Комплекс упражнений для ног ребенку. Упражнения для ног картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему. Мотивация младшего школьника для выполнения ежедневного комплекса гимнастики дома – полезные советы родителям

Правильное формирование стопы влияет на работу всех органов и систем человека. Стопа может деформироваться и-за недостаточные развития мышц, поэтому рекомендуется проводить ЛФК при плоскостопии у детей. Какие упражнения необходимо выполнять и с какой регулярностью, рассмотрим далее.

Гимнастика при плоскостопии у детей

Лечебная физкультура при деформации стопы может стать отличной альтернативой операционного вмешательства, назначается на стадии коррекции опорно-двигательного аппарата и для закрепления полученных результатов лечения.

Польза гимнастики для ног при плоскостопии у детей:

  • Тренировка мышц голени;
  • Правильное формирование продольного/поперечного свода;
  • Улучшение прочности связок;
  • Усиление кровообращения;
  • Укрепление позвоночного столба;
  • Снятие усталости и отечности с нижних конечностей.

Это отличная профилактика плоскостопия в любом возрасте. Для детей полезно проводить ЛФК в игровой форме, таким образом занятия принесут не только пользу, но и удовольствие.

Общие требования к гимнастике

Заниматься с ребенком следует как в кабинете лечебной гимнастике, так и в домашних условиях, используя для этого специальные приспособления и снаряды, которые смогут обеспечить эффективное формирование глубины свода.

Внимание!

Упражнения для плоскостопия для детей не должны вызывать болезненные ощущения, переутомлять ребят. Важно контролировать постепенное увеличение нагрузки на суставы. Обязательно — периодический осмотр у доктора.

Регулярность занятий – 2 раза в день по 15 минут. Комплекс упражнений должен соответствовать возрастной категории, с учетом индивидуальных особенностей, степени патологии и самочувствия пациента.

Гимнастика для дошкольного возраста

В таком возрасте полезно практиковать игровые упражнения, количество подходов не должно превышать 10, а длительность занятия – не более 10 -15 минут. Обязательно делать разминку. Учитывать физическое и психическое состояние малыша.

Игровые занятия:

  • Хождение с подушкой на голове – мешочек размером 10 на 10 см наполнить крупой, носить как можно дольше на голове – для коррекции осанки, правильного формирования походки;
  • Пятнашки – пятнать запрещается того члена команды, кто успел занять позицию с прямой спиной, согнутыми в локтях и сжатыми в кулаки руками, одновременно нужно вытянуть вверх указательные пальцы;
  • Подтягивание – дети бегают по лужайке, а после по определенному звуковому сигналу принимают позицию на носочках с поднятыми вверх руками.

Перечень простых упражнения для стоп при плоскостопии у детей в возрасте до 6 лет:

  • Сгибание/разгибание стоп с максимальной амплитудой – махи ногами по часовой стрелке и обратно;
  • Хождение на носках, пальцы поджимая внутрь, стопы должны переставляться параллельное друг другу;
  • Ходьба по ребристой поверхности, для этого занятия подойдет бабушкина стиральная доска;
  • Полуприседания, стоя на пальчиках – если у детей дошкольного возраста возникнут трудности с его выполнением, то нужно перенести задачу на более старший возраст;
  • Перекатывание палки вперед-назад при помощи стоп – в положении сидя с упором на ноги;
  • Захват пальцами ног мелких предметов, которые разложены по полу – карандаши, мячики, прищепки, кубики, шнурки.

В завершении зарядки пусть дети походят на внутренней/внешней стороны стопы. Длительность занятий со временем увеличивают, повторяют через определение промежутки времени, используют новые корригирующие упражнения из более возрастных категорий.

Гимнастика для школьного возраста

В положении стоя ребенок может выполнять такой комплекс упражнений – стоять на внешних краях стопы несколько минут, приседать, не отрывая пятки от пола, выполнять ходьбу на носках, пятках, сводах стоп.

Элементы гимнастики для детей в сидячем положении:

  • Сгибать и разгибать пальцы на ногах;
  • Поднимать с интенсивностью пятки и носки с пола по очереди;
  • Выполнять круговые движения стопами;
  • Тянуть носки вперед и назад;
  • Разводить пятки в сторону, не отрывая носки от пола;
  • Захватывать мяч ногами и поднимать на максимальную высоту.

Также полезно лазить по гимнастической стенке, ходить на доске, размещенной под уклоном. Эффективно использовать для занятий специальный массажный коврик с контрастной поверхностью.

В положении сидя на коврике можно вытянуть ноги вперед и попеременно разгибать пальцы руками, после потянуть носки на себя и от себя. Далее необходимо свести и развести пятки, не отрывая носки от поверхности.

Чтобы избавиться от плоскостопия, эффективно задействовать теннисный мячик – захватывать ногами и при подымать над полом, подбрасывать мяч ногами, катать изделие от носка к пятке вдоль стопы.

Выполняя упражнения при плоскостопии у детей необходимо обращать внимание не на длительность процедуры, а на ее регулярность. При улучшении самочувствия пациента нельзя прерывать лечебный курс.

Некоторые из упражнений для исправления плоскостопия можно делать на улице, по дороге домой, полезно стимулировать ребенка лазить по лестницам, бегать по ступенькам, ходить по бордюру, ездить на велосипеде, кататься на скейтборде. Летом полезно бегать босиком по траве, песку, гальке, главное, не травмировать ноги.

Все задачи ЛФК можно выполнять в любое время, в хорошо проветриваемом помещении. Гимнастика не всегда требует наличия специальных приспособлений – подойдет ходьба по грунтовой дороге, по горячему песку, необработанной коре дерева.

Дети школьного возраста должны заниматься ЛФК под контролем доктора. Необходимо после каждого занятия производить массаж мышц голени и стопы. Показано ношение ортопедической обуви со специальными вставками, для устранения усталости и боли в ногах.

К вышеописанным упражнениям можно добавить такие задачи:

  • Интенсивное надавливание пальцами на пол;
  • В положении – ноги врозь, а носки внутрь выполнять повороты туловищем в разные стороны;
  • Стопы поставить параллельно, теперь нужно повернуть их внутрь, надавливая ими на пол;
  • Хождение по палке или обручу серединой стопы (эффективно при лечении поперечного плоскостопия);
  • Легкие подскоки на левой/правой ноге.

Дайте возможность ребенку в дошкольном возрасте активно развиваться со сверстниками, а не просиживать дома за учебниками. Позвольте детям ходить босиком в теплое время суток, бегать по лужам. С целью профилактики плоскостопия полезно плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры с мячом.

На заметку!

Предотвратить проблему позволят регулярные осмотры у ортопеда, ношение обуви с супинаторами, из качественных материалов, по размеру ноги ребенка. Можно приобрести ортопедический коврик, благодаря которому малыш сможет тренировать мышцы стоп.

Важно правильно и сбалансированно питаться, употреблять достаточное количество витаминов и минералов. Достаточно количество жидкости позволит избежать истощения, нормализовать водно-солевой баланс.

При малейших нарушениях в развитии нижних конечностей важно обратиться за помощью к специалисту, а не заниматься самолечением, усугубляя патологический процесс.

Уход за ногами. Гимнастика для ног

Красивые и здоровые ноги - это не только дар природы, но и результат правильного и систематического ухода. Ноги, как и абсолютно любые другие части нашего тела, нуждаются в постоянном внимании и уходе. Большое значение имеют механотерапия, массаж и система гимнастических и спортивных упражнений. Предлагаем некоторые из них:

  • Медленно поднимитесь на носки, постойте так несколько секунд, медленно опуститесь на пятки, постойте на пятках. Повторите упражнение 5-10 раз.

Поднимите перед собой правую ногу, сделайте 3-5 круговых движений ступней - вначале по часовой стрелке, а потом против нее. То же самое повторите левой ногой.

  • Поднимите перед собой правую ногу, отведите ее в сторону, сделайте 3-5 круговых движений ступней - вначале по часовой стрелке, а потом против нее. То же самое повторите левой ногой.
  • Энергично поднимите правую ногу затем левую - вперед и вверх, а затем назад и вверх. Повторите «маятник» правой и левой ногой, держась при этом одной рукой за спинку стула, стоящего сбоку.

Ходите по комнате, становясь вначале на пятку и постепенно плавно перенося тяжесть тела на носок, попеременно правой и левой ногой.

  • Ходите по комнате, становясь вначале на носок, а затем перенося тяжесть на пятку. Выполняя это упражнение, вначале ставьте ступни ног пальцами наружу, а затем внутрь.

Ходите только на пятках, вначале становясь на их внутреннюю часть, а потом на наружную.

  • Сделайте 10-15 приседаний.

Ходите по комнате на наружно-боковых и наружно-внутренних костях стоп.

  • Пройдитесь по прямой, расслабив руки и согнув туловище.

Упражнения для ног. Упражнения для стоп.

  1. Стоя на полу быстро подняться на цыпочки и медленно опустить пятки, повторить 5 раз (икроножная мускулатура).

На цыпочках несколько раз пройтись по комнате.

  1. «Ход гусеницы». Стоя на полу всей ступней, ноги поставить параллельно друг другу. Двигать ступнями, подражая гусенице. Сначала разгрузить переднюю часть ступни, вытянуть ее вперед. Теперь разгрузить пятку. Вес перенести на пальцы. Пятку как можно ближе подтянуть к пальцам.

Снова разгрузить переднюю часть ступни и передвинуть ее вперед. Не теряя полностью контакта с полом, отклонять ногу вправо и влево, перемещая ее, и, таким образом, пройти несколько метров вперед и назад (воздействие на короткие мускулы). Если стоя это упражнение выполнить не получается, потренируйтесь из положения сидя.

Попытайтесь пальцами стопы поднять с пола как можно выше мелкие предметы, лежащие на полу, например, бумажную салфетку, карандаш и т.д. При этом развиваются мышцы сгибателей пальцев.

  1. Следующее упражнение выполнять стоя или сидя. Положите на пол тонкий платок. Встаньте на его край. Попытайтесь движением пальцев передвинуть платок назад под ступню. Обратным движением медленно верните платок в исходное положение (нагрузка на мышцы разгибателей пальцев).

Сидя, ноги вытянуть вперед. Переднюю часть ступни и пальцы с силой поднять вверх, задержать их в таком положении, затем как можно дальше опустить вниз. Повторить несколько раз.

  1. Поднять внутренние края ступней так, чтобы подошвы были обращены друг к другу. Повторить несколько раз.

Комбинируйте упражнения 6 и 7, вращайте ступни: поднять вверх внутренний край, переднюю часть ступни, наружный край, затем с силой опустить переднюю часть ступни. При этом пальцы должны описать большой круг; повторить несколько раз, затем сделать то же самое, но в обратном направлении.

  1. Это упражнение очень любят французы. Пальцы ступней с силой сжать, затем с силой растопырить (развитие мускулатуры пальцев). Повторить несколько раз. Если выполнить упражнение сразу не получается, вначале можно помогать себе руками.

Из-за узкой обуви многие разучились выполнять такие движения. При частом повторении этого упражнения подвижность и ощущение движения можно повысить; пальцы тренированных ног растопыриваются, как пальцы на руках!

Пальцы обеих ног одновременно несколько раз согнуть, а затем растопырить, потом это же упражнение выполнять попеременно сначала пальцами левой, потом правой ноги и наоборот (развитие координации).

  1. Сидя, большим пальцем правой ноги провести по левой голени вверх желательно до колена; затем большим пальцем левой ноги повторить это же упражнение на правой голени. Попытаться сделать то же самое пятками, при этом сидеть прямо (координация ступни и ноги).
  2. Напряжение ступней. Обе ноги выпрямлены, ступни полностью на полу, пятка стоит на полу. Попытайтесь максимально отвести внутрь и вверх переднюю часть ступни так, чтобы наружный край ступни касался пола. Теперь прижмите к полу пальцы, внутренний край ступни при этом остается в воздухе. Повторить то же другой ногой. Упражнение выполнить несколько раз.
  3. Пятки с силой прижать к полу, наружный край правой ступни по возможности поднять, внутренний край остается на полу.

То же повторить другой ногой, ноги при этом остаются прямыми, колени не сгибаются!

  1. Выполняется стоя. Положить на пол веревку или тонкий свернутый шарф; ноги на расстоянии 15 см одна от другой. Ухватить пальцами ноги шарф или веревку и держать их.

Это же упражнение выполнить сидя. Шарф захватить пальцами, ноги выпрямить, поднять с пола вместе с шарфом, который затем туго натянуть. На некоторое время задержаться в таком положении, повторить несколько раз.

  1. Сидя: передняя часть ступней на полу, пятки поднять максимально высоко. При неподвижных пальцах ног и коленях двигать пятками попеременно внутрь - вверх и наружу - вверх. Сначала по отдельности каждой ногой, потом одновременно обеими ногами, потом попеременно (воздействие на короткие и длинные мускулы).
  2. «Боковая прогулка». Стоять прямо. Нагрузка на пятки. Обе передние части ступни подняты, поворот вправо. Остановка. Теперь нагрузка на переднюю часть ступни, поворот пяток вправо.

Пальцы вверх - вправо, пятки вверх - вправо. Так пройти вбок несколько метров, затем обратно, влево, при этом пальцы и пятки поднимать как можно выше, тело держать прямо.

В конце гимнастики ещё раз на цыпочках обойти всю комнату.


Татьяна Джулай

Стопа, благодаря своему уникальному строению и важным функциям, возложенным на неё, оказывает непосредственное влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы, начиная уже с раннего возраста.

Нами было отмечено, что в рамках плановой диспансеризации дошкольников в старшем дошкольном возрасте всё чаще ставиться диагноз плоскостопие- в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов (избыток массы тела, частые простуды, хронические болезни, недостаточная двигательная активность)

Основным средством профилактики плоскостопия является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней, она также благотворно влияет и на общее укрепление организма.

Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Такая гимнастика оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод стоп.

Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности так и в самостоятельной двигательной активности.

В своей работе мы используем гимнастику для стоп :

На утренней гимнастике;

На физкультурных занятиях в водной и заключительной части занятия;

В ходе физкультурных праздников и досугов в ходе разминки, а также как соревновательные игры и эстафеты.

В виде физкультминуток в ходе специально-организованных занятий;

На прогулке;

В игровой деятельности;

Продолжительность такой гимнастики невелика, а оздоровительный эффект очень большой.

При выполнении комплексов гимнастики для стоп мы используем упражнения из различных исходных положений, но для обеспечения разгрузки стоп наиболее эффективны упражнения из исходных положений сидя и лёжа.

Хорошо когда такая гимнастика сопровождается легко запоминающимися стихами или потешками. Дети, повторяя запомнившееся четверостишие, с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту и в самостоятельной игровой деятельности.

Упражнения из И. п. Стоя.

1. Стрелки в часиках живут. Ходьба приставным шагом по обручу,

И по кругу всё идут. положенному на пол.

Сосчитают все минутки,

Дважды круг пройдут за сутки.

«Шли бараны по дороге»

2. Шли бараны по дороге Ходьба на носках.

Промочили в луже ноги Ходьба на пятках.

Раз. Два, три, четыре, пять, Приподниматься на носки соответственно счёту.


Стали ноги вытирать-Средней частью правой стопы (подошвы) скользить

Кто платочком,по внутренней стороне голени левой ноги от стопы к колену

Кто тряпицей, i]и обратно, ступня как бы обхватывает голень.

Кто дырявой рукавицей. То же левой ногой. 6-8 раз

Упражнения из И. п. сидя на стуле.

Жили у бабуси Поджимать и выпрямлять пальцы ног

Два весёлых гуся

Один серый, Другой белый, Приподнимать от пола то носки, то пятки.

Два весёлых гуся.

Вытянули шеи,

У кого длиннееПриподнимать и одновременно разводить пятки в стороны.

Один серый,

Другой белый, Приподнимать и одновременно разводить носки в стороны.

У кого длиннее.

Мыли гуси лапки Вращение стопы в ту или другую сторону

В луже у канавки. с небольшим усилием в сторону большого пальца.

Один серый,

Другой белый Поджимать пальцы,

Спрятались в канавке. держа ноги на внешнем крае стопы.

Вот кричит бабуся: Развести носки врозь, затем пятки.

Ой, пропали гуси-

Один серый,

Другой белый – На четыре счета врозь, на четыре счета вместе.

Гуси мои, гуси!

Выходили гуси, Поджимать и выпрямлять пальцы ног,

Кланялись бабусе. продвигая стопу вперед не отрывая от пола.

Один серый,

Другой белый – Приподнимать от пола носки.

Кланялись бабусе.

И. П. стоя, держась руками за спинку стула.

Наши ножки с утра

Делают зарядку.

Вот так встанут на носочки, Приподниматься на носки,

А потом на пятки с переносом тяжести тела на пятки.

На носочках постоим Приподниматься на носки

Вместе в даль все поглядим, с одновременным разведением пяток

Опускаемся на пятки-

Танцевать начнём в присядку Приседания, на полной стопе.

Снова на носках стоим, Приподняться на носки,

Вправо, влево поглядим.

Опускаемся на пятки, Опуститься на всю стопу. }