Исследовательский проект на тему «Доброта и милосердие спасут мир. Человек и его добрые дела

ПРОЕКТ

Тема: «Твори добро»

Введение

1.Проблема добра и зла в современном мире

2.1.Общее понятие о добреи зле

2. Организация и проведение мероприятий

2.1. Анкетирование учащихся

2.2. Проведение мероприятий, направленных на совершение «добрых дел»

3.Заключение

4.Список источников информации

5.Приложения

5.1. Приложение №1

Памятка «Твори добро»

5.2.Приложение №2

5.3. Приложение №3.

Сборник «Добрых песен»

Введение

Добром наполни этот мир,

И пусть тепло всех греет светом!

Творить добро – душевный пир,

Что и в мороз нам дарит лето.

Пора душевного рассвета,

В нас расцветает от добра.

И пока крутиться планета,

Добро нас будит ото сна.

Слова – ничто, дела – вот важно,

Дела – наполни добротой.

Добро твори неистово, отважно,

К каждому делу подходя с душой!

Ты это можешь – это просто,

Возьми да сделай, не ленись.

Когда кругом все – сухо, черство,

Любовью ты со злом борись!

Мы живём в мире технических достижений, когда у человека есть всё. Но в последнее время, мы перестали замечать главное: людей, которые нуждаются в помощи, животных, которые зависят от нас; природу, частью которой являемся. Отсутствие заботы к ближнему, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения людей.

А можно ли это поправить? Конечно, нужно только любить и заботиться о тех, кто нас окружает. Мы решили, что каждый должен начать с себя.

Цель : формирование у детей социально-нравственных ценностей, привлечение детей к значимой самостоятельной деятельности во благо других людей, учиться совершать добрые поступки и дела в семье, школе, на улице.

Задачи:

    определить отличительные особенности добрых дел;

    обогатить эмоциональный мир школьников, укрепить знания о добре;

    побуждать к желанию творить добрые дела бескорыстно и искренне: воспитывать уважение к людям старшего поколения, к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

    запланировать виды добрых дел в семье, школе, на улице;

    осуществить запланированные добрые дела;

    выявить личные изменения, появившиеся в результате реализации добрых дел.

Объект исследования : поведение школьников.

Предмет исследования: добрые дела школьников.

Методы: анализ, сравнение.

Гипотеза исследования: м ожно научиться делать добрые дела и становиться внимательнее к окружающим людям.

Значимость проекта

Осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями и классным руководителем послужило «толчком» обсуждение понятия «доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских ситуаций детей, выводы о том, что многие люди, а также природа нуждаются в помощи.

Особенностью предлагаемого проекта является вовлечение всего классного коллектива в его реализацию через организацию деятельности каждого ученика нашего класса.

Участники проекта : ученики 3 «а» класса.

Руководитель проекта : Щукина Елена Африкановна.

Сроки реализации: бессрочной проект.

Формы реализации проекта:

    Совместная организованная деятельность с детьми;

  1. Работа с родителями.

Продукты реализации проекта:

    Оформление фотовыставки «Наши добрые дела»;

    Оформление «Дневника добрых дел»;

    Создание сборника пословиц и поговорок о добре:

    Сборник «Добрых песен»;

    Создание памятки «Правила доброты»

Глава 1. Проблема добра и зла в современном мире.

1.1 Общее понятие о добре и зле.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

В.А.Сухомлинский писал “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.

Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «добро» толкуется так: добро - это положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Слово «добро» является исконно русским и ведет свои корни не со старославянского, а из прославянского языка. В котором оно имело несколько значений: храбрый, сильный, крепкий. Свой современный смысл слово получило после создания «Азбуки»: А- аз, Б-буки, В – ведаю, Г – глаголю, Д – добро.

В Википедии, понятие «добро» объясняется так : добро - общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (т. е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.

Категории добра и зла составляют суть извечного выбора человека, смысл его земного существования. Эта проблема появилась с самого момента появления человека. Без осознания личностью, что есть добро и зло невозможно постижение других категорий этических ценностей. Вопрос о добре и зле является центром всех религиозных доктрин, известных человечеству. Проблемы добра и зла разбираются в философии, этике, психологии и других науках. Этой теме посвящено множество литературных произведений. Эта проблема не перестает будоражить человечество, заставляя искать новые ответы на извечные вопросы.

Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими моральное сознание человека. Они связаны с оценкой совокупности поступков и его деятельности. Добро является главным критерием для морали, с его позиций рассматриваются все нравственные категории, оно объединяет в себе все положительные нормы и требования. Кроме того, добро само выступает мотивом, определяющим деятельность человека.

Моральные поступки – это выбор между добром и злом. Этот выбор всегда означает действие свободной воли человека, он возможен тогда, когда человек понимает, что есть добро и зло и имеет оценку действий в соответствии с этими понятиями.

2. Организация и проведение мероприятий.

2.1. Анкетирование учащихся.

Вечное противостояние добра и зла – это одна из наиболее важных проблем. Дискуссии по этому поводу шли с древних времён, и по сей день. Трудно представить себе человека, не имеющего представления об этих понятиях.

Мы решили выяснить, что думают ученики нашего класса по этому вопросу. Для этого мы провели экспресс-анкетирование в рамках проекта. Моим одноклассникам мы задавали следующие вопросы:

    1. Кто такой добрый человек?

      Считаешь ли ты себя добрым человеком?

      Кто нуждается в помощи?

      Кому мы можем помочь?

Анализируя ответы, мы выяснили, что:

    добрый человек - это человек с доброй душой, который помогает другим;

    добрый человек – это тот, который всё может сделать, помочь, выручить в беде;

    это тот, кто никогда ни с кем не спорит, уступает место.

На второй вопрос мы получили такие ответы: По результатам анкетирования,

мы выяснили, что из опрошенных 84 учеников нашей начальной школы 50 человек (60%) добры и любезны. 34 человека (60%) добры от случая к случаю. Они добры не со всеми и не всегда.

В помощи нуждаются, по мнению, ребят:

    человек, который лежит в больнице, инвалид:

    пожилые люди или дети, у которых нет родителей;

    нищий человек, бомж, больной;

    люди, у которых нет семьи;

    животные

На последний вопрос мы получили такие ответы:

    пожилых людей перевести через дорогу, открыть дверь в помещение, помочь донести тяжёлые сумки;

    детям, пожилым и людям, которые живут на улице;

    помочь детям из без родителей;

    которые болеют, у которых нет дома и нищим, инвалидам.

Проведенное анкетирование показало, что ребята понимают, что такое «добро», и как можно своими силами совершать добрые дела.

2.2. Проведение мероприятий, направленных на совершение «добрых дел».

В повседневный жизни каждый сталкивается как с добром, так и со злом. Мы постарались сделать так, чтобы окружающие нас люди сталкивались только с добром. Вот наш перечень проведенных мероприятий.

План добрых дел

Первое, что мы сделали – это создали «Копилки добрых дел», в которых стали фиксировать все наши хорошие поступки.

    Добрые дела. Для семьи.

1. Помощь в трудовых делах (мыть посуду, вытирать пыль, протирать полы…)

2. Ухаживать за домашними питомцами.

3. Заботливо относиться к старшим и младшим членам семьи.

    Добрые дела для класса .

    Помощь в классе учителю.

2.Проведение акции под названием «Доброе слово лечит, а злое калечит», посвятив её изучению вежливых слов. И потом провели эксперимент, используя бумажную куклу.

    Изучили музыкальный материал и создали Сборник «Добрых песен».

    Организовали выставку «Всё в твоих руках».

На уроке технологии сделали поделку, с помощью наших ладошек. Ладони – это символ того, что всё в человеческих руках, пусть даже таких маленьких, как наши.

    Соблюдение правил поведения.

    Уборка кабинета.

3.Сбор книг для пополнения фонда школьной библиотеки.

4. Раздача листовок - памяток ученикам и учителям школы.

    Добрые дела для общества

1 Уборка территории

2. Создание Сборника пословиц и поговорок о добре

Заключение

Деятельность, осуществляемая по проекту для нас была очень важна. В процессе реализации проекта был накоплен определенный положительный опыт.

В ходе реализации проекта, нами были созданы следующие продукты:

сборник пословиц и поговорок о добре, сборник «Добрых песен», памятка «Правила доброты», которые могут быть использованы учениками и учителями в своей практической деятельности.

За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Но сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям. Мы решили, что самое главное для нас это то, что мы:

Научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать.

И конечно, если каждый из нас, хотя бы в своей семье, будет это делать, то меньше будет обиженных людей, брошенных животных, плохого настроения, будет больше улыбок, счастья, да и мир будет добрее.

Список использованной литературы:

    Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.

    Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1998.

    Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. -120с.

    Т. В. Волкова, «Наука быть человеком: материалы для классных часов.

в 1-4 классах», Волгоград: Учитель, 2007

    В. И. Даль, «Толковый словарь русского языка. Современная версия»,

Москва: ЭКСМО, 2002

    ru.wikipedia.org›Добро

    http://vseposlovici.ru

Приложение №1

Правила дружбы и доброты «Твори добро»

  • Не ссорится

    Уступать друг другу

    Не бояться просить прощения, если обидел друга

    Не грубить, быть вежливым

    Не злиться

    Не жадничать

    Помогать другу

    Быть честным

    Быть вежливым

    Доверять друг другу

    Делиться успехами и неудачами

    Не оставлять друга в беде, не ждать просьбы о помощи, а самому предлагать ее

Приложение №2

Сборник пословиц и поговорок о добре

    Добрые слова лучше мягкого пирога.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.

    Доброго держись, а от худого удались.

    Добрая совесть не боится клеветы.

    Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

    Доброе дело питает и душу и тело.

    Сделав добро, не хвались.

    За добро добром и платят.

    И собака старое добро помнит.

    И собака помнит, кто ее кормит.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

    Добрая семья прибавит разума - ума.

    Добрые вести не лежат на месте.

    Добро делать спешить надобно.

    Добро не горит, но тонет.

    Добро не лихо - бродит тихо.

    Добро не умрет, а зло пропадет.

    Доброе братство лучше богатства.

    Доброе семя - добрый и всход.

    Доброму слову - добрый ответ.

    Добрая шутка дружбы не рушит.

Надежда Харрасова

НП «Центр Временного Пребывания детей»

Проект для группы младшего возраста :

«История добрых дел »

Девиз : “Спеши творить добро” .

Подготовила : Воспитатель

мл. группы «Анютинины глазки»

Харрасова Н. В.

Г. Сургут

1. Описание проекта___ 3

2. Введение ___ 4

3. Актуальность ___ 5

4. Проблема проекта___ 6

5. Цель и задачи ___ 7

6. Этапы проекта и планируемые результаты___ 8-9

7. Образовательная деятельность ___ 10

8. Перспективный план по реализации проекта___ 11-14

9. Вывод ___ 15

10. Список используемой литературы ___ 16

Описание проекта

Доброта с годами не стареет ,

Доброта от холода согреет ,

Если доброта как солнце светит ,

Радуются взрослые и дети.

И. Дубина

Тема : «История добрых дел »

Место проведения. НП «Центр Временного Пребывания Детей» ,

гр «Анютины глазки» .

Сроки проведения проекта : .Проект краткосрочный ; сроком 1 месяц, с 15 января 2018г-15 февраля 2018г

Участники проекта : воспитатель, дети, родители.

Тип проекта : Творческий, познавательный.

Образовательные области :

Социально коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Формы работы : игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями.

Введение.

Говорят, что если есть в человеке доброта , человечность, чуткость, доброжелательность , значит, он как человек состоялся.

В. А. Сухомлинский писал “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.

Задача современного воспитателя, педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в молодёжной среде. Воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека.

Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств . Человеческая доброта , милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

В словаре С. Ожегова, доброта – это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим . Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово . Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.

Актуальность проекта

«Я должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире увеличилось ».

Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности.

Проект «История добрых дел способствует формированию инициативы добра и ответственности детей, родителей, приобретению ими практического опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности.

Главное его направление – это оказание помощи детям в познании искусства творить добро , всем оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе.

Данный проект объединит вокруг себя детей и взрослых (воспитанников и педагогов) и станет общим делом.

Добро , гуманизм, милосердие, смысл жизни – это ценности, о которых можно говорить бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди, которые делают! Результаты скажут сами за себя.

Все в наших руках! Нас ждут великие дела!

Доброта нужна всем людям-

Пусть побольше добрых будет !

Доброта - она от века

Украшенье человека!

Проблема :

Дети – это наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена : особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие. Проблемы нравственного воспитания становятся всё более актуальными. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной , жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка : он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями. Работая над решением данной проблемы, метод проектов , действительно, актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, это позволит ему успешно корректировать знания и отношение к окружающему его миру. Существует недооценка важности трудового воспитания, недооценка важности формирования эмоционально положительного отношения к труду начиная с младшего дошкольного возраста, нравственного значения труда ребенка как проявления его заботы о членах семей.

Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.

Цель : Воспитание у детей положительных

качеств характера, способствовать сплочению

коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков , добрых дел во благо других людей.

Задачи проекта :

1. Создать условия для творческой самореализации педагогов, воспитанников, родителей ДОУ и выявить инициативных участников проекта ДОУ ;

2. Углублять представление детей о

доброте , как о ценном, неотъемлемом

качестве человека.

3. Формировать у детей положительного

отношения ко всем людям.

4. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки .

5. Познакомиться с художественной литературой, пословицами и поговорками о доброте .

6. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

7. Воспитывать чувство доброты и уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества : доброту , уважение, милосердие.

8. Уточнять знания детей об этикете, закреплять правила вежливого общения.

В основу проекта положены следующие воспитательные методы :

Вовлечение в деятельность;

Стимулирование;

Сотрудничество;

Доверие;

Личный пример.

Этапы проведения проекта .

I этап (подготовительный) – 15.01.18г. - 21.01.2018г

1. Сбор литературы о добре : стихи,

рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки.

2. Составление перспективного плана.

3. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.

4. Работа с родителями.

5. Разработка занятий, определение тематики бесед.

6. Подбор музыкального репертуара.

7. Изготовление пособий, дидактических игр.

8. Подборка материалов для бесед.

Ожидаемый результат : Создание положительного сотрудничества и взаимодействия с родителями и их детьми.

II этап (основной) –22.01.2018г-11.02.2018г

Реализация перспективного плана с детьми и их родителями;

Проведение мероприятия согласно плана;

Консультации для родителей;

Заучивание и чтение стихов. загадок, сказок;

Выпуск стенгазет;

Составление копилки конспектов проводимых занятий.

Ожидаемый результат

Установление прочной взаимосвязи с родителями воспитанников, формирование навыков действовать сообща, вовлечение родителей в активную работу группы, формирование у родителей правильного отношения в развитие своего ребенка.

Обогащение и углубление знаний о добрых и хороших поступках . Воспитание в детях любви к ближнему и желанию заботиться о других. Обогащение словарного запаса и развитие речи у детей, мышления, воображения и эмоциональной отзывчивости. Воспитание у детей чувства любознательности и чувства сопереживания., умения отличать плохие поступки от хороших. Формирование навыков действовать сообща. Воспитание у детей чувство гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.

III этап (заключительный) – 12.02.2018г-15.02.2018г.

Подведение итогов проекта ;

Театрализованное представление «Добрая сказка »

Создание презентации по проекту «История добрых дел ;

Награждение участников;

Предоставление проекта педагогическому сообществу;

Участие в конкурсах разного уровня.

детей :

1. Дети хорошо будут понимать что такое «зло» , «добро » , «хороший поступок» , «плохой поступок» , «добрый человек » , «злой человек» .

2. Проявится способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.

3. Дети научатся понимать настроение других, выражать свое настроение при помощи красок.

4. Дети научатся организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о добре .

Предполагаемый результат со стороны родителей :

1. Повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы.

Предполагаемый результат со стороны педагога :

В группе будут созданы необходимые условия для формирования первоначальных представлений детей о нравственных чувствах и эмоциях.

Образовательная деятельность.

Образовательная область Тема Цели и задачи

Познавательное развитие :

Познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить с атрибутами русской традиционной культуры : изба, предметы быта, домашняя утварь, посуда, русский народный костюм; активизировать в речи детей обобщающие понятия «мебель» , «посуда» , «одежда» .

Познавательное развитие :

Математическое развитие «Игрушки» .

Формировать умение сравнивать животных игрушечных и настоящих; подбор персонажей к сказкам; определение общего персонажа для 2-х сказок «Колобок» , «Три поросенка» ; упражнение в сравнении двух предметов;

воссоздание целого из частей.

Речевое развитие Д/и «День Рождение» Обсуждение ситуации, как можно помочь

товарищу в трудную минуту.

«В гости к бабушке»

Развивать связную речь, расширять словарный запас детей, воспитывать умение отвечать на вопросы, слушать ответы других.

Художественно – эстетическое развитие : Рисование

«Дерево добрых слов » Учить создавать ритмическую композицию (чередование цветов или линий, закреплять знание названий цветов, воспитывать эстетический вкус.

Художественно – эстетическое развитие : Аппликация

«Я подарок папе подарю и скажу, как сильно я его люблю»

«Кораблик» Закреплять умение наклеивать готовые формы на трафарет, развивать моторику рук, закреплять знание основных геометрических фигур.

Речевое развитие Театрализация сказки «Теремок» развивать связную речь, расширять словарный запас детей, воспитывать умение отвечать на вопросы, слушать ответы других

Музыкальное развитие танец «Дружба»

Разучивание песенки «Кота Леопольда» «Если добрый ты » ; Познакомить детей с музыкальными инструментами, развивать слуховую и зрительную память; стимулировать проявление положительных эмоций при вождении хороводов, исполнении песен.

Физическая культура Подвижные игры «Добрые эльфы » Игра с мячом игра «Вежливые жмурки» .

Комплекс упражнений «Тропинка доброты » .»Веселые старты» формировать у воспитанников потребность в двигательной активности, развивать координацию движений

Перспективный план по реализации проекта

Дата Деятельность воспитателя Деятельность с детьми Деятельность с родителями

15.01.2018 Составление перспективного плана.

16.01.2018 Подбор литературы.

17.01.2018 Подготовка буклетов для родителей «Твори добро »

18.01.2018 Составление сборника пословиц, поговорок о добре , рассказы о добрых поступках и людях , делающих добрые дела Д/и «Оцени поступок» Цель : развивать мышление; связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку. Анкетирование родителей «Что Вы знаете о вежливости» Цель : изучение индивидуальных особенностей семьи, её воспитательных возможностей.

19.01.2018 Объявить конкурс на Самое оригинальное доброе дело ».

Словесная игра «Назови ласково» Цель : активизировать речь; развивать память, мышление; пополнить словарный запас; воспитывать доброту и отзывчивость . Привлечь родителей к созданию совместно с детьми творческого альбома «Наши добрые дела »

22.01.18 Посоветовать родителям провести с детьми беседу на тему «Что значит быть добрым Рисование «Дерева самых вежливых слов»

Цель : Учить создавать ритмическую композицию (чередование цветов или линий, закреплять знание названий цветов, воспитывать эстетический вкус. Изготовление «Дерева самых вежливых слов» , заполнить дерево словами.

Выпуск стенгазеты «Добро творит чудеса » Игра «Копилка добрых дел »

Цель : активизировать память, внимание детей; воспитывать дружелюбие; чувство отзывчивости; сопереживания; желание помогать другу в трудной ситуации

Познакомить детей с пословицами о добре и выучить 2-3 пословицы Рассматривание сюжетных картинок на тему : «Хорошо – плохо»

Цель : развивать внимание, усидчивость; учить детей ясно и четко выражать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.

Акция «Подари книжку саду»

Показ презентации «Добрые дела » Этюд «Скажи доброе слово , комплимент товарищу»

Цель : упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу.

ситуации.

Акция «Утро начинается с улыбки» . Дети и родители готовят открытки с пожеланием хорошего настроения на весь день.

26.01.18 Раздать роли детям и начать учить слова сказки наизусть. Театрализация сказки «Добрая сказка » Цель : развить словарный запас.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей в семье» .

Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов»

Цель : упражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя; воспитывать культуру общения.

Выпуск буклетов для родителей «Твори добро » Аппликация «Я подарок маме подарю и скажу, как сильно я её люблю» .(изготовление подарков своими руками для мам) .

Задания «Как можно…»

Поздороваться

Попрощаться

Поблагодарить

Вежливо попросить

Вежливо обратиться

Подвижные игры «Добрые эльфы »

Цель : формировать у воспитанников потребность в двигательной активности, развивать координацию движений

С/ролевая игра «Бюро добрых дел »

Цель : развивать игровой диалог; игровое взаимодействие; воспитывать культуру поведения и общения друг с другом.

Разучивание песенки «Кота Леопольда»

Ситуативная беседа с детьми «Кто и зачем придумал вежливые слова»

Цель : закрепить с детьми представление о правилах поведения в гостях; в общественных местах; развивать диалогическую речь, умение строить суждение; воспитывать доброжелательность ; культуру общения.

Собрать для группы коллекцию книг о волшебстве, добре . Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель : продолжать употреблять в речи вежливые слова;

закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.

Материал : сюжетные картинки.

Акция

П/и «Магазин» , «В гостях»

Цель : расширить содержание игровых сюжетов сюжетно-ролевых игр; попрактиковать детей в вежливом поведении в конкретных ситуациях.

Составление «Копилки добрых дел » .

Разучивание танца «Дружба» Цель : развивать слуховую и зрительную память; стимулировать проявление положительных эмоций при вождении хороводов, исполнении песен.

Акция «Полечите книгу» .

Оформление выставки

«Аллея добрых книг »

Досуг для детей «Тропинка добра » .

Подготовка Сценария «Масленица» уличного гуляния с родителями и воспитанниками Развлечение «Широкая масленица» Подготовка реквизитов для масленицы

Подготовить театрализованное представление «Добрая сказка » Оформление зимних участков : детских горок, снежных построек. (привлечение родителей)

16,02,18 Диалог с родителями по завершению проекта . Показ сказки.

Подведение итогов и награждение самых активных родителей. Театрализованное представление «Добрая сказка » . Диалог с родителями по завершению проекта .

Вывод о проделанной работе :

В наше время доброта не очень ценится , люди стесняются быть добрыми . Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность .

Доброта , милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал : "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". Человек, который делает добро другим , чувствует себя счастливым.

На протяжении всего проекта совместно с родителями мной была организована и собрана «Аллея добрых книг » , куда вошли сборники пословиц, поговорок о добре , рассказы о добрых поступках и людях , делающих добрые дела , детская литература.

Мной было организовано три акции, в которых родители приняли активное участие.

А в акции «Помощь в трудной жизненной ситуации» , организованной для семьи погорельцев,приняли участие так-же и воспитатели нашего сада.

Во время проекта совместно с детьми было проведено два развлечения и подготовлено театрализованное представление «Добрая сказка »

Дети были в восторге от презентации с дидактическими играми на тему добро и зло .

Теперь я с уверенностью могу сказать, что Дети имеют четкое представление

о доброте , добрых поступках .

Дети знают стихи, пословицы о доброте , мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.

Дети стали бережнее относится к живому миру природы.

У детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи, оказывают посильную помощь.

У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.

У родителей повысился интерес к жизни группы.

Литература :

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада Воронеж : ТЦ «Учитель» . 2004.

2. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.

3. Островская Л. Ф. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.

4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.

Чтение художественной литературы :

-Сказки : «Золушка» , «Снежная королева» ,

«Три сына» , «Два жадных медвежонка» ,

«Доброе утро » , «Самые добрые сказки » .

В. Маяковский «Что такое хорошо и, что такое плохо?»

А. Барто «Вовка – добрая душа »

Е. Благинина «Подарок»

А. Кузнецова «Подружки»

С. Маршак «Ежели вы вежливы» .

Разучивание стихотворений о доброте .



В папке содержится исследовательская работа, презентация и видеоролик.

Просмотр содержимого документа
«Текст доброта спасет мир»

__________________________________________________________

«Доброта спасёт мир»

Работу выполнил:

Иванов Олег

4 «А» класс

Руководитель:

Пидыбаева Ольга Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 17 г.Йошкар-Ола»

Введение…………………………………………………………………..……….3

Основная часть……………………………………………………………..……..5

      Анкетирование и результаты анкетирования…………………………….6

      Работа со словом «Доброта»……………………………………………...7

      Примеры доброты………………………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………...…..14

Источники информации……………………………………………………...….15

Приложение…………………………………………………………...…………16

Введение

Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.

Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту, делятся кровом с оставшимися без жилья. Люди издавна считали, что добро – это одно из важных качеств. Даже в народных сказках добро побеждает зло. Добро может заменить подарок в праздник, помочь больному быстрее преодолеть болезнь, поднять настроение в грустный момент.

Актуальность

Объект исследования : человек

Предмет исследовани

Цель:

    Создать наглядно-методическую базу в виде наглядного пособия при изучении темы «Добро и зло» по ОРКСЭ в 4 классе.

Выдвигаем гипотезы :

    .

Задачи:

    Провести анкетирование среди обучающихся 4 А класса,

    Оформить работу с целью создания наглядного методического пособия.

Проблемные вопросы:

    Что такое доброта?

    Все ли могут быть добрыми?

    Как доброта может спасти мир?

Методы исследования:

    Анкетирование;

    Беседа с родителями, учителями;

    Анализ литературы и интернет источников

Ожидаемые результаты:

    Воспитание доброты и милосердия в обучающихся на примерах;

    Расширить кругозор и развивать познавательный интерес обучающихся;

    Формирование методической школьной базы;

    Использовать информацию для ознакомления обучающихся школы и родителей.

      Анкетирование и результаты анкетирования.

Прежде, чем приступить к работе по изучению слова «доброта», мы решили провести в классе анкетирование. Обучающиеся 4 «А» в ходе анкетирования должны были ответить на следующие вопросы:

1.Верите ли вы в добро?

В ходе анкетирования (Приложение 1 – анкета) были получены следующие результаты.

На вопрос № 1. Верите ли вы в добро? - 24 ученика ответили «Да».

На вопрос № 2. Каковы истоки вашей доброты? - было предложено 3 варианта ответов, здесь мнения ребят разошлись:

11 - семья,

8 – школа,

5 – общество.

На вопрос № 3. Часто ли вы совершаете добрые поступки? – ответы также были неоднородными:

Часто – 13,

Иногда – 8,

Почти никогда – 3.

Данные также представлены в виде круговых диаграмм.

Одна из наших задач была - Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность. Нами было решено проанализировать слово «Добро», найти значение этого слова, подобрать однокоренные слова, синонимы и антонимы. Нашим следующим шагом в исследовательской работе стал подбор и анализ литературы и интернет источников.

      . Работа со словом «Доброта»

В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:
А-аз,

Б-буки,

В-веди,

Г – глагол,

Д – добро,

Ж-живёте,

3-земля,
Л-люди,
М-мыслите,
П – покой.

Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».

Доброта – это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы рассмотрели значение слова «доброта ». И вот что у нас получилось...

Мы обратились к «Толковому словарю русского языка» под ред. С.И.Ожегова.

Добро -а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). Д. должно бытье кулаками (афоризм).

Также мы проанализировали другие источники, и выделили следующие значения слова « Добро »

1.Добро - нравственное понятие

2.Добро - название буквы Д в старославянской азбуке и в русском алфавите до реформы

3.Добро - синоним блага, богатства

4.Добро - этическая, религиозная и философская категория

5. До́бро - музыкальный инструмент

Рассмотрим подробнее эти значения:

    Добро-нравственное понятие.

Добро - понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему.

    Добро – буква.

Д, д (название: дэ) - пятая буква почти всех славянских кириллических алфавитов (только в украинском шестая), используется и в кириллических письменностях других языков. В старо- и церковнославянских азбуках носит название «добро»; в кириллице выглядит как Early Cyrillic letter Dobro.png и имеет числовое значение 4.

    Слово «добро» как благо.

Благо (экономика) - то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

    Добро- инструмент.

До́бро -шестиструнная резонаторная гитара. Она была изобретена в США в начале XX века выходцами из Чехии братьями Допера. От обычной акустической гитары До́бро отличается встроенным металлическим резонатором.

Изучили историю слова «Добро»,

Добро. Общеслав. Суф. производное (суф. -р-, ср. старый, острый, пестрый и т. п.) от доба "пора, время", той же основы (с перегласовкой о/е), что и дебелый. Первоначальное значение - "большой, крепкий, вошедший в добу (пору)". (Этимологический словарь, 2004 г.)

После этого мы подобрали однокоренные слова:

Добро,

доброжелатель,

добродивший,

доброкачественный,

добросердечный,

доброхотствовать,

доброволец.

Синонимы:

человечность,

гуманность,

ласковость,

человеколюбие,

добродушность,

благодушность,

добросердечность,

отзывчивость,

беззлобие.

Антонимы:

жестокость,

Поработав с литературой, рассмотрев различные токования, мы решили перейти к следующему этапу - показать примеры добрых поступков, преимущества доброты, вывести правила доброты.

      . Примеры доброты

Праздник доброты отмечают 17 февраля, вне зависимости от места проживания, гражданства и национальности. Организаторы Дня спонтанного проявления доброты призывают быть в этот день быть не просто добрыми и отзывчивыми к чужой беде, а добрыми безгранично и бескорыстно. Выдающийся американский писатель, журналист и общественный деятель Марк Твен говорил: « Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой».

В России этот праздник пока мало известен. В этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.

Кстати, в 2009 году ученые из США доказали, что доброта полезна для здоровья. Так, добрые люди живут дольше и болеют меньше. Такие выводы были сделаны на основании 5-летнего исследования с участием 400 мужчин и женщин.

Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта. Немногие в наше неспокойное время способны на такой «подвиг» - в состоянии усталости и раздражения от насущных забот мы всё чаще равнодушно проходим мимо чужих проблем, пока они не коснуться нас самих. И тогда мы ищем поддержку и участие у людей, для которых «бескорыстная помощь», «милосердие» и «отзывчивость» не просто слова, а смысл жизни, ставший призванием.

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые - щедро больным помогают,
Добрые - дарят тепло и уют,
Добрые - в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.

Добрым может быть каждый. Совершить добрый поступок не трудно, давайте рассмотрим примеры.

Примеры доброты.

    Четыре месяца назад у меня диагностировали облысение. Через месяц я потеряла волосы. Было страшно идти в школу, я думала, что все будут надо мной смеяться. На следующее утро я услышала стук в дверь, и десять моих друзей стояли на крыльце с полностью побритыми головами. Двое из них – девочки…

    Мы с подругой были в торговом центре и выиграли по мягкой игрушке в магазине. Шли и увидели умственно отсталого мальчика с папой и отдали игрушки ему. Он сказал: «Спасибо». Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал несколько месяцев.

    Работаю в кафе быстрого питания. Сегодня утром мужчина подошел к кассе и сказал: «За мной стоит девушка, я ее не знаю. Но я хотел бы заплатить за ее кофе. Передайте ей «Хорошего дня». Эта девушка сильно удивилась сперва… а затем сделала то же самое для следующего за ней в очереди человека. И так 5 раз подряд!

Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА.

Преимущества доброты:

    Доброта обеспечивает открытость – по отношению к людям, событиям и жизни в целом.

    Доброта даёт зоркость – для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

    Доброта даёт силы – для преобразования мира к лучшему.

    Доброта даёт возможности – участия и помощи окружающим людям.

    Доброта даёт возможности – становиться лучше самому и помогать стать лучше окружающим людям.

    Доброта даёт уверенность – в себе и в завтрашнем дне.

    Доброта даёт энергию – для совершения добрых дел.

Работая над проектом, мы вывели для себя следующие правила :

    Помогать людям.

    Забота о животных.

    Защищать слабых.

    Делиться последним с другом.

    Не завидовать.

    Прощать ошибки другим.

    Беречь природу.

Притча о добре и зле

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, аамбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

У человека есть всегда выбор, каким быть, на какую сторону встать. Мы за светлую сторону, мы за добро, мир, справедливость, любовь! Хоть мы ещё и не выросли, но мы можем совершать добрые поступки: помогаем маме помыть посуду, приглядываем за братиком или сестрёнкой, бабушке поливаем цветы, поддерживаем своих друзей, помогаем одноклассникам, кормим бездомных животных, выступаем в младшей группе волонтёров Ю.А.И.(Юные.Активные.Инициативные.) за ЗОЖ, собираем макулатуру, уважаем старших, навещаем ветеранов… Добрым может быть каждый, не зависимо от возраста, профессии, вероисповедания!

Заключение

В результате исследования мы расширили и углубили знания о «доброте»: провели анкетирование, изучили значение этого слова, провели словарную работу, изучили примеры добрых дел, оформили работу как наглядно - методическое пособие для изучения темы «Добро и зло в 4 классе» при изучении предмета ОРКСЭ. Передаем эстафету по созданию наглядно - методической базы будущим четвертым классам: на 2016-2017 учебный год Беляевой Людмиле Анатольевне, Калининой Наталье Анатольевне.

В результате исследования нами было доказано, что тема актуальна. Доброта помогает человеку быть принятым в обществе людей, т.к. является универсальным человеческим качеством. Мы смогли ответить на вопросы, которые были поставлены перед нами в начале исследования, а также подтвердили гипотезу.

Пока доброта живёт в нашем сердце, мы будем жить. Чтобы она жила, нужно зажечь её внутри себя. И тогда доброта спасёт мир! Мы в это верим!

Источники информации:

    В . А . Синицын . “ Путь к слову ”, АО “Столетие”, М., 1996.

    http :// ru . wikipedia . org / wiki /% C 4% EE % E 1% F 0% EE

    http :// www . ubrus . org / dictionary - units /? id =6452

    Фото из личного архива

    http://wandern1.narod.ru/images3/f9.jpg

    http://mou-petr.ucoz.ru/_nw/0/62297730.jpg

    http://wazhiny.ucoz.ru/_nw/0/88190389.jpghttp://sosh24.ucoz.ru/_pu/0/47523516.jpg

    http://school48-barnaul2.narod.ru/vet2.JPG

    http://anat-bibl.narod.ru/images/tim.jpg

    Тиханкова Анжелина Текст « Добрый» - что это за слово?»-2012-2013г (Информ.учебно-исследовательская работа по русскому языку)

Приложение 1 – Анкета

1.Верите ли вы в добро?

2.Каковы истоки вашей доброты?

В) Общество

3. Часто ли вы совершаете добрые поступки?

Б) Иногда

В) Почти никогда

Просмотр содержимого презентации
«Доброта спасет мир»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Йошкар-Олы»

Исследовательский проект в номинации «Доброта и милосердие спасут мир» на тему: «Доброта спасёт мир»

Работу выполнил: Иванов Олег

4 «А» класс, «СОШ №17»

Руководитель: Пидыбаева О.С.



Выдвигаем гипотезы :

  • Доброта помогает человеку быть принятым в обществе людей, т.к. является универсальным человеческим качеством.
  • Доброта - это общечеловеческое качество, т. к. она присуща разным людям и не зависит от пола, возраста, национальности, вероисповедания и пр .

Задачи :

  • Провести анкетирование среди обучающихся 4 А класса,
  • Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.
  • Проанализировать различные проявления доброты в жизни.
  • Оформить работу с целью создания наглядного методического пособия.

Цель:

  • Проанализировать слово «Доброта»;
  • Создать наглядно-методическую базу в виде наглядного пособия при изучении темы «Добро и зло» по ОРКСЭ в 4 классе.

Актуальность темы заключается в том, что доброта в наше время перестала быть важным человеческим качеством.

Объект исследования : человек

Предмет исследовани я: качество характера - ДОБРОТА.


Анкетирование

Проведя анкетирование в классе, мы получили

следующие результаты

  • Верите ли вы в добро? – 100% ответили «да»
  • Каковы истоки вашей доброты?
  • Часто ли вы совершаете добрые поступки?

В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами: В – веди, Д – добро, Ж - живёте, З – земля, Л – люди, М – мыслите, П – покой. Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».



Значения слова « Добро »

1.Добро - нравственное понятие.

2.Добро - название буквы Д в старославянской азбуке и в русском алфавите до реформы.

3.Добро - синоним блага, богатства.

4.Добро - этическая, религиозная и философская категория.

5. До́бро - музыкальный инструмент.


Однокоренные слова

История слова «ДОБРО»

Антонимы:

Синонимы:

Добро,

доброжелатель,

добряк,

добрый,

доброта,

добродивший,

доброкачественный,

добросердечный,

доброхотствовать,

доброволец

милость,

человечность,

гуманность,

ласковость,

человеколюбие,

добродушность,

благодушность,

добросердечность,

отзывчивость,

беззлобие.

жестокость,

злоба.

Добро. Общеслав. Суф. производное (суф. -р-, ср. старый, острый, пестрый и т. п.) от доба "пора, время", той же основы (с перегласовкой о/е), что и дебелый. Первоначальное значение - "большой, крепкий, вошедший в добу (пору)". (Этимологический словарь, 2004 г.)


«Доброта - это то, что может увидеть слепой и услышать глухой» Марк Твен


Добрых людей, как всегда, не хватает, Добрых людей, как всегда, дефицит. Добрых людей не всегда понимают, Сердце у добрых сильнее болит. Добрые - щедро больным помогают, Добрые - дарят тепло и уют, Добрые - в ногу со слабым шагают И никакого спасибо не ждут.


Из дневника девочки 14 лет: «Мне поставили диагноз – облысение. Через месяц я потеряла волосы. Было страшно идти в школу. Утром я услышала стук в дверь, десять моих друзей стояли в подъезде с полностью побритыми волосами, двое из них – девочки»…

Работаю в кафе быстрого питания. Сегодня утром мужчина подошел к кассе и сказал: «За мной стоит девушка, я ее не знаю. Но я хотел бы заплатить за ее кофе. Передайте ей «Хорошего дня». Эта девушка сильно удивилась сперва… а затем сделала то же самое для следующего за ней в очереди человека. И так 5 раз подряд!

Мне рассказала соседка: Мы с подругой выиграли мягкие игрушки. Шли по улице и увидели умственно отсталого мальчика с папой и отдали игрушки ему. Он сказал: «Спасибо». Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал несколько месяцев.


Качество это серьезное, главное, важное. То, что значит оно, очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, тепло и любовь. В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь. Это качество в сердце у многих живет и о боли других позабыть не дает. И оно поважнее, чем лица красота. Это качество - наших сердец ДОБРОТА.


Преимущества доброты:

5. Даёт силы для преобразования мира к лучшему.

1. Даёт зоркость для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

2. Даёт уверенность в себе и завтрашнем дне.

4. Даёт энергию для совершения добрых дел.

3. Обеспечивает открытость по отношению к людям, событиям и к жизни в целом.


Правила доброты

4. Делиться последним с другом.

7. Беречь природу.

2.Забота о животных.

5. Не завидовать .

6. Прощать ошибки другим.

1 . Помогать людям

3. Защищать слабого.


Притча о добре и зле

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


В результате исследования мы расширили и углубили знания о «доброте»: провели анкетирование, изучили значение этого слова, провели словарную работу, изучили примеры добрых дел, оформили работу как наглядно - методическое пособие для изучения темы «Добро и зло в 4 классе» при изучении предмета ОРКСЭ. Передаем эстафету по созданию наглядно - методической базы будущим четвертым классам: на 2016-2017 учебный год Беляевой Людмиле Анатольевне, Калининой Наталье Анатольевне. В результате исследования нами было доказано, что тема актуальна.

Пока доброта живёт в нашем сердце, мы будем жить. Чтобы она жила, нужно зажечь её внутри себя. И тогда доброта спасёт мир! Мы в это верим!


Урок по обществознанию

5 класс

Составила: Селиванова Е.В.

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ № 256 г.Фокино

2015 год


ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА

Спешите делать добро


Добрыми делами славен человек.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрые дела добру учат.


Человек

славен добрыми делами


ДОБРО


Добро – это:

1) Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу;

2) Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу

Толковые словари Ожегова, Ефремовой



Как вы охарактеризуете поступок Цветка? – Какие качества вы увидели в Бабочке? – Какая мораль в этой сказке?


Мораль – это правила доброго поведения.

Золотое правило морали:

«Не желай никому того, чего не желаешь себе»



Составляем синквейн

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
  • - четвёртая строка – это фраза которая , показывает отношение к теме (целое предложение);
  • - пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.

Тест "Добрый ли, я?"


  • У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
  • Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
  • Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
  • Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
  • Часто ли ты используешь злые шутки?
  • Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  • Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
  • С желание ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
  • Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
  • Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
  • Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?
  • Станешь ли ты передразнивать кого – то, чтобы развеселить своих друзей?

Бланк ответа

№ вопроса

№ вопроса

Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл

Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл


Пословицы

а его добрые дела.

Доброе слово

и кошке приятно.

Не одежда красит человека ,

того Бог отблагодарит.

Торопись на доброе дело,

в том и правды мало.

Не хвались серебром,

Кто добро творит,

а худое само приспеет.

В ком добра нет,

ищи доброты.

Не ищи красоты -

а хвались добром.


Домашнее задание

Заполни таблицу

Линии сравнения

В жизни

Проявление добра

В сказках

Проявление зла








Доброго вам

На данном уроке мы будем говорить о таком философском вопросе как доброта. Мы обсудим такие вопросы, как мера доброты, как вести себя справедливо по отношению к другим людям. Также нам предстоит поговорить о том, в любой ли ситуации нужно быть добрым, бывают ли добрые и злые нации.

Тема: Добродетели

Попробуем подойти к этой проблеме немного с другой стороны. У великого английского поэта лорда Байрона есть замечательное произведение – мистерия «Каин и Авель». В этом произведении есть строчки «Что было бы добром, кабы не знать нам зла?». То есть на понятие доброты можно посмотреть с обратной точки зрения. Мы говорим, что меру добра, хороших дел и поступков, доброго отношения к себе и окружающим мы можем воспринять только через боль и страдания, через какие-то вещи или жизненные ситуации, которые приносят нам зло и несчастье. Подход, безусловно, необычный и интересный, но, вместе с тем, он вполне допустим при обсуждении такого философского вопроса как добро и доброта. Какие-то жесткие определения в данном случае давать бессмысленно, хотя бы потому, что понятие доброты – это понятие нравственное, а, значит, каждый будет трактовать его для себя самостоятельно, исходя из жизненного опыта.

Конечно, когда вы совершаете какие-то хорошие поступки, поступки нравственные, которые делают вас счастливыми, вы чувствуете какой-то прилив сил и хорошее настроение благодаря тому, что делаете, эти поступки можно называть добрыми делами. А значит, когда нечто подобное происходит с вами, то есть кто-то по отношению к вам делает нечто, облегчающее вашу жизнь, или нечто, отвечающее вашим нынешним интересам, убеждениям или желаниям, вы говорите о таком человеке, как о добром . Но, с другой стороны, понятно, что все мы люди и все мы имеем самые разные стороны своего характера. В разных жизненных обстоятельствах мы, конечно, можем по-разному реагировать. Не бывает людей абсолютно добрых или абсолютно злых. Мировые религии пытаются показать нам ориентиры, некие символы абсолютного воплощения доброты, но они не реальны. Если мы говорим о фигуре Иисуса Христа, то его человеческая сущность, согласно христианскому учению, идеальна; это совершенно добрый человек, который никому никогда не желал и не делал зла. В обыденной жизни вы вряд ли сможете найти таких идеальных людей, к такому идеалу можно только стремиться.

Жизнь Христа по сути это и воплощение вселенской справедливости с точки зрения морали и нравственности. Закон справедливости очень прост: поступай так, как ты хотел бы, чтоб поступали с тобой. Похожий моральный императив сформулировал и Кант. То есть я не совершаю каких-то поступков, которых бы не хотел по отношению к себе, например, не хамлю другим, потому что не хочу услышать хамство в ответ. Я не ворую, потому что не хочу, чтобы украли у меня. Я не дебоширю, потому что сам не терплю дебоша и т.д. Если я живу согласно этому принципу, то, скорее всего, я буду добрым человеком. Просто в силу того, что я буду совершать поступки, которые не будут наносить не только вреда другим людям, но, скорее всего, будут им помогать. Ведь я буду делать то, что хочу, чтоб другие люди делали по отношению ко мне.

Представьте себе такое общество из людей, делающих только добрые дела. Конечно, это общество было бы идеальным и процветающим. Вы можете сказать, что окружающий нас мир не совсем такой. Да, это правда, но и сами люди не совсем такие. Мы разные и по-разному реагируем на разные жизненные обстоятельства. Но всё-таки если в нас преобладает доброта, если в нас преобладает нравственность, если мы стараемся следовать морально-этическим принципам, то наш мир будет лучше, комфортнее и добрее для каждого отдельно взятого человека.

Вы можете задаться вопросом: а всегда ли нужно быть добрым? Рассмотрим на примере такой ситуации как война. Война – это очень сложное социальное явление и, к сожалению, пока мы обойтись без этого явления не можем. Все знают, что война – это плохо. Война причиняет страдания людям, не имеющим отношения к причине конфликта, война заставляет убивать. Если мы рассмотрим историю войн за последние 500 лет, то придём к выводу, что боевые потери армий кратно меньше потерь мирного населения. Но, вместе с тем, покуда человечество не может разрешить возникающие конфликты и противоречия без военных действий, это социальное явление будет иметь место. Возникает вопрос: военный человек – это добрый или злой человек, ведь его призвание – убивать?

Военных людей действительно учат тому, чтобы убивать других людей. Но сложно сказать, можно ли называть таких людей плохими или злыми. Да, если мы, отклонившись от всех других взглядов, будем рассматривать этот вопрос, то придём к выводу, что человек, который должен убивать, злой. Но, с другой стороны, защитник Отечества, тот, кто пытается сохранить целостность нашей страны, отстоять территорию от чужеземных захватчиков, не может быть злым для нас. Именно поэтому природа добра и зла далеко не однозначна, и это очень сложный философский вопрос.

Ещё один важный момент, который нужно чётко усвоить – не существует злых или добрых народов. Нет наций, которые были бы каким-то образом изначально настроены на то, чтобы убивать, грабить или обижать других людей. Но не существует и народов, которые были бы изначально спокойными и умиротворёнными, желали другим только добра. Абсолютно в каждой нации есть люди добрые и злые. Есть люди, поступающие в одних ситуациях плохо и неправильно, а в других – справедливо и хорошо. Именно поэтому никогда нельзя навешивать какие-то ярлыки или штампы как ни на отдельного взятого человека, так и на целые народы.

Итак, мы сегодня поговорили о глобальной теме – теме добра и зла. Это очень серьёзный философский разговор не только для нас, но и для маститых учёных, которые до сих пор ставят перед собой такую проблему. Поскольку вопрос этот философский, он не требует окончательного решения и окончательного ответа. Тем не менее, вы для себя должны знать, что для того чтобы быть человеком добрым, нужно быть человеком моральным, а, значит, нужно жить в соответствии с тем самым золотым правилом, которое мы с вами сегодня называли: не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе.

У вас в учебнике в качестве примера проявление доброты приведена жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова. Это выдающийся учёный, физик-ядерщик, один из создателей советской водородной бомбы. Он принимал участие в создании ядерного стратегического щита нашего государства, но поговорим мы сейчас о Сахарове именно потому, что этот человек оказался намного более глобально мыслящим, нежели просто выдающийся учёный-физик. Представьте себе, Андрей Дмитриевич был увлечён наукой, ему было очень интересно заниматься решением физической задачи. В конечном итоге, группе учёных удалось создать цепную реакцию, обогащённую водородом, из-за которой выделяется большое количество тепловой энергии, а затем, на основе этих исследований, удалось создать водородную бомбу.

Когда Сахаров уже решил физическую задачу, он несколько переосмыслил то, что он сделал. Он понял, что теперь у людей оказалось оружие, которое может уничтожить всё человечество. Возникает вопрос: а зачем такое изобретение человеку вообще нужно? Что если такое оружие попадёт в руки безответственных политиков, и они применят его? В конце концов, в истории нашего человечества уже был пример, когда США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Это города, в которых не было крупных военных объектов, их сбросили, чтобы решить некие политические задачи, в том числе насторожить Советский Союз, продемонстрировать свою военную мощь. Жертвами данных действий стали тысячи и тысячи жителей Японии, прервались тысячи и тысячи человеческих жизней. Между прочим, до сих пор умирают люди, которые получили заражение в результате бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Так вот Сахаров всю последующую жизнь боролся с ядерным оружием. Это действительно удивительное явление, но такова природа человека. Мы иногда можем совершать ошибки или делать то, о чём потом будем сожалеть. Но если мы переосмысливаем свои действия, мы имеем возможность своей жизнью доказать, что боремся и исправляем последствия своих ошибок. Иногда, даже если нам противостоит огромное количество людей, это наш моральный выбор, это наш правильный поступок. Именно так и рождаются добрые люди.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.

3. Ангстрем - планета добрых дел ().

1. Ответь на вопросы об академике Сахарове на странице 195. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Как ты считаешь, во всех ли ситуациях необходимо быть добрым? Своё мнение подкрепи примерами из жизни.

3. *Запиши все пословицы и поговорки о доброте, которые ты знаешь. С какими из них ты согласен, а с какими – нет? Почему?