Клирик православной российской церкви священник роман краза: «о. александр ильяшенко разделил обществу на элиту и демографический материал для обслуживания государства. Биография о.Александра Ильяшенко

«Портал-Credo.Ru»: Как Вы оцениваете призыв о. Александра Ильяшенко к отказу девушек от высшего образования ради вступления в ранние браки с целью решения демографических проблем РФ? Этот призыв вызвал возмущение православной блогосферы…

Священник Роман Краза: Я не хочу осуждать протоиерея Александра Ильяшенко, хотя он мне как священник не симпатичен. У меня есть такое наблюдение: если священника невозможно увидеть в светской одежде, то он религиозный сноб. Даже если пытается играть в рубаху-парня. Или если не может допустить, чтобы к нему обратились по имени, - только с прибавлением "отец". Ведь важно уметь над собой пошутить, а не ходить святошей с постной рожей. Такое поведение свойственно некоторым девушкам, которые даже в булочную без косметички не пойдут…

У протоиерея Ильяшенко качественная биография, он брат известного ученного-математика. Вместе с супругами Даниловыми организовывал сайт "Православие и мир", до этого - учился, женился. Отец 12 детей. Вот эта информация о детях и замыливает напрочь глаз. Двенадцать детей? Не может быть! После этого смотрят на батюшку снизу вверх. Все-таки согласитесь, есть разница - воспитывать приемных детей или своих. Рожали пока рожалось, в чем заслуга? Кому-то Бог дал одного ребенка, кому-то двух, кому-то ни одного. Это не говорит о том, что та семья, у которой одно чадо, обязательно предохранялась... Помогать многодетной семье необходимо, это да. Но это их решение - иметь много детей. Это трудно, но много чего в жизни трудно. Вот воспитывать приемных детей в большом количестве - это подвиг; своих - только тяжкий труд.

- Знакомы ли Вы лично с о. Александром?

С отцом Александром я лично общался единственный раз, на телевидении. Было ток-шоу, посвященное проблеме алкоголизма и наркомании. Пространство шоу разделялось на две команды по три человека в каждой. В нашу команду входила бесконечно уважаемая мной кинокритик и журналист Екатерина Барабаш, женщина-психолог, имени которой я не запомнил, и я. Причем я был в светской одежде, представлялся как специалист по социальной работе среди алко- и наркозависимых. Работал я тогда в московских правительственных структурах, был очень активен в социальной сфере именно по проблемам алко-наркозависимых. В противоположной команде был протоиерей, какой-то музыкальный продюсер, а третьего человека совсем не помню. Меня поразило, как человек, который вообще не смыслит ничего в вопросе, так уверенно нес какой-то запредельный бред. Но мы все-таки выиграли у другой комнаты - за нас голосовали живые люди.

После той передачи я понял, что о. Александр - «человек в образе». Защитник православия, мудрец, опытный духовник, специалист широкого профиля по всем вопросам, которые интерпретирует в зависимости от текущего церковного тренда. Отдельных людей "добрый" батюшка не видит.

Тогда были вегетарианские времена. Сейчас время совершенно иное, людоедское, можно ни в чем себе не отказывать. Вот он и не отказывает. Его реплика на "Русской народной линии" многих удивила, но я, собственно, не понимаю этого удивления. Все привыкли к подобным словам от Ткачева, Шумского, Смирнова, но Ильяшенко - тот вроде другой масти, мягонько стелет... Нет, друзья мои, не время слюни распускать, хочешь быть в тренде - нагони жути! Тем более должность сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями обязывает.

- Какие конкретно идеи о. Александры для Вас неприемлемы и почему?

Вот фрагмент из его статьи: "НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НОРМОЙ РАННИЕ БРАКИ И ДЕТОРОЖДЕНИЕ. ДЕВУШКА В 17 ЛЕТ СПОКОЙНО МОЖЕТ СТАТЬ ПРЕКРАСНОЙ МАМОЧКОЙ. БОЛЕЕ ТОГО, В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ЮНАЯ ДЕВУШКА ЕЩЕ НЕ РАСТРАТИЛА СЕБЯ, НЕ НАХВАТАЛА РАЗЛИЧНЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ИНФЕКЦИЙ, поэтому вполне может быть хорошей и доброй мамочкой. ...В школе НАДО ОБЪЯСНЯТЬ УЧЕНИКАМ, ЧТО ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ НЕ ПРОСТО ТРЕВОЖНАЯ, А УГРОЖАЮЩАЯ. И им решать эту проблему таким естественным способом как ранний брак. РАННИЕ БРАКИ ИЗБАВЛЯЮТ СТРАНУ ОТ НЕНУЖНОГО ОГРОМНОГО КОНТИНГЕНТА С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ. Кому нужно высшее образование? Женщины вытесняют мужчин из сферы управления и т.д. А ЕСЛИ БЫ ЖЕНЩИНА ВМЕСТО РАБОТЫ ВОСПИТЫВАЛА ДЕТЕЙ, ТО ПРИНОСИЛА БЫ НЕСРАВНЕННО БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ ДЛЯ ОБЩЕСТВА".

Попробуйте первые три предложения прочитать без привязки к автору. Вполне эти слова мог произнести русский барин по отношению к своим крепостным. Обрадовались этому призыву сластолюбцы, охочие до свежего девичьего тела. Тем, у кого есть малолетняя дочь, сигнал: на вашу кровиночку положили глаз, будьте внимательны.

Второй абзац можно квалифицировать как вовлечение несовершеннолетних в сексуальную связь. Когда детям в школе говорят об опасности СПИДа и других венерических заболеваний и об опасности ранней беременности, таких учителей называют извращенцами и безбожниками. Но когда многодетный отец и дед предлагает детям заниматься сексом и при этом не предохраняться ради величия страны, с чем это сравнить - даже не знаю. Они, значит, проповедуют по телевизору 30 лет, довели страну до крайности, а дети должны плюнуть на свои жизни и исполнять пожелания какого-то старца в рясе.

В третьем абзаце он задает вопрос: кому нужно высшее образование? Очень смешно, но ВСЕ ЕГО 12 детей получили высшее образование. Это вообще как? Он - белая кость, а вокруг быдло, которому нужно рожать и обслуживать это государство?! Далее привычный мужской шовинизм, ни хочу это комментировать.

- Станут ли убедительным для читателей призывы протоиерея?

Вот, у него 12 детей, дочь Варвара умерла от онкологии, будучи взрослой, возраст детей примерно от 45 до 30 лет, повторюсь - все дети получили высшее образование, и сам он, и его жена также имеют высшее образование, родной брат - известный ученый. Никто из детей на заводе не работает. Так для кого предназначен его посыл? Может, он хочет попробовать на своих внучках и внуках? Предлагаешь - действуй! Нет? Тогда для чего ты все это говоришь, отец Александр? Не зря ведь на Всеправославном соборе обвинили РПЦ МП в ереси этнофилитизма, это когда отдается предпочтение национальным интересам, а не общецерковным. Людей готовят не для Царствия Небесного, а работать и умирать во славу страны.

Пикантность всей этой ситуации еще в том, что дед супруги о. Александра Марии, Владимир Абрацумов, новомученик. Владимир стал священником в 1927 году в городе Глазове, в Удмуртии, и сразу после хиротонии был отправлен в Москву. Он стал настоятелем Князь-Владимирского храма в Москве. Но почти сразу уволился за штат, так как не был согласен с политикой митрополита Сергия (Страгородского). Так что он почти и не послужил священником. По решению «тройки» приговорен к расстрелу и был расстрелян на Бутовском полигоне 5 ноября. Да, сохранились расшифровки его допросов. Так вот, он никого не предал и не сдал. А что делают его внуки?

Беседовал Антон Свиридов,
для «Портала-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Протоиерей Александр Ильяшенко, отец 12 детей, на примере своей семьи рассказывает о том, как выстраивать гармоничные отношения со своими близкими, и как он, будучи сотрудником знаменитого Курчатовского института, решил изменить свою жизнь и стать священником.

– Отец Александр, у Вас удивительная семья. Мне хотелось бы большую часть нашей беседы посвятить именно ей. Не с целью показать, какие вы замечательные, а чтобы показать, что такие семьи должны стать нормой для современной России. У вас двенадцать детей, сколько на сегодняшний момент внуков?

– Пока тридцать девять.

– Вы всех внуков помните по именам?

– Если сказать честно, уже надо напрягаться! Помню, но не как дважды два.

– Вам удается уделять достаточно внимания каждому из внуков?

– Нет. К сожалению, современная жизнь почему-то разводит людей, даже самых близких. Приходится редко общаться и с друзьями, и с родными. То ли уже возраст, то ли такая стала жизнь. Мои родители общались гораздо больше, чем, например, мы. Мне кажется, для нас это некий недостаток, в том числе мой.

– В чем заключается Ваша роль дедушки в семье?

– Думаю, в том, что дедушка существует.

– Вы часто видитесь, естественно, в храме…

– Дети преимущественно ходят в тот храм, в котором они являются прихожанами. Я служу в другом храме и сам являюсь прихожанином Николо-Кузнецкого храма. Но иногда они приходят. Традиционно сложилось, что на Рождество и Пасху мы собираемся всей семьей в моем храме.

– Вы росли в большой семье? В чем опыт воспитания в этой семье Вам помог?

– У меня брат и сестра (к сожалению, скончалась совсем недавно), то есть нас было трое. Нельзя сказать, что семья была большая, но все-таки и не маленькая.

– Удивительна судьба семьи Вашей супруги, расскажите.

– По отцовской линии она внучка священномученика Владимира (Амбарцумова), пресвитера Московского, уникального человека. Уникальность его даже не в том, что он отдал свою жизнь за веру (это сделало множество людей). Он родился в протестантской семье, в Тифлисе (ныне Тбилиси). Отец армянин, а мать немка-протестантка, которая воспитывала сына в протестантской традиции. Затем он переехал учиться в Москву и здесь вступил в христианский студенческий кружок (это было до революции). Все могли быть членами этого кружка: православные, протестанты. Для продолжения образования он уехал в Берлин. В 1914 году он понял, что война не за горами, и уехал, как оказалось, на одном из последних поездов из Германии в Россию. Он наполовину немец, немецкий язык был для него родным, и по культуре он был близок к Германии, но его родиной была Россия.

– Он принимает православие и становится священником уже в 20-е годы, после того как его несколько раз арестовывали. Он понимал, чем это грозит, и сделал этот осознанный выбор…

– Он, как и многие из тех, кто в те годы принимал священный сан, подписывал себе отложенный смертный приговор, который был приведен в исполнение в 1937 году в Бутово, где его, как и тысячи других людей, расстреляли.

– Вернемся к Вашей биографии. Вы окончили очень престижный авиационный институт в Москве, долгое время работали в знаменитом атомном Курчатовском институте. Чего Вам не хватало в жизни, почему Вы стали священником?

– Люди принимают решение не от того, что им чего-то не хватает, а от того, что, наоборот, появляются какие-то возможности. Глубокое вхождение в веру у меня было достаточно медленным, я не быстрый человек. Когда я получил образование в Свято-Тихоновском университете, то по благословению (это была не моя идея, хотя я, естественно, об этом задумывался) вступил на такой духовный путь. Конечно, очень благодарен Господу за то, что Он меня привел на эту стезю.

– В советское время Вы воспитывались в верующей среде?

– Тогда о вере старались говорить как можно меньше. Мой отец был крупным ученым и немного скептиком, он не был церковным человеком, не выражал по поводу Церкви ни согласия, ни отрицания. Он родился в 1909 году, в то время было дореволюционное, скептическое отношение ко всему, что и послужило на самом деле главной причиной тех потрясений, которые пережила Россия в XX веке. Мама была человеком верующим, но она была преподавателем института Международных отношений (создатель этого института академик Сказкин пригласил ее, свою ученицу, в число сотрудников, так что она с основания института там работала), и как преподавателю ей было опасно ходить в храм: если бы заметили, сразу выгнали бы с работы. Поэтому она очень редко ходила в храм.

Мы росли в очень доброжелательной, культурной, образованной среде. В кругу маминых знакомых были глубоко верующие люди, и они оказали очень сильное влияние на меня, моих брата и сестру. Прямой начальник моего отца, который возглавлял огромное конструкторское бюро, Михаил Макарович Бондарюк, был сыном исключительно верующей матери. К сожалению, не могу о ней подробно рассказать, еще недостаточно материала собрал, но это человек удивительной веры, удивительной силы духа. Сын унаследовал от нее необыкновенную силу духа и оптимизм. Это были люди, далекие, собственно, от Церкви, но молитва сопровождала их всю жизнь. Моего папу, Сергея Михайловича, назвали Сергеем, потому что в семье бабушки и дедушки очень долго не было ребенка, и бабушка Анна Александровна ездила к преподобному Сергию. Мой папа – вымоленный сын, поэтому она назвала его Сергием. Пусть опосредованно, но такой дух веры окружал нас и наших близких.

– Расскажите о своей супруге и вашем знакомстве.

– Наши родители оставили нам самое драгоценное наследство: нашу веру и наших друзей. Моя мама еще до войны была хорошо знакома с отцом моей супруги Марии Евгеньевны, будущим священником. Поэтому мы слышали друг о друге, хотя не виделись. Они жили под Ленинградом, так как отец Евгений, для того чтобы принять сан, был вынужден уехать из Москвы, в столице это сделать было невозможно. С матушкой мы встретились в семье наших крестных. Борис Петрович был моим крестным, а его супруга Екатерина Александровна была крестной моей будущей жены. Поскольку эта встреча была в доме, в котором случайных людей быть не может, то очень скоро я понял, что должен сделать предложение. Наше предсвадебное знакомство продолжалось две недели. 6 февраля 1974 была первая годовщина смерти моего крестного, и моя будущая матушка приехала в Москву. Мы с ней поехали в Ленинград – я очень хотел и с ней познакомиться, и город посмотреть. Пробыв там несколько дней и вернувшись домой, через две недели я вновь приехал в Ленинград и сделал предложение. 13 марта мы расписались, а 26 апреля повенчались.

– Удивительно!.. Современному человеку сложно представить процесс обсуждения, сколько в семье должно быть детей. У вас такой процесс был? Как вы решились на двенадцать детей?

– Мы ехали в Ленинград и, конечно, разговорились. Браки совершаются на небесах, Господь все устроил. Я, особо ни о чем не задумываясь, стал вещать о том, что детей в семье должно быть много. Попал просто «в десяточку», говорил именно то, что матушке нужно было услышать, потому что у нее душа любвеобильная. На нашем венчании ее старший брат произнес тост за то, чтобы у нее было восемь детей (она четвертая из семи детей в семье, он ей пожелал восемь). Она тут же ответила: «Что ты меня ограничиваешь!»

– Как вашей семье жилось в советском быте, в советских жилищных условиях?

– Господь нас постоянно опекал. Конечно, какие-то трудности были. Начинали мы жизнь все-таки в отдельной квартире, пусть малогабаритной (примерно 38 квадратных метров), с двумя смежными проходными комнатками. Пока детей было мало, это было прекрасно. Когда детей стало больше, стало немножко тесно, и для четвертой дочки, пока она была грудная, я сделал полочку на стене над нашей кроватью. Еще примерялся, чтобы она, если свалится, на пол не скатилась, а на кровати осталась. Когда родилась пятая и стало совсем невыносимо, нам дали огромную 4-комнатную квартиру, еще через какое-то время 5-комнатную, а потом еще целый этаж в новом доме. Так что нельзя сказать, чтобы мы страдали от того, что нам жить негде. Конечно, все время было тесно, хотелось иметь жилье побольше, но мы жили, не испытывая каких-то тяжелых проблем.

– Как относились к этому окружающие? Все-таки для советского времени такая большая семья тоже не была нормой.

– Для любого человека, когда идет большая семья, это, конечно, особое явление. Смотрели на нас, детям было неприятно, я особо не обращал внимания. Когда дети чуть подросли, старшие убегали вперед или садились в другой конец вагона (мы ехали в храм все вместе), потому что им было неловко, они не хотели, чтобы на них смотрели.

– В советское время вы ездили в храм все вместе?

– Да, конечно. Прессинг в наше время был уже значительно мягче, чем в период, когда моя жена была ребенком и подростком. Например, ее дядюшка по папе Глеб Александрович, будущий отец Глеб, супруг Лидии Владимировны Коляды, строго следил за тем, чтобы все было четко, организовывал походы в храм так, чтобы они шли не вместе. Если бы большая семья регулярно по воскресеньям куда-то отправлялась, это привлекало бы внимание, в то время этому придавалось очень большое значение. Они на рожон не лезли, умели как-то конспирироваться, хотя это было трудно. А нам и таиться не надо было, никто не обращал внимания.

– Вы бывали в домовом храме отца Глеба? Скажите несколько слов об этом.

– Да, конечно. Я сейчас чуть-чуть сделаю шаг в сторону. Лет десять назад мне довелось быть в Польше, мы поселились в церковной католической гостинице. Меня там встретил монах-францисканец, и первый вопрос, который он мне задал, был такой: «Скажите, как ваша Церковь взаимодействует с КГБ?» Я приехал вечером и ответил, что утром расскажу. Утром я спускаюсь из своего номера, чтобы пойти на организованную встречу, и вижу: на площадке стоит господинчик в шортах (дело было летом), курит сигарету, смеется хриплым прокуренным смехом. Я прохожу мимо, прихожу в условленное время в аудиторию. Туда поднимается уже целая процессия, которая возглавляется этим господинчиком – он, оказывается, католический священник. У них совсем другая традиция. В аудитории был длинный стол, они садятся за длинную сторону и усаживают меня напротив так, что я оказываюсь перед всем этим советом. Задают этот вопрос. Я начинаю рассказывать про отца Владимира Амбарцумова, про отца Глеба и между прочим говорю, что он прошел всю войну, участвовал в боях за освобождение славного города Данцига (ныне Гданьск) и потом стал священником, совершал богослужения на квартире. Это их проняло, потому что для них это, видимо, тоже было характерной чертой в советское время, они тоже совершали богослужения по домам.

Храм был в советской квартире, в маленькой комнатке площадью, наверное, 8-9 квадратных метров. Это был кабинет отца Глеба. Комната была очень плотно заставлена, в ней были книги, большой письменный стол с фотографиями близких ему людей, а в углу был шкафчик, как правило плотно закрытый, так что у посторонних людей не могло возникнуть никаких особых подозрений. Когда совершалось богослужение или отец Глеб принимал близких людей, дверцы были открыты, горела неугасимая лампадка, видны были иконы святых, которых отец Глеб особенно почитал. Сам престол, на котором совершалось богослужение, был самодельный. На службе были члены его семьи и еще несколько приглашенных человек, больше там некому было поместиться. Окна занавешивались и заделывались специально сделанными матрасами-щитами, чтобы на улицу не проникало никакого звука. Они жили на первом этаже, и даже если кто-то проходил под окнами, ничего нельзя было услышать. На кухне негромко включали радио, чтобы никто ни о чем не мог подумать. Атмосфера исключительного положения, в какой-то мере преследования, опасности сопутствовала особенно старшему поколению. Мы, повторю, в гораздо меньшей степени это переживали, а современные люди знают об этом только понаслышке. Многие не понимают и относятся к Церкви с большой долей скепсиса и насмешки, но повторяю, что этих реальных трудностей, которые пережило героическое поколение наших отцов, современные люди себе просто не представляют.

– Вернемся к семейной тематике. Вы написали книгу о семейном счастье. Можете дать короткий рецепт нашим зрителям?

– Мне кажется, из нашего лексикона выпало слово «доброжелательность». Хорошо, если все друг к другу относятся доброжелательно и следят за этим. Ясно, что все люди женятся по любви, и слова о любви – это дежурные фразы. Но как любовь проявлять? Если ты доброжелательно относишься к своим близким, значит ты действительно любишь и бережно (тоже хорошее слово) относишься к окружающим. А мы порой позволяем себе относиться небрежно, это характерно для нашего широкого общения. Когда мы вернулись из ЗАГСа, старший брат матушки Марии (мы расписывались в том городке, где они жили, потому что там было быстрее) включил замечательную советскую песню:

Не обижайте любимых упреками,

Бойтесь казаться любимым жестокими.

Очень ранимые, очень ранимые

Наши любимые.

Он в самую точку попал. Мне кажется, когда бережно относишься к своим близким, это создает мирную, спокойную, устойчивую атмосферу. Могут быть какие-то конфликты, но все-таки они благополучно разрешаются.

– Это даже гораздо проще. Когда люди замкнуты друг на друге, это их, конечно, утомляет; это известный недостаток маленькой семьи. А когда у тебя все время водоворот, новые впечатления, когда ты не замкнут все время на одном человеке, не превращаешься в зануду, наоборот, это очень помогает. Старшие дети становятся прекрасными воспитателями для младших. Конечно, их надо контролировать, явление дедовщины вполне может быть в большой семье, и нам тоже приходилось с ним бороться, может быть, не самым лучшим образом. У каждого явления есть свои трудности, но в большой семье незаметно решается масса проблем, которые остро встают в маленькой семье.

(Продолжение в следующей программе.)

Ведущий Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Федотенко

Если мы желаем спасти Россию от демографической катастрофы - надо разрешить ранние браки…

Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии » настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отец двенадцати детей протоиерей Александр Ильяшенко:

Слава Богу, что заговорили об этой проблеме. Иначе у людей создается впечатление, что всё находится под контролем и идёт по плану. Но для специалистов очевидно, что мы находимся на пороге страшной демографической катастрофы. Если количество потенциальных матерей сократится на 28%, то и понижение смертности не поможет. В 1965 году смертность в Советском Союзе достигла исторического минимуму - 7 человек на тысячу жителей или миллион смертей в год. Этот уровень смертности достижим. Надо увеличивать продолжительности жизни, а у нас идёт сворачивание народного здравоохранения. Медицинские «услуги» становятся платными. Заметьте, не лечение, а «услуги». В провинции закрываются роддома из-за нерентабельности. Государство ведёт противоречивую демографическую политику. С одной стороны, правильно сигнализируют, что Россия находится в демографической опасности, а, с другой стороны, принимают решения, которые приближают нас к катастрофе. Необходимо привлечь силы народа и государства, Церкви. Также надо задействовать Академию наук. Мы должны понять, что делать, чтобы не рухнуть в демографическую яму. Нужно серьёзно пересмотреть радикальные меры, которые не должны приниматься без предварительной глубокой проработки и обсуждения широкой общественностью.

Необходимо сделать нормой ранние браки и деторождения. Девушка в 17 лет спокойно может стать прекрасной мамочкой. Более того, в этом возрасте юная девушка ещё не растратила себя, не нахватала различных болезней и инфекций, поэтому вполне может быть хорошей и доброй мамочкой. Конечно, людей необходимо подготавливать к принятию подобного законопроекта. Напомню о Руслане и Людмиле -

Какая шапка не пристанет!

Рядиться никогда не лень!

Людмилу выдали замуж в 17 лет. Это совершенно нормально. Ранние браки избавляют страну от ненужного огромного контингента с высшим образованием. Кому нужно высшее образование? Женщины вытесняют мужчин из сферы управления и т.д. А если бы женщина вместо работы воспитывала детей, то приносила бы несравненно большую пользу для общества. А мужчины проявляли бы себя как сильный пол, обеспечивая свои семьи. Эту важную социальную, духовную и психологическую проблему необходимо решать совместными усилиями. Нельзя навязывать решения народу - нужно осознано и свободно принимать подобные столь ответственные решения.

В школе надо объяснять ученикам, что демографическая ситуация в стране не просто тревожная, а угрожающая. И им решать эту проблему таким естественным способом как ранний брак. Если будут допущены ранние браки, то необходимо будет пересмотреть социальную сферу - молодого главу семьи надо обеспечивать достойной работой и зарплатой. Только при объединении усилий можно решить эту столь острую и насущную проблему! А рассуждать о процентах очень полезно. Нужно не просто говорить о проблеме, а криком кричать - мы в опасности! Мы сами себе роем могилу. Поэтому в этой ситуации смешно оглядываться на внешние опасности. Во-первых, нас нигде не любят и никогда не полюбят. А во-вторых, никто с нами не будет воевать, ибо все нас безумно боятся. Русский солдат проявил себя в войнах последних двух столетий, а также в ХХI веке в Сирии самым лучшим образом. Очевидно, что никто не желает связываться с русским воином в прямом бою. Никто не желает повторить судьбу Наполеона, Гитлера и ИГИЛа (террористическая организация, запрещенная в России. - РНЛ). Русский народ вымирает без всякой войны - это факт. Это острейшая проблема недооценивается: специалисты молчат, а общество пребывает в самообмане, что всё в порядке и под контролем...

В ответ медийные лица из светского общества уже разразились гневными комментариями.

"Я даже сначала подумал, что это фейк, потому что мало ли таких сайтов... Но нет, оказалось, что человек вполне реальный. Настоятель московского храма Всемилостивого Спаса (на Новослободской), основатель портала "Православие и мир", отвечал за взаимодействие с МВД в синодальном отделе Московского патриархата. В общем, личность известная и уважаемая, часто мелькает в СМИ с комментариями на самые разные темы. - пишет в ЖЖ Илья Варламов, добавляя нецензурную оценку идеям протоиерея (цитировать не можем по причине Роскомнадзора - ред. )

"Открою вам маленький секрет. У самого Александра Сергеевича Ильяшенко сразу два высших образования. Помимо богословского есть ещё и крутое техническое. Вот выдержка из его биографии: Выпускник Московского Авиационного Института (факультет "Двигатели летательных аппаратов"), долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчётом ядерных реакторов. Но высшее образование – только для мужчин. Или только для попов. В общем, это такой бытовой фашизм . - оценивает идеи священника о ненужности образования женщин Илья Варламов. - Но разве можно придираться к этим мелочам, если всё делается ради благой цели – спасения русского народа? В общем, знай, баба, своё место! Вообще, не очень понятно, к чему эти полумеры, зачем оканчивать школу или колледж. Трёх классов церковно-приходской школы вполне достаточно, чтобы научить бабу варить борщи и слушаться мужа. Держите своих детей подальше от попов. Как говорили наши предки, "Религия – яд. Береги ребят!"

И то верно, Илья! Хотя бы потому, что абсолютное большинство матерей - одиночек - это девушки, вышедшие замуж "по залёту" как раз в те самые незрелые годы и быстро понявшие, что ошиблись с мужьями (зачастую такими же недомерками). Странно, что умный человек Ильяшенко не знает этого простого факта.

Протоиерей Александр Ильяшенко ,
настоятель храма Всемилостивого Спаса.

Протоиерей Александр Ильяшенко — коренной москвич, родился в 1949 г. Выпускник Московского Авиационного Института (факультет «Двигатели летательных аппаратов»), долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов. В 1995 году, по окончании Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ, Богословско-Пастырский факультет), он принял сан священника. Служил в храме во имя преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве.

Отец Александр служит и в храме святителя Николая в Кузнецах. Также о.Александр возглавляет сектор отдела по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами. Директор и председатель редакционного совета портала Православие и мир и руководитель проекта Непридуманные рассказы о войне.

4 декабря 2007 г. в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы отец Александр Ильяшенко за усердное служение Церкви Божией, преподавательскую и миссионерскую деятельность в Православном Свято-Тихоновском богословском университете, в связи с 15-летием университета был возведен в сан протоиерея.

В семье о. Александра Ильяшенко крепкие, нравственные и духовные традиции. Супруга, матушка Мария, врач-педиатр по образованию, происходит из духовного рода. Ее дед — священник Владимир Амбарцумов — новомученик, в 1937 году пострадал за веру, за Христа, был расстрелян. Его сын, Евгений Владимирович, тоже не убоялся принять духовный сан, хотя для этого ему пришлось уехать из Москвы. В его семье было восемь детей. Трое из пяти сыновей также священники…

Великий труд, но и великая радость — взрастить шестерых сыновей и шестерых дочерей, данных Богом. Прекрасные, чуткие и одаренные, сияющие добротой и любовью дети в семье отца Александра и матушки Марии…

Старшая дочь Татьяна — кандидат филологических наук, преподает в школе и в Свято-Тихоновском богословском институте. Тема ее диссертации — «Библейские и богослужебные сюжеты в творчестве Лескова». Татьяна мама пятерых детей. Старший сын Филипп — священник, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. У него уже шестеро детей. Сын Иван любит и чувствует электронику, обслуживает компьютерный парк Свято-Тихоновского института, занимается множительной техникой. В семье Ивана четверо детей. Варвара — преподаватель Свято-Тихоновского института. Александра — так же, как и мама, медик, сейчас учится в педагогическом университете, воспитывает пятерых детей. Сын Даниил закончил медуниверситет и ПСТГУ. Недавно у него родился сын. Володя — окончил истфак МГУ. Сестры-близнецы Катя и Маша, Николай и Сережа — выпускники московских ВУЗов, младшая дочь Ольга — студентка. У отца Александра и Марии Евгеньевны уже 33 внука.


Иерей Фома Диц.

Отец Фома Диц (Thomas Diez) — человек с очень необычной судьбой. Родился в 1963 году, вырос в Германии в лютеранской семье. Приняв католическую веру, он был в течении 18 лет членом общин католического движения Неокатехумената, в семинариях которого он получил духовное образование (Берлин и Рим). Через два года после окончания богословского образования в Риме со степенью бакалавра богословия, Томас Диц перешел в Православие в РПЦЗГ в Мюнхене, а затем поступил в Московские Духовные школы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ответ на ходатайство архиепископа Берлинского и Германского Марка.

Стал первым клириком Русской Православной Церкви заграницей, рукоположенным в духовных школах Московского Патриархата: в Неделю Торжества Православия 2006 г. ректор Московской Духовной Академии и Семинарии, архиепископ Верейский Евгений, рукоположил в сан диакона студента 3-го курса семинарии Фому Дица. В 2010 году окончил церковно-практическое отделение Московской Духовной Академии.

О. Фома является редактором немецкой страницы проекта «Непридуманные рассказы о войне» и проводит по средам в 19:30 в здании келий храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря.

У матушки Иоанны и отца Фомы растут четыре дочки и два сына. Летом 2016 года о.Фома и его семья уехали из Москвы на родину, в Германию.

Больше половины браков по статистике заканчиваются разводами, в большинстве семей сотни нерешаемых, казалось бы проблем, нередко даже в тех семьях, где супруги сохраняют брак, атмосфера в доме далека от атмосферы мира, любви и гармонии. Не всегда получается построить малую Церковь и православным супругам. Мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса города Москвы рассказать о своей семье и о том, как строить семейную жизнь. В большой семье отца Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 28 внуков.

Справка :

П ротоиерей Александр Ильяшенко – коренной москвич, родился в 1949 г. Выпускник Московского Авиационного Института (факультет «Двигатели летательных аппаратов»), долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов. В 1995 году, по окончании Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ, Богословско-Пастырский факультет), он принял сан священника.

Отец Александр – настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре и также служит в храме святителя Николая в Кузнецах. Также о.Александр работает в секторе отдела по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами. Отец Александр также возглавляет редакцию крупнейшего миссионерского интернет-портала «Православие и мир» www.pravmir.ru .

В семье о. Александра Ильяшенко крепкие, нравственные и духовные традиции. Супруга, матушка Мария, врач-педиатр по образованию, происходит из духовного рода. Ее дед – священник Владимир Амбарцумов – новомученик, в 1937 году пострадал за веру, за Христа, был расстрелян, в 2000 году, на Архиерейском Соборе причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его сын, Евгений Владимирович, тоже не убоялся принять духовный сан, хотя для этого ему пришлось уехать из Москвы. В его семье было восемь детей. Трое из пяти сыновей также священники.

Самое драгоценное наследство


Здесь еще 11 детей

— Отец Александр, скажите, Ваша семья была верующей?

— Моя мама была верующей, папа был сочувствующим. Окружающее советское общество было атеистическим, но в нашей семье вера вызывала уважение.

Помню, как один раз я пришел из института, а моя мама была дома после операции – у нее был рак, но она не падала духом, все время что-то делала, рукодельничала. Я увидел у нее Библию на английском и стал с задором пересказывать атеистическую пропаганду и все «объяснять». Мама ответила мне: «Возможно, и тебе она однажды пригодится». Тогда я выдал новую порцию атеистических фраз. «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай…», – ответила мама, не закончив фразу, это сделал я, радостно воскликнув: «Глупца!».

После смерти родителей дети часто приходят к вере, так случилось и у меня.

В семейной жизни нам помогали молитвы крестных и друзей. Были трудности, но все сложности превозмогает поддержка и молитва близких, вокруг нас всегда было много хороших людей. Самое драгоценное наследство, которое нам оставили родители – это наша вера и наши друзья.

— Расскажите, как создавалась Ваша семья, как вы познакомились с матушкой?

С Марией Евгеньевной мы познакомились в доме наших крестных: обе наши семьи были связаны с семьей Ефимовых. Борис Петрович был моим крестным, а Екатерина Александровна – крестной Марии Евгеньевны. Это были удивительные люди – подвижники, вынесшие на своих плечах страшную эпоху гонений. Екатерина Александровна была талантливым математиком, но из-за того, что она была верующей, ей пришлось уйти из аспирантуры мехмата. В те годы регулярно проводились «чистки», пригласили на такое слушание и ее. Конечно, все ее любили, никто не желал ей зла, но нужно было задать вопрос, верующая ли она или нет: она ответила, что верит в Бога. Дело замяли, но научную карьеру ей пришлось оставить.

Мария Евгеньевна – внучка священномученика Владимира Амбарцумова, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 году. Его сын, о.Евгений Амбарцумов, чтобы принять сан, должен был уехать из Москвы в Ленинград, оставить семью в Москве. Жить его жене Татьяне Александровне с тремя детьми было негде, поэтому они жили у Ефимовых. Моя будущая жена родилась в Москве, а когда Маше было несколько месяцев, они переехали к отцу Евгению.

У Маши были способности и большой интерес к математике, она хотела получать высшее математическое образование, но дома ее отговорили: будущей мамочке лучше уметь лечить детей, сказали ей, поэтому Маша пошла учиться на педиатра.

Борис Петрович Ефимов умер в 1973 году. Год спустя, на годовщину его смерти, я приехал к Екатерине Александровне, приехала и матушка Татьяна Александровна Амбарцумова с дочкой Машей. За разговорами я сказал, что хотел бы поехать в Ленинград, оказалось, что Татьяне Александровне надо было остаться в Москве, она отдала мне свой билет, и мы с Машей поехали вместе в поезде. Всю дорогу мы разговаривали в тамбуре, и я сказал фразу, которая ее покорила. Я сказал, что семья должна быть большая.

По приезде Маша и ее братья показали мне город, а когда я вернулся в Москву и сел писать благодарственное письмо в Ленинград, то понял, что мне надо ехать обратно и делать предложение. Это было чисто интуитивно. Я поехал к духовнику и крестной и, получив их благословение, вновь поехал в Ленинград. Приехал я утром в субботу или воскресенье, Маша была в храме на службе. Я встретил ее, и мы пошли гулять по городу, побывали на могиле отца Евгения. Я все не решался заговорить о цели приезда, мы гуляли за городом, но наступил вечер и я понял, что отступать некуда. Потом мы пришли домой и мы попросили благословения у Татьяны Александровны, мамы матушки. Весной мы расписались и обвенчались.

После свадьбы некоторое время мы жили врозь, так как Маша заканчивала институт. Мне повезло, удалось по низкой цене приобрести двухкомнатную кооперативную квартиру. Он была на седьмом этаже дома, и мы называли ее «на седьмом небе».

Единодушие и поддержка

— Отец Александр, что самое главное в семейной жизни, что надо знать с самого начала? Получалось ли это вас, в начале вашего семейного пути?

— В семейной жизни главное – поддерживать друг друга. Важно, чтобы человек чувствовал себя нужным, любимым, значимым. Во взаимоотношениях с супругом, в построении отношений надо опираться на лучшее, тогда и человек будет стремиться к лучшему. Матушка всегда это понимала, стараясь возвысить меня в моих собственных глазах, придать уверенности в себе.

Когда возникают какие-то разногласия, важно искать конструктивные пути их преодоления, и это тоже всегда удавалось матушке. В любом конфликте можно сделать упор на разделение, сказать: «Это ты виноват!», а можно наоборот найти конструктивное объединяющее решение. Зло – это небытие, Господь не творил зла, поэтому надо уметь относиться к злу, разделению, ссорам как к небывшим. Надо уметь прощать и уметь забывать.

Самое главное в семье – единодушие. Если во всех обстоятельствах супруги вместе, поддерживают друг друга, то все устраивается правильно. В семейной жизни очень важны смирение, здравый смысл, чувство юмора и уважение к личности.

Частая проблема и причина разногласий в семье – когда муж мало времени уделяет семье, не стремится после работы домой, его обременяет жена и дети. Жена подчас тоже хочет монополизировать все время мужа и требует, чтобы он неотлучно находился при ней все нерабочее время. Были ли такие проблемы у Вас?

— У меня был скорее крен в сторону семьи, мне всегда доставляла удовольствие домашняя атмосфера. И домашняя атмосфера очень важна, ее создают супруги. Когда дома хорошо, то дома быть нетрудно. Когда дома хорошо, то домой хочется приходить пораньше. У нас с женой был общий круг общения, общие друзья, когда-то я мог уйти куда-то один, если матушка с детьми не могла пойти со мной, она к этому относилась спокойно. Конечно, есть случаи, в которых нельзя оставить человека с грузом домашних проблем: видно, когда человек изнемог и у него нет сил, а когда он может и один остаться с домашними делами. Муж должен поддерживать спокойное, уравновешенное состояние жены без стрессовых перегрузок.

Если Бог детей дает, то и на детей дает

— 12 детей, 18 внуков. Было страшно пред рождением нового малыша? Как прокормить, где жить, во что одевать?

— Конечно, было иногда страшновато: первый ребенок – нормально, второй – нормально, а с третьим было страшновато. Но матушка ждала каждого малыша с большим энтузиазмом, и это чувство радости передавалось и окружающим. Дети тоже с нетерпением ждали появления нового малыша и часто спрашивали, когда же наконец родится еще один ребеночек. Я видел, что матушка не боится, и со временем этот страх прошел сам, появилось чувство, что все устраивается. И действительно все со временем устроилось. У нас были сложные ситуации, но не было тупиковых, таких, что не прорваться.

С некоторыми внуками

— Говорят, что если Бог детей дает, то и на детей дает. Было ли так и в Вашей жизни?

— Да, так было и у нас. Самое трудно время – это трое детей. И материально, и психологически. В дальнейшем уже становится понятно, что необходимо, без чего можно обойтись, как организовать время, как распределить траты. Когда Маша ждала четвертого, мы смогли купить домик в деревне, было и на работе продвижение. В те времена были достаточно существенные детские пособия. С пятым ребенком мы переехали в большую квартиру, в сложные времена перестройки нам приходила помощь из Германии. Помогали друзья с дополнительной работой.

Конечно, в советские годы была возможность получить квартиру, хоть и не сразу, достаточно большую для нормальной жизни, сейчас с этим намного сложнее.

— Однако ведь и у вас было время, когда вы жили в двухкомнатной малогабаритной квартире и даже приходилось прибивать полочку, чтобы была возможность положить ребеночка… Потом – у всех ваших семейных детей семьи многодетные, то есть несмотря на современные трудные жилищные условия, все же у них уже очень большие семьи. В такой ситуации так просто обвинить во всем государство и ограничиться одним ребенком… Что придает уверенность Вашим детям?

Родительская любовь умножается с каждым вновь появившимся ребенком. Человек может быть полноценной личностью только, когда он кого-то любит, когда умеет и может любить. Если он никого не любит, то он несчастнейший из людей, обрекающий себя на пустоту и одиночество. Люди сами у себя похищают счастье, когда решаются прожить без детей, как нынче говорят: «для себя».

Наши дети выросли в православной семье, в среде, где иметь большую семью естественно, они видели, что не мы одни такие, что у многих друзей большие семьи. И получилось так, что как и в пословице «Если Бог детей дает, то и на детей дает», у них тоже все устраивается, в том числе и с жильем.

— Иногда и один ребенок – это непосильный груз проблем, как было под силу вам с матушкой воспитать 12?

— Дети – это труд. Но воспитание детей – труд естественный, замысленный Богом, поэтому это труд посильный. То, что Господом замыслено, то естественно. Большая семья – это естественно. Поэтому Господь дает силы преодолеть трудности и часто исправляет и покрывает родительские ошибки своей благодатью. Господу угодно, чтобы родители воспитывали своих детей, Он дает и возможности их растить.

Дети – прекрасные педагоги, они учат нас смирению, учат нас обдумывать свои поступки, учат учиться на своих ошибках. Воспитание – это творческий процесс. Антон Семенович Макаренко воспитывал десятки детей, разного возраста, разного темперамента, это были дети, видавшие виды, а он прививал им любовь к порядку, дисциплине, закладывал нравственные основы. Он сумел наставить их на созидательный путь.

— Сложно наладить жизнь большой семьи? Один ребенок болеет, другого не накормишь, третий капризничает…

Спокойствие матери – это здоровье ребенка. Если мамочка не погребена под грузом проблем, она не пропустит болезнь ребенка, она сумеет вовремя среагировать, наладить жизнь, порядок, режим. Но ничто не надо ставить в абсолют – накормить – нужно, но костьми ложиться, чтобы впихнуть в ребенка еду – не надо.

Важно, что еда должна готовиться с любовью и молитвой. Такую еду всегда приятно есть. Ребенок сам знает, сколько ему надо съесть, чтобы утолить голод, голод не тетка, захочет есть – сам прибежит. Мы запрещали перехватывать что-то между едой, это очень важно. Отказался от обеда, следующая еда во столько-то, до того времени еды не будет. Конечно, ребенку есть трудно, ложкой, вилкой он владеет намного хуже взрослого. Поэтому детей мы кормили из двух ложек – пока он несет свою полупустую ложку ко рту, его опережаем и даем полную ложку.

— Сегодня в обществе идут горячие споры о принципах воспитания детей. О допустимости телесных наказаний. Как Вы считаете, что самое главное в построении правильных отношений между родителями и детьми?

В отношениях с ребенком очень важно взаимное доверие.

Ремнем наказывать детей мне пришлось 1 или 2 раза. Если маленький ребенок начинает вести себя неуемно – это ошибка родителей: мы считаем само собой разумеющимся, что что-то делать можно, а что-то нет, а до детей надо это все доносить и растолковывать, чтобы дети были готовы преодолеть сложные ситуации, которые они могут встретить в жизни. Один из моих сыновей как-то разболтался одно время, разленился, стал подделывать отметки в дневнике и нам стало об этом известно. И он понял, что мы догадались. Я захожу к нему в комнату, а он дневник спрятал в карман и говорит, что дневника нет, а дневник торчит из кармана. Повинную голову меч не сечет, а за леность и вранье последовало наказание.

Строить отношения с детьми можно только на взаимном доверии. Я бы сказал, что педагогика – это искусство добиваться от человека, чтобы он делал то, что не хочет, но должен.

Неважно, сколько у тебя денег, важно, кто ты

— Вы часто говорите о том, что церковная жизнь помогает построить правильную семью. Это понятно верующему человеку: он просит благословения, помощи Божией во всех своих начинаниях. А помогает ли человеку общинная жизнь общение с верующими людьми в своем приходе, так ли важно создавать общины? Иногда и на одну службу непросто найти время пойти, если жить в режиме современной дикой гонки…

Семя Божие растет незаметно, а потом приносит свой видимый плод. Да, иногда ходить в храм было трудно, трудно все успеть и совместить. Но церковная жизнь дает удивительный эффект помощи, которая приходит совершенно неожиданно. Общинная жизнь – это круг общих интересов, совместное времяпрепровождение, туристические походы и поездки, интересные взрослые, пожилые люди в общении с которыми дети молодежь может очень многое почерпнуть. Общинная жизнь имела для детей исключительное значение: они не сбились в компании, перед их глазами все время были положительные примеры друзей, духовная атмосфера – это очень важно.

Это был такой круг общения, в котором неважно, какая вещь на тебе сколько стоит и какова покупательная способность твоих родителей. Важно, что ты – друг, что ты свой, надежный человек. Когда вещь становится идолом, душевные качества отходят на второй план. Человек отгораживается от других, замыкается на себе и начинает жить один в своей «драгоценной» раковине. Он укрепляется во мнении, что ценность его очевидна до тех пор, пока есть счет в банке. Члены многодетных семей в большинстве своем избавлены от этого. Им легче понять, что в очах Божиих драгоценна лишь человеческая душа, ценно то, на что она направлена.

Многодетная мать из церковной среды находится внутри широкого и очень разнообразного круга общения. Для воцерковленной женщины семья не является какой-то моральной перегрузкой, не потому, что женщина сильнее, здоровее или лучше работает, а потому что ей гораздо легче психологически. Она всегда найдет и интересный круг общения, и помощь, и совет. Она не одинока уже потому, что все, кто находятся рядом с нею, хорошо знакомы с трудностями современной большой семьи и знают не понаслышке, что такое, когда в семье много детей и работает один отец. Знают в многодетных семьях и что такое ограниченность в материальных средствах, и поэтому всегда готовы прийти на помощь нуждающимся и словом, и делом.

— Что еще важно в воспитании детей? Как подготовить ребенка ко встрече со взрослой самостоятельной жизнью?

— Как готовить детей к тому времени, когда они останутся наедине с миром (который во зле лежит и старается взять свое), чтобы они не сломались… В нашей семье мы прежде всего старались по возможности оградить детей от негативного влияния мира. Очень следили за кругом общения детей. Поскольку все наши друзья верующие и дети у них верующие, им не требовалось общения вне этого круга. Позже, к институту, человек уже как-то формируется, и к моменту, когда вступает в среду, вполне возможно, атеистическую и негативно относящуюся к вере, он уже имеет запас прочности.

Очень важно дать детям широкое образование, чтобы они были культурными людьми. Русская культура формировалась под влиянием Церкви и потому несет в себе глубочайшие пласты высокой христианской нравственности. Кроме того, она дает широкий кругозор и наполняет человека очень важным и нужным опытом, помогая в трудных ситуациях находить достойный выход из положения. В качестве одного из примеров хочется привести «Капитанскую дочку» Пушкина. Это одно из лучших (если не лучшее) произведение мировой культуры – православное по духу, совершенное по форме. Просто поражаешься необыкновенной глубине прозрения и широте охвата проблемы устроения благородной христианской души. Посмотрите на коменданта и комендантшу, описанных с любовью, на Ивана Игнатьевича, которые бестрепетно, не изменяя чувству долга, умирают за то, что считают «святыней совей совести». Удивительно показана правда и красота характеров Петра Гринева и Маши Мироновой. И таким резким диссонансом стоит Швабрин – изменник, предатель, подлец! Что такое благородство и что такое целомудренное отношение молодых людей, можно очень хорошо и глубоко изучить по этой книге.

Вот этот идеал – близкого ли вам человека, литературного ли героя, подвижника ли веры – всегда должен присутствовать в семейной жизни, чтобы одухотворять ее, поддерживать образом реальной жизни, вдохновлять на сопротивление злу…

Послесловие В 2000 году вышла первая книга отца Александра «Венцы царские, венцы крестные». В ней есть такие слова: «Меня часто спрашивают о том, как же мы с женой рассчитываем деть стольким детям образование. Когда в других семьях родители не в состоянии обеспечить поступление в институт одного ребенка. Да в том-то и дело, что мы не рассчитываем на себя, а уповаем на помощь Божию, и Господь не оставляет нас свей милостью. Дети поступают в институты, потихоньку устраивается их личная жизнь», – рассказывает читателям отец Александр. Прошло больше восьми лет, Господь не посрамил упования отца Александра и матушки Марии: у шестерых детей уже свои семьи, все семьи многодетные. Старшая дочь Татьяна закончила Педагогический университет, кандидат филологических наук, многодетная мать, диакон Филипп– выпускник исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук, многодетный отец, Иван – программист и верстальщик, многодетный отец, Варвара филолог – выпускница Свято-Тихоновского университета. Александра, получив незакоченное высшее медицинское образование, поступила в Педагогический университет на филологический факультет, многодетная мать, Даниил – врач-педиатр,у него двое детей, Володя студент исторического факультета МГУ, отец двоих детей, Маша – студентка факультета почвоведения, Катя и Николай – студенты ПСТГУ, Сережа – студент-математик, Олечка – еще школьница.

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.