Красивые геометрические узоры. Центр одаренных детей. Как сделать узор с помощью спирографа

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Мне нравится хороший проект по оформлению бумаги, и мне особенно нравится тот, который позволяет вам использовать кусочки бумаги, которые слишком велики, чтобы бросить и слишком мало использовать. Немного истории об этом проекте: Несколько лет назад мы разработали серию праздничных комплектов, в которую входил этот орнамент в качестве драгоценного камня. Это было дорого, и у нас было много клиентов, которые были готовы запасать их в своих магазинах. К сожалению, труд для сборки продукта, как мы предполагали, слишком дорогой для нас, чтобы вывести его на рынок.

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный , включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный , образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный , представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Становление геометрического орнамента

Вырежьте круг и треугольные шаблоны. Проследите и вырежьте 20 кругов, чтобы сделать один орнамент. Поместите треугольный шаблон в центр каждого круга и сложите вокруг шаблона, чтобы создать баллы. Убедитесь, что треугольники указывают на центр. Используя ту же технику, прикрепите заслонки еще трех кругов к кружкам, к которым вы только что присоединились. Повторите этот процесс, чтобы создать нижнюю крышку.

Кружки образуют прямую линию. Затем склейте концевые заслонки вместе, чтобы сформировать кольцо. Вы можете оставить орнамент как есть или пробить небольшое отверстие для подвешивания. Мы любим их на дереве, но большая чаша, наполненная этими симпатичными фигурами, также очень шикарна.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный(небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Если вы попадёте, вы найдете меня шить, а также пытаетесь отремонтировать мой дом. Но я, как правило, не сшиваю свой дом. Сегодняшний учебник очень прост. Вы можете попробовать это с подростками и старше, но склеивание может быть труднее для молодых людей.

Бумага весом 80 фунтов или более. Спрей-адгезив на неправильную сторону вашей декоративной бумаги. Надавите на бумагу весом 80 фунтов, сглаживая любые морщины. Наденьте свой шаблон на окно с хорошим освещением. Поместите свою декоративную бумагу правой стороной вниз на шаблон. Проследите шаблон.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Вырежьте шаблон и запишите по каждой строке. Приклейте кусочки вместе, как указано в распечатке. Вы также можете сложить бумагу вместе, и она должна сойтись вместе. Остановите около трех четвертей пути вставки строки. Возьмите длинный кусок нитки и сложите пополам. Поместите его внутрь орнамента, так что есть петля наверху и хвосты, выходящие из нижней части орнамента. Закончите склеивание орнамента вместе.

Возьмите еще один кусок нитки и завяжите узел вокруг дна орнамента. Это поможет придать кисточке более полный вид. Добавьте столько потоков, сколько захотите. Протрите иглу кистями и пропустите ее через борт. Привязка струны внизу борта, если это необходимо.

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Использование компьютерных программ

С этим вы можете многое сделать.

Дизайн и резка рисунка в технике сграффитто. Нью-Йоркский университет, Нью-Йорк Аналитический и космологический подход. Аутсорсинг-брус: исламские геометрические образцы. . Верхняя рукоятка для всех форм орнамента. Орнаменты выглядят как украшающие и сегментированные элементы, в основном в архитектуре, искусстве, дизайне и книжном искусстве.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

Сферы применения центрического узора

Украшение может быть окрашено, выгравировано или рельефно. Он может значительно усугублять объект или полностью перенапрягать его в более богатых случаях. В принципе, различают геометрическое орнаментирование, которое поддается абстракции, растительного, натуралистического стилизации, ориентированного на модели природы. Важные принципы проектирования представляют собой симметрию и последовательность.

Украшение - одно из ранних художественных явлений. Уже во время Юнг-Палеолита орнаментальные гравюры найдены на костях и слоновой кости, а неолитическая керамика показывает геометрические узоры в большом количестве и вариациях. С геометрическим фреском фриза, а затем с стилизованным растением образует акантус и пальметта основные основы орнамента. На протяжении всего европейского культурного развития эти формы неоднократно подвергались оживлению. Даже в последнее время они были поглощены и трансформированы постмодерном.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Как сделать узор с помощью спирографа

В истории орнамента особое значение имеет растущий животный стиль блуждающего времени. В то время как в эпоху Возрождения использовались античные украшения, в стиле барокко был развит богатый, пластически переплетенный орнамент, который достиг своей кульминационной точки в мускулистой рокайке рококо.

Век характеризуется доселе неизвестной стилистической множественностью, особенно в области орнамента, при любом использовании и использовании в условиях инфляции. Промышленное производство украшений любого рода способствовало опустошению содержимого. Динамичная динамическая линия, подобная растительности, представляет собой существенную формальную составляющую декорации в стиле модерн, которая находит, например, в дизайне мебели, искусстве, плакате и даже архитектуре.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

Функционалистические тенденции в архитектуре энергично требовали конца любого орнамента, Адольф Лоос в своей знаменитой статье «Украшение и преступность». Только в Поп-арт в 1960-х годах произошли коренные изменения. Красочные цвета и игривая, безупречная форма лексики нашли свой путь в дизайны авангардных дизайнеров, которые все больше освобождались от беззаботного функционализма в 1970-х годах под влиянием рекламы и средств массовой информации.

Огромное влияние оказали декоры ламинатов, особенно «Бактериос» с его кокками, спирулями и спорами. С конца 1980-х годов в дизайне появились новые минималистские группировки. Узкий водный путь Гибралтара отделяет Марокко от Испании. Между этими двумя странами существуют миры. Кафельные работы Испании хорошо известны, но завеса неизвестного по-прежнему охватывает тайные работы исламской страны. Население Марокко состоит в основном из арабов и североафриканских берберов, коренных народов страны. После того, как арабо-мусульманские армии завоевали всю восточную часть Северной Африки и североафриканское побережье Средиземного моря в течение пятидесяти лет, арабская армия достигла Марокко.

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

Вторая арабская армия завоевала страну до Атлантического океана и края Сахары. Арабские «святые воины» продвигались и покорялись покорными берберами в качестве вспомогательных войск в 711 году нашей эры под Тараком ибн-Зиадской Испанией. По их завоеваниям арабы познакомились с иностранными культурами и сплавили их в исламско-арабское искусство, например. Особым влиянием был эдикт Язида с 721 года н.э. который явно исключил изображение людей и животных в скульптуре и живописи. С помощью этого запрета на изображения исламские художники были вынуждены использовать исключительно украшение во внешнем и внутреннем убранстве.


Предметный , или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Основными элементами этого арабского орнамента являются каллиграфическое письмо, арабеска и геометрические узоры, в основном шестиугольник или восьмиугольник, с соединительными линиями. Наиболее важным геометрическим рисунком является «вращающаяся ткань Бога». Это система линий, которые образуют от восьми до шестнадцатилучевых звезд. Каждая линия ведет от центра звезды к центру другой звезды. Среди правителей Альмохадов были возведены великолепные здания и, прежде всего, бирюзовые фаянсовые плитки использовались в качестве облицовки керамической стены.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер орнамента зависит также от национальных образов , представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Наибольшее великолепие было мавританским искусством среди меринидов. Наиболее яркими примерами являются Медерсен в Фес, Мекнес и Сале и Меринидский некрополь Челлаха в Рабате. С этого времени также самые сложные плиточные работы Марокко. Фаянсовые плитки над аркой освещены солнечным светом.

Но они также сочетаются с изогнутыми или цветочными орнаментами. Узнать и понять исламско-арабское искусство - это знание пяти столпов ислама. Ислам требует безусловного подчинения воле Бога. Верные мусульмане должны выполнять пять основных обязанностей, которые определяют жизнь в исламских странах. Кредо: «Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммад - его посланник и слуга». Верующий должен произносить свою молитву пять раз в день после призыва Муэдзина в Мекку. В девятый месяц исламского календаря верующие мусульмане должны отказаться от всех физических удовольствий в течение дня, и по крайней мере один раз паломничество в Мекку должно быть предпринято.


Украинский орнамент

Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Одним из самых известных специалистов в области геометрии в исламском искусстве является Эрик Бруг. Его вторая книга «Исламский геометрический дизайн» была опубликована в октябре. Долговязый путь привлек его любовь к исламскому искусству и орнаментации. В течение первых 10 лет своего путешествия по миру украшений он провел множество разных моделей с компасом, карандашами и линейкой. Когда он переехал в Англию для изучения исламской геометрии, его интерес к теории и истории, стоящей за ней, был вызван.

Тем временем он проводит семинары, участвует в конференциях и лекциях по своей предметной области. Настоящий энтузиазм в отношении исламских украшений не был в прошлом для Бруга, но в будущем. Он считает, что на основе старого можно разработать много. Бруг разочарован, он хочет, чтобы вы были более уверены в исламской архитектуре.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

Эльвира Верше - немецко-голландский художник, который родился в Вестерстеде и с тех пор живет в Нидерландах. С песком, из 600 стран и всех континентов, она размещает орнаменты и узоры на земле. Их многочисленные поездки всегда обеспечивали достаточный материал для их частично очень больших произведений искусства. В то же время ей больше не нужно собирать свой песок. Люди со всего мира посылают бутылки с песком, бумажными мешками и горшками. Художник не исправляет свои работы, их просто сметают во время танцевальных представлений, а песок иногда продается впоследствии.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

Готический орнамент


Орнамент эпохи Возрождения.

Геометрия является источником ее вдохновения для украшения поверхностей пола. Разнообразие песков со всего мира отличается от точности, с которой Эльвира Верше распространяет свой геометрический узор на большой площади. Поскольку исламские ремесленники отказались от образных представлений на основе традиционных указаний от Пророка Мухаммеда, они украсили мечети, священные святыни и книги Корана с одинаково сложными и эстетическими узорами. Широко распространены так называемые Гирих - слово происходит от персидского и означает «узлы».

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные


Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт (мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре.

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Геометрический орнамент

Геометрический орнамент формирует линейные, пространственные композиционные системы. Именно геометрический орнамент дает возможность постичь суть математического, рационального «объяснения» окружающего мира. Создавая разнообразные композиции, состоящие из центрических, квадратных, треугольных сегментов, художник опирался на исходные положения построения геометрического орнамента- математический расчет. Во главу угла ставилось число, которое в орнаментальной композиции кратно повторялось или выражало про-порциональное соотношение компонентов.

Основой геометрического орнамента являлась строгая последовательность и упорядоченность
в использовании одних и тех же элементов. Чаще всего орнаментальные композиции, вводящие в себя геометрические элементы, выстраивались по законам симметрии. Однако встречались и более сложные варианты орнаментальных комбинаций, насыщенные растительными, тератологическими (звериными), гротескными сюжетами. Как правило, геометрические мотивы повторялись или чередовались, образуя непрерывный ритмический ряд единообразных сегментов.

Важной стороной изучения геометрического орнамента является не только выявление структуры и композиционных особенностей, но и раскрытие семантического толкования отдельных его составляющих.


Некоторые исследователи утверждают, что геометрический орнамент возник в первобытную эпоху и выражал некую абстрактную идею. Древний человек
своеобразно отражал свои представления об окружающем мире с помощью знаков, изображаемых на различных бытовых предметах и на стенах пещер.

В первобытных орнаментальных композициях часто встречаются изображения геометрических фигур-символов: круга-солнца, квадрата- земли, треугольников-гор (или леса); спирали, выражающей идеи бес-конечности бытия, постоянного развития или вечного движения.


В каждой значимой культовой системе -
языческой, христианской, буддийской, индуистской, мусульманской и других - появлялись собственные парадигмы, определявшие семантику геометрических фигур в орнаментальных композициях.

Хотя многие исследователи склонны видеть в геометрическом орнаменте проявление первобытно-общинных алгоритмов, каждая культура по-своему интерпретировала тот или иной знак.


    Круг, не имеющий начала и конца, бесконечный и всеобъемлющий, являлся универсальным символом. Во многих традициях круг олицетворял солярный культ, представлял собой вселенское пространство, Космос. Иногда другие изображения - яйцо, черепаха, диск, часы - имели ту же смысловую нагрузку, отражали космогоническую сущность круга.

Основная функция круга (или шара) - символически изобразить небесные тела. В мировой художественной практике круг был непременным атрибутом египетского бога солнца Атона. Крылатый диск помещался над головой могущественного божества. Примером тому могут служить солнечная колесница Аполлона, колесницы индийских божеств. Перуанский бог Солнца изображался с лицом в виде золотого круга, китайской аналогии Неба. В христианском культе круг связан с понятием мира и бесконечности, небесного сияния, небесной сферы и т. п., у мусульман круг - это всевидящее око Аллаха.

    Квадрат являлся основой орнаментального декора многих древних культур - Древней Индии, Америки, Китая, Греции; широко использовался мастерами-мозаичистами в Средние века. В соответствии с древними представлениями квадрат символизировал основы мироздания, т. е. четыре стороны света. Все углы квадрата (ромба) соотносились и с территориальными представлениями. Индейцы Северной Америки пуэбло, когда «указывали» направление, употребляли цветовое значение и направление, апеллируя при этом к квадратной форме. Квадрат (иногда прямоугольник) служил также обозначением пахотной земли, являясь ключевой фигурой земледельческого культа. Квадрат, заполненный внутри точками или линиями, обозначал у славянских племен засеянное поле. У китайцев прямоугольный блок «цзун» с отверстием внутри, как и узор из перекрещивающихся ромбов, символизировал богатую урожаем землю. В греко-римской традиции квадрат являлся символом Афродиты, воплощавшей женскую, плодородную силу.

    Зигзагообразный и спиралевидный мотивы, часто встречавшиеся на бытовых и культовых предметах Греции, доколумбовой Америки, Китая, Индии, африканских племен условно обозначали либо море, либо молнию (у китайцев этот узор носил название «лэй вэнь»). Именно гроза (молния) символизировала появление Небесного дракона- покровителя воды и небесно-водных стихий. Спиралевидный орнамент являл собой как бы прототип движения некоторых небесных тел.

    Появление треугольника связывали с магическим числом три или триединством понятий. В христианстве и иудаизме равносторонний треугольник вершиной вверх был знаком высшего божества. В средние века треугольник воспринимался как олицетворение Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В древнекитайской традиции треугольник - почти всегда символ женского начала.

    Одним из самых мистический и распространенных геометрических элементов по праву считался крест. До сих пор поражает воображение исследователей многообразие форм креста.

Разнообразные комбинации вышеперечисленных символов в искусстве орнамента подчас призваны раскрыть сакральный смысл предмета, его предназначение или применение. Но если рассматривать геометрический орнамент вне зависимости от его аллегорически- символического значения, то становится ясно, что художник часто преследовал чисто художественную цель - украсить предмет.

Мастера Древнего Египта
(III тыс. до н. э. - VII в. до н.э.), кроме излюбленного стилизованного растительного декора, вплетали в канву орнамента и геометрические элементы - волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки. Интересен тот факт, что прототипом христианского креста, принятого коптской церковью в качестве своей эмблемы, был древнеегипетский анкх - символ бессмертия. В силу этнокультурных традиций, сложившихся в долине Нила, геометрические мотивы только дополняли основные композиционные решения.

В Индии в эпоху Гуптов (IV в. до н. э.) особую популярность приобрели орнаменты в виде чередующихся ромбов и кругов. С распространением буддийского культа храмы и культовые предметы стали украшаться розетками, вписанными в круги и квадраты. В керамических изделиях также появлялись геометрические мотивы, но вскоре их вытеснил растительный декор. Самыми примечательными были индийские ткани, украшенные всевозможными орнаментами, среди которых преобладали ромбы, квадраты, зигзаги.

Индейцы, населявшие территории Северной и Южной Америки (до XVIII в.), прославились керамическим ремеслом и ткачеством. Гончарные изделия, столь необходимые в повседневной жизни, декорировались всевозможными магическими символами - треугольниками, кругами, спиралями, зигзагами. Средневековых европейцев местные ткани поражали удивительной лаконичностью и сочностью узора. Орнаментальные композиции древних ацтеков, инков, майя, пуэбло, лакота и многих других отражали трепетное отношение к окружающему миру, запечатленному языком простейших геометрических фигур.
Особой красотой отличались орнаментальные построения Древней Греции
(VII в. до н. э. - III в. н. э.). Меандр - зигзагообразный мотив - очевидно, олицетворял вечность движения, бесконечность повторения. Лента орнамента строго подчинялась форме, при этом не нарушалась целостность восприятия. Даже многокрасочные мозаичные полы отличались сдержанностью и простотой геометрических узоров. В искусстве мозаики греко-римским мастерам не было равных. Они искусно воспроизводили пространственную глубину так, что зрителю казалось, будто он идет по рельефному полу. Опыт античных художников был органически воспринят Византийской Империей (IV-XIV вв.).

Искусство нового времени , обращенное на изучение, переосмысление человека и окружающего мира, все реже прибегает к использованию чисто геометрических построений, хотя и не пренебрегает ими. Возвращение к геометрии происходит только в начале XX столетия.

Всеобщая механизация 20-30-х гг.
подчинила орнамент прямым линиям и обратила внимание к красоте четких линий.

Описанные выше примеры свидетельствуют о том, что исторический орнамент - вплоть до 2-й половины XIX столетия - являлся продуктом индивидуального замысла художника-ремесленника и формировался по закону зрительного подобия отдельных фрагментов. Мастер стремился достичь эмоциональной выразительности, пренебрегая математической точностью: элементы могли быть разными по размеру, форме, иметь различный наклон. В искусстве XX в. геометрические элементы стали наноситься на предмет механическим путем. Как следствие подобного способа нанесения рисунка достигается абсолютная четкость и идентичность контуров всех элементов.


И древние, и современные мастера при нанесении рисунка, предположим на ткань, основывались на некоторых основополагающих законах построения орнамента. Хотя форма предмета изначально диктовала, как разместить орнамент, художники применяли несколько композиционных сеток.


Схемы построения геометрического орнамента и его классификация весьма разнообразны. Например, Ю. Я. Герчук приводит следующие варианты:
1) ритмический повтор (линейный и центрический);
2)зеркальная симметрия (зеркальная симметрия и/или поворот);
3)наложение нескольких элементов (создание сетки) .


Известный французский исследователь Анри де Моран
проанализировал особенности сочетания элементов в геометрическом орнаменте. Исследователь делил геометрический орнамент на простые и сложные сюжетные (композиционные) структуры. Одним из простейших элементов де Моран называл точку, которая: активно применялась к декоративном искусстве иранского сасанидского искусства. Следующим этапом указана линия как основополагающая деталь композиционного построения. Принцип линейного построения широко применялся во всевозможных видах искусства и был популярен как на Средиземноморье, так и на западных и восточных землях. Важно отметить, что линия сама по себе не являлась в понятии де Морана самостоятельной составляющей орнамента, но обогащенная чередующимися элементами становится значимым элементом. Следующими этапами развития геометрического орнамента исследователь называл зигзаг, меандр, шеврон, встречающиеся в ряде древних культур. В своей книге автор не выделял, но обозначал и такие простейшие геометрические элементы, как ромб, круг, квадрат, треугольник, круг, шестиугольник, восьмиугольник и т. д. В ряду линейных орнаментов де Моран выделял волнистую линию, спираль, витой шнур - художественные приемы украшения, часто употребляемые мастерами средневековья. К этому же ряду причислен и крест, имеющий особое значение для христианской культуры и некоторых юго-восточных стран. Другие вариации при использовании геометрических элементов являлись сложными композиционными структурами.

В отличие от орнаментальных композиций, созданных в XX в., исторический орнамент нес в себе если не идеи мироздания, то определенную символику. Так называемая семантика геометрического орнамента заключалась в том, как художники понимали смысл этой символики и что вкладывали в него.


В. И. Ивановская. Геометрический орнамент.
Изд. "В.Шевчук" М.: 2009