Почему было крепостное право. Что значит "крепостное право". Характерные черты и условия формирования феодальной зависимости

Крепостное право крепостно́е пра́во

(крепостничество), форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI-XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права; здесь крепостное право отменено в ходе реформ конце XVIII-XIX вв. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497, указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно - Соборным уложением 1649. В XVII-XVIII вв. всё несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861.

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

КРЕПОСТНО́Е ПРА́ВО (крепостничество), форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала. В Западной Европе, где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы, элементы крепостного права исчезли в 16-18 веках. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились наиболее тяжелые формы крепостного права; здесь крепостное право было отменено в ходе буржуазных реформ конца 18-19 веков. В России в общегосударственном масштабе крепостное право было оформлено Судебником (1497), указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно - Соборным уложением (1649). В 17-18 веках все несвободное население России слилось в крепостное крестьянство. Крепостное право в России было отменено крестьянской реформой (1861).
Крепостное право включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость. Иногда феодал имел право отчуждать крестьян без земли. Крепостное право предполагало наличие сильной государственной власти, способной обеспечивать его основные нормы. Чаще всего крепостное право возникало в процессе расширения господских хозяйств и барщины, ориентированных на производство продуктов для продажи; прикрепление к земле крестьян имело при этом целью предотвратить их бегство. В некоторых случаях предпосылкой крепостного права было стремление государства прикрепить крестьян к месту уплаты государственных налогов (либо натуральных или денежных оброков в пользу феодалов).
В Западной и Центральной Европе 7-9 веков крестьяне находились по наследству в личной или судебной и административной зависимости от сеньоров, но, исключая дворовых людей и рабов, посаженных на земельные наделы, не были юридически прикреплены к земле или к личности господина. Лишь при Карле Великом были предприняты попытки ввести прикрепление к земле широкого круга крестьян. Юридическое прикрепление крестьян к земле существовало в это время только в Юго-Западной Европе, в пределах бывшей Римской империи.
В период развитого феодализма, в 10-15 веках, некоторые элементы крепостного права (запрет ухода, наследственное личное подчинение сеньору, ограничение гражданских прав) сложились в Западной Европе в отношении отдельных категорий крестьянства ряда регионов (вилланы Центральной Англии, ременсы Каталонии, французские и южноитальянские сервы, среднеитальянские и североитальянские колоны и массарии, южно-германские Leibeigenen). Большая часть сельского населения оставалась вне крепостного права. В обязанностях крестьян перед своим господином преобладали формы денежной и натуральной ренты. В 13-15 веках абсолютного большинство западноевропейских крестьян освобождаются от норм крепостного права. В 16-18 веках в Западной Европе элементы крепостного права исчезают полностью.
В Центральной и Восточной Европе крепостное право в эти столетия превращается в основной элемент социальных отношений в сельском хозяйстве. Развитие предпринимательского помещичьего хозяйства, рассчитанного на производство товарной продукции, рост барщины, политическое господство в этих странах дворянства, обусловили распространение «второго издания крепостничества» в Восточной Германии, Прибалтике, Польше, Чехии, Венгрии. В Восточной (Заэльбской) Германии крепостное право сложилось после поражения Крестьянской войны (1524-1526) и получило полное развитие после Тридцатилетней войны (1618-1648). Особенно тяжелые формы оно приняло в Мекленбурге, Померании, Восточной Пруссии. В это же время распространяется крепостное право в Чехии. В Венгрии крепостное право было закреплено в Уложении 1514 года (Трипартитум), изданном после подавления восстания Дожи Дьердя (1514). В Польше крепостное право складывалось с середины 15 века. Его нормы вошли в Петрковский статут (1496). В восточноевропейских странах крепостничество распространялось на основную массу крестьян. Оно предполагало многодневную (до 6 дней в неделю) барщину, лишение крестьян большинства владельческих, гражданских и личных прав, сопровождалось сокращением крестьянской запашки или обезземелением части крестьян и превращением их в холопов или временных землепользователей. В 17 веке крепостное право распространилось в балканских странах, захваченных Османской империей. Крепостное право преследовало здесь цель обеспечить сбор государственных налогов.
Господство крепостного права в период позднего средневековья сдерживало развитие производительных сил стран Центральной и Восточной Европы. Отмена крепостного права происходила здесь в ходе реформ конца 18 - 19 веков: 1781 - в Чехии, 1785 - в Венгрии, 1807 - в Пруссии, 1808 - в Баварии, 1820 - в Мекленбурге. Однако крепостнические пережитки сохранялись и после этих реформ. В большинстве стран Востока крепостное право не получило распространения. В разные периоды в некоторых странах существовало прикрепление крестьян к месту уплаты налога, что порождало и право розыска и насильственного возврата беглых крестьян (Иран и сопредельные с ним страны в 13-14 вв.).
Крепостное право в России
В русской исторической науке принято отличать крепостничество как систему социальных отношений от крепостного права как юридической формы их выражения. Черты крепостной зависимости можно проследить на Руси с 11 века, но до конца 16 века крепостная форма феодальной зависимости охватывала отдельные категории сельского населения. В 12 веке близкой по характеру к крепостничеству была эксплуатация ролейных (пашенных) закупов и смердов на барщине. По Русской правде княжий смерд ограничен в имущественных и личных правах (его выморочное имущество отходит к князю; жизнь смерда приравнена к жизни холопа: за их убийство назначается одинаковый штраф - 5 гривен).
В 13-15 веках отношения зависимости распространялись на значительное число крестьян, но тяжесть крепостных отношений была относительно невелика. С середины 15 века для некоторых категорий крестьян отдельных вотчин был ограничен выход неделей до и после осеннего Юрьева дня. Срок выхода, указанный в грамотах середины 15 века, был подтвержден в качестве общегосударственной нормы Судебником (1497), которым также установлен размер выходной пошлины (пожилого). Судебником (1550) был увеличен размер пожилого и установлена дополнительная пошлина (за повоз). Временное (заповедные лета), а затем и бессрочное запрещение крестьянского выхода было подтверждено указом 1597 года, установившем пятилетний срок сыска беглых (урочные лета). В 1607 году был издан указ, впервые определявший санкции за прием и держание беглых (штраф в пользу государства и пожилое старому владельцу беглого).
Основную массу дворянства устраивали продолжительные сроки сыска беглых крестьян, однако крупные землевладельцы, а также дворяне южной окраины, куда шел приток беглых, были заинтересованы в коротких сроках сыска. На протяжении всей первой половины 17 века дворяне подавали челобитные об удлинении урочных лет. В 1642 году был установлен десятилетний срок для сыска беглых и пятнадцатилетний - для сыска вывезенных помещиками чужих крестьян. Соборное уложение (1649) установила бессрочность сыска беглых - возврату подлежали все крестьяне, бежавшие от своих владельцев после составления писцовых книг 1626 года или переписных книг 1646-1647 годов. Но и после 1649 года устанавливались новые сроки и основания для сыска, которые касались крестьян, бежавших на окраины: в районы по засечной черте (указы 1653, 1656), в Сибирь (указы 1671, 1683, 1700), на Дон (приговор 1698). Дворянство домогалось, чтобы сыск беглых крепостных крестьян осуществлялся за счет государства. Большое внимание законодательство второй половины 17 века уделяло наказаниям за прием беглых.
В России в 17 - первой половине 18 веков нивелировались различия между отдельными прослойками крестьянства; происходило слияние кабальных холопов с полными, стирались правовые грани между холопами и крестьянами путем превращения тех и других в «ревизские души», постепенно ликвидировался институт холопства (в конце 17 века за господами было признано право брать крестьянских детей в дворовые); усиливалось ограничение крестьян в правах собственности (запрещение приобретать недвижимое имущество в городах и уездах) и поисках дополнительных источников существования и доходов (отмена права свободно уходить на промыслы). Расширялись права землевладельца на личность работника, и постепенно крепостные лишались почти всех гражданских прав: в первой половине 17 века начиналась фактическая, а в последней четверти 17 века и юридически санкционированная (указами 1675, 1682 и 1688) продажа крестьян без земли, сформировалась средняя цена крестьянина, независящая от цены земли, со второй половины 17 века были введены телесные наказания для крестьян, не подчиняющихся воле землевладельца. С 1741 года помещичьи крестьяне устраняются от присяги, происходит монополизация собственности на крепостных в руках дворянства и крепостное право распространяется на все разряды тяглого населения. Вторая половина 18 века стала завершающим этапом развития государственного законодательства, направленного на усиление крепостного права в России: указы о праве помещиков ссылать дворовых людей и крестьян в Сибирь на поселение (1760) и каторжные работы (1765), заключать в тюрьмы (1775). Продажа и покупка крепостных без земли не была ограничена ничем, кроме запрещения торговать ими за три месяца до рекрутского набора (1766) и при конфискации или продаже имений с аукциона (1771); разрешалось разлучать родителей и детей (1760). Закон предусматривал наказание только за смерть крепостного от помещичьих истязаний. Существенную роль в развитии крепостного права сыграли ревизии (особенно первая из них, проведенная в 1719). В конце 18 века крепостное право было распространено на Украину.
В 18 веке крепостное право стаоло главным препятствием в развитии производительных сил России, мешало культурному и социальному прогрессу. В первой половине 19 века решение целого комплекса социальных вопросов упиралось в проблему отмены крепостного права. Дворянская монополия на владение крепостными подтачивалась. По указу 1841 года крепостных разрешалось иметь только лицам, владевшим населенными имениями. Развитие капиталистических отношений привело к появлению слоя «капиталистых» крестьян, располагавших средствами для выкупа на волю, который, однако, целиком зависел от помещика. В первой половине 19 века в России начали разрабатываться проекты ограничения и отмены крепостного права. В 1808 году было запрещено продавать крепостных на ярмарках, в 1833 году - разлучать членов одного семейства при продаже. Раскрепощение незначительного числа крестьян было произведено на основе законов о свободных хлебопашцах (1803) и временнообязанных крестьянах (1842). Крепостное право было отменено в ходе крестьянской реформы 1861 года. Однако пережитки крепостничества (помещичье землевладение, отработки, чересполосица) сохранились в России вплоть до революции 1917 года.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "крепостное право" в других словарях:

    Крепостничество форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала. В Западной Европе, где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы,… … Политология. Словарь.

    - (крепостничество) форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала. В Зап. Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы,… … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    Крепостное право - (крепостничество), форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В России закреплено Судебником 1497; указом о заповедных годах (конец 16 в.), в котором запрещался переход крестьян от … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в Средние века на положении крепостных находились английские вилланы, французские и итальянские сервы) элементы К … Юридический словарь

    КРЕПОСТНОЕ ПРАВО, крепостничест во, форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца. В России оформлялось в общегосударственном масштабе Судебником 1497, указами конца 16 начала 17 вв. о заповедных… … Русская история

    крепостное право - Прикрепление крестьян к земле и подчинение административной и судебной власти феодала … Словарь по географии

Крепостное право - это форма крестьянской зависимости, состоящая в прикреплении крестьян к земле и подчинении их судейской и административной власти помещика-феодала. Образовывалась она достаточно долго.

Крепостничество (крепостное право) рождено в Во время раздробленности в Российском государстве не было единого закона, который определял бы обязанности и права крестьянина.

В 15 веке люди свободно могли оставить землю и перейти на территорию другого землевладельца после уплаты долгов и пошлины прежнему хозяину. Но уже тогда князьями начали издаваться особые грамоты, ограничивающие передвижения крестьян. В результате, могли переходить от одного землевладельца к другому только в течение недели до Юрьева дня.

Крепостное право юридически начало оформляться еще в эпоху правления Ивана Третьего. Во время его царствования был принят единый свод законов Судебник 1497 года. 57-ая его статья ограничивала официально право перехода крестьян неделей перед и неделей после Юрьева дня. При уходе землевладельцу должна быть выплачена компенсация.

Михаил Романов, начавший царствовать в 1613 году, способствовал дальнейшему закрепощению сельского населения. Он продлил срок розыска беглых крестьян, вместе с этим начала практиковаться продажа или уступка крестьян без земельного надела.

Алексей Романов, ставший царем в 1645 году, провел несколько преобразований. В первую очередь, самодержец изменил порядок несения повинностей и взимания платы. Предполагалось также увеличить за счет косвенных налогов пополнение казны. В результате, в 1648 году, в начале июня, в Москве случился причина которого как раз состояла в повышении налога на соль. После этого восстания прошли и в некоторых других городах.

В таких условиях Алексей Михайлович производит преобразования в административном аппарате. В 1649 году выработан и утвержден один из важнейших документов в российском уголовном, гражданском и государственном праве - Соборное Уложение. В соответствии с содержанием его особой главы - "Суда о крестьянах" - крепостное право становилось наследственным, а землевладелец получал право распоряжаться всем имуществом крестьянина.

Впоследствии сельское население способствовало развитию внутри страны, обеспечивая решение ряда внешнеполитических задач. Таким образом, были сформированы некоторые предпосылки для реформ во время последующего правления Петра Первого.

Изменения положения крестьян произошли в эпоху царствования Императрица укрепила власть помещиков. При этом она снизила размер и простила крестьянству недоимки.

В 1767 году Екатерина II созывает Уложенную Комиссию. Ее целью было устранение недостатков законодательства и выявление настроений и нужд российского общества. В 1760-е - 70-е года по стране прокатилась волна восстаний. Самым крупномасштабным стало выступление Емельяна Пугачева.

В 18 веке крепостное право начало переживать кризис системы. Однако хозяйство России развивалось достаточно хорошо, приспосабливаясь к новым условиям.

Вместе с тем, внутри самого крестьянского класса началось некоторое расслоение. Постепенно стала выделяться сельская буржуазия, представлявшая собой крестьян-собственников (государственных, в большей степени). Они в 1801 году получили возможность выкупать пустые земельные участки и брать у помещиков землю в аренду.

В годы правления Александра Первого был принят закон "О вольных хлебопашцах" (в 1803 году). Указ предусматривал освобождение за выкуп и по обоюдной договоренности помещиков и крестьян.

В 1818 году Александр Первый пытался провести крестьянскую реформу. В результате из нескольких подготовленных проектов император одобрил проект Гурьева (министра финансов) и Аракчеева, по которому предполагалась постепенная ликвидация крепостничества посредством выкупа крестьян.

Манифест об отмене крепостного права был принят Александром Вторым в 1861 году, 19 февраля. Кроме того, императором были подписаны и все положения о реформе. С этого момента крепостное право официально существовать перестало.

Большинство современных россиян до сих пор убеждены, что крепостная зависимость крестьян в России была ничем иным, как юридически закрепленным рабством, частной собственностью на людей. Однако, русские крепостные крестьяне не только не были рабами помещиков, но и не ощущали себя таковыми.

«Уважая историю как природу, я отнюдь не защищаю крепостной действительности. Мне только глубоко противна политическая спекуляция на костях предков, желание кого-то надуть, кого-то раздражить, перед кем-то похвастаться мнимыми добродетелями»

М.О. Меньшиков

1. Либеральный черный миф о крепостном праве

150-летняя годовщина отмены крепостного права или, правильнее сказать, крепостной зависимости крестьян в России – хороший повод для того, чтоб поговорить об этом социально-экономическом институте дореволюционной России спокойно, без пристрастных обвинений и идеологических ярлыков. Ведь трудно найти другой такой феномен российской цивилизации, восприятие которого было так сильно идеологизировано и мифологизировано. При упоминании крепостничества сразу перед глазами возникает картинка: помещик, продающий своих крестьян или проигрывающий их в карты, заставляющий крепостную – молодую мать выкармливать своим молоком щенят, забивающий до смерти крестьян и крестьянок. Российским либералам – и дореволюционным и послереволюционным, марксистским - удалось внедрить в общественное сознание отождествление крепостной зависимости крестьян и рабства крестьян, то есть существования их на правах частной собственности помещиков. Немалую роль в этом сыграла классическая русская литература, создаваемая дворянами – представителями высшего европеизированного сословия России, которые неоднократно назвали крепостных рабами в своих поэмах, повестях, памфлетах.

Конечно, это было лишь метафорой. Как помещики, управляющими крепостными, они прекрасно знали, в чем правовое различие русских крепостных крестьян и, скажем, американских негров. Но поэтам и писателям вообще свойственно употреблять слова не в точном смысле, а в смысле переносном… Когда же употребленное так слово перекочевывает в публицистическую статью определенного политического направления, а затем после победы этого направления – и в учебник истории, то мы и получаем господство в общественном сознании убогого стереотипа.

В итоге большинство современных образованных россиян, интеллигентов-западников до сих пор убеждены, что крепостная зависимость крестьян в России была ничем иным как юридически закрепленным рабством, частной собственностью на людей, что помещики по закону (курсив мой – Р.В.) могли делать с крестьянами, что угодно – истязать их, нещадно эксплуатировать и даже убивать, и что это было еще одним свидетельством «отсталости» нашей цивилизации по сравнению с «просвещенным Западом», где в ту же самую эпоху уже демократию строил … Это проявилось и в публикациях, валом хлынувшим к юбилею отмены крепостного права; какую газету ни возьми, хоть официально-либеральную «Российскую», хоть умеренно-консервативную «Литературную», везде одно и то же – рассуждения о российском «рабстве»…

На деле с крепостным правом не все так просто и в исторической реальности оно вовсе не совпадало с тем черным мифом о нем, который создала либеральная интеллигенция. Попробуем же с этим разобраться.

2. Крепостное право в Московской Руси

Крепостное право было введено в XVI-XVII в.в., когда уже сложилось специфичное русское государство, которое принципиально отличалось от монархий Запада и которое обычно характеризуют как служилое государство. Это значит, что все его сословия имели свои обязанности, повинности перед государем, понимаемым как фигура сакральная – помазанник Божий. Лишь в зависимости от выполнения этих обязанностей они получали те или иные права, которые были не наследственными неотчуждаемыми привилегиями, а средством исполнения обязанностей. Отношения между царем и подданными строились в Московском царстве не на основе договора – как отношения между феодалами и королем на Западе, а на основе «беззаветного», то есть бездоговорного служения [i], - подобно отношениям между сыновьями и отцом в семье, где дети служат своему родителю и продолжают служить, даже если он не выполняет своих обязанностей перед ними. На Западе невыполнение сеньором (пусть даже королем) условий договора тут же освобождало вассалов от необходимости выполнять свои обязанности. Лишены обязанностей перед государем в России были только холопы, то есть люди, являющиеся слугами служилых людей и государя, но и они служили государю, служа своим господам. Собственно, холопы и были наиболее близки к рабам, так как были лишены личной свободы, полностью принадлежали своему хозяину, который отвечал за все их проступки .

Государственные обязанности в Московском царстве разделялись на два вида – служба и тягло , соответственно, сословия разделялись на служилые и тягловые. Служилые , как явствует из названия, служили государю, то есть находились в его распоряжении как солдаты и офицеры армии, построенной на манер ополчения или как государственные чиновники, собирающие налоги, следящие за порядком и т.д. Таковы были бояре и дворяне. Тягловые сословия были освобождены от государевой службы (прежде всего, от воинской повинности), но зато платили тягло – денежный или натуральный налог в пользу государства. Таковы были купцы, ремесленники и крестьяне. Представители тягловых сословий были лично свободными людьми и ни в коем случае не были схожи с холопами. На холопов, как уже говорилось, обязанность платить тягло не распространялось.

Первоначально крестьянское тягло не предполагало закрепление крестьян за сельскими обществами и помещиками. Крестьяне в Московском царстве были лично свободными. До XVII века они арендовали землю либо у ее владельца (отдельного лица или сельского общества), при этом они брали ссуду у владельца – зерном, инвентарем, рабочим скотом, хозяйственными постройками и т.д. Для того, чтоб оплатить ссуду, они платили владельцу особый дополнительный натуральный налог (барщину), но отработав или вернув ссуду деньгами, они получали снова полную свободу и могли отправиться куда угодно (да и в период отработки крестьяне оставались лично свободными, ничего кроме денег или натурального налога владелец требовать от них не мог). Не были запрещены и переходы крестьян в другие сословия, скажем, не имеющий долгов крестьянин мог переселиться в город и заняться там ремеслом или торговлей.

Однако уже в середине XVII века государство выпускает ряд указов, которые прикрепляют крестьян к определенному участку земли (поместью) и его владельцу (но не как к личности, а как к заменяемому представителю государства), а также к наличному сословию (то есть запрещают переход крестьян в другие сословия). Фактически это и было закрепощением крестьян. При этом закрепощение было для многих крестьян не превращением в рабов, а наоборот спасением от перспективы превратиться в раба . Как отмечал В.О.Ключевский, не могущие выплатить ссуду крестьяне до введения крепостного права превращались в кабальных холопов, то есть долговых рабов землевладельцев, теперь же их запрещалось переводить в сословие холопов. Конечно, государство руководствовалось не гуманистическими принципами, а экономической выгодой, холопы по закону не платили налоги государству, и увеличение их числа было нежелательным.

Окончательно крепостная зависимость крестьян была утверждена по соборному уложению 1649 года при царе Алексее Михайловиче. Положение крестьян стали характеризовать как крестьянскую вечную безвыходность , то есть невозможность выйти из своего сословия. Крестьяне были обязаны пожизненно находиться на земле определенного помещика и отдавать ему часть результатов своего труда. То же самое касалось и членов их семей – жен и детей.

Однако было бы неправильным утверждать, что с установлением крепостной зависимости крестьян, они превращались в холопов своего помещика, то есть в принадлежащих ему рабов. Как уже говорилось, крестьяне не были и не могли даже считаться помещичьими холопами хотя бы потому, что они должны были платить тягло (от чего холопы были освобождены). Крепостные крестьяне принадлежали не помещику как определенной личности, а государству, и прикреплены были не к нему лично, а к земле, которой он распоряжался. Помещик мог пользоваться лишь частью результатов их труда, и то не потому, что он был их владельцем, а потому что он был представителем государства.

Тут мы должны внести разъяснение относительно поместной системы , которая господствовала в Московском царстве. В советский период в российской истории господствовал вульгарно-марксистский подход, который объявлял Московское царство феодальным государством и, таким образом, отрицал существенное различие между западным феодалом и помещиком в допетровской Руси . Однако, западный феодал был частным собственником земли и как таковой распоряжался на ней самостоятельно, не завися даже от короля. Так же он распоряжался и своими крепостными, которые на средневековом Западе, действительно, были почти рабами. Тогда как помещик в Московской Руси был лишь распорядителем государственной собственности на условиях службы государю. Причем, как пишет В.О. Ключевский, поместье, то есть государственная земля с прикрепленными к ней крестьянами – это даже не столько дар за службу (иначе оно было бы собственностью помещика, как на Западе) сколько средство осуществлять эту службу . Помещик мог получать часть результатов труда крестьян выделенного ему в распоряжение поместья, но это была своего рода плата за воинскую службу государю и за выполнение обязанностей представителя государства перед крестьянами. В обязанности помещику вменялось следить за выплатами налогов его крестьянами, за их, как мы бы сейчас сказали, трудовой дисциплиной, за порядком в сельском обществе, а также защищать их от набегов разбойников и т.д. Причем владение землей и крестьянами было временным, обыкновенно пожизненным. После смерти помещика, поместье возвращалось в казну и вновь распределялось между служилыми людьми и не обязательно оно доставалось родственникам помещика (хотя чем дальше, тем чаще было именно так, и в конце концов поместное землевладение стало мало отличаться от частной собственности на землю, однако произошло это только в XVIII веке).

Подлинными владельцами земель с крестьянами были лишь вотчинники - бояре, которые получили имения по наследству, - и именно они были похожи на западных феодалов. Но, начиная с XVI века, их права на землю также начинают урезаться со стороны царя. Так, рядом указов затруднена была продажа ими своих земель, созданы юридические основания для отдачи вотчины в казну после смерти бездетного вотчинника и уже распределение его по поместному принципу. Служилое московское государство делало все, чтоб подавить начала феодализма как строя, основанного на частной собственности на землю. Да и собственность на землю у вотчинников не распространялась у них на крепостных крестьян.

Итак, крепостные крестьяне в допетровской Руси принадлежали вовсе не дворянину-помещику или вотчиннику, а государству. Ключевский так и называет крепостных - «вечно обязанными государственными тяглецами». Основной задачей крестьян была не работа на помещика, а работа на государство, выполнение государственного тягла. Помещик мог распоряжаться крестьянами только в той мере, в какой это помогало выполнению ими государственного тягла . Если же, напротив, мешало – он не имел на них никаких прав. Таким образом, власть помещика над крестьянами была ограничена по закону и по закону же ему были вменены обязательства перед своими крепостными крестьянами. Например, помещики были обязаны снабжать крестьян своего поместья инвентарем, зерном для сева, кормить их в случае недорода и голода. Забота о прокорме беднейших крестьян ложилась на помещика даже в урожайные годы, так что экономически помещик был не заинтересован в бедности порученных ему крестьян. Закон однозначно выступал против своеволия помещика по отношению к крестьянам: помещик не имел права превращать крестьян в холопов, то есть в личных слуг, рабов, убивать и калечить крестьян (хотя наказывать их за лень и бесхозяйственность он имел право). Причем, за убийство крестьян помещик также наказывался смертной казнью. Дело, конечно, было вовсе не в «гуманизме» государства. Помещик, превращающий крестьян в холопов, крал у государства доход, ведь холоп не облагался тяглом; помещик, убивающий крестьян, уничтожал государственную собственность. Помещик не имел права наказывать крестьян за уголовные преступления, он был обязан в таком случае предоставить их суду, попытка самосуда наказывалась лишением поместья. Крестьяне могли жаловаться на своего помещика – на жестокое обращение с ними, на своеволие, и помещика по суду могли лишить поместья и передать его другому.

Еще более благополучным было положение государственных крестьян, принадлежащих непосредственно к государству и не прикрепленных к определенному помещику (их называли черносошными). Они тоже считались крепостными, потому что не имели права переселяться с места постоянного жительства, были прикреплены к земле (хотя могли временно покидать постоянное место жительства, отправляясь на промыслы) и к живущей на этой земле сельской общине и не могли переходить в другие сословия. Но при этом они были лично свободными, обладали собственностью, сами выступали свидетелями в судах (за владельческих крепостных в суде выступал их помещик) и даже выбирали представителей в сословные органы управления (например, на Земский собор). Все их обязанности сводились к выплате тягла в пользу государства.

Но как же быть с торговлей крепостными, о которой так много говорят? Действительно, еще в XVII веке у землевладельцев вошло в обычай сначала обмениваться крестьянами, затем переводить эти договоры на денежную основу и наконец, продавать крепостных и без земли (хотя это противоречило законам того времени и власть боролась с такими злоупотреблениями, впрочем, не очень усердно). Но в значительной степени это касалось не крепостных, а холопов, которые были личной собственностью землевладельцев. Кстати, и позднее, в XIX веке, когда на место крепостной зависимости пришло фактическое рабство, а крепостное право превратилось в бесправие крепостных, все равно торговали главным образом людьми из дворни – горничными, служанками, поварами, кучерами и т.д. Крепостные, равно как и земля, не были собственностью помещиков и не могли быть предметом торга (ведь торговля – это эквивалентный обмен предметами, находящимися в частной собственности, если некто продает нечто, принадлежащее не ему, а государству, и находящееся лишь в распоряжении у него, то это – незаконная сделка). Несколько иначе обстояло дело с вотчинниками: они обладали правом наследственного владения на землю и могли продавать и покупать ее. В случае продажи земли вместе с нею уходили к другому владельцу и живущие на ней крепостные (а иногда, в обход закона это происходило и без продажи земли). Но это все же не была продажа крепостных, потому что ни старый, ни новый владелец не обладал правом собственности на них, он обладал лишь правом пользоваться частью результатов их труда (и обязанностью выполнять по отношению к ним функции призрения, полицейского и налогового надзора). И у нового хозяина крепостные имели такие же права, как и у прежнего, так как они гарантировались ему государственным законом (хозяин не мог убить и покалечить крепостного, запретить ему приобретать собственность, обращаться с жалобами в суд и т.д.). Продавалась ведь не личность, а лишь обязательства. Выразительно сказал об этом русский консервативный публицист начала ХХ века М. Меньшиков, полемизируя с либералом А.А. Столыпиным: «А. А. Столыпин как на признак рабства напирает на то, что крепостных продавали. Но ведь это была продажа совсем особого рода. Продавали не человека, а обязанность его служить владельцу. И теперь ведь, продавая вексель, вы продаете не должника, а лишь обязанность его уплатить по векселю. «Продажа крепостных» - просто неряшливое слово …».

И в самом деле, продавали не крестьянина, а «душу». «Душой» же в ревизских документах считалась, по словам историка Ключевского, «совокупность повинностей, падавших по закону на крепостного человека, как по отношению к господину, так и по отношению к государству под ответственностью господина…». Само слово «душа» здесь тоже употреблялось в ином значении, что и породило двусмысленности и недоразумения.

Кроме того, продавать «души» можно было только в руки российских дворян, продавать «души» крестьян за границу закон запрещал (тогда как на Западе в эпоху крепостного права феодал мог продать своих крепостных куда угодно, хоть в Турцию, причем, не только трудовые обязанности крестьян, но и сами личности крестьян).

Такова и была настоящая, а не мифическая крепостная зависимость русских крестьян. Как видим, она не имела ничего общего с рабством. Как написал об этом Иван Солоневич: «Наши историки сознательно или бессознательно допускают очень существенную терминологическую передержку, ибо «крепостной человек», «крепостное право» и «дворянин» в Московской Руси были совсем не тем, чем они стали в Петровской. Московский мужик не был ничьей личной собственностью. Он не был рабом…». Соборное уложение 1649 года, закрепостившее крестьян, прикрепило крестьян к земле и распоряжающемуся на ней помещику, либо, если речь шла о государственных крестьянах, к сельскому обществу, а также к крестьянскому сословию, но не более того. Во всем остальном крестьянин был свободен. По замечанию историка Шмурло: «Закон признавал за ним право на собственность, право заниматься торговлей, заключать договоры, распоряжаться своим имуществом по завещаниям».

Примечательно, что русские крепостные крестьяне не только не были рабами помещиков, но и не ощущали себя таковыми. Их самоощущение хорошо передает русская крестьянская поговорка: «Душа – Божья, тело – царское, а спина - барская». Из того факта, что спина – тоже часть тела, ясно, что крестьянин готов был подчиняться барину только лишь потому, что он тоже по-своему служит царю и представляет царя на данной ему земле. Крестьянин чувствовал себя и был таким же царевым слугой, как и дворянин, только он служил по-другому – своим трудом. Недаром Пушкин высмеивал слова Радищева о рабстве русских крестьян и писал о том, что русский крепостной гораздо более смышленый, талантливый и свободный, чем английские крестьяне. В подтверждение своего мнения он приводил слова знакомого англичанина: «Вообще повинности в России не очень тягостны для народа: подушные платятся миром, оброк не разорителен (кроме в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленника умножает корыстолюбие владельцев). Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своему крестьянину доставать оный, как и где хочет. Крестьянин промышляет чем вздумает и уходит иногда за 2000 верст вырабатывать себе деньгу. И это называете вы рабством? Я не знаю во всей Европе народа, которому было бы дано более простора действовать. … Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлености говорить нечего: путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия; никогда не встречал я между ними то, что соседи называют «бадо» никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны … Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения с вами? Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии? … То-то! Вы не видали оттенков подлости, отличающей у нас один класс от другого…». Эти слова спутника Пушкина, сочувственно приводимые великим русским поэтом, нужно читать и заучивать каждому, кто разглагольствует о русских как нации рабов, каковыми их якобы сделало крепостное право.

Причем, англичанин знал, о чем говорил, когда указывал на рабское состояние простолюдинов Запада. Действительно, на Западе в ту же эпоху рабство официально существовало и процветало (в Великобритании рабство было отменено лишь в 1807 году, а в Северной Америке – в 1863-х году). Во время правления царя Иоанна Грозного в России, в Великобритании крестьяне, согнанные со своих земель в ходе огораживаний легко превращались в рабов в работных домах и даже на галерах. Их положение было куда более тяжелым, чем положение их современников – русских крестьян, которые по закону могли рассчитывать на помощь во время голода и законом же были ограждены от своеволия помещика (не говоря уже о положении государственных или церковных крепостных крестьян). В эпоху становления капитализма в Англии бедняков и их детей за бедность запирали в работные дома, а рабочие на мануфактурах находились в таком состоянии, что им и рабы бы не позавидовали.

Кстати, положение крепостных крестьян в Московской Руси с их субъективной точки зрения было еще и тем легче, что и дворяне также находились в своеобразной даже не крепостной, а личной зависимости. Будучи крепостниками по отношению к крестьянам, дворяне были в «крепости» у царя. При этом их служба государству была куда более тяжелой и опасной, чем крестьянская: дворяне должны были участвовать в войнах, рисковать своими жизнью и здоровьем, часто они погибали на государственной службе или становились инвалидами. На крестьян же воинская повинность не распространялась, им вменялся только физический труд для содержания служилого сословия. Жизнь крестьянина была под охраной закона (помещик не мог его ни убить, ни даже дать умереть от голода, так как был обязан кормить его и его семью в голодные годы, снабжать зерном, древесиной для строительства дома и т.д.). Более того, крепостной крестьянин имел даже возможность разбогатеть - и некоторые богатели и становились владельцами своих собственных холопов и даже крепостных (такие крепостные крепостных назывались на Руси «захребетниками»). Что же до того, что при дурном помещике, нарушающем законы, крестьяне терпели от него унижения и страдания, то и дворянин не был ничем огражден от своеволия царя и царских сановников.

3. Превращение крепостных в рабов в Петербургской империи

С реформами Петра Первого на крестьян легла воинская повинность, они стали обязаны поставлять государству рекрутов от определенного количества дворов (чего раньше никогда не было, в Московской Руси воинская служба была лишь обязанностью дворян). Холопов обязали платить государственные подушные налоги, как и крепостных крестьян, тем самым, уничтожив различие между холопами и крепостными. Причем, было бы неправильно говорить, что Петр сделал крепостных холопами, скорее, наоборот, он сделал холопов крепостными, распространив на них как обязанности крепостных (выплата тягла), так и права (например, право на жизнь или на обращение в суд). Таким образом, закрепостив холопов, Петр освободил их из рабства.

Далее, большая часть государственных и церковных крестьян при Петре была передана помещикам и тем самым лишена личной свободы. К сословию крепостных крестьян были приписаны так называемые «гулящие люди» - бродячие торговцы, люди, промышляющие каким-либо ремеслом, просто бродяги, которые раньше были лично свободными (большую роль в закрепощении всех сословий сыграла паспортизация и петровский аналог системы прописки). Были созданы крепостные рабочие, так называемые посессионные крестьяне, приписанные к мануфактурам и заводам.

Но ни крепостные помещики, ни крепостные заводчики при Петре так и не превратились в полноправных владельцев крестьян и рабочих. Напротив, их власть над крестьянами и рабочими была еще больше ограничена. Согласно законам Петра помещики, разорявшие и утеснявшие крестьян (включая теперь и дворовых, бывших холопов), наказывались возвращением их поместий с крестьянами в казну, и передачей их другому владельцу, как правило, разумному, благонравному родственнику растратчика. По указу от 1724 года было запрещено вмешательство помещика в заключение браков между крестьянами (до этого помещик рассматривался как своего рода второй отец крестьян, без благословения которого брак между ними невозможен). Крепостные заводчики не имели права продавать своих рабочих, разве что вместе с заводом. Это, кстати, породило интересный феномен: если в Англии заводчик, нуждающийся в квалифицированных рабочих, увольнял имеющихся и нанимал других, более высококвалифицированных, то в России заводчик должен был отправить рабочих учиться за свой счет, так, крепостные Черепановы учились в Англии за деньги Демидовых. Петр последовательно боролся против торговли крепостными. Большую роль сыграло при этом упразднение института вотчинников, все представители служилого сословия при Петре стали помещиками, находящимися в служилой зависимости от государя, а также уничтожение различий между крепостными и холопами (дворней). Теперь землевладелец, пожелавший продать даже холопа (например, повара или горничную), вынужден был продать вместе с ними и участок земли (что делало такую торговлю убыточной для него). Указом Петра от 15 апреля 1727 г. запрещалась также продажа крепостных врозь, то есть с разлучением семьи.

Опять же субъективно усиление крепостной зависимости крестьян в петровскую эпоху облегчалось тем, что крестьяне видели: дворяне не в меньшей, а в еще большей мере стали зависеть от государя. Если в допетровскую эпоху русские дворяне выполняли служебную воинскую повинность от случая к случаю, по призыву царя, то при Петре они стали служить регулярно. На дворян легла тяжелая пожизненная воинская или гражданская повинность. С пятнадцатилетнего возраста каждый дворянин обязан был либо отправиться служить в армии и во флоте, причем, начиная с низших чинов, с рядовых и матросов или отправиться на гражданскую службу, где тоже должен был начать с низшего чина, унтер-шрайбера (за исключением тех дворянских сыновей, которые назначались отцами распорядителями поместий после смерти родителя). Служил он практически безотлучно, годами и даже десятилетиями не видя своего дома и своей семьи, оставшейся в поместье. И даже полученная инвалидность зачастую не освобождала его от пожизненной службы. Кроме того, дворянские дети обязаны были до прихода на службу получить за свой счет образование, без чего им запрещалось жениться (отсюда и заявление фонвизинского Митрофанушки: «не хочу учиться, хочу жениться»).

Крестьянин, видя, что дворянин пожизненно служит государю, рискуя жизнью и здоровьем, годами будучи разлученным с женой и детьми, мог посчитать справедливым, что и он должен со своей стороны «послужить» - трудом. Тем более личной свободы у крепостного крестьянина в Петровскую эпоху было все же чуть больше, чем у дворянина и положение его было полегче дворянского: крестьянин мог заводить семью, когда захочет и без разрешения помещика, жить со своей семьей, жаловаться на помещика в случае обиды…

Как видим, Петр все-таки не вполне был европейцем. Он использовал для модернизации страны исконные русские институты служилого государства и даже ужесточил их. Вместе с тем Петр же и заложил основы для их разрушение в ближайшем будущем. Поместная система при нем стала заменяться системой пожалований, когда за заслуги перед государем дворянам и их потомках жаловали земли и крепостных с правом наследовать, покупать, продавать, передавать в дар, чего ранее помещики были лишены по закону . При преемниках Петра это привело к тому, что постепенно крепостные превратились из государственных тяглецов в самых настоящих рабов. Причин такой эволюции было две: приход на место правил русского служилого государства западной системы сословий, где права высшего сословия – аристократии не зависят от службы, и приход на место поместного землевладения в России - частной собственности на землю. Обе причины укладывались в тенденции распространения в России западного влияния, начатого реформами Петра.

Уже при первых преемниках Петра – Екатерине Первой, Елизавете Петровне, Анне Иоанновне наметилось стремление высшего слоя российского общества сложить с себя государственные повинности, но сохранить при этом права и привилегии, которые с этими повинностями ранее были неразрывно связаны. При Анне Иоанновне, в 1736 году был выпущен указ, ограничивающий обязательную военную и государственную службу дворян, которая при Петре Первом была пожизненной, 25-ю годами. При этом государство стало закрывать глаза на массовое невыполнение петровского закона, требовавшего, чтобы дворяне служили, начиная с низших должностей. Дворянских детей с рождения записывали в полк и к 15-ти годам они уже «дослуживались» до офицерского звания. В царствование Елизаветы Петровны дворяне получили право иметь крепостных, даже если у дворянина не имелось земельного участка, помещики же получили право ссылать крепостных в Сибирь вместо отдачи их в рекруты. Но апогеем конечно стал манифест от 18 февраля 1762 года, выпущенный Петром Третьим, но реализованный Екатериной Второй, по которому дворяне получали полную свободу и уже не должны были в обязательном порядке служить государству на военном или гражданском поприще (служба становилась добровольной, хотя, безусловно, те дворяне, что не имели достаточного количества крепостных и мало земли, были вынуждены идти служить, так как их поместья прокормить их не могли). Этот манифест фактически превратил дворян из служилых людей в аристократов западного типа, которые имели и землю, и крепостных крестьян в частной собственности, то есть безо всяких условий, просто по праву принадлежности к сословию дворян. Тем самым был нанесен непоправимый удар по системе служилого государства: дворянин был свободен от службы, а крестьянин оставался прикрепленным к нему, причем, не только как к представителю государства, но и как к частному лицу. Такое положение вещей вполне ожидаемо было воспринято крестьянами как несправедливое и освобождение дворян стало одним из немаловажных факторов для крестьянского восстания, которое возглавили яицкие казаки и их вождь Емельян Пугачев, выдававший себя за покойного императора Петра Третьего. Историк Платонов так описывает умонастроения крепостных крестьян накануне пугачевского восстания: «волновались и крестьяне: в них ясно жило сознание того, что они обязаны государством работать на помещиков именно потому, что помещики обязаны служить государству; в них жило сознание, что исторически одна обязанность обусловлена другой. Теперь снята дворянская обязанность, следует снять и крестьянскую».

Оборотной стороной освобождения дворян стало превращение крестьян из крепостных, то есть государствообязанных тяглецов, имевших широкие права (от права на жизнь до права защищать себя в суде и самостоятельно заниматься коммерческой деятельностью) в настоящих рабов, практически лишенных прав. Это началось еще при преемниках Петра, но получило логическое завершение именно при Екатерине Второй. Если указ Елизаветы Петровны разрешал помещикам ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостное поведение», но ограничивал их при этом тем, что каждый такой крестьянин приравнивался к рекруту (а это значит, сослать можно было только определенное число), то Екатерина Вторая разрешила помещикам ссылать крестьян без ограничений. Более того, при Екатерине по указу от 1767 года крепостные владельческие крестьяне лишились права жаловаться и обращаться в суд на помещика, злоупотребляющего своей властью (интересно, что такой запрет последовал сразу же за делом «Салтычихи», которую Екатерина была вынуждена отдать под суд по жалобам родных убитых Салтыковой крестьянок). Право судить крестьян теперь стало привилегией самого помещика, что развязало руки помещикам-самодурам. Согласно жалованной грамоте 1785 года крестьяне даже перестали считаться подданными короны и по словам Ключевского приравнивались к сельскохозяйственному инвентарю помещика. В 1792 году указ Екатерины разрешил продавать крепостных за помещичьи долги с публичного торга. При Екатерине был увеличен размер барщины, он составлял от 4 до 6 дней в неделю, в некоторых областях (например, в Оренбуржье) крестьяне могли работать на себя лишь ночью, по выходным и в праздники (в нарушение церковных правил). Многие монастыри были лишены крестьян, последние были переданы помещикам, что значительно ухудшило положение крепостных.

Итак, Екатерине Второй принадлежит сомнительная заслуга полного порабощения помещичьих крепостных крестьян. Единственное, что помещик не мог сделать с крестьянином при Екатерине – продать его за границу, во всем остальном власть его над крестьянами была абсолютной. Интересно, что сама Екатерина Вторая даже не понимала различий между крепостными и рабами; Ключевский недоумевает, почему она в своем «Наказе» именует крепостных рабами и почему считает, что у крепостных нет имущества, если на Руси издавна установилось, что раб, то есть холоп, в отличие от крепостного не платит тягло, и что крепостные – не просто владеют имуществом, но и могли вплоть до второй половины 18 века без ведома помещика заниматься коммерцией, брать подряды, торговать и т.д. Думаем, объясняется это просто – Екатерина была немкой, она не знала стародавних русских обычаев, и исходила из положения крепостных на родном ей Западе, где они действительно были собственностью феодалов, лишенными своего собственного имущества. Так что напрасно наши либералы-западники уверяют нас, что крепостное рабство есть следствие недостатка у русских начал западной цивилизации. На самом деле все обстоит наоборот, пока русские имели самобытное служилое государство, не имеющее аналогов на Западе, никакого крепостного рабства не было, потому что крепостные являлись не рабами, а государственнообязанными тяглецами со своими правами, охраняемыми законом. А вот когда элита русского государства стала подражать Западу, то крепостные и превратились в рабов. Рабство в России было просто было перенято с Запада, тем более, что там во времена Екатерины оно было широчайшим образом распространено. Вспомним хотя бы известный рассказ о том, как британские дипломаты просили у Екатерины Второй продать крепостных, которых они хотели использовать как солдат в борьбе с мятежными колониями Северной Америки. Англичан удивил ответ Екатерины – что по законам Российской империи крепостные души нельзя продавать за границу. Обратим внимание: англичан удивил не тот факт, что в Российской империи людей можно купить и продать, напротив, в Англии того времени это было рядовым и обычным делом, а то, что с ними нельзя сделать что угодно. Англичан удивило не наличие рабства в России, а его ограниченность…

4. Свобода дворян и свобода крестьян

Между прочим, существовала определенная закономерность между степенью западничества того или иного русского императора и положением крепостных. При императорах и императрицах, которые слыли обожателями Запада и его порядков (как Екатерина, которая даже переписывалась с Дидро), крепостные становились настоящими рабами – бесправными и забитыми. При императорах же, ориентированных на сохранение русской самобытности в государственных делах, напротив, участь крепостных улучшалась, а вот на дворян ложились определенные обязанности. Так, Николай Первый, которого у нас в свое время не уставали клеймить как реакционера и крепостника, выпустил ряд указов, которые существенно смягчили положение крепостных: в 1833 было запрещено продавать людей отдельно от их семейств, в 1841 - покупать крепостных без земли всем не имеющим населённых имений, в 1843 - запрещено покупать крестьян безземельным дворянами. Николай Первый запретил помещикам ссылать на каторгу крестьян, разрешил крестьянам выкупаться из продаваемых имений. Он прекратил практику раздач крепостных душ дворянам за их услуги государю; впервые в истории России крепостные помещичьи крестьяне стали составлять меньшинство. Николай Павлович реализовал разработанную графом Киселевым реформу, касающуюся государственных крепостных: всем государственным крестьянам были выделены собственные наделы земли и участки леса, а также повсеместно были учреждены вспомогательные кассы и хлебные магазины, которые оказывали крестьянам помощь денежными ссудами и зерном в случае неурожая. Напротив, помещики при Николае Первом снова стали преследоваться по закону в случае их жестокого обращения с крепостными: к концу царствования Николая около 200 имений были арестованы и отобраны у помещиков по жалобам крестьян. Ключевский писал, что при Николае Первом крестьяне перестали быть собственностью помещика и вновь стали подданными государства. Иначе говоря, Николай снова закрепостил крестьян, а это значит в определенной степени освободил их от своеволия дворян.

Если выражаться метафорически, то свобода дворян и свобода крестьян были подобны уровням воды в двух рукавах сообщающихся сосудах: увеличение свободы дворян приводило к закабалению крестьян, подчинение дворян закону смягчало участь крестьян. Полная же свобода тех и других была просто утопией. Освобождение крестьян в период с 1861 по 1906 год (а ведь по реформе Александра Второго крестьяне освободились только от зависимости от помещика, но не от зависимости от крестьянской общины, от последней их освободила лишь реформа Столыпина) привела к маргинализации и дворянства и крестьянства. Дворяне, разоряясь стали растворяться в сословии мещан, крестьяне, получив возможность освободиться от власти помещика и общины, пролетаризировались. Чем все это окончилось напоминать не надо.

Современный историк Борис Миронов выносит, на наш взгляд, справедливую оценку крепостному праву. Он пишет: «Способность крепостничества обеспечивать минимальные потребности населения была важным условием его длительного существования. В этом нет апологии крепостного права, а лишь подтверждение того факта, что все социальные институты держатся не столько на произволе и насилии, сколько на функциональной целесообразности … крепостное право являлось реакцией на экономическую отсталость, ответом России на вызов среды и трудных обстоятельств, в которых проходила жизнь народа. Все заинтересованные стороны - государство, крестьянство и дворянство - получали определённые выгоды от этого института. Государство использовало его как инструмент для решения насущных проблем (имеются в виду оборона, финансы, удержание населения в местах постоянного жительства, поддержание общественного порядка), благодаря ему получало средства на содержание армии, бюрократического аппарата, а также несколько десятков тысяч бесплатных полицейских в лице помещиков. Крестьяне получали скромные, но стабильные средства к жизни, на защиту и возможность устраивать свою жизнь на основе народных и общинных традиций. Для дворян, как тех, кто имел крепостных, так и тех, кто ими не обладал, а жил государственной службой, крепостное право было источником материальных благ для жизни по европейским стандартам». Вот спокойный, взвешенный, объективный взгляд истинного ученого, так приятно отличающийся от надрывных истерик либералов. Крепостное право в России связано с целым рядом исторических, экономических, геополитических обстоятельств. Оно все равно возникает, как только государство попытается подняться, начать необходимые масштабные преобразования, организовать мобилизацию населения. Во время сталинской модернизации на крестьян-колхозников и заводских рабочих также была наложена крепость в виде приписки к определенному населенному пункту, определенному колхозу и заводу и ряд четко оговоренных обязанностей, исполнение которых даровало определенные права (так, рабочие имели право на получение дополнительного пайка в спецраспределителях по талонам, колхозники – на владение собственным огородом и скотиной и на продажу излишков).

Да и сейчас после либерального хаоса 1990-х наблюдаются тенденции к определенному, хотя и весьма умеренному, закрепощению и наложению тягла на население. В 1861 году была отменена не крепостная зависимость – как видим, таковая с регулярностью возникает в истории России - было отменено рабство крестьян, учрежденное либеральными и западническими правителями России.

[i] слово «завет» и означает договор

Положение холопа в Московской Руси существенно отличалось от положения раба в тот же период на Западе. Среди холопов были, например, докладные холопы, которые заведовали хозяйством дворянина, стояли не только над другими холопами, но и над крестьянами. Некоторые холопы имели имущество, деньги и даже своих собственных холопов (хотя, безусловно, большинство холопов были разнорабочими и слугами и занимались тяжелым трудом). То обстоятельство, что холопы были освобождены от государственных повинностей, прежде всего выплаты налогов, делало их положение даже привлекательным, по крайней мере закон XVII века запрещает крестьянам и дворянам переходить в холопство ради того, чтоб избежать государственных повинностей (значит, желающие все же были!). Значительную часть холопов составляли временные, которые становились холопами добровольно, на определенных условиях (например, продавали себя за ссуду с процентами) и на строго оговоренный срок (до того, как отработают долг или вернут деньги).

И это несмотря на то, что даже в ранних трудах В.И. Ленина строй Московского царства определялся как азиатский способ производства, что гораздо ближе к истине, этот строй больше напоминал устройство древнего Египта или средневековой Турции, чем западный феодализм

Кстати, именно поэтому а вовсе не из-за мужского шовинизма в «души» записывали только мужчин, женщина – жена и дочь крепостного крестьянина сама по себе тяглом облечена не была, потому что не занималась сельскохозяйственным трудом (тягло выплачивалось данным трудом и его результатами)

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО КРЕПОСТНОЕ - форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в Средние века на положении крепостных находились английские вилланы , французские и итальянские сервы) элементы К. п. исчезли в XIV в. (окончательно в XVI-XVIII вв.). В Центральной и Восточной Европе К. п. возродилось в самых суровых формах в XVI-XVII вв. и отменено в ходе буржуазных реформ конца XVIII-XIX вв. В России в общегосударственном масштабе К. п. окончательно утвердилось к середине XVII в. В XVII- XVIII вв. все несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861 г.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КРЕПОСТНОЕ ПРАВО" в других словарях:

    Крепостничество форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала. В Западной Европе, где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы,… … Политология. Словарь.

    - (крепостничество) форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала. В Зап. Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы,… … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    Крепостное право - (крепостничество), форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В России закреплено Судебником 1497; указом о заповедных годах (конец 16 в.), в котором запрещался переход крестьян от … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    КРЕПОСТНОЕ ПРАВО, крепостничест во, форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца. В России оформлялось в общегосударственном масштабе Судебником 1497, указами конца 16 начала 17 вв. о заповедных… … Русская история

    крепостное право - Прикрепление крестьян к земле и подчинение административной и судебной власти феодала … Словарь по географии

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    - (крепостничество), форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы,… … Энциклопедический словарь

    Высшая степень неполной собственности феодала на работника произ ва. Иногда в литературе под К. п. понимается всякая форма феод. зависимости. К. п. находит юридич. выражение в 1) прикреплении крестьянина к земле; 2) праве феодала отчуждать… … Советская историческая энциклопедия

    Совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости при феодализме. К. п. включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Крепостное право в Каталонии в средние века. , Пискорский В.К.. Книга представляет собой репринтное издание 1901 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…
  • Крепостное право в Каталонии в Средние века , Пискорский В.К.. Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного историка В. К. Пискорского (1867-1910), в которой представлен очерк эволюции крепостного права в средневековой Каталонии как…

форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в Средние века на положении крепостных находились английские вилланы, французские и итальянские сервы) элементы К. п. исчезли в XIV в. (окончательно в XVI-XVIII вв.). В Центральной и Восточной Европе К. п. возродилось в самых суровых формах в XVI-XVII вв. и отменено в ходе буржуазных реформ конца XVIII-XIX вв. В России в общегосударственном масштабе К. п. окончательно утвердилось к середине XVII в. В XVII-VIII вв. все несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

система правовых норм, прикреплявших крестьянина к земле и к ее владельцу. Экономической основой крепостничества является феодальная собственность на землю. Феодальный способ производства предполагает наличие мелких производителей, наделенных землей и орудиями производства и могущих поэтому обрабатывать господскую землю (барщина) и платить феодалу оброк в натуральной или денежной форме. Поэтому феодальный способ производства связан с внеэкономическим принуждением к труду, которое играло важную роль в деле укрепления экономической власти помещиков-крепостников. Формы и степени внеэкономического принуждения были различны, начиная от крепостного состояния и кончая сословной неполноправностью крестьян. При крепостной зависимости существовала неполная собственность феодала на работника производства – крепостного крестьянина, которсого феодал уже не мог убить, но которого он мог продать, купить.

Первыми категориями крепостных в Русском государстве были холопы, «посаженные» на землю и наделенные орудиями производства. Продолжая известное время сохранять юридическое положение рабов, они эксплуатировались как крепостные. «Новые производительные силы требуют, чтобы у работника была какая-нибудь инициатива в производстве и наклонность к труду, заинтересованность в труде. Поэтому феодал покидает раба, как не заинтересованного в труде и совершенно неинициативного работника, и предпочитает иметь дело с крепостным, у которого есть свое хозяйство, свои орудия производства и который имеет некоторую заинтересованность в труде, необходимую для того, чтобы обрабатывать землю и выплачивать феодалу натурой из своего урожая» (Сталин И. В., Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 556).

По мере разложения сельской общины (см.) массы разорившихся, общинников теряют свою экономическую самостоятельность и закабаляются феодалами. Следует отметить, что феодалы закабаляли смердов (см.); еще во времена Русской Правды (см.). К числу феодально-зависимых групп населения относились также закупы (люди, взявшие «купу» – ссуду у феодала, за что они должны были работать в его хозяйстве до возвращения ссуды). Основная масса свободного сельского населения превратилась в фео-дальногзависимых в результате экспроприации феодалами общинных земель, превращения их в собственность феодалов и установления монополии феодалов на земельную собственность. В процессе закрепощения крестьян особенно ярко сказалась роль феодальной надстройки, активно содействовавшей укреплению феодального базиса: внеэкономическое принуждение укрепляло экономическою власть помещиков-крепостников. В различных частях Древнерусского государства, а после распада последнего – в отдельных землях (княжествах) процесс закоепощения имел свои особенности и протекал с различной интенсивностью.

Период становления Русского централизованного государства был периодом дальнейшего закрепощения крестьян. Во второй полозине 15 в. начинает развиваться денежная рента, что влекло за собой усиление феодальной эксплуатации и обострение классовых противоречий. На усиление гнета крестьянство отвечало массовым бегством и возмущением. Борясь с:этим, великие князья по требованию поместного дворянства, а также монастырей издают грамоты, которыми лишают права перехода, т. е. закрепощают, отдельные категории крестьян. Наряду с холопами, посаженными на землю («страдники»), были закрепощены старожильцы (т. е. крестьяне, давно жившие на землях феодалов), а также «серебренники» (крестьяне, взявшие взаймы деньги – «серебро» и таким образом попавшие в зависимость). Однако до конца 1-5 в. основная масса сельского населения продолжала пользоваться правом свободного перехода от одного феодала к другому в любое время года после уплаты долга землевладельцу, хотя в отдельных землях (Псковская земля) уже устанавливается один срок в году для крестьянского перехода. Стремясь удовлетворить требования поместного дворянства, нуждавшегося, в рабочей силе, Судебник 1497 г. (см.) в ст. 57 установил единый для всех крестьян срок выхода («отказа») – «за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего» (т. е. о 19.ноября по 3 декабря по старому стилю), причем крестьяне должны были предварительно заплатить землевладельцу значительную сумму за пользование двором («пожилое»). Установление Юрьева дня (см.) явилось одним из важных этапов процесса закрепощения крестьян. Оно было подтверждено Судебником 1550 г. (см.). Дальнейший рост товарно-денежных отношений влек за собой все большую задолженность крестьян.землевладельцам. Опутанные долгами, крестьяне фактически лишаются возможности перехода и в Юрьев день, за исключением случаев, когда какой-либо другой землевладелец, уплатив долги крестьянина, свезет его к себе. Так крестьянский выход постепенно заменяется вывозом крестьян, т. е. фактически их продажей. Хозяйственное разорение в конце 16 в., обострение борьбы за рабочие руки, рост влияния дворянства, наиболее заинтересованного в закрепощении крестьян, повлекли за собой отмену Иваном. IV Юрьева дня. Около 1580 г. было издано «Уложение», которым вводились «заповедные лета» (годы, когда выход и вывоз крестьян запрещались «впередь до государева указу»). Первым заповедным годом был 1581 г. Хотя установление «заповедных лет» было временной мерой, оно явилось основой для дальнейшего развития К. п. Вслед за отменой права крестьянского перехода в 80–90-х гг. 16 в. была произведена перепись крестьян, еще более закрепившая их за помещиками. Указом 24 ноября 1597 г. о сыске беглых крестьян решение спорных дел о беглых и незаконно перешедших крестьянах было возложено на суд, причем срок возбуждения иска о возвращении крестьян был установлен в 5 лет («урочные лета»). Все эти крепостнические мероприятия вызвали возмущение крестьянства, перешедшее в начале 17 в. в крестьянскую войну. После подавления крестьянских восстаний срок сыска беглых был повышен до 15 лет. Однако дворянство требовало полной отмены «урочных лет». Земский собор 1648–49 гг. полностью удовлетворил требования дворянства. В 1649 г. было принято Соборное уложение (см. Соборное уложение 1649 г.), которое закрепило установление К. п. Соборное уложение предложило всех беглых крестьян с семьями насильно вернуть прежним господам «без урочных лет» и установило уголовные наказания за прием беглых. Уложение санкционировало куплю-продажу крестьян без земли. При Петре I после введения подушной подати (см.) произошло слияние крепостных крестьян с холопами. В крепостные были записаны все вольные «гулящие» люди. На протяжении всего 18 в. происходит ухудшение положения крепостных и систематическое расширение прав помещиков, которые получают в отношении крепостных крестьян такие же права, какие они имели раньше по отношению к холопам. Помещики продают крепостных крестьян, закладывают их, дарят, завещают, меняют на вещи. Число барщинных дней доходит до 5–6 в неделю. Расширяется право помещиков судить и наказывать крестьян. В 1760 г. помещики получили право ссылать «виновных» крепостных в Сибирь, а в 1765 г. – ссылать на каторжные работы.

Крепостное состояние прекращалось лишь в случаях: призыва в армию, ссылки помещиками крестьян на поселение в Сибирь, отпуска помещиками крепостных на волю и выкупа крепостных.

К концу 18 в. крепостнические производственные отношения уже перестали соответствовать характеру производительных сил. В первой половине 19 в. и в сельском хозяйстве, и в промышленности все явственнее сказывается развитие элементов нового, капиталистического уклада и разложение в связи с этим крепостнической системы хозяйства. «Производство хлеба помещиками на продажу, особенно развившееся в последнее время существования крепостного права, было уже предвестником распадения старого режима» (Ленин В. И., Соч., т. 3, стр. 158). Господствующий класс помгщиков стремился всемерно помещать действию экономического закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Помещики ищут выхода из кризиса в дальнейшем усилении эксплуатации крепостных. Но усиление феодальной эксплуатации вызывает рост крестьянского движения против К- п. В 1861 г. царизм, ослабленный военным поражением в Крымской войне и напуганный крестьянскими «бунтами», оказался вынужденным отменить К. п. «Освобождение» на деле явилось бессовестнейшим грабежом крестьян, сопровождавшимся насилием и надругательством над ними. Царское правительство заставило «освобожденных» крестьян выкупать их собственные земли по ценам, вдвое и втрое выше действительной цены земли. И после отмены К. п. крестьянство оставалось нищим, забитым, темным, всецело подчиненным помещикам, господствовавшим в суде и управлении. Крестьянская реформа 1861 г. сохранила значительные остатки крепостничества – политическое бесправие крестьянства, отработки, телесные наказания (последние существовали до 1903 г.). Помещики посредством выкупных платежей, существовавших до 1907 г., штрафов, высокой арендной платы и т. п. грабительских способов продолжали выжимать последние соки из отсталого крестьянского хозяйства, разоряли крестьян.

Лишь Великая Октябрьская социалистическая революция, отменившая помещичью собственность на землю и передавшая землю в вечное и безвозмездное пользование всех трудящихся, принесла крестьянству действительное освобождение, сделала крестьян равноправными членами социалистического общества и открыла путь к зажиточной, счастливой колхозной жизни.

Отличное определение

Неполное определение ↓