Собор и соборность

Вчера в Москве состоялся Двадцатый Всемирный Русский Народный Собор. Показательно, что это произошло в день рождения Князя Дмитрия Пожарского, в день взятия войсками Второго народного ополчения Китай-города в 1612 году и в преддверии праздника Народного Единства.

Что такое Всемирный Русский Народный Собор? Это, прежде всего, организация, созданная в 1993 году, председатель которой – Патриарх Русской Православной Церкви – вначале Алексий II, а после его кончины – ныне здравствующий патриарх Кирилл. Задача Всемирного Русского Народного Собора – сплотить русский мир и укрепить его идентичность на основе Православной Церкви и шире – православного мировоззрения, солидарности, единства и справедливости.

Православие создало наш народ. Да, восточнославянские племена существовали и до 10 века. Вероятно, наши древние дохристианские предки знали и какие-то формы государственности, скорее всего, будучи неотъемлемой частью сарматско-славянских, а еще ранее – скифских, политических образований. Ведь древние историки говорили о скифах-землепашцах, хотя скифы вели исключительно кочевой образ жизни. А наши предки славяне как раз преимущественно занимались оседлым земледелием. А поскольку упомянутые скифы-земледельцы проживали как раз на тех землях Русской Равнины, где позднее уже достоверно были зафиксированы славянские поселения, то почти наверняка это они и были.

Но все же одно дело – племена, культура, общины и язык, и другое дело – народ как исторический субъект, как непрерывное мыслящее живое существо, осознающее свое единство, свою уникальность и свое отличие от всех окружающих народов. Народом русские стали только после того, как была создана Киевская государственность, и в скором времени после этого святой равноапостольный князь Владимир и крестил Русь в Днепре. У народа должен быть Логос. Племена могут жить традицией, народу нужна ортодоксия – то есть интеллектуальная элита, идея-правительница, мировоззрение. Без этого народ не может существовать в истории: у него нет инструмента для понимания добра и зла, цели и препятствия, своих и врагов.

Народ без истории не народ. Но не всякое время – история, а только осмысленное время, время, имеющее исток и цель. Мы стали народом в полном смысле этого слова в 10 веке. Вместе с крещением мы умерли и родились в Днепре заново. И мы получили новое имя, и куколь незлобия, и крест, который мы несем до сих пор, и Духа Святого приняли мы внутрь самих себя, и царство Божие теперь внутри нас. И такими Христовыми сыновьями и дочерями мы вступили в историю. Мы обещались Христу раз и навсегда, стали его воинами. И как бы нас ни шарахало, мы всегда в тайне оставались ему верными. А если отрекались, то с кровью, с ужасом, вырывая с корнем собственное сердце, зная, что теряем… Как народ, мы, русские, были и холодными, и горячими, прошли рай Святой Руси и ад богоотступничества, но вот теплыми мы никогда не были. Для нас все только крайности, и даже в этом мы христиане: мы можем падать и падать в бездну, но также мы способны и взлетать.

Всемирный Русский Народный Собор создан для того, чтобы напомнить нам, что значит быть русскими. Чтобы еще раз привлечь внимание к историческому императиву: «Мы должны быть вместе». Русский Мир должен быть восстановлен в своем единстве, а значит и наша общенародная русская купель Днепр и святой град Киев должны вернуться в лоно нашей русской цивилизации.

Как пророчески звучат слова Кузьмы Минина, пробудившие русских для мобилизации Второго ополчения: «Купно и заедино!» Это и есть цель Всемирного Русского Народного Собора, чтобы мы, русские, русские всего мира – более того, все люди Света, всех народов и стран, а ведь быть русским и значит быть Сыном Света, – были все вместе и все заодно. А не порознь и не против друг друга. И Собором он называется по своему исконному значению – он призван собирать искры света в единый Русский Храм. Это тем более важно, что времена, в которые мы живем, явно несут в себе знаки конца. Но прочитать их может только народ, который имеет свою историю, а значит, который в полном и высшем смысле этого слова есть.

Всего доброго, вы смотрели программу «Директива Дугина» о Всемирном Русском Народном Соборе.

Вы спросите: а выполняет ли Всемирный Русский Народный Собор свое предназначение? Это вопрос не к нему, а к себе. Ведь каждый русский – неотъемлемая часть нашего единого и неделимого русского мира. Хватит ждать чего-то извне – Царство Божие внутри вас, внутри каждого русского человека. Найдите его, и цель Всемирного Русского Народного Собора будет исполнена.

Описание:

Всемирный Русский Народный Собор является крупнейшим российским общественным форумом. Он существует с 1993 г., на про-тя-же-нии этих лет он является об-щест-вен-ной пло-щад-кой и ме-стом встре-чи лю-дей, ко-то-рые, не-за-ви-си-мо от по-ли-ти-чес-ких взгля-дов, объе-ди-не-ны еди-ной целью — за-бо-той о на-сто-ящем и бу-ду-щем Рос-сии, играет немалую роль в формировании гражданского общества.

В его заседаниях традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, военачальники и военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и представители других силовых ведомств РФ, преподаватели и студенты крупнейших учебных заведений страны, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные представители молодежи.

По уставу ВРНС главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, по благословению и под председательством которого проводятся ежегодные соборные заседания.

С момента создания Собора и по 5 декабря 2008 г. главой был . С 1 февраля 2009 г. главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Заместителями главы ВРНС являются , О.А. Костин.

В Президиум и Совет ВРНС входят известные российские политики и общественные деятели, представители мира науки, культуры и образования, военачальники, соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья. В работе VI ВРНС, состоявшегося в декабре 2001 г. и посвященного теме «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох», принял участие Президент РФ . Деятельность Собора находит живой отклик среди многих соотечественников; в настоящее время в России действует несколько региональных отделений.

21 июля 2005 г. Всемирному Русскому Народному Собору был предоставлен специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций. Тогда же было создано Представительство ВРНС при ООН, призванное обеспечить взаимодействие Собора и этой международной организации.

14 марта 2015 года в Калининграде прошло заседание I Калининградского форума Всемирного русского народного собора (ВРНС). Открытие заседания возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл. Своими впечатлениями об этом событии с читателями сайта делится постоянный автор портала диакон Владимир Василик .

14 марта мне довелось участвовать в заседании Всемирного русского собора, проходившего в Калининграде. Место это было избрано не случайно. По выражению Святейшего Патриарха Кирилла, здесь проходят рубежи нашего Отечества, не только физические, но и духовные. Действительно, бывший Кенигсберг, сердце Восточной Пруссии, очаг германского милитаризма, вот уже 70 лет как стал Калининградом, русским городом. Однако мы видим, что за последние 20 лет на него усиливается натиск объединенной Европы, прежде всего Германии, с тем, чтобы оккупировать его, если не в военном, то в духовном отношении.

В сохранение Калининграда как русского региона существенный вклад внесла Русская Православная Церковь, и прежде всего – Святейший Патриарх, тогда митрополит Калининградский, по инициативе которого были построены и открыты десятки приходов.

Речь Патриарха Кирилла радовала своей ясностью, четкостью, искренностью, но прежде всего – содержанием. Он ясно определил сердцевину русской цивилизации – русский народ, а его духовным сердцем назвал Православие в неповрежденности его учения. Последнее в высшей степени актуально, учитывая неоднократные попытки исказить и подменить Православие в последнее время.

Нравственно-духовные установки Православия, по словам Святейшего Патриарха, препятствуют подавлению свобод прочих народов. Православие всегда стояло на защите против прозелитизма, но не подталкивало русский народ к лишению других народов духовной свободы. Православие никогда не посягало на свободу людей, исповедующих другие религии. Именно с попытками попрать богоданную религиозную свободу и связана, по мнению Святейшего Патриарха, катастрофа на братской Украине. Религиозные истоки конфликта видны достаточно ясно.

Основа культуры – не памятники, не камни, не дороги. Это люди

Особое место в докладе Святейшего занимала тема 70-летия и национально-религиозной идентичности региона. По словам Патриарха, этой землей 700 лет владели германцы. И только 70 лет владеет Россия. Германское прошлое оказывает серьезное влияние – здесь другие памятники, топонимика, традиции. И появляется соблазн строить идентичность на германской основе. Но основа культуры – не памятники, не камни, не дороги. Это люди.

Многие достижения «сумрачного германского гения» связаны с неприемлемой для нас идеологией Drang nach Osten. Именно с этой идеологией выходили немцы к Грюнвальду и на Чудское озеро. Для немецкого сознания, отметил Патриарх, характерно деление на высшие и низшие расы. Агрессор кощунственно прикрывался знамением Креста, на котором умер Спаситель за все народы.

И Святейший Патриарх задается вопросом: как могла произойти подмена ценностей? Как возник приоритет горделивого ума над открытым сердцем, воли к власти – над смиренномудрием?

В год 70-летия Великой Победы нам нельзя идти этим обманчивым путем – отодвигать духовные ценности под натиском материального и материальных ценностей. Человек без приоритета духовных ценностей превращается в животное, ибо разрушаются все табу, заложенные Богом в человеческую природу.

Нельзя камням, лежащим здесь, придавать большее значение, чем людям, которые здесь живут, также материальное нельзя предпочитать духовному.

Семьдесят лет Победы – это семидесятилетие Калининградской области, калининградцы – наследники Победы.

Калининградская область – не только стратегический форпост против германского Drang nach Osten, но и место диалога с Западом, внесения в диалог наших духовных ценностей.

Россия сохраняет христиан­ский фундамент. Ей есть что сказать миру

Мы – за честный диалог, отметил Патриарх. Некогда общий христианской фундамент подвергается разрушению в Западной Европе. Россия же пока сохраняет христиан­ский фундамент. Ей есть что сказать миру.

Святейший Патриарх отнюдь не призывал отвергать западный опыт. , Ломоносов, Болотов показывают, что у Запада много можно усвоить полезного. Впрочем, полезное можно усвоить и у китайцев и у арабов. Однако заимствуя, мы решительно должны защищать свою идентичность.

Калининградская область – русская земля, по праву принадлежащая русскому народу, понесшему огромные жертвы во имя спасения всего мира, в том числе и Германии. Необходимо обустраивать эту землю как русскую, не отвергая, но и не подчеркивая германское наследие, сказал Патриарх Кирилл.

Для проведения русского начала Святейший предложил целый ряд мер, а именно: создание русских ландшафтов и, в частности, построение кафедрального собор Христа Спасителя в честь Его Рождества.

Патриарх призвал калининградцев быть не просто форпостом, но и творческой лабораторией, ведь этот регион – остров нашего свидетельства о тех христианских ценностях, которыми жил русский народ. Святейший выразил надежду, что это поможет возвратить Европу к ее христиан­ским корням.

Выступление Святейшего Патриарха было встречено горячей поддержкой и неоднократно прерывалось аплодисментами. По сути дела, им было предложено создание творческой лаборатории, где произошла бы подлинная встреча Запада и Востока с целью воцерковления Запада. Патриарх обратил внимание участников форума на то, что Санкт-Петербург только по виду западный город, а по сути – русский, православный. Таким же должен стать и Калининград.

В выступлении заместителя председателя Государственной Думы А. Д. Жукова, огласившего приветствие председателя Государственной Думы С. Е. Нарышкина, сквозила следующая мысль: мы должны дать должный ответ Европе, прежде всего духовный. И особое значение в этом вопросе имеет деятельность Всемирного русского народного собора. Была озвучена и вторая важная мысль: Калининград обязательно должен ощущать опору в России и заботу России о себе.

Интересным и глубоким было выступление мэра города, городского головы Калининграда С. А. Ярошука. Он напомнил о глубокой связи 70-летия Великой Победы и штурма Кенигсберга. Как сказал когда-то комендант Кенигсберга генерал Отто фон Ляш, потеря Кенигсберга – это утрата крепости и оплота на Востоке. Символично, что штурм Кенигсберга пришелся на . Как Благовещение – предвестие Рождества, так и штурм Кенигсберга есть предвестие Победы.

А. С. Ярощук сказал, что советский опыт истории – бесценный опыт нашего народа. Однако не все следует из него заимствовать, в частности – запрет частной инициативы. Мы считаем, что все нам должны – губернатор, президент, Бог. И часто напоминаем девять прокаженных, не поблагодаривших Христа за исцеления. Чтобы получать, мы должны отдавать – труд, профессию, навыки, культуру. И только если мы отдаем, мы имеем право просить.

Докладчик призвал к деятельной борьбе со злом. Для торжества зла, заметил он, нужно только одно – чтобы добрые люди сидели сложа руки. Научить людей противостоять злу – наш долг. Семьдесят лет наш народ показывал пример деятельной борьбы со злом, братской любви, самопожертвования. Мы должны быть достойны наших предков.

Выступление С. Ю. Глазьева носило экономический характер. Он коснулся статуса Калининграда как свободной экономической зоны, которая плохо совестима с положениями Евразийского Экономического Сообщества. Коснулся докладчик и изменений в отношениях с Евросоюзом: конечно, они представляют собой проблемы и вызов, но также и повод к развитию конкурентоспособности.

Европа, как христианский регион, себя исчерпала. И не всем европейцам это нравится

Советник президента заметил, что, хотя и готов идти на нас войной, однако не все члены Евросоюза разделяют подобное мнение. И в этой обстановке Калининград может стать очагом духовного сопротивления и развития, опирающимся на наши традиции. Европа как христианский регион себя исчерпала. Калининградскую область окружает антихристианская Европа. И не всем европейцам это нравится. В этих условиях Калининградская область может стать очагом притяжения для тех западных христиан, которые хотят уйти от Евросодома. Соответственно, возникает возможность преодоления технологического эмбарго. Калининград может стать центром создания новых технологий, где будут создаваться совместные научные центры, университеты, открытые для тех специалистов, которым плохо в Евросодоме.

По мнению С. Ю. Глазьева, выход из нынешнего политического тупика – реализация предложения президента Российской Федерации о едином экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока.

Политическим и национальным проблемам был посвящен доклад генерал-лейтенанта внешней разведки, директора Российского института стратегических исследований Л. П. Решетникова. По мнению докладчика, России объявлена война как со стороны США, так и ближайших союзников Америки. Нам предстоят тяжелые годы противостояния. Мы не просто страна, мы не просто государство, мы – цивилизация. Мы поднимаемся как возможная альтернатива разваливающемуся постхристианскому миру. Поэтому нас не оставят в покое. Мы будем испытывать давление, втягивание нас в вооруженный конфликт.

Уже происходят неожиданные убийства, нам могут грозить попытки переворотов, информационные кампании, сенсации, грубое вмешательство в наши внутренние дела.

Быть русским означает быть им не по крови, а по духу

Как считает докладчик, самый главный вопрос – это «русский вопрос». Быть русским означает быть им не по крови, а по духу. Калининградская область, безусловно, русский край. Весь вопрос: как мы будем себя вести в сложившейся ситуации?

В качестве отрицательного примера докладчик привел Украину. Он задался вопросом, куда делись 25 миллионов русских на Украине? Почему они исчезли, растворились? И ответил на него: они испытали потерю идентичности. В советские годы жителей УССР воспитывали как представителей отдельной от прочего Союза республики, фактически жителей отдельного государства. Л. П. Решетников поделился с участниками собственным опытом, рассказав, как его одноклассники по харьковской школе – армяне, евреи, русские – воспринимали свою отделенность, а потом, в 90-е годы, демонстрировали враждебность. Докладчик призвал не увлекаться особенностью, спецификой региона. В результате этого увлечения молодежь может уйти и уходит от общегосударственной идеи и проблематики, как ушла она на Украине.

Генерал-лейтенант напомнил, что Калининградская область – историческая родина династии (родом из Пруссии был боярин Андрей Кобыла, чей сын Федор Кошка является родоначальником Дома Романовых. Его так и прозвали Прус). Кенигсберг посещали три российских императора. Поля Пруссии обагрены кровью русских солдат в Первую мировую войну. Докладчик особо отметил величайший подвиг Советского Союза в Великой Отечественной войне, добавив, что у нас тысячелетняя глубокая история.

Одних усилий Церкви по сохранению русского народа недостаточно.

Необходима федеральная программа поддержки русского народа

По словам Л. П. Решетникова , наибольшая современная задача – это забота о русском народе. Революция, гражданская война, репрессии, Великая Отечественная война привели к огромным человеческим потерям. Закавказье, Средняя Азия, Прибалтика поглотили немало русских человеческих ресурсов. Одних усилий Церкви по сохранению русского народа явно недостаточно. Необходима федеральная программа поддержки и сбережения русского народа.

Задача поддержки русского народа имеет всемирное значение. Другие народы ждут, когда русские займут свое место, поскольку Россия испокон веков исполняла свое назначение Удерживающего. Однако для этого необходимо, чтобы русские стали православными, поскольку, по словам Достоевского, русский неправославный – дрянь, а не человечишко.

Докладчик привел весьма характерные слова Генри Киссинджера: «Надо перестать делать из русских европейцев. Они все равно не форматируются». На вопрос, что тогда надо делать с Россией, Киссинджер ответил: «Россию следует разделить на 15 государств». Чтобы этого не произошло, русский народ должен быть единым и православным.

Интересным и концептуальным был доклад протоиерея Всеволода Чаплина . Он задался справедливым вопросом: насколько Европа как общность способна внятно позиционировать себя по отношению к ценностям, которые ее сформировали? В России дается ответ на этот вопрос: наши политики говорят – есть ценности, которые неизменны. Нам нужно предложить свою весну, «Европейскую весну». И это будет весна христианства, где раскроются христианские ценности.

Христианин живет не расчетом, а правдой

Казалось бы, как это возможно? Холод социального пессимизма может остановить приход этой весны. Однако много раз в истории нашего народа пессимизм царствовал в душах наших сограждан. Но не прагматическая, а именно идеократическая постановка вопроса меняла ситуацию. Необходимо отринуть уныние и бороться с ним в СМИ. Конечно, нас могут спросить: «Кто вы такие, чтобы пересматривать аксиомы современной жизни?» И наш ответ будет прост: мы православные христиане, мы сильны тем, что вечно. Кстати, именно за счет вечных ценностей мусульмане побеждают западных интеллектуалов в дискуссиях. Многие страны сильны в военно-экономическом отношении, у других больше денег, выше рейтинги (впрочем, возникает вопрос: а судьи кто?), но мы имеем право сказать – христианин живет не расчетом, а правдой.

Мы можем проиграть информационную войну – ресурсы у врагов сильнее. Но люди видят правду. Диалог с западными элитами – это диалог без предварительных условий. Мы не будем вести его в том ценностном формате, который нам предлагает Запад. Мы будем распаковывать запрещенные понятия – свобода, вера, совесть, народоправство.

В своем докладе специалист в области государственно-конфессиональных отношений, главный редактор портала «Религия и СМИ» А.В. Щипков коснулся национального вопроса, в частности такой острой и замалчиваемой темы, как , ее политических и академических аспектов.

В 2012 году С. Е. Нарышкин, обосновывая свое решение не ехать на сессию ПАСЕ, сказал: «Вряд ли мое слово услышат русофобы». На Западе исламофобия, юдофобия – понятия, признанные существующими. А русофобия – нет. Между тем, история этого понятия тянется с ΧΙΧ века, с трактатов Ф. И. Тютчева. Соответственно, нам необходимо предпринять действия по защите русских и извне, и изнутри. Подобные задачи поставил В. В. Путин в своей статье «Россия и национальный вопрос» и в своей Крымской речи. Русский народ – наибольший из разделенных народов. Во время Великой Отечественной войны русские понесли наибольшие потери – от 18 до 20 миллионов, из них не менее 8 миллионов погибло от этнических чисток во время оккупации. О Ленинградской области немцы говорили: «Когда русский Иван придет, он ничего здесь не найдет». Еще не подсчитана величина потерь русского народа во время этнических чисток периода перестройки, его геноцида 1990-х годов. Поэтому необходим статус русских как народа-жертвы и разделенного народа, необходимы компенсационные меры, в частности, меры по поддержке русского бизнеса. Следует внятно сказать о русофобском характере нынешних санкций. Также необходимо архивирование данных о русофобии внутри России, считает докладчик.

Однако нужна и программа позитивных действий. На повестке дня – научное исследование русской идентичности, русского мира как некоей целостности и ее утверждение, в том числе и средствами искусства. А с этим в Калининградской области, по мнению докладчика, существуют проблемы. В Калининграде есть памятник Шиллеру, но нет памятника герою Великой Отечественной войны страдальцу – вот уже десять лет пылится закладной камень. И это лишь один пример. Конечно, эту тенденцию необходимо преодолевать.

Проблемам культурной деятельности и культурного ландшафта посвятил свое выступление А. С. Миронов, директор Калининградского заповедника культурного и природного наследия. Он задался вопросом: как вообще возникал русский ландшафт? Вначале русский человек приходил на необжитое место и начинал петь и молиться. Потом возникали храмы, где звучал голос Церкви, потом некрополи – места молитвы и памяти об усопших. Наша память прежде всего нематериальна, лишь потом она облекается в камень и в металл. Необходима опора на классическое искусство, на укоренение русской литературы, русского классического искусства среди школьников и молодежи для того, чтобы поставить надежный заслон современному так называемому «провокативному» искусству, нацеленному на преодоление этических и эстетических канонов. По мнению докладчика, необходима государственная поддержка театральных постановок классических произведений в ТЮЗах (Театрах народного зрителя).

Здесь докладчик с сожалением заметил, что для работы в этом направлении нет пилотного региона, и предложил начать этот процесс в Калининграде. К сожалению, система клубно-досуговой самодеятельности отталкивает молодежь, поскольку она чувствует в них подделку под народное искусство. А между тем, существуют прекрасные, подлинно молодежные проекты. Но это не замечается, поскольку государственная поддержка идет на самодеятельность. Немалые государственные деньги расходуются на современное искусство, а народное искусство тоже современно, поскольку вечно. Значит, необходима научная проработка перспектив народного искусства.

Следует оказывать поддержку молодежным движениям по мониторингу «Наследие». Существует сайт, где волонтеры выкладывают информацию о памятниках. В особой заботе нуждаются некрополи и места боевой славы как , так и Великой Отечественной.

После пленарного заседания прошел целый ряд круглых столов. Автор данного сообщения выступал на круглом столе: «Калининградская область в пространстве гуманитарного суверенитета». Пользуясь случаем, автор данной статьи представляет свое выступление.

«Дорогие друзья, ваши замечательные выступления вызвали целый ряд мыслей и предложений. Во-первых, по поводу Великой Отечественной войны и концепции Великой Отечественной войны. Стоит вспомнить, что Гитлер воевал не один, что против нас шла вся Европа. Мы помним о 24 тысячах французских партизан, а почему-то мило забываем, что 195 тысяч французов воевали в составе легионов СС на восточном фронте. В октябре 1941-го года был бой под Бородино, и вновь французов с русскими. Правда, результат был несколько другим. Французов настолько потрепали, что им пришлось отойти в тыл на переформирование. Соответственно, необходимо акцентировать концепцию европейской вины за преступления на территории Советского Союза и концепцию вины ведущих западноевропейских государств за взращивание Гитлера. Фактических материалов достаточно.

Второе, в чём на наш взгляд нуждается не только Калининградская область, но, в общем, и вся Россия, но Калининградская область в особенности. В своего рода (не надо бояться этих слов) монументальной пропаганде, связанной с Великой Отечественной войной. Сюжет с генералом Дмитрием Михайловичем Карбышевым озвучен. Калининградская область нуждается в памятниках Черняховскому, Рокоссовскому, Василевскому, хорошо поставить памятник тому же Маринеско, который утопил “Вильгельма Густлоффа”. Нужны не отдельные памятники, а целая программа. Нужно оживление книг памяти не только для Калининграда, но и для районов. В эти книги памяти должны войти не только имена павших в Великую Отечественную войну, но и имена всех достойных людей, которые так или иначе себя проявили в области строительства Вооружённых сил, промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры. Еще одна инициатива, которая есть у нас в Санкт-Петербурге, – всероссийский помянник, а именно собрание имён павших в войну и пострадавших в репрессиях, и просто достойных людей, если о них известно, что они были православного исповедания, и их церковное поминовение не только в поминальные дни, но и постоянно. Это один аспект, аспект сохранения памяти.

Второй аспект связан с тем, что мне важно и дорого не только как священнослужителю, но и как доценту Санкт-Петербургского университета, – это высшее образование. Збигнев Бжезинский заявил следующее: “Высшее образование в странах, не являющихся союзниками США, представляет опасность”. То, что сейчас происходит в высшем образовании, в том числе и в моём родном Санкт-Петербургском университете, иначе как погромом не назовешь: с 5-летнего перешли на 4-летнее, и уничтожается “специализация” на первом курсе. По сути дела, на моём родном историческом факультете кафедры реально уже не существует. Существует, извините, какой-то бомжатник, какой-то бродячий цирк по Жаку Аттали. И студент сегодня ходит на античный театр, завтра на средневековый быт, послезавтра ещё куда-то. В результате возникает пирожок ни с чем. Необходимо восстановление “специализации”, которое возможно даже в условиях бакалавриата, потому что в МГУ этот вопрос, слава Богу, уже решили: магистратура там является надстройкой бакалавриата и таким образом выстраивается 6-летняя линия “специализации”.

Далее: необходимо остановить процесс слияния ВУЗов, уничтожение и слияние кафедр. Именно многопрофильность, именно “специализация” всегда были силой и российской, и мировой науки. А сейчас происходит “всемирное смешение”, говоря языком Леонтьева, в результате чего создаётся просто хаос в ВУЗах, и мы получаем недоспециалистов в виде бакалавров и недоспециалистов в виде магистрантов, потому что зачастую они за 2 года лихорадочно вынуждены осваивать всё то, что они недополучили на бакалавриате.

Необходимо преодолевать бюрократизацию высшего и среднего образования – эту замечательную наукометрию, огромные отчёты, контроль, контроль и контроль, который просто не даёт преподавателю времени работать с учениками и студентами, заниматься научным творчеством.

Задача образования – это сопровождение человека на богочеловеческом пути

Дальше очень важное положение: отказ от концепции образования как предоставления сферы услуг потребителю. Задачи образования другие – это формирование российского специалиста, российского гражданина, российского человека. И, что касается духовно-нравственной составляющей, то задача образования – сопровождение человека на богочеловеческом пути, чему, в конечном счёте, и должно быть посвящено образование. Необходимо возвращение воспитательной линии в наше образование, потому что сейчас, по существующим документам, оно практически устранено. Воспитанием мы не занимаемся, мы предоставляем информационные услуги, в результате чего преподаватель получается лакеем на побегушках у барчука, что, конечно, вредно для самих же учащихся, и, безусловно, это – беда нынешнего образования.

Что касается проблемы, связанной с театром и скандалом с “Тангейзером”. На мой взгляд, “Тангейзер” – это политическая провокация, которая как-то изумительно совпала с покушением на Немцова, с целью возбудить с одной стороны либеральный электорат, с другой – правый консервативный. К сожалению, некоторые из наших деятелей искусств живут по принципу: “Выпьем за то, чтобы у нас всё было и нам ничего за это не было!” Люди забывают не только об ответственности перед государством, но и об ответственности перед Уголовным кодексом. Необходимо соблюдение, прежде всего, законов. И для этого необходим известный мониторинг. Идея следующая – создание наблюдательных общественных советов при театральных учреждениях, которые выносили бы в случае наблюдения каких-либо правонарушений вердикт уже на подготовительной стадии, на стадии генеральных репетиций. Не реагировать по факту, а пресекать на предварительной стадии, чтобы таких скандалов просто не было. И, в данном случае, конечно, необходим мониторинг ситуации и тесная координация общественных сил и государства, в том числе и правоохранительных органов.

О русском языке. К сожалению, действительно возникает проблема, но не суверенитета, я не очень люблю этот термин, а скорее нашего самодержавия, самодержавия духа, как говорил владыка Иоанн (Снычев). Потому что мы, к сожалению, разучиваемся под англосаксонским влиянием говорить на собственном языке. Выявляется выражение “бренд, брендинг”. Даже шутка такая возникает – “сбрЭндил” от слова “бренд”. Есть целый ряд хороших русских терминов, устоявшихся, может быть, иностранных, типа “это наша марка, это наш символ”. Даже можно всё-таки говорить по-русски – “пункт первый”.

Второе, очень была хорошая идея, связанная с диктантами, но я бы ставил её шире – фестивали русского языка и русской литературы, связанные с крупными церковными и общественными событиями, в частности, развитие Кирилло-Мефодиевского движения: праздники, . И это не просто некие формальные, для галочки, а именно живые церковно-общественные, церковно-народные мероприятия, связанные и с богослужением, и со школой, и с театром.

И наконец, самое главное. Мы видим, что храмы в Калининградской области являются и духовными, и просветительскими, и культурными центрами. Общеизвестна истина: “Чем больше церквей, тем меньше тюрем”. Поэтому Калининградской области необходима программа построения храмов пошаговой доступности, наподобие той, что существует в Москве и Санкт-Петербурге. Храм формирует ландшафт и духовное пространство русского мира. И кому нужна та дорога, которая не ведет к храму? На наш взгляд, именно храмостроительство создаст облик Калининградской области как русской земли».

Русская Планета: Всемирный русский народный собор. Как это было

Почему площадка храма Христа Спасителя стала местом формирования новых русских смыслов
Геноцид русского народа, фальсификация истории, единый образовательный стандарт и «толерантные» западные угрозы - пожалуй, ни одна из острых тем современности не осталась вне внимания 19-го Всемирного русского народного собора (ВРНС), прошедшего в Москве в храме Христа Спасителя.

«Собор становится местом, способным формулировать новые мировоззренческие ориентиры и давать ответы на вопросы», - сказал святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Почему это так - выясняла «Русская планета».

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XIX Всемирного русского народного собора
Строительство нации

«Уважаемый муфтий, я не понял. Вы сожалеете, что князь Владимир не принял мусульманство? Или о том, что это вы не перешли в православие?» - сказал вслед уходящему с трибуны муфтию Владимир Жириновский.

Всемирный русский собор, который начался с обычных приветствий, набирал остроту с каждым оратором. Жириновский, рубя ладонью воздух, заявлял о необходимости защищать русских и христиан за рубежом: «России не хватает силы русского духа». Депутат от «Единой России» Ирина Яровая говорила о недопустимости вариативного образования. «Хочешь уничтожить врага, воспитай его детей», - сказала Яровая, завершив свое выступление словами: «Нужно, чтобы свет и святость русского народа и России были сохранены именно как свет и святость и были знакомы нашим будущим поколениям». Справедливорос Сергей Миронов настаивал на принятии закона «о русских как о системообразующем народе».

Россия встает на путь строительства нации, сказал РП Александр Ручьев, участник ВРНС, президент ГК «Мортон». «Задача у нас, как и во все времена, одна - выжить. И такие мероприятия, как Русский собор, способствуют этому», - добавил Ручьев.

Участник Всемирного русского народного собора, президент ГК «Мортон» Александр Ручьев
«Если раньше мы жили в мире полутонов и недосказанности и не совсем представляли, с кем имеем дело, то теперь это прекрасно видно. Все маски сброшены, против России выступает очевидное зло, и сейчас не время стесняться. Напротив - время заявлять о том, что Русский мир имеет право на свой цивилизационный проект, и где как не площадке Собора формировать его», - говорит Андрей Кормухин, координатор православного движения «Сорок сороков». Участники этого объединения в нынешнем году прошли настоящую войну с храмоборцами, защищая от их посягательств строящиеся в столице православные храмы.

«Те смыслы, которые проникли в Россию в 90-е годы, сформировали культ потребления и теплохладности среди молодежи. Всемирный русский собор - это та самая уникальная площадка, которая заполнит образовавшийся вакуум: здесь формулируют исконно русские смыслы», - сказал Кормухин.

Сила в единстве

Народ, несмотря на агрессивное воздействие внешней среды, не потерял своего единства, говорит РП митрополит Истринский Арсений, первый викарий святейшего патриарха Московского и всея Руси: «Посмотрите на акцию «Бессмертный полк» - кто думал, что это станет таким мощным общероссийским движением? Мы смотрим на него и понимаем: наш народ - это монолит, айсберг, от него невозможно отколоть какую-то часть».

За последние два десятка лет слова «Россия», «Отчизна», «Отечество» заменили нейтральной формулировкой «эта страна», сокрушается митрополит. Собор помогает вернуть исконные значения, а вместе с Собором за это выступает и Православная церковь.

Представители Русской православной церкви Митрополит Истринский Арсений, Митрополит Читинский Владимир и Протоиерей Лев Семенов на Всемирном русском народном соборе
«Церковь всегда старалась найти площадку диалога, площадку, способную примирить и направить в созидающее русло противоборствующие стороны. Так было и в 93-м году, когда Россия стояла на пороге гражданской войны: святейший патриарх Алексий II и нынешний патриарх, а тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл приложили все силы, чтобы найти эту площадку. Употребили все силы и даже вынесли народу на поклонение чудотворную Владимирскую икону из Третьяковской галереи. Елоховский собор, куда ее тогда принесли, был полон, и стало ясно: мы будем едины, как бы нас ни трепали и ни пытались облить грязями. Это только удобрит нас и закалит», - продолжил митрополит Арсений.

Священник Андрей Туров из Томска руководит епархиальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества. «Сложность сегодняшнего исторического момента в том, что под видом подлинных ценностей, которые могут стать фундаментом для созидания, для познания, нам пытаются дать ценности альтернативные - те, которые можно взять в кавычки. Собор в этих условиях выполняет функцию консолидации людей. Здесь много раз говорят и не устают повторять: отечество - это не просто страна, где все мы живем. Но это родина, любимая страна», - объясняет священник значение Собора.

«Мы стали свидетелями поистине исторического события. В то время, когда весь Русский мир сталкивается с вызовами, которые заставляют мобилизоваться и собрать силы и дух на решение задач, Собор показывает единство русского народа», - делится своими впечатлениями от происходящего протоиерей Лев Семенов, руководитель духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

«Если душа человека не наполнена высшим смыслом, человек живет будто механически, бездушно выполняет какие-то действия. И этот высший смысл был блестяще задан на Соборе, ибо смысл этот - о нас, о наших буднях, будущем, задачах и целях», - заключает священник.