доне". С особенным теплом Герасимов старался вместе с актером должным образом вывести на экране образ Григория Мелехова, достойного во всех отношениях человека.

Сергей Герасимов: "Я безоговорочно считаю, что для Глебова удача роли Мелехова не случайна. Он знал о Мелехове многое еще до того, как встретился с ролью. А затем, по-видимому, глубоко сочувствуя ему, полюбил этот характер. Я же всегда думаю об актере, как об авторе образа. Потому душевно радуюсь, поскольку жизнь свела меня с исполнителем, стоящим на такой позиции. Я благодарю судьбу за то, что она предоставила мне возможность работать с Петром Глебовым."

И наконец, ещё одна версия исполнителя роли Григория Мелехова - Руперт Эверетт.

Руперт Эверетт (Rupert Everett) родился 29 мая 1959 года в богатой и привилегированной семье в Норфолке, в Великобритании, учился в престижном католическом Эмплфорт-колледже. В возрасте 15 лет он оставил колледж и поступил в Центральную школу сценической речи и драмы в Лондоне, а свои актерские навыки оттачивал, обучаясь в Glasgow Citizen`s Theatre. Славу ему принесла роль в лондонской постановке "Другой страны" ("Another Country") в 1982 году. Дебют в киноверсии этого же спектакля два года спустя сделал Эверетта одной из ярчайших восходящих звезд Британии.

В 1990 году Руперт Эверетт, аристократ и эстет, обреченный играть королей и лордов, получил предложение сняться в роли Григория Мелехова.

Руперт Эверетт (по материалам различных интервью): "Когда меня пригласили сниматься по роману Шолохова, я очень удивился: мне казалось, что я не очень подхожу на роль Григория Мелехова, русского казака. Я был ошеломлен. У нас нет ничего общего. Я был, вероятно, самым странным выбором для этой роли. Я понимаю, что это роль-мечта для любого актера, но это в то же время и кошмарная роль. Прочитав роман, причем не один раз, я все равно смог приблизиться к этой роли очень ограниченно."

Сейчас сложно понять, почему выбор Сергея Бондарчука пал именно на этого актера. Безусловно, режиссер был связан условиями договора, заключенным с компанией Винченцо Рисполи - ведь одним из главных условий договора было участие зарубежных звезд, способных обеспечить широкий прокат на Западе. Возможно, режиссер увидел какие-то черты брутального Гришки Мелехова в лице британского дэнди. Возможно, выбор был ему просто навязан…

Руперт Эверетт (по материалам различных интервью): "Когда режиссер Сергей Бондарчук - очень пожилой человек - узнал, что пригласил на роль Григория Мелехова актера с нетрадиционной сексуальной ориентацией, он чуть не умер. Зато я оказался лучше всех приспособлен к спартанской жизни, спасибо детству в монастырской школе. В первую же неделю жилец соседней квартиры погиб при пожаре. Его тело и обгоревшую мебель долго таскали по лестницам, потом тело увезли, а мебель бросили во дворе. Это было летом. Осенью матрас с жженой дырой, диван и торшер засыпало листиками, зимой - припорошило снежком, а весной наконец-то куда-то смыло. А еще моего помощника, который готовил для меня, едва не зарезали за то, что он отдавал остатки еды голубям, а не нищим. Третьим сильным впечатлением стал непрекращающийся холод. Но мне все равно страшно понравилось. Мы все были включены в процесс по производству фильма, в дискуссии с Сергеем Бондарчуком, в сумасшествие "Мосфильма".

Для меня съемки в "Тихом Доне" и жизнь в России были важным поворотным периодом в жизни, удивительным опытом. Я жил в очень интересном времени: советская эпоха еще не кончилась, но уже назревали изменения. Быть там тогда и понимать, что ты - один из очень немногих людей, испытавших это... Настоящая эксклюзивность! Настоящий гламур!

Знаете, раньше меня всегда удивлял Чехов. Его персонаж может быть абсолютно счастлив и тотально несчастлив в течение одного часа. Как это получается? Загадка. Для меня это и есть проявление русской ментальности. В Америке, в Англии люди стараются найти логическое обоснование такой быстрой смене эмоционального фона. Когда я жил в России, я понял, что осмыслить это невозможно, но проблема существует: у русских людей действительно за подъемом следует стремительный спад. Я тоже начал испытывать нечто подобное - от эйфории к депрессии и обратно.

Сергей Бондарчук был невероятно талантливым, сильным, темпераментным человеком. Он был беспощаден со своими актерами. Мне от него тоже доставалось - тогда казалось, что я совершенно не подхожу к роли Григория Мелехова. Я не понимал, как его играть. Я неоднократно перечитывал роман и до приезда в Москву, и в самолете, и уже находясь здесь. Я все время пытался понять - почему пригласили меня? Да, эта роль - мечта для любого актера. Но какая же она трудная!!! Там такие страсти, страдания, сомнения, метания, которые человек, не родившийся в России, не сыграет никогда! Ведь все это надо понять, пропустить через себя. По крайней мере, я так думал раньше. Но, в конечном итоге, с ролью вроде бы справился."

В начале романа «Тихий Дон» Григорий – веселый, бойкий, озорной парень:

«Юношески круглая и тонкая шея, беспечный склад постоянно улыбающихся губ»

В жилах Григория течет кровь бабки-турчанки, на которой дед женился вопреки мнению всех хуторных. Он унаследовал также крутой нрав своих деда и отца:

«Григорий шел, придерживаясь за переднее стульце, на котором сидел брат; хмурился. От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок.

Человеческие чувства не подчиняются общественным правилам. Оглушительная страсть к замужней соседке Аксинье накрывает парня с головой:

Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть»

Товарищи Григория, раньше трунившие над ним по поводу связи с Аксиньей, теперь молчали, сойдясь, и чувствовали себя в обществе Григория неловко, связанно. Бабы, в душе завидуя, судили Аксинью, злорадствовали в ожидании прихода Степана, изнывали, снедаемые любопытством. На развязке плелись их предположения.

«Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не чуралась бы других, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам»

В какой-то момент Григорий прекращает связь, выполняет волю отца и женится на юной девушке Наталье. Однако женитьба не оказывается счастливой, сын обвиняет в этом отца и вновь показывает свой непокорный характер, забирает Аксинью и уходит с отчего хутора:

«Григорий тянул за рукав брошенный на кровати полушубок, раздувая ноздри, дрожа в такой же кипящей злобе, как и отец. Одна, сдобренная турецкой примесью, текла в них кровь, и до чудного были они схожи в этот момент».

Ловкий и храбрый, прирожденный воин, Григорий попадает на фронта Первой мировой, где ему удается отличиться и показать свою молодую удаль. Еще бы, ведь казаков воспитывали настоящими бойцами, в духе служения царю. Однако вскорости становится ясно, что война, убийства меняют человека, и не в лучшую сторону:

«Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым - четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».

Отношения с Аксиньей портятся:

«Холодком тянуло в письмах…» Вернувшись домой, где во время его отсутствия умерла маленькая дочь, Григорий узнает, что Аксинья- любовница панского сына. Ударив ее кнутом в гневе, он возвращается к жене, но долгие годы вспоминает утраченную любимую:

«Лежа здесь, на холме, он почему-то вспомнил ту ночь, когда с хутора Нижне-Яблоновского шел в Ягодное к Аксинье; с режущей болью вспомнил и ее. Память вылепила неясные, стертые временем бесконечно дорогие и чуждые линии лица. С внезапно забившимся сердцем он попытался восстановить его таким, каким видел в последний раз, искаженным от боли, с багровым следом кнута на щеке, но память упорно подсовывала другое лицо, чуть склоненное набок, победно улыбающееся. Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз, что-то несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы, и медленно отводит взгляд, отворачивается, на смуглой шее два крупных пушистых завитка... их так любил целовать он когда-то...»

Начинается гражданская война, Григорий принимает сторону красных, но после зверского бессмысленного расстрела пленных переходит на сторону белых казаков, отличается и там:

«Стало казаться, что уже и правды не свете не существует и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди…. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее, надо биться крепко, не качаясь – как в стенке, - а накал ненависти, твердость даст борьба…»

Григорий, не покидая жены, сходится и с Аксиньей тоже:

«Любушка! Незабудняя!»

Со временем Григорий Мелехов становится озлобленным, жестоким. Отец сердится на него:

«Герой, белый офицер, истый орел, командир дивизии, заслуженный, весь на кочках, и ни одну нельзя тронуть».

Григорий сам понимает это и говорит жене:

«Ха! Совесть! Я об ней и думать позабыл! Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась! Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

Вскорости, видя смерть друзей и близких, Григорий начинает терять интерес к войне. Он, как и другие офицеры, пьет, видя глупость и бессмысленность убийств. Его тянет к мирному труду:

«когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, - выедет в степь: держась наскучавшимися по работе руками за чапиги; пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, - теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, - поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца. Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо, идет…»

Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.

Григорий Мелехов – это обычный донской казак, выросший в достаточно обеспеченной семье с патриархальным укладом жизни. С первых же страниц романа он изображается в повседневной крестьянской жизни, что помогает читателю сразу же увидеть основные черты характера Григория. В нём обнаруживается любовь к природе и ко всему живому: «с внезапным чувством острой жалости» смотрит он на нечаянно порезанного косой утёнка во время лугового покоса. Кроме того герою присущи искренность и честность. Любовь к Аксинье он навсегда сохраняет в своей душе, а жене Наталье сразу же признаётся, что ничего к ней не испытывает: «И жалко тебя…кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто». Однако я думаю, что это всё можно отнести к типическим чертам героя.

К индивидуальным чертам Григория Мелехова, на мой взгляд, можно отнести его стремление найти свой путь в жизни, найти самого себя. Герой ищет правду, несмотря на все трудности и превратности судьбы. Он необразованный и политически неграмотный человек, поэтому ему легко прививают различные взгляды на войну и жизнь в целом. Однако Григорий не сдаётся и, когда окружающие предлагают ему различные пути, твёрдо отвечает: «Сам ищу входа».

На протяжении всей своей жизни герой часто совершает страшные проступки, однако корень всех ошибок Григорий ищет в себе, в своих деяниях. Он не лишён самоосуждения. Война не смогла загубить его душу и всё то доброе и хорошее, что изначально было в ней. Она надломила героя, но не сломила его окончательно. К концу романа для Мелехова самыми главными ценностями становятся родной дом, семья, дети. Война, убийства и смерть вызывают у него лишь отвращение. Поэтому можно даже сказать, что Григорий – это эпический герой, который берёт на себя всю историческую ответственность. Его образ равновелик образу целого народа. А путь Мелехова к правде – это трагический путь скитаний человека, полный ошибок и потерь, свидетельство глубокой связи человека с историей. В этом и заключается та особая индивидуальность, присущая лишь образу Григория.

Мелехов – это сложный герой, соединяющий в себе как типические, так и индивидуальные черты. Однако это придаёт его образу многогранность и трагизм, делает его запоминающимся и очень оригинальным.

Сочинение на тему «Образ Григория Мелехова» кратко: характеристика, история жизни и описание героя в поисках правды

В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов занимает центральное место. Он является самым сложным шолоховским героем. Это искатель правды. На его долю выпали такие жестокие испытания, какие человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Жизненный путь Григория Мелехова труден и извилист: сначала была Первая мировая война, потом гражданская, и, наконец, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.

Трагедия Григория Мелехова — трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Отщепенство его становится трагическим, поскольку это запутавшийся человек. Он пошел против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам.

От своего деда Прокофия Григорий он унаследовал вспыльчивый и независимый характер, а так же способность к нежной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась в его внешнем облике, в любви, на полях боев и в строю. А от отца он унаследовал крутой нрав, и именно из-за этого принципиальность и бунтарство уже с молодости Григорию не давали покоя. Он полюбил замужнюю женщину Аксинью (это переломный момент в его жизни) и вскоре решается уйти с ней, несмотря на все запреты своего отца и осуждение общества. Истоки трагедии Мелехова заложены в его бунтарском характере. Это и есть предопределенность трагической судьбы.

Григорий — добрый, смелый и мужественный герой, который всегда старается бороться за правду и справедливость. Но наступает война, и она рушит все его представления о правде и справедливости жизни. Война представляется писателю и его героям чередой потерь и ужасных смертей: калечит людей изнутри и уничтожает все самое родное и дорогое. Она заставляет всех героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном их враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость и жажду крови. Он не может понять, зачем все это? Ведь война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, она отнимает у людей последнее и убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не в силах уразуметь, почему происходит эта братоубийственная бойня? Ради кого и чего должны умирать люди, когда им предстоит еще долгая жизнь?

Судьба Григория Мелехова — это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев разворачиваются на фоне трагической истории страны. Григорий больше никогда не сможет забыть, как он убил первого врага, австрийского солдата. Он зарубил его саблей, для него это ужасно. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая и справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Но война идет, Мелехов понимает, что ему надо продолжать убивать. Вскоре его решение меняется: он осознает, что война убивает лучших людей своего времени, что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле и поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Путь исканий Мелехова оказался непроходимой чащей. Шолохов в своем произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Автор сочувствует своему герою Григорию Мелехову, жизнь которого уже изломана в такие молодые годы.

В результате своих поисков Мелехов остается один: Аксинью убивает его безрассудство, от детей он безнадежно далек хотя бы потому, что навлечет на них беду своей близостью. Пытаясь сохранить верность себе, он изменяет всем: и воюющим сторонам, и женщинам, и идеям. Значит, он изначально не там искал. Думая лишь о себе, о своей «правде», он недолюбил и недослужил. В час, когда от него потребовалось веское мужское слово, Григорий мог предоставить только сомнения и самокопание. Но войне не нужны были философы, а женщинам – любовь к мудрости. Таким образом, Мелехов – результат трансформации типа «лишнего человека» в условиях жесточайшего исторического конфликта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!