Бинтование душевных ран или психотерапия? Как становятся психотерапевтами? Обучение на Психотерапевта

Вряд ли кто-то пойдет в окулисты из-за того, что у него плохое зрение, или в неврологи из-за собственных проблем с позвоночником. А вот желание стать психотерапевтом чаще возникает у тех, кто испытал душевное страдание, для кого желание понять себя и то, как устроен человек, - почти жизненная необходимость. Это подтвердили все, с кем встречались авторы статьи.

Однако в конце 80-х годов прошлого столетия, когда в Москве и Ленинграде начали практиковать первые психотерапевты, никто из них не мог даже предположить, что сегодня, в начале ХХI века, психотерапии будет суждено превратиться в одну из самых популярных профессий. А им самим стать чуть ли не легендами, поскольку именно с них началась современная история отечественной психопрактики, надолго «закрытой» в нашей стране в 30-е годы.

Этим людям посчастливилось слушать лекции и участвовать в семинарах самых известных в мире экспертов в области психотерапии и психоанализа, учиться у основоположников разных направлений практической психологии.

У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей

«Фактически нам была дарована вторая профессиональная молодость, - вспоминает психотерапевт Екатерина Михайлова. - Закончив университет, набив шишек и многому научившись, мы вдруг снова оказались школярами, получили право чего-то не знать, не понимать, задавать дурацкие вопросы, увлекаться, впадать в щенячий восторг… А потом постепенно снова трезветь, матереть… И это большая удача».

Рассказывая о себе, собеседники были открыты и искренни настолько, насколько позволяет им профессия. У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей. Сегодня эксперты журнала Psychologies согласились приоткрыть эту тайну для нас.

«В языке психоанализа я услышала поэзию»

Наталья Кигай, психоаналитик

В четырнадцать лет я решила, что хочу быть психологом, мне хотелось заниматься математическим моделированием социальных процессов. Это было модно. А на втором курсе психфака МГУ я поняла, что меня гораздо больше интересует психотерапия. В библиотеке факультета были трехтомник Юнга и двухтомник Фрейда. Я прочла и то и другое.

Юнга отложила в сторону. А Фрейд заворожил с первых страниц, я продолжала разыскивать и читать его книги. Все нравилось: подход к исследованию, его стиль, особая добросовестность размышления и язык - язык, который, как мне это почувствовалось, точно описывал процессы внутренней жизни человека в отличие от языка академической психологии. В его языке было нечто чудесное и знакомое - как в «своей» музыке или любимых стихах.

Для меня психоанализ стал еще одной поэзией. Так в восемнадцать лет я и приняла решение стать психоаналитиком. Тогда в нашей стране нигде и никто не учил психоанализу. Поэтому лишь много лет спустя профессия стала явью: личный анализ, теоретический семинар, щедрые, полные энтузиазма учителя и, самое главное, профессиональная среда, коллеги, сотрудничество и чувство локтя.

Изменилось ли что-то со времени первых опытов? Конечно. Юности свойственны мечты, а им - безграничность, грандиозность и надо всем поднимающая легкость. А потом в дело вмешивается принцип реальности. Он укорачивает крылья и придавливает к земле. Это не значит, что ты не можешь воспарить или теряешь чувство легкости, но появляется устойчивость. Утрачиваешь часть оптимизма, но становишься скромнее, смиреннее и в некотором смысле доверчивее к жизни. Перестаешь думать, что все зависит от тебя одной. Начинаешь учиться. И так и не прекращаешь это делать, пока память не откажет.

«Я мечтал стать другим»

Марк Певзнер, психотерапевт, директор тренинговых программ

С детства я мечтал стать моряком: мужественным, смелым, сильным. Был же эмоциональным и очень впечатлительным юношей. Закончив судостроительный техникум, пошел служить на флот, а примерно через полтора года понял, что по своей природе я не военный человек. Я был растерян… Стал много читать: Ромен Роллан, Лев Толстой, Владимир Леви. И внимательно наблюдал за людьми - эту возможность давало замкнутое пространство корабельной жизни. К концу службы у меня было твердое желание изучать психологию.

Я поступил в Ленинградский университет, полагая, что именно там я найду ответы на мучавшие меня вопросы. Позже, работая медицинским психологом, познакомился с Александром Бадхенoм, психиатром-наркологом. Эта встреча определила мою профессиональную судьбу. У нас обоих был огромный интерес к психотерапии, мы стали соратниками и друзьями.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание

В юности я искал пути самосовершенствования вовне. А мой жизненный и профессиональный опыт научили тому, что главный источник развития - внутренний ресурс человека. Сегодня я помогаю людям, веря в их способность использовать внутренние ресурсы и силы. И меня каждый раз удивляет, насколько они огромны. Они просто фантастические! Это настоящее богатство, которым можно научиться управлять, а значит, управлять собой и своей жизнью.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание. Я чувствую себя сильным, устойчивым и мужественным, что во многом связано с тем, что я смог принять себя таким, какой есть. Эмоциональность, чувствительность, открытость - раньше проявление этих качеств воспринималось как слабость, а сегодня я понимаю, что это мой дар, а значит, и моя сила.

«Мне хотелось понять, как устроен мир»

Инна Хамитова, клинический психолог, системный семейный психотерапевт

Все началось с любопытства: я очень хотела разобраться в том, как устроен мир... Закончив физфак МГУ, даже успела поработать по специальности. Но когда в начале 90-х ассигнования на науку сократились до нуля, встал вопрос: или эмигрировать, или искать другую нишу. А поскольку мой интерес к секретам мироздания так и не исчерпал себя, увлечение психологией можно считать закономерным: разница состояла лишь в том, чтобы изучать не внешний, а внутренний мир человека.

Была и вторая причина: многие близкие мне люди так же внезапно оказались выброшенными из жизни... Мы искали ответы на самые сложные экзистенциальные вопросы: зачем мы живем, зная о неизбежности смерти. Что нами движет? Как мы строим отношения с людьми, будучи в экзистенциальном смысле одинокими...

Оказавшись в Институте практической психологии и психоанализа, в атмосфере единомышленников, я смогла приблизиться к этой цели. Но главным сюрпризом прошедших лет стало то, как я изменилась сама за годы учебы, собственной психотерапии, работы с каждым клиентом, каждой семьей.

Получается, что я шла в психотерапию помогать людям, а начала лучше понимать себя, осознавать, что важно, а что нет. В результате изменилось отношение к жизни. Теперь я понимаю, что в тридцать лет, когда я только начинала заниматься этой профессией, я была абсолютно другой. Мною руководил в основном исследовательский интерес к внутреннему миру человека, сейчас же мне важно помогать людям.

Это очень приятно, когда у клиента меняется качество жизни или он, столкнувшись с трагическими обстоятельствами, не ломается, а находит в себе неведомые ранее ресурсы и даже становится счастливее. И всегда радостно ощущать свою сопричастность этому процессу.

«Меня поразил живой человеческий голос»

Екатерина Михайлова, психотерапевт, специалист по психодраме

Ребенком я могла часами лежать у муравейника и наблюдать, как исчезают и появляются цветные бисеринки на поверхности муравьиного купола. Этот исследовательский интерес определил и мой профессиональный выбор - я поступила в МГУ для того, чтобы стать ученым.

На третьем курсе психфака мой преподаватель Андрей Андреевич Пузырей поручил мне перевести одну из статей Карла Роджерса, в которой американский психотерапевт описывал то, что происходит между ним и человеком, который приходит за помощью. Меня удивило и потрясло то, что впервые в научной работе я услышала живой человеческий голос! Так мне открылся неизвестный мир психотерапии, и я, конечно, очень захотела в него заглянуть…

В начале 80-х это было возможно только через англоязычные тексты: мы жадно переводили и обсуждали с коллегами, психологами-практиками, попавшие в руки буквально на пару вечеров книги основателей психотерапии, привезенные кем-то из-за границы, ксероксы или распечатки на машинке их статей.

В начале 90-х появилась возможность ездить учиться и приглашать в Москву звезд психотерапии. Мы старались узнать и овладеть разными методами. Я предпочла психодраму. Этот метод не может устареть, исчезнуть или надоесть, потому что истинный автор происходящего на сессии не психотерапевт, а клиент, а человек сам себе надоесть не может.

Мне же как ведущей сессии и тогда, и сейчас кажется невероятно интересным оказаться с человеком в таком пространстве, где он живее и талантливее, чем в обычной жизни, гораздо больше готов к открытиям, новому опыту и невероятным изменениям.

«Я старался противостоять бессмысленности»

Александр Черников, семейный психотерапевт

В 1985 году я закончил Московский институт стали и сплавов и распределился в «ящик» - НПО «Алмаз». Еще совсем недавно он был «шарашкой», где работали заключенные - научные сотрудники, отбывающие наказание. Мой непосредственный начальник - доктор технических наук, лауреат Сталинской премии - был одним из них в 50-е.

Стены этого учреждения еще хранили дух режима: на каждом этаже стоял часовой, и свой блокнот с записями я должен был сдавать в Первый отдел. В общем, я чувствовал себя винтиком бесчеловечного и бессмысленного механизма. Стараясь справиться с этим состоянием, я занялся альпинизмом. Горы добавили разнообразия переживаний, но чувство бессмысленности не проходило. К дальнейшим поискам меня стимулировало участие в одном из первых психологических тренингов, и в 1987 году я оказался в МГУ на психфаке.

Ощущение было такое, как будто в душной комнате распахнулось настежь окно. Меня увлекли системная семейная терапия и психодрама - аналитика одного метода и энергетика другого прекрасно уравновешивали друг друга. Я защитил диссертацию и стал специализироваться в области супружеской психотерапии.

Консультируя, я постоянно убеждаюсь, что искренний и глубокий контакт с близкими - это важнейшее противоядие фальши общественной жизни и экзистенциальной тревоге бытия. Осмысленность жизни вообще удается, лишь когда мы не лжем себе и способны быть рядом с другим человеком, позволить себе быть связанным с ним. И конечно, психотерапия лучше любой другой профессии учит принятию людей, смирению перед чужой автономией и непохожестью на тебя другого человека.

Спасибо

Записаться к Психотерапевту

Кто такой психотерапевт?

Психотерапевт – это специалист, получивший сертификацию по специальности психотерапия. В свою очередь, психотерапия - это метод лечения, в основе которого лежит воздействие на организм больного через его психику. База психотерапии может основываться на медицинском или же психологическом образовании. Это значит, что психотерапевт изначально должен окончить либо медицинский университет, либо любой другой по специальности психология. После получения высшего образования будущий психотерапевт проходит сертификацию по одному из направлений в психотерапии.

Существует множество направлений и методов в психотерапии, но условно их можно разделить на две группы - психоаналитические и бихевиористские (поведенческие ).

Основными направлениями в психотерапии являются:

  • психодинамическое направление;
  • когнитивно-бихевиоральное направление;
  • гуманитарное направление.

Психодинамическое направление

Согласно этому направлению в психотерапии внутренний мир человека – это результат динамики (столкновения ) внутренних импульсов с представлениями о реальности. Под динамикой понимается движение, взаимодействие и борьба внутренних сил. Поэтому психодинамическая психотерапия понимает процессы психики как результат взаимодействия внутренних сил. Данный подход основывается на гипотезе, что психика человека – это отдельный мир энергии, живущий и взаимодействующий по своим законам, и эти законы не сводятся к внешним факторам (то есть не зависят от внешних обстоятельств ). Представителями этого направления являются Альфред Адлер, Гарри Салливан, Карен Хорни. В рамках этого направления различают такие методы как психодрама, телесно-ориентированная психотерапия, анализ.

Когнитивно-бихевиоральное (поведенческое ) направление

Сторонники этого направления предполагают, что поведение человека основано на его представлениях о происходящем. То есть, то, как человек видит внешний мир, и все происходящее в нем, зависит от типа мышления. В то же время, мышление человека во многом сформировано воспитанием, обучением и определенными социальными традициями. Таким образом, иногда люди используют свое негативное и ошибочное мышление для оценки происходящих событий.

Представители этого направления считают, что многие проблемы являются результатом ошибочных представлений, а они, в свою очередь, вытекают из ошибочного мышления.

Основной целью в поведенческой терапии является формирование правильного мышления, которое будет гарантировать адекватную интерпретацию событий. К основным подходам в когнитивно-бихевиоральном направлении относятся когнитивная терапия Бека и рационально-эмоционально-поведенческая терапия Эллиса.

Гуманитарное направление

Это направление в психотерапии радикально отличается от предыдущих двух. В центре направления ставится не концепция и не личность, а взаимодействие (то есть общение ) между психотерапевтом и пациентом. Акцент ставится на речевую деятельность.

Все гуманистические подходы основываются на таких качествах человека как совершенствование и самоутверждение. Поэтому основным положением является то, что человек сам способен наладить свою жизнь. Для этого лишь стоит устранить некоторые внутренние препятствия. Также согласно этому положению болезнь (психическое расстройство ) развивается тогда, когда процесс достижения цели блокируется какими-то обстоятельствами. Этими обстоятельствами могут быть родственники, родители или общественное мнение. Чаще всего именно они становятся на пути реализации каких-либо желаний человека. Задача психотерапевта в данном случае состоит в том, чтобы помочь человеку стать тем, на что он способен.

Как становятся психотерапевтами?

Существует два способа становления психотерапевтом. Основной метод предусматривает изначальное медицинское образование. Данный способ является наиболее длительным, но зато и более полноценным, так как впоследствии дает право практиковать фармакотерапию (то есть выписывать рецепты ). После окончания медицинского университета желающий стать психотерапевтом должен пройти интернатуру (в некоторых странах резидентуру ) по специальности психиатрия. Длительность интернатуры в отличие от общепринятого медицинского образования продолжительностью в 6 лет, варьирует от 2 до 5 лет. На постсоветском пространстве интернатура по психиатрии длится от 2 до 3 лет.
После окончания медицинского университета и интернатуры по психиатрии будущий психотерапевт становится врачом-психиатром . В компетенцию врача-психиатра входит диагностика, лечение и профилактика психических заболеваний. Далее если психиатр хочет практиковать и немедикаментозные методы лечения (то есть психотерапевтические ), он должен пройти специализированные курсы. Выбор курсов зависит от желаемого направления в психотерапии. Так, на сегодняшний день самыми популярными направлениями являются когнитивно-поведенческая терапия и психоанализ.

К основным методам психотерапии относятся:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • позитивная терапия;
  • психоанализ;
  • семейная психотерапия;
  • психодинамическая терапия;
  • межличностная (интерперсональная ) терапия.
По каждому из вышеперечисленных методов существуют курсы квалификации. Желающий практиковать психоанализ должен пройти подготовку по психоанализу, специалисту по когнитивно-поведенческой терапии необходимо пройти практико-теоретические курсы по поведенческой терапии. Психотерапевт может быть специалистом сразу в нескольких психотерапевтических методах.

Курсы по когнитивно-поведенческой терапии (КПТ )

КПТ является одним из наиболее действенных и научно-доказанных методов. Широко применяется при депрессивных и тревожных расстройствах. Требования к курсам очень высоки. Так, согласно европейской ассоциации по аккредитации когнитивных психотерапевтов, обучение этому методу должно быть не менее 5 лет. Курс должен включать не менее 450 часов теории и практики, а также 200 часов супервизии. Под супервизией понимается клиническая практика с определенным набором пациентов под надзором специалиста в этой области.

Обучение психоанализу

Психоанализ – еще один из методов в психотерапии, который был разработан Фрейдом в конце девятнадцатого века. Обучение психоанализу также должно проходить на медицинской или психологической основе. После этого следует обучение теоретической части психоанализа, которое длится 3 года. Теория завершается прохождением так называемого «личного анализа» у квалифицированного психоаналитика. В зависимости от требования различных психоаналитических сообществ и институтов этот этап может длиться до 3 лет. Одновременно обучающийся должен вести под наблюдением двух пациентов как минимум на протяжении двух лет. Эта супервизия должна проводиться с еженедельными отчетами перед супервизором (специалистом перед которым отчитываются обучающийся психотерапевт ).

Обучение семейной психотерапии

Данный вид психотерапевтического воздействия является самым молодым. Зародился он в послевоенные годы прошлого столетия в Соединенных Штатах Америки, где очень быстро стал популярным. После этого семейная психотерапия быстро распространилась по Западной Европе и лишь недавно пришла в Россию. Особенностью данного метода является то, что в центре терапии становится не один конкретный человек, а вся семья. Согласно данному направлению терапия психических расстройств основывается на терапии межличностных связей в группе (в семье ).

Тренинги по позитивной психотерапии

Позитивная психотерапия является относительно новым методом в психотерапии. Однако за последние десятилетия она приобрела мировое признание. Обучение состоит из семинаров-тренингов и отдельной теоретической части. Курс обучения должен включать 300 часов теории, 150 часов практической работы, 100 часов личной терапии и 35 часов супервизии.

Психолог-психотерапевт

Психолог-психотерапевт получает сертификат психотерапевта на основе своего психологического образования. Основной существенной разницей является то, что в отличие от врача-психотерапевта он не может назначать фармакологического лечения, то есть выписывать рецепты. Однако это не мешает ему практиковать различные методы психотерапевтического лечения - от психоанализа до межличностной терапии. В то же время, в силу своего образования, деятельность психолога, как правило, ограничивается пограничными состояниями - неврозами , депрессиями , повышенной тревожностью . Отсутствие высшего медицинского образования не позволяет психологу-психотерапевту углубляться в эндогенные заболевания - шизофрению , биполярные расстройства .

Психотерапевт и психиатр, в чем разница?

Зачастую между этими двумя специальностями не существует никакой разницы. Психиатр – это врач, окончивший медицинский университет и интернатуру (постуниверситетское образование ) по специальности психиатрия. В компетенцию врача-психиатра входит диагностика, лечение и профилактика всех психических расстройств.

К наиболее широко распространенным психическим расстройствам относятся:

  • депрессия – по оценкам специалистов именно это заболевание через 10 лет займет лидирующее место среди всех болезней;
  • неврозы – это широкая группа заболеваний, в которую входят панические атаки , фобии (страхи ), обсессивно-компульсивное расстройство;
  • шизофрения – патология, характеризующаяся разобщенностью процессов мышления, наличием галлюцинаций и бреда;
  • психические расстройства при эпилепсии ;
  • биполярное расстройство – патология, характеризующаяся периодами повышенного и пониженного настроения;
  • пограничное расстройство личности (тип Бордерляйн ) – патология личности, для которой характерна импульсивность, низкий самоконтроль, повышенная тревожность.
Психиатрия – раздел медицины, которую изучает психиатр и психотерапевт, делится на частную и общую. Общая психиатрия, она же психопатология, изучает общие принципы функционирования психики, а также принципы развития заболеваний. Частная психиатрия же изучает отдельные болезни. Психиатр, практикующий психотерапию, называется психиатром-психотерапевтом. В данном случае разницы между психиатром и психотерапевтом нет - оба представителя являются обладателями медицинского диплома, они диагностируют и лечат психические заболевания.

Однако психотерапевтом может стать и психолог – специалист без медицинского образования. В данном случае разница заключается в границах компетенции. Психотерапевт без медицинского образования не компетентен в постановке диагноза и медикаментозного лечения. Он может практиковать только психотерапевтические методы лечения, то есть без воздействия лекарств. Для диагностики и дальнейшего лечения психотерапевт может порекомендовать обратиться к психиатру.

Психотерапевт и гипноз (психолог-гипнолог )

Гипноз – это состояние, для которого характерно высокая подверженность внушению и резкая фокусировка внимания. Данное состояние может быть индуцировано как самовнушением, так и внушением извне. Вопреки распространенному мнению, гипноз не может быть вызван против воли человека. Также во время гипноза высока вероятность ложных воспоминаний, что ограничивает применение данного метода в лечении. Метод психотерапии, использующий гипноз, называется гипнотерапией. Это один из древнейших методов, ведь гипноз практиковали еще в Древней Греции.

Сегодня данный метод не является столь популярным, как ранее. Считается, что человек сам должен найти причину своих страданий и разобраться в себе. Тем не менее, некоторые специалисты практикуют его, совмещая с другими методами психотерапии.

Изначально известно два вида гипнотерапии - классическая (она же директивная ) и разрешающая (эриксоновская ). Первая использует жесткие формулировки и указания (директивы ) и является довольно жестким методом. Широко используется в терапии алкогольной зависимости, вырабатывая отвращение к алкоголю. В народе данный метод широко известен как кодирование . Гипнотерапия по методу Эриксона является более мягким и щадящим методом. В основе данного метода лежит воспроизведение событий посредством образов (картинок ). Метод может использоваться в терапии страхов, неврозов, тревожных состояний.

Что лечит психотерапевт?

В компетенции психотерапевта находится широкий спектр психических заболеваний - от депрессии до алкогольной зависимости. Иногда психотерапевты специализируются на конкретных каких-то аспектах. Например, психотерапевт, работающий преимущественно с пациентами, подвергшимися насилию или переживающими острую кризисную ситуацию. Как правило, область, в которой работает психотерапевт, определяется его специализацией. Так, специалисты в когнитивной терапии чаще всего работают с неврозами и посттравматическими расстройствами, психоаналисты - с психосоматическими заболеваниями.

К патологиям, с которыми работает психотерапевт, относятся:
  • депрессии;
  • панические атаки и тревожность;
  • зависимости - алкогольная, игровая;
  • посттравматические расстройства;
  • психосоматические заболевания.

Депрессии

По оценкам специалистов, через несколько десятилетий, депрессия станет самым распространенным заболеванием. Уже сейчас она является одной из основных причин инвалидности и основной причиной самоубийств.

Сегодня от различных по тяжести депрессивных расстройств страдает более 300 миллионов людей. Ежегодно более 800 000 людей, страдающих депрессией, заканчивает жизнь самоубийством. Самым трагичным в данном аспекте является то, что заболевание затрагивает молодое работоспособное население. Более того, в последние десятилетия депрессия все чаще встречается среди детей и подростков.

Иногда чтобы справиться с этим состоянием люди начинают прибегать к помощи алкоголя, наркотиков . Изначально и алкоголь, и психостимулирующие вещества вызывают легкую эйфорию, и людям кажется, что так они победили недуг. Однако очень быстро на фоне употребления развивается тяжелая депрессия, ведь алкоголь и большинство наркотиков являются сильными депрессогенными (вызывающими депрессию ) веществами.

Согласно протоколу легкие и умеренные депрессии на сегодня лечатся исключительно психотерапией без применения лекарственных средств. Самым эффективным и научно доказанным методом в лечении депрессии является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ ). Основной целью КПТ при депрессии является формирование новых взглядов на актуальную ситуацию.

Этапами преодоления депрессии при КПТ являются:

  • Формирование навыков самопознания. Перед этим необходимо точно выявить проблему и события, которые предшествовали развитию депрессии.
  • Тренировки и релаксации. Различного рода техники помогут справляться с повышенной тревогой на пике ее проявления.
  • Увеличение количества событий, приносящих удовольствие. Необходимо сформировать баланс между отрицательными и позитивными событиями.
  • Тренировка уверенности. Изначально необходимо выявить события в жизни пациента, предшествующие чувству неуверенности, после чего идет развитие и тренировка уверенности.
  • Формирование социальных связей. Замкнутость, изолированность и социальное избегание всегда идут параллельно с депрессией. Необходимо максимально расширять те виды деятельности, которые ведут к социализации (например, поход с друзьями в кино ), и сокращать ту деятельность, которая этому препятствует (например, просмотр телепередач ).
При тяжелых депрессивных состояниях рекомендуется комплексная терапия, сочетающая в себе и психотерапию, и медикаментозное лечение. Препаратами выбора при депрессии являются антидепрессанты из группы ингибиторов обратного захвата серотонина . Также применяются препараты, сочетающие в себе несколько механизмов.

Антидепрессанты, используемые в лечении депрессии

Название

Механизм действия

Как применять?

Сертралин

Обладает выраженным противотревожным действием. Применяется при депрессиях, панических атаках, обсессивно-компульсивном расстройстве.

Начальная доза составляет 50 миллиграмм (одна таблетка ) в сутки. Препарат применяется однократно, в утренние часы.

Далее дозировка зависит от особенности клинического случая. При тревожных депрессиях доза составляет 100 миллиграмм (2 таблетки ), однократно в день. При обсессивно-компульсивном расстройстве она может достигать 150 миллиграмм (3 таблетки ).

Флуоксетин

Обладает выраженным активирующим эффектом, применяется при депрессиях, навязчивых состояниях, булимии .

Начальная доза варьирует от 10 до 20 миллиграмм в сутки. Далее дозировку постепенно увеличивают до 40 миллиграмм. Максимальная доза составляет 60 – 80 миллиграмм в сутки. Препарат также применяется однократно, в первой половине дня.

Венлафаксин

Обладает противотревожным и седативным эффектом. Применяется при тревожных депрессиях, сопровождающихся возбуждением и бессонницей .

Начальная доза составляет 75 миллиграмм в сутки. Далее ее повышают еженедельно на 75 миллиграмм. Максимальная доза равняется 375 миллиграмм в сутки, дозу разбивают на 2 – 3 приема.

Панические атаки и тревожность

Как правило, повышенная тревожность протекает в кадре депрессии. Некоторые специалисты в данной области утверждают, что не существует депрессии без тревоги и тревоги без депрессии. Тем не менее, встречаются клинические случаи, когда и панические атаки, и тревога протекают изолированно.

При панических атаках также рекомендуется психотерапия. Однако чаще всего она проходит параллельно с медикаментозным лечением. Если же тревога выражена максимально, то психотерапевт изначально рекомендует только медикаментозное лечение. Если у него есть медицинское образование, то назначить препараты он может сам. Если же он получил сертификацию на основе психологического образования, то назначить медикаменты он не сможет. В этом случае также рекомендуется консультация врача-психиатра. После того как тревога спадет и с пациентом можно будет полноценно кооперировать, назначаются сеансы психотерапии. При панических атаках и повышенной тревожности также рекомендуется поведенческая терапия.

Зависимости - алкогольная, игровая, наркотическая

Психотерапевты также работают и с различными рода зависимостями - наркотической, алкогольной, игровой. Важно осознавать, что люди не рождаются с этими изъянами, а приобретают их по различным причинам. Чаще всего это «бегство» в какую-то зависимость. Находясь в тяжелой депрессии или переживая тяжелую кризисную ситуацию, многие пытаются заглушить душевную боль с помощью алкоголя или наркотиков. Также бывают случаи, когда с помощью алкоголя или наркотиков люди пытаются контролировать свои эмоции. Такое наблюдается при пограничных расстройствах личности (тип Бордерляйн ) или при биполярном расстройстве. Эти патологии проявляются резкими сменами настроения, эйфорией и вспышками гнева. В эти моменты больные могут начинать пить, употреблять наркотики и играть.
При зависимости широко используется мотивационная и межличностная терапия, а также гипноз.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР ) – это психическое заболевание, проявляющееся комплексом симптомов, которые, в свою очередь, развились вследствие стрессовой ситуации. Не следует путать данное расстройство с острой реакцией на стресс . В этом случае также присутствует страх, тревога, панические атаки и бессонница. Однако реакция присутствует в первые дни после стрессовых событий. ПТСР же развивается спустя год и более после стресса. Ключевым отличительным признаком является наличие навязчивых воспоминаний о прошедшем событии, которые периодически всплывают в сознании человека (flashback ).
Преодолеть сформировавшийся страх и избавиться от навязчивых мыслей поможет психотерапия. Сеансы психотерапии направлены на формирование способности у пациентов принимать реалии жизни и создавать определенные поведенческие модели. Распространенной методикой при ПТСР является метод наводнения, а также метод десенсибилизации и переработка движением глаз. В первом случае пациент создает в памяти картину минувших событий и полностью в нее погружается. Второй метод был изобретен психотерапевтом Шапиро специально для лечения ПТСР. Он включает фокусирование пациента на тревожных воспоминаниях и одновременно на альтернативной стимуляции, идущей от психотерапевта. Это может быть направляемые движения глаз, слуховые стимулы или похлопывания по рукам. При этом психотерапевт спрашивает, какие ассоциации возникли в этот момент у пациента. Основным моментом в данном случае является удерживание двойного внимания - на личных переживаниях и на альтернативных стимулах.

Психосоматические заболевания

Психосоматические заболевания – это патологии, в которых ключевую роль играет психика человека, в то время как проявляется она исключительно физическими симптомами. В переводе с греческого «психо» означает душа, а «сомато» - тело, что буквально означает душевно-телесные заболевания.

К психосоматическим заболеваниям относятся:

  • нейродермит , экзема , псориаз ;
При психосоматических заболеваниях используются самые различные методы психотерапии. Наиболее популярными являются суггестивные методики - аутотренинги и гипноз.

Детский психотерапевт

Детский психотерапевт – это специалист, который компетентен в диагностике и лечении психических расстройств у лиц с 3 до 18 лет. Как и взрослый специалист, детский психотерапевт изначально может быть либо врачом, либо психологом. Однако ввиду того что детская психопатология более сложна и специфична, детские психотерапевты, как правило, являются и врачами. Чаще всего детские психотерапевты практикуют когнитивно-поведенческую терапию. Данный метод больше остальных зарекомендовал себя в коррекции расстройств психики у детей. Также детские психотерапевты практикуют межличностную и психодинамическую терапию – методы, доказавшие свою эффективность при пограничных расстройствах.

К наиболее распространенным психическим заболеваниям у детей относятся:
  • тревога;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • депрессия;
  • суицидальное поведение;
  • пограничное расстройство (тип Бордерляйн ).
Аутизм является наиболее распространенной детской психической патологией. По различным оценкам частота варьирует от 7 до 14 процентов на одну тысячу детей. В среднем, это равняется - 1 случай аутизма на 150 детей или же (в случае 14 процентов ) 1 случай аутизма на 68 детей. Также на сегодня данная аномалия развития входит в четверку самых распространенных заболеваний среди детей. Диагноз аутизма ставится врачом-психиатром. Научно доказанным методом раннего вмешательства при аутизме является прикладная терапия, наиболее известная под аббревиатурой АБА. Эта терапия основывается на выработке и дальнейшем развитии у детей-аутистов основных навыков (самообслуживание, письмо, игра ). Практиковать данный метод может специалист прошедший специальную подготовку. Это не обязательно должен быть врач или психотерапевт. Как правило, специалисты по АБА терапии – это детские психологи , прошедшие обучение в данной области.

Не менее редко у детей отмечаются и тревожные расстройства. Они могут принимать форму панических атак, ночных кошмаров, ночного недержания мочи . Лечение тревожных расстройств нередко требует не только психотерапевтического лечения, но и медикаментозного. С этой целью психотерапевт (если это и врач ) может рекомендовать противотревожные средства.

Обсессивно-компульсивное расстройство относится к категории неврозов и встречается преимущественно среди подростков. Проявляется это расстройство навязчивыми мыслями и действиями по типу ритуалов. Самыми распространенными ритуалами являются мытье рук, касание руками определенных вещей. Лечение данного расстройства, как правило, комплексное и включает и медикаменты, и психотерапию.

В последние десятилетия среди детей и подростков все чаще встречается депрессия и суицидальное поведение. Согласно последним исследованиям лечение легких и умеренных форм депрессии ограничивается исключительно психотерапией и лишь при тяжелом депрессивном эпизоде назначаются медикаменты. Тому существует несколько объяснений. Большинство антидепрессантов производят атипичный эффект на подростков и молодых людей в возрасте до 25 лет. Наиболее опасным побочным эффектом является инверсия аффекта и индукция суицидального поведения. Таким образом, вместо того чтобы нормализовать эмоциональный фон, антидепрессанты провоцируют вспышки гнева и суицидальные мысли. Такой побочный эффект может спровоцировать любой антидепрессант, но чаще всего его индуцируют антидепрессанты из группы ингибиторов обратного захвата серотонина (пароксетин, флуоксетин ).

Еще одним аргументом в пользу психотерапии при депрессии у подростков, является тот факт, что большинство психотропных препаратов ограниченно возрастом. Существует лишь небольшая группа препаратов, которая разрешена к применению у детей (например, сертралин, который можно назначать уже с 6 лет ).

Также не существует стандартной схемы медикаментозного лечения при пограничных расстройствах. Пограничные расстройства или расстройства тип Бордерляйн встречаются сегодня не реже и характеризуются, в первую очередь, низким самоконтролем. В клинической картине у таких подростков на первый план выступает саморазрушающее поведение - они наносят себе увечья, режут себя. Золотым стандартом в лечении этого расстройства является межличностная терапия.

Психотерапевт при неврозе

Психотерапевт – это основной специалист, который занимается лечением пациентов с неврозами. Само заболевание является психическим расстройством, при котором больной длительное время пребывает в подавленном состоянии, сопровождающимся беспричинным плачем, тревожностью, обидчивостью. Человек с неврозом жалуется на эмоциональное и физическое истощение, повышенную чувствительность к внешним раздражителям (громким звукам, яркому свету, мелким проблемам ).

Этапы лечения у психотерапевта

Психотерапия при неврозе преследует ряд целей, которые достигаются в несколько этапов. Последовательность и методы достижения определяются индивидуальным образом, в зависимости от формы невроза и других факторов.

Различают следующие этапы психотерапии при неврозе:

  • Установление типа заболевания. Невроз обладает большим количеством проявлений и у одних пациентов может провоцировать легкую тревожность, а у других – выраженное нарушение как психического, так и физического самочувствия. От типа заболевания зависит стратегия лечения, поэтому этот этап является первым и одним из самых важных в терапии неврозов.
  • Определение причины. Спровоцировать невроз может как одно конкретное событие (часто это потеря близкого человека, авария, увольнение с работы ), так и ряд неблагоприятных обстоятельств. Определение причины, наравне с установлением формы болезни, является основным фактором, на который психотерапевт ориентируется при составлении плана лечения.
  • Устранение симптомов. В некоторых случаях проявления невроза настолько сильны и постоянны, что мешают человеку работать, сильно усложняют отношения с окружающими. Поэтому в ходе психотерапии врач обучает больного техникам, которые помогают ему справляться с тревожностью и другими симптомами болезни. Иногда врач назначает специальные препараты.
  • Коррекция поведения пациента. Этот этап является одним из самых продолжительных в лечении невроза. Используя различные техники, врач помогает больному изменить отношение к проблеме или ситуации, которая стала причиной расстройства.
  • Исправление некоторых черт личности больного. Как правило, неврозы диагностируются у пациентов, которые обладают схожими чертами характера. Такие люди отличаются повышенной мнительностью, внушаемостью, неуверенностью в себе. Для того чтобы предотвратить рецидивы (повторное обострение ) болезни в будущем, врач проводит работу по коррекции особенностей характера пациента.

Методы психотерапии при неврозе

Существует много психотерапевтических техник, при помощи которых может быть оказана помощь пациенту с неврозом. Чаще всего в лечении применяется не один, а несколько методов. Проводиться они могут последовательно или параллельно друг другу.

При неврозе могут быть использованы следующие методы психотерапии:

  • Поведенческая терапия. Целью таких сеансов является коррекция поведения пациента в ситуациях, которые провоцируют невроз или могут это сделать в будущем. Также врач обучает больного навыкам самоконтроля, чтобы он мог справляться со стрессом, негативными обстоятельствами.
  • Когнитивная психотерапия. Этот метод часто используется в совокупности с поведенческой терапией. Задачей врача является выявление деструктивных установок и их исправление. Примером такой установки может быть убеждение пациента в том, что он никогда не должен ошибаться. В таком случае психотерапевт проводит работу над коррекцией этого утверждения, чтобы пациент осознал, что совершение ошибок не является поводом для сильных негативных эмоций, так как все люди ошибаются.
  • Гипнотерапия. Гипноз помогает врачу установить причину невроза (например, когда пациент не помнит некоторые важные детали ситуации, которая спровоцировала расстройство ). Также гипнотерапия применяется при коррекции поведенческой модели больного – в состоянии гипнотического транса ему внушаются новые правила поведения (например, «я перестаю испытывать тревогу» ).
  • Персональная психотерапия. Такое лечение показано пациентам, которые испытывают недовольство собой или окружающими обстоятельствами без объективных причин. Психотерапевт помогает больному сформировать позитивное восприятие своей личности и происходящих событий. Также сеансы персональной психотерапии проводятся при неуверенности в себе, излишней эмоциональности, мнительности.
  • Расслабляющие техники. Это направление психотерапии включает техники медитации, дыхательные упражнения и другие мероприятия, которые помогают больному избавиться от стресса, тревоги.

Семейный психотерапевт

Семейная психотерапия является самым молодым направлением среди всех психотерапевтических школ. Согласно этому направлению причиной тех или иных симптомов являются межличностные отношения в семье. Объектом терапии в данном случае является семья. Она является единым организмом, состоящим из различных элементов. Важно понимать, что проблемы являются результатом не отдельного человека (члена семьи ), а взаимоотношения с ним.

На прием к семейному психотерапевту семья приходит во всем составе, даже если есть члены семьи, которых ничего не беспокоит. Проблемы, с которыми обращаются к семейному психотерапевту, могут быть самыми разными - от банальных трудностей с детьми до развода.

К проблемам, с которыми обращаются к семейному психотерапевту, относятся:

  • поведенческие проблемы у детей;
  • конфликты между родственниками;
  • страхи, фобии у одного из членов семьи;
  • проблемы во взаимоотношениях между мужем и женой;
  • различные зависимости - алкогольная, наркотическая, игровая.
С точки зрения семейного психотерапевта, семья – это единый организм, который существует и развивается по своим законам. У каждой семьи свое функционирование. И на каждого участника этого союза это пространство влияет по-разному. Таким образом, какой-либо симптом является результатом функционирования всех членов семьи.
Основным «корнем зла» в любой семье является так называемое непонимание. Именно отсюда растут ежедневные ссоры и скандалы, измены, проблемы с алкоголем и наркотиками. Результатом больной семейной атмосферы является то, что удар, как правило, берут на себя дети. Бессознательно они начинают «спасать» положение в семье своим поведением. Чаще всего они начинают болеть («бегство в болезнь» ), таким образом, примеряя вокруг себя родственников. Также дети могут проявлять антисоциальное поведение, агрессию или как-то по-другому демонстрировать себя.

Цели семейной психотерапии

Основной целью семейной психотерапии, конечно же, является сохранение семьи. Но отсюда не следует вывод, что данный метод помогает разрешить только семейные конфликты. Очень часто в семьях нет открытых конфликтов, то есть обычных ссор и брани. Однако в них присутствуют постоянные измены, зависимость и, как было сказано выше, часто болеющие дети.

Основными целями семейного психотерапевта являются:

  • преодоление семейных конфликтов;
  • устранение нездоровых отношений между супругами, между родителями и детьми;
  • сохранение семьи;
  • вступление в новые отношения после развода.
Конечно же, основной задачей семейного психотерапевта является предотвращение развода. Однако, к сожалению, это не всегда удается. Тем не менее, даже в этом случае важно разрешить существующий внутрисемейный конфликт и сделать разрыв менее болезненным. Ведь бывает так, что уже после развода постоянная душевная боль и обида не позволяют начать новые отношения. Причиной тому являются неразрешенные прежние отношения, потому как невозможно начать что-то новое, когда за спиной груз прошлого. Правильно расстаться и завершить отношения без последующих навязчивых мыслей о прошлом как раз и помогает семейная психотерапия.

Также семейная психотерапия помогает изменить или укрепить ценности каждого человека в семье. Осознавая ценность и значимость каждого члена, семья будет функционировать в гармонии и согласии. Так, после квалифицированной поддержки каждый сможет ощутить позитивные изменения как в себе, так и вокруг.

Принципы и методы семейной психотерапии

Поскольку семейная психотерапия решает очень широкий круг задач, то она использует самые различные методы и практики.

К методам семейной психотерапии относятся:

  • Семейные дискуссии , в ходе, которых обсуждаются существующие проблемы. Психотерапевт выступает в качестве наблюдателя и медиатора, используя при этом технику активного молчания, конфронтации, перефразирование.
  • Ролевые игры , во время которых проигрываются роли каждого члена семьи. Особенностью данной методики является то, что перед членами семьи ставится конкретная задача. Например, психотерапевт выдвигает версию о проступке сына и требует от других членов семьи как можно больше версий аргументировать этот поступок.
  • Техника «скульптуры семьи». Члены семьи создают застывшую позу друг друга, проигрывая при этом эмоции, движения, излюбленные позы.
  • Техника обусловленного общения. В семейный диалог психотерапевтом вводится новый элемент. Это может быть правило общения, обмен записками или цветовая сигнализация (каждый цвет символизирует какую-либо эмоцию ). Целью этой техники является коррекция привычных конфликтов (нарушений ).
  • Директивы (или же указания ). Конкретные и прямые указания психотерапевта в отношении определенных действий. Это может быть директива на смену места жительства или на пожить отдельно. Директивы могут быть трех вариантов. Первый вариант - это что-то делать, второй - делать нечто по-другому и третий – не делать того, что ранее делалось.
Самой распространенной техникой в семейной психотерапии является семейная дискуссия. Она дает возможность обсудить существующие недопонимания и, самое главное, высказаться каждому. Целью дискуссии вовсе не является утверждение своей правоты, а совместное нахождение истины. Многие семейные психотерапевты отмечают, что во многих семьях по отдельности члены семьи сходятся в одном мнении. Однако стоит им собраться вместе, и их мнения меняются и занимают диаметральные позиции. Именно поэтому важным моментом в практике семенного психотерапевта является обучение членов семьи методам дискуссии.

Прием (консультация ) у психотерапевта

На прием к психотерапевту в большинстве центров следует предварительно записаться. Как правило, индивидуальная консультация ведется 45 – 50 минут, семейная психотерапия может длиться до 2 часов. Начинается прием с выяснения основных жалоб и проблем. Не всегда это удается выяснить сразу. Зачастую пришедшему на прием необходимо установить контакт с психотерапевтом, прежде чем ему открыться. В свою очередь, психотерапевт должен выяснить, чего ждет от терапии пришедший пациент.

Помощь психотерапевта

Помощь психотерапевта заключается в разрешении и преодолении тех проблем, с которыми к нему обращается пациент. После того как были выявлены основные проблемы, определяется дальнейшая тактика терапии. Необходимо сразу отметить, что психотерапия – является длительным и трудоемким процессом. Как правило, ни один специалист изначально не скажет, сколько необходимо сеансов. Объясняется это тем, что изначально необходимо время на установление определенного эмоционального контакта между специалистом и пациентом. Далее в ходе терапии могут «вскрыться» другие проблемы, с которыми впоследствии также придется работать. В целом же психотерапия делится на короткую и длительную. Первая может длиться несколько месяцев, вторая же затягивается на года.

К видам помощи, которую может оказать психотерапевт, относятся:

  • Помощь в кризисной ситуации – то есть пережить острый кризисный период. Это может быть острая реакция на стресс, трудности с адаптацией и так далее. В различных стрессовых ситуациях люди ведут себя по-разному. Степень реакции при этом зависит от функционирования нервной системы - некоторые могут проявлять острые психотические реакции, другие же переносят катаклизм внешне спокойно, но потом развивают постстрессовое расстройство. Справиться с острой реакцией, будь то природная стихия или семейная неурядица, помогут консультации психотерапевта.
  • Помощь при постстрессовых расстройствах, или сокращенно ПТСР. Расстройство, которое может развиваться при единичной или повторяющейся травмирующей ситуации. ПТСР развивается не ранее, чем спустя 3 месяца после травмы. В качестве травмы может выступать любая стрессовая ситуация - сексуальное насилие, физическая

Учусь в 11 классе, и хотел бы начать изучать психоанализ, чтобы к поступлению иметь понятие о нем. И хотел бы от вас совет - не рано ли? Если нет, то посоветуйте, как начать? Читать книги или посещать тренинги?

Здравствуйте, Айбек!

Правильно ли я Вас поняла, что Вы хотите стать именно психоаналитиком - специалистом, практикующим психоанализ (метод, основанный З. Фрейдом).

Или же речь о том, чтобы быть психологом?

И в том, и в другом случае, изучение трудов классиков психологии не повредит.
А вот к выбору тренингов желательно подходить вдумчиво и без фанатизма.

Наилучший вариант - это пройти курс личной психотерапии у психолога (психоаналитика).

Вы сможете увидеть работу "изнутри" и понять, действительно ли Вы хотите стать психоаналитиком.

С ув. Киселевская Светлана, психолог, магистр (Днепропетровск).

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Айбек!Если Вы хотите стать психоаналитиком, то стоит настроиться и на долгую учебу и на длительную терапию, а также прохождение групповой терапии. Все это очень будет очень полезно для Вас как для будущего специалиста. Также для психолога очень важно знание специальной литературы по психоанализу, поэтому,если Вам это интересно, Вы можете уже начинать читать классиков. К слову, психоаналитических направлений несколько, это и классический психоанализ Фрейда, а также аналитическая психология Юнга, индивидуальная психологгия Адлера, неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Салливан и др) и др теории. Их отличает разный подход к теории личности, но всех объединяет работа с подсознателными процессами человека. Я бы порекомендовала Вам символдраму, которая также работает с бессознательным материалом и относится к глубинной психологии. Здесь в Алматы есть хорошая школа этого направления. Удачи Вам!

Кайдарова Асель Абду-Алиевна, психолог Алматы

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Айбек. Если Вы имеете в виду психоанализ, то рановато. Как правило, в психоанализ приходят люди с жизненным опытом и первым высшим образованием, идеально, если это будет медицинское образование со специализацией в психиатрии, а это 7-10 лет учебы. Но можно и с другим образованием, например, психологическим, не критично. Для того, чтобы называть себя психоаналитиком, Вам кроме психоаналитического образования в вузе (а это только заграницей, т.к. у нас в вузах не дают теоретическую подготовку по психоанализу) или через какую-нибудь обучающую программу при профессиональном психоаналитическом сообществе/ассоциации (2-4 года), необходимо будет пройти личный психонализ в объем 500 часов у сертифицированного психоаналитика (т.е. самому быть пациентом у психоаналитика) и 150-200 часов супервизий (сопровождение Вашей работы с клиентами старшим наставником). И конечно же, Вам надо будет практиковать самому. Все это требует больших финансовых затрат. Это все необходимо, чтобы называться сертифицированным психоаналитиком. Есть более легкий путь, когда Вы учитесь психоаналитической терапии, он требует менее жестких условий, но тогда Вы не имеете права называться психоаналитиком, а только психоаналитически направленным психологом . Это все про классический или неофрейдисткий психоанализ. Сейчас существует множество других направлений, где практикующие психологи называют себя психоаналитиками. Здесь пока нет четкости. И самый простой путь, это стаь для начала просто психологом, причем не в аналитическом направлении, а в каком-нибудь другом. Например, Вы написали про язык жестов. Это не имеет никакого отношения к психоанализу, а скорее к нейролингвистическому програмированию (НЛП), или к области практической психологии. Начните обучаться в этом направлении. Поступайте в вуз на психологическое отделение. А еще лучше, если бы Вы прошло профориентационное консультирование у специалиста, чтобы для себя понять, а надо ли Вам это на самом деле. Всего доброго.

С уважением, Айгуль Садыкова.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Михаил Ефимович Литвак

Эту главу я написал для тех, кто хочет стать психотерапевтом, и для начинающих психотерапев%ACтов, которые, если бросят это дело, то еще не очень много потеряют. Основная моя задача - не столько привлечь в психотерапию новые кадры, сколько от%ACговорить людей заниматься психотерапией. Небла%ACгодарное это дело. Впрочем, как я уже писал, пси%ACхотерапия - не профессия, а образ жизни, и не такой уж плохой.

Вначале эту главу я хотел назвать «Как стать хорошим психотерапевтом». Но потом слово «хоро%ACший» выпустил. К профессионалу такое определе%ACние не подходит. А я хочу дать портрет психотера%ACпевта-профессионала.

Итак, психотерапевт ориентирован на то, чтобы помочь подопечному не на короткий промежуток времени, а навсегда, так, чтобы он потом в помощи психотерапевта не нуждался, а психологические проблемы мог бы решать самостоятельно. Следова%ACтельно, он ориентирован на методики, которые воз%ACдействуют на личность и ее поведение, хотя при необходимости пользуется и методами симптомати%ACческой психотерапии. Поэтому психотерапевт сле%ACдует тем положениям, к которым он призывает сво%ACих подопечных или, по крайней мере, старается это делать. Почему это необходимо, будет видно из пос%ACледующего изложения.

Есть два этапа подготовки психотерапевта:

Избавление от собственного невротизма и ре%ACшение собственных невротических проблем.

Овладение методами психотерапевтической работы.

Жизнь есть жизнь. И когда у психотерапевта возникают невротические проблемы, он прекраща%ACет заниматься психотерапией и сам обращается к кому-нибудь за помощью. Для этого сейчас у нас и за рубежом существуют так называемые балинтовские группы, состоящие из психотерапевтов. Кро%ACме того, существует система супервизии. Суперви%ACзоры - это психотерапевты экстракласса. Они же участвуют и в аттестации психотерапевтов. В об%ACщем, человеку больному или с невротической про%ACблемой лучше не заниматься психотерапией. Наде%ACюсь, вы уже не хотите стать психотерапевтами. Но если еще осталось такое желание, то читайте даль%ACше.

Как идет психотерапевтический процесс?

На первых этапах можно наблюдать явления пе%ACреноса. Подопечный начинает видеть в психотера%ACпевте кого-то из своих близких. Поэтому психотера%ACпевту больной неосознанно навязывает то роль отца, то роль матери, то мужа (жены) и т.п. Кстати, он предъявляет им те же претензии, которые предъяв%ACлял своим близким. Назойливость некоторых подо%ACпечных такова, что они начинают предъявлять пра%ACва на всю жизнь психотерапевта. И если тот начина%ACет отстаивать свои права, они называют его грубия%ACном, по крайней мере сначала, и возмущаются. При%ACчем возмущаются громко и на людях. Потом разбе%ACрутся и извинятся. Но извиняются они тихо, и обыч%ACно один на один. Психотерапевт учит их решать свои проблемы адекватными способами. Овладев ими, по%ACдопечные и в реальной жизни начинают успешно решать свои проблемы. Но все это потом. Ну что, опять не отговорил?

В психотерапевтическом процессе в отношениях между подопечным и врачом действует механизм про%ACекции. Это один из механизмов психологической за%ACщиты. Суть его заключается в том, что некоторые часто отрицательные качества своей личности не осоз%ACнаются и вытесняются в бессознательное. Становит%ACся немного легче. Но вытесненное в бессознательное стремится вырваться наружу и выплеснуться на кого-то другого. Т.е. человек неосознаваемые свои каче%ACства проецирует на своих партнеров по общению. Я, исходя из этого, сформулировал правило: «Послу%ACшай, как человек ругает других или тебя. Так он дает себе характеристику». Вот если меня человек назовет дураком, я уже знаю, что имею дело с дура%ACком. Может быть, конечно, я и дурак. Но с этим еще следует разобраться. Но то, что он дурак, не вызы%ACвает сомнений. Если я умный, а он не разобрался, кто он? А если я дурак, а он со мной связался, кто он? Философ, как вы помните, говорил, что среди психотерапевтов есть грубияны, стяжатели, следо%ACватели-садисты и психотерапевты-недоучки.

Вот во всем этом обвиняют психотерапевта не только ученые, но и его подопечные во время совместной работы, хотя, в общем, это больше имеет отношение к ним самим. Ведь практически идет диагностика их психологического состояния.

Сам же врач должен быть как зеркало. Если врач не решил свои проблемы, то тогда возможен кон%ACтрперенос. Контрперенос - это неосознаваемый пси%ACхический процесс, когда врач или психолог (сейчас многие психологи начинают заниматься психоте%ACрапией) начинает решать свои проблемы за счет па%ACциента. Наиболее скандальные случаи возникают тогда, когда у психотерапевта и хорошенькой па%ACциентки возникают сексуальные отношения. Но это к психотерапии не имеет никакого отношения. О чем говорят такие случаи? Только о том, что у вра%ACча имеются свои собственные неразрешенные сек%ACсуальные проблемы, которые он решает с помощью больной. Известны ли мне подобные случаи? Да, известны. Так, одна пациентка за четыре года сво%ACей болезни побывала в 15 стационарах и соблазни%ACла четырех врачей. Она заявляла врачу, что никог%ACда не чувствовала себя женщиной и что ни разу у нее не было оргазма. Он пытался восполнить этот пробел и... потом она с большим удовольствием го%ACворила ему, что и с ним она ничего не испытала. Одна женщина-психотерапевт пыталась собой ле%ACчить импотенцию у своих пациентов. Моя точка зрения на этот счет следующая: сексуальные отно%ACшения с больным человеком недопустимы. Но я до%ACпускаю развитие подобных отношений после успеш%ACного выздоровления больного. Такие случаи мне тоже известны. Это были любовные отношения, ко%ACторые завершились счастливым браком.

Но вернемся к проекции. Она помогает понять врачу, кто сидит перед ним. Потом необходимо сде%ACлать так, чтобы подопечный понял, что все это от%ACносится к нему. А пока он может обливать грязью врача и в глаза, а особенно за глаза, хотя тот его и предупреждал, что все, что он хочет сказать, он дол%ACжен сказать тут же. Чего только не приходится выс%ACлушивать от пациентов!

Для того чтобы правильно спланировать психо%ACтерапевтические воздействия, приходится расспра%ACшивать больного о его прошлом, которое тот еще не до конца пережил. Рассказывая об этом, он часто начинает плакать, а врач заставляет рассказывать его об этом много раз. Этот прием называется «воз%ACбуждающие воспоминания». Одна из моих подопеч%ACных в процессе сценарного перепрограммирования в течение нескольких сеансов, читая автобиографию, никак не могла продвинуться дальше пяти лет. Эпи%ACзоды двадцатилетней давности вызывали слезы. По%ACсторонний наблюдатель мог бы принять меня за са%ACдиста. Как хорошо хирургам! Они режут по живо%ACму, а садистами их никто не считает.

Психотерапевта его пациенты могут назвать не%ACвежей-недоучкой, если он не читает работ Малахо%ACва по уринотерапии, Луизы Хей.

Обвинения в стяжательстве психотерапевту из%ACбежать сложно. Но если он живет за счет частной практики, то что-то с пациента брать нужно. Одна из моих учениц рассказала такой эпизод.

Беседовала она с пациенткой около 1,5 часов. Это был сеанс индивидуальной психотерапии. Ле%ACкарств выписано не было. Больная распростилась с ней, не сделав попытки оплатить сеанс. Когда же моя ученица ей сказала об этом, то пациентка удив%ACлением воскликнула: «А за что же платить?»

У психотерапевта и его подопечного все условия должны быть оговорены. Хочу подчеркнуть, что наши подопечные, даже очень богатые, готовые на массажистку, парикмахера или путану потратить 100 или 200 долларов (причем с гордостью рассказы%ACвают об этом), очень неохотно платят 100 рублей пси%ACхотерапевту. Вот видите, насколько они не ценят свою душу! Кстати, еще великий 3. Фрейд говорил, что невротик обязательно должен оплачивать свое лечение, цена должна быть большой, как у хирур%ACга. Все равно та польза, которую он получит от ле%ACчения, во много раз превысит затраты на него. Бес%ACплатное лечение невротика ни к чему его не обязы%ACвает. Когда же он оплатит лечение, то постарается выполнять рекомендации хотя бы для того, чтобы понять, на что он потратил деньги. Окончательно убедил меня в этом рассказ одного из моих учени%ACков.

Один довольно крупный бизнесмен пришел к нему на индивидуальный прием. Он потребовал, что тот оплатил ему так, как оплачивает целая группа. Получилась довольно внушительная сумма. Потом сам бизнесмен рассказал ему о своих переживани%ACях: "Вышел я возмущенный. Брать такие деньги за фразы, которые я сто раз слышал от других! Я ре%ACшил выполнить все, что вы мне говорили. Конеч%ACно, если бы сумма была незначительной, то я мо%ACжет быть, ничего и не сделал бы. Результат превзо%ACшел все мои ожидания.

Все-таки психотерапевт должен жить хорошо, а брать с подопечных мало. Выходом из этого должна быть групповая психотерапия, которая, кстати, в большинстве случаев более эффективна, чем инди%ACвидуальная. Но хочу вас заранее предупредить: став психотерапевтом, очень много вы зарабатывать не будете, но на достойную жизнь хватит. Более того, вы даже будете чувствовать себя богатым. Ведь бе%ACден не тот, у кого мало, а тот, кому не хватает. Вот невротические личности даже при большом состоя%ACнии чувствуют себя нищими, ибо им для счастья не хватает десятков, а иногда и сотен миллионов дол%ACларов. В общем, если вы хотите очень сильно разбо%ACгатеть, то лучше не становитесь психотерапевтом.

И еще несколько слов о профессии психотера%ACпевта. Всех, кто обращается к нам за помощью, объе%ACдиняет одна проблема, - проблема внутреннего оди%ACночества. Нет, у них есть жена дети, друзья сотруд%ACники. Но наших подопечных отделяет от других барьер психологических защит, как их собствен%ACных, так и тех, с кем они общаются. Любят их все%ACгда за что-то. Их не раз предавали, от них отказы%ACвались самые близкие люди. Так вот, психотера%ACпевт должен суметь прорвать этот барьер и стать на какое-то время единственным другом своего подо%ACпечного. Но это своеобразная дружба. Как только подопечному станет лучше, он покинет психотера%ACпевта. Но жаловаться на это нельзя. Такова особен%ACность этой профессии. Иногда становится немного грустно. Я, правда, нашел для себя один выход. Я овладел еще некоторыми навыками, чтобы оставать%ACся полезным для своих подопечных. Я обучаю их технике управления, помогаю заключать сделки, ре%ACдактирую их выступления. Правда, это уже совсем другие отношения. Здесь уже нет жалоб на бессонни%ACцу, раздражительность и ссоры с близкими. Мы вме%ACсте идем вверх. Это уже дружба-сотрудничество.

В ходе изложения своего материала я постарал%ACся ответить на вопросы философа. Осталась самая малость.

Как влияет на наше психологическое здоровье со%ACвременная пресса и телевидение? Практически ни%ACкак. Ведь сценарий человека, его судьба формирует%ACся в первые пять лет жизни под влиянием родителей или лиц их заменяющих. Происходит «фотог%ACрафирование». Пресса и телевидение играют роль «проявителя». Они способствуют выявлению тех де%ACфектов, которые появились у человека еще в раннем детстве. Конечно, средства массовой информации (СМИ) смогли бы много сделать по их исправлению, если бы, например, организовали систематические занятия по психологии общения. Ведь в наших за%ACнятиях нет ничего сенсационного, эффект от них будет через несколько месяцев, а психотерапевты не в состоянии оплатить дорогое эфирное время и га%ACзетные строки. Я давно работаю с СМИ. Сами кор%ACреспонденты понимают мои проблемы. Кое-что мы делаем (так, например, одна областная газета пуб%ACликовала раз в неделю в течение трех месяцев наши статьи в рубрике «Школа выживания»). Но дело, как правило, заканчивается разрывом отношений. Главные редакторы считают, что они создают нам рекламу, а от нас ничего не получают. Но Бог с ними со СМИ. Сейчас я никого не убеждаю. Просто делаю свое дело.

Может ли человек быть для себя психотерапев%ACтом? Я, как и философ, отвечаю на этот вопрос по%ACложительно. Более того, я стараюсь сделать это практически, так как пишу книги по психотера%ACпии. Но все-таки желательно и прямое обращение к специалисту. Одна моя подопечная два года чита%ACла мою книгу «Если хочешь быть счастливым». Она ей помогала. Но все-таки на некоторые вопросы она не могла найти в ней ответы и пришла на тренинг. Через три занятия она с восторгом заявила, что за эти занятия получила больше, чем за два года са%ACмостоятельного обучения. Она была не совсем пра%ACва. Если бы не было этих двух лет самостоятельно%ACго обучения, то не было бы и такого эффекта. Я бы не противопоставлял самостоятельную помощь про%ACфессиональной. Больше нужно полагаться на само%ACпомощь, но иногда, хотя бы раз в неделю, следует посещать групповые тренинги. Полезно изучать пси%ACхотерапевтическую литературу. Я советовал бы опи%ACраться на нашу, отечественную, где описываются наши проблемы.

И последнее. Мой принцип амортизации - не способ общения. Амортизация - это способ дели%ACкатно избавиться от нахала. Добро должно уметь защитить себя. Да, партнер выходит из себя при амортизации. Но ведь он оскорблял! Разве хороший человек будет это делать?! Философ вступается за обидчика. Почему? Мне непонятно. Для многих достойных людей амортизация стала хорошей за%ACщитой. Да, амортизация - это оружие. Но я не тревожусь, что им воспользуется агрессор. Его ору%ACжие - прямое оскорбление. Правда, но я ни на чем не настаиваю. Может быть, философ и права.

А теперь я хочу сказать вам, что работа психо%ACтерапевта приносит мне радость. В частности, иногда я получаю вот такие письма.

Я рада, что в очередной раз вы принудили меня к письменной речи. Как всегда ненавязчиво. Сотни раз я говорила эти слова про себя, но какие-то демо%ACны в душе не давали мне это озвучить. Мне предсто%ACит еще разбираться с ними.

Спасибо вам за то, что вы подарили мне пре%ACкрасный мир. Не иллюзорный призрачный, в кото%ACром я жила, а реальный, со всеми его радостями и горестями. Спасибо, что вы подарили мне меня, та%ACкую, какая я есть, без прикрас, но и без ненависти к своим слабостям. Я еще учусь любить себя такую. И это мне позволяет любить всех людей, вас, нашу «су%ACмасшедшую» дорогую мне группу. Мне хорошо с вами. И думаю, это вдохновило меня еще на одно дело - защиту диссертации.

Это письмо написала мне женщина 44 лет. При%ACшла она ко мне три года назад с мыслями о само%ACубийстве. У нее был крах на производстве - никак не могла закончить диссертацию и уже года два не работала над ней. У нее был крах в личной жизни - длительный психологический и сексуальный раз%ACрыв с мужем, конфликты с подрастающим сыном. Первые сдвиги в ее состоянии произошли месяца через четыре после начала занятий, а потом все шло со скоростью курьерского поезда.

И совсем последнее замечание.

Наша страна переживает сейчас бум по подготов%ACке психотерапевтов и психологов. Этим занимаются у нас 15 факультетов усовершенствования врачей при высших медицинских учебных заведениях. Феде%ACральный центр по психотерапии. Российская психо%ACтерапевтическая ассоциация и Общероссийская про%ACфессиональная психотерапевтическая лига. Кроме того, почти в каждом регионе имеются свои психо%ACтерапевтические ассоциации. Есть несколько него%ACсударственных институтов психотерапии. Все они очень активно готовят психотерапевтов и проводят просветительную и тренинговую работу с непрофес%ACсионалами. Естественно, занимаются они и лечеб%ACной работой. Наши психотерапевты выступают со своими разработками на международных съездах, симпозиумах и конференциях.

Наша Ростовская область находится не в первых рядах, но и мы смогли подготовить за последние 10 лет около 300 врачей-психотерапевтов. Прошли у нас психотерапевтическую подготовку и около 100 меди%ACцинских психологов. Уже 8 лет работает школа пси%ACхологического айкидо, где основам управления с ис%ACпользованием психотерапевтических методик обуче%ACно более 1 000 человек. О клубе КРОСС уже рассказывалось выше. Сам я написал более 10 книг по психотерапии и психологии общения как для вра%ACчей, так и для широкого круга читателей. Все психо%ACтерапевты, которые прошли подготовку у нас, про%ACфессионалы, и всегда вам подскажут, куда обратить%ACся, если сами не смогут помочь вам решить ваши проблемы. Есть у нас в области несколько отделений, где занимаются лечением больных неврозами, несколь%ACко кабинетов социально-психологической помощи и телефон доверия (его номер 58-21-41). На телефоне доверия круглосуточно дежурят квалифицированные психотерапевты и психологи, которые окажут вам бес%ACплатно необходимую помощь и подскажут, куда об%ACратиться, если ее будет недостаточно. Такие структу%ACры имеются и в других регионах России. Кстати, не отказывайтесь от бесплатной помощи. Профессионал, если уж он работает, то всегда работает в полную силу, и не имеет значения, платят ему или нет. В этом от%ACношении он напоминает спортсмена. Он знает, что если работает не в полную силу, то детренируется и страдает в первую очередь сам. Конечно, есть у нас в области и частнопрактикующие психотерапевты. В общем, мы готовы вам помочь.

К сожалению, многие люди хотят получить по%ACмощь немедленно, за один сеанс психотерапии и не прилагая собственных усилий. И у нас большим ус%ACпехом пользуются те «специалисты», которые обе%ACщают за один сеанс избавиться от наркоманической или алкогольной зависимости, похудеть без со%ACблюдения диет и занятий спортом, избавиться от импотенции. Если вы на это рассчитываете, то к нам за помощью обращаться не следует. Мы знаем, что не так просто избавиться от вредных привычек и малоадаптивных форм поведения. Иногда на это уходит года два планомерной работы над собой. А на выработку нового навыка или привычки и того больше. Но если вы не верите в чудеса и настроены на упорную работу над собой, мы приглашаем вас в наши структуры, к нашим специалистам, и лучше тогда, когда вы еще «на ходу», а не нуждаетесь в капитальном ремонте. Мы, как спортивные трене%ACры, не обещаем вам райской жизни (иногда мы бу%ACдем казаться вам грубиянами, иногда садистами, временами вы будете считать нас недоучками и стя%ACжателями). Но здесь, как в спорте. Если будете тру%ACдиться, успех к вам обязательно придет.

Итак, книга прочитана. Дорогие наши читатели? Мы вам ничего не навязываем. Решайте сами!

Последнее обновление: 06/07/2014

Вы ищете профессию, с которой Вы сможете по-настоящему помогать людям и улучшать их жизнь? Тогда карьера психотерапевта для Вас - отличный вариант. В основном, люди считают, что для того, чтобы стать психотерапевтом, необходимо получить степень доктора в психологии, но на самом деле есть целый ряд других возможностей для карьеры в этом направлении.
Сам термин «психотерапевт» носит общий характер, его зачастую используют для обозначения целой категории специалистов в области здравоохранения, которые оказывают услуги по восстановлению и поддержанию психического здоровья клиентов. Вот лишь несколько конкретных названий:

  • клинический психолог;
  • психиатр-нарколог;
  • психолог-реабилитолог;
  • профессиональный консультант;
  • школьный психолог;
  • социальный работник и т.д.

Начните с оценки Ваших интересов и целей

Может быть Ваша конечная цель и заключается в том, чтобы стать терапевтом. Однако нужно определиться конкретнее, ведь от того, каким именно терапевтом Вы хотите стать, в значительной степени зависит подготовка, которую Вам необходимо пройти для достижения своей конечной цели. Терапевты работают в широком диапазоне параметров и с различными группами населения, поэтому начните процесс планирования с учётом того, где бы Вы хотели работать.

Хотите работать с детьми? Можете стать лицензированным клиническим психологом или социальным работником. Заинтересованы в работе с семьями или парами? Тогда рассмотрите возможность стать семейным консультантом.
Хотите помочь людям преодолеть проблемы зависимости (алкогольной, наркотической)? Степень в области клинической психологии или консультирование по вопросам психического здоровья - хороший вариант.
Получив общее представление о том, чего именно Вы хотели бы достичь в качестве терапевта, Вы получите возможность сделать правильный выбор - в плане учебного заведения и программы обучения.

Узнайте о возможностях получения степени по психологии

Если Ваша цель - стать психотерапевтом, Вашим первым шагом, вероятно, будет получение степени бакалавра в области психологии. Тем не менее, в аспирантуру принимаются и люди со степенью бакалавра в других областях науки, если у них имеются определённые наработки. Социология, сферы образования и здравоохранения - хороший старт для заинтересованных в карьере психотерапевта.
Учёная степень в психологии может открыть множество возможностей, но есть и другие варианты, которые Вы также можете рассмотреть. Продолжительность курса и предварительная подготовка, необходимые для получения каждой степени, меняются от варианта к варианту.

  • Доктор философии или психологии . Получив любую из этих степеней, Вы получите, возможно, самые широкие возможности для карьерного роста. Профессионалы, которые получили степень доктора и лицензию психолога, вполне могут работать с клиентами в самых разнообразных условиях, в том числе - заниматься частной практикой. На получение степени доктора обычно уходит от четырёх до восьми лет обучения после получения степени бакалавра.
  • Магистр в области психологии . В некоторых штатах Америки выпускники с дипломом магистра также могут получить лицензию психолога. Магистр может работать также в различных условиях, но важно заранее просмотреть нормативы, чтобы определить, какой тип услуг Вы можете оказывать с этой степенью.
  • Степень магистра в области консультирования . Если Вы заинтересованы в работе с детьми, взрослыми, семьями или парами, Вам стоит рассмотреть вариант получения лицензии профессионального консультанта. Получение этой степени может занять два-три года, в зависимости от вашего графика и Вашей программы обучения.
  • Степень магистра в области социальной работы . Лицензию клинического социального работника обычно получают после двухлетнего курса - и это помимо степени бакалавра, стажировки и контролируемого опыта в области непосредственно. Лица с магистерской степенью в области социальной работы часто осуществляют терапию в самых разнообразных условиях и ситуациях.
  • Степень магистра психиатрической помощи . Это хорошая альтернатива, часто упускаемая из виду медсёстрами, которым интересны вопросы психического здоровья. Нужно только кроме диплома бакалавра иметь степень магистра или выше, что может занять от двух до трёх лет.

Узнайте больше о требованиях!

После того, как Вы выбрали для себя образовательные программы, соответствующие именно Вашим уникальным потребностям и интересам, важно обсудить различные варианты со специалистом. В большинстве случаев нелишним бывает и беседа с представителем заведения, которое Вы планируете посещать. Подготовьте список вопросов о конкретных требованиях к степени, основных принципах лицензирования терапевтов, а также поинтересуйтесь успехами уже окончивших программу студентов.