Как узнать работает ли датчик. Как проверить датчик температуры: описание, пошаговая инструкция и рекомендации. Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

Система антиблокировки тормозов присутствует почти на всех современных автомобилях. Это обусловлено высокими требованиями безопасности, так как АБС оказывает реальную помощь в случае экстренного торможения и сложных дорожных условиях. Важными элементами системы выступают датчики, фиксирующие скорость вращения колес. Несмотря на высокую надежность и способность работать длительное время, устройство иногда ломается.

Назначение и принцип работы датчика АБС

Антиблокировочная система появилась на автомобилях в 70х годах, значительно повысив их безопасность при экстренном торможении. ABS состоит из блока управления, гидравлического блока, колесных тормозных механизмов и сенсорных датчиков числа оборотов. Главное устройство системы – это блок управления, в который поступают и обрабатываются сигналы датчиков. Данные анализируются и принимается решение о замедлении или ускорении колес в виде сигнала на клапаны гидравлического блока, выполняющего роль управления.

При сильном нажатии на педаль тормоза датчик определяет, что колесо заблокировано, и посылает сигнал о сокращении тормозного усилия, после чего давление тормозной жидкости падает и колесо разблокируется. При отсутствии разжатия тормозных колодок процесс повторится, пока не будет достигнут необходимый результат. Так, работа АБС представляет собой цикл: торможение – анализ – торможение. Сам датчик контролирует скорость вращения колеса.

Срабатывание системы происходит мгновенно, еще до блокировки колеса, что отображается поступлением сигнала на панель приборов и ощущается характерными толчками в тормозной педали. При возникновении поломки, тормозная система сохраняет работоспособность и работает в обычном режиме.

Признаки неисправности датчика АБС

Первый признак неисправности АБС – это горящий индикатор на панели приборов, не затухающий в течении более чем 6 сек после включения зажигания, или не включающийся при движении. Поломка системы распознается при движении автомобиля со скоростью более 25 км/ч. Существует достаточно много проблем, которые могут случиться с антиблокировочной системой, но среди них наиболее часто встречаются следующие:

  1. Обрыв провода датчика ABS или поломка блока контроллера. При этом на панели приборов высвечивается ошибка, система отключается, а сигналы об изменении угловых скоростей не подаются.
  2. Колесный датчик системы вышел из строя. Система при включении проводит самодиагностику и определяет ошибку, но продолжает функционировать. Причиной поломки может быть окисление контактов, плохая подача питания на датчик и замыкание его на массу.
  3. Поступление с дополнительного устройства информации о разных угловых скоростях колес при разном давлении в шинах или разном рисунке протектора, когда колеса по-разному притормаживают.
  4. Механическая поломка элементов – подшипников ступицы, люфт и надлом ротора на датчике колеса. При подобных поломках система не запускается. Сюда же относится и сбой насоса ABS.

Наиболее уязвимый элемент системы – это колесный датчик, который расположен рядом со вращающейся ступицей и полуосью. Воздействие грязи и люфт подшипников ступицы может вывести устройство из строя, полностью заблокировав работу АБС. Вместе с сигналом индикатора на панели приборов, о поломке датчика свидетельствуют следующие признаки:

  1. Бортовой компьютер выдает код ошибки системы АБС.
  2. Отсутствует характерная вибрация и звук при нажатии педали тормоза.
  3. Происходит блокировка колес при экстренном торможении.
  4. Появление сигнала стояночного тормоза, когда тот отключен.

Проверка датчика АБС

При неисправности датчика ABS к блоку управления перестают поступать команды, и система перестает работать, что определяется блокировкой колес при торможении. Возможные неисправности устройства определяются тестером. Для этого необходимы сам тестер, паяльник и пины для ремонта. Пины подключают к разъемам, а прибором производят замеры сопротивления датчика АБС, которое должно соответствовать параметрам, указанным в руководстве по эксплуатации.

Если сопротивление отсутствует, значит в цепи произошло короткое замыкание, если оно стремится к бесконечности – значит произошел обрыв в цепи. Полная диагностика датчика проводится методом прозвона всей его проводки, так как одной из причин сбоев в работе является нарушение целостности проводов. Исправное устройство имеет следующие показатели:

  1. Сопротивление изоляции – более 20 кОм.
  2. Ножка – датчик ABS передний правый, сопротивление от 7 до 25 кОм.
  3. Ножка – датчик ABS задний правый, сопротивление от 6 до 24 кОм.

Проверку датчиков можно осуществить и в режиме вольтметра. Тест каждого датчика проводят по очереди, используя следующий алгоритм:

  1. Поддомкратив необходимое колесо, соединяют разъемы ПИН-кабеля с тестером.
  2. Производят вращение колеса с частотой 1 об/сек.

Исправный датчик должен выдавать показания в пределах 0,25-1,2 В. Увеличение частоты вращения колеса должно повышать показатель напряжения. Более информативные сведения при тестировании датчика можно получить при помощи осциллографа, но прибор стоит достаточно дорого, для обслуживания требует наличия специальных знаний и условий.

Ремонт датчика АБС

При обнаружении неисправного датчика АБС, его демонтируют, после чего решают вопрос о замене или ремонте. Стоимость прибора достаточно высокая, и часто его доставки приходится подолгу ожидать, что делает ремонт вполне целесообразным. Работы выполняют в следующем порядке:

1. Датчик разбирают, отрезая ножовкой часть, в которой расположена измерительная катушка. Корпус аккуратно подпиливают по кругу, чтобы не повредить крепеж.

2. Пластмассовый кожух, защищающий катушку, удаляют при помощи острого ножа и сматывают обмотку с каркаса.

3. Наматывают новую катушку проводом такого же диаметра. Для этого подходит обмотка реле РЭС-8. Количество обмоток должно обеспечивать необходимый показатель сопротивления – 0,92-1,22 кОм. Работы производят очень бережно, так как проволока достаточно тонкая, и при ее обрыве процесс начинаю заново.

4. Концы проводов припаивают к выводам, и качественно изолируют катушку от влаги при помощи силиконового или воскового герметика.

5. Датчик собирают, восстанавливая старый корпус. При критическом разрушении оболочки, ее изготавливают самостоятельно из корпуса электролитического конденсатора, подходящего по размеру, и эпоксидного клея. Внизу корпуса проделывается отверстие для штока катушки. После помещения туда обновленной детали, производят заливку клея.

6. После высыхания клея оболочку конденсатора снимают, а крепление датчика приклеивают на прежнее место.

7. После окончания ремонта корпус датчика обтачивают наждачной бумагой для точной подгонки к гнезду. В процессе установки соблюдают следующие правила:

  • Сердечник устройства располагают параллельно зубцам ответного диска и контролируют, чтобы он не перекрывал пару соседних зубцов;
  • Между зубцом и сердечником оставляют зазор 0,9-1,1 мм.

По окончанию установки проводят проверку работоспособности системы, запустив двигатель, и убедившись в том, что индикатор ABS гаснет спустя 6 сек после старта.

Замена датчика АБС

Процедура замены датчика достаточно проста, и на специализированном СТО стоит не слишком дорого. Самостоятельная замена устройства также вполне возможна. Для этого после покупки качественной детали выполняют следующие действия:

  1. При помощи домкрата приподымают соответствующее колесо, чтобы обеспечить доступ к датчику.
  2. Определяют расположение устройства и метод его демонтажа.
  3. Откручивают болт, удерживающий устройство в рабочем положении.
  4. Датчик снимают и визуально исследуют на повреждения.
  5. Устанавливают новый датчик.
  6. Правильно подключают все электрические соединения.
  7. Фиксируют устройство болтом, открученным ранее.
  8. После окончания установки необходимо проехать на автомобиле и протестировать работу системы.

АБС (антиблокировочная система), состоящая из электронного блока управления, гидравлического узла, задних и передних датчиков, предназначена для предотвращения блокировки колес автомобиля при экстренном торможении. Основное ее назначение – это сохранить управляемость транспортного средства и его устойчивость, а также способствовать сокращению тормозного пути. Поэтому так важно, чтобы все датчики, установленные в автомобиле, были исправны. Чтобы их проверить, совсем не обязательно направляться в автосервис. Можно справиться с этой проблемой и самостоятельно.

Конструкция индукционного пассивного датчика

Во многих автомобилях (как отечественного, так и импортного производства) в качестве датчика АБС используют пассивный индукционный сенсор, который представляет собой катушку, намотанную на магнитный сердечник. Он установлен напротив зубчатого диска, закрепленного на оси ступицы. При движении транспортного средства на выводах датчика появляется переменное напряжение, частота которого зависит от скорости вращения колеса.

На заметку! Мы уже писали о том, как проверить активный датчик Холла, который используют в некоторых моделях автомобилей как сенсор АБС.

Самодиагностика

Если автомобиль оборудован системой самодиагностики, то это в значительной мере упрощает поиск неисправностей АБС. В инструкции по эксплуатации транспортного средства производители, как правило, указывают алгоритм поиска ошибок и их удаления. Как определить, какой из датчиков АБС неисправен, используя встроенную систему диагностики (на примере автомобиля «Toyota Carina E»), подробно рассказано в представленном ниже видео:

Проверка сопротивления датчика

Прежде, чем приступать к процедуре тестирования, желательно узнать стандартную величину сопротивления датчиков АБС, установленных в вашем автомобиле. Эту информацию можно найти либо на сайте производителя, либо в Интернете. Алгоритм проверки сопротивления датчика довольно прост:

  • Переводим мультиметр в режим измерения сопротивления.
  • Подсоединяем щупы к контактам разъема датчика и смотрим на показания прибора.
  • Если омметр показывает «0», это означает, что в катушке сенсора имеется обрыв. Такой датчик подлежит замене. Показания прибора, превышающие номинальное значение в 2÷3 раза также свидетельствуют о неисправности сенсора, а именно о том, что его катушка «подгорела» и сигналы, поступающие с него на блок управления, являются некорректными.

Совет! Обычно сопротивление пассивных индукционных датчиков находится в пределах 700÷2500 Ом. Если вам не удалось найти техническую информацию о конкретных сенсорах, установленных в автомобиле, то придется проверить сопротивление всех датчиков АБС. Их одновременный выход из строя маловероятен. Сравнив результаты всех произведенных измерений, можно будет сделать вывод о том, какой конкретно датчик «глючит» и заменить только его.

Проверить сопротивление всех датчиков можно, не снимая колес. Для этого:

  • Находим под капотом автомобиля блок управления АБС.
  • Отсоединяем от него разъем, в котором зафиксированы провода от датчиков и остальных устройств, входящих в антиблокировочную систему тормозов.
  • Далее подключаем щупы мультиметра к соответствующим контактам (к которым непосредственно подсоединены сенсоры) и последовательно проверяем сопротивление всех датчиков. Распиновку разъема можно найти в инструкции по эксплуатации или на сайте производителя.

На заметку! Такой способ проверки позволяет определить не только сопротивление катушки сенсора, но и исправность проводки от самого датчика до блока управления.

Проверка напряжения на обмотке датчика

Еще один из способов проверки работоспособности датчиков АБС – измерение выходного напряжения, которое появляется на обмотке при вращении колеса. Для этого выполняем следующее:

  • Вывешиваем колесо с помощью домкрата и снимаем его.
  • Находим датчик АБС и отсоединяем его разъем от проводки, ведущей к блоку управления.
  • Переводим мультиметр в режим измерения переменного напряжения.
  • Подключаем щупы к контактам разъема датчика.
  • Вращаем ступицу колеса (со скоростью 1÷2 об/сек).
  • При наличии напряжения 200÷1700 мВ (его величина варьируется в зависимости от конкретной модели датчика) можно констатировать, что сенсор исправен. Нет причин беспокоиться. В случае, если вам не удалось найти технические характеристики датчика, стоит проверить подобным образом все сенсоры АБС, установленные на автомобиле. Если в результате тестирования на одном из них обнаружено заниженное напряжение (по сравнению с остальными), то это свидетельствует о его некорректной работе.

На заметку! Если при замере сопротивления всех датчиков показания омметра свидетельствуют об их работоспособности, но при вращении колеса на обмотках сенсора появляется заниженное напряжение (или его отсутствие), то это может быть следствием износа или поломки зубчатого колеса.

Использование автосканера

Для тех, кто привык устранять неисправности автомобиля своими руками, незаменимым помощником при ремонте АБС будет автосканер ELM327. Мы уже знакомили наших читателей с этим полезным гаджетом. На сегодняшний день его можно приобрести по цене от 350 до 1100 рублей. Напомним, что этот миниатюрный прибор вставляют в специальный диагностический разъем OBDII, которым сегодня оборудованы многие современные автомобили. В зависимости от конструктивных особенностей конкретной модели он передает на смартфон или планшет (по Bluetooth, Wi-Fi или USB) информацию о различных параметрах и ошибках, обнаруженных в транспортном средстве. Проверить всю систему АБС и найти неисправный датчик, с использованием такого приспособления, дело нескольких минут.

На заметку! Отрицательные комментарии о возможностях автосканера ELM327 объясняются в основном тем, что пользователи применяли простейшие приложения. Те же, кто установили на свои смартфоны или планшеты специальные программы, предназначенные для диагностики конкретных марок автомобилей, положительно отзываются о работе данного гаджета.

Использование ноутбука в качестве осциллографа

С технической точки зрения наиболее правильным методом проверки датчиков АБС профессионалы считают использование осциллографа. Однако прибор стоит дорого, и приобретать его только для проверки сенсоров не имеет смысла. А, вот если у вас есть ноутбук, то использовать его в качестве осциллографа достаточно просто. Сначала изготавливаем измерительный шнур для подключения разъема сенсора к микрофонному входу. Для этого понадобятся штекер mini jack 3,5 мм, два резистора и пару кусков провода подходящей длины. Денежные затраты на приобретение необходимых компонентов не превысят 50 рублей. Припаиваем провода к контактам мини-джека, а в разрыв монтируем резистивный делитель (для защиты звуковой карты) по приведенной ниже схеме.

  • Устанавливаем на ноутбук специальную программу «Осциллограф» (например, Winscope или Avangard).
  • Подключаем провода к разъему датчика АБС, а штекер к микрофонному входу.
  • Вращаем ступицу колеса.
  • При исправном датчике наблюдаем на экране четкий синусоидальный сигнал.

На заметку! Если у вас нет помощника, то одновременно вращать колесо и наблюдать за экраном ноутбука будет весьма затруднительно. Для удобства советуем воспользоваться функцией записи. Включив режим воспроизведения (после проведенной по вышеописанной методике проверки), вы сможете увидеть результаты тестирования.

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Надеемся, что вы знаете о том, какую роль в работоспособности двигателя автомобиля, играет . Его, не менее распространённое название – датчик синхронизации.

Неисправность датчика коленвала

Если ещё не знаете, то откроем вам секрет из руководства по эксплуатации: неисправность датчика коленвала может привести: либо к невозможности запуска двигателя авто, либо к потере мощности, сбою в оборотах, и в итоге, опять же, к остановке двигателя.

Всё дело в том, что именно датчик оборотов коленвала синхронизирует подачу топлива и момент зажигания, путем передачи импульсов в ЭБУ вашего автомобиля.

Признаки неисправности датчика коленвала

Первым признаком неисправности двигателя, вообще, является ощутимое снижение его динамики во время движения. Это может, конечно же, свидетельствовать о любой неисправности, произошедшей в двигателе. Но, контроллер зафиксирует её и зажжёт индикатор «CHECK ENGINE» на приборной доске.

Такие симптомы в работе двигателя, как:

  • на холостом ходу у двигателя неустойчивые обороты;
  • у двигателя происходит самопроизвольное понижение или повышение оборотов;
  • ощутимое, даже без приборов, снижение мощности двигателя;
  • при динамической нагрузке возникает детонация в двигателе;
  • наконец, элементарная невозможность запустить двигатель.

Это самые характерные признаки того, что неисправен датчик оборотов коленвала, шкив привода ГРМ или генератора.

В-первую очередь обратим внимание на датчик положения коленвала, как проверить его, чтобы результат теста с точностью показал, что неисправен именно датчик. Почему проверка датчика положения коленвала проводится в первую очередь?

Всё просто. Хотя датчик синхронизации и располагается, как правило, в неудобном месте на двигателе, его диагностика займёт меньше всего вашего времени и ресурсов. И диагностика же и покажет, исправен датчик или нужна .

Как проверить датчик коленвала

Существует несколько вариантов проверки исправности датчика. Каждый из них проводится с применением определенных приборов. Рассмотрим два, чаще всего применяемых метода проверки датчика коленвала.

Визуальная проверка датчика коленвала позволяет определить наличие повреждений на корпусе датчика, состояние сердечника, контактной колодки и, естественно, самих контактов. Все имеющиеся загрязнения на контактах или сердечнике убираются при помощи спирта (можно бензина). Контакты датчика должны быть чистыми

При демонтаже обратите внимание на расстояние между диском синхронизации и сердечником датчика. Оно должно быть в пределах 0,6-1,5 мм. Если визуальный осмотр не показал на наличие видимых неисправностей, приступаем к поиску «скрытых угроз» в электрической схеме датчика оборотов коленвала.

Диагностика датчика при помощи омметра. Омметром мы замеряем сопротивление обмотки датчика синхронизации. Исправный датчик должен показывать параметры в пределах 550-750 ом.

Для успокоения своих внутренних сомнений, перед началом замеров, уточните в Инструкции по эксплуатации вашего авто точные параметры, указанные производителем. Цифры, выходящие за пределы указанных параметров, свидетельствуют о неисправности датчика коленвала, а значит, требуется замена датчика.

Второй вариант проверки датчика коленвала , более объёмный. Для этого вам понадобится:

  • вольтметр, желательно цифровой;
  • мегаомметр;
  • измеритель индуктивности;
  • сетевой трансформатор.

Для корректности показателей при измерении датчика, рекомендуемая температура воздуха 20-22 0 С. Сопротивление обмотки измеряем омметром и способом, указанным выше.

Для измерения индуктивности обмотки датчика оборотов коленвала, применяется измеритель индуктивности (индуктивная катушка, ёмкость и сопротивление). Индуктивность должна быть в пределах 200-400 мГц.

При помощи мегаомметра проверяется сопротивление изоляции. Этот параметр при напряжении 500В, не должен быть выше 20 МОм.

Если в процессе ремонта датчика произойдёт неосторожное намагничивание диска синхронизации, то размагничивание проводится при помощи сетевого трансформатора.

Исходя из результатов, полученных при тестовых измерениях, вы получаете данные о неисправности датчика, или, наоборот, его исправности. При монтаже старого или нового датчика, внимательно устанавливайте его в посадочное место по меткам. Не забывайте о том расстоянии, которое должно быть между диском синхронизации и сердечником (0,5-1,5 мм).

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

Без понимания принципа работы датчика коленвала (ДПКВ) затруднительно разобраться с ошибками в работе. Конструктивно это сердечник из стали в оплётке из меди, механизм заключен в пластиковый корпус. Для изоляции всех элементов друг от друга используется компаундная смола.

Главное назначение датчика - это фиксация количества зубьев шкива коленчатого вала, когда они проходят около ДПКВ. На шкиве 60 зубьев, тот, кто видел его вблизи, знает, что на шкиве не хватает двух зубьев. Это не дефект, а своеобразная точка отсчёта, после прохождения этого промежутка около датчика фиксируется один оборот. Благодаря такому нехитрому алгоритму обеспечивается синхронная работа системы зажигания, впрыска топлива и выпуска. Если говорить простым языком ДПКВ обеспечивает правильное приготовление топливовоздушной смеси.

Проверка осциллографом

Если предыдущие способы легко провести своими руками, то этот способ подойдёт продвинутым автовладельцам, имеющим определённые навыки и знания. Осциллограф помогает определить значения контроля и наглядно увидеть, как именно фиксируются сигналы. Этот способ даёт полную информацию о работе датчика. Поверка осуществляется на работающем ДВС, хотя при необходимости можно проверить датчик, демонтировав его. Помимо осциллографа понадобится и специальное программное обеспечение.

Если датчик снят, проверка выглядит следующим образом:

  • контактные щупы прибора подключаются к контактам датчика (независимо от полярности);
  • запускается программа;
  • с помощью любого предмета из металла необходимо сделать несколько движений возле датчика коленвала;
  • рабочий датчик при таких действиях будет передавать на монитор осциллограмму, а неисправный ДПКВ не будет.

Для более точной диагностики лучше проводить тест на работающем двигателе (без снятия датчика). Для этого щупы подключаются к контактам, исправный прибор также передаст на экран осциллограмму на основе сигналов с ДПКВ.

Успехов вам при проверке датчика оборотов коленвала.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является важнейшим элементом машины, от которого зависит своевременное уведомление водителя о перегреве мотора. Как можно догадаться из его названия, его предназначением является измерение температуры охлаждающей жидкости. Он является частью системы управления двигателем, и от его показаний регулируются различные параметры работы мотора: угол опережения зажигания, процентное соотношение топлива в рабочей смеси, частота вращения коленчатого вала и многие другие.

Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости довольно банальное. Он представляет собой термистор, размещенный в корпусе. Термистор является резистором, с отличительной особенностью в том, что его сопротивление понижается с повышением температуры.

Выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости может привести к и другим проблемам. Важно следить за его состоянием, а в случае возникновения симптомов неисправности проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и при необходимости его заменить на новый.

Что указывает на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости

Проще всего диагностировать наличие проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости по его внешнему виду. В большинстве случаев он выходит из строя по причине повреждения, которое может быть механическим или коррозионным. Если у датчика треснул корпус, о его стабильной работе можно забыть. При этом выйти из строя может и сам термистор, размещенный в корпусе, и на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости в данном случае будет указывать:

  • Контрольная лампа, сигнализирующая водителю о перегреве двигателя;
  • Заметное повышение расхода бензина;
  • Проблемы с мотором: сложности с пуском, самопроизвольная остановка, нестабильность холостых оборотов и другие неисправности;
  • Ошибки на приборной панели, определенные электронным блоком управления (их номера варьируются, в зависимости от модели и производителя машины).

Если имеются симптомы, указывающие на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Цена подобного устройства невелика, особенно для распространенных моделей автомобилей. При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

Собой ДТОЖ представляет небольшое пластиковое устройство с металлической резьбой. С ее помощью он крепится к выпускному патрубку головки цилиндра, вкручиваясь в него. Датчик должен быть расположен так, чтобы иметь прямой контакт с охлаждающей жидкостью, исходя из чего, можно сделать вывод о его неточных показаниях при ее низком уровне.

Важно: На некоторых моделях автомобилей может быть установлено два датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае один из них фиксирует температуру на выходе из двигателя, а второй на выходе из радиатора.

Перед тем как приступить к проверке непосредственно датчика, требуется убедиться, что нет неисправности в проводке автомобиля. Для корректной работы ДТОЖ, на него постоянно должно подаваться напряжение в 5 Вольт. Проверить это довольно просто, необходимо отсоединить от датчика температуры охлаждающей жидкости провода, и проверить с заведенным двигателем выводимое с них напряжение при помощи вольтметра (мультиметра). Если проблемы не обнаружены, и на датчик подается 5 Вольт, можно приступать к диагностике самого термистора.

Чтобы проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на правильность определения сопротивления, потребуется: мультиметр, термометр, электрический чайник (или другое устройство, способное постоянно подогревать воду), ключ для демонтажа датчика.

Когда инструменты будут подготовлены, необходимо первым делом снять датчик с автомобиля. Далее можно действовать двумя способами.

Способ 1: Проверка ДТОЖ в электрочайнике

Первый способ диагностики датчика – это проверка его с использованием электрочайника. Для этого необходимо:

  1. Поместить термометр (желательно электронный, поскольку потребуется замерять высокие температуры) в чайник с прохладной водой;
  2. Далее подсоединить к датчику мультиметр (в положении для измерения сопротивления);
  3. Поместить датчик в чайник;
  4. Замерить показание датчика и записать его;
  5. Включить чайник и записывать показания сопротивления датчика по достижению ключевых точек нагрева - +10, +15, +20 градусов по Цельсию и так далее;
  6. Сравнить полученные результаты с таблицей, приведенной ниже.

Если полученные значения сильно отличаются от идеальных, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и потребуется его заменить.

Способ 2: Проверка ДТОЖ без термометра

Менее точный, но более простой способ проверки датчика, – это без использования термометра. Суть его заключается в том, что вода при нагревании достигает 100 градусов по Цельсию, и выше ее температура подниматься не может. Соответственно, данную точку можно взять за контрольное значение, и замерить сопротивление датчика при данной температуре.

Наличие в транспортном средстве ABS в разы повышает безопасность движения. Постепенно детали авто изнашиваются и могут прийти в негодность. Зная, как проверить датчик АБС, водитель может вовремя определить и устранить неисправность, не прибегая к услугам специалистов автомастерской.

Принцип работы АБС на автомобиле

Антиблокировочная система (АБС, ABS; англ. Anti-lock braking system) предназначена для предупреждения блокировки колёс автомобиля.

Первостепенной задачей ABS является сохранение контроля над машиной, её устойчивостью и управляемостью при непредвиденном торможении. Это позволяет водителю осуществить резкий манёвр, что значительно повышает активную безопасность транспорта.

Так как показатель трения снижен по отношению к коэффициенту покоя, машина при торможении на заблокированных колёсах проедет расстояние гораздо большее, чем на вращающихся. Помимо этого, при блокировании колёс автомобиль несёт юзом, лишая водителя шанса осуществить какой-либо манёвр.

Система АБС не всегда эффективна. На неустойчивом покрытии (взрыхлённой почве, гравии, снегу или песке) обездвиженные колёса образуют перед собой барьер из покрытия, врываясь в него. Это значительно сокращает тормозной путь. Автомобиль с шипованной резиной на льду при срабатывании ABS проезжает большее расстояние, чем на заблокированных колёсах. Это объясняется тем, что вращение мешает шипам, врезаясь в лёд, замедлять движение транспорта. Но вместе с тем у машины сохраняется управляемость и устойчивость, что в большинстве случаев гораздо важней.

Датчики частоты вращения колёс устанавливаются на ступицах

Оборудование установленное на отдельных автомобилях допускает функцию отключения АБС.

Это интересно! Опытные водители на машинах, не оснащённых антиблокировочным устройством, при непредвиденном торможении на сложном участке дороги (мокрый асфальт, гололёд, снежная кашица) воздействуют на педаль тормоза рывками. Этим способом они избегают полной блокировки колёс и не позволяют машине уйти в занос.

Устройство ABS

Антиблокировочное устройство состоит из несколько узлов:

  • Измерителей скорости (ускорения, замедления);
  • Управляющих магнитных заслонок, входящих в состав модулятора давления и размещённых в магистрали системы торможения;
  • Электронной системы контроля и управления.

Импульсы от датчиков поступают в контрольный блок. При непредвиденном снижении скорости или полной остановке (блокировке) какого-либо колеса блок посылает команду нужной заслонке, понижающей давление жидкости, которая поступает в суппорт. Таким образом тормозные колодки ослабевают, и колесо возобновляет движение. При выравнивании скорости колеса с остальными клапан закрывается, и давление во всей системе выравнивается.

Общий вид системы ABS в автомобиле

На новых автомобилях процесс срабатывания антиблокировочной системы доходит до 20 раз в секунду.

В состав ABS некоторых транспортных средств входит насос, в функцию которого входит быстрое повышение давления на нужном участке магистрали до нормы.

Это интересно! Действие антиблокировочной системы ощущается обратными толчками (ударами) по педали тормоза при сильном давлении на неё.

По количеству клапанов и датчиков устройство разделяют на:

  • Одноканальное. Датчик расположен в районе дифференциала на заднем мосту. В случае остановки даже одного колеса клапан понижает давление на всей магистрали. Встречается только на старых автомобилях.
  • Двухканальное. Два датчика расположены на переднем и заднем колёсах по диагонали. К магистрали каждого моста подключены по одному клапану. В автомобилях выпущенных по современным стандартам не применяется.
  • Трёхканальное. Измерители скорости расположены на передних колёсах и дифференциале заднего моста. К каждому привязан отдельный клапан. Применяется в бюджетных заднеприводных моделях.
  • Четырёхканальное. Каждое колесо оснащено датчиком и скорость его вращения регулируется отдельным клапаном. Устанавливается на современных автомобилях.

Основные виды

Датчик ABS считается первостепенной измерительной деталью антиблокировочной системы.

Состоит устройство из:

  • Измерителя, размещаемого стационарно возле колеса;
  • Индукционного кольца (индикатора вращения, импульсного ротора), устанавливаемого на колесо (ступицу, подшипник ступицы, ШРУС).

Датчики выпускаются в двух исполнениях:

  • Прямые (торцевые) цилиндрической формы (стержня) с импульсным элементом на одном конце и разъёмом на другом;
  • Угловые с разъёмом сбоку и металлическим или пластиковым кронштейном с отверстием для крепёжного болта.

Выпускается два вида датчиков:

  • Пассивные - индуктивные;
  • Активные - магниторезистивные и на основе элемента Холла.

Пассивные

Выделяются простой системой работы, при этом достаточно надёжные и имеют большой срок действия. Не нуждаются в подключении к питанию. Индуктивный датчик по сути это индукционная катушка из медной проволоки, в середине которой размещён стационарный магнит с металлическим сердечником.

Измеритель расположен сердечником к импульсному ротору в виде колеса с зубцами. Между ними выставлен определённый зазор. Зубцы ротора имеют форму прямоугольника. Проём между ними равен или чуть более ширины зубца.

В то время когда транспорт находится в движении при прохождении зубцов ротора около сердечника магнитное поле, проникающее сквозь катушку, постоянно изменяется, образуя в катушке переменный ток. Частота и амплитуда тока находятся в прямой зависимости от скорости движения колеса. На основе обработки этих данных блок управления отдаёт команду магнитным клапанам.

Минусами пассивных датчиков является:

  • Относительно большие габариты;
  • Слабая точность показаний;
  • Начинают функционировать при наборе автомобилем скорости более 5 км/ч;
  • Срабатывают при минимальном вращении колеса.

Из-за частых ошибок на современных автомобилях устанавливаются крайне редко.

Магниторезистивные

Работа базируется на свойстве ферромагнитных материалов менять электрическое сопротивление при воздействии на них неизменного магнитного поля.

Часть датчика контролирующая изменения выполнена из двух или четырёх слоёв железоникелевых пластин с нанесёнными на них проводниками. Часть элемента установлена в интегральную схему, считывающую изменения сопротивления и образующую контрольный сигнал.

Импульсный ротор, представляющий собой местами намагниченное пластиковое кольцо, жёстко закреплён на ступице колеса. Во время эксплуатации намагниченные участки ротора изменяют среду в пластинах чувствительного элемента, что фиксируется схемой. На её выходе образуются импульсные цифровые сигналы, поступающие в блок управления.

Подобный вид устройства контролирует скорость, курс вращения колёс и момент их полной остановки.

Магниторезистивные датчики фиксируют смену вращения колёс автомобиля с большой точностью, повышая эффективность действия систем обеспечения безопасности.

На основе элемента Холла

Этот тип датчиков ABS функционирует базируясь на эффекте Холла. В плоском проводнике, помещаемом в магнитное поле, образуется поперечная разница потенциалов.

Эффект Холла - появление поперечной разности потенциалов при помещении в магнитное поле проводника с постоянным током

Этим проводником является пластина из металла квадратной формы, помещённая в микросхему, которая включает в себя интегральную схему Холла и контрольную электронную систему. Датчик размещён с противоположной стороны от импульсного ротора и имеет вид колеса из металла с зубцами или кольца из пластика местами намагниченного, жёстко закреплённого на ступице колеса.

Схема Холла непрерывно образует сигнальные всплески определённой частоты. В состоянии покоя частота сигнала сводится к минимуму или затихает совсем. Во время движения проходящие мимо чувствительного элемента намагниченные участки или зубцы ротора вызывают изменения тока в датчике, фиксируемые отслеживающей схемой. На основании полученных данных формируется выходной сигнал, поступающий в блок управления.

Датчики данного типа производят замеры скорости с начала движения машины, отличаются точностью замеров и надёжностью функций.

Причины и признаки неисправностей

В машинах нового поколения при включении зажигания происходит автоматическая самодиагностика антиблокировочной системы, при которой проводится оценка работоспособности всех её элементов.

Признаки

Возможные причины

Самодиагностика показывает ошибку. АБС отключается.

Некорректная работа блока управления.

Обрыв провода от датчика к блоку управления.

Диагностика не обнаруживает ошибок. АБС отключается.

Нарушение целостности проводки от блока управления к датчику (обрыв, замыкание, окисление).

Самодиагностика выдаёт ошибку. АБС работает, не отключаясь.

Обрыв провода одного из датчиков.

АБС не включается.

Обрыв провода питания блока управления.

Сколы и надломы импульсного кольца.

Большой люфт на изношенном подшипнике ступицы.

Кроме отображения световой индикации на приборной доске существуют следующие признаки неисправности системы ABS:

  • При давлении на тормозную педаль отсутствуют обратные стук и вибрация педали;
  • При экстренном торможении все колёса блокируются;
  • Стрелка спидометра показывает скорость меньше фактической или совсем не шевелится;
  • При поломке более двух измерителей на приборной панели загорается индикатор стояночного тормоза.

В случае появления неисправности антиблокировочной системы на приборной панели загорается контрольная лампа

Причинами неэффективной работы АБС могут быть:

  • Поломка одного или более датчиков скорости;
  • Повреждения проводки датчиков, которые влекут за собой нестабильную передачу сигналов на модуль управления;
  • Падение напряжения на клеммах аккумулятора ниже 10,5 В приводит к отключению системы АБС.

Как проверить датчик АБС

Контролировать исправность датчика скорости можно, обратившись к специалистам автосервиса, или самостоятельно:

  • Без специальных приборов;
  • Мультиметром;
  • Осцилографом.

Тестером (мультиметром)

Кроме измерительного прибора понадобится описание функционала данной модели. Последовательность выполняемых работ:

  1. Автомобиль устанавливают площадке с ровным, однородным покрытием, зафиксировав его положение.
  2. Колесо демонтируют для свободного доступа к датчику.
  3. Штекер, используемый для соединения, отключают от общей проводки и очищают от грязи. Штекера задних колёс находятся в задней части салона. Чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к ним нужно убрать подушку заднего сиденья и отодвинуть ковролин с шумоизоляционными матами.
  4. Проводят визуальный осмотр соединительных проводов на отсутствие потёртостей, разрывов и нарушение изоляции.
  5. Мультиметр выставляют в режим омметра.
  6. Контакты датчика соединяют с щупами прибора и проводят замер сопротивления. Норму показаний можно посмотреть в инструкции. Если справочник отсутствует, то за норму принимают показания от 0,5 до 2 кОм.
  7. Жгут проводов необходимо прозвонить, для того чтобы исключить возможность короткого замыкания.
  8. Чтобы подтвердить работоспособность датчика прокручивают колесо и контролируют данные с устройства. Показания сопротивления меняются по мере увеличения или снижения скорости вращения.
  9. Переводят прибор в режим вольтметра.
  10. При движении колеса со скоростью 1 об/сек напряжение должно быть 0,25-0,5 В. При увеличении скорости вращения напряжение должно повышаться.
  11. Соблюдая поэтапность, проверяют остальные датчики.

Это важно! Конструкция и значения сопротивления датчиков на передней и задней осях отличаются.

Сопротивление от 0,5 до 2 кОм на клеммах датчика АБС считается оптимальным

По замеренным показателям сопротивления определяют работоспособность датчиков:

  1. Показатель снижен по сравнению с нормой - датчик неисправен;
  2. Сопротивление стремится или соответствует нулю - межвитковое замыкание в катушке индукции;
  3. Смена данных сопротивления при сгибании жгута проводки - повреждение жил провода;
  4. Сопротивление стремится к бесконечности - обрыв провода в жгуте или индукционной катушке датчика.

Это важно! Если после контроля функций всех датчиков показатель сопротивления какого-нибудь из них значительно отличается - этот датчик неисправен.

Перед проверкой проводки на целостность необходимо узнать распиновку штекера модуля управления. После этого :

  1. Размыкают соединения датчиков и блока управления;
  2. Согласно распиновке поочерёдно прозванивают все жгуты проводов.

Устройство позволяет точнее определить работоспособность датчика АБС. По графику изменения сигнала тестируют величину импульсов и их амплитуду. Диагностику осуществляют на автомобиле без снятия системы:

  1. Отсоединяют разъём устройства и очищают его от грязи.
  2. Осцилограф через пины подключают к датчику.
  3. Ступицу прокручивают со скоростью 2-3 об/сек.
  4. Фиксируют график смены сигнала.
  5. По той же схеме проверяют датчик на другой стороне оси.

Осциллограф даёт наиболее полную картину работы датчика антиблокировочной системы

Датчики исправны, если:

  1. Зафиксированные амплитуды колебания сигналов на датчиках одной оси идентичные;
  2. Кривая графика равномерная, без видимых отклонений;
  3. Высота амплитуды стабильная и не превышает 0,5 В.

Без приборов

Корректную работу датчика можно определить по наличию магнитного поля. Для чего любой предмет изготовленный из стали прикладывают к корпусу датчика. Во время включения зажигания он должен притягиваться.

Кроме того необходимо осмотреть корпус датчика на предмет его целостности. На проводке не должны наблюдаться потёртости, разрывы изоляции, окислы. Соединительный штекер датчика должен быть чистым, контакты не окислены.

Это важно! Грязь и окислы на контактах штекера могут служить причиной искажения передачи сигнала.

Ремонт датчика

Вышедший из строя пассивный датчик ABS можно отремонтировать самостоятельно. Для этого необходимы усидчивость и владение инструментами. При сомнениях в собственных силах рекомендуется заменить неисправный датчик на новый.

Ремонт производят в следующей последовательности:

  1. Датчик аккуратно снимают со ступицы. Закисший крепёжный болт откручивают, предварительно обработав жидкостью WD40.
  2. Защитный корпус катушки распиливают пилкой, стараясь не повредить обмотку.
  3. С обмотки ножом снимают защитную плёнку.
  4. Повреждённый провод сматывают с катушки. Ферритовый сердечник формой напоминает катушку для ниток.
  5. Для новой обмотки можно использовать медную проволоку от катушек РЭС-8. Проволоку наматывают, чтобы она не выступала за габариты сердечника.
  6. Замеряют сопротивление новой катушки. Оно должно совпадать с параметром исправного датчика, расположенного на другой стороне оси. Понижают значение путём отматывания нескольких витков проволоки с катушки. Для повышения сопротивления придётся заново наматывать проволоку большей длины. Фиксируют проволоку клейкой лентой или скотчем.
  7. К концам обмотки припаивают провода, желательно многожильные, для соединения катушки со жгутом.
  8. Катушку помещают в старый корпус. Если он повреждён, то катушку заливают эпоксидной смолой, предварительно расположив её в центре корпуса от конденсатора. Необходимо заполнить клеем весь промежуток между катушкой и стенками конденсатора, чтобы не образовались воздушные пустоты. После затвердения смолы корпус удаляют.
  9. Крепление датчика фиксируют эпоксидной смолой. Ею же обрабатывают возникшие трещины и пустоты.
  10. Корпус доводят до необходимых размеров при помощи напильника и наждачной бумаги.
  11. Отремонтированный датчик устанавливают на штатное место. Зазор между наконечником и зубчатым ротором при помощи прокладок выставляют в пределах 0,9-1,1 мм.

После установки отремонтированного датчика систему АБС диагностируют на разных скоростях. Иногда перед остановкой происходит самопроизвольное срабатывание системы. В этом случае корректируют рабочий зазор датчика с помощью прокладок или стачивания сердечника.

Это важно! Неисправные активные датчики скорости не ремонтируются и подлежат замене на новые.

Видео: как отремонтировать датчик ABS

Ремонт проводки

Повреждённый участок проводки можно заменить. Для этого:

  1. Отсоединяют штекер провода от блока управления.
  2. Рисуют или фотографируют схему расположения скоб крепления проводки с замерами расстояния.
  3. Откручивают болт крепления и демонтируют датчик с проводкой, предварительно удалив с неё крепёжные скобы.
  4. Отрезают повреждённый участок провода, учитывая запас длины для пайки.
  5. Снимают с отрезанного кабеля защитные чехлы и скобы.
  6. На заранее подобранный по внешнему диаметру и сечению провод одевают чехлы и крепления с помощью мыльного раствора.
  7. Припаять к концам нового жгута датчик и соединительный штекер.
  8. Изолируют места пайки. От качества изоляции зависит точность передаваемых датчиком сигналов и срок службы отремонтированного участка проводки.
  9. Датчик устанавливают на место, проводку располагают и крепят согласно схеме.
  10. Проверяют работу системы в разных скоростных режимах.

Место пайки необходимо качественно заизолировать для увеличения точности передаваемых сигналов

От эффективности работы антиблокировочной системы зависит безопасность участников дорожного движения. При желании диагностику и ремонт датчиков АБС можно провести самостоятельно, не обращаясь к услугам автосервиса.