Руанский собор адрес. Руанский собор, символ и гордость нормандии. Возведение и основание

Памятник национального наследия Франции, архитектурная доминанта Руана и просто невероятно величественный, изящный и торжественный храм, Руанский собор — одна из французских достопримечательностей почётной категории «must-see».

Строительство собора велось ни много, ни мало семь веков, и под готическим фасадом кроются черты древнего романского стиля. Не в последнюю очередь Руанский собор известен благодаря живописным полотнам импрессиониста Клода Моне — художник не уставал черпать вдохновение в игре света и тени на его фасаде и создал здесь более пятидесяти полотен.

Руанский собор — готический католический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Впервые факт существования руанского епископа упоминается под 314 годом.

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения.

Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет.

В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу, что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством.

1822

А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт

.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль.

Северный неф собора.

Археологические раскопки показывают, что епископский комплекс Руана состоял из двух церквей (посвящённых Богоматери — собор — и святому Стефану), и, вероятно, баптистерия.

Часовня Богородицы со двора архиепископа.

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия во Франции страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы.

Обитель каноников собора Руана

Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.


Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни.

Самой древней частью готического собора является северная башня (башня Сен-Ромен), построенная в 1145 году.

Она полностью выгорела 1 июня 1944 года после бомбардировок, от изначальной постройки остались лишь стены. Северная башня Сен-Ромен (1202 г.), высотой 75 м. увенчана колокольней в «пламенеющем стиле», тогда как Масляная башня, Тур-де Бёр (1487 г.), высотой 76 м., вся целиком выстроена в «пламенеющем стиле».

Южная башня (Масляная башня) была построена в 1485 году.

Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара.

Также непременно нужно обратить внимание на три великолепных входа в собор: первый посвящён Иоанну Крестителю (над ним расположен барельеф, изображающий крещение Христа), второй, центральный, — Богоматери, третий — мученику Святому Этьенну, принявшему смерть через побиение камнями

.Башня Санкт-Ромен

Низкая келья башни Санкт-Ромен с баптистерием(двадцатого века) и статуя Девы и ребенка (XVII-XVIII века) из больницы Бокер.

Самые древние элементы собора можно увидеть, спустившись в баптистерий, находящийся под башней Сен-Ромен. Витражи Руанского собора почти ни в чём не уступают знаменитой «стекольной Библии» Шартра, да и оттенок синего цвета здесь ничем не хуже шартрского

Обратный ракурс библиотечного портала собора Руана.

Тимпан центрального портала, представляющего дерево Джесси

Единственный сохранившийся изначальный портал — северный, портал Иоанна Богослова, представляющий сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Он неоднократно реставрировался после 1769 года.

Два других портала были сильно повреждены в XVI веке.

Портал Сент Этьен.тимпан

Архиепископский дворец, составляющий с собором единый комплекс, является современником готического собора.

Портал Сент-Жан.Тимпан

Обширное алтарное пространство собора окружено колоннадой, что для того времени было уже несколько архаичной чертой.

Трансепт, сооружение которого началось в 1280, интересен с конструктивной точки зрения. По его наружным углам расположены четыре башни в местном нормандском стиле, обильно украшенные розеттами. Фасады между башнями, с их сияющим кружевным декором, типичны для зрелой, т. н. лучистой готики после 1275.

Центральный фасад

В интерьере главный неф отделен от двух боковых любопытной арочной преградой, получившей название ложного трифория и расположенной выше основных аркад.

Поперечный неф

Центральный неф

Все нефы, главный и четыре боковых, четко выявлены на западном фасаде, построенном в основном в течение 13 в., а в 1509-1530 украшенном замечательным готическим каменным кружевом.

Высота потолка в центре собора, над которым воздвигнут шпиль (круглая темная дыра в потолке на снимке), 51 метр. Это двадцатиэтажный дом, на минуточку. Высота потока в галерее 28 метров.

Длина прохода 137 метров - небольшая трамвайная остановка. Первоначально под крышей планировались балконы, но потом их заменили просто ажурными окнами, заливающими собор светом. От идеи балконов остались заложенные камнем полукруглые арки под окнами.

Как и любой средневековый город, Руан имел свою специализацию, и даже не одну. Я, пожалуй, перечислю все сразу. С 13 века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе.

Еще больше дохода приносил бизнес на шерсти. В Руане размещались ткацкие фабрики и шерстяные склады. Наконец, уже в те годы процветала торговля антиквариатом. А что такого, вещи 10 века в 13 веке вполне могли считаться антиквариатом.

Треть населения Руана - 6000 человек - составляли евреи, а где евреи - там деньги, огранка бриллиантов и антиквариат. Впоследствии всех евреев из города изгнали, перебив их при этом немало, но ремесло задержалось, и до сих пор руанские лавки антиквариата котируются весьма высоко.

Технология витражного стекла претерпела радикальные изменения в 14 веке. Стекло сделалось более долговечным. Практически все витражи в Руане датированы 14 веком, но в этом конкретно соборе сохранились витражи 800-летней давности. Любопытно, что некоторые из них подписаны их создававшим мастером. 800 лет назад литье цветного стекла еще считалось высоким искусством индивидуальной выделки..

Витраж 13 века рассказывает историю Св. Юлиана-Госпитальера.

По мотивам этого витража Флобер написал одну из своих трех сказок. Сама легенда о Юлиане паршивая и полна нестыковок. Якобы при рождении злые ведьмы наколдовали ему, что он убьет своих родителей. Первоначально папашка Юлиана хотел его сразу грохнуть, чтобы не доводить чадо до греха, но мать воспротивилась и заперла его в доме. В 12 лет он из дома ушел и женился (!) на вдове (?).

Несмотря на разницу в возрасте, жили они с женой неплохо, народили детишек, и как-то старики решили приехать проведать внуков. Юлиан был в поле, и его жена уложила предков отдохнуть после долгой дороги в их с Юлианом кровать. Тут же нашелся доброхот, сообщивший Юлиану, что, пока он в поле серпом машет, жена его времени даром не теряет. Юлиан поспешил домой, где, увидев пару в своей кровати, зарубил обоих, не разбираясь кто там был.

Так сбылось предсказание ведьм. Осознав ошибку, Юлиан покинул дом замаливать грех, каким-то образом разбогател, и на все деньги построил больниц для бедных. Потому он и остался Госпитальером в памяти народной, а со временем заделался святым. Что не означает, что можно безнаказанно убивать своих родителей, даже если очень хочется. По-видимому, у сказки Флобера такая же неожиданная мораль. Не читал.

Трансепт

Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

За долгую историю собора шпиль разрушался и восстанавливался несколько раз. Деревянный шпиль, покрытый оловом, был установлен в 1557 г., но, поврежденный молнией, сгорел в 1822.

Годом позже было предложено сконструировать металлический каркас и шпиль в стиле готики XII века. В 1825 г. проект был одобрен и закончен в 1884 г. четырьмя башенками, построенными местным мастером железного дела.

Одну из этих башенок собор потерял всего несколько лет назад — во время сильного урагана, пронесшегося по северу Франции.

Собор пострадал от урагана в XVIII веке, а затем получил сильные повреждения при бомбардировках Руана союзниками в 1944 году в ходе Второй мировой войны: 19 апреля сильно повреждён неф и капеллы (попадание семи бомб, из которых шесть взорвались), а после бомбардировки 31 мая выгорела северная башня. Во время сильной бури в декабре 1999 года была повреждена колокольня.

Гробница Роллона в Руанском соборе

Размеры
Длина: 137 м,Ширина фасада: 61,60 м,Длина нефа: 60 м,Ширина нефа: 11,30 м.Высота нефа: 28 м.Высота подвеса лампы: 51 м
Длина хора: 34,30 м.Ширина хора: 12,70 м.Высота башни Сен-Ромен: 82 м.Высота Масляной башни: 75 м.Высота шпиля: 151 м

Лестница в библиотеку

Перед посещением собора стоит освежить в памяти знаменитый пейзаж Моне «Руанский собор в полдень», равно как и прочие тридцать живописных полотен мастера, увековечившие храм во всём великолепии естественного освещения.

Клод Моне. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, при свете солнца. Гармония голубого и золотого. Музей Орсе, Париж

В 1890-е годы Клод Моне создал цикл картин, представляющих собор при различном освещении, в разных климатических условиях и в разное время дня. Было создано 50 полотен. Они написаны с трёх разных точек, что даёт три разных вида собора. Некоторые из полотен были завершены в мастерской художника в Живерни.Клод Моне рисовал Руанский собор два с лишним года.

Пасмурная погода

Всего у него получилось 47 набросков и 31 картина, изображающая собор при разном освещении. Свою деятельность Моне не афишировал, а, наоборот, тщательно скрывал. Он снял две квартиры в домах на соборной площади, в которые приезжал инкогнито. На собор художник смотрел из-за занавески, так чтобы не быть замеченным с улицы.

Поскольку вид собора зависел от освещения, на мольбертах стояло сразу несколько картин, и в каждый конкретный момент рисовалась та, что соответствовала погоде. В 1894 году, когда работа была окончена, Моне устроил выставку-продажу, посвященную собору. Критика, обычно неважно настроенная к художникам-импрессионистам, в этот раз отозвалась вполне благожелательно, и Моне удачно реализовал несколько работ из серии по три-пять тысяч франков. Совсем недавно одна из этих картин была перепродана за 24 миллиона долларов.

В 1969 году Рой Лихтенштейн создал триптих «Руанский собор».

Руанскому собору более 800 лет. Кстати, жаль, что кадр не стереометрический. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада. Она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно. На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в 12-15 веках (300 лет на постройку башни! вот уж пример долгостроя) и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет.

6 июня 2010 года свыше тысячи человек заняли всю площадь перед городской ратушей в Руане (600 м²). Каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины Клода Моне «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса

Johannes Bosboom - View of the Paris Quay and the Cathedral at Rouen



Библиотека

Дворец архиепископа

Фасад сюр-ла-курдонёр архиепископства

Buste du pape Pie IX.

Сады архиепархии в нижней части Санкт-Маклу.

Павильон Нотр-Дам к юго-востоку.

Павильон Сен-Роман к северо-востоку от садов.

Портал монументальной лестницы, ведущей к Залу собора

Лестничные башни и особняк со двора.

Галерея монастыря колледжа Альбано.

Dominique Seridji и другие. Le guide du patrimonie en France. — Centre des monuments nationaux (MONUM), 2002. — С. 541
Вести. Ru

Руан, красивый старинный город, с высокими фахверковыми домами и соборами в стиле пламенеющей готики. В отличие от Гавра, практически снесенного с лица земли и отстроенного заново после Второй мировой войны, Руан не так сильно пострадал от бомбежек и сохранил свой облик средневекового города с вкраплением более ранних эпох.

Cтолица Нормандии стоит на Сене, между Парижем и Гавром (до Гавра – 86 км, до Парижа – 132 км). Из Парижа до Руана легко добраться на электричке. Поезда в Руан отправляются с парижского вокзала Сен-Лазар, время в пути – чуть больше часа.

Старый город Руана находится на правом берегу Сены, там, где его когда-то заложили кельты и обустроили римские легионеры. С течением времени римское поселение Ротомагус превратилось в главный город Нормандского княжества – норманны неоднократно поднимались на своих судах по Сене до Ротомагуса: сначала город грабили и сжигали, потом обосновались в нем как хозяева и сделали своей столицей.

Руан разрастался, отодвигал крепостные стены все дальше, прирастал церквями, монастырями, замками.

Итак: фахверк и пламенеющая готика. Фахверк – потому что берега Сены были покрыты лесом, и в древесине недостатка не было, а вот каменные здания могли себе построить только богатые горожане. Улицы города узкие, фахверковые дома – до пяти-шести этажей, площади, как правило, небольшие. Много цветов, и на площадях, и под окнами.

Прогулку мы начали от набережной Сены, от театра, перед которым стоит памятник драматургу Пьеру Корнелю, уроженцу Руана, основоположнику французской трагедии. В Руане он прожил 56 лет, в городе есть музей Корнеля.

Памятник Пьеру Корнелю перед театром в Руане

Основная ось старого Руана тянется параллельно Сене: от церкви Сан-Маклу — до площади Старого Рынка с церковью Святой Жанны д’Арк (на этой площади она была сожжена).
Достопримечательности Руана на карте

На этой оси, ближе к Сан-Маклу, располагается кафедральный собор, известный по многочисленным картинам Клода Моне. Художник рисовал его многократно, улавливая и запечатлевая нюансы световых переходов и преображения собора в зависимости от угла падения солнечных лучей. За два года получилась большая серия картин Моне, посвященных Руанскому собору.

Клод Моне. Руанский собор в полдень

Прямо напротив собора находится информационный центр, в котором есть карты и буклеты на русском языке. На карте обозначены два маршрута обхода исторического центра Руана: коричневый и фиолетовый. Желательно следовать этим маршрутам – они проходят по самым замечательным, показательным улочкам Руана.

Информационный центр расположился на первом этаже бывшего здания Бюро Финансов, исторического здания 16 века, обильно украшенного каменной резьбой. Клод Моне рисовал собор со второго этажа этого здания.

Бюро Финансов — слева

Медальоны на фасаде Бюро Финансов

Летними вечерами на соборной площади происходит эффектное световое представление, два часовых бесплатных сеанса Cathedrale de Lumiere (Собор Света) – на фасад собора проектируются различные изображения.

Фасад Руанского собора уникален — не зря он так привлек внимание Клода Моне. На протяжении веков фасад многократно переделывался. Его левая башня Сен-Ромен (12 века) венчается шпилем, правая башня Бёр (15 века) завершается террасой. Сен-Ромен является покровителем Руана, поэтому его имя прочно и многократно вошло в топонимику Руана.

Башня Бёр переводится как «Масляная», выстроена она на деньги горожан, которым было разрешено во время поста есть масло – за это послабление они давали деньги на возведение башни. Кроме того, башня Бёр построена из желтоватого камня, привезенного с Уэльса. Сам же собор – белокаменный.

Барельефы

В фасаде прорезаны три портала: Сен-Жан-Батиста, Сен-Ромена и Сен-Этьенна. Над средокрестием вознесена колокольная башня с чугунным шпилем.

Руанский собор внутри: центральный неф

Святые: Андрей, Петр, Роман, Николай

Если выйти из собора из правого бокового портала, то в глубине улицы, на площади Высокой Старой башни, можно увидеть здание с необычным пьедесталом с башенкой-беседкой. Построено оно было в 1524 году. На этом пьедестале завершался ежегодный крестный ход с мощами Святого Романа.

Здание с постаментом

От собора к церкви Сан-Маклу ведет улица Сен-Ромен, даже скорее, улочка с фахверковыми фасадами. Среди фахверков затесалось венское кафе. Встречаются магазинчики, продающие керамику – Руан славится своей керамикой, в городе даже есть Музей керамики.

Венская кофейня на улице Сен-Ромен

Церковь Сен-Маклу вызывает ощущение легкости, изящества, полета. Яркий образец пламенеющей готики.

Церковь Сен-Маклу

Фрагмент дверей

Церковь окружена фахверковыми домами.

Влево уходит узкая улочка Дамьет, по которой можно дойти до аббатства Сент-Уан.

С левой стороны фасада устроен фонтан с питьевой водой. И здесь пристроились писающие мальчики, только выглядят они не так лучезарно, как их собрат в Брюсселе.

Фонтан с писающим мальчиком, вода питьевая

Если идти от фонтана вдоль церкви Сен-Маклу по rue Martainville, то с левой стороны обнаружится арка, ведущая в Атриум Сен-Маклу. Пройдя под аркой, оказываешься в узком дворике, где просто обдает дыханием веков, такое в нем ощущение стародавности и застывшего времени.

Дворик перед атриумом Сен-Маклу

Проход под второй аркой выводит в замкнутый двор – бывшее кладбище, окруженное деревянными галереями. Это изолированное кладбище при церкви – атриум Сен-Маклу – возникло во время эпидемии чумы. На деревянных стенах вырезаны черепа и скелеты, кое-где встроены погребальные памятники. Место тихое и жутковатое. Хотя сейчас там устроена региональная школа изящных искусств, а летними вечерами в этом замкнутом дворе проходят представления.

Атриум Сен-Маклу — чумное кладбище

С другой стороны кафедрального собора Руана, от его фасада, начинается пешеходная улица Больших Часов, праздная, оживленная, заполненная гуляющим людом. Большие Часы водружены на арке с металлической крышей с коньком. Под аркой – барельефы.

башня Сен-Ромен Руанского собора

А вот, собственно, и башня с Большими Часами

… и барельефы под ней

За аркой, с левой стороны – фонтан-барельеф.

Фонтан- барельеф за башней Больших Часов

На улице продаются местные «макароны» — разноцветные миндальные печенья.

Продолжение улицы Больших Часов

И – снова шеренга фахверковых домов, и мы выходим на площадь Старого Рынка. Впрочем, рынок существует и по сей день: цивилизованный крытый рынок: овощи, фрукты, сыры.

Минуем рынок и оказываемся возле чуднОго здания: изрезанного куба с витражами под странной крышей: над кубом она взмывает вверх двумя языками, а с куба сползает долгим узким днищем перевернутого корабля. Это сооружение построено на месте снесенной в 1944 году церкви Сен-Венсен и называется церковь Святой Жанны д’Арк.

Церковь Жанны Д’Арк

Справа от церкви находятся остатки фундамента разрушенной церкви.

Площадь Старого Рынка. Фундамент разрушенной церкви

С другой стороны, за низкой деревянной оградкой, — место сожжения Жанны д’Арк.

В церкви размещены восстановленные витражи церкви Сен-Венсен.

Церковь Жанны д ‘Арк внутри

Если от церкви Жанны д’Арк пройти по направлению к Сене по улице Старого Дворца (rue du Vieux Palais) и на первом перекрестке свернуть налево, то вы окажетесь на площади Мартина Лютера Кинга, возле реформатской церкви Сен-Элуа. Площадь Лютера Кинга соединяется с прелестнейшей маленькой площадью Пюссель(Девственницы) (Place de la Pucelle).

Площадь Пюссель

Сторож на подоконнике

На стыке площадей находится примечательное здание – отель Бургтерульда. Особняк Бургтерульда был построен в начале 16 века для влиятельной семьи Ле Ру. Выстроен из желтого камня, украшен барельефами и угловой башенкой.

Отель Бургтерульд

Портал отеля Бургтерульд

Пройдя площадь Пюссель насквозь, можно выйти к башне Сент-Андре – это все, что осталось от церкви Сент-Андре после бомбардировок союзников. А от башни по улице Жанны д’Арк подняться до Дворца Правосудия, или Парламента Нормандии.

Вот это уж, действительно, дворец так дворец. Все та же пламенеющая готика, каменная кружевная шаль, накинутая на здание.

Дворец Правосудия

Детали декора

Прежде это место принадлежало еврейской общине. После изгнания евреев из Руана некоторое время эта земля была ничейной, потом здесь располагался рынок трав. В конце 15 века было решено построить Нормандский феодальный суд, и возникло здание, не уступавшее красотой и изысканностью декора многим дворцам.

От прежних владельцев этого места сохранился т.н. «Чудный домик», найденный в восточном крыле Парламента в 1076 году. Предположительно, это фрагмент древнееврейского университета. Попасть туда можно только по предварительной записи.

По улице Иудеев (rue aux Juifs) надо пройти до широкой улицы Карм (rue de Carmes), свернуть налево и на втором перекрестке свернуть направо. На маленькой площади Карм среди деревьев стоит памятник Флоберу. А на соседней площади Сент-Арман (скорей, не площади, а треугольном скверике) установлен памятник Клоду Моне.

Отсюда уже совсем близко до аббатства Сент-Уан (по улице Республики пройти налево). Все та же пламенеющая готика, три вдавленных портала. Церковь Сент-Уан славится своими витражами, но мы внутрь не попали, церковь была закрыта.

Порталы церкви Сент-Уан

Слева от церкви тянется длинная галерея, за ней – зеленый сквер и длинное желтое здание мэрии. Перед мэрией – конная статуя Наполеона.

Галерея вдоль церкви Сен-Уэн — место собрания местной молодежи

Напротив Наполеона начинается улица Жана Леканюе, отправившись по которой, мы попадаем на площадь Вердель, в местный «квартал музеев». Самый значительный из них – Музей изящных искусств. Рядом с ним – Музей кузнечного дела Сек де Турней и Музей керамики. С Музеем изящных искусств соседствует церковь Сен-Годар. А чуть северней Музея керамики находится башня Жанны д’Арк, в которой она некоторое время находилась. Башня-донжон – то немногое, что осталась от замка короля Филиппа 2-го Августа.

От башни Жанны д’Арк совсем близко до железнодорожного вокзала Руана.

Есть в Руане и природная достопримечательность – холм Святой Екатерины. Находится он на восточной окраине города, в получасе ходьбы от центра города. Сам холм считается памятником природы, здесь встречаются редкие виды животных и растений, в том числе руанская фиалка, итальянские сверчки, овцы Солони. С вершины открывается панорамный вид на Руан и Сену с мостами.

Необходимое время для полноценного осмотра Руана – два дня.

Что посмотреть в Руане за один день: в первую очередь шедевры пламенеющей готики Руанский собор, церковь Сен-Маклу (и Атриум при ней), аббатство Сент-Уан и Дворец Правосудия. Помимо них — церковь Жанны д’Арк и отель Бургтерульд. Ну, и попутно – связывающие их улицы и площади, застроенные фахверковыми домами. На второй день оставить музеи и холм Святой Катерины.

Полезные сайты для подготовки к путешествию

Собор Нотр-Дам (Cathédrale Notre-Dame)
Открыт с 8.00 до 19.00, по вс. до 18.00. В июле и августе, на Пасху несколько раз в день проводятся экскурсии в крипту, капеллу Девы Марии.

Любой школьник знает, как выглядит собор Нотр-Дам. В свое время он стал объектом вдохновения великого импрессиониста Клода Моне, создавшего серию картин "Руанский собор" . Несколько "соборов" купили для своей коллекции Щукин и Морозов. Теперь всем известно, что Руанский собор - это мутно-голубые островерхие стены, проступающие сквозь фиолетовый туман, поэтому при встрече с оригиналом возможен культурный шок.

Собор построен на месте небольшого романского храма (1062), уничтоженного пожаром в 1200 году. Здание возводили с 1201 по 1521 гг. Щедрые пожертвования Иоанна Безземельного, короля Англии и герцога Нормандии, позволили спроектировать и заложить самый передовой для того времени готический храм: широкие трансепты, огромный хор. Любопытно, что галереи первоначально планировалось поместить над аркадами, но к моменту их возведения технология строительства аркбутанов, отработанная при постройке собора в Шартре (XIII в.), сделала такое решение ненужным. Знаменит собор и своим шпилем - самым высоким в Европе. Эта чисто британское творение, напоминающее о том, чьей землей была Нормандия в раннем Средневековье. Поражает величием не только внешний вид храма, но и его интерьер. Здесь, как нигде, ощущается простор. Неф собора перекрыт шестичастными свободами, башня-фонарь поднимается на 51 м от пола. Хор с 14 высокими колоннами и изящным трифорием - подлинный шедевр архитектурной гармонии. Главная икона собора хранится в капелле Девы Марии.

В соборе похоронены первый нормандский герцог Ролло, умерший в 933 году и сделавший Руан столицей своего государства, английский король Генрих II, а также хранится сердце английского короля Ричарда. Как известно, оно у него было львиным. Обратите внимание внутри также на Лестницу продавцов книг.

Грандиозное здание более время своего существования ремонтировалось по разным причинам: последствия пожара 1200 г., Столетняя война, еще один пожар в 1514 г., злодеяния кальвинистов, ураган в 1683 г., Французская революция, поджог шпиля в 1822 г. и бомбардировки в ночь на 19 апреля 1944 г, после которых реставрация продолжается по сей день.
На соборной площади обратите внимание на Масляную башню (Tour de Beurre), украшенную в стиле "пламенеющей готики" резьбой по камню цвета сливочного масла. Она была построена на деньги прихожан, готовых заплатить, чтобы искупить грех чревоугодия, за возможность есть масло во время поста.

Церковь Сен-Маклу (Église St-Maclou) и кладбище Сен-Маклу (Aître St-Maclou)
Увидев церковь Сен-Маклу (1437-1521), поражаешься, как всего за сто с небольшим лет "ланцетовидная готика" развилась в "пламенеющую готику", получившую свое название за форму окон, которые напоминают языки пламени свечи. Добившись конструктивного совершенства, архитекторы сосредоточились на внешнем и внутреннем убранстве храмов. Сохранившаяся отделка церкви (двери, лестницы, галерея и обрамление органа) выполнена в стиле эпохи Возрождения. У западного фасада находится фонтан с двумя движущимися фигурками. Подобный фонтан есть еще в Брюсселе.

Основные моменты

Католический храм поднимается на 151 метр и в настоящее время является четвертой по высоте церковью планеты, уступая лишь Ульмскому (161,5 м) и Кельнскому (157,4 м) соборам в Германии, а также собору Норт-Дам-де-ла-Пэ в Кот-д’Ивуаре (158 м). Кроме того, Руанский собор – один из самых древних христианских храмов Европы. Его история началась еще в IV веке. Сохранившийся до наших дней готический храм начали возводить в 1145 году, и его строительство продлилось до 1506 года.

На долю Руанского собора выпадали различные бедствия. Он неоднократно горел в пламени пожаров. В XVIII веке храм пострадал от мощного урагана. Изрядно разрушили собор и бомбежки Второй мировой войны. Кварталы Руана испытали множество воздушных налетов. Из-за взрывов бомб и последовавших за ними возгораний были значительно повреждены неф, башня Сен-Ромен и капеллы. В конце 1999 года по северным регионам Франции прошел ураган, и мощные порывы ветра разрушили одну из четырех башенок на высоком шпиле Руанского собора.

Сегодня Нотр-Дам в Руане прекрасно отреставрирован и очень популярен у туристов. Сюда приезжают, чтобы полюбоваться высоким металлическим шпилем, правильными готическими пропорциями и торжественным декором интерьеров. Путешественники приходят в этот храм ради цветных средневековых витражей и надгробных памятников над захоронениями знаменитостей.

Ежегодно на фасадах Руанского собора организуют зрелищные лазерные шоу. В темное время суток башни и стены католического храма становятся фоном, где высвечивают фрагменты знаменитых полотен французского художника Клода Моне, прославившего Руанский собор серией своих картин.

Летом 2010 года перед зданием городской ратуши провели любопытный перфоманс. На площадь вышли 1250 человек, державших увеличенный фрагмент картины Клода Моне. Они образовали большой прямоугольник, который сверху был похож на одно из полотен известного импрессиониста из серии «Руанский собор». Массовую акцию засняли с вертолета и включили в Книгу рекордов Гиннесса.

История Руанского собора

Первые документы, в которых упоминается епископ Руана, датируются 314 годом, а первую христианскую базилику в городе построили в конце IV века. Когда археологи провели здесь раскопки, они установили, что в древний в соборный комплекс входило два храма, посвященных Деве Марии и Святому Стефану.

В 841 году викинги вторглись в Руан и полностью разрушили обе церкви. Положение города, как и региона в целом, оставалось неопределенным, поэтому было принято решение не восстанавливать утраченные христианские святыни. В начале X века король Франции решил уступить викингам и сделал Руан столицей герцогства Нормандия.

Чтобы умилостивить завоевателей, он отдал свою дочь за их предводителя – Роллона, которого называли «Пешеходом». Такое прозвище викинг получил за высокий рост и могущее телосложение. По преданию, Роллон был настолько тяжел, что лошади не выдерживали его вес, поэтому герцогу приходилось много ходить пешком. Возведение в сан герцога происходило в простой базилике, и Роллон получил имя Роберта I. Предводитель Нормандии стал основоположником знаменитой Нормандской династии, правившей на территории Нормандии и Англии до первой половины XII века.

Большой по размерам Руанский собор строили и реконструировали в течение нескольких веков. Первый храм в романском стиле возвели в 1020 году. Эта церковь имела обходную галерею и капеллы, расходящиеся вокруг алтаря. Однако, до наших дней от первоначальных романских построек сохранилась только крипта. Остальной храм строили по той же планировочной схеме, но уже в традициях готики.

Самая древняя часть Руанского собора расположена с северной стороны башни Сен-Ромен (1145 год). Северную башню ждала трагическая судьба. Во время Второй мировой войны Руан интенсивно бомбили, и после пожаров летом 1944 года Сен-Ромен выгорел почти целиком, за исключением прочных каменных стен. Неф Руанского собора возвели в 1200 году после того, как из-за пожара рухнул неф более старого романского храма. Высота готического нефа составляет 28 м, ширина – 11,3 м, а длина – 60 м.

Башню с южной стороны принято называть Масляной (75 м). Она появилась позже других частей Руанского собора, в 80-е годы XV века. Строительство башни заняло 20 лет. По преданию, на него были потрачены деньги, собранные за церковные индульгенции. Больше всего индульгенций священники продавали тем, кто нарушал постные дни и, несмотря на запрет, ел сливочное масло, поэтому южную башню собора назвали Масляной.

Архитектурные особенности

Соборный комплекс включает сам храм и архиепископский дворец. Несмотря на то, что Руанский собор возводился несколько веков, все его части выглядят как гармоничный архитектурный ансамбль. Здание французского собора так велико, что находясь рядом с ним, невозможно окинуть храм одним взглядом. Он не помещается в поле зрения целиком.

Первоначально готический собор имел три портала, но два из них были сильно разрушены в XVI веке. До наших дней сохранился единственный портал с северной стороны, посвященный Иоанну Богослову. Над ним можно увидеть резной барельеф со сценами крещения Иисуса Христа. Начиная с 1760-х годов, эту часть Руанского собора неоднократно реставрировали.

Высокий центральный шпиль построили в 1557 году. В те времена он был сделан из дерева и покрыт оловянными пластинами. Но в 1822 году в результате попадания молнии деревянный шпиль сгорел. Тогда городские власти приняли решение построить новый шпиль из металла в стиле средневековой готики. Возведение нового шпиля продолжалось с 1829 по 1876 год. В течение 4 лет собор в Руане считался самым высоким в мире, пока в 1880 году пальма первенства не перешла Кельнскому собору.

За счет темного цвета металлический шпиль заметно выделяется над светлыми фасадами. Он продолжает оставаться самым высоким соборным шпилем на территории Франции. Массивная конструкция весит 1200 т, а чтобы подняться к ее вершине, нужно преодолеть 813 ступеней.

Уроженец Руана писатель Гюстав Флобер имел возможность наблюдать за возведением шпиля и с иронией называл его «капризом взбесившегося строителя паровых котлов». Если присмотреться к шпилю с близкого расстояния, он действительно выглядит чересчур «техногенно».

Обилие декоративных элементов и скульптур на фасадах появилось в период, который принято называть «пламенеющей готикой». Под резными тимпанами Руанского собора установлены фигуры христианских святых. А над ажурным порталом расположено типичное для готической архитектуры круглое окно-роза.

Интерьер Руанского собора

Внутреннее оформление Руанского собора поражает не меньше его стен и башен. Просторный алтарь окружает колоннада. В центре, под шпилем своды поднимаются на максимальную высоту – 51 м. В интерьерах нет того многоцветья, которое бывает в барочных церквях. Цветовая гамма выдержана в приглушенных, строгих тонах, и общее впечатление гармонично дополняют монохромные скульптуры и светлые своды.

Готические окна украшены старинными витражами XIII века, которые имеют голубой цвет. Характерный оттенок принято называть «шартрским голубым», так как технология изготовления готических витражей впервые была применена в католическом храме города Шартр. Красота ярких витражей Руанского собора подробно описана в романе Гюстава Флобера «Мадам Бовари». Интересно, что некоторые витражи подписаны именами сделавших их мастеров. Восемьсот лет назад технология литья цветного стекла только развивалась, поэтому витражная работа считалась высоким искусством.

В Руанском соборе находится несколько почитаемых гробниц. Здесь нашли свой последний приют первый герцог Нормандии Роллон Пешеход и его сын. В соборе стоит саркофаг, где лежит сердце другого герцога Нормандии и английского короля Ричарда I Львиное Сердце, правившего с 1189 по 1199 год.

В одной из капелл можно увидеть статую Жанны д’Арк. Скульптура французской героини с памятной надписью от англичан появилась здесь не случайно. На территории Руанского собора проходил суд над Жанной д’Арк, и ей был вынесен смертный приговор. В 1431 году девушку обвинили в ереси и казнили, но спустя 25 лет эти обвинения были сняты. Об исторических событиях свидетельствуют таблички, установленные на улице Сен-Ромен.

Руанский собор на картинах художников

Строгий и одновременно изящный готический облик Руанского собора вдохновлял многих художников. В конце XIX века французский импрессионист Клод Моне написал более 30 полотен с видами готического собора. Он изобразил старинный храм с трех точек при разном естественном освещении и с изумительной точность передал изменчивость света. Над живописной серией Моне работал около двух лет, неоднократно приезжая в Руан и снимая комнату напротив собора.

Часть картин и эскизов художник создавал на месте, а над некоторыми заканчивал работу в своей мастерской в местечке Живерни. Полотна были связаны единым сюжетом и органично дополняли друг друга, показывая изменения, происходящие в природе от рассвета до заката. Искусствоведы считают картины с Руанским собором одной из вершин импрессионизма.

Известно, что серию полотен о Руанском соборе художник поначалу скрывал даже от своих друзей. Только в 1895 году большая часть из 30 картин была выставлена в галерее Дюнар-Рюэля, и проведенная выставка вызвала ажиотаж публики. Однако, Клоду Моне не удалось продать серию целиком, поэтому картины разошлись по одной в разные страны мира. Сегодня они находятся в частных коллекциях и в галереях России, Франции и США.

В 1969 году живописец Рой Фокс Лихтенштейн создан триптих, посвященный Руанскому собору. Американский мастер работал в стиле поп-арт и также изобразил фасад готического храма. За основу Лихтенштейн взял работы Клода Моне, наложив на них типографский растр.

Часы работы

Для туристов Руанский собор открыт без выходных. Со вторника по субботу в него можно попасть с 9.00 до 19.00, по воскресеньям – с 8.00 до 18.00, а по понедельникам – с 14.00 до 18.00.

Как добраться

Руанский собор расположен в исторической части города. Он возвышается на правобережье Сены, на улице Сен-Ромен, 3, названной в честь покровителя Руана – Святого Романа.

В Руан удобно добираться из Парижа. За 1,5 часа до города можно доехать на поездах, отправляющихся с парижского вокзала Сен-Лазар. За 2.40 ч из Парижа в Руан приезжают рейсовые автобусы. Кроме того, Руан связан железнодорожным сообщением с Цюрихом, Ниццей, Страсбургом и Марселем. А на автобусах в этот город можно попасть из Лондона, Лиссабона и Мадрида.

Руан – нормандский город на севере Франции . Готические памятники средневековья наполняют воздух непередаваемым ощущением таинственности и романтики, присущим этому времени. Небольшие улочки с плотной застройкой специфической архитектуры северной Европы только дополняют и без того мистическую картину.

За несколько месяцев до поездки, находясь еще дома, я глядел в монитор компьютера и рассчитывал варианты путешествия. Выделяя на Париж неделю, я великодушно отрядил два дня на выезд. Открыв карту Гугла , я внимательно вглядывался в окрестности Парижа и выявлял более-менее интересные города для посещения. Параллельно мониторил сайт французских железных дорог на предмет цены перемещения. В принципе всё было логично – чем меньше расстояние, тем дешевле.

Но была еще одна небольшая особенность – чем удобнее время поездки, тем она дороже. Т.е. совсем рано или совсем поздно можно добраться практически в два раза дешевле. И это меня сильно радовало. Перепробовав массу разных вариантов и изучив информацию в сети, я определился с местом и временем. Выбор пал на город Верхней Нормандии Руан .

Руан – история города

Руан — город достаточно древний. Историки предполагают, что он был основан кельтскими племенами еще в античные времена. И назывался он тогда Ротомагус (Rotomagus) . Во времена Древнего Рима на правом берегу Сены были построены термы и амфитеатр. Это говорит о том, что Руан был достаточно важным для римлян. Ведь в те времена каждый уважающий себя город должен был иметь амфитеатр.

Своего расцвета Руан достиг в средние века. В IX веке его повадились опустошать суровые норманны. И вскоре так им понравилось сие занятие, что они решили просто его захватить, да начать там жить. Так он стал столицей герцогства Нормандия . С этого времени Руан становится крупным портовым городом и начинает вести активную торговлю с Парижем .

В начале XIII века, благодаря нескольким неудачным войнам, Нормандия теряет свою независимость и входит в состав Французского королевства .

Находясь на севере Франции , Руан частенько являлся центром боевых действий. Особенно любили завоевывать его англичане. Во времена Столетней войны между Англией и Францией город был одним из важных стратегических пунктов.

Сейчас Руан не так велик, как в далеком прошлом, но это не мешает ему своими историческими местами и панорамными пейзажами заманивать в сети разнообразных любознательных путешественников. Чаша сия не минула и меня.

Из Парижа в Руан

Выйдя из отеля с утра пораньше, мы бодрым пешим шагом отправились на уже известный, благо идти было минут 15. Там нас поджидал поезд до Руана . Утренняя прогулка окончательно раскрыла глаза, и день начался.

На руках были распечатки билетов. Сами билеты были куплены еще дома за пару месяцев до поездки по цене 40 евро на двоих туда и обратно. В 8-20 утра мы тронулись, а в 9-50 стояли на вокзале Руана . Самый прозорливый читатель уже посчитал, что в пути мы провели всего 1,5 часа. Если учесть, что расстояние от Парижа до Руана около 130 км, то всё сходится.

От железнодорожного вокзала Gare de Rouen-Rive-Droite идет улица Жанны д’Арк (Rue Jeanne d’Arc ), по которой мы и отправились на осмотр города.

После Парижа город показался тихим, скромным и провинциальным. Скорее всего, он такой и есть. Народу на улице было совсем мало. Быть может, дело в том, что было воскресенье, да еще и утро. Но с течением дня народу так и не прибавилось – тихое и безлюдное место, что лично меня весьма порадовало – так как хотелось погулять по городу в спокойной обстановке французской провинции.

По улице Жанны д’Арк дошли до небольшого парка, в который не преминули заглянуть. В пустынном парке в маленьком пруду плавали лебеди. Мы стояли и умилялись, глядя на этих невозмутимых птичек.

Также нас неописуемо (слово то какое подходящее) порадовало наличие в парке бесплатного биотуалета, так как нам он уже понадобился.

Биотуалет в Руане — хоть живи там

Туалет отличался от российских синих практичных кабинок весьма существенно. Раковина с водой, мыло, бумага, сушилка – всё в наличии. Це ж «загнивающая» Европа , куда деваться. Примерно такой же туалет я наблюдал на территории Кремля . Ну, это к слову 🙂

Сделав все свои самые важные дела, мы двинулись на осмотр основных достопримечательностей Руана .

Руан – достопримечательности

Пройдя через парк с лебедями, мы вышли к Музею Изящных Искусств . Выглядит он не менее изящно, чем то что находится внутри. Хотя мы туда не заходили, но почитав информацию в сети, я понял, что музей весьма неплох.

Музей Изящных Искусств (Musée des beaux-arts de Rouen) в Руане был основан в 1809 году. Как известно, в это неспокойное время перемен, начавшееся после Французской революции , к власти пришел Наполеон . И он осуществил немало победоносных военных походов, сопровождавшихся неслабым разграблением поверженных территорий. Это были «сытные» времена для французских музеев.

Самые «сливки», конечно же, «снимал» Лувр . Но и регионам доставалось достаточно. В том числе и руанскому Музею Изящных Искусств . Коллекции росли, и к середине века места стало маловато. Было решено возводить новое здание музея. Так в 1877-1888 годах появилось здание современного Музея Изящных Искусств в Руане .

Руан – столица импрессионистов, и поэтому в музее одна из самых больших коллекций художников данного направления живописи. Среди них 11 картин основателя импрессионизма Клода Моне , в том числе одна из 50 картин цикла «Руанский собор» . Также имеется коллекция русских икон XVI-XIX веков.

Сразу за музеем скромненько стоят два готических здания. Бродя вокруг, мы предполагали, что это церкви. Лишь потом, уже после поездки, я узнал, что одно из этих зданий – это Музей Ковки , и внутри огромное количество соответствующих изделий. Такая информация стала для меня крайне неожиданной, и я понял, что плохо не знать местного языка, так как на здании была вывеска о том, что это музей. И мы, естественно, ничего не поняли, когда ее прочли.

Руан еще со средних веков прославился на всю Европу своими умелыми кузнецами. Плюс, наличие речного порта способствовало активной продаже и популяризации своих продуктов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что музей кованных изделий открылся именно здесь.

Музей Ковки (Musée Le Secq des Tournelles) открылся в 1921 году в бывшем здании церкви, построенной в далеком XV веке. Коллекция музея считается одной из самых больших в мире, и до сих пор регулярно пополнятся. В ней представлены, как произведения искусства, не имеющие особой практичной ценности, так и простые предметы быта средних веков. Многие экземпляры неординарны и эксклюзивны. Почитателям разнообразных ажурных железных штуковин будет интересно там побродить.

А если учесть, что все эти предметы древности вписаны в интерьер готической церкви, то станет еще интереснее там побывать, и насладиться средневековым антуражем.

Мы же решили им насладиться как-нибудь в другой раз. Если бы мы остановились в Руане на 2-3 дня, то по музеям был бы резон прогуляться, а в нашем случае однодневной поездки времени особо не было на степенное расхаживание средь предметов старины. Поэтому мы двинулись далее.

Соседнее с музеем здание до сих пор является для меня загадкой. Какая-то заброшенная церковь без табличек и прочих опознавательных знаков.

Очевидно, что раньше в этом здании была церковь. Что с ней случилось совершенно не ясно. Выглядит всё запустело, уныло, и даже мрачновато. Было ощущение, что сейчас из-за угла выскочат негры и нападут. Если бы на дворе стоял вечер, точно наверняка выскочили бы 🙂

Далее, по улице Rue Jean Lecanuet дошли до площади Шарля де Голля (Place du Général de Gaulle) , на которой расположилось административное здание мэрии города, а в центре площади памятник Салавату Юлаеву (привет Уфе 😉) генералу де Голлю на лошади. Это я так подумал, блуждая в лабиринтах логики. Раз площадь де Голля, то и памятник ему.

Оказалось, что это никакой не де Голль , да и откуда у него вдруг взялась лошадь. Памятник оказался самому обыкновенному императору Наполеону I . Справа от площади возвышается готика в виде церкви Аббатства Сен-Уэн .

Аббатство Сен-Уэн

Аббатство Сен-Уэн (Abbaye Saint-Ouen de Rouen) основано в далеком 553 году. В качестве основного собора была построена небольшая базилика. До того, как норманны начали «озорничать» на этих территориях, аббатство считалось одним из самых влиятельных. Но в IX веке пришли норманны и разорили его.

В XI веке во времена сильного Нормандского герцогства на месте старой базилики выстроили новую церковь – на этот раз в романском стиле. Но и ей пришлось не сладко. В 1248 году она сгорела.

В XIV веке неугомонные монахи начали очередное возведение церкви, на этот раз в готическом стиле. Ей повезло больше остальных – она дожила до наших дней, и радует глаз каждого посетителя Руана .

В наши дни никакого аббатства там, конечно же, не сохранилось. Здание, где жили монахи, в начале XIX века сделали мэрией Руана , а монашеский сад при церкви стал садом мэрии.

В самой же церкви тоже службы давно не ведутся, так как действующей она не является. Там периодически проходят концерты и выставки.

Лично мне такие церкви нравятся, поэтому пришлось немного полазить вокруг да около, подышать запахом камня XV века. Да и вообще, весь ансамбль церковь-ратуша-площадь симпатичен – чисто, опрятно и зелено. За строениями милый зеленый садик. И нет китайских туристов, да и не только китайских, совсем никаких нет.

От церкви Сен-Уэна направились вдоль по улице Rue des Boucheries Saint-Ouen , плавно перетекающей в улицу Rue Damiette . Сама по себе улочка впечатляет – домики жмутся друг к другу, как футболисты в «стенке».

Архитектура домиков в фирменном северном стиле под названием фахверк. «Фахверк» родом из Германии, но гордые французы строили практически такие же дома. Но стиль свой называли почему-то «коломбаж». Кто у кого украл стиль спорить не будем, пусть этим займутся те, кто получает за это деньги:-).

Вертя головами направо-налево, так и добрались до следующего пункта нашего путешествия – церкви Сен-Маклу .

Церковь Сен-Маклу (Église Saint-Maclou) строилась с 1435 по 1521 года. Одна из ярких представителей стиля «пламенеющая» готика. Сильно пострадала во время знаменитой высадки в Нормандию союзных войски во Вторую Мировую Войну . Получила два снаряда в «туловище», но была разрушена не полностью, что дало возможность после войны ее восстановить.

Готика действительно «пламенеющая», как пишут интернеты. Я с ними согласился. Очень готично и очень пламенеюще. Подобраться к ней поближе толком не удалось, так как в это время она была огорожена, и там шли ремонтные работы. Говорят, сейчас они уже завершены, церковь почистили, и теперь она еще красивше.

Также церковь интересна «чумным» кладбищем Сен-Маклу , находящимся по соседству.

Мы прошли по улице Rue Martainville вдоль церкви и увидели слева небольшие раскрытые ворота и стрелочку, приглашающую пройти внутрь. Слегка заинтриговавшись, мы согласились с приглашением и вошли.

Просочившись через невероятно узкий коридор-переулок, мы оказались в странном мистическом месте. Квадрат из старинных деревянных черных и мрачных домов, внутри небольшой сад. На лужайке «растут» разнообразные части тела, видимо из камня (навряд ли настоящие).

Части тела на кладбище Сен-Маклу в Руане

На стенах домов повсюду черепушки и какие-то загадочные символы и надписи. Ощущения специфические, как – будто находишься в склепе.

Прогулявшись и впав в небольшое смятение и задумчивость, мы вышли обратно. Как обычно, постфактум мы узнали, что это старое кладбище Сен-Маклу , на котором хоронили людей, погибших от чумы. Новых мертвецов закапывали в землю, а старые кости выкапывали и заботливо размещали на верхних этажах этих самых домов.

Одно время на первом этаже была даже детская школа. Я до сих пор пребываю в легком шоке от всей этой истории. Зашли мы туда случайно и не думали не гадали о том, где мы находимся. И внутреннее чувство нас не обмануло – там действительно веет каким-то злым духом смерти. Тем не менее, сходить туда было интересно.

После посещения кладбища Сен-Маклу всё пошло более-менее стандартно. Пройдя всего пару домов, мы вышли к главному религиозному сооружению Руана Руанскому Кафедральному собору . Как всегда – готический. Симпатичен, как и всё подобного рода. Частичный ремонт шел и там. Поэтому в объектив фотоаппарата непременно попадают разнообразные сооружения, которые с натяжкой можно назвать частью собора. Огромен, внушителен, и, по традиции, – красив.

Руанский Кафедральный Собор (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) строился поэтапно с 1145 по 1506 год. До начала строительства, на месте собора была базилика, которую разнесли в пух и прах норманны в IX веке. Потом построили романский храм. И в конце концов – современный готический.

Руанский Собор сильно пострадал во время бомбардировок Второй Мировой Войны . После чего был успешно восстановлен. В нем похоронен первый правитель герцогства Нормандия Роллон – выходец из Скандинавии . До сих пор норвежцы и датчане спорят о его национальной принадлежности. Почти как мы о Рюрике .

Высота собора – 151 м. В конце XIX века несколько лет считался самой высокой церковью мира, но вскоре был «переплюнут» . На сегодняшний день его «обставили» еще две церкви – Ульмский Собор (город Ульм в Германии ) и Нотр-Дам-де-ла-Пэ (в столице Кот-д’Ивуара городе Ямусукро ).

В свое время собор был облюбован Клодом Моне . Художник сотворил целый цикл, который так и назвал «Руанский Собор» 50 картин с трех разных точек в разное время года. Основная масса картин хранится в Музее Орсе в Париже .

От собора идет улица Rue du Gros Horloge , пройдя по которой можно наткнуться на знаменитые руанские астрономические часы Le Gros-Horloge . Чем-то похожи на пражские, только немного поскромнее и чуть менее информативнее – время, дни недели и лунные фазы. Серебряный шарик сверху часов говорит о том, в какой фазе луна. Судя по шару в тот день – было полнолуние (или нет:-)).

Механизм Руанских часов (Le Gros-Horloge) был изготовлен в 1389 году. Часы по праву являются самыми древними подобными часами во Франции . А механизм самым большим в мире. Диаметр циферблата около 2,5 м. В XVI веке часы поместили на нынешнее место, облагородив красивым позолоченным готическим фасадом.

Часы находятся на самой первой во Франции пешеходной улице. И она названа в их честь Rue du Gros Horloge.

«Часовая» улица Gros Horloge

Улица соединяет два больших собора и является главной туристической артерией Руана .

По пути к часам я бросил взгляд в один проулок и не смог удержаться, чтобы не пойти туда. Так заинтересовало меня это здание, которое оказалось Дворцом правосудия . Очередное готическое архитектурное строение, состоящие из огромного количества маленьких статуек, рассматривать которые можно пару лет.

Дворец Правосудия (Palais de justice) построен в XV веке. Один из ярких представителей готического стиля не только в Руане , но и в Европе в целом. Обильно «увешан» небольшими скульптурами и «веселыми» горгульями, дружелюбно глядящими с крыши здания.

Изначально задумывался как место сбора местных богатеньких буратин купцов для обсуждения насущных проблем. Потом стал главным зданием казначейства и местом размещения парламента. А в годы Великой Французской Революции играл роль суда. Да так им и остался в последствии.

Сейчас, помимо административной задачи, выполняет культурную, вмещая в себя два небольших музея.

Жаль там имеется забор, и проникнуть сквозь него сложно, да, наверное, еще и наказуемо. Не стали проверять. Лишь обошли его кругом. За дворцом встретилась интересная арка. Явно какой-то кусочек древности. Можно домысливать что там было раньше, используя воображение.

Вернулись обратно, и, пройдя через арку с часами, вскоре вышли на оживленную площадь, на которой решили немного перевести дух и собраться с мыслями. Дальше нашей занимательной поездки в Руан .

Руан – интересный город с хорошим подбором достопримечательностей, преимущественно готических. При этом сильно радует небольшое количество туристов. Спокойная и неторопливая прогулка по древнему городу, без постоянно снующих масс людей, и стояния в очереди на просмотр памятника – что может быть лучше 🙂