За что Иисус критиковал фарисеев, саддукеев и книжников? Кто такие фарисеи и саддукеи

Спрашивает Андрей
Отвечает Алла Бурлай, 22.07.2008


Уважаемый Андрей!

Вот что я прочла в словаре Брокгауза:

Фарисеи , иуд. религ. и полит. партия, единственная из евр. партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе совр. иудаизма лежат преимущ. фарисейские традиции. Слово "Ф.", вероятно, означает "обособленные" и подразумевает группу людей, на к-рых, в отличие от саддукеев, не оказали заметного влияния чужеродные эллинистич. и рационалистич. идеи. Ф. строго следили за соблюдением Закона ()...

Во времена Иисуса полит. вожди евр. народа, большая часть высокопост. священства и синедриона принадлежали к проэл-линистич. настроенным саддукеям, но духовными вождями народа оставались Ф. Не будучи в большинстве своем священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми, всей душой стремившимися исполнять Закон как Божью волю ( и след.). Они признавали существование добрых и злых духов, жизнь после смерти и телесное воскресение (). В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего предосудительного ( и след.), но в то же время Он предостерегал от слепого подражания им ( и след.), поскольку Ф. полагались на собств. праведность, а не на Господа ( и след.; и след.; ср. ). Ф. ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение. На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли ( и след.;. Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, лицемерие (ст. 7-9; 23:13-29) и самолюбование ( ; 23:5-7; ).

Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон (напр., во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние. Но главной заповеди, любви к Богу и ближним, Ф. не уделяли достойного внимания () или распространяли ее только на фарисеев (отсюда вопрос в : "А кто мой ближний?").

Ф. были убеждены в том, что они - единственно подлинные дети Авраама и сыны Божьи (), истинные ученики Моисея (), люди, духовно зрячие (ст. 40 и след.). Это ложное убеждение делало их надменными ( и след.), властолюбивыми и даже доводило до богохульства, когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них действия Св. Духа (). Они ревностно поддерживали свой престиж ( и след.; ). Своим чрезмерным миссионерским усердием Ф. преграждали путь в Царство Небесное тем, кто действит. искал Бога ( ; ), и вели обращенного ими язычника к верной духовной смерти ().

Поэтому Иисус называет их сынами дьявола (). Чтобы понять всю остроту разногласий Иисуса с Ф., благочестивыми людьми Его времени, нужно помнить, что Его упреки () полностью относились и к таким уважаемым и почтенным людям, как Никодим (см. ) или Гамалиил ().

Саддукеи. Иуд. религ. партия, возникновение к-рой, вероятно, относится к перс. или эллинистич. временам. Свое название она получила по имени некоего Цадока (Садока). Он, очевидно, был первосвященником во времена Давида и Соломона, и с того времени должность первосвященника передавалась в его роду по наследству ( ; ; 2:35; ср. ; 43:19; 44:15; 48:11). С. были весьма политизированы и находились под значительно сильным эллинистич. влиянием. С. являлись противниками фарисеев ( и след.)…

Во времена НЗ их влияние на народ было незначит., но саддукейские священники образовывали преданную первосвященнику фракцию в синедрионе () и т.о. участвовали в политич. руководстве страной, выражая интересы аристократии. Ко времени обществ. выступления Иисуса их политика по отношению к римлянам в целом была дружеств. В борьбе против Иисуса С. и фарисеи выступали единым фронтом ( ,11 и след.), но руководствовались различн. мотивами: фарисеи ненавидели Иисуса за Его учение и Его дела, а С., вероятно, считали, что устранение Иисуса необходимо, скорее, по политич. соображениям.

С. и фарисеи единодушно признавали Пятикнижие Моисея, однако С. отвергали устное "Предание отцов" (Галаху), т.е. выработ. фарисеями предписания по соблюдению Закона, и не слишком высоко ценили книги пророков. Однако по отдельным вопросам Закона они высказывали еще более строгие суждения, чем их противники фарисеи. Будучи рационалистами, они не признавали воскресения мертвых ( ; ; ; и след.; 23:8) и жизнь после смерти (см. и след.). Иосиф Флавий, бывший противником С., называл их фаталистами.

15 окт

Для начала, конечно, стоит пояснить кто такие фарисеи, саддукеи и книжники. Фарисеи и саддукеи являлись разными ветвями (течениями) иудаизма, а книжники занимались тем, что переписывали свитки Священного Писания, поэтому хорошо его знали и уважались народом. Обличения Иисусом Христом фарисеев и саддукеев были обращены в основном к их духовным авторитетам. То есть критика фарисеев, саддукеев и книжников является обличением Иисусом действия духовных лидеров Израиля того времени.

В первую очередь, конечно, Христос обличал духовенство в лицемерии! То есть, они выглядели респектабельно, духовно возвышенно, пользовались уважением народа, а внутри, что не было заметно простым верующим, были не столь порядочны и духовны. Иисус говорил о них так:

Матф.23:27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.


Если углубляться в частности, то Иисус Христос критиковал фарисеев, саддукеев и книжников за нижеследующее. Приведем о них слова Иисуса

1. За то, что они исполняли НЕ все заповеди Писания, а в большей степени – обрядовые и которые на виду:

Матф. 23: 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе : суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Матф. 23:2 сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (учителя Божьего закона, первым из которых был Моисей); 3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их (фарисеев) не поступайте, ибо они говорят, и не делают .


2. За то, что они учили неверно народ, что служило погибели людей:

Матф. 23: 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. 15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.


3. За то, что они любили возвышать себя над народом (паствой):

Матф. 23: 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!


4. За то, что отделяли себя от народа, в том числе специальной одеждой , чего не было в законе Моисея для левитов и других служителей (только священники, входя в святилище одевали специальную одежду из виссона, а Первосвященник – носил более сложную функционально, символизируя Посредника Иисуса):

Матф. 23: 5 увеличивают воскрилия одежд своих


5. За то, что прибавили к закону Моисея много человеческих Преданий :

Матф. 23:4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям

Мар.7:7 тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим .


6. За то, что духовные лидеры отменяли прямые заповеди Божьи, отдавая приоритет исполнению заповедей человеческих Преданий:

Мар.7:8 Ибо вы, оставив заповедь Божию , держитесь предания человеческого , омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. 9 … хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

Матф. 15:3 зачем … вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего (речь идет о преданиях старцев, о чем написано в Матф. 15:2)? 6 таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

Как Вы думаете, относятся ли все эти упреки Христа к духовным лидерам некоторых современных исторических христианских конфессий, которые:

1. Исполняют не все заповеди Писания (в частности прямо некоторые нарушают 2, 3, 4 заповеди Декалога, Исх. 20:4-11)

2. Учат народ не так как написано в Слове Божьем , уводя их от Живого Господа к предметам, святым местам, людям посредникам, мол, эти посредники свяжут их с Богом. Поэтому верующие неверно понимают характер любящего Господа, мол, ему, некогда, Он общается только с избранными, а простых людей не слышит и не замечает и ждет, чтоб те обратились к святым или святыням… Но Бог в Своем Слове говорит, что Он Сам слышит все направленные к Нему молитвы и рядом с каждым из нас и вникает во все наши дела (Пс. 32:15) и знает даже сколько у нас волос на голове (Матф.10:30), и ответит на молитву веры и исцелит (Иак. 5:15).

3. Некоторые служители возвышают себя : не против, когда им целуют руки и подол, считают свое духовное положение гораздо ближе к Богу. Хотя, по сути они такие же обыкновенные люди - грешники, а иногда и больше, ведь знание церковных уставов само по себе не освещает человека, зато, кому больше дано, с того больше и спроситься (Лук.12:48). Многие духовные учителя просят, чтоб их называли духовный учитель, наставник, отец, папа, что напрямую запрещал Иисус, указывая на подобные ошибки фарисеев (см. Матф. 23 гл)

4. Придумали себе специальную одежду , чтоб подальше себя отделить от обычных людей, вызывая у тех особое уважение к себе. Хотя закон Моисея не предписывал всем служителям отличаться одеждой (кроме Первосвященника), а только надевать ее священникам перед тем как войти в храм. Также служители первой христианской церкви (первые 3 века), включая епископов, не имели специальной одежды, а носили то, что и простые люди.

5. Духовенство христианства, сращиваясь с государством, впитало в учение много из язычества – чудотворные святыни, святые посредники, волшебные места и предметы. Также прибавили к Божьему закону множественные придуманные бремена : посты, епитимии и т.д., усложняя жизнь верующему, чего не предписывал Бог в Своем Слове. Этого никогда не было ни в Ветхом ни в Новом Завете.

6. Духовные лидеры поверили, что старцы имеют право комментировать закон Божий так, что это изменяет четко и однозначно изложенные заповеди Божьи . В частности, изменив четвертую заповедь о субботе, подкорректировав вторую заповедь, где Господь запрещает почитание ЛЮБЫХ изображений, игнорирую третью заповедь, где Бог запрещает напрасно повторять Его имя, а в некоторых молитвах это делается аж по 40 раз, для набора счета, как будь-то Бог с первого раза не слышит. Есть и другие нарушения закона, я здесь пишу о самых наглядных. Более полно данный вопрос раскрыт в моей книге . Во всех этих случаях, нарушение прямой заповеди поясняется Преданием, мол, святые старцы объяснили, что так можно делать и это не нарушение. Именно за это упрекал Иисус духовенство своего времени, что те авторитет старцев ставили выше прямого Слова Божьего.


Валерий Татаркин



Здесь = > другие

Кумран и Христос

поиск по слову

перейти к странице

3. Саддукеи и фарисеи

Наконец мы можем поговорить о двух влиятельных группах в раннем иудаизме, называемых сегодня – саддукеями и фарисеями До сих пор идут споры, кто же из них был виновен в распятии Христа. К сожалению, об обеих партиях известно не особенно много, и мы, в той мере, в какой этого будет требовать наше повествование, путем логических сопоставлений и обращением к малоизвестным свидетельствам попытаемся восполнить существующий пробел.

В отношении истинных причин появления этих двух партий существуют различные предположения. Само их отнесение к категории партий говорит, прежде всего, об их активном участии в политической жизни страны. В этой связи часто называемая третьей «партией» – община ессеев таковой «партией», т.е. преследующей целью обладание или захват власти, конечно, не была. В крайнем случае, ессеев можно назвать религиозной сектой но еще вернее – движением . Что касается фарисеев, то в дошедших до нас источниках они появляются под этим именем около 150г. до н.э.

Будучи первоначально с фарисеями, предшественник царя Янная, Гиркан (134-104гг. до н.э.), однажды рассорился с ними, под влиянием одного из своих приближенных , и в результате примкнул к саддукеям – священнической элите и их окружению. Однако его переход к саддукеям приходится рассматривать исключительно как внешнее явление, ибо между левитами, из которых происходили Маккавеи, и Садокидами существовала непреодолимая пропасть.

Садокиды, привилегированная древнейшая каста жрецов, были посвящены в сакральные знания, возможно, уходящие в домоисеево и домесопотамское прошлое праевреев. Принадлежал ли автор Пятикнижия, Ездра, к Садокидам, утверждать сложно. Не исключено, что среди Садокидов было два течения, пройахвистское и элохистское . Как и в любой касте, профессиональные знания здесь никогда не выдавались чужим, а передавались лишь по наследству. Утрата такого знания, то есть выход его наружу, означала бы, помимо всего прочего, и гибель гарантированно доходного предприятия, поэтому, безусловно, оно хранилось за семью пе-

Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.105.
Иосиф Флавий. Иудейские древности XIII, 10.5-6.
К отколовшейся от официальных Садокидов секте ряд исследователей относит Кумранскую общину и даже Учителя Праведности.

чатями. (В своё время брамины вменили Будде в вину выдачу их секретов, точно так же, как несколько веков спустя Садокиды обвинили в этом Иисуса, сына Марии). Текстов, принадлежавших саддукеям, до нас не дошло. Совершенно бесполезно искать сегодня доктрину Садокидов в фарисейских (протомасоретских) или переведенных на греческий вариантах Библии. Это – тот род знаний, который ушел в безвестность вместе с разрушением Храма. Все, что об этом свидетельствует, – это тайные каббалистические книги , которые для современной науки не являются доказательством. Блаватская писала, что единая система Мудрости древних Посвященных,

"содержащая элементы Геометрии и Исчисления, была использована евреями с целью сокрытия своего Эзотерического вероучения под маской популярной национальной монотеистической Религии. Последними, которые знали эту систему в совершенстве, были ученые и, «атеистические» саддукеи, величайшие враги претензий фарисеев и их путаных концепций, принесенных из Вавилона. Да, саддукеи, иллюзионисты, которые утверждали, что Душа, Ангелы, и все подобные Существа являются иллюзиями, так как они временные , показали этим, что они заодно с Восточным Эзотеризмом. И так как они отвергали все книги и Священные Писания, за исключением Закона Моисея, то последний, должно быть, весьма отличался от ныне существующего. Их основатель, Садок, был через Антигона Саххо учеником Симона Праведного. У них была своя сокровенная Книга Закона с самого основания их секты (около 400 г. до Р.Х.), и эта книга оставалась неизвестной массам. Во время Разделения самаритяне признавали только Книгу Закона Моисея и Книгу Иошуа (Иисуса Навина. – .В. , и их Пятикнижие намного старше и отличается от Септуагинты. В 168 году до Р.Х. храм Иерусалима был разгромлен и его Священные Книги а именно, Библия составленная Ездрой и завершенная Иудою Маккавеем были утеряны , после чего Массора завершила работу разрушения (даже Ездровой, уже один раз переделанной Библии , которая началась заменой рогатых (арамейских. – А.В. ) букв квадратными. Поэтому последнее Пятикнижие принятое фарисеями, было отвергнуто и высмеяно саддукеями. Их обычно называют атеистами; все же,

См. основные труды Е.П.Блаватской (и) c анализом каббалистических теорий, обзором соответствующей литературы и творчества наиболее признанных знатоков Каббалы.

См. Josephus Бардера, т. II, стр. 331-335. - Е.П.Б.

так как эти ученые люди (последователи Садока. – А.В. ), которые не делали секрета из своего свободомыслия, выдвинули из своей среды наиболее выдающихся еврейских первосвященников, то это кажется невозможным. Как могли фарисеи и две другие верующие и набожные секты (саддукеи и ессеи. – А.В. ) позволить, чтобы на такой пост избирался заведомый атеист? Трудно найти ответ на это фанатикам и верующим в личного антропоморфического Бога, но очень легко тем, кто принимают факты. Саддукеев называли атеистами потому, что они верили так, как верил посвященный Моисей, и таким образом, весьма расходились со сфабрикованным впоследствии еврейским законодателем (псевдо-Моисеем. – А.В. ) и героем Горы Синай" .

В данном фрагменте Блаватская только показывает отличие эзотерического тайнознания саддукеев от экзотерического (поверхностного) знания фарисеев. Но внутри знания древних танаимов существовало несколько течений, о которых подробнее мы поговорим во второй части нашей книги.

Естественно, что этими тайными знаниями Садокидов не обладали ни Хасмонеи-левиты, род которых в священнической иерархии был самым низшим, ни, надо думать, даже лучшие каббалисты фарисеев . Захваченный Маккавеями сан первосвященников иерусалимского Храма в этом смысле должен был считаться мудрецами Израиля номинальным, если не бутафорным.

Вместе с тем Садокиды были заинтересованы в том, чтобы слиться с новой властью. В свою очередь и Маккавеи, ставшие правителями Иудеи, продолжали разыгрывать карту народных героев, подстраиваясь под настроения населения, требовавшего вернуться к идеалам восстания. Им также в конце концов стало выгодно опереться на священническую аристократию.

После так называемого возвращения иудеев из вавилонского пленения , пока вассальная Иудея зависела от персов и македонян, Садокиды постепенно сосредоточили в своих руках не только духовную власть, но и светскую. Как Аарониды (род Аарона), Садокиды пользовались большими доходами, которые, в виде ре-

Е.П.Б.Т.Д. т.3/1, с.169.

Саддукеев беспочвенно обвиняют в отрицании бессмертия (личной) души и воскресения (физического и личного) тела... для всех остальных евреев (они) были тем же, чем изысканные и образованные гностики являлись для прочих греков в первые столетия нашей эры: Саддукеи (немаккавейские. - А.В. ) были учеными и образованными людьми Иерусалима и занимали высшие должности, как, например, верховных жрецов и судей, тогда как фарисеи почти с начала и до конца были Пенксифами Иудеи (см.: Е.П.Б. Теософ. сл., ст.). (Пенксиф - елейный лицемер, герой романа Ч.Диккенса. - А.В. ).

лигиозных налогов, взимались, согласно «Моисееву закону», со всех произведений земли; таким образом, Садокиды составляли в Иудее не только родовую, но и денежную аристократию. Кроме того, в их собственности находились крупные земельные наделы. Соответственно, их психология целиком характеризовалась классическим феодальным консерватизмом. С другой стороны, главенство части храмовой элиты над финансовым оборотом превращало эту часть в, так сказать, «передовой отряд зарождающегося капитализма». Своего влияния и могущества Садокиды не лишились и тогда, когда высшая власть над страной перешла от них в руки Хасмонеев. Группируясь вокруг новоявленной царской династии в качестве военачальников и советников, саддукеи вновь сумели сосредоточить в своих руках военную и административную власть, лишь редко уступая фарисеям.

Как отмечается в словаре Брокгауза и Ефрона, «исследованиями проф. Хвольсона установлено, что за все время существования второго храма (с 516г. до н.э. – А.В. ) все первосвященники его – которые, вопреки еврейской традиции, были вместе с тем и председателями иерусалимского синедриона – принадлежали исключительно к саддукейской секте. Только за несколько лет до окончательного разгрома Иерусалима (70г. н.э. – А.В. ), в смутное время народного восстания, когда власть перешла в руки демократов – фарисеев, саддукейские первосвященники уступили место фарисейским. В это же время издан был целый ряд законоположений, направленных к тому, чтобы ослабить по возможности саддукейскую секту. С падением Иерусалима и упразднением жертвоприношения саддукеи разом потеряли как политическое свое могущество, так и духовное свое значение» .

Таким образом, Садокиды, став наследственной кастой жрецов, со временем полностью разделили печальную судьбу многих эзотерических школ, превративших знание в доходное предприятие: многие из них встали на путь Левой Тропы. Прочие саддукеи, такие, как основатели Кумранской общины, вынуждены были порвать с нечестивой конгрегацией и более не возвращаться в иерусалимский Храм.

Традиция запрещает приносить жертвы вне Иерусалимского Храма (Втор. 12:13-14:).
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Ст. . См. Chwolson. Das letzte Passamahl Christi. 1892; О религиозных партиях евреев во время 2-го храма. Сборник ист. юрид. быта евр. Киев, 1866.

ХХIII, 26 и др.) – известная секта, возникшая между иудеями после долговременного их плена в Вавилоне. Название фарисеев произошло от еврейского слова, значащего отлучать, отделять, но история их происхождения скрыта во мраке неизвестности. Гордость и лицемерие были их отличительные пороки. Они имели притязание на необычную святость и со строгой заботливостью исполняли многочисленные обряды, очищения и т. п., дошедшие до них по преданию (), но во многих случаях своим чрезмерным исполнением преданий человеческих поступали вопреки закону Божию и делались рабами лицемерия, корыстолюбия и гордости. За это и обличал их Господь и особенно за то, что они выставляли напоказ народу свои подвиги, как-то: молитвы и раздачу милостыни (). С особой силой и полнотой изобразил Иисус Христос ученикам и народу книжников и фарисеев – их гордость, лицемерие, наружное благочестие и внутреннюю нечистоту – пред Своими крестными страданиями и тогда же изрек Свой страшный приговор над этими слепыми вождями народа. В XXIII главе Евангелия от Матфея содержится эта строго обличительная речь Иисуса Христа в таких выражениях: На Моисеевом седалище были книжники и фарисеи. И так все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят, и не делают. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои (повязки на лбу и на руках со словами из закона), и увеличивают воскрилия одежд своих. Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель, Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник, Христос. Большой из вас да будет вам слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше, золото или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше, дар или жертвенник, освящающий дар? И так клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищений и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам, и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников, и вы иных убьете, и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие приидет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне. Вследствие означенных обличений лицемерия и гордости фарисеев, они, естественно, были злейшими врагами Христа и, без сомнения, по своему влиянию на народ много содействовали возмущению народа против Господа во время суда над Ним у Пилата. Богословские понятия фарисеев были правильнее и вернее, чем у саддукеев, так как они веровали в воскресение тела и в будущее воздаяние наград и наказаний, равно как в бытие ангелов и духов (). Хотя секта фарисеев и была враждебно расположена к Господу Иисусу Христу, однако в первые годы христианства некоторые из последователей оной сделались истинными последователями Христа, как, напр., Никодим, Савл, Гамалиил и др.

Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о трех религиозных течениях, существовавших в иудаизме рубежа эр: саддукеях, фарисеях и ессеях («Иудейские древности» ХIII 5:9; «Иудейская война» II 8:2). Труды Иосифа до сих пор остаются основой наших знаний об иудаизме того времени.

Саддукеи

Самой малочисленной, но зато и самой приближенной к власти, была партия саддукеев. Насколько мы можем судить, это была партия крупной еврейской аристократии. Применительно к Иудее и Иерусалиму того времени, аристократия – это священническая аристократия. Со времен возвращения из плена (конец V в. до н.э.) и вплоть до прихода к власти царя Ирода (37-4 гг. до н.э.) первосвященник был не только главой Храма, но и светским владыкой Иерусалима и Иудеи.

Многие историки изображают иерусалимскую священническую аристократию как коррумпированную и утратившую всякое уважение в народе (Goodman M., The Ruling Class of Judaea: The Origins of the Jewish Revolt Against Rome, A.D. 66-70, Cambridge, 1987). Другие считают, что эта картина верна лишь отчасти: «Для многих, очень многих евреев звание первосвященника не потеряло своего значения. В отсутствие царя из династии Давида естественно было считать, что первосвященник послан Богом, чтобы возглавить народ» (Sanders E.P. Judaism: Practice and Belief, L., 1992, p. 327). Вплоть до смуты середины II в. до н.э. все верховные первосвященники принадлежали к династии потомков Садока, который, согласно книге Царств, был первосвященником при Соломоне. Видимо от имени этой династии и происходит название той религиозной партии, которая сложилась вокруг священнической аристократии – «саддукеи».

Саддукеи не признавали устного «предания отцов», которое было столь значимо для другой иудейской религиозной партии - фарисеев. Не признавали и ряда других учений, важных для фарисеев: о воскресении мертвых, об ангелах и духах (Деян 23:8), не принимали учения о предопределении («Иудейские древности» ХIII 5:1). Возможно, их вера была в чем-то более прагматичной и рационалистической, чем у других еврейских религиозных течений. Суд саддукеев, по Иосифу, был особо суров. Повествуя о том, как саддукейский первосвященник Анан казнил Иакова, брата «Иисуса, именуемого Христом», Иосиф пишет, что саддукеи «отличались в судах особенной жестокостью» («Иудейские древности» ХХ 9:1). О том же свидетельствуют и новозаветные повествования (по-видимому, в тот момент все верховные первосвященники принадлежали к партии саддукеев, ср. Деян 5:17). Именно Синедрион, руководимый первосвященником и саддукеями, обрек на смерть Иисуса.

Фарисеи

Название «фарисеи» происходит от еврейского «перушим», или, скорее, от арамейского «перишайя». И то, и другое слово значит «отделенные» - имеется в виду: от грешников и недостаточно благочестивых людей. Фарисеи не исключали себя из религиозной жизни всего остального еврейского народа, не порывали с Иерусалимским Храмом (в отличие от ессеев, см. ниже), но считали, что народ в целом соблюдает религиозные предписания слишком приблизительно и очень нерадиво.

Главной отличительной чертой фарисеев было детальное уточнение расплывчатых предписаний ветхозаветного Закона и неукоснительное их соблюдение. Огромную роль наряду с Писанием играли «предания старцев» (Мф 15:1-6; Мк 7:1-13). Соблюдая ритуальную чистоту, фарисеи отказывались садиться за один стол не только с иноверцами и иноземцами, но и с другими евреями, если считали их оскверненными грехом или недостаточно тщательным выполнением бытовых религиозных предписаний (Мф 9:11). Фарисеи много постились (Мф 9:14), подолгу молились (Мф 23:14). Строго соблюдали субботу (Мф 12:2). Строго, до мелочей, соблюдали предписания о десятине на Храм (Мф 23:23). По социальному статусу большинство из них, как полагают исследователи, было торговцами или небогатыми землевладельцами. Некоторые, однако, целиком посвящали себя изучению и толкованию Закона.

Предельно серьезное отношение к вопросам веры сближает первых христиан и фарисеев. Но в Новом Завете портрет фарисея дан как своего рода фон к тому, каким должен быть последователь Иисуса Христа: у того, кто идет за Иисусом, на первом месте должно быть не внешнее, а внутреннее.

«Книжники и фарисеи заняли место Моисея и учат вас. Все, что они вам велят соблюдать – соблюдайте, но не следуйте их примеру, потому что они говорят, а сами не делают. Они навьючивают на людей тяжелое и неудобоносимое бремя, а сами и пальцем до него не дотронутся. Все дела свои делают напоказ… » (Мф 23:2-5).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы чистите чашу и блюдо снаружи, а внутри они наполнены жадностью и неправдой. Слепой фарисей! Сперва очисти то, что внутри, в чаше, тогда и снаружи она будет чиста» (Мф 23:25-26). Притча о мытаре и фарисее (Лк 18) наиболее четко выразила отношение Христа к фарисеям – и сделала в европейских языках слово «фарисей» синонимом слов «ханжа» и «святоша».

Именно фарисеев имеет в виду Иисус под «лицемерами», когда обращается к своим ученикам в Нагорной Проповеди: «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми… Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:5-6).

Если все же поискать для «перушим» времен Иисуса какой-то аналог в религиозной жизни современной России, то скорее уж можно сравнить их с теми ультраконсервативными ревнителями «православного благочестия», для которых характерно тщательнейшее внимание к мельчайшим обрядовым деталям и расширительное толкование древних правил.

Как известно, в 73 правиле Трулльского собора запрещено изображать крест на напольных мозаиках («изображение креста, начертываемое некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих»).

В некоторых ультраправославных домах и монастырях, расширяя Трулльское правило до абсурда, выламывают паркет, если две паркетины на нем легли перпендикулярно, и вырезают крестовины из сифонов умывальной раковины. Такое расширительное толкование правил и впрямь чем-то похоже на трактовку ветхозаветных заповедей в Мишне и Талмуде.

Ессеи

В отличие от фарисеев, которые, хоть и считали саддукейское священство заблуждающимся, но все равно, повинуясь Закону Моисея, шли в Храм, - ессеи с иерусалимским Храмом порвали. Точнее говоря, в ессейском движении существовали два крыла. Представители более умеренного жили семейной жизнью (правда, весьма воздержной) и, видимо, не исключали себя полностью из той религиозной жизни еврейского народа, которая сосредотачивалась вокруг иерусалимского Храма. Представители более радикального крыла (они, как принято считать, были обитателями Кумрана) порвали не только с Храмом, но и вообще со всей «мирской жизнью». Община кумранитов, как ее обычно реконструируют историки, была первым в истории библейской традиции монастырем. Принятию в общину предшествовал длительный период испытания.

Поступившие соблюдали строжайшую дисциплину, беспрекословно повиновались старшим. Все имущество у них было общим, одежда – бедной: «Платье и обувь они меняют лишь тогда, когда прежнее или совершенно разорвалось или от долгого ношения сделалось негодным к употреблению» (Иосиф Флавий, «Иудейская война» II 8:4). Поддержание ритуальной чистоты было важнейшей заботой общины: постоянные ритуальные омовения, особый ритуал вкушения «чистой» пищи, молитвы, заменившие собой храмовое богослужение. Строжайшим образом соблюдалась суббота. Члены общины давали обет есть только «чистую» пищу, приготовленную в общине, и только на совместной братской трапезе. Если кто-то из них был изгнан из общины, то, неукоснительно соблюдая обет, он был обречен на голодную смерть: «Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принять пищу от не собрата-он вынужден, поэтому, питаться одной зеленью, истощается и умирает от голода.» (Иосиф Флавий, «Иудейская война» II 8:8).

Иерусалимское священство было для них лжесвященством, храм – оскверненным. Даже календарь у ессеев был свой, «подлинный», отличный от иерусалимского; праздники не совпадали. В недалеком будущем они чаяли последней «войны сынов света с сынами тьмы»; причем «сынами света» были, естественно, ессеи, а «сынами тьмы» - все остальное человечество. Война должна была закончиться, с помощью Божьей, полной победой «сынов света» над врагами.

Если уж следовать тренду искать параллели между Иудеей времен Иисуса и нашей действительностью, то можно было бы сравнить ессеев с теми ультраортодоксальными и апокалиптически настроенными православными монашествующими, которые не только в теории, но и на практике соблюдают обет бедности, иерархию обличают в безблагодатности, и ждут скорого конца света.

Эпоха Второго Храма завершилась катастрофой. Националистический авантюризм народных вождей всемерно приближал ее – и приблизил. В 66 г. вспыхнула война с Римом, в 70 г. Иерусалим был взят и сожжен. Вместе с Храмом ушла в небытие саддукейская аристократия. «Сыны тьмы», вопреки ессейским пророчествам, уничтожили ессейские монастыри. Погибло множество фарисеев и множество простых людей. Уцелевшие фарисеи положили начало раввинистическому иудаизму.

Если задача религии заключается в том, чтобы поддержать национальную идентичность, сплотив народ вокруг некоей совокупности религиозных обрядов и правил, то фарисеи и их преемники полностью выполнили эту задачу. Сплотившись вокруг наследия фарисеев, вокруг учения о богоизбранности и детального кодекса религиозно-ритуальных предписаний, еврейский народ пережил и катастрофу 70 г. и еще целый ряд последовавших катастроф.

А за несколько десятилетий до того появилось христианство, возвестившее, что для Бога «нет ни эллина, ни иудея», что «не человек для субботы, а суббота для человека», и еще: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добро ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», и еще: «каким судом судите, таким будете судимы на Суде».