Дефицит внимания у детей: признаки и коррекция. сдвг - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Сдвг (диагноз невролога) - что это? признаки, коррекция. синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – психологическое состояние, свойственное детям дошкольного возраста. Чаще всего этот синдром проявляется в виде повышенной импульсивности, недостатке самоконтроля и трудностью осознания собственного «Я». Синдром дефицита внимания у взрослых проявляется значительно реже. По мнению ученых, развитие этого заболевания в более зрелом возрасте свидетельствует о неблагоприятных условиях для личностного формирования в детском возрасте. Актуальность данной проблемы в настоящее время можно объяснить тем, что СДВГ диагностируется довольно редко. Проблемы со своевременным выявлением заболевания приводят к тому, что больным приходится самостоятельно адаптироваться к условиям, которые диктует общество.

Люди с дефицитом внимания стараются заниматься деятельностью, которая не требует постоянной концентрации. Следует обратить внимание, что данное психическое расстройство не мешает больному полноценно проживать собственную жизнь. Однако коммуникационная связь с окружающими может представлять некоторые трудности для больных с данным заболеванием.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - известная проблема детей школьного возраста

По мнению специалистов, рассматриваемое заболевание входит в группу органических и характеризуется минимальной дисфункцией мозговых долей. Подобные нарушения приводят к неспособности определенных мозговых отделов заниматься выполнением прямых функций. К сожалению, современный уровень медицины не всегда позволяет диагностировать подобные изменения. Специальные аппараты, позволяют лишь диагностировать первые признаки развития болезни.

По мнению специалистов, данный синдром чаще возникает до самого момента рождения. Развитие гиперактивности и дефицита внимания у ребенка, провоцирует образ жизни и психоэмоциональное состояние беременной женщины. Увлечение спиртными напитками и наркотическими веществами может негативно отразиться на состоянии эмбриона. По данным последних исследований, образ жизни, который ведет женщина, напрямую отражается на состоянии яйцеклеток. Таким образом, все вышеперечисленные факторы начинают влиять на организм женщины задолго до самой беременности. Помимо этого, тяжелое течение беременности, токсикоз и гестоз также являются факторами, увеличивающими риск развития СДВГ.

По словам исследователей, риск развития мозговой дисфункции у ребенка увеличивается при наличии инфекционных заболеваний, перенесенных во время вынашивания плода. По их мнению, синдром дефицита внимания является лишь малой частью возможных проблем с мозговой деятельностью. Также следует обратить внимание на то, что появление СДВГ может быть связано с асфиксией в первые дни жизни ребенка.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания у взрослых может быть вызван неблагополучными социальными условиями в детские годы. Особая роль в этом вопросе отведена микроклимату, царящему в семье, модели воспитания ребенка и другим бытовым факторам.

Клиническая картина

В международной классификации заболеваний, для этого заболевания отводится целый раздел. Каждый случай обращения к специалисту с подобной проблемой рассматривается строго в индивидуальном порядке. Клиническая картина напрямую зависит от характера проявления симптомов и степени их выраженности . Также следует обратить внимание на тот факт, что многие признаки болезни, характерные для детского возраста, редко проявляются в более зрелые годы.


Данные последних исследований показывают, что заболевание больше чем у половины детей остается на всю жизнь

Клиническая картина проявления СДВГ у взрослых, значительно отличается от детской формы патологии.

Зачастую перенесенный дефицит внимания почти не проявляется по достижению совершеннолетия. Специалисты объясняют это тем, что возрастные изменения организма приводят к увеличению энергетических ресурсов организма.

У взрослых рассматриваемая патология проявляется в виде неустойчивости. Наличие неустойчивости выражается в проблемах с выполнением рутинных ежедневных занятий. Уборка, стирка и процесс приготовление пищи может стать настоящей проблемой для больного человека. Нередко наличие этой болезни приводит к спорным и конфликтным ситуациям. Многие люди не находят понимания и сочувствия от своего ближайшего окружения, что значительно усложняет их жизнь. Также большинство людей с диагнозом гиперактивность сталкиваются с различными трудностями в профессиональной сфере. Ярко выраженная асоциальность и проблема с коммуникабельностью приводит к тому, что человек просто закрывается в собственном мире.

Признаки дефицита внимания у взрослых проявляются в виде следующих факторов:

  1. Сложность с различными финансовыми вопросами, включая расчет собственной зарплаты, оплату различных покупок и платежей за коммунальные услуги.
  2. Проблемы с концентрацией, забывчивость и рассеянность.
  3. Проблемы с коммуникацией и общением.
  4. Трудности в построении планов на ближайшее будущее.

Люди с данным диагнозом редко проявляют тактичность, и способность слушать собеседника. Многие из больных не имеют амбиций, и редко высоко продвигаются по карьерной лестнице. Малая заинтересованность в различных аспектах, приводит к отсутствию интересов и хобби. Неорганизованность приводит к тому, что начиная заниматься одним делом, человек часто отвлекается на различные раздражители. Дефицит внимания может сопровождаться сложностью делать выводы и заключения, а также анализировать различные ситуации. Человек проявляет свою неспособность придерживаться составленного плана или копить деньги. Забывчивость и несобранность может привести к тому, что больной забывает вовремя принять лекарство или опаздывает на заранее назначенные встречи.

Зачастую люди с синдромом дефицита внимания проявляют чрезмерную импульсивность и редко заранее обдумывают свои слова. Проблемы с тактом приводят к тому, что больной практически не контролирует свою речь и говорит только то, о чем думает. Обуздать свою импульсивность гиперактивным людям практически невозможно. Забывчивость и несобранность сопровождается трудностями в профессиональной сфере, из-за проблем с выполнением своих трудовых обязанностей. Наиболее остро синдром дефицита внимания проявляется при управлении транспортом. Сама дорога, другие участники дорожного движения и дорожные знаки усложняют контроль над ситуацией.

Иногда СДВГ проявляется в виде трудностей с чтением книг и просмотром фильмов. Больные редко проявляют интерес к медленно развивающемуся действию, и испытывают сложности с пониманием художественных произведений.


СДВГ у взрослых - это органическое заболевание, которое подразумевает под собой минимальную дисфункцию мозговых долей

Методы диагностики

После того как были рассмотрены симптомы СДВГ у взрослых, можно перейти к обсуждению методов диагностики этого заболевания. По мнению большинства исследователей этой болезни, явные признаки СДВГ проявляются именно в детские годы. Отсутствие своевременной терапии приводит к тому, что болезнь проявляется в более зрелом возрасте . Исходя из этого, специалист должен тщательно изучить анкету больного, для того, чтобы обнаружить признаки этого заболевания в детстве. Подробный опрос о детстве пациента и климатических условиях в семье, позволит собрать все элементы пазла и сформировать своеобразную картину, рассказывающую о текущем состоянии больного.

Один из важных нюансов проведения диагностического обследования – сбор информации о различных аспектах поведения больного в детском возрасте. Помимо этого, следует уделить повышенное внимание темпу и условиям психического развития. На следующем этапе диагностики требуется провести общее обследование состояния организма. Очень важно исключить наличие соматических и неврологических болезней, обладающих схожими симптомами. Применение специальной аппаратуры для измерения органических изменений области головного мозга, позволяет подтвердить или опровергнуть поставленный диагноз. Для точной постановки диагноза требуется провести исследования мозговой активности в состоянии покоя и концентрации.

Для получения полной клинической картины используются различные методики, определяющие темперамент, тип личности и другие особенности психоэмоционального характера . Измерение IQ, личностное тестирование и другие методы психоанализа позволяют наиболее точно диагностировать болезнь.

Как бороться с СДВГ

Как лечить дефицит внимания у взрослых? На сегодняшний день для борьбы с этим заболеванием используется комплексный подход, основанный на:

Для того чтобы побороть рассматриваемую болезнь, потребуется пройти курс поведенческой терапии. Работа с психологом позволяет добиться стойкого результата, однако, для того, чтобы закрепить успех, в лечении больного должны принимать участие психиатр и психотерапевт.


Причина болезни может возникнуть еще до рождения ребенка

После обращения человека с этим психическим расстройством к психотерапевту, врач обязан разработать индивидуальную стратегию лечения. Методика терапии определяется степенью выраженности основных симптомов, свойственных болезни . Для того чтобы поднять самооценку больного и укрепить его самоутверждение, потребуется использовать поведенческие и когнитивные методики. Очень важно, чтобы все применяемые методы, подстраивались именно под характер больного.

В задачу психотерапевта входит научить больного справляться с различными психологическими нагрузками и стрессом. Специальные тренинги, посвященные релаксации, должны обучить человека правильно распределять собственную энергию. На таких тренингах больной изучает различные методы распределения собственного времени для достижения максимальной продуктивности. Создание четких рамок между рабочим временем и отдыхом позволяет добиться стойкого результата в терапии.

Один из важных этапов работы с психотерапевтом, семейные сеансы, в ходе которых разрешаются различные спорные и конфликтные ситуации между супругами. Диагноз СДВГ довольно часто затрудняет общение между супругами, в результате чего появляются недопонимание и бытовые ссоры. Врач должен научить супруга больного правильному общению со своим избранником.

Также существуют специальные тренинги, целью которых является нормализация профессиональной сферы. Правильный подход к терапии заболевания позволяет нормализовать коммуникативные способности больного, что благоприятно влияет на его продуктивность.


Люди с СВДГ ощущают затруднения в выполнении рутинных каждодневных дел

Медикаментозная терапия, редко применяется в отношении взрослых пациентов. Чаще всего, для достижения стойкого результата, больному достаточно сеансов психотерапии. Однако при наличии необходимости, больному могут быть назначены различные медикаментозные препараты. Чаще всего лекарства, используемые для терапии болезни у детей, используются и взрослыми. Очень важно, чтобы в семье больного нашелся человек, который возьмет под свой контроль процесс приема препаратов.

На сегодняшний день в терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности используются различные психостимуляторы. Эта категория лекарственных средств позволяет достичь стойкого результата, благодаря снижению выраженности основных симптомов свойственных болезни. Однако бесконтрольный прием и отсутствие режима может привести к привыканию к этой категории медикаментов. Помимо психостимуляторов, используются ноотропные препараты, действие которых направлено на стимуляцию мозговой активности. Помимо этого, применение подобных средств нормализует качество мыслительных процессов. Правильный подход к применению медикаментозных средств позволяет полностью исключить развитие рецидива заболевания.

В составе комплексного лечения используются препараты, обладающие сосудорасширяющим действием. Применение подобных средств позволяет усилить приток крови к определенным мозговым отделам, что благоприятно отражается на динамике заболевания. Использовать данные препараты для самолечения не рекомендуется, так как бесконтрольный прием сосудорасширяющих средств может привести к негативным последствиям для организма.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является обычным поведенческим расстройством, которое диагностировано у 11% детей школьного возраста в США. 30-70% детей, страдающих СДВГ будут в будущем страдать от его симптомов и во взрослой жизни. У взрослых этот синдром может вызывать нарушения в таких сферах, как учеба, работа, самообслуживание, отношения, дружба и хобби. Однако, существует много способов, которые вы можете использовать, чтобы улучшить ситуацию.

Шаги

С чего начать

    Получите точный диагноз. У взрослых с СДВГ много симптомов, похожих на симптомы СДВГ в детском возрасте. Главное различие в том, что эти тенденции поведения начинают влиять и на повседневную жизнь взрослого. Если вы не можете сконцентрироваться на задании на работе, всегда опаздываете на работу или важные мероприятия, импульсивны или вам ставили диагноз СДВГ в детстве, то у вас может быть это заболевание и во взрослом возрасте.

    Узнайте всё, что только можно об этом расстройстве. Чем больше вы будете понимать свой недуг и замечать, как он влияет на все сферы вашей жизни, тем лучше вы сможете изменить свое поведение и справиться с синдромом. Прочитайте каждую книгу, какая только попадёт к вам в руки, ищите информацию в Интернете, спросите у врача или сходите на семинары по СДВГ в вашей местности.

    Попробуйте медитацию. Синдром дефицита внимания - это расстройство химических реакций в мозге. Это расстройство мешает вам учиться, завершать выполнение заданий, хорошо выполнять работу, ухаживать за собой, в полной мере наслаждаться отдыхом, заботиться о семье, распределять бюджет и сохранять важные отношения. Внимательно разработайте с врачом медикаментозную терапию, которая будет эффективна именно для вас. Возможно, нужно будет время, чтобы найти подходящую вам дозировку, но ваш доктор будет искать её с вами, пока не найдёт правильный метод.

    Измените направление своей деятельности

    1. Дайте себе время подумать. Из-за СДВГ иногда вы можете импульсивно сказать или сделать что-то не то. Вы недостаточно думаете, прежде чем говорить или действовать. Например, вы говорите боссу, что его прогнозы продаж абсолютно неверны. Или можете вы купить себе новую одежду, просто потому что вам этого вдруг захотелось, хотя эта покупка не вписывается в ваш бюджет.

      Думайте о прошлом - это поможет вам в будущем. У взрослых с СДВГ бывают проблемы с использованием невербальной рабочей памяти, то есть им сложно делать выводы из прошлого для того, чтобы двигаться в будущее. Это означает, что взрослым с СДВГ часто сложно изменить результат какого-то события, даже если они были в подобных обстоятельствах раньше, потому что их реакция не меняется. Чтобы изменить ситуацию, не торопитесь и подумайте над решением, которое собираетесь принять, вспомните, были ли вы раньше в такой же ситуации.

      Визуализируйте конечную цель. Для многих взрослых с СДВГ сложно завершить что-то, потому что они не видят преимуществ от удачного завершения проекта и последствий его провала. Это в особенности касается небольших дел, которые для других неважны. Когда работаете над проектом, потратьте время на раздумья: "Как я буду себя чувствовать по окончании этого проекта? " Сконцентрируйтесь на позитивных чувствах, например, радости от достижения цели, гордости, самоуважении или счастье. Когда вы думаете об этих чувствах, постарайтесь почувствовать их прямо сейчас. Тогда у вас возникнет желание закончить проект и ощутить всю полноту положительных эмоций на самом деле.

      Признайте свои ошибки. Ваше состояние может быть серьезной проблемой, но вам не нужно всегда относиться к ней всерьез и скрывать ее. Когда вы делаете что-то, вызванное СДВГ, то просто признайте это, но не теряйте чувства юмора. Научитесь говорить людям с улыбкой: " Снова заело кнопку СДВГ. Простите, я виноват. В следующий раз я постараюсь это исправить ". Это подойдёт для работы, школы или личных ситуаций и отношений. Вам не нужно обвинять других или перекладывать на кого-то ответственность.

      Выполняйте задания как можно раньше. Иногда сложно вспомнить о важной задаче, если откладываешь ее на потом. Вместо того, чтобы откладывать задание на неопределенное время, выполняйте его сразу после получения. Кладите бумаги в папки, как только закончите над ними работать, перезванивайте, как только получите сообщение, и убирайте любой беспорядок сразу.

      Найдите себе тренера СДВГ. Есть специалисты, которые являются тренерами для людей с синдромом гиперактивности. Они помогают людям в их ежедневной деятельности и показывают, как эффективней справляться с заданиями. Эти тренеры помогают с работой и домашней жизнью. Обычно тренер поможет определить трудности и развить сильные стороны как лично, так с помощью телефонной консультации несколько раз в месяц.

      Занимайтесь спортом. Это поможет мозгу вырабатывать больше химических веществ, которых вам не хватает. Посвятите спортивным упражнениям, как минимум, 30 минут в день. Для людей с СДВГ очень сложно пойти в зал или заниматься спортом самостоятельно. Найдите подходящую для себя форму тренировок, которую вы сможете делать. Дофамин, который выделяется во время занятий спортом, поможет вам лучше сконцентрироваться в течение несколько часов после тренировки.

      Питайтесь лучше. Ваш рацион поможет справиться с проблемами, вызванные вашим заболевание. Не употребляйте переработанные и рафинированные сахара, много жиров или жирную пищу в целом. Они замедляют вашу мозговую активность. Утром ешьте больше белковой пищи, чтобы увеличить уровень дофамина. Ешьте больше продуктов с жирными кислотами омега-3, например, лосось и овсяную муку, чтобы улучшить работу мозга.

      Давайте мозгу отдохнуть. У людей с синдромом дефицита внимания мозг постоянно работает. Чтобы ему помочь, вам необходимо обеспечить мозгу максимальный отдых. Несколько раз в день берите короткий перерыв от любых раздражающих факторов, выключая любые виды электронной техники. Найдите тихое местечко, где сможете посидеть минут пять вдали от шума. Попробуйте активную медитацию в качестве отдыха для мозга. Так ваш мозг немного остановится и поймёт, что с ним происходило.

    Стратегии управления своим состоянием

      Сведите внешние раздражители к минимуму. На работе вам необходимо их уменьшить. Если у вас нет личного офиса, то это может быть непростой задачей. Если это проблематично, то поищите свободные кабинеты для конференций, где вы сможете работать, особенно если вы работаете над крупным проектом. Если не можете, то измените свое рабочее место, чтобы сделать его более комфортным. Поверните письменный стол лицом к стене, пусть суматоха останется где-нибудь позади вместе с разговорчивыми коллегами.

      Разделите работу на части. Из-за СДВГ большие проекты могут показаться вам сложными и невыполнимыми. Это заставляет взрослых с СДВГ искать себе путь для отступления. Вместо того чтобы предаваться панике, разделите задание на несколько простых и выполнимых частей. Если ваш начальник или профессор дал задание, которое нужно сдать через месяц, разделите его на небольшие задания, которые нужно выполнять ежедневно. Запишите, что вам нужно сделать каждый день, и подчеркиваете части большого задания, когда закончите.

      Станьте ответственней. Возможно, вам станет легче работать над проектами и выстраивать расписание, если будете чувствовать ответственность перед другими людьми. На работе найдите надежного коллегу, контролера и руководителя, который поможет вам не сворачивать с верного пути. Если используете какие-то техники психологической адаптации, то сообщите ему об этом, тогда он сможет спросить вас об успехах. Дома попросите о помощи супруга, родственника или надежного соседа.

СДВГ - это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ранее было принято считать, что данные психологические отклонения присущи только детям, в особенности подросткам. На сегодняшний день уже научно подтвержден факт, что СДВГ страдают и взрослые лица. Это связано с тем, что ребенок, отличающийся гиперактивностью, не перерастает это состояние и признаки нарушений проявляются у него и в более зрелом возрасте. Это, конечно, касается не всех детей, а только большей половины из них, которая имеет предрасположенность к дальнейшему развитию недуга. По статистике, каждый двадцатый житель планеты страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности, но при этом даже не подозревает о наличии отклонений такого характера. Рассеянность, забывчивость, импульсивность и прочие симптомы, людям свойственно списывать на переутомление, влияние стрессов и другие причины. Однако, если такие факторы присутствуют и проявляются неоднократно, то следует задуматься о посещении специалиста. Какие же признаки указывают на нарушения и на что обращать внимание, чтобы выявить недуг у себя или у своих близких?

Симптоматика СДВГ

Когда человек регулярно забывает о намеченных планах и важных встречах, стремится успеть всегда и везде, озадачивает себя массой ненужных дел и пытается со всем справиться, не может спокойно выстоять очередь в магазине - все это свидетельствует о наличии синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Многие скажут, что жизнь в суете свойственна большинству людей, как и не желание стоять в длинных очередях, в автомобильных пробках и так далее. Но есть и более четкие признаки расстройств психологического состояния, которые в совокупности с забывчивостью, рассеянностью и суетностью, точно подтвердят диагноз СДВГ. Итак, к симптоматике этого заболевания относят:

  1. Несобранность (невнимательность). Для каждого здравомыслящего человека некоторые жизненные ситуации ассоциируются с хаосом, когда невозможно справиться с накопившимися делами и найти решения внезапно возникших вопросов. Люди же с СДВГ постоянно пребывают в хаотическом состоянии. Им сложно выполнять все свои домашние и профессиональные обязанности, своевременно приходить на работу, на встречу, на прием к врачу и т. д. Накопившиеся задания они пытаются отложить на потом. При этом, больные СДВГ не могут оценить важность того или иного дела, то есть им не удается правильно расставить приоритеты. Встречаются ситуации, когда пациенты с такими отклонениями проявляют обратные реакции и им свойственна «гиперконцентрация». Это явление выражается в усиленном внимании к какому-либо делу. Человек на столько концентрируется на интересующем его занятии, что отключается от окружающей реальности.
  2. Забывчивость . Здоровые люди могут периодически запамятовать что-то важное или наоборот несущественное, но это случается лишь иногда и не вызывает особых проблем. При гиперактивности свойство все забывать становится естественным спутником по жизни. Больные постоянно забывают имена, адреса, даты важных событий, местонахождение вещей в доме и другие факты. Все бы ничего, но такие явления могут очень неблагоприятно отразиться как на личной жизни, так и на профессиональной деятельности.
  3. Импульсивность . Этот фактор подразумевает в себе неадекватность поведения. Гиперактивность у взрослых в данном случае проявляется в свойстве перебивать собеседника, действовать спонтанно даже в сложных ситуациях, не задумываясь о последствиях, принимать скоропалительные решения, под влиянием обычных желаний. Особо ярко импульсивность выражается в вопросах покупок. Люди с СДВГ могут скупить пол магазина, приобретя массу дорогостоящих, но в то же время бесполезных вещей.
  4. Эмоциональная нестабильность . Гиперактивность у взрослых сопровождается проблемами и эмоционального характера. Нормальным явлением при данном недуге является резкая смена настроения. Переход от слез к хохоту, от истерики к спокойствию, происходит в считанные минуты и больной не замечает за собой ничего необычного. Попадая в скучную обстановку, человек с СДВГ срочно начинает искать повод для поднятия себе настроения. Но часто эмоциональное возбуждение вызывает не позитив, а наоборот - депрессию, угнетение. Пациентам с данным диагнозом свойственны также необоснованная ярость, гнев, злость.
  5. Заниженная самооценка . Гиперактивность у взрослых вызывает неуверенность в себе и своих силах, постоянные сомнения и мучения совести. Это связано с повышенной самокритичностью к собственной персоне. Она подтверждается слабыми успехами в школе, в сфере деятельности, а также в личных отношениях. Все неудачи в жизни такие люди считают следствием своей неполноценности, что еще больше усугубляет положение.
  6. Отсутствие мотивации . Взрослые с СДВГ часто не желают выполнять те или иные действия, по причине непонимания их надобности. В детском возрасте данный фактор можно отследить по тому, что ребенок не хочет учить уроки и посещать школу, так как не имеет весомых побуждений. В зрелых годах также отпадает желание ходить на работу, заниматься бытовыми делами и тому подобное. Опять же, под влиянием отсутствия сильной мотивации.
  7. Повышенное беспокойство . В связи с тем, что гиперактивность у взрослых постоянно побуждает к активным действиям, которые не приносят плодов, больных начинает беспокоить чувство тревожности. Они не понимают, почему при всех их усилиях и стараниях, итог остается безрезультатным. Людям кажется, что они трудятся не покладая рук, в то время, когда хватаясь за все, они не успевают ничего. Характерным признаком СДВГ является мысленное прокручивание всех пережитых событий, особенно тех, которые вызывают тревогу и беспокойство.
  8. Ухудшение здоровья. Проблемы эмоционального характера, психическая неуравновешенность, забывчивость, приводят к тому, что пациенты с гиперактивностью перестают быть внимательными к своему здоровью. Они могут забыть о посещении врача, о приеме приписанных лекарств. Их мало интересует правильность образа жизни, сбалансированность и польза пищевого рациона. Привычным явлением может стать и регулярное переедание. Все эти факторы способствуют ухудшению здоровья и появлению расстройств со стороны различных систем организма.

Дефицит внимания и гиперактивность у взрослых характеризуются и непрямыми симптомами, таким как:

  • частая смена сферы деятельности или рабочего места;
  • финансовое неблагополучие;
  • повышенный риск несчастных случаев;
  • алкогольная и наркотическая зависимость.

Считается, что СДВГ передается по наследственной линии, так как у многих обратившихся пациентов в роду имелись родственники с подобными отклонениями.

Повышенная активность, неуравновешенное поведение, невозможность сконцентрировать внимание – признаки, часто встречающиеся у людей различной возрастной категории. Эти симптомы свидетельствуют о наличии серьезного заболевания под названием синдром дефицита внимания. Важно разобраться с проблемами протекания заболевания и выявить оптимальный способ лечения, как для взрослого пациента, так и для ребенка.

Характеристика проблемы

Развитию болезни чаще подвержены дети в возрасте от 2-3-х лет и старше. У взрослых также может возникнуть заболевание, но такие люди меньше поддаются его негативному воздействию, больше себя контролируют. Дети, наоборот, испытывают острую нехватку взаимоотношений с другими людьми.

Возникновение в сознательном возрасте болезни обусловлено генетической предрасположенностью. Но проявляющиеся симптомы практически не развиваются. Это обусловлено тем, что на первом плане у взрослого человека стоят семья, работа, поэтому эмоции отодвигаются на второстепенный план.

Часто заболевание проявляется у мальчиков. Практически в каждом классе есть яркий представитель симптомов синдрома дефицита внимания.

Когда фиксируется развитие СДВГ у детей, то он характеризуется неспособностью удерживать собственное внимание на каком-то определенном предмете или событии. Пациент проявляет чрезвычайную активность, пытаясь быть в нескольких местах одновременно.

Если на уроке ребенок совершает ошибку в задании, он не концентрирует внимание на ней, не слушает объяснений в своей неправоте и не вслушивается в поучительные слова. В некоторых ситуациях поведение ребенка переходит все границы, он не может контролировать себя, постоянно вертится, вскакивает на своем месте. Именно такие реакции сильно заметны на фоне других детей, которые спокойно увлечены учебными занятиями или совместной ролевой игрой.

В большинстве случаев учителя замечают отклонения в развитии и стремятся повесить на ребенка ярлык «СДВГ». Для подтверждения симптомов необходимо пройти диагностику у психолога.

Выделяют следующие разновидности дефицита внимания у ребенка:

  1. Невнимательность – только этот симптом, предопределяющий болезнь, проявляется у больного при СДВГ. При этом вероятность возникновения гиперактивности практически полностью исключается;
  2. Импульсивность и гиперактивность – клиническая картина сопровождается не только повышенной по сравнению с другими детьми активностью, но и вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью и нервозностью;
  3. Смешанный вид – формирующийся у пациентов чаще других типов. В него включаются оба признака синдрома. Может развиваться не только у маленьких пациентов, но и у взрослых людей.

Если опустить человеческий фактор и прислушаться к языку психологии, синдром дефицита внимания представляет собой дисфункцию нервной системы, характеризуется нарушением нормального функционирования головного мозга. Такие проблемы, связанные с важнейшим органом человека, являются самыми опасными и непредсказуемыми.

Для предотвращения последствий от развития заболевания необходимо следить за поведением ребенка и вовремя обратить внимание на возможные неполадки в формировании индивида. Своевременно обнаруженные симптомы подлежат терапевтическому воздействию. Поэтому паниковать без причин и расстраиваться при выявлении диагноза не стоит.

Причины возникновения гиперактивности

Медицина точно не может определить причины, обуславливающие возникновение гиперактивности и нарушений во внимании у пациентов разных возрастных категорий. Факторами развития могут выступать различные ситуации, негативно воздействующие на больного, а также совокупность происходящих процессов. Все влияние негативно отражается на нервной системе человека.

Выделяют определенные причины, стимулирующие формирование дефицита внимания у детей:

  1. Развитие ребенка внутри утробы, при котором происходят негативные изменения в формировании центральной нервной системы малыша, что приводит к кислородному голоданию или кровоизлиянию в мозг;
  2. Прием беременной женщиной лекарственных препаратов, в неконтролируемых дозировках;
  3. Негативное влияние пагубных привычек при беременности на развивающийся плод (алкогольное пристрастие, никотиновая и наркотическая зависимость);
  4. Угроза выкидыша или прекращение подачи крови через пуповину к плоду;
  5. Тяжелые роды, осложнения или, наоборот, стремительные роды, которые способны привести к травме головы малыша или развитию проблем с позвоночником;
  6. Конфликт по резус-фактору крови, что приводит к иммунологической несовместимости матери и развивающегося ребенка;
  7. В годовалом возрасте и раньше наличие заболеваний, которые провоцируют повышение температуры тела младенца до критических показателей (до 39-40 градусов);
  8. Воспаление легких или перетекание незначительной болезни в бронхиальную астму;
  9. Заболевания почек, характеризующиеся тяжелой степенью протекания;
  10. Ввод в организм маленького пациента, возрастом до 1-2-х лет, препаратов нейротоксического воздействия;
  11. Врожденный порок сердечной мышцы или выявление ее недостаточности;
  12. Генетическая предрасположенность.

Наследственность, проявившаяся у ребенка, может просматриваться напрямую от родителей, и передаться от дальних родственников. Недоношенные младенцы имеют больше 80% склонности приобрести синдром дефицита внимания на первых порах своего существования, чем новорожденные, появившиеся на свет в положенный момент.

Причиной появления заболевания в подростковом периоде служит знакомство с компьютером и другими гаджетами. При контакте с техникой у ребенка вырабатывается кортизол (гормон стресса), что приводит к невозможности мозга сосредоточиться.

Проявление процесса нарушений в развитии ребенка не стоит путать с избалованностью. Диагноз СДВГ поддается лечению, а невоспитанность молодого человека невозможно искоренить.

Клиническая картина

Яркая картина протекания симптомов выявляется у детей. Во взрослом периоде признаки нарушения тщательно прячутся и замалчиваются, поэтому выявить заболевание в сознательном возрасте постороннему человеку достаточно проблематично. В большинстве случаев направляют детей в больницу воспитатели, замечающие отклонения и недостаток внимания у малышей.

Яркие симптомы начинают проявляться у ребят по достижению 5-12-летнего возраста. Первые признаки можно заменить еще раньше, они выявляются в следующем:

  1. Младенец рано и подолгу начинает держать головку, присаживаться, переворачиваться и ползать;
  2. Новорожденный мало спит, больше бодрствует;
  3. Перед засыпанием ребенок утомляется, но заснуть самостоятельно он не в состоянии, обязательно присутствует истерика;
  4. Малыши с таким диагнозом очень чувствительны к посторонним предметам, людям, яркому свету и громкому звуку;
  5. Игрушки или любые предметы откидываются раньше, чем ребенок полностью их рассмотрел.

Эти признаки могут, как указывать на дефицит внимания у детей в раннем периоде жизни, так и присутствуют у некоторых детей с беспокойным характером, возрастом до 3-х лет. Часто проблемы с активностью накладывают своеобразный отпечаток на работу всех внутренних органов.

Дети в такой ситуации нередко подвержены расстройству пищеварения. Наличие частой диареи – явный симптом постоянной стимуляции тонкого кишечника нервной системой малыша. Кроме этого, у пациентов с установленным диагнозом аллергические реакции и различные кожные высыпания присутствуют чаще, чем у сверстников.

При дефиците внимания у детей основными признаками нарушения в протекании нормального становления организма являются недостаточное внимание, импульсивность и гиперактивность. Для каждого определенного симптома выделяются собственные признаки.

Отсутствие внимания проявляется в следующем:

  1. Концентрация на одном предмете или ситуации быстро становится в тягость. Пациент теряет интерес к деталям, не старается отличить главное от второстепенного или дополнительного. Малыш в этот момент начинает заниматься несколькими делами одновременно. Он старается закрасить все участки одного цвета, но не может довести начатое дело до конца. При чтении перескакивает через слово или даже строчку. Такое проявление означает, что ребенок не умеет строить планов. Чтобы лечить симптом, требуется научить малыша планировать: «Сначала нужно сделать этот пункт, а затем перейти к следующему».
  2. Больной под любым предлогом старается не прибегать к выполнению повседневных заданий, уроков или помощи по дому. В такой ситуации заболевание проявляется либо тихим протестом, либо гневным скандалом или истерикой.
  3. Цикличность внимания. В этой ситуации дошкольник концентрирует свое внимание на определенном предмете или занятии до 5-ти минут, школьник в состоянии заниматься до 10 минут. После необходим такой же период времени для восстановления сил и концентрации. У больных в период отдыха выявляется особенность: человек просто не слышит собеседника, не реагирует на происходящее, он занят своими мыслями и делами.
  4. Внимание проявляется, только если пациент остается с учителем или родителем наедине. В этот момент концентрация полностью налаживается, малыш становится послушным и усердным.

Дети с синдромом дефицита внимания отличаются специфической особенностью. Их мозг совершенствуется в момент, когда маленький пациент бегает, разбирает игрушки или играется. Такая двигательная активность заставляет работать структуры головного мозга, ответственные за самоконтроль и мышление.

Симптомы импульсивности выражаются определенным образом:

  • Ребенок слушается и руководствуется только собственными проблемами и желаниями. Все действия основаны на первом импульсе, поступившем в головной мозг. В большинстве случаев последствия осуществленных поступков никогда не обдумываются и не планируются. Ситуаций, в которых малыш должен находиться в полном спокойствии, для него не существует.
  • Больной не может выполнять действий по инструкции, особенно если она включает в себя несколько составляющих. При выполнении заданного действия, пациент находит для себя новое задание, бросая предыдущий процесс.
  • Нет возможности ждать или терпеть. Больной требует, чтобы ему сиюминутно преподнесли то, что он хочет. Если его требованиям не соответствуют, то ребенок начинает скандалить, устраивать истерики, оставлять ранее начатые дела или выполнять бесцельные действия. Такое проявление повышенной двигательной активности очень заметно при выжидании очереди;
  • Каждые несколько минут происходит резкая перемена настроения. Заметны переходы от надрывного смеха к истерическому плачу. Если малыша что-то не устроило в его собеседнике, он швыряет вещи, может сломать или испортить личный предмет другого ребенка. Все производимые действия не несут специфической мести, исполняются под импульсом.
  • Отсутствует чувство опасности – совершаются поступки, которые опасны для жизнедеятельности не только этого ребенка, но и окружающих его сверстников.

Все эти симптомы проявляются в связи с тем, что нервная система пациента в раннем возрасте достаточно уязвима. Ей трудно принять и переработать весь объем поступающей информации. Недостаток внимания и активность – возможность защититься от чрезмерной нагрузки на ЦНС.

При гиперактивности малыш производит большое количество ненужных движений. Ребенок в таком случае даже не замечает собственных деяний. Он может дергать ногами, водить руками, описывая круги или другие фигуры. Все это объединяется в единый отличительный признак – бесцельность.

Такой ребенок не настроен говорить тихо, он все произносит с определенной быстротой и на повышенных тонах. Не удосуживается дождаться окончания вопроса, перекрикивает и перебивает. Его слова в большинстве случаев не отличаются обдуманностью, они обидны для посторонних.

Гиперактивность также выражается в мимике лица такого малыша. На его физиономии за короткое время проскакивает весь спектр эмоций – от гнева, до счастья.

В некоторых случаях дополнительно присутствуют некоторые симптомы:

  1. Нарушения в общении, как со своими сверстниками, так и с взрослыми людьми. Больной старается везде и всюду успеть, иногда бывает резкий и даже агрессивный. Эти признаки в некоторых случаях мешают другим людям идти на контакт и устанавливают преграду для дружеских отношений.
  2. Выявляются трудности в осваивании школьной программы, при том, что интеллектуальное развитие пациента находится на достаточно высоком уровне;
  3. Отставание больного в развитии эмоционального плана – часто проявляются капризы или плаксивость. Уже подросший ребенок не воспринимает критики, не принимает неудачного итога, часто ведет себя по-детски. Медицина установила, что при СДВГ отставание в развитии на эмоциональном уровне происходит в среднем на 30%. Так 10-и летний индивид ведет себя как 7-ми летний дошкольник.
  4. Самооценка такого человека падает. Это обусловлено тем, что за день малыш слышит значительный объем критики и замечаний в свой адрес, его сравнивают с более послушными и удачливыми сверстниками. Такое состояние снижает собственную значимость и понижает ребенка в своих глазах, что приводит к агрессивности, неуравновешенности и непослушании, стимулирует различные расстройства.

Но вместе со всеми негативными сторонами присутствия синдрома, такие дети отличаются специфическими положительными чертами. Они подвижны, легки на подъем, действенны. При контакте с человеком быстро воспринимают его состояние, пытаются помочь действием или советом. Часто такие люди самоотверженны, готовы бросить все свои дела и кинуться на помощь к другу. Человек не имеет способности затаивать обиду, мстить, он быстро забывает любые неприятности и относится к окружающим «со всей душой».

Если четко дают о себе знать симптомы, ими не стоит пренебрегать и оттягивать поход к доктору. Раннее выявление подобного заболевания помогает быстро избавиться от проблемы посредством медикаментозного воздействия или сдерживания позывов и импульсов ребенка.

Диагностика патологии

При выявлении любого синдрома следует обратиться к врачу. Медицина советует обратиться к любому из специалистов: психиатры, неврологи, социальные работники или психологи. Для начала можно получить консультацию у семейного врача или педиатра.

Но социальные работники, терапевты и психологи часто не имеют права назначать лечение, они устанавливают диагноз и направляют для дальнейшей консультации к узкому специалисту, такому как невролог или психиатр.

Для того чтобы назначить лечение СДВГ у детей, доктор проведет необходимое обследование. Последнее осуществляется в несколько этапов, соответственно определенному алгоритму.

Первоначально врач попросит рассказать пациента о себе. Если терапию проходит несовершеннолетний пациент, то следует нарисовать его психологический портрет. В повествование требуется обязательно включить манеру поведения ребенка и среду жизнедеятельности.

Вторым этапом для пациента станет прохождение определенного теста, выявляющего степень рассеянности малыша.

Следующим этапом алгоритма определения диагноза является проведение требуемых лабораторных обследований. Такая проверка считается классической при установлении верного диагноза.

Необходимо пройти томографию головного мозга и ультразвуковое исследование головы. Протекание болезни на полученных снимках отчетливо видно. В такой ситуации работа головного мозга подлежит изменениям.

Кроме основных методов диагностики, можно прибегнуть к полному обследованию:

  1. Генетическое исследование обоих родителей на установление причин, послуживших толчком для развития проблемы;
  2. Осуществляется осмотр неврологического типа, на котором требуется проведение методики NESS;
  3. Проведение нейропсихологического тестирования для малышей, дошкольников и подростков школьного возраста.

На основании полученных результатов анализов и обследований доктор устанавливает диагноз. В результате проводимого тестирования будет точно выявлено наличие гиперактивности и возбудимости у пациента или ее полное отсутствие. После подтверждения диагноза назначается результативное лечение.

Лечение заболевания

В России дефицит внимания у детей распространен, его лечение состоит из комплекса мероприятий и контролируется на всех этапах. Главным воздействием на пациента считается психотерапия, а также коррекция поведения путем педагогического контроля и нейропсихологического влияния.

В первую очередь доктор проводит беседу с родителями и ближайшим окружением пациента, разъясняет им особенности взаимодействия с больным. Перед родителями устанавливаются задачи, которые необходимо обязательно выполнять:

  1. Воспитание должно быть строгим. Не следует сюсюкать, жалеть ребенка, все ему разрешать. В противном случае чрезмерная опека и любовь усилит протекающие симптомы заболевания.
  2. Не требовать от ребенка выполнения действий, с которыми он не в силах справиться. Невозможность выполнения поставленных задач ведет к увеличению капризности, нервозности, недовольства собой и еще большему падению самооценки пациента.

Для медикаментозного лечения назначается комплексная терапия. Препараты подбираются на основании выявленных признаков в индивидуальном порядке. Для лечения синдрома дефицита внимания применяются следующие средства:

  1. Для центральной нервной системы вегетативного характера, ее стимулирования прописываются Пемолин, Декстроамфетамин или Метилфенидат;
  2. Рекомендуется применение трициклических антидепрессантов, таких как Амитриптилин, Имипрамин, Тиоридазин;
  3. Следует принимать таблетки ноотропного ряда: Семакс, Ноотропил, Фенибут, Церебролизин;
  4. Психостимуляторы: Дексметилфенидат, Дексамфетамин или Левамфетамин.

Дополнительно назначаются витамины, стимулирующие мозговую активность. Терапия осуществляется в низких дозировках, чтобы не спровоцировать развитие у несовершеннолетнего побочных явлений.

Контроль протекания заболевания подобного типа фиксирует, что все препараты действуют только во время приема. После отмены их влияние полностью прекращается, и симптоматика возвращается.

Дополнительно к медикаментозному воздействию можно применять физиотерапию и лечебный массаж. Процедуры этого комплекса направлены на устранения травм, полученных при рождении малыша. Это положительно влияет на мозговое кровообращение и давление внутри черепа.

Применяется перечень упражнений:

  1. Лечебная гимнастика проводится ежедневно, стимулирует укрепление мышечной ткани плечевого пояса и шеи;
  2. Массаж зоны воротника – должен проводиться до 3-х раз в год по 10 процедур ежедневно в течение 10-15 минут;
  3. Проводится физиотерапия с помощью инфракрасного излучения, способствующего прогреванию определенной зоны. Осуществляется по 10-15 сеансов не чаще 2-х раз в год.

Назначать комплекс мероприятий физиологического воздействия должен только лечащий врач. Обращение к неквалифицированному специалисту может стоить больному здоровья.

Гиперактивность можно устранить и без комплексного медикаментозного лечения. Можно воспользоваться народными средствами, пропить успокоительные травы, такие как шалфей, ромашка или календула.

Кроме этого, следует набраться терпения и уделять маленькому человеку больше внимания, выполняя следующие рекомендации:

  1. Находить время на общение с ребенком;
  2. Отдать малыша в развивающие кружки;
  3. Со школьником следует вместе учить уроки, больше заниматься, воспитывать его усидчивость и внимание;
  4. При гиперактивности требуется найти применение его непоседливости и энергии: отдать на танцы, бег или другие подвижные спортивные занятия;
  5. Не проявлять агрессию, не ругать больного, демонстрировать больше спокойствия и сдержанности;
  6. Поддерживать все начинания и увлечения своего ребенка. В этой ситуации важно не спутать вседозволенность и принятие маленького человека в качестве самостоятельного индивида.

При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат. Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия. Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача.

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) - состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.

У детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из самых встречаемых психических отклонений. Страдают им до 5% детей, причем мальчики в 3 раза чаще девочек. Получается, что почти в каждом классе имеется один ребенок, который нуждается в лечении этого заболевания.

У разных больных симптомы СДВГ различаются, то у всех них имеются трудности с контролем активности, сдержанности и вниманием. Когда активность в норме, говорят о синдроме дефицита внимания. С возрастом уменьшаются и импульсивность, и гиперактивность.

Дети, страдающие СДВГ, часто имеют проблемы дома и в школе. Если не лечить СДВГ, то в будущем это заболевание будем мешать не только учебе и работе, но и нарушит социальное и эмоциональное развитие, повысит склонность к употреблению наркотиков и риск получения различных травм.

СДВГ является семейным заболеванием. Каждый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет хотя бы одного родственника с этой же проблемой. Одним из доказательств генетической природы этого заболевания является то, что наличие заболевания у одного из близнецов свидетельствует о наличии его и у второго близнеца.

Сказать о том, что сегодня количество детей с СДВГ увеличилось, нельзя. Однако подобный диагноз встречается все чаще, так как информирование об этом заболевании развито очень хорошо, и выявить СДВГ стало проще родителям и учителям.

Симптомы СДВГ

Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность

Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.

Гиперактивность

Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.

Импульсивность

Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.

СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Нарушения внимания

  • Ребенок плохо организован;
  • Часто забывает;
  • Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается;
  • Постоянно что-нибудь теряет;
  • Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит;
  • С легкостью отвлекается на посторонние раздражители;
  • Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания;
  • Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.

Импульсивность/гиперактивность

  • Ребенок очень болтлив;
  • Ему сложно сидеть на одном месте;
  • Ребенок всегда в движении;
  • Постоянно суетится;
  • Ему сложно тихо и спокойно играть;
  • Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится;
  • Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим;
  • Ребенок с трудом дожидается своей очереди;
  • Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.

Диагностика СДВГ

Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.

Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует.

Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.

Коррекция СДВГ

Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.

Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ - методика Дэйвиса . Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.

Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие), хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями.

  1. Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе.
  2. В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание.
  3. Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.
  4. Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.