Ребенку 6 месяцев не умеет ползать. Полезные советы родителям о том, когда ребенок начинает ползать и как его этому лучше научить. ​ Опасные предметы

(7 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Как научить ребенка ползать? Этот вопрос начинает волновать родителей, чьим детям уже исполнилось 5, 6,7, 8 или даже 9 месяцев, а они никак не желают ползать.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала понять, что же движет ребенком, что может послужить стимулом к тому, чтобы он начал ползать.

Безусловно, это любопытство, желание узнать, что происходит вокруг. Однако все дети разные, с разными темпераментами: кто-то хочет сам научиться вставать на четвереньки и подползти к заинтересовавшему предмету, а кто-то с помощью криков и слез добивается поставленной цели.

Действительно, зачем «напрягаться», учиться передвигаться самостоятельно, если можно немножко покричать и мама сама подаст в руки все, что ему нужно.

Так что же делать маме в таком случае: идти на поводу у своего ребенка, лишь бы он не плакал или все таки заставить ребенка сдвинуться с места?

Второе, безусловно, будет правильнее, ведь ползанье - это одна из самых важных стадий развития ребёнка, когда малыш учиться координировать движения своих рук и ног, укрепляет мышцы спины и всего тела для дальнейшего развития, а также учится ориентации в пространстве. Так как же научить малыша ползать? Давайте об этом и поговорим.

Когда следует начать обучать ребенка ползать?

Ответ: с самого рождения . Уже на первом месяце жизни необходимо периодически выкладывать своего малыша на животик, чтобы он старался удерживать свою головку, тем самым, помочь ему лучше видеть окружающий мир.

Яркая игрушка будет симулировать вашего малыша к активности, он будет стараться познакомить с ней поближе и схватить ее своими ручками.

В возрасте четырех-пяти месяцев, когда ребенок научится переворачиваться со спины на живот и обратно, его представление об окружающем мире в буквальном смысле переворачиваются, самооценка резко повышается – ведь теперь он многое может делать сам.

А после того, как малыш научился ползать или даже вставать на ножки, происходит настоящая революция тела и духа.

Для родителей настает время постоянного контроля над действиями карапуза. Должны быть хорошо продуманы и обеспечены все меры безопасности. Особенно важно оградить малыша от розеток, электропроводки и мелких деталей, которыми малыш может подавиться.

Однако, следует отметить, что степень подвижности малышей, очень разнится: кто-то начинает ползать чуть ли не с 5-ти месяцев, хватая при этом все и везде, а кто-то боятся неизведанного пространства и предпочитают исследовать мир на руках у родителей, начиная ползать только в 8 - 9 месяцев.

Это может быть связано в первую очередь с характером, темпераментом ребенка. Необходимо также исключить заболевания опорно-двигательного аппарата или отставание в психическом развитии.

Но в общем, нормой для начала ползания является период с 5 до 8 месяцев.

Крупные детки менее активны, так как вес мешает им передвигаться, поднимать свои части тела. На темпы развития ребенка влияют также нервный стресс, или какое-либо перенесенное заболевание. Однако, когда малыш поправится, он довольно быстро догонит своих сверстников.

Что же нужно делать, чтобы научить ребенка ползать?

В первую очередь необходимо окружить ребенка интересными, яркими, разнообразными предметами, чтобы вызвать у него желание исследовать пространство вокруг себя. Это могут быть игрушки, крышки от кастрюль, сотовый телефон, пульт от телевизора. Все зависит от ребенка, что ему больше приглянется. Стимулируйте его к действию.

В среднем детки начинают ползать в возрасте в 6-7 месяцев, но готовиться к этому важному процессу необходимо заблаговременно. Вот примерный «план действий», чтобы научить вашего малыша ползать:

1. Если в возрасте 3-х месяцев ваш малыш еще плохо держит голову, почаще выкладывайте его на животик и кладете перед ним яркие предметы, носите ребенка по квартире и показывайте различные вещи. В возрасте одного, трех и шести месяцев обязательно посетите врача-невропатолога, который оценит состояние нервной системы ребенка. Можно также провести курс оздоровительного массажа для укрепления мышечной системы и стимуляции двигательного развития (особенно если у вашего чада мышечный гипер- или гипотонус).

2. В возрасте 4-х месяцев окружите ребенка игрушками, которые удобно брать ручками. В этом возрасте малыш начинает изучать сове тело и вдруг обнаруживает, что у него есть ножки – научите его хватать себя за ножки, а также дотянуть их до рта.

Когда вокруг ребенка много игрушек (как на фотографии выше) какая-то из них обязательно заинтересует малыша и он будет вынужден потянуться, перевернуться или подползти к ней

3. В возрасте 5-ти месяцев ребенок начинает осваивать пространство. Для начала можно научить ребеночка поворачиваться на бочок за интересной игрушкой, например за звонкой погремушкой. Положения малыша на спину, заведите ему коленку на бок, чтобы он смог сам завершить поворот корпуса.

4. В возрасте 6-ти месяцев также не забывайте заниматься вращениями и разного рода поворотами. Если малыш еще не научился сидеть сам (в норме это должно произойти в возрасте 6 - 8 месяцев), помогите ему это сделать. Движение осуществляется через бочок, перебирая его ручками.

5. В возрасте 6-7 месяцев детки сами ползать каким-либо способом: кто-то на четвереньках, кто-то «по-пластунски», а кто-то и на попе и т.д. Перед тем как поползти, сначала малыш несколько недель тренируется: встает на четвереньки и смешно раскачивает попой. Чтобы спровоцировать ползание, приманивайте лежащего на животике ребеночка игрушками или другими полюбившимися ему предметами. Играйте с ним в различные пальчиковые игры (ладушки, сорока-ворона), слушайте вместе с малышом веселые детские песенки, под которые хочется подвигаться. Детки очень любят переползать через папу или маму, или ползти от мамы к папе, и обратно. Используйте это.

6. В возрасте 8-ми месяцев начинается время самозабвенного ползания и попыток встать с опорой. Если в этом возрасте ребеночек отказывается ползать или с помощью крика пытается добиться своего – это может быть как проявление характера, так и следствие каких-либо двигательных затруднений. Добивайтесь того, чтобы ребенок доставал предметы самостоятельно. Также можно провести повторный курс оздоровительного массажа.

7. В возрасте 9-ти месяцев почти все детки очень хотят принять вертикальное положение, встают на ножки из любого положения как «ваньки-встаньки». Если в этом возрасте ваш малыш еще только ползает – это вполне нормально. Чем дольше ползает, тем лучше. Хуже будет, если вы будете форсировать события и начнете водить малыша по квартире за ручку или того хуже использовать ходунки для этих целей. Всему свое время. Предоставьте ему побольше пространства для передвижения и дайте занимательные игрушки и вещи, до которых хочется добраться.

8. В возрасте одного года уже почти все детки умеют самостоятельно стоять. Однако первые шаги каждый малыш делает в свой срок, когда достаточно окрепнет для этого.

Что же делать, если ваш ребенок не ползает?

Но что же делать, если все ваши усилия не увенчались успехом и ваша кроха отказывается ползать и в 6, и в 7, и в 8, и даже в 9 месяцев? Конечно, может случиться такое, что ваш карапуз перескочит этап ползанья и сразу около года встанет на ножки и пойдет, но медики всё же советуют в любом случае обратиться к ортопеду, поделать лечебный массаж и упражнения.

Если ортопед никаких нарушений не выявил, попробуйте следующее:

  • Пригласите в гости маму с ребёнком, который уже научился ползать. Вместе им будет гораздо веселее осваивать пространство. А уж если маленький гость начнет трогать и играть с игрушками хозяина, вряд ли он будет за этим равнодушно наблюдать. Хотя ваш ребенок достаточно мал, чувство собственности у него уже имеется
  • Ползайте сами, привлеките к этому занятию бабушку, дедушку, дядю, тетю. Покажите на своем примере, как это забавно, весело и увлекательно.
  • Создайте комфортные условия для ползанья. Проследите, чтобы малышу было комфортно на полу: не холодно и не жарко. Оденьте малыша в комфортную одежду, которая не стесняет движения.
  • Не забывайте делать гимнастику ребёнку и массаж. Это поможет вашему малышу окрепнуть. Вы можете делать его самостоятельно, а также с помощью квалифицированного специалиста.

Часто родителям хочется, чтобы их малыш поскорее повзрослел – перевернулся, сел, пополз, встал и наконец, пошел. Однако стоит ли считать предметом гордости тот факт, что ребенок начал самостоятельно ходить уже с полугода?

Необходимость этапа ползания

В современной педиатрии считается, что пропускать этап ползания детям крайне нежелательно, ведь прямохождение создает сильную нагрузку на позвоночник малютки. При ползании же как раз активно разрабатываются мышцы спины, которые отвечают за то, чтобы позвоночник поддерживался в вертикальном положении.

Кроме того, когда ребенок начинает ползать, одновременно с этим у него развивается и мышление, поскольку для слаженного чередования рук и ног понадобится сложная работа мозга.

Ребенок начинает ползать

Возраст, в котором дети начинают ползать

  • гимнастика для ручек

Цель гимнастики — укрепление мышц ручек и спины. Ребенка, лежащего на спинке, мама берет за ручки, предварительно добившись того, чтобы малыш хорошо схватил большой палец мамы. Потом мама плавно поднимает руки малыша вверх и опускает их. Также можно проводить разведение рук ребенка в стороны, после чего скрещивать их на груди у малыша. После этого можно попробовать медленно приподнимать ребенка за ручки (до угла 45 градусов), а потом опускать его.

  • упражнения на перевороты

Если малыш не совсем уверенно освоил перевороты, то это упражнение поможет немного ускорить процесс. Мама вкладывает большой палец своей руки в ладошку ребенка и крепко держит его кисть. Затем мама начинает направлять корпус крохи на переворот. При этом правой рукой мама держит левую ножку ребенка, помогая ему повернуть таз.

  • упражнение «лягушка»
массаж для того, чтобы реенок начал ползать

Мама берет ножки ребенка, который лежит на спине, за голени и плавно начинает сгибать их в позу лягушки, а затем так же плавно разгибать. Перевернув малыша на животик, полезно дать ему возможность несколько раз оттолкнуться согнутыми ножками от сложенных маминых ладоней и продвинуться вперед.

При выполнении упражнений нужно спокойно и ласково общаться с малышом, создавая у него благоприятный эмоциональный фон и формируя положительное отношение к упражнениям.

Как научить ребенка ползать. Самое полезное!

Смотрим видео: как научить ребёнка ползать

Укрепляющий массаж

Конечно, назначенный врачом специальный лечебно-оздоровительный массаж может проводить только медработник. В то же время сделать простой общеукрепляющий массаж ребенку, чтобы он начал активнее ползать, могут и мама с папой дома. Главное — помнить, что кожа маленького ребенка очень нежна, и в домашних условиях лучше всего ограничиться таким приемом, как поглаживание. Нельзя выполнять массаж раньше, чем за полчаса до или после кормления, ограничиться одним разом в день. На руках мамы во время процедуры не должны присутствовать кольца и другие украшения. Длительность массажа может составлять около 5-10 минут, но если малышу не нравится, и начинаются слезы, то лучше это дело пока отложить.

Поглаживание рук, ног, спины

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Проводить эту процедуру удобнее всего на специальном пеленальном столике. Мама поглаживает руки ребенка как внутри, так и снаружи от кисти к предплечью. Массаж ножек проводится в последовательности от стоп к бедру, обходя коленные суставы. Переворачиваем малыша на животик и начинаем поглаживание спинки вверх-вниз. После легких и приятных поглаживаний для укрепления мышц рук, ног и спины можно немного поразминать их в описанной выше последовательности.

Привлекаем малыша к ползанию

Бывает так, что малыш уже хорошо ползает по кроватке по-пластунски или как лягушка на четвереньках, но на полу не желает ползать ни в какую. Как же тогда помочь ребенку начать ползать?

  • Учим и помогаем

Убедившись в правильном развитии ребенка, с пяти месяцев можно подготавливать малыша к ползанию. Лучшим местом является чистый пол, покрытый ковриком или одеялом. Положив дитя на пол и подложив под грудку валик, надо показать ему любимую игрушку и поставить ее на небольшом расстоянии от него, чтобы он захотел дотянуться до нее. Пятки малыша должны опираться к стене или об руки мамы, помогая ему отталкиваться вперед.

Можно положить перед крохой любимые игрушки или новые предметы, достаточно близко, чтобы малыш хотел их взять, но достаточно далеко, чтобы ему пришлось до них доползти, а не дотянуться. Обязательно похвалите ребенка, если у него получилось немного проползти. Пусть малыш пока не слишком разбирает ваши слова, но зато он очень точно чувствует интонацию одобрения.


  • Наглядный пример

Ползание взрослых или других ползающих малышей рядом послужит прекрасным образцом для подражания ребенку. Это действие поспособствует выявлению всех опасных мест и предметов в пространстве, предотвратит непредвиденные прецеденты. Поощрение родителей и дружелюбная атмосфера подтолкнут малыша к более активным стараниям ползать. После некоторых успехов задачи нужно усложнять, создавая на пути малыша препятствия.

Маленькие дети, хоть немного научившиеся ползать, обожают преодолевать различные преграды: невысокие барьеры, проходы под стульями и т. д. Используйте это, чтобы сделать ползание более активным. Можно купить в магазине специальную дорожку с небольшими препятствиями, а можно сделать ее самостоятельно или использовать в качестве таких «преград» простые средства, которые всегда под рукой, например, валики из полотенец.

Подведем итог


  • На животе по-пластунски:

На животе ребенок начинает ползать после полугода в зависимости от развития и готовности организма. Если малыш не проявляет попыток ползать после 8 месяцев, стоит обратиться к специалисту. Усилия терпеливых и умных родителей помогут предотвратить многие заболевания и слабое развитие малыша. Для активизации мышц врачи рекомендуют практиковать профессиональный массаж и упражнения для освоения навыка ползания.

Некоторые дети, научившись переворачиваться на живот, начинают попытки передвижения с помощью рук и ног, вертятся по кругу или пятятся назад. Статистика показывает, что дети обычно начинают ползать по-пластунски с 8 месяцев. Поднимая туловище, малыш упирается на руки и перемещается, подтягивая тело.

Дети ползают по-пластунски

  • На четвереньках:

С 9 месяцев малыш умеет стоять на четвереньках и раскачиваться, подготавливая себя к дальнейшему передвижению ползком. Своевременное ползание на четвереньках послужит разработке мышц спины малыша, подготавливая его к навыкам ходьбы. Полноценно ползать ребенок может с 10 месяцев, когда руки и ноги двигаются синхронно и уверенно. Перекрестное ползание является вершиной мастерства малышей.

Девочки опережают мальчиков в развитии, поэтому они и ползать начинают раньше.

Консультирует Целехович Ольга Петровна — врач-педиатр высшей категории: во сколько месяцев дети начинают ползать

Союз педиатров России: Как научить ребенка ползать? Ползание. Двигательные навыки и упражнения. Советы родителям

Важность ползания

Умение ползать благотворно сказывается на развитии ребенка, укрепляет моторику, влияет на формирование речи и работу мозга. Тренируется настойчивость, целеустремленность и выносливость. Поэтому родителям стоит проявить участие в стремлении научить ребенка ползать, не пропуская этот этап развития.

По теме развития:

  • (до года)

Видео: Учим малыша ползать

Ребенок не хочет ползать? Заинтересуйте его!

Малыш мало ползает, а ведь для полноценного развития ребенка это действительно важно. Понаблюдайте за ним, и Вы увидите, что есть вещи, к которым он не равнодушен. Стимулируйте своего кроху с помощью интересных ему предметов, но Вы ему их не давайте. Выкладывайте их недалеко от ребенка, и как только тот подползет и обрадуется своей добыче, отнимайте вещи и кладите их еще дальше. Мы это делаем с помощью пульта от телевизора, дочка не устает ползать за ним и, соответственно, это дополнительное развитие малыша. Ребенок больше устает и лучше спит. Желаем Вам успехов в этом нелегком деле – уходе и развитии Вашего чада!

P.S. Когда ребенок начнет самостоятельно ползать комнатные напольные растения следует убрать наверх, мусорное ведро и предметы бытовой химии спрятать, низко расположенные розетки закрыть специальными крышками — .

Под двигательной активностью педиатры понимают умение малыша держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, ходить. Освоение этих навыков в определенной последовательности называют «цепочкой двигательной активности».

Каждому возрастному этапу детского развития соответствует свое звено цепи. Например, в 1,5–2 месяца большинство малышей начинают держать голову, в 3–4 месяца - переворачиваться со спинки на живот, в 6–7 месяцев - сидеть с поддержкой рук, в 7–9 месяцев - сидеть без поддержки, вставать на ножки, ползать, в 10–12 месяцев появляются навыки самостоятельного хождения.

Конечно, эти цифры условны. На практике нередки случаи, когда малыши, минуя фазу ползания, сразу начинают ходить. Или ползут, не умея при этом самостоятельно сидеть. Каждый ребенок индивидуален и имеет собственный график развития. Тем не менее, общепризнано, что возрастной период считается пиком развития двигательных умений у грудничков. В этом возрасте идет активное наращивание мускулатуры малышей, укрепление суставов и связок, формирование большого количества новых нервных клеток и окончаний.

Также этот период характеризуется усилением способности копировать и повторять все увиденное и услышанное ребенком. Происходит так называемое познание себя и окружающего мира. А также дальнейшее формирование речевого аппарата ребенка, совершенствование развития Поэтому в это время очень важно следить за своевременностью формирования двигательных навыков грудничка, помогать ему, постепенно развивая его физические и интеллектуальные способности.

С точки зрения физиологии стоять на двух ногах и делать первые шаги даже проще, чем ползти, поочередно передвигая четыре конечности. Одним словом, в неумении ползать нет никакого «скачка», есть банальная недоразвитость мышц, а также лень со стороны крохи и, возможно, его родителей.

Родителям не стоит полагаться исключительно на мудрость природы, нужно заниматься с ребенком, видеть и чувствовать его способности и помогать ему учиться ползать. Многие мамы активно развивают у деток мелкую моторику, забывая про развитие не менее важной крупной моторики. Ползание - это та самая крупная моторика, которая способна активировать высшие психические функции. Так как же научить ребенка ползать?

Почему важно вовремя научиться ползать

Ползание - одна из важнейших стадий развития ребенка. Во время обучения стимулируется рост двигательной активности и как следствие - нервно-психическое развитие. В физиологическом отношении происходит укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук и ног малыша. Увеличивается подвижность позвонков и гибкость межпозвоночных связок.

Тем самым идет подготовка мышц и связок позвоночника к этапу «прямохождения» (ходьбе) и плюс - хорошая тренировка на удержания баланса. Возникает навык ориентирования в пространстве, расширяется кругозор малыша.

У крохи появляется чувство независимости - теперь он может без помощи мамы и папы добраться, куда ему угодно, исследовать все уголки столь огромного и пока еще не познанного им мира. В вопросах развития грудничков своевременному ползанию уделено очень много внимания. Для ребенка намного полезнее сначала научиться ползать, а потом уже садиться и вставать.

Если твой 7-8-месячный малыш не делает попыток к освоению данного навыка, то желательно подтолкнуть его к этому. Учти, что невозможно заставить или спровоцировать ребенка ползать, потому что просто подошел срок.

Если ребенок не делает попыток ползать из положения на животе или это дается ему явно тяжело, стоит провести курс массажа. Это укрепит мышцы спины. Малышам часто не нравится то, что идет через некоторое усилие, дискомфорт. Это ведь работа мышц, не иначе.

На вопрос «как научить ребенка ползать в 5-6 месяцев?» известный доктор Комаровский отвечает, что малыш начнет это делать только тогда, когда сам будет к этому готов. Тогда, когда в нем проснется интерес к движению, желание перемещаться, приближаться и рассматривать окружающие вещи, трогать предметы. На этом и базируется родительская помощь неторопливому «ползуну».

Не ограничивай пространство

Тебе необходимо заинтересовать, привлечь внимание малыша, дать ему почувствовать свободу движения и перемещений. Сидя в своей кроватке или манеже, ребенок, скорее всего, никогда не научится ползать, так как ползти, собственно говоря, некуда.

Ограниченный в пространстве, он не будет иметь стимулов для вырабатывания у себя какого-то нового двигательного навыка. Поэтому, если для тебя важно нормальное физическое развитие обожаемого чада и ты хочешь знать, как научить его ползать, не стоит наглухо отгораживать его от мира. Позволь маленькому исследователю самостоятельно решать вопросы - куда, зачем и когда ему ползти.

Будь уверена: результаты не заставят себя долго ждать. Кроме того, не стоит удивляться и беспокоиться, если твой малыш начал ползать, но как-то странно, неправильно. Способов ползания существует великое множество. Известны, например, ползания «по-пластунски», «лягушкой», «гусеницей». Также ползти можно вбок, назад, используя прыжковую или проскальзывающую технику.

Ребенок выберет любую из них или придумает свою, которая будет для него наиболее оптимальной и удобной. Не волнуйся, рано или поздно все «ползунки» осваивают правильную технику ползания - «перекрестную» - когда одна рука работает в паре с противоположной ногой.

Итак, ты полна решимости и хочешь узнать, как научить ребенка ползать на четвереньках. Тогда запасись терпением и обрати внимание на несколько несложных советов.

1. Увеличь пространство

Даже в небольшой квартире постарайся создать свободный уголок для беспрепятственных перемещений. Отличной стартовой полосой может послужить длинный коридор или путь на кухню.

2. Борись с грязью и пылью

Регулярно проводите . Обязательным должны стать ежедневное мытье полов, вытирание пыли. Чаще пылесось и чисти ковры, раз в неделю - глобальная уборка. Старайся не использовать при этом химических средств, по крайней мере, в тех местах, где часто бывает малыш. Приучай себя сразу после уборки убирать все тряпки и флаконы с химией, совсем скоро они станут очень опасной целью твоего крохи.

3. Привлекай внимание ребенка игрушками

Раскладывай вокруг малыша его игрушки на зрительно досягаемом расстоянии. Куда бы он ни повернулся, повсюду перед его глазами будет какая-то приманка. Крохе останется только выбрать.

Не спеши подать желаемый предмет по первому требованию, дождись хотя бы малейших попыток ребенка приблизиться. Затем похвали малыша, объясни, что он все правильно делает и (внимание!) перемести ребенка поближе к игрушке, а не наоборот - как делается обычно.

4. Создай конкуренцию

Ходи в гости или приглашай к себе родителей с малышами, которые уже умеют активно ползать. Чувство собственности и желание «Я тоже хочу так и туда» непременно подтолкнут «неторопыжку» к действиям. Кроме того, карапузы очень быстро перенимают навыки от других детей.

5. Подготовь поверхность

Она не должна быть слишком твердой или слишком мягкой. Желательно отсутствие выступов и углублений. В случае с паркетом для улучшения качества ползания, уменьшения болезненных ощущений и снижения ударной нагрузки на колени, подстилай детский коврик или обычное покрывало. Еще можно нашить наколенники из плотного не скользящего материала на ползунки.

6. Не создавай помех

Не перегружай ребенка лишней и неудобной одеждой. Бесполезно учить малыша двигаться, если он одет, как капуста. Подгузники, тесные штанишки, скользящие носочки, длинные кофточки не прибавят скорости. Если в комнате тепло, одевай ребенка легко - достаточно одного боди и ползунков. Удобны носочки с прорезиненной подошвой - в них малышу будет легче отталкиваться стопами от пола.

8. Учи на собственном примере

Помни, что лучший способ чему-то научить малыша - это объяснить и показать все на собственном примере. Так что приобретай наколенники и налокотники, вставай на четвереньки и вперед - на освоение квартирного пространства. Тем более, что с такого ракурса тебе обязательно откроются незаметные прежде детали жилища. А еще найдутся давно потерянные вещи.

8 полезных упражнений

Полезно также проводить расслабляющий массаж (поглаживающие движения и растирание всех задействованных мышц). Ты можешь найти много обучающих видео на эту тему, а также подробно описывающих, как научить ребенка ползать и сидеть.

1. Выкладывание на живот (по 5–10 минут 2–3 раза в день)

Выкладывая ребенка на живот, подложи под него небольшой плотный валик (из тонкой подушки или полотенца). Диаметр валика должен быть таким, чтобы малышу было удобно. Не должно быть перевеса головы или попы вперед и назад. Слегка потяни ребенка вперед-назад за ноги так, чтобы он понял возможность и легкость передвижения с приподнятым животом.

2. Ползание с отталкиванием от руки (4–5 раз)

Исходное положение: лежа на животе, стопами к тебе. Придерживая и слегка подталкивая одной рукой стопы малыша, другой рукой держи его под живот, приподнимая вверх, помогая малышу. Игрушку, лежащую перед ним, постепенно удаляй. Побуждай ребенка ползти вперед, но не делай это за него.

3. Отведение плеч назад (2–3 раза)

Исходное положение: лежа на животе. Возьми ребенка за кисти. Сначала потяни руки вперед до полного выпрямления. Слегка приподними голову и корпус малыша над столом. Затем начинай уводить руки в стороны, медленно сгибая в локтях. Отводи ручки назад и вверх до сближения лопаток.

4. Сгибание и разгибание ног и рук (по 8–12 раз каждой конечностью)

Исходное положение: лежа на животе. Начни со сгибания и разгибания ног. Удерживая руками голени малыша, обхвати их пальцами чуть выше голеностопных суставов. Поочередно сгибай и разгибай колени левой и правой ноги. При этом также работающие бедра должны прижиматься к бокам (положение ног «лягушкой») или к центру живота (ноги вместе), приподнимая таз вверх.

Затем перейди на сгибание рук: обхвати предплечья малыша чуть выше запястья. Сгибай и разгибай руки в локтях. При этом ладони крохи должны скользить по поверхности стола или пола, разжимаясь в кулачках. Все движения имитируют настоящее ползание. Сопровождай упражнение командой и счетом: «Ползем, раз, два, три, четыре».

5. Подъем тела за кисти выпрямленных рук (2–3 раза)

Исходное положение: лежа на животе. Одной рукой возьми малыша за кисти. Потяни их вперед до полного выпрямления. Затем, продолжая вытягивание, начни приподнимать руки вверх до момента, пока его плечи и грудь не оторвутся от поверхности стола. Другой рукой придерживай кроху посередине спины. Зафиксируй такое положение 2–3 секунды. Плавно верни ребенка в исходное положение.

6. Хождение на руках при поддержке под живот (4–5 раз)

Упражнение выполняется вдоль длинного края стола или дивана. Возьми малыша на руки, удерживая его над поверхностью в горизонтальном положении. Одна рука находится под грудью, а другая - под животиком и бедрами. Большой палец отогнут вертикально и находится на середине груди, остальные пальцы фиксируют малыша в области подмышки.

Создавая эффект хождения на руках, подталкивай руки малыша своей кистью, поочередно выдвигая то левую, то правую. Добравшись до противоположного края, протяни малыша обратно, так, чтобы его выпрямленные руки проскользили по поверхности стола или дивана.

7. Присаживание при потягивании за руки (2–3 раза)

Исходное положение: лежа на спине. Возьми ребенка за кисти рук (руки согнуты в локтях). Слегка потяни за них, но не поднимай малыша сама. Дождись, пока ребенок примет положение сидя. Разведите его руки в стороны. Продолжай придерживать ребенка, следи за ровным положением его спины. Плавно вернитесь в исходное положение.

8. Поднимание прямых ног (4–5 раз)

Исходное положение: лежа на спине. Двумя руками удерживай голени малыша. При этом большие пальцы находятся со стороны задней поверхности голени, а все остальные - придерживают колени, не давая ногам сгибаться. Не спеша подними прямые ноги до угла 90 градусов. Также плавно вернитесь в исходное положение. Также не забывай о поворотах со спины на живот и обратно, упражнении «ножницы» руками и ногами, боксирующих движениях руками и круговых поглаживаниях животика и спинки малыша.

В статье — советы для родителей грудничков о том, что нужно делать, чтобы ребенок научился ползать.

  • Касательно навыков малышей до года, их маленьких побед, родители тут разделились на два лагеря. Первые считают, что всему свое время, и кроха сядет, встанет, пойдет, заговорит, так далее, тогда, когда это будет нужно ему
  • Вторые не хотят быть сторонними наблюдателями и стремятся всячески способствовать развитию навыков у ребенка. И те, и те по-своему правы
  • Но что касается ползания, оно считается самым полезным видом физической активности у детей грудного возраста. Психологи и детские врачи советуют мамам и папам создать крохе все условия, чтобы этот навык у него развился

Как научить правильно ребенка ползать?

Обычно, ребенок впервые опирается четыре конечности и начинает ползти в возрасте 6-9 месяцев. Некоторые малыши начинают передвигаться ползком раньше, некоторые «ленивцы» — позже, некоторые и вовсе минуют эту стадию развития, сразу же начинают ходить.

ВАЖНО: Ползание для ребенка до года – это лучшая естественная тренировка перед хождением.

Родители должны осознавать, что посредством игр и упражнений, обучающих кроху этом навыку, они не идут на рекорды, чтобы ребенок пополз как можно раньше, а стимулируют ползание перед хождением, но в тот период времени, когда ребенок будет к этому готов.

Польза ползания заключается в следующем:

  1. Навык развивает моторные навыки. В процесс ползания включено все тело малыша. Занимаясь этим увлекательным занятием, он тренирует мышцы рук, ног, спины, живота, прочее. Он учится контролировать движения своего тела, координировать их, держать равновесие. Посредством передвижения на четвереньках дети укрепляют позвоночник. Ортопеды говорят о том, что у малышей, которые не ползали, а сразу пошли, чаще возникают проблемы с осанкой
  2. Ползание благотворно влияет на развитие речи ребенка. В активности участвуют руки малыша – он опирается на внутренние поверхности ладоней, где есть огромное количество нервных окончаний, связанных с отделом мозга, отвечающим за речь
  3. В процессе данной активности устанавливается взаимосвязь между правым и левым полушариями ребенка. Это является предпосылкой последующего формирования у него более сложных неврологических навыков
  4. Таким образом ребенок удовлетворяет познавательный интерес и учится быть самостоятельным. Передвижение на четвереньках – это первая возможность малыша самостоятельно изучить все то, что находится вокруг него. Ведь раньше его носила мама или другие взрослые. А теперь он может добраться в любой уголок комнаты, рассмотреть и потрогать те предметы, которые привлекают его внимание


Родители часто задаются вопросом, когда и как правильно учить ребенка ползать. По мнению специалистов, создавать предпосылки для данного вида активности у грудничка необходимо с самого его рождения, а именно:

  • выкладывать малыша на животик
  • делать ему массаж
  • делать гимнастику для новорожденных
    стимулировать его познавательный интерес (своим присутствием, игрушкой, звуком, прочее)

К самим же тренировка по передвижению на четвереньках можно перейти, когда крохе будет 4 месяца, он научится держать голову, переворачиваться со спинки на животик и предпримет первые попытки, опираясь на ручки, подняться на согнутых ножках.

Что касается стиля передвижения на четвереньках, у каждого крохи он свой, и о каком-то одном правильном говорить нельзя. Малыши чаще всего ползают таким образом:

  1. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Переставляет сначала правую руку и правую ногу, потом левую руку и левую ногу
  2. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Переставляет сначала правую руку и левую ногу, потом левую руку и правую ногу
  3. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Как бы выбрасывает вперед ручки, или переставляет их поочередно, потом перемещает одновременно обе ножки
  4. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и ступни. Держа равновесие руками, он как-будто шагает полуприседом
  5. Ребенок лежит на животе. Он передвигается, используя не только ручки и ножки, но и все тело. Он двигается подобно лягушке или змее, подтягивая ножки или извиваясь

Вопросы комфорта и безопасности

К такому этапу в развитии грудничка, как ползание, должен быть готов и он сам, и его родители. Они должны сделать так, чтобы во время этой активности малышу было удобно, и он был в безопасности.

  1. Ребенку нужна удобная одежда – плотные ползунки.
  2. Пол должен быть чистым
  3. Пол не должен быть скользким и холодным
  4. Острые углы нужно обезопасить
  5. На пути у малыша не должно быть лишних и, тем более, опасных предметов. В первую очередь, речь идет об электрических проводах. Если розетки электропитания расположены на уровне пола, их необходимо закрыть специальными заглушками


ВИДЕО: Доктор Комаровский, Ползание полезно, если безопасно

Как научить ребенка ползать вперед? Упражнения, чтобы научить ребенка ползать на четвереньках

Чтобы научить малыша ползти вперед, приподниматься на четвереньки, родители могут выполнять вместе с ним ряд упражнений.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: Преодолеваем земное притяжение

В 4-5 месяцев малыш может начать отрывать грудь и животик от пола или дивана, опираясь на ручки и коленки. Чтобы помочь ему сделать это, родители должны вооружиться обыкновенным полотенцем. Его скручивают трубочкой вдоль и подкладывают под грудку крохи. Потом, держа за два свободных конца, аккуратно приподнимают вверх, так, чтобы грудка ребенка оторвалась от поверхности. При этом вес его тела распределяется и на его конечности, но большей частью на полотенце. В какой-то момент при выполнении этого упражнения он попробует переставлять ручки и ножки.

УПРАЖНЕНИЕ № 2: Отрываем ручки

Это упражнение выполняется, если малыш уже научился стоять на ручках и коленках. Или же им можно дополнить упражнение с полотенцем. На расстоянии 15-20 см от личика стоящего на четвереньках или «висящего» на полотенце крохи подвешивают его любимую игрушку. Ребенок захочет захватить игрушку, попробует оторвать ручку от земли и дотянуться до нее. Это и будет первая попытка передвинуться вперед на четвереньках.

УПРАЖНЕНИЕ № 3: Шагаем на коленках

Когда малыш научится втягивать ручки вперед, находясь на трех опорах, его можно начать учить передвигать коленки. Для этого нужен валик – подушка или скрученный матрасик. Кроху ставят так, чтобы его грудь располагалась на валике, а согнутые в коленках ножки – на полу. Родитель становится впереди лицом к малышу и начинает медленно подтягивать к себе валик. Малыш будет вынужден подтягиваться за ним, передвигая коленки.



УПРАЖНЕНИЕ № 4: Устремляемся вперед

Малыш уверенно стоит на ручках и коленках, умеет выставлять ручки и передвигать ножки? Самое время побудить его ползти. Для этого необходимо поставить его на пол, положить его любимую игрушку на расстояние около 30 см от его личика. Вместо игрушки может быть мама. Малышу потребуется некоторое время, чтобы сообразить, что достать желаемый предмет или дотянуться до мамы ему удастся ползком. Но рано или поздно он устремиться вперед и очень обрадуется своему новому навыку.



Как научить ребенка ползать в 4 — 5 месяцев?

В этом возрасте грудничок уже может поползти сам. Если же этого не произошло, задача родителей – укрепить его опорно-двигательный аппарат, научить его стоять на четвереньках.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: Тачка

Это упражнение тренирует руки и плечевой пояс крохи. Малыша выкладывают на застеленный пеленкой стол или диван, на животик. Взрослый аккуратно приподнимает его ножки так, чтобы ребенок стоял опорой на ручки. Взрослый стимулирует малыша делать шагать на ручках.



Упражнение «Тачка» тренирует ручки малыша перед ползанием.

УПРАЖНЕНИЕ № 2: Парение

Это упражнение тренирует мышцы спины, живота и ножек. Малыша выкладывают на животик, под него взрослый подкладывает ладони, соединяя их мизинцами, аккуратно поднимает малыша над столом. Малыш рефлекторно разгибает позвоночник и старается сделать опору на коленки.

УПРАЖНЕНИЕ № 3: Стойка на четвереньках

Взрослый становится на четвереньки и ставит малыша под себя так, чтобы его спинка ребенка и живот взрослого соприкасались. Ровность спинки ребенка и его позу на согнутых коленках взрослый контролирует, поддерживая кроху за грудку.

Как научить ребенка ползать в 6 — 7 месяцев?

В полгода или чуть позже дети, как правило, уже совершают попытки передвигаться на четвереньках. Но иногда делают это с неохотой или неправильно. Нужно им помочь.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: Демонстрация

Ребенку захочется ползать, если он увидит, как весело это делают другие. Взрослый сам может показать малышу этот процесс на своем примере. Также хорошо пригласить в гости старшего ребенка, который уже ползает.



УПРАЖНЕНИЕ № 2: Движение на четвереньках

Если малыш упорно не хочет ползать на четвереньках, но свободно передвигается по-пластунски или на прямых ручках и ножках, возможно, он не понимает, как нужно это делать. Мама с папой общими силами могут ему помочь. Малыша нужно поставить на ручки и коленки. По очереди мама должна передвигать его ручки, а папа – ножки. В какой-то момент малыш освоит механизм передвижения на четвереньках.

УПРАЖНЕНИЕ № 3: Мячик

Это упражнение поможет малышу усовершенствовать навыки передвижения на четвереньках и координации собственных движений. Малышу дают мячик, он не должен выть слишком маленьким. Ребенок получит огромное удовольствие, гоняясь ползком за укатывающимся от него мячом.



ВИДЕО: Как научить ребенка ползать?

Как научить ребенка ползать в 8 — 9 месяцев?

Если ребенок не пополз до 8 – 9 месяцев, это может быть вариантом нормы, и кроха, минуя этот этап развития, вскоре начнет стоять и ходить. Возможно, у него это наследственное, или он просто ленится.



Если ребенок здоров и хорошо развивается, он может миновать ползание и сразу начать ходить в 9 — 12 месяцев.

Но поговорить с врачом об этом все-таки стоит, ведь навык может отсутствовать у малыша в силу других причин:

  1. Проблем с мышцами и связками. Они могут быть недоразвитыми или слабыми, а также травмированными (переломы, растяжения, ушибы, прочее)
  2. Лишний вес. Опорно-двигательный аппарат у раскормленных грудничков подвергается чрезмерной нагрузке, что тормозит их физическое развитие
  3. Неврологические проблемы. Помешать ребенку ползать может гипертонус, прочее
  4. Затянувшееся пеленание. Тугое пеленание, особенно после 3 месяцев, тормозит физическое и умственное развитие ребенка

ВАЖНО: Если ребенок здоров, развивается в соответствии с возрастными нормами, но не ползает, большого повода для волнения у родителей быть не должно

ВИДЕО: Как научить ребенка ползать? Упражнения для грудничков))

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков