Горловое пение польза. Горловому пению очень сложно научиться

Мало читать статьи и книги о том, что такое горловое пение - как научиться такому искусству, подробно расскажет шаман. Текстовая информация способна объяснить и раскрыть основные понятия, не более. В практике очень важен постоянный контроль наставника, который со стороны проанализирует ошибки и поможет их исправить. При невозможности лично обучаться у шамана желательно сочетать классическую теорию с видеоуроками.

Перед тем как рассматривать алтайское горловое пение, следует вспомнить звуковые этажи голоса:

  • унтертон - вибрации мягких тканей гортани;
  • бурдон - результат смыкания голосовых связок;
  • обертон - вибрации головных резонаторов.

После освоения техники можно легко контролировать голос посредством регуляции тональности, предопределяя конечный звук.

Родом из древности

Шаманское горловое пение возникло множество лет назад до н. э. Ныне оно является частью культуры некоторых народов мира. У слушателей горловое пение нередко ассоциируется с тибетскими монахами. Если вы решили освоить технику, следует начинать со стиля Хоомей. Он разнообразит тембр обертонами, сделав его более насыщенным и глубоким.

Основы подготовки

Как говорилось ранее, новичкам лучше начинать освоение горлового пения шаманов с базовой техники Хоомей. Она представляет собой звучание естественного голоса с «примесями» обертонов. При образовании последних активное участие принимают верхние резонаторы. Для получения звуков Хоомей следует разогреть голосовой аппарат. Осуществить это можно с помощью простой распевки, в которой участвуют такие протяжные гласные:

Хитрости техники

Расслабление нижней челюсти, сосредоточенность на корне языке - то, к чему нужно стремиться при пении Хоомей. При чрезмерном раскрытии ротовой полости происходит передавливание горла, а при ограниченном - образование зажатого плоского звука. Необходимо учесть данную хитрость и найти золотую середину. Голосовое пение шаманов не должно причинять дискомфорт. На первых порах обучения может возникнуть зуд в области носа и губ. Подобные ощущения считаются нормой, со временем они пройдут.

Хоомей - универсальная техника как для женщин, так и для мужчин. Однако представительницам прекрасного пола сложнее научиться такому искусству. Опытные шаманы не рекомендуют женщинам сразу осваивать все стили, ведь это может привести к нарушению гормонального баланса.

Как видите, горловое шаманское пение - целое таинство, которое подвластно далеко не всем. Старания, регулярные занятия, огромное желание, напористость - то, без чего сложно проникнуть в саму суть и открыть для себя новое искусство. Помощь наставника рано или поздно понадобится, поэтому лучше обратиться к шаману сразу во избежание ошибок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Что же это такое? Как называется горловое пение правильно и для чего оно нужно?

Для начала можно сказать, что это одно из древнейших вокальных искусств, которое сохранилось лишь у народностей Саяно-Алтайского региона.

Горловой пение, если оно правильное, позволяет человеку войти в состояние внутреннего спокойствия, гармонии с самим собой, обрести уверенность в своих силах. Горловое пение способствует развитию восприятия энергетических потоков, пронизывающих пространство вокруг нас.

Если вы хотите узнать горловое пение как научиться ему, то стоит обратиться в хорошую школу вокала. В серьезных учебных заведениях не только преподают горловое пение обучение которому начинается полностью с нуля, но и дают уроки вокала . Это, несомненно, пойдет на пользу любому, кто решил посвятить себя музыке. Уроки горлового пения можно посещать тогда, когда вам будет удобно, по договоренности с преподавателем.

Чем полезно горловое пение?

Горловое пение польза и вред – в чем же они? Польза заключается в том, что при таком пении задействуются те участки мозга, которые находились в спящем состоянии. Резонанс, возникающий при пении, заставляет клетки тела вибрировать на исцеляющей частоте, что приводит к общему оздоровлению организма. Именно горловое вибрато пение обладает этим чудесным действием.

Если говорить про влияние горлового пения на организм, то можно сказать, что это исключительно позитивное, оздоровляющее действие.

Какие есть стили горлового пения? Их несколько, выделяют три основных – это Каргыраа, Хоомей и Сыгыт. Отличие их друг от друга заключается в том, что звучат они в разных регистрах. Хоомей считается базовым стилем и с него обычно начинается обучение.

Если вы уже занимаетесь вокалом, вам будет проще разобраться с тем, как петь горловым пением и даже как научиться горловому пению самостоятельно. Если же вы никогда не занимались вокалом, то будет очень правильным позаниматься таким видом пения, как академический вокал . Данная разновидность вокала является базовой для всей вокальной отрасли. Там вы получите качественную постановку голоса и вам будет несравнимо проще потом переквалифицироваться на любой другой тип вокала или виды горлового пения.

Женское горловое пение отличается от мужского в силу особенностей организма. Женщинам рекомендуют практиковать самый удобный стиль – Хоомей, другие же не стоит использовать часто, так как у женщины может измениться гормональный баланс. Горловое пение женщины в стиле Хоомей очень полезно для развития голоса в целом и здоровья самой женщины, нормализации всех процессов в ее организме.

Откуда взялось горловое пение?

Тайна горлового пения заключается в том, что эти практики ввели алтайские шаманы, посредством которых они достигали единения с природой. Если вы хотите понять, как научиться петь горловым пением, то для начала стоит почитать о нем, побольше получить теоретических знаний. О том, для чего оно использовалось, как совершенствовалась горловое пение техника, какие изменения влечет за собой увлечение горловым пением.

Особый интерес представляет горловое пение русских народных песен. Это необычно, и дает нам возможность увидеть наши русские песни с новой стороны, услышать их в совершенно непривычном звучании. И русская народная манера исполнения, и горловое пение – все это фольклорные стили, к тому же, недалеко ушедшие друг от друга. В чем-то похожие, а в чем-то очень разные.

Вы можете легко начать обучение горловому пению в москве, обратившись в хорошую музыкальную студию или вокальную школу.

Горловое пение – это уникальный вид пения, который присущ некоторым народам Саяно-Алтайского региона – тувинцам, монголам, алтайцам и башкирам. Как научиться петь горловым пением, спросите вы? Горловое пение – это пение с помощью гортани, а уникальность этого пения заключается в том, что исполнитель извлекает одновременно две ноты или даже три, и получается, что один человек поёт одновременно двух- и даже трёхголосием. Также, гортанное пение сохранилось как ритуальное пение у шаманов, например, в Хакассии, Башкортостане, Бурятии, Тибете, Тыве, Северной Африке и племенах индейцев. Горловое пение как бы отражает и подражает звукам самой природы, заключая в себе единение всего сущего, как будто растворяет человека в природе.

Основными стилями горлового пения можно назвать пять видов:

  • каргыраа
  • хоомей
  • сыгыт
  • эзенгилээр
  • борбаннадыр

Сохранились сказания и легенды о происхождении каждого вида горлового пения. Так, гласит легенда, стиль каргыраа произошёл от подражания голосу верблюдицы, которая скачет над телом умершего верблюжонка и издаёт звуки, схожие с каргыраа. Само слово каргыраа имеет звукоподражательную основы, это как будто хрипение, бурление.

Происхождения слова хоомей имеет несколько трактовок. Одни считают, что происхождение этого термина связано с манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудение или звуки, подражающие гудению, другие считают, что хоомей произошёл от тувинского названия гортани хоо, хоозу. А в Монголии есть слово «хоомий», которое означает горло, глотка, так что может быть термин хоомей заимствован именно у них.

Стиль сыгыт скорее всего произошёл от глагола сыгыр, который означает – свистеть, а термин сыгыт означает плачь, причитание, стон. Возможно этот вид пения связан с погребальными обрядами у разных народностей.

Эзенгилээр произошёл от слова эзенги, которое обозначает – стремена. При езде на лошади можно различить специфический ритмичный звук, когда металлические детали уздечки соприкасались со стременами. При этом, чтобы эти звуки были различимы, всаднику приходилось сидеть в седле определённым образом. Стиль эзенгилээр появился, как подражание именно этим ритмическим звукам.

Стиль борбаннадыр имеет корни глагола «борбаннат», что означает перекатывать что-то круглое. И в связи с этим как бы перекатыванием, данный стиль имеет свои ритмические формы.

Мы уже говорили, что техника горлового пения заключается в том, что это пение гортанью, и специфические звуки, которые рождаются при таком пении, измерялись умением как можно точнее передать звуки природы, и тем самым выразить любовь к ней.

Обучение горловому пению достаточно сложное, и преподавателей для данного вида пения тоже найти не так легко. Наиболее простая для исполнения и безопасная для новичков – это техника хоомей. Ею могут овладеть как мужчины, так и женщины. Она основана на звучании простого голоса, к которому подмешиваются обертоновые украшения с помощью верхних резонаторов. Сибирские шаманы не рекомендуют женщинам практиковать более сложные стили горлового пения, так как это может привести к изменению гормонального баланса.

Нужно отметить, что горловое пение, это очень специфический стиль, который можно отнести к фольклорным жанрам. Овладение им может очень расширить ваш кругозор, так как эта техника не существует сама по себе, она окружена множеством легенд, тайн и древних приданий.

Поскольку горловое пение является экзотическим стилем исполнения для европейца, оно успело обрасти большим количеством мифов. В этой статье я постараюсь максимально их развеять.

1. Использовать технику горлового пения могут только тувинцы.

Когда в конце 19 века горловое пение было «открыто» русскими, считалось, что петь таким образом могут только азиаты. Но после серьезных научных исследований пришли к выводу, что горло тувинца ничем не отличается от горла любого другого человека. Позже этот миф опровергли сотни европейцев, успешно освоившие искусство горлового пения.

2. Горловым пением поют только шаманы.

Многие европейцы считают, что горловое пение - это прерогатива исключительно шаманской касты. Считать так в корне неверно. По словам тувинцев, раньше у них пели практически все, даже дети. Так же обстоят дела и в Монголии, где почти все кочевники пели горловым пением. Можно сравнить культуру горлового пения в Сибири с культурой классического вокала в Европе. Как в Европе вокальным и оперным пением исполняют обычные песни, также и в Сибири, горловым пением исполняют народный эпос, поют былины и легенды. Это особенно ярко выражено в культуре народов Алтая, где кайчи - народные сказители - могли петь эпос по несколько дней подряд. Не любой шаман обладает навыками горлового пения и уж точно не любой певец является шаманом.

3. Горловому пению очень сложно научиться.

Это неправда. На самом деле техника горлового пения осваивается намного проще техники классического и оперного вокала. Трудности возникают при самостоятельном обучении, особенно для европейцев, не привыкших к горловому пению. То, что с преподавателем осваивается за неделю, при самостоятельном обучении может занять месяцы. Очень важно вовремя исправить ошибки человека и направить его в нужное русло, тогда обучение проходит намного эффективнее и быстрее.

4. Горловое пение опасно для здоровья.

Это правда лишь отчасти. В конце XX - начале XXI веков проводились медицинские исследования о влиянии горлового пения на здоровье человеческого организма. Ученые пришли к выводу, что долгое исполнение горлового пения (более 2-3 часов подряд) действительно губительно влияет на здоровье. Долгие задержки дыхания увеличивают содержание углекислого газа в крови, а перенапряжение грудных и брюшных мышц приводит к их ослаблению. Однако, если вы не собираетесь регулярно давать долгие концерты, вам совершенно не о чем беспокоиться. Наоборот, при дозированном исполнении горлового пения ощущается прилив сил, улучшается кровообращение, усиливаются мышцы груди и пресса. Во избежание пагубного воздействия, главное - не перенапрягаться и не заставлять себя петь насильно. Во всем нужно знать меру, и в горловом пении тоже.

5. У женщин изменяется гормональный фон при исполнении горлового пения.

Это абсолютная неправда. Спектр слухов о вреде горлового пения для женщин достаточно широкий, однако ни один из этих слухов не был доказан медициной. Есть лишь одна опасность для женщин - это чрезмерное перенапряжение. По этой причине женщинам не рекомендуется исполнять стиль каргыраа долгое время. Однако, чаще всего исполнительницы горлового пения предпочитают другие стили по причине того, что у женщин они получаются гораздо красивее. Обучение каргыраа необходимо, но оно не несет никакого вреда здоровью, а его использование после обучения совсем необязательно.

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

Достижение высших состояний сознания.

На протяжении тысячелетий шаманы были единственными врачевателями как тела, так и сознания тувинцев. Ими накоплен огромный опыт в индивидуальном и групповом лечении. Ввиду отсутствия медицинского оборудования и препаратов, шаманы пошли по пути развития скрытых целительских способностей человека, а в силу обожествления ими природы - естественно, что они черпали свое вдохновение из окружающего мира. Подражая звукам природы, они входили в трансовое состояние, что раскрывало резервы их психики. Так постепенно, через имитацию звуков животных, птиц, ветра и т.д., сформировалось уникальное искусство обертонального горлового пения, при котором исполнитель способен петь двумя и более голосами одновременно.

С помощью этих звуков, часто практикуемых совместно с народными инструментами - игилем (вариант народной виолончели), бубном и хомусом (варганом), шаманы погружали в измененные состояния сознания своих пациентов и искали причины возникновения у них заболевания или личностной проблемы, а в случае необходимости использовали направленное воздействие голоса с обертонами на больной орган.

В механизме лечебного воздействия шаманского обертонального звука можно выделить два основных момента.

Первый связан с физическими свойствами звуковых гармоник и основан на принципе резонанса. Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладает определенной «здоровой» резонансной частотой. Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь. Мы можем помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа. Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом. А наличие в его голосе обертонов значительно усиливает воздействие.

Этот эффект обертонов был визуально показан в экспериментах по киматике Барбары Хироу. В них акустическая система размещалась над зеркалом и производила два звука с разной частотой колебаний. Вибрирующее зеркало отражало луч лазера на экран, создавая на его поверхности «звуковые» образы. Если певцы-экспериментаторы пропевали две ноты, образующие гармонический интервал, то на экране возникали геометрически совершенные, симметричные формы. Этот результат был особенно показательным в случаях, когда певцы выпевали не обычные звуки, а вокальные гармоники. Когда же голоса певцов не создавали гармонического интервала, то симметрия в изображениях на экране отсутствовала. Всемирно известны сейчас также исследования Масару Эмото, продемонстрировавшего способность звука изменять структуру воды. Если помнить о том, что тело человека на 70% состоит из воды, то можно видеть, какие возможности открываются для исцеления звуком.
И такие научные данные, подтверждающие влияние гармоничного звука на живые системы, появляются во все большем количестве. Показано, что музыкальные звуки способны повышать уровень серотонина и гормона роста и снижать уровень АКТГ, способствуя уменьшению стрессов. Музыка нормализует кровообращение, кровяное давление, волновую активность мозга - в частности, меняется поток возбуждения в кортико-таламических и кортико- лимбических кругах. Исследования французского ученого Фибиана Маман показали, что воздействие на раковые клетки in vitro звуками по восходящей музыкальной шкале приводит к прогрессивной дестабилизации их клеточной структуры и в конечном итоге разрушению клеток. Можно понять этот эффект, исходя из того, что мембраны клеточных органоидов являются естественными резонаторами, и поэтому все внешние вибрации напрямую влияют на состояние каждой живой клетки, находящейся в поле их распространения.

Второй аспект в воздействии шаманского звука является информационным. Создавая звук, шаман прежде всего вкладывает в него свое намерение излечить пациента, которое транспортируется его звуковыми волнами в энергетическую структуру больного. Кроме того, шаман использует и вербальные формы суггестии, произнося специфические молитвы или заговоры. Обычно этот эффект усиливается еще и звуком бубна - техника, известная как камлание.

В механизме горлового обертонального пения выделяют основной тон, или бурдон, создаваемый голосовыми связками, и второй голос, содержащий обертоны от 5-го до 13-го, часто похожие на свист. Этот голос создается за счет носового резонанса и так называемых «ложных голосовых связок», образующихся над природными в результате практики пения.

Наблюдения показывают, что даже после концертов обертонального пения многие слушатели отмечают заметные изменения в состоянии сознания, продолжавшиеся от получаса до нескольких дней в зависимости от исходного состояния и чувствительности слушателя. У многих людей ослабевают или исчезают головные боли и проявления других заболеваний. Опрос же участников семинаров демонстрирует улучшение самочувствия у большинства из них, исчезновения напряжений в теле и сознании, глубину положительных эмоций. Многие впервые начинают ощущать свою энергию и переживают необычные состояния сознания, вплоть до ощущения выхода из тела. У людей появляется осознанное желание самостоятельно восстанавливать свое здоровье и развиваться духовно.

СТИЛЬ КАРГЫРАА - низкий гортанный звук, производное от «хрипеть», «бурлить», своим звучанием иногда напоминает рык дикого зверя, карканье вороны.
Овладение этим стилем позволяет направить вибрацию в любую область тела, усиливая кровообращение с помощью низкочастотных вибраций. Каргыраа способствует очищению дыхательных путей (легкие, бронхи, трахея и гортань). Развивает грудной резонатор, пробуждает животную силу, поднимает мощь корневых центров, помогает ощутить опору под ногами и связь с Землёй («заземление»).

СТИЛЬ ХООМЕЙ - это звук низких и средних регистров, его обертон или «надзвук» слышен как завораживающий звук флейты. Люди коренных народов пели хоомей колыбельные для своих деток. Его вибрации прекрасно развивают и чистят носовой и грудной резонаторы, что позволяет избавиться от накопившейся слизи и хронической заложенности носа, гнусавости. «Раскрывает» гортань и трахею, вследствие чего уходят зажимы, напряжения в голосовом аппарате, которые многие из нас с детства несут в себе. Отключает «внутренний диалог».

СТИЛЬ СЫГЫТ - очень красивый высокий свистящий звук с флейтоообразными переливами. Высокая частота вибраций и замыкание звукового кольца посредством языка, делает этот стиль самым сильным по воздействию на тело и сознание, в сравнении с другими. Знатоки горлового пения называют его «чистая энергия».

ЗВУК «ТИБЕТСКАЯ ПОЮЩАЯ ЧАША» - открытый носовой (назальный) звук, с обертоном, напоминающим звучание тибетской чаши. Дополнительным резонатором этого звука является головной купол. Его тончайшие вибрации активизируют работу высших центров, гармонизируют человека, снимают стресс, напряжение и усталость. Этот звук незаменим во время медитаций, направленных на достижение высших состояний сознания.